Региональное экономическое пространство. Его роль в формировании социально - экономических систем


Это полиструктурная системная совокупность ресурсов и субъектов хозяйствования и отношения между ними, которые формируют соответствующие сферы деятельности в процессе экономического воспроизводства, обеспечивающих общественное производство, обмен, распределение и потребление материальных благ и услуг для нужд общества.

Основные признаки регионального экономического пространства следующие:

региональное экономическое пространство формируется в конкретном территориальном измерении соответствующего системного ранга (элементы системы расселения, административно-территориальной единицы, экономического района и т.д.) в виде организации экономического пространства;

Имеет исторический характер формирования и связь его системно-существенных признаков с историческими процессами развития и формирования общественно-экономической формации государства;

Ему присущи многомерность и полиструктурность, которые в рамках экономического пространства образуют поля и соответствующие им структуры - институциональную, финансовую, производственную, инфраструктурную, технологическую, торговую и др..;

Дискретность формирования экономического пространства, закономерная неравномерность его развития;

Возможность и необходимость управления формированием экономического пространства региона, наличие системы регулирования его развитием.

Региональное экономическое пространство подчинено системе национальной экономики. Оно функционирует в определенных пределах экономической самостоятельности соответствии с разграничением полномочий между центром и регионами. Элементы в нем взаимодействуют между собой, образуя пространственные, временные, пространственно-временные взаимозависимости. Так формируются вертикальные и горизонтальные взаимосвязи: одни - из-за действия компонентов пространства, другие - через относительное положение тех и других на территории. Сочетание этих связей приводит к возникновению сложных пространственных структур и систем. Поэтому экономическое пространство относительно устойчивого пространственного развития производительных сил - это совокупность экономических отношений или их формальных аналогов - региональных социально-экономических систем. Экономическое пространство играет роль целостной системы взаимодополняющих субъектов на соответствующей территории, между которыми существует устойчивый разделение труда. Формирование региональных социально-экономических систем происходит по следующим основным принципам: территориальность, комплексность, целостность, глобальность.

Территориальность - это главное свойство экономического пространства , предполагает учет всей совокупности факторов регионального развития, общих закономерностей размещения производительных сил, принципов региональной политики на перспективу с целью рационализации территориальных пропорций. Она изучает пространственную дифференциацию объектов исследования. Территорию следует рассматривать как основу объединения человеческого общества и экономики. Она является базой, где проходит жизнь человека, является ресурсом природы и общества. То есть территория составляет среду жизни человека со специфическими социально-экономическими, материально-техническими условиями. Поэтому территориальный аспект пространственного развития является определяющим при изучении размещения производительных сил экономического пространства.

Принцип комплексности понимают как обеспечение пропорционального и сбалансированного функционирования территории. Понятие «комплексность» означает сочетание всех элементов, явлений, составляющих одно целое. Комплексность пространственного развития производительных сил - это сочетание структурных элементов и пропорционально взаимосвязанное развитие всех подсистем, внутреннее согласование экономических, экологических, социальных процессов и явлений, развитие регионов как территориальных общественных систем; эффективность использования социально-экономического и природно-ресурсного потенциала. На региональном уровне она выражается через различные элементы хозяйства региона, их рациональное использование (прежде всего, природных ресурсов), через дальнейшее совершенствование инфраструктуры, трудовых ресурсов, научно-технического и образовательного потенциала как составляющих единого экономического пространства страны.

Принцип региональной целостности связан с единством природных, социальных и экономических процессов и явлений, проявляется на территории экономического пространства. По принципу регионально-целостного подхода регион рассматривается как целостная система и как составляющая экономического пространства.

В современных условиях триединый подход в исследовании экономического пространства дополняется новым качеством - глобальностью, т.е. необходимостью соотношения локальных, региональных и национальных проблем с их мировым (глобальным) фоном.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Государственное регулирование социально-экономического развития РФ. Формирование программ социально-экономического развития регионов России. Механизмы регионального регулирования экономики на примере Северо-запада Сибири и Дальнего Востока в 2010 г.

    курсовая работа , добавлен 18.10.2013

    Региональное развитие как фактор успешного регулирования экономики. Критерии социально-экономического развития и конкурентоспособности региона. Методы административного регулирования. Социально-экономическая и инвестиционная политика Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 28.11.2013

    Характеристика современного состояния управления комплексным социально-экономическим развитием районов городов Российской Федерации. Исследование основных показателей социально-экономического развития Ленинского района на фоне показателей города Перми.

    реферат , добавлен 19.04.2015

    Теоретические и методологические аспекты управления региональным развитием на примере Тюменской области. Сущность, цели, критерии социально-экономического развития региона. Система регионального программирования. Разработка и утверждение целевых программ.

    курсовая работа , добавлен 20.04.2011

    Анализ современной динамики региональных процессов в России. Причины дифференциации развития регионов. Определение основных направлений развития единого экономического пространства государства. Выравнивание социально-экономического развития регионов.

    курсовая работа , добавлен 24.09.2014

    Региональная политика в России, обоснование регионального выравнивания и механизмов регулирования экономики. Выбор научно-обоснованной стратегии регионального развития. Пути социально-экономического развития и выравнивания региональных диспропорций.

    реферат , добавлен 26.07.2010

    Инфраструктура потребительского рынка услуг на современном этапе, диалектика взаимодействия управления и собственно процесса предоставления услуг. Принципы концепции институциональной устойчивости сферы социально-бытового обслуживания населения.

    Совокупность экономических отношений, складывающихся на основе единых правил их регулирования и развивающихся на территории, не имеющей внутренних экономических границ для перемещения рабочей силы, капитала, товаров и услуг. Следовательно, экономическое пространство представляет территориальную (региональную) основу для функционирования экономических процессов. Можно сказать, что Э.п.р. - это территория, на которой действует любой экономический процесс. Таким образом, Э.п.р. - это территория, на которой действует присущая данному региону система экономических связей, постоянно развивающихся в процессе взаимного дополнения и переплетения хозяйствующих структур, между которыми имеет место устойчивое территориальное разделение труда. Можно отметить следующие особенности регионального экономического пространства: 1) общее экономическое пространство может образовываться в рамках различных субъектов хозяйствования независимо от величины их потенциала, если они связаны между собой устойчивым разделением труда, а их интересы в экономических связях совпадают; 2) общее экономическое пространство выступает не как временные отношения между хозяйствующими субъектами региона, а как определенное состояние функционирования взаимосвязанных хозяйственных структур; 3) региональное экономическое пространство имеет внутренне противоречивый характер. Источники его самодвижения и саморазвития находятся в объективно обусловленных противоречиях внутри хозяйствующих субъектов, связанных между собой разделением труда. Целью формирования экономического пространства является создание эффективной региональной экономической интеграции, основанной на взаимном интересе и равноправном партнерстве. Основой Э.п.р. должна стать полная самостоятельность товаропроизводителей как главных субъектов экономической деятельности. Они не должны подчиняться ни региональным, ни местным административным структурам. Предприятия в своей деятельности должны руководствоваться только законом и общими правилами рыночных отношений в масштабах всей страны. Таким образом, к одному из ведущих принципов формирования и функционирования регионального экономического пространства должно быть отнесено общее хозяйственное законодательство, определяющее правовые нормы функционирования субъектов экономических отношений. К существенным принципам формирования экономического пространства можно отнести: 1) свободу экономических, научно- технических и других договорных отношений между предприятиями. Каждое предприятие имеет право заключать договоры с любыми предприятиями в рамках действующего законодательства; 2) единую финансовую и ценовую политику, однако, с существенным перемещением прав в пользу местных органов управления и производителей, единую налоговую и бюджетную политику, а также регулирование цен на ключевые виды сырья, продукции, товаров и услуг, круг которых согласовывается всеми субъектами общего экономического пространства; 3) единую рыночную инфраструктуру - общие транспортные и информационные коммуникации, а также системы статистики и стандартизации; 4) единую социальную политику, направленную на установление гарантированных минимальных уровней заработной платы, пенсий, пособий и других выплат, компенсаций, индексаций доходов населения, а также нормативов обеспечения населения жильем и объектами сферы социально-культурного обслуживания населения с учетом региональных условий; 5) централизованное регулирование развития Э.п.р. посредством целевых инвестиций, дотаций (субвенций), в частности, по оказанию помощи районам бедствия, депрессивным районам, а также протекционистской политики по отношению к отдельным сферам хозяйственной деятельности. По мере становления этих сфер (переспециализации, повышения технического уровня, повышения конкурентоспособности) государство может освободиться от регулирующих функций. Э.п.р. обладает также неоднородностью структуры, обусловленной определенным, приуроченным к конкретной территории, сочетанием факторов и условий его развития. Это означает членение пространства на своеобразные территориальные единицы, каждая из которых выполняет определенную функцию - значительную или незначительную, но в любом случае необходимую. Экономическое своеобразие этих территориальных единиц (чаще всего выражающееся в специализации) обусловливается их природными ресурсами, географическим положением, историческими особенностями развития и трудовыми навыками, национально-этническими особенностями и другими факторами. Именно поэтому территориальная единица может пониматься не просто как участок территории, а как определенное сочетание производства, населения и ресурсов на данной территории. Помимо своей внешней хозяйственной функции, каждая территориальная единица выполняет и другую функцию, которую можно определить как воспроизводственную. Территориальная единица в процессе развития воспроизводит свою структуру, ресурсную базу, труд, окружающую среду и в общем случае - особенности производственной деятельности и условий жизни людей. Разнообразные факторы, особенности выполнения внутренних и внешних хозяйственных функций, различие в сочетаниях ресурсов обусловливают в конце концов формирование для каждой территориальной единицы определенного (на данный период) экономического статуса. Этот статус определяет уровень и степень вовлечения данной единицы в систему территориального разделения труда. Но каковы бы ни были этот уровень и эта степень, территориальная единица всегда остается элементом регионального экономического пространства. Литература: Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. М., 2003; Пространственные трансформации в российской экономике / Общ. ред. П.А. Минакира. М., 2002; Раевский С.В. Управление стабилизацией и развитием экономики региона. Владивосток, 2000. © Раевский С.В.

    С точки зрения внутренней пространственной структуры регионы делятся на два основных типа: однородные и узловые.

    Однородный (гомогенный) регион не имеет больших внутренних различий по существенным критериям, например по природным условиям, плотности населения, доходам на душу населения и т.п. Очевидно, что полностью однородный регион - это абстракция, в реальности полностью однородных регионов быть не может. Даже если по многим критериям регион относительно однороден, то по некоторым другим - обязательно неоднороден. В частности, наличие в регионе какого-либо особенного природного объекта (водного источника, месторождения полезного ископаемого и т.п.) или же крупного города делает регион неоднородным сразу по многим критериям.

    Понятие однородного (гомогенного) региона имеет главным образом концептуально-методологическое значение. Так, анализ национальной экономики как системы регионов сосредоточивает внимание на различиях между регионами в предположении, что внутренние различия регионов являются несущественным фактором, т.е. каждый регион условно однороден.

    Допущение однородности регионов неявно присутствует в макроэкономических теориях и моделях регионального развития (см. гл. 2 и 4).

    Узловой регион имеет один или несколько узлов (центров), которые связывают остальную часть пространства. Регион такого типа называют также центральным, поляризованным.

    В пространственной структуре узлов региона выделяют ряд типовых элементов:

    Точка - объект, участок, внутренними размерами которого можно пренебречь. Центр - объект (или концентрированная группа объектов), который по отношению к остальному пространству выполняет какую-то важную функцию (административную, финансовую, информационную и т.п.).

    Ядро - часть региона, в которой в наибольшей степени (с наибольшей плотностью, интенсивностью) выражены его существенные признаки. Например, в регионе ресурсного типа в ядре концентрируется основная часть добычи сырья.

    Периферия - "остальная" часть пространства, дополняющая центры, ядро. Кроме того, в анализе пространства региона выделяют и другие элементы: очаг, фокус, полюс и т.д.

    Формы пространственной организации хозяйства и расселения

    В экономическом пространстве существует большое разнообразие форм организации хозяйства и расселения.

    Элементарный объект пространства - локалитет - местность ("малая территория") с каким-то одним объектом. Это может быть компактный населенный пункт, предприятие, коммуникация и т.п., т.е. локалитет может быть поселенческим, промышленным, транспортным, рекреационным и т.д.

    Сочетания локалитетов образуют конкретные формы пространственной организации хозяйства и расселения.

    Промышленный узел - это сочетание промышленных предприятий, одного или нескольких населенных пунктов вместе с общими объектами производственной и социальной инфраструктуры, размещенных на компактной территории.

    Транспортный узел - пересечение транспортных коммуникаций, как правило, сочетающееся с концентрацией производства и населения.

    Территориально-производственный комплекс (ТПК) - сочетание различных технологически связанных производств с общими объектами производственной и социальной инфраструктуры. ТПК имеют производственную специализацию в масштабах межрегионального, национального и даже мирового рынков. ТПК являются типичной формой хозяйственного освоения новых территорий с богатыми природными ресурсами. Например, это Братско-Усть-Илимский и Саянский ТПК, специализированные на электроэнергетике, цветной металлургии и лесопереработке, а также ряд других ТПК Сибири и Севера.

    Агломерация - территориальное образование, интегрирующее промышленные и транспортные узлы, системы коммуникаций, города и населенные пункты. Агломерации характеризуются особо высокой концентрацией хозяйства и населения. Примерами являются Московская и Санкт-Петербургская агломерации. Формы расселения подразделяются на городские и сельские.

    Городские населенные пункты различаются прежде всего по численности населения. В России численность населения города должна быть не менее 10 тыс. чел., а других городских образований (поселков городского типа) - не менее 2 тыс. чел. Большие города имеют численность населения не менее 100 тыс. чел. (в том числе сверхкрупные - свыше 500 тыс., крупные - от 100 до 500). Средние города - от 50 до 100 тыс. чел. Полусредние - от 20 до 50 тыс. чел. Малые города - от 10 до 20 тыс. чел.

    Городские населенные пункты выполняют разнообразные функции в пространственной организации хозяйства (эти функции называют градообразующими).

    Монофункциональные города концентрируют какую-то одну отрасль хозяйства или деятельности: промышленность, транспортные услуги оздоровительные учреждения (курортный город) и т.п. Некоторые города обслуживают только одно предприятие (оборонный завод, рудник, гидроэлектростанцию, морской порт и т.д.). Гораздо более распространены многофункциональные города, которые одновременно концентрируют промышленность, строительство, транспорт, торговлю, финансы, учреждения образования, здравоохранения, культуры, науки, управления и т.п.

    Типы сельских поселений в большей степени, нежели городские, отражают природные, исторические, национально-культурные особенности народонаселения. Для исторического ядра России характерен деревенский тип расселения, сложившийся при общинной форме землепользования. На Северном Кавказе это казачьи станицы и горные аулы. В Сибири и на Дальнем Востоке - лесопромышленные и горнопромышленные поселки. На Крайнем Севере - оленеводческие и охотничьи поселки.

    Происходящий на протяжении нескольких веков процесс концентрации населения и производства в городах - урбанизация - имеет своим результатом образование систем городов, поглощающих значительную часть сельских поселений и сельского населения. Уменьшение сельского населения происходит в результате его миграции в города, включения сельских поселений в городскую черту растущих городов, преобразования крупнейших сельских поселений в городские поселки.

    Развивающиеся города образуют агломерации.

    Крупнейшая в России Московская агломерация с населением около 9 млн. чел. включает город Москву и городские поселения, подчиненные администрации г. Москвы, в том числе город-спутник Зеленоград. Слияния городских агломераций образуют мегаполисы, концентрирующие по нескольку десятков миллионов человек (северо-восточное побережье США, восточно-центральное побережье острова Хонсю в Японии и др.).

    Современной тенденцией урбанизации в развитых странах является переезд наиболее обеспеченной части населения из городских центров в более комфортабельные пригороды и поселки с хорошей транспортной доступностью (процессы субурбанизации и дезурбанизации). В России эти процессы находятся пока в начальной стадии.

    Рассмотренные формы пространственной организации хозяйства и расселения неравномерно распределяются по территории больших стран (России, США, Канады, Бразилии, Китая и др.).

    Различные части таких стран (крупные регионы) могут относиться к разным типам пространственной структуры. Для России характерны следующие типы пространственной структуры:

    Очаговая и рассеянная (значительная часть европейского и азиатского Севера, а также южные регионы Сибири и Дальнего Востока, удаленные от железных дорог);

    Равномерно-узловая (Центрально-Черноземный район, значительные территории других экономических районов в европейской части);

    Агломерационно-узловая (наиболее промышленно развитые части Северо-Запада, Центра, Поволжья, Урала, юга Сибири).

    Развитие регионов меняет соотношение указанных типов пространственной структуры: уменьшается территория с преобладанием первого типа, увеличивается распространение третьего типа.

    Социальная работа осуществляется в определенном экономическом пространстве, которое входит в социальное пространство в целом.

    По определению ученых (А.И. Яковлева, Е. И. Холостова и др.), социальное пространство как форма общественного бытия предстает в виде обширного «поля», где на разных уровнях и в разных сферах социальной реальности взаимодействуют органы и учреждения, всесторонне обеспечивающие общественную жизнедеятельность, осуществляются социальные связи и отношения между общественными субъектами (социальные группы, индивиды). Это процесс, развернутый во времени, в непрерывном движении всех структурных элементов и преобразований.

    В социальном пространстве осуществляются экономические связи и контакты, выражаются многообразные экономические формы и способы сосуществования и взаимодействия социальных субъектов (личность, семья, трудовой коллектив, общность, группа и т.д.), образуя своеобразное экономическое пространство.

    Экономическое пространство социальной работы – это постоянно развивающаяся, упорядоченная социальная система, экономическое взаимодействие институтов социальной защиты, ее субъектов и объектов, обеспечивающее условия для нормальной жизнедеятельности членов общества, оптимального удовлетворения их потребносте и реализации творческого потенциала личности.



    Экономические условия в социальном пространстве цивилизованного общества должны строиться на основе справедливого распределения материальных и духовных благ, надежных гарантий обеспечения жизнедеятельности входящих в него социальных субъектов. Именно это является важнейшей предпосылкой создания эффективной экономической основы социальной работы.

    Понятие «экономическое пространство социальной работы» связано с понятием «социальная сфера» в ее взаимодействии с экономической, политической и духовной сферами жизни общества.

    Важнейшей задачей социальной сферы является изучение экономических потребностей субъекта (личности, семьи, коллектива и т.д.), выявление экономического потенциала по их удовлетворению в соответствии с научно обоснованными нормами и экономическими возможностями общества на данном этапе. В структуре реализации экономических механизмов этого пространства выделяются два основных элемента: государственный (республиканский, региональный и местный) и негосударственный.

    Экономическое пространство социальной работы включает экономику всей системы социальной защиты, экономику образования, здравоохранения, сферы трудовых отношений, культуры, быта и др. Экономика каждой из этих сфер имет специфические особенности и выполняет специфические функции. Кроме того, необходимо помнить, что экономические связи социального пространства должны быть направлены на обслуживание абсолютно всего населения государства, а не только тех, кто нуждается в социальной поддержке и помощи.

    Сфера трудовых отношений. На предприятиях образуется материальная база социальной защиты населения за счет отчислений в фонды социального обеспечения и социального страхования; создаются рабочие места и условия труда, ведется жилищное строительство, осуществляется социально-бытовое обслуживание работающих, их материально-экономическая поддержка и т.д. Производственные предприятия, учреждения заботятся об отдыхе, лечении, повышении квалификации своих сотрудников. Определенную роль в экономических отношениях играют профессиональные союзы трудящихся. Причем следует отметить, что их значение как выразителей и защитников социальных интересов членов общества в условиях рыночных отношений объективно должна увеличиваться. Возрастает их роль в финансировании целевых строительных программ, стрительстве и ремонте жилищного фонда и объектов социальной инфраструктуры, аткивизации экономической деятельности малого и среднего предпринимательства, создании благоприятных условий для самообеспечения населения.

    Сфера здравоохранения. Составной частью экономического пространства социальной работы является здравоохранение. Каждый гражданин, согласно Конституции, имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет соответствующих средств бюджета, страховых взносов, других поступлений. В настоящее время очевидна необходимость поиска новых форм взаимодействия комплекса экономических, социальных, государственных, правовых, экологических и других структур, участвующих в формировании здоровья нации. Для этого нужны новые подходы к организации всей работы в деле охраны здоровья народа, одним из которых может явиться создание в нашем государстве медико-социальной помощи населению. В настоящее время медико-социальная помощь рассматривается как один из основных механизмов реализации на практике государственной политики в области социальной защиты и поддержки населения. Необходимо рассматривать здоровье как экономическую категорию. Понятие «общественное здоровье», или «экономика здоровья», возникло в связи с необходимостью получить ответ на вопрос о влиянии государства, общественно-экономических отношений на уровень здоровья населения в целом и отдельного человека в частности. Общественное здоровье – это макроэкономический показатель, непосредственно влияющий на расширенное воспроизводство рабочей силы и, следовательно, на процесс материального производства общественного богатства государства и благосостояния человека как объекта социальной работы. Иначе говоря, оно побуждает общество поддерживать высокие показатели здоровья населения (нации, класса, группы, семьи и т.д.) и находить интегральный критерий оценки общественного здоровья.

    С этой точки зрения, реформирование здоровья должно осуществляться на основе следущих ключевых принципов: повышение профилактической направленности; единство медицинской науки и практики здравоохранения; участие населения в решении финансовых вопросов охраны здоровья; разумная децентрализация управления; создание рынка медицинских услуг; многоканальность финансирования в системе охраны здоровья населения в соответствии с объемом и качетсвом предоставляемых услуг, медико-социальная профилактика и др.

    Сфера образования и воспитания. Одним из субъектов экономического пространства является система образования. Каждый имеет право на образование. В Республике Беларусь, как указано в Конституции, гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного, среднего профессионального образования в государственных учреждениях и на предприятиях; каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном учреждении и на предприятиях.

    Образование выполняет по меньшей мере две важнейшие функции. Первая, в широком смысле, – развитие личности, включая ее социализацию, а также духовное, нравственное и художественное развитие. Вторая – экономическая функция, подчиненная требованию воспроизводства квалифицированной рабочей силы. Предпосылкой общественного прогресса является взаимосвязь этих функций. А условием реализации этой взаимосвязи – создание соответствующих ресурсных условий. При этом общество должно руководствоваться основным постулатом: инвестиции в человека, в его всестороннее развитие – наиболее эффективны и потому должны быть приоритетными.

    В Беларуси существует монополия государства во многих социальных сферах, включая и образование. Образование – это и процесс, и результат творческой передачи накопленных предыдущими поколениями духовных, культурных и материальных ценностей. Целью его должно быть создание и всесторонне совершенствование индивидуальных и коллективных ценностей и накопление знаний, которые бы позволили человеку быть хозяином своей судьбы.

    В переходный период наряду с традиционным государственным возникает и рыночный образовательный сектор. Начало ему было положено законом Республики Беларусь «Об образовании». Развитие негосударственного сектора позволяет направить ограниченные средства на поддержку приоритетных для государства направлений в системе образования.

    До 1988 года высшее учебное заведение считалось организацией, причисляемой к непроизводственной сфере, которая практически полностью финансировалось за счет средств государственного (и/или отраслевого) бюджета. Финансирование производилось по утвержденным сметам, оплата труда работников – по действующим твердым ставкам (окладам), а развитие материально-технической и социальной базы – посредством целевых капитальных вложений на расширение, реконструкцию и техническое перевооружение также из средств бюджета.

    Начиная с 1989 – 1990 годов на одно из первых мест вышла стратегия частичного самофинансирования за счет внебюджетных средств. Из бюджетной организации вуз превратился в субъект смешанной экономики, у которого доля внебюджетных средств стала занимать все большее место в активах. В средних специальных учебных заведениях платное образование также стало приметой переходного периода. Поступления из госбюджета лишь на 30-40, а в лучшем случае на 50% покрывают расходы, связанные с их функционированием.

    Республика Беларусь неизменно устанавливает государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования. Совершенствование экономического пространства образования идет в направлении сохранения основных фондов учреждений образования, их экономического обеспечения как за счет государственного бюджета, так и за счет привлечения дополнительных источников и перехода ена многоканальную модель финансирования. В сфере образования предпринимаются меры по сохранению гарантий на получение бесплатного образования, но в то же время создан и расширяется рынок платных услуг.

    Не менее важны и вопросы социально-экономического воспитания , т.е. педагогически ориентированная и целесообразная система общественной помощи подрастающему поколению в период его включения в социальную жизнь. Воспитание как целостный процесс становления личности включает образование, обучение и развитие детей и подростков.

    Учитывая специфику экономической концепции воспитания, можно условно вычленить следующие основные функции заинтересованных в ее осуществлении институтов:

    В семье: формирование и закрепление экономических качеств, навыков и умений посредством привлечения всех ее членов к труду, ведению семейного бюджета; воспитание экономически осознанного отношения к материальным ценностям, природной среде, семейному и общественному достоянию; выработка разумных потребностей и умение сочетать их с общественными возможностями;

    В школе: насыщение экономическим содержанием учебного процесса и внеклассной работы, формирование экономических умений и навыков в области планирования экономического расчета, конроля и анализа результатов хозяйственной деятельности. Целью системы социально-педагогического воспитания является формирование экономически грамотной социально-активной личности.

    Сфера культуры и искусства. Составной частью экономического пространства являются культура и искусство. В условиях перехода к обществу рыночных отношений происходит сокращение объемов государственного финансирования. Поэтому важное значение приобретает изменение принципов формирования республиканского, региональных и местных бюджетов. Государство обязано обеспечить экономические условия для облее широкого применения нетрадиционных форм поддержки отечественной культуры и искусства, которые пока существенно сдерживаются из-за отсутствия должной нормативной и законодательной базы, несовершенства налоговой системы, замедленных темпов структурных преобразований в социально-культурной сфере.

    Сфера труда и быта. Важное место в экономическом пространстве социальной работы занимает сфера труда и быта. На одно из первых мест выходит проблема стабильной занятости населения, т.к. она является важнейшим условием повышения уровня жизни граждан. Это выражается в росте явной и скрытой безработицы. Опасно то, что скрытая безработица не используется для переквалификации и переобучения работников в целях дальнейшего их рационального использования. А это в условиях возникновения массовой безработицы порождает опасность невозможности трудоустройства безработных.

    Особую значимость приобретают вопросы адресной и социально ориентированной государственной поддержки безработных, приведение в соответствие размера пособия по безработице с фактической величиной прожиточного минимума. В этих условиях основные направления социальной политики в сфере трудовых отношений предполагают:

    Предотвращение обвальной безработицы и осуществление социально-экономической поддержки безработных с учетом количества иждивенцев;

    Восстановление и укрепление системы контроля за соблюдением законодательства в области государственных гарантий оплаты, режима и охраны труда;

    Ратифицирование конвенции Международной организации труда (МОТ), устанавливающей международные стандарты общепризнанных прав работников наемного труда; принятие нового трудового законодательства, а также законов о коллекивных трудовых спорах, о статусе профсоюзов и др.

    Основной целью социальной политики государства в социально-трудовой сфере становится опора на социальных партнеров – представителей трудящихся и работодателей. Нельзя забывать еще об одном аспекте регулирования экономического пространства социальной защиты в трудовой сфере. Это – социальное страхование. Необходимо повышать ставки страховых отчислений на фонд оплаты труда тех предприятий, где не улучшаются условия труда и не снижается вредность производства. Защищать социальные права работающих следует не снижением возраста выхода на пенсию, а улучшением условий труда. А если это в данный момент невозможно, то должны быть соответствующие поступления в пенсионный фонд, компенсирующие досрочную выплату льготных пенсий.

    Для развития народного хозяйства и отдельных его регионов чрезвычайно важно разграничение инфраструктуры на производственную и социально-бытовую. Эти части инфраструктуры должны находиться в оптимальном соотношении во избежание диспропорции в развитии экономики государства.

    Социально-бытовая инфраструктура – это совокупность отраслей, непосредственно связанных с созданием общих условий для воспроизводства рабочей силы и обеспечением нормальной жизнедеятельности населения.

    Конституция гласит: каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления рпава на жилище; малоимущим, нуждающимся в жилье, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

    В условиях катастрофического роста стоимости жилья все более возрастает роль государства в гарантированной направленности жилищной политики: доступности молодым и малоимущим семьям льготных кредитов и погашении их части после рождения ребенка; в государственной гарантии исполнения контрактных договоров между строителями и заказчиками на приобретение жилья в рассрочку; в строительстве дешевого государственного жилья и т.д. Кроме того, необходимо принятие в регионах и на местном уровне социальных программ предоставления жилищных субсидий. В них должно быть предусмотрено постепенное увеличение доли стоимости оплачиваемых гражданами жилищно-коммунальных услуг в их реальной стоимости; дифференциальный подход к различным социальным группам населения и выплата жилищных субсидий исходя из социальных норм потребления этого вида услуг и скорректированного дохода семьи в соответствии с прожиточным минимумом и числом иждивенцев.

    Показатели состояния социальной системы и ее экономики прямо и непосредственно влияют на развитие всего общества в государстве и являются определяющими в оценке социального благополучия всего населения как сложной динамически развивающейся биоэкосистемы. Таким показателем ООН определило индекс развития человеческого потенциала как обобщенный показатель результатов деятельности общества в его социальном пространстве.

    Сфера социального обслуживания. Определенное место в экономическом пространстве социальной работы занимает система социального обслуживания, включающая комплекс разнообразных целевых услуг различным социальным слоям населения. В связи с кризисным состоянием экономики в период перехода к рынку сфера социального обслуживания находится в ведении государства и ограничивается категориями населения, находщимися в зоне риска.

    На государственном уровне эта сфера предоставляет минимальные социальные гарантии в виде пенсий, пособий, льгот и услуг в соответствии с законодательно установленными социальными нормативами. На региональном уровне, с учетом местных условий, обеспечивается социально-экономическая поддержка сверх государственного уровня.

    Все более значимое место в экономике социальной работы занимают благотворительные фонды, общественные и милосердные организации. Приоритетными становятся программы помощи незащищенным слоям населения, здравоохранению, образованию, культуре и искусству. Происходит профессионализация благотворительных организаций, накапливается опыт экономического взаимодействия с другими субъектами пространства социальной работы.

    Таким образом, экономическое пространство социальной работы нуждается в изучении, оптимизации экономических связей его субъектов, совершенствовании экономических отношений между ними, с государством и обществом, а также координации этих взаимосвязей на основе правового регулирования в условиях формирования рыночных отношений.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...