Первичное и вторичное распределение доходов. Показатели вторичного распределения доходов


ТЕМА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУЩНОСТИ И ФУНКЦИЙ ФИНАНСОВ

1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФИНАНСОВ

Финансы возникают с появлением денег. Деньги, выполняя функцию средства обращения, становятся капиталом, т. е. самовозрастающей стоимостью, стоимостью, приносящей прибыль доход. Таким образом, деньги создают условия для появления финансов как самостоятельной сферы денежных отношений, как части производственных отношений.

Термин "финансы" происходит от латинского слова finis, означающего конец, окончание, финиш.

В древнем мире и в средние века термин finis применялся в денежных отношениях, возникающих между государством (в лице короля, судей и т.п.) и населением. Он выражал окончательный расчет, т.е. означал завершение денежного платежа.

Лица, уплатившие взносы в пользу судьи, короля различных государственных органов, получали на руки документ, называемый fine.

Впоследствии от названия этого документа произошел термин financia, который на латинском языке означал денежный платеж.

В XVI в. во Франции латинский термин financia превращается во французский термин finance, означающий наличность, доход. Этот термин используется в смысле как совокупность публичных (т.е. государственных) доходов и расходов и постепенно трансформируется в современное понятие финансов.

Как историческая категория финансы являются продуктом цивзации. Они возникают с появлением торговли и как производное от торговли. Разделение труда и расчленение первобытного общества на отдельные классы привело к разложению родового строя и замене его государством. Домашняя утварь и стада животных из родовой (семейной) собственности переходят в частную собственность и становятся предметом обмена, т. е. превращаются в товар. Появляются деньги как знак обмена. Большую роль в обществе стали играть те, у кого много денег, что способствовало появлению купцов и капитала. Развитие процесса купли-продажи товара за деньги вызвало появление денежных займов и обменных пунктов (лавка менялы), и вместе с ними появляются процент, ростовщичество и банки. Государству для выполнения своих функций требуются денежные ресурсы, которые формируются в добровольной, а еще больше в принудительной форме с помощью сборов и налогов. Все это способствовало созданию финансов и финансовой системы государства, причем сначала появляются финансы граждан и на их основе возникают финансы государства как общественного института.

В докапиталистических формациях большая часть потребностей государства удовлетворялась путем установления различного рода натуральных повинностей и сборов. Денежное хозяйство в тот период было развито только в армии. Главными расходами рабовладельческих и феодальных государств были затраты на ведение войн, содержание двора монарха, государственного аппарата; строительство общественных сооружений (храмов, каналов для оросительных систем, портов, дорог, водопроводов). Главными доходами являлись: поступления от государственного имущества (доменов) и регалий (монопольного права монарха на отдельные промыслы и торговлю определенными товарами); военная добыча, дань с покоренных народов; натуральные и денежные сборы и повинности, пошлины, займы.

С разложением феодализма и постепенным развитием в его недрах капиталистического способа производства все большее значение стали приобретать денежные доходы и расходы государства; доля натуральных сборов и повинностей резко сократилась.

На ранних стадиях развития государства не существовало разграничения между ресурсами государства и ресурсами его главы: монархи распоряжались средствами страны как своей собственностью. С выделением государственной казны и полным отделением ее от собственности монарха (16-17 вв.) возникают понятия государственных финансов, государственного бюджета, государственного кредита.

Государственные финансы послуж мощным рычагом первоначального накопления капитала, происходившего в 16-18 вв. Из колониальных стран в метрополии притекали огромные богатства, которые в любой момент могли быть использованы в качестве капитала. Государственные займы и налоги широко использовались в производительных целях для создания первых капиталистических предприятий. Важная роль в создании первоначальных капиталов принадлежала системе протекционизма, которая позволяла первым капиталистам устанавливать на производимые промышленные изделия высокие цены, получать высокие прибыли, которые в значительной части направлялись на расширение производства.

В условиях капитализма, когда товарно-денежные отношения приобретают всеохватывающий характер, финансы выражают экономические отношения в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода.

Основные средства капиталистических государств стали концентрироваться в государственном бюджете.

Для государственных финансов капиталистических стран характерен быстрый рост расходов, что обусловлено прежде всего усилением мтаризации экономики. В конце 19 в. почти во всех капиталистических странах затраты государства на военные цели, погашение государственного долга и процентов по нему составляли свыше 2/3 всех государственных расходов. Крупные средства направлялись также на содержание государственного аппарата - парламента, министерств, ведомств, полиции, тюрем и др. Затраты на просвещение, здравоохранение были крайне невелики. Основным источником доходов государства были налоги, пре­имущественно косвенные.

Двадцатый век характеризуется мощным развитием производительных сил, образованием монополистических объединений, слиянием государства с монополиями, расширением функций капиталистических государств. Государство не только обеспечивало обороноспособность страны, охрану частной собственности на средства производства, свободу предпринимательства и правопорядок, но и стало участвовать в процессе производства, распределения и использования общественного продукта.

Каковы предпосылки возникновения финансов? Почему только в средние века возникли данное явление и термин, отражающий его. Ведь че­ловечество задолго до этого имело деньги, товарно-денежные отношения, государственное устройство.

Первая предпосылка. Именно в Центральной Европе в результате первых буржуазных революций хотя и сохранились монархические режимы, но власть монархов была, значительно урезана и самое главное произошло отторжение главы государства (монарха) от казны. Возник общегосударственный фонд денежных средств - бюджет, которым глава государства не мог единолично пользоваться.

Вторая предпосылка. Формирование и использование бюджета стало носить системный характер, т. е. возникли системы; государственных. доходов и расходов, с, определенным составом, структурой и законодательным закреплением. Примечательно, что основные группы - расходной части бюджета практически не изменялись, в течение многих столетий. Уже тогда были обозначены четыре направления расходов: на военные цели, управление, экономику, социальные нужды. Интересен и тот факт, что практически до сих пор неизменной (11-13%) остается доля расходов на управление в бюджетах разных стран в различные периоды.

Третья предпосылка. Налоги в денежной, форме приобрели преимущественный характер, тогда как ранее доходы государства формировались главным образом за счет натуральных податей и трудовых повинностей.

Таким образом, только на данном этапе развития государственности и денежных отношений стало возможным распределение созданного продукта в стоимостном выражении. Распределительные отношения - часть экономических отношений в обществе, и финансы, будучи выражением этой объективно существующей сферы экономических отношений, являются экономической категорией. Они имеют ярко выраженное специфическое общественное назначение - формирование и использование денежных фондов государства посредством особых форм движения стоимости. Финансы вместе с тем и историческая категория, так как они имеют стадии возникновения, развития, т. е. изменяются во времени.

Можно выделить два основных этапа развития финансов. Первый этап - неразвитая форма финансов. Она характеризуется непроизводительным характером финансов; т. е. основная масса денежных средств (2/3 бюджета) расходовалась на военные цели и практически не оказывала воздействия на экономику. Второй характерной чертой этого периода была узость финансовой системы, так как она состояла из одного звена - бюджетного, и количество финансовых отношений было ограничено. Все они были связаны сформированием и использованием бюджета. По мере развития товарно-денежных отношений, государственности возникала необходимость в новых общегосударственных фондах денежных средств и соответственно новых группах денежных отношений по поводу их формирования и использования.

В настоящее время повсеместно, независимо от политического и экономического устройства того иного государства, финансы вступ в новую стадию своего развития. Это обусловлено многозвенностью финансовых систем, высокой степенью воздействия на экономику большим разнообразием финансовых отношений. На этой стадии финансы становятся одним, из важнейших орудий косвенного воздействия на отношения общественного воспроизводства: воспроизводства материальных благ, рабочей силы и производственных отношений.

2. СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ

Финансы следует рассматривать как экономическую категорию, которая отображает создание, распределение и использование фондов финансовых ресурсов для удовлетворения потребностей хозяйственной деятельности, предоставление разнообразных услуг населению со стороны государства, обеспечение выполнения государством ее функций. В конечном итоге целью функционирования финансов является достижение высокого уровня благосостояния как государства, так и отдельного гражданина. В практическом плане финансы - это составляющая экономической системы любого государства, использование которой предоставляет возможность успешно реализовать конечную цель экономического и социального развития. Исторический опыт убеждает, что финансы успешно можно использовать как в тоталитарных системах для удовлетворения узкоклассовых, партийных личных интересов, так и в демократических системах для достижения социального согласия, для высокоэффективного производства и повышения жизненного уровня граждан.

Как объективное явление в экономической жизни общества финансы могут успешно выполнять свою роль только за определенных организационных основ, т.е. при наличии совершенной законодательной базы и соответствующих финансовых институтов.

Финансы не только показатель уровня экономического развития общества, но и важный инструмент этого развития. В зависимости от опознания экономической сути и роли финансов в государстве находится и их использование для достижения поставленной цели.

Переход к рыночной экономике характеризуется резким изменением влияния финансов на процесс воссоздания. Происходит качественный и количественный переход на новый уровень использования финансов в экономической системе государства.

Назначение финансов - обеспечить необходимые условия для создания, распределения и использования валового внутреннего продукта в стране. Это достигается путем организации разнообразных фондов финансовых ресурсов на всех этапах деятельности государства, предпринимательских структур и каждого отдельного гражданина. Фонды финансовых ресурсов, которые обслуживают экономические процессы, отличаются методами создания, направлениями использования, интересами субъектов экономической деятельности, методами производственной и общественной интеграции и конечных целей соответствующего вида деятельности.

Финансы выполняют свою роль через формы, методы создания и использования финансовых ресурсов вместе с другими экономическими категориями, в первую очередь с ценой. Цена отображает параметры влияния финансов на процессы, связанные с созданием и использованием валового внутреннего продукта, потому что при реализации товара, работы услуги устанавливается их реальная стоимость и реальные величины фондов финансовых ресурсов, которые определятся после окончания производственного цикла: фонда нагромождения, фонда потребления и фонда восстановления производственных фондов

Финансы как объект исследования имеют сущность и внешние формы проявления. Для познания сущности финансов недостаточно ограничиться простым созерцанием движения денег, потому что по внешней форме проявления могут скрываться различные экономические явления, стоимостные категории. Поэтому для изучения сущности финансов необходимо обобщить всю систему отношений, которые абстрагируются в этой категории, проанализировать весь массив фактов, которые имеют к ней непосредственное отношение, систематизировать их, выстроить своеобразную модель.

Финансы - это система денежных отношений, которые возникают в процессе распределения и перераспределения на макроуровне - валового внутреннего продукта и национального дохода (на микроуровне - выручки и прибыли), по поводу образования, распределения и использования финансовых ресурсов (что чаще всего происходит в фондовой форме) с целью удовлетворения общественных интересов и потребностей.

Характерными признаками, которые вытекают с определения экономической сущности финансов и предоставляют возможность выделить финансовые операции с определенного массива фактов, есть такие:

Ø финансы участвуют в стоимостной форме распределения;

Ø финансы всегда имеют дело с движением финансовых ресурсов (их формированием, распределением, использованием), которое чаще всего происходит в фондовой форме.

Особенно необходимо отметить на заключительной части определения сущностити финансов, конечной цели их функционирования удовлетворении общественных интересов и потребностей. Однако система общественных интересов и потребностей достаточно разнообразна и имеет в своем составе общегосударственные, отраслевые, ведомственные, корпоративные, коллективные, групповые, региональные, местные чные интересы. К этому перечню следует прибавить еще и международные, межгосударственные, глобальные. Принимая во внимание ограниченность финансовых ресурсов и на противостояние интересов друг другу, большую сложность составляет достижение оптимального соотношения в их удовлетворении в процессе стоимостного распределения, осуществление правильного выбора. Удовлетворение интересов одних за счет ущемления других угрожает обществу негативными последствиями от сугубо этических рассуждений, социального недовольства, экономических кризисов, вплоть до политических потрясений. Как на макро-, так и на микроуровнях следует наибольшее внимания уделять мотивации наращивания объемов производства и реализации продукции, работ и услуг, увеличению объемов финансовых ресурсов, а в более широком понимании выручки и прибыли фирм, валового внутреннего продукта и национального дохода государства, которое может быть обеспечено через развитие национального предпринимательства, создание новых предприятий, решение платежного кризиса, увеличение количества рабочих мест и увеличение доходов и покупательной состоятельности населения.

Основными признаки финансов являются:

1. Денежные отношения, т.е. деньги выступают материальной основой существования и функционирования финансов (где нет денег, не может быть финансов).

2. Наличие двух субъектов, один из которых наделен особыми полномочиями. Таким субъектом выступает государство.

3. В процессе денежных отношений осуществляется формирование использование общегосударственных фондов денежных средств. Можно сказать, что отличительным признаком финансов является их фондовый характер.

4. Регулярное поступление средств в бюджет не может быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигается посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата.

3. ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ

Сущность финансов проявляется в их функциях. Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Эти функции осуществляются финансами одновременно. Каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль за этим распределением.

Распределительная функция проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание так называемых основных, первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на две группы: первая группа - зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства; вторая группа - доходы предприятий сферы материального производства.

Однако первичные доходы еще не образуют общественных денежных фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение перераспределение национального дохода.

Перераспределение национального дохода связано: с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций; наличием наряду с производственной непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение, управление); перераспределением доходов между различными социальными группами населения. В результате перераспределения образуются вторичные, производные доходы. К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги (подоходный налог с физических лиц и др.). Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.

Активно участвуя в распределении и перераспределении национального дохода, финансы способствуют трансформации пропорций, возникших при первичном распределении национального дохода, в пропорции его конечного использования. Доходы, создаваемые в ходе такого перераспределения, должны обеспечить соответствие между материальными и финансовыми ресурсами и прежде всего между размером денежных фондов и их структурой, с одной стороны, и объемом и структурой средств производства и предметов потребления - с другой.

Перераспределение национального дохода происходит между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, отраслями материального производства, отдельными регионами страны, формами собственности, классами и социальными группами населения. Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта (ВВП), совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создании рыночных структур экономики, укреплении государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения. При этом роль финансов подчинена задачам повышения материальной заинтересованности работников и коллективов предприятий и организаций в улучшении финансово-хозяйственной деятель­ности, достижении наилучших результатов при наименьших затратах.

Финансы выполняют также контрольную функцию. Будучи инструментом формирования и использования денежных доходов и фондов, они объективно отражают ход распределительного процесса. Контрольная функция проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

В условиях перехода на рыночные отношения финансовой контроль направлен на обеспечение динамичного развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех звеньях народного хозяйства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы. Нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства.

Одна из важных задач финансового контроля - проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Контрольная функция финансов проявляется также через многогранную деятельность финансовых органов. Работники финансовой системы и налоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджетной системы.

4. ДИССКУСИОННІЕ ВОПРОСІ СУЩНОСТИ И ФУНКЦИЙ ФИНАНСОВ

Несмотря на длительную историю существования финансов как научного понятия, их сущность до конца пока еще не раскрыта. Задача более полного познания сущности финансов осложняется тем, что она глубоко скрыта за внешними формами ее проявления, в которых различные финансовые явления предстают на поверхности общественной жизни.

К разряду дискуссионных в финансовой науке относится прежде всего вопрос об экономической природе и границах финансовых отношений. Одни ученые считают, что финансы возникают на второй стадии воспроизводственного процесса - при распределении и перераспределении стоимости общественного продукта; другие рассматривают финансы как ка­тегорию воспроизводства в целом, включая в состав финансов также денежные отношения на стадии обмена.

Правомерность расширительной трактовки финансов вызывает сомнение. Распределение и обмен - это разные стадии воспроизводства, имеющие свои, особые экономические формы выражения. Поэтому нелогично относить разные по характеру денежные отношения, возникающие на разных стадиях воспроизводственного процесса, к одной и той же категории - финансам. Более правомерно считать, что разные виды денежных отношений выражаются в различных экономических формах: отношения, связанные с распределением денежной формы стоимости общественного продукта, составляют содержание категории финансов, а отношения, возникающие в процессе товарного обращения на основе систематически совершаемых актов купли-продажи, принимают форму расчетов, осуществляемых посредством денег как всеобщего эквивалента и цены как денежного выражения стоимости.

Ученые, подчеркивающие распределительный характер финансовых отношений, не отрицают того, что финансы являются категорией воспроизводства. Утверждение о возникновении и функционировании финансов на второй стадии воспроизводственного процесса призвано подчеркнуть место и границы действия финансовых отношений, их специфику в системе экономических отношений, а не область и направления влияния. Финансовые отношения, будучи распределительными по характеру, одновременно являются неотъемлемой составной частью всей системы производственных отношений, органически взаимосвязаны со всеми стадиями воспроизводственного процесса и могут оказывать воз­действие на них. Ограничение финансов только отношениями второй стадии воспроизводственного процесса не исключает их из состава активных экономических рычагов, поскольку распределение не является лишь пассивным результатом производства и обмена; оно оказывает на них обратное влияние.

Большинство экономистов, разделяющих распределительную трактовку сущности финансов, включают в состав последних как отношения первичного распределения стоимости, так и ее перераспределения. Они обоснованно возражают против ограничения финансов только перераспределительными отношениями (в основном - бюджетными), поскольку именно благодаря финансам (непосредственно в сочетании с дру­гими стоимостными категориями) осуществляются процессы первичного распределения стоимости на отдельные составные части, каждая из которых получает определенное целевое назначение.

К числу дискуссионных относится вопрос о качественных признаках, определяющих специфику финансов как экономической категории. Споры идут в основном о том, включать не включать в определение финансов такой их признак, как императивность. Причем термин "императивность" трактуется учеными по-разному: одни видят в нем активную роль государства по организации финансовых отношений, другие - причину, порождающую функционирование финансов. Отношение к разным трактовкам одного и того же термина не может быть однозначным.

Финансовые отношения объективны, они существуют независимо от воли и сознания людей, поскольку обусловлены потребностями общества на определенной ступени его развития. В отличие от финансовых отношений формы их проявления всегда отражают деятельность субъекта, организуются им. Поэтому, если под императивностью понимается практи­ческая деятельность государства, направленная на организацию финансовых отношений, выработку форм их проявления и использования, то такое употребление термина не вызывает возражений. Однако, в подобной интерпретации императивность ничего не добавляет к характеристике сущности финансов, так как, во-первых, является чертой, отличающей форму проявления финансовых отношений, а не их сущность, и, во-вторых, продуктом деятельности государства выступают формы проявления не только финансовых, но и любых других экономических отношений.

Однако в некоторых публикациях императивность трактуется как сущностная черта финансовых отношений; подчеркивается даже, что при характеристике категории финансов без данной черты не обойтись, поскольку именно государство создает новые распределительные финансовые отношения, что непосредственной причиной возникновения и развития финансов является деятельность государства и его органов. По­добные утверждения неправомерны, ибо не сама деятельность государства, а объективные потребности общественного развития, вызывают существование финансов. Преувеличение роли государства в возникновении финансовых отношений может принести практический вред, поскольку таит в себе опасность волюнтаристского решения вопросов хозяйственной практики.

К числу дискуссионных относится также вопрос о функциях финансов. Многие экономисты считают, что финансы выполняют две функции - распределительную и контрольную. Однако в литературе можно найти утверждения, что финансам, помимо двух вышеназванных, присущи и другие функции: производственная (разные авторы по-разному ее называют), стимулирующая, регулирующая и т.д.

Признавая необходимость дальнейших исследований проблемы функций финансов, нельзя не подчеркнуть, что плодотворность научных разработок во многом будет зависеть от четкости определения предмета исследования. Например, к ошибочным результатам может привести непроизвольная под­мена вопроса о функциях финансов вопросом об их роли в общественном воспроизводстве, ибо это - разные, хотя и взаимосвязанные вопросы. Конечно, финансы играют важную роль в общественном воспроизводстве, с их помощью может стимулироваться эффективное использование факторов производства, регулироваться стоимостные пропорции, обеспечиваться условия для проведения режима экономии и т.д.


После распределения первичных доходов наступает этап перераспределения доходов, или вторичное их распределение, в ходе которого часть доходов в форме текущих трансфертов изымается у одних институционных секторов и передается другим институционным секторам. В перераспределении доходов на этой стадии участвуют такие текущие трансферты, как подоходные налоги, налоги на богатство и другие, взносы на социальное страхование, социальные по
собия и другие текущие трансферты. Рассмотрим состав каждого вида текущих трансфертов.
Текущие налоги на доходы, богатство и другие, участвующие во вторичном распределении доходов, состоят из подоходных налогов домашних хозяйств и корпораций и налогов на материальные ценности. К подоходным налогам относятся все налоги, кроме налогов на производство и нерегулярных налогов на капитал и материальные ценности. В соответствии с классификацией, применяемой в СНС, в эту группу налогов, кроме подоходных, входят налоги на доходы от прироста капитала и других налогов на доходы.
Подоходные налоги включают налоги с доходов частных лиц или домашних хозяйств, некоммерческих организаций и с прибылей корпоративных предприятий.
Подоходные налоги с частных лиц или домашних хозяйств образуются из налогов на личный доход и добавочных подоходных налогов. Они взимаются из общей суммы объявленных или предполагаемых доходов. В группу подоходных налогов входят также налоги с владельцев некорпоративных предприятий.
В соответствии с порядком налогообложения, установленным в Республике Беларусь, налогом облагается каждая категория доходов: заработная плата и приравненные к ней доходы, доходы, получаемые от выполнения разовых работ и других выплат не по месту основной работы, авторские вознаграждения, доход от предпринимательской деятельности и другие доходы. Сумма налога определяется по специально разработанной шкале для каждой категории доходов.
Подоходным налогом облагаются также суммы, выплачиваемые гражданам в форме дивидендов, а также доходы, получаемые ими в результате распределения прибыли (дохода) предприятия пропорционально доле их пая в уставном фонде.
К налогам на доходы корпораций относятся налоги на прибыль корпораций, доходы и другие налоги на доходы. Размер налогов определяется из суммы доходов, полученных от всех видов деятельности.
Налоги на доход от прироста капитала формируются из налогов на увеличение капитала (или активов) частных лиц или корпораций, необходимость уплаты которых возникла в текущем периоде, независимо от периода, в котором происходил прирост капитала. Расчет суммы налога ведется исходя из номинального полученного дохода.

Другие налоги на доходы формируются из текущих налогов на капитал и прочих текущих налогов.
Текущие налоги на капитал - это периодически уплачиваемые налоги на собственность или чистый капитал институционных единиц, кроме налогов на землю или другие активы, которыми владеет предприятие или которые оно арендует. В эту группу налогов не включаются налоги на собственность или материальные ценности, взимаемые нерегулярно и через большие интервалы или при особых обстоятельствах (налог на наследство). Такие налоги включаются в группу налогов на капитал.
К текущим налогам на капитал относятся текущие налоги на землю и здания, не принадлежащие предприятиям и не используемые ими в процессе производства, периодически уплачиваемые налоги со стоимости земли или основных фондов (за вычетом всех долгов по этим фондам) и текущие налоги на другие активы (периодические налоги с ювелирных изделий и других внешних признаков богатства).
К прочим текущим налогам относятся подушные налоги (на душу взрослого населения или на домашнее хозяйство), налоги на расходы, платежи домашних хозяйств за приобретение некоторых лицензий, налоги на финансовые и капитальные операции, гербовые сборы и налоги на внешние операции.
К текущим трансфертам, участвующим во вторичном распределении доходов, относятся взносы на социальное страхование. Они производятся предприятиями и работниками с тем, чтобы в будущем обеспечить право на получение пособий по социальному страхованию при наступлении определенных условий.
Взносы на социальное страхование в СНС рассматриваются как фактические взносы работодателей на социальное страхование, взносы наемных работников, взносы самостоятельных работников и незанятых лиц и условно начисляемые взносы на социальное страхование.
Фактические взносы работодателей на социальное страхование являются обязательными и представляют взносы в фонды социального обеспечения, страховым предприятиям или другим институционным единицам, осуществляющим административное управление социальным страхованием с целью обеспечения социальных пособий для своих работников.

К взносам работников на социальное страхование относятся отчисления в систему социального страхования в их собственных интересах. Они производятся в случаях, когда возникают обязательства уплаты взносов, обусловленные выполнением определенных работ. Эти взносы являются обязательными, хотя работники могут производить и добровольные отчисления.
Взносы в фонды социального страхования могут вносить также самостоятельно занятые работники и незанятые лица при возникновении обязательств об уплате. Они имеют как обязательную, так и добровольную форму и производятся в собственных интересах этих лиц.
Отдельные работодатели сами предоставляют социальные пособия своим работникам, бывшим работникам или иждивенцам из собственных источников, без создания специальных фондов. Для таких наемных работников необходимо производить условные начисления возмещений, которые должны быть равны сумме взносов на социальное страхование, требуемой для обеспечения прав на получение социальных пособий. Подобные взносы в системе называются условно начисленными.
К текущим трансфертам относятся социальные пособия. В СНС различают два вида социальных пособий: пособие по социальному страхованию и пособие по социальному обеспечению. В отличие от первого вида пособия по социальному обеспечению представляют текущие трансферты государственных органов или некоммерческих учреждений домашним хозяйствам для удовлетворения тех же потребностей, которые покрываются пособиями по социальному страхованию, но вне рамок системы социального страхования.
Необходимость выплаты социальных пособий может возникать в случае потребности во временной или постоянной медицинской помощи, в уходе или опеке в связи с болезнью, при хроническом заболевании, другом психическом или физическом состоянии, а также в результате увечья, несчастного случая на работе или других обстоятельствах, в связи с временной потерей трудоспособности, беременностью и родами, остановкой производства и другими причинами, достижением пенсионного возраста, потерей кормильца, обязанностью содержать на иждивении детей или других лиц в связи с возрастом, психическим или физическим состоянием.

Социальные пособия (кроме социальных трансфертов в натуральной форме) включают пособия по социальному обеспечению в денежной форме, пособия по социальному страхованию, финансируемые из частных источников, не- финансируемые социальные пособия наемных работников и пособия по социальной помощи в денежной форме.
Прочие текущие трансферты, участвующие в перераспределении первичных доходов, включают страховые премии и страховые претензии, не связанные со страхованием жизни, текущие трансферты в рамках органов государственного управления, текущие трансферты, связанные с международным сотрудничеством, трансферты между домашними хозяйствами, пени и штрафы, налагаемые судами за неуплату или уклонение от уплаты налогов, выплаты компенсации (за телесное повреждение, ущерб, нанесенный имуществу, и т. п.) и др.
Перераспределение первичных доходов отражается на счете вторичного распределения доходов (табл. 3.7).
Табл. 3.7. Схема счета вторичного распределения доходов по экономике в целом
По такой схеме составляется счет вторичного распределения доходов в целом по народному хозяйству. Валовой располагаемый доход в этом счете является балансирующей статьей и определяется путем прибавления к валовому национальному доходу текущих трансфертов, полученных от “остального мира”, и вычитания текущих трансфертов, переданных “остальному миру”, или прибавления к валовому национальному доходу сальдо текущих трансфертов с “остальным миром”.
Валовой располагаемый доход в целом по народному хозяйству характеризует размер средств, которыми располагает экономика и которые будут использованы на конечное потребление и сбережение.
Материалы счета вторичного распределения доходов позволяют проанализировать процессы, происходящие в пере
распределении доходов, изучить состав полученных и переданных “остальному миру” текущих трансфертов, динамику валового располагаемого дохода и текущих трансфертов.
Счет вторичного распределения доходов по республике приведен в табл. 3.8.
Табл. 3.8. Счет вторичного распределения доходов в народном хозяйстве Республики Беларусь за 1997 г.* (в текущих ценах)

  • Национальные счета Республики Беларусь за 1990-1997 гг. // Стат. сб. Мн., 1998. С. 31.
Валовой располагаемый доход равен: 351101 + (2652 - 692,4) = 353060,6 млрд р.
Сальдо текущих трансфертов от “остального мира” (по- лучено-передано) в Республике Беларусь в 1997 г. было положительным, поэтому валовой располагаемый доход за этот период оказался больше валового национального дохода. В течение 1991-1997 гг. соотношение этих показателей было различным. В 1991 г. они совпадали по величине, в 1994 г. валовый располагаемый доход был меньше валового национального дохода, а в остальные годы этого периода валовой располагаемый доход превышал валовой национальный доход, т. е. сальдо текущих трансфертов от “остального мира” было положительным.
Счет вторичного распределения доходов составляется также по институционным секторам экономики. В ресурсной части этого счета показывается сальдо первичных доходов по сектору и текущие трансферты к получению от других секторов экономики, а в “видах использования” - текущие трансферты к передаче другим институционным секторам экономики. Балансирующей статьей в счете вторичного распределения доходов по сектору выступает показатель валового располагаемого дохода, определяемый как сумма сальдо валовых первичных доходов и текущих трансфертов по соответствующему сектору.

Материалы счетов вторичного распределения доходов в разрезе секторов позволяют проанализировать состав и динамику переданных и полученных текущих трансфертов, а также валового располагаемого дохода, определить долю участия отдельных секторов в образовании валового располагаемого дохода по экономике, выявить тенденции и закономерности в перераспределении доходов.
Перераспределение доходов заканчивается образованием скорректированного располагаемого дохода, который отличается от располагаемого дохода на размер социальных трансфертов в натуральной форме. В состав социальных трансфертов в натуральной форме входят социальные пособия в натуральной форме (расходы фондов социального обеспечения на лекарства, медицинское лечение и др.) и нетоварная продукция органов государственного управления и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, а также товарная продукция, купленная у производителей и предоставленная домашним хозяйствам бесплатно или по экономически незначительным ценам.
Скорректированный располагаемый доход учитывается на счете перераспределения доходов в натуральной форме. Схема счета для сектора экономики показана в табл. 3.9.
Табл. 3.9. Схема счета перераспределения доходов в натуральной форме
Скорректированный располагаемый доход определяется по секторам общего государственного управления, некоммерческим организациям, обслуживающим домашние хозяйства, и сектору домашних хозяйств. По первым двум секторам скорректированный располагаемый доход равен разности располагаемого дохода соответствующего сектора и суммы социальных трансфертов в натуральной форме, подлежащей передаче сектору домашних хозяйств. По сектору домашних хозяйств скорректированный располагае-
$

мый доход получают суммированием располагаемого дохода и социальных трансфертов в натуральной форме, подлежащих к получению домашними хозяйствами от секторов общего государственного управления и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства.
Секторы нефинансовых предприятий и финансовых учреждений не предоставляют социальных трансфертов в натуральной форме домашним хозяйствам, поэтому располагаемый и скорректированный располагаемый доход у них совпадает.
В связи с тем, что перераспределение доходов в натуральной форме происходит внутри экономики и социальные трансферты в натуральной форме, переданные секторами общего государственного управления и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, равны социальным трансфертам, полученным сектором домашних хозяйств, скорректированный валовой доход по народному хозяйству совпадает с валовым располагаемым доходом до его перераспределения в натуральной форме.
Данные счета перераспределения доходов в натуральной форме позволяют изучить состав социальных трансфертов, определить их удельный вес в скорректированном располагаемом доходе, выявить сложившиеся закономерности. При этом такой анализ можно произвести как на уровне экономики в целом, так и по секторам, у которых скорректированный располагаемый доход не совпадает с располагаемым доходом. В табл. 3.10 приведен счет перераспределения доходов в натуральной форме по республике в целом.
Табл. 3.10. Счет перераспределения доходов в натуральной форме по Республике Беларусь за 1997 г.* (в текущих ценах)
* Национальные счета Республики Беларусь за 1990-1997 гг. // Стат. сб. Мн., 1998. С. 32.

Скорректированный валовой располагаемый доход равен: 353060,6 + (50198,4 - 50198,4) = 353060,6 млрд р.
Удельный вес социальных трансфертов в натуральной форме в скорректированном валовом располагаемом доходе в 1997 г. составил 14,2 %. Однако этот показатель был на

  1. 8 процентных пункта ниже по сравнению с 1996 г. и на 4,2 процентных пункта выше, чем в 1991 г. Таким образом, начиная с 1991 г. происходил постоянный рост уровня социальных трансфертов в натуральной форме, достигший в
  1. г. 15,5 % в валовом скорректированном располагаемом доходе, после чего наметилось некоторое его снижение.
Литература
JIunne П. Экономическая статистика. Штутгарт: ФСУГ, 1995. Гл. III.
Национальные счета Республики Беларусь за 1990- 1997 гг. // Стат. сб. Мн., 1998.
Новиков М.М. Введение в систему национальных счетов. Мн.: Вышэйш. шк., 1995.
Новиков М.М., Теслюк И.Е. Макроэкономическая статистика. Мн.: БГЭУ, 1996.
Практикум по социально-экономической статистике / Под общей ред. И.Е. Теслюка. Мн.: БГЭУ, 1997.
Система национальных счетов как инструмент макроэкономического анализа / Под ред. Ю.Н. Иванова. М.: Фин- статинформ, 1996.
Система национальных счетов: пересмотренный вариант. Нью-Йорк, 1993. Гл. 6, 7.
Экономическая статистика / Под ред. Ю.Н. Иванова. М.: ИНФРА-М, 1997.

Счет вторичного распределения доходов предназначен для описания процесса перераспределения доходов в денежной форме. Начальная статья счета - это балансирующая статья предыдущего счета, т. е. сальдо пер­вичных доходов. Доходы перераспределяются с помощью перераспреде­лительных платежей, которые в СНС называются трансфертами.

Трансферты - это экономические операции, в результате которых одни институциональные единицы передают другим институциональным еди­ницам безвозмездно товары, услуги, активы.

Балансирующей статьей счета является валовой национальный располагаемый доход.

Валовой национальный располагаемый доход (ВНДР) больше ВНД на сальдо текущих трансфертов, полученных из-за границы.

V. Счет использования располагаемого дохода

Счет использования располагаемого дохода предназначен для регист­рации операций, связанных с использованием располагаемого дохода. Как известно, к расходам на конечное потребление относятся:

а) расходы на конечное потребление домашних хозяйств;

б) расходы на конечное потребление государственного управления;

в) расходы на конечное потребление некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства.

Все эти расходы регистрируются в счетах соответствующих секторов. Схема счета, приведенная выше, содержит стандартный набор статей.

Сбережение - балансирующая статья счета. В результате сложения сбережений всех секторов экономики образуется еще один агрегат СНС - национальное сбережение.

VI. Счет операций с капиталом

Счет операций с капиталом предназначен для того, чтобы показать ис­точники финансирования капитальных затрат и их использование на раз­личные виды капитальных затрат.

Основной источник финансирования капитальных затрат - сбережение (переходит из счета использования располагаемого дохода, где сбережение является балансирующей статьей). Другой источник финансирования - капитальные трансферты, т. е. единовременные перераспределительные платежи (например, безвозмездное финансирование капитальных вложений предприятий из государственного бюджета, передача капитала в процессе приватизации, прошение задолженности за прошлые годы и др.).

Валовое накопление основного капитала состоит из стоимости постро­енных зданий и сооружений, а также приобретенных машин, оборудования, транспортных средств и других видов основных фондов.

Прирост запасов материальных оборотных средств - это прирост сто­имости запасов сырья, материалов, топлива, инструментов, незавершенного производства, готовой, но не реализованной продукции и т. д.

Чистое кредитование/чистое заимствование - балансирующая статья счета, которая отражает объем финансовых ресурсов, передаваемых одним сектором экономики другим секторам в возмездной и возвратной формах для финансирования капитальных затрат. Она также может показывать объем финансовых ресурсов, временно заимствованных на возмездной основе данным сектором в других секторах экономики для финансирования капитальных затрат.

Следующий счет этой группы - финансовый счет. На правой стороне эгого счета регистрируются операции, связанные с принятием финансовых обязательств, а на левой - операции, связанные с приобретением финансовых активов. Схема финансового счета имеет следующий вид:

VII. Финансовый счет

Изменения в активах Изменения в обязательствах
и чистой стоимости капитала
8. Монетарное золото и СПЗ 1 . Чистое кредитование/
чистое заимствование
9. Депозиты и наличные 2. Депозиты и наличные
деньги деньги
10. Ценные бумаги 3. Ценные бумаги
(кроме акций) (кроме акций)
1 1 . Акции 4. Акции
12. Ссуды 5. Ссуды
13. Технические резервы 6. Технические резервы
страховых компаний страховых компаний
14. Прочая кредиторская или 7. Прочая кредиторская или
дебиторская задолженность дебиторская задолженность
Итого Итого

Важно подчеркнуть, что в финансовом счете регистрируются не сами финансовые активы или финансовые обязательства, а их изменения за определенный период. Некоторые операции с финансовыми инструментами отражаются в различных статьях ресурсов и использования, например, полученные займы, регистрируемые на правой стороне счета, могут повлечь корреспондирующие записи на левой стороне счета по статье «Депозиты» (прирост). С другой стороны, некоторые операции отражаются в статьях на одной и той же стороне финансового счета, например, предоставление ссуд, регистрируемое на левой стороне счета, Может повлечь корреспондирующую запись на этой же стороне счета о сокращении депозитов.

Цены в СНС

При разработке СНС его показатели могут быть оценены (в основных ценах, рыночных ценах производителей и покупателей).

Основная цена - цена, получаемая производителем за единицу реализованного продукта или услуги, без налогов на продукты, но с включением субсидий на продукты. Применяется для устранения влияния разных ставок налогов и субсидий в различных отраслях экономики

Рыночная цена производителя - цена, получаемая производителем за реализованную единицу продукта или услуги, включающая налоги на продукты (кроме НДС и налога на импорт) и исключающая субсидии на продукты.

Рыночная цена покупателя - цена, уплачиваемая покупателем за продукты и услуги, включающая чистые налоги на производство и импорт и торгово-транспортную наценку.

Расчет ВВП

ВВП может быть исчислен на каждой стадии воспроизводственного цикла соответствующим методом:

Производственным методом - на стадии производства товаров и услуг;

Распределительным методом - на стадий распределения;

Методом конечного использования - на стадии конечного использования.

Производственным методом (на стадии производства товаров и услуг) ВВП рассчитывается как сумма валовой, добавленной стоимости отраслей или секторов экономики.

ВВП = ВДС + ЧНП + ЧНИ

где ВДС – валовая добавленная стоимость, исчисляется на уровне страны, как разница между выпуском продукции и промежуточным потреблением.

ЧНП – чистые налоги на продукты, определяется как разница между налогами на продукты и субсидиями на них.

ЧНИ – чистые налоги на импорт определяется как разница между налогами на импорт и субсидиями на них.

Налоги на продукты взимаются пропорционально количеству или стоимости товаров и услуг, производимых или продаваемых производящей единицей - резидентом. К ним относятся, например, налог, на добавленную стоимость, акцизы и т. д.

Налоги на импорт включают налоги на импортируемые товары и услуги.

Производственным методом ВВП может быть также рассчитан на основе данных о выпуске товаров и услуг и промежуточном потреблении в целом по экономике.

Если выпуск товаров и услуг выражен в основных ценах, то формула исчисления ВВП выглядит следующим образом:

ВВП = В - ПП+ ЧНПИ,

где В - стоимость всех произведенных резидентом за период материальных благ и оказанных услуг. Валовой выпуск оценивается в рыночных ценах. Как результат деятельности валовой выпуск включает готовую продукцию, полуфабрикаты и незавершенное производство.

ПП - промежуточное потребление по экономике в целом, включая косвенно измеряемые услуги финансового посредничества.

Промежуточное потребление - это стоимость потребленных в процессе производства товаров и услуг (за исключением потребления основных фондов), которые полностью трансформируются или полностью поглощаются в процессе производства в отчетном периоде. В состав ПП входят материальные затраты, оплата нематериальных услуг.

В настоящее время косвенно измеряемые услуги финансового посредничества (которые определяются как разность между процентами, полученными и выплаченными (финансовыми посредниками) не распределяются между их потребителями и относятся к промежуточному потреблению условной единицы с нулевым выпуском. Поэтому сумма валовой добавленной стоимости отраслей или секторов экономики должна быть уменьшена на величину стоимости этих услуг.

ЧНПИ – чистые налоги на продукты и импорт.

Распределительным методом (на стадии распределения) ВВП определяется как сумма первичных доходов, распределенных производственными единицами-резидентами между непосредственными участниками процесса производства товаров и услуг, т. е. как сумма расходов производителей-резидентов на оплату труда наемных работников - резидентов и нерезидентов, выплаченных ими чистых налогов на производство и импорт, а также их валовой прибыли и валовых смешанных доходов.

Валовая прибыль представляют собой часть валовой добавленной стоимости, оставшуюся у производителей после вычитания расходов, связанных с оплатой труда и уплатой налогов.

Валовые смешанные доходы - это доходы, в которых сложно или подчас невозможно отделить доходы от предпринимательской деятельности институциональной единицы от оплаты труда (доходы фермера, предпринимателя без образования юридического лица).

Формула расчета ВВП распределительным методом имеет вид

ВВП = ОТ + ЧНП +ВП + ВСД,

где ОТ - оплата труда наемных работников; ЧН - чистые налоги на производство; ВП - валовая прибыль; ВСД - валовые смешанные доходы.

Валовая прибыль и валовые смешанные доходы в СНС определяются балансовым методом как разность между ВВП, рассчитанным производственным методом, и другими видами первичных доходов Доплата труда, чистые налоги на производство и чистые налоги на импорт.

Поэтому данный метод не используется для определения объема ВВП, а применяется в основном для анализа процесса распределения валовой добавленной стоимости между ее производителями, состава и структуры доходов, доли различных видов первичных доходов в ВВП.

Методом конечного использования (на стадии конечного использования) ВВП рассчитывается как сумма конечного, потребления товаров и услуг и валового накопления с учетом сальдо экспорта и импорта товаров и услуг, что можно выразить следующей формулой:

ВВП = КП + ВН + (Э - И),

где КП - конечное потребление товаров и услуг;

ВН - валовое накопление;

Э - И - сальдо экспорта и импорта товаров.

Валовой внутренний продукт, рассчитанный на стадии конечного использования, равен сумме расходов на приобретение предназначенных для конечного использования (конечного потребления и накопления) товаров и услуг в ценах потребления и чистого экспорта товаров и услуг.

Конечное потребление – это сумма расходов на конечное потребление, которые подразделяют на расходы домашних хозяйств, государственных (бюджетных) учреждений и расходы некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства. Кроме того, в расходах на конечное потребление выделяют расходы на товары, индивидуальные услуги и коллективные услуги.

Валовое накопление включает валовое накопление основного капитала, изменение запасов материальных оборотных средств и чистое приобретение (т. е. приобретение за вычетом реализации) ценностей.

Исчисление ВВП данным методом позволяет провести анализ основных пропорций использования ВВП и определить долю стоимости товаров и услуг, использованных для удовлетворения потребностей конечных потребителей и для увеличения национального богатства страны.

Расчет ВВП на основе разных методов, как правило, приводит к несовпадению его количественных оценок, что объясняется использованием различных источников информации. Однако обычно отклонения оценок ВВП не превышают 1-2%. В статистических справочниках и сборниках несовпадения между оценками ВВП, полученными различными методами, отражаются в специальной статье "статистическое расхождение".


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20

  • Баланс активов и пассивов
  • 3.7. Бюджетное планирование
  • Глава 4
  • 4.1. Общее понятие о доходах
  • 4.2. Налоговые доходы
  • 4.3. Взаимосвязь налогов с экономическим и социальным развитием общества
  • 4.4. Реформирование налоговой системы Российской Федерации
  • 4.5. Неналоговые доходы
  • Глава 5
  • 5.1. Общее понятие о расходах и их классификация в традиционной системе государственных финансов
  • 5.2. Основные категории расходов по функциональному назначению в традиционной системе государственных финансов
  • 5.3. Расходы по экономическому назначению в традиционной системе государственных финансов. Перекрестная классификация расходов
  • Перекрестная классификация расходов и чистого кредитования
  • 5.4. Роль государственных расходовв социально-экономическом развитии страны
  • 5.4. Роль государственных расходов* 157
  • 5.4. Роль государственных расходов 159
  • Контрольные вопросы
  • Глава 6
  • 6.1. Понятие «дефицит бюджета» и причины его образования
  • 6.2. Финансирование дефицита бюджета
  • 6.5. Понятие и классификации государственного долга
  • 6.6. Управление государственным долгом
  • 6.7. Влияние государственного долга на экономику
  • 6.8. Фискальная политика и балансирование бюджета
  • Глава 7
  • 7.1. Доходы
  • 7.2. Расходы
  • 7.2.1. Расходы по функциональному назначению в реформированной системе государственных финансов
  • 7.2.2. Расходы по экономическому назначению в реформированной системе государственных финансов
  • 7.2.3. Перекрестная классификация в реформированной системе государственных финансов
  • 7.3. Баланс активов и пассивов 7.3.1. Общее понятие о балансе активов и пассивов
  • 7.3.2. Основные понятия, используемые в балансе активов и пассивов
  • 7.3.3. Финансовые требования по секторам контрагентов и финансовым инструментам
  • 7.3.4. Операции с активами и пассивами
  • 7.4. Другие экономические потоки
  • Контрольные вопросы
  • 8.1. Общее понятие о межбюджетных отношениях
  • 288 Глава 8. Межбюджетные отношения
  • 290 Глава 8. Межбюджетные отношения
  • 8.2. Федерализм как инструмент разрешения проблем межбюджетных отношений
  • 292 Глава 8. Межбюджетные отношения
  • Фонды бюджетного процесса
  • 29В Глава 8. Межбюджетные отношения
  • 8.3. Принципы и механизмы взаимодействия федерального, региональных и местных бюджетов. Пути совершенствования межбюджетных отношений
  • 9.2. Особенности организации муниципальных финансов в Российской Федерации
  • 9.3. Функции местных бюджетов и проблемы местного самоуправления
  • 9.4. Формирование доходов органов местного самоуправления
  • 9.5. Разграничение расходных полномочий и функциональных расходов между уровнями управления и их финансовое обеспечение
  • Глава 10
  • 10.1. Сущность и назначение государственных внебюджетных фондов
  • 10.2. Пенсионный фонд Российской Федерации, его функции, формирование и использование
  • 362* Глава 10. Государственные социальные внебюджетные фонды
  • 10.3. Фонд социального страхования, его функции,формирование и использование
  • 10.4. Фонды обязательного медицинского страхования, их функции, формирование и использование
  • 382 Глава 10. Государственные социальные внебюджетные фонды
  • 10.5. Единый социальный налог (взнос), зачисляемый в государственные внебюджетные фонды
  • Ставки есн
  • Раздел 111
  • Глава 11
  • Основные организационно-правовые формыкоммерческих организаций
  • Индивидуальный
  • Глава 11. Формы функционирования хозяйствующих субъектов в экономике 399
  • Глава 11. Формы функционирования хозяйствующих субъектов в экономике 401
  • Глава 11. Формы функционирования хозяйствующих субъектов в экономике 403
  • Глава 11. Формы функционирования хозяйствующих субъектов в экономике 405
  • Глава 11. Формы функционирования хозяйствующих субъектов в экономике 407
  • Глава 12
  • 12.1. Общее понятие о финансах предприятия
  • 12.2. Финансовые ресурсы и собственный капитал организации
  • 12.3. Доходы и расходы организаций
  • 12.4. Прибыль предприятия и оценка его финансового состояния
  • 12.5. Управление оборотным капиталом
  • 12.7. Оценка финансового состояния предприятия
  • Глава 13
  • 13.1. Классификация, критерии принадлежности и особенности функционирования предприятий малого бизнеса
  • Численность индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете в налоговых органах1
  • 13.2. Налогообложение предпринимателей и организаций
  • 13.3. Государственная политика в области малого бизнеса
  • 13.4. Использование кредитования и услуг страхования субъектами малого предпринимательства
  • Глава 14 страхование
  • 14.1. Экономическая сущность страхования и его функции. Основные понятия в страховом деле
  • Глава 14 страхование
  • 14.1. Экономическая сущность страхования и его функции. Основные понятия в страховом деле
  • 14.2. Классификация видов страхования. Формы страхования и их особенности. Страховые резервы
  • Отрасли страхования
  • Формы страхования
  • 14.3. Состояние страхового рынка в России
  • Глава 15
  • 15.1. Характеристика некоммерческих организаций
  • Нко, обслуживающие домашние хозяйства в ввп, рассчитанном методом использования доходов
  • 15.2. Финансы потребительских кооперативов
  • 15.2. Финансы потребительских кооперативов 499
  • 15.3. Финансы общественных некоммерческих организаций,фондов, учреждений, других организаций
  • Глава 16
  • 16.1. Содержание финансового менеджмента и его место в системе управления предприятием. Цели и задачи финансового менеджмента
  • 16.2. Базовые теории и концепции финансового менеджмента
  • 16.3. Методологические основы принятия финансовых решений
  • 16.4. Финансовые инструменты как средство управления финансовыми ресурсами предприятий
  • 16.5. Информационное обеспечение финансового менеджмента
  • 16.6. Методология управления финансовыми ресурсами предприятий
  • 536 Глава 16. Финансовый менеджмент
  • 16.7. Управление финансовыми ресурсами предприятий
  • 544 Глава 16. Финансовый менеджмент
  • 16.8. Формирование структуры капитала предприятия
  • 16.9. Управление активами предприятий
  • 16.10. Основы антикризисного управления
  • 16.10. Основы антикризисного управления 555
  • Раздел IV международные финансы
  • Глава 17
  • 17.1. Роль финансов в развитии международного сотрудничества
  • 17.2. Международные валютные отношения -важный сегмент финансовой системы
  • 17.3. Особенности функционирования финансовых системэкономически развитых стран
  • 17.4. Деятельность международных кредитных организаций
  • 17.5. Платежный баланс и его особенности в России
  • 17.6. Финансы и глобализация экономики
  • Раздел I финансы и финансовая система российской федерации
  • Глава 4. Доходы государственного бюджета 105
  • Раздел IV международные финансы
  • Глава 17. Международные финансы 568
  • 1.2. Функции финансов

    Сущность финансов реализуется в выполняемых ими функциях. В функциях раскрываются свойства финансов как особой экономиче­ской категории, ее экономическое назначение. Основной функцией фи­нансов является распределительная. Финансы являются инструментом, с помощью которого реализуются процессы распределения и перераспре­деления доходов в процессе производства, распределения, обмена и по­требления товаров и услуг. С помощью финансов происходит также регу­лирование и корректировка этих процессов применительно к условиям социально-экономической и политической организации общества и про­водимой экономической и финансовой политике. Следует иметь в виду, что перераспределительные отношения осуществляются не только по­средством финансов, но также с помощью цен и кредита. Цены на участ­вующие в производстве ресурсы, принадлежащие тем или иным собст­венникам, являются основой распределения доходов между собственни­ками ресурсов, а с помощью кредита осуществляется привлечение временно свободных средств других субъектов экономических отноше­ний.

    Наряду с распределительной функцией финансы выполняют также контрольную функцию. Рассмотрим эти функции более подробно.

    Распределительная функция финансов. Общий объем созданных в процессе производства товаров и услуг, произведенных экономически­ми единицами - резидентами страны в течение какого-либо периода, об­разует так называемый валовой выпуск товаров и услуг. Часть этих това­ров и услуг полностью потребляется в процессе производства и представ-

    14 Глава 1. Финансы в рыночной экономике

    ляет собой промежуточное потребление. Входящие в промежуточныйпродукт сырье, материалы, топливо, комплектующие изделия и т. п. обес­печивают непрерывность производства. Валовой выпуск за вычетом про­межуточного потребления образует стоимость конечных товаров и услуг или вновь созданный валовой внутренний продукт, используемый для потребления населения, инвестиций и экспорта. Распределительная функция финансов обеспечивает процесс формирования у экономиче­ских единиц связанных с этим доходов. На основе распределительной функции реализуется основное назначение финансов - обеспечение субъектов экономической деятельности (предприятий, органов государ­ственного и муниципального управления, домашних хозяйств и др.) фи­нансовыми ресурсами в виде фондов денежных средств, необходимых для их деятельности. Реализация этой функции означает определение источников получения средств и осуществление мер по их фактическому поступлению в денежные фонды. Остановимся на этом подробнее.

    Основой доходов всех секторов экономики является валовой внут­ренний продукт. Валовой внутренний продукт может рассматриваться с различных позиций. С позиций производства - это стоимость всех про­изведенных конечных товаров и услуг. С позиций же использования ВВП рассматривается его распределение на цели конечного потребле­ния, накопление капитала и экспорт. В то же время ВВП отражает общую величину полученных в стране доходов. Стоимость произведенных ко­нечных товаров и услуг, определяемая как добавленная стоимость, харак­теризует одновременно непосредственное приращение стоимости в про­изводстве и величину образующихся первичных доходов, поскольку за­траты на производство ВВП одновременно представляют собой доходы для тех, кто участвовал своими ресурсами в производстве. С этих пози­ций добавленная стоимость соответствует сумме доходов, образовавших­ся в процессе производственной деятельности внутри страны. Это дохо­ды, полученные в результате трудового участия в производстве и владе­ния используемыми в производстве активами. Они выплачиваются из добавленной стоимости, созданной в процессе производства. На уровне экономических единиц, отраслей и секторов экономики компонентами образовавшихся в производстве доходов являются заработная плата на­емных работников, потребление основного капитала, валовая прибыль и валовой смешанный доход. Как доходы, образовавшиеся в процессе производства, рассматриваются также взимаемые государством налоги на производство и импорт.

    Оплата труда - это трудовой доход, включающий заработную пла­ту (с учетом вознаграждения в натуральной форме) и отчисления на со­циальное страхование, выплаченные резидентам и нерезидентам. В со­став заработной платы включается также скрытая оплата труда. Валовая

    1.2. Функции финансов 15

    прибыль и валовой смешанный доход - это та часть добавленной стоимо­сти, которая остается у институциональных единиц после вычета расхо­дов на оплату труда наемных работников и чистых (за вычетом дотаций) налогов на производство и импорт. Они характеризуют прибыль (убы­ток) в результате производства до учета доходов от собственности. Чис­тая прибыль и чистый смешанный доход отличаются от валовой прибы­ли и валового смешанного дохода на величину потребленного основного капитала. Б России в 2004 г. доля оплаты труда наемных работников в ВВП составляла 46%, а доля валовой прибыли экономики и валовых смешанных доходов - 40%. В качестве налогов на производство и импорт рассматриваются налоги на продукты и другие налоги на производство. Налоги на продукты взимаются в зависимости от количества продуктов. К ним относятся НДС, налог с продаж, акцизы, таможенные пошлины. В качестве других налогов на производство рассматриваются налоги на отдельные факторы производства - на землю, средства производства и иные используемые в производстве активы, фонд оплаты труда или за право осуществлять отдельные виды деятельности. Налоги на производ­ство и импорт трактуются в качестве первичных доходов государства, по­скольку само государство рассматривается как участник воспроизводст­венного процесса, обеспечивающий необходимые условия для его осуще­ствления.

    Эти доходы, прежде чем попасть в руки тех, кто может их использо­вать на цели конечного потребления и накопление, проходят сложный процесс перераспределения. Перераспределение доходов происходит по­средством миллиардов операций, осуществляемых миллионами контр­агентов. Эти операции могут проходить последовательно или параллель­но. Они взаимозависимы и образуют массу необозримых, переплетаю­щихся финансовых потоков. В целях их систематизации, выявления экономического содержания и характеристики образующихся в процессе перераспределения финансово-экономических категорий масса перерас­пределительных операций подразделяется на операции первичного и вторичного распределения. С этих позиций можно считать, что доходы, образовавшиеся при производстве товаров и услуг, последовательно про­ходят стадии первичного распределения доходов, вторичного распреде­ления доходов и их использования. Эта группировка является схематич­ной, однако она позволяет выявить экономическое содержание перерас­пределительных процессов и их последствия.

    Первичное распределение доходов. В процессе первичного распре­деления доходы, образовавшиеся в экономических единицах и секторах экономики, создавших добавленную стоимость, переходят другим эконо­мическим единицам и секторам в связи с тем, что в них используется на платной основе собственность, владельцами которой являются другие

    16 Глава 1. Финансы в рыночной экономике

    институциональные единицы. На этой стадии происходит процесс фор­мирования доходов экономических единиц и секторов экономики как суммы доходов от производства и сальдо доходов от собственности, по­лучаемых и выплачиваемых экономическими единицами в связи с пре­доставлением в пользование активов на возвратной и возмездной основе. Доходами от собственности называются первичные доходы, полученные от предоставления взаймы или в аренду финансовых и материальных ак­тивов для использования их в производстве. К ним относятся проценты, дивиденды, рента за землю и другие природные ресурсы, реинвестируе­мые доходы от прямых зарубежных инвестиций, доходы от инвестирова­ния страховых технических резервов (страховых фондов), вмененные держателям страховых полисов. Так, например, проценты за кредит, уп­лаченные банкам институциональными единицами всех секторов, будут отражены в секторе финансовых учреждений в качестве доходов, полу­ченных от собственности.

    Страны и их экономические единицы предоставляют друг другу де­нежные средства и другое имущество для использования и соответствен­но получают доходы от собственности. Доходы от собственности, полу­ченные от «остального мира», - это проценты по кредитам, предостав­ленным резидентами нерезидентам, дивиденды и другие доходы, получаемые резидентами от участия в зарубежных акционерных компа­ниях, реинвестируемые доходы предприятий прямого иностранного ин­вестирования и т. п. Величина доходов, образовавшихся в процессе про­изводства, скорректированная на сальдо полученных и переданных дохо­дов от собственности для экономики страны в целом характеризует общую величину доходов, получаемых резидентами данной страны в ре­зультате первичного распределения, или валовой национальный доход, а за вычетом потребления основного капитала - чистый национальный доход. Национальный доход - это показатель доходов и представляет со­бой сумму первичных доходов всех секторов экономики, тогда как вало­вой внутренний продукт рассматривается как показатель, характеризую­щий результаты производства.

    Общий объем национального дохода страны зависит от результатов внутренней производственной деятельности и от сальдо доходов от соб­ственности, полученных из-за рубежа и выплаченных за рубеж. Как пра­вило, сальдо первичных доходов, полученных из-за рубежа и переданных за рубеж, в странах с развитой экономикой является положительным, а в развивающихся странах отрицательным. Поэтому в развитых странах ва­ловой национальный доход больше валового внутреннего продукта, а в развивающихся странах меньше. Это связано с тем обстоятельством, что развитые страны, как более богатые, в большей мере предоставляют в пользование финансовые и материальные ресурсы и получают доходы

    1.2! Функции финансов» 17

    из развивающихся стран за их использование. Россия имеет весьма вну­шительный внешний долг, требующий значительных процентных плате­жей. Кроме того, накопленные иностранные инвестиции в российскую экономику существенно превышают российские вложения за рубежом. В результате в России в 2004 г. валовой национальный доход был меньше ВВП на 2%. За рубеж в виде доходов от собственности ушло 342 млрд руб. Это составляет более четверти прироста ВВП в этом году.

    В результате первичного распределения определяются первичные доходы, остающиеся в распоряжении экономических единиц и секторов экономики и страны в целом. На этом процесс перераспределения не за­канчивается. Происходит вторичное перераспределение доходов, образо­вавшихся у производителей, секторов экономики и экономики в целом в результате распределения первичных доходов.

    Вторичное распределение доходов. В результате вторичного распре­деления формируются так называемые располагаемые (конечные) дохо­ды экономических единиц, секторов экономики и страны в целом. Основ­ным инструментом перераспределения при этом являются трансферты. Финансовые операции, как правило, предполагают участие двух сто­рон - участников, между которыми происходит движение потоков раз­личной природы. Большинство операций отражает два встречных пото­ка: товары и услуги в одном направлении и деньги или обязательства в противоположном. Однако многие операции представляют собой про­стые платежи без потока в обратном направлении, т. е. без предоставле­ния в обмен эквивалента (товара, услуги или обязательства). Платежи, при которых сторона, осуществляющая платеж, не получает взамен ни­чего, называются трансфертами. В данном случае речь идет о текущих трансфертах в денежной форме. К ним относятся текущие налоги на до­ходы и имущество, отчисления на социальное страхование, пенсии, со­циальные пособия, страховые платежи и возмещения и др. В отличие от налогов на производство и импорт налоги на доходы и имущество рас­сматриваются не как первичные доходы государства, а как доходы, полу­чаемые в результате перераспределительных процессов.

    Суммы трансфертов, переданных и полученных в результате опера­ций между секторами экономики (без учета операций с «остальным ми­ром») в ходе перераспределительных процессов, в целом по экономике совпадают, поскольку то, что платит один сектор экономики, увеличива­ет доходы других секторов. Однако по каждому сектору у получателей доходов внутри секторов образуется положительное или отрицательное сальдо переданных и полученных трансфертов. Отдельные секторы ока­зываются в выигрыше или проигрыше. Как правило, сальдо трансфертов является положительным для сектора домашних хозяйств, которые по­лучают текущие денежные трансферты из бюджета в виде пенсий и дру-

    18» Глава 1. Финансы в рыночной экономике

    гих социальных выплат за счет аккумулируемых в бюджете налоговых и иных средств.

    В результате перераспределения доходов с помощью трансфертов об­разуются так называемые располагаемые доходы секторов экономики. Располагаемые доходы определяются, таким образом, как величина до­ходов после их первичного распределения, скорректированная на сальдо уплаченных и полученных денежных трансфертов. Они распределяются в конечном итоге на потребление и сбережение. Располагаемые доходы секторов экономики - это доходы, которые могут быть использованы сектором экономики на цели потребления и сбережения без уменьшения наличных денежных средств, продажи активов или увеличения обяза­тельств перед другими секторами.

    Трансферты осуществляются не только между секторами националь­ной экономики, но и между национальной экономикой и «остальным ми­ром». Полученные и переданные данной страной текущие трансферты влияют на общий объем доходов страны. В результате этих трансфертов валовой национальный доход трансформируется в валовой националь­ный располагаемый доход, а за вычетом амортизации - в чистый нацио­нальный располагаемый доход. Национальный располагаемый доход - это доход, который может быть использован страной на цели потребле­ния и сбережения без уменьшения наличных денежных средств, продажи активов или увеличения обязательств перед другими странами. Он отли­чается от национального дохода на величину сальдо трансфертов, пере­данных за рубеж и полученных из-за рубежа. Наиболее существенными видами трансфертов, переданных или полученных страной, являются правительственные трансферты по программам помощи населению, по­страдавшему от войны и стихийных бедствий, выплаты текущих налогов на доходы и имущество, переводы между домашними хозяйствами рези­дентами и нерезидентами. Если валовой внутренний продукт характери­зует производство конечных товаров и услуг, созданных резидентами данной страны, то национальный располагаемый доход характеризует величину доходов, которые резиденты страны могут использовать на ко­нечное потребление и сбережение, т. е. величину совокупного платеже­способного спроса на товары и услуги, или, иначе говоря, емкость рынка. В России в 2004 г. отрицательное сальдо текущих трансфертов составило 23 млрд руб., или 0,2% от ВВП.

    Национальное конечное потребление включает суммарные расходы на конечное потребление домашних хозяйств, органов государственного управления и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства. Под валовым национальным сбережением понимают превы­шение валового национального располагаемого дохода над расходами на конечное потребление. Чистое национальное сбережение определяется

    1.2. Функции финансов 19

    как валовое национальное сбережение за вычетом потребленного основ­ного капитала. Сбережение является основным источником накопления капитала. Если страна располагает сбережениями, это свидетельствует о том, что не все доходы были использованы на потребление и имеются возможности для увеличения капитала. Если конечное потребление пре­вышает валовой располагаемый национальный доход, это означает, что страна проедает национальное богатство. В России в 2004 г. доля нацио­нального конечного потребления в валовом национальном располагае­мом доходе составила 66,4%, а национального сбережения - 33,4%. В то же время национальное сбережение использовалось на цели накопления капитала лишь на две трети. Одну треть составили финансовые ресурсы, не нашедшие применения в экономике. Это свидетельствует о серьезных дефектах экономической системы, приводящих к недостаточной заинте­ресованности владельцев фондов финансовых ресурсов в их использова­нии на цели развития производства. В развитых странах объемы сбереже­ния и накопления примерно совпадают.

    Финансовый баланс. Образование и движение финансовых ресурсов характеризуется финансовым балансом. Следует различать финансовые балансы институциональных единиц, производящих товары и услуги, секторов экономики и страны в целом. Финансовый баланс представляет собой систему взаимосвязанных показателей, характеризующих образо­ вание и движение фондов денежных ресурсов. В итоге всех перераспреде­лительных процессов институциональные единицы всех секторов эконо­мики образуют фонды денежных средств, которыми они располагают для использования на нужды потребления и накопления без расходования ранее имевшихся денежных средств, реализации финансовых и нефинан­совых активов или привлечения средств на основе принятия долговых обязательств.

    Для нефинансовых корпораций и финансово-кредитных учреждений такими располагаемыми фондами являются остающиеся в их распоряже­нии прибыль и амортизация, для органов государственного и муници­пального управления - бюджетные и внебюджетные фонды, для неком­мерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, - добро­вольные взносы, пожертвования, доходы от собственности и получаемая ими прибыль, для домашних хозяйств - заработная плата, доходы от соб­ственности, пенсии и пособия.

    Объем располагаемых доходов в финансовых балансах секторов эко­номики характеризуется суммарной величиной располагаемых доходов входящих в них институциональных единиц с учетом сальдо доходов, пе­реданных ими другим секторам и полученных от них/Располагаемые до­ходы секторов экономики распределяются в конечном итоге на потребле­ние и сбережение.

    20 Глава 1. Финансы в рыночной экономике

    Вфинансовом балансе страны в целом общая величина доходов, ко­торые могут быть использованы на конечное потребление и сбережение, характеризуется национальным располагаемым доходом. Финансовый баланс, характеризующий перераспределение средств между секторами экономики, схематично может быть представлен в виде матрицы, отра­жающей по строкам доходы и их источники по секторам, а по графам - доходы и их передачу в другие сектора.

    I. Перераспределение охватывает все сферы хозяйственного комплекса: производственную и непроизводственную.

    II. В соответствии с этим участниками перераспределения НД являются все предприятия, население, неработающие члены общества, государство.

    III. В результате перераспределения образуются вторичные доходы:

    Заработная плата работников непроизводственной сферы;

    Платежи в госбюджет;

    Платежи во внебюджетные фонды;

    Различные виды доходов, выплат и льгот, получаемые всеми членами

    общества, в т.ч. неработающими (пенсии, пособия, стипендии).

    В результате вторичного распределения:

    1. Перераспределяется часть прибыли в виде налогов в бюджет;

    2. Осуществляются затраты на содержание непроизводственной сферы;

    3. Формируются общегосударственные ресурсы для обеспечения затрат на нужды расширенного воспроизводства и выполнения комплексных народнохозяйственных программ;

    4. Поддерживаются межотраслевые пропорции;

    5. Формируются фонды потребления (затраты на нужды социального страхования, социального обеспечения, на здравоохранение, просвещение, культуру).

    Имеется большое многообразие в направлениях и формах перераспределительных доходов:

    1. Наибольший объем перераспределение охватывает центральную часть первичных доходов предприятий, населения, государства.

    2. Затем осуществляется перераспределение в непроизводственную и производственную сферу

    3. Перераспределение по территориям, республикам, областям, краям.

    4. В результате вторичного распределения НД формируются и внебюджетные фонды.

    5. Осуществляются затраты на пенсионное обеспечение, медицинское страхование

    6. Выплачиваются пособия по безработице, по временной нетрудоспособности.

    Инструментами реализации распределительной функции являются:

    Госбюджет;

    Имущественное и личное страхование.

    Основная цель распределительной функции финансов:

    Через распределительную функцию реализуется общественное назначение финансов - обеспечение каждого субъекта необходимыми ему финансовыми средствами, используемыми в форме денежных фондов целевого назначения.

    Но распределительная функция не раскрывает полностью свойств, присущих финансам. Объективно присущее финансам свойство, заключающееся в их способности "сигнализировать" о течении распределительного процесса, что проявляется через другую их функцию контрольную.

    II. ВОПРОС: Контрольная функция финансов.

    Финансы, связанные с движением стоимости, выраженной в денежной форме, обладают особым свойством количественно (через финансовые средства и фонды) отображать воспроизводственный процесс в целом и различные его фазы.



    Благодаря этому свойству финансы способны "сигнализировать" о состоянии воспроизводственного процесса по нескольким направлениям:

    1. Как складываются пропорции распределяемого ВНП;

    2. Обеспечивается ли непрерывность воспроизводственного процесса;

    3. Своевременно и полно ли формируются фонды денежных средств целевого назначения;

    4. Насколько своевременно поступают денежные средства в распоряжение субъектов хозяйствования;

    5. Экономно и эффективно ли субъекты хозяйствования распоряжаются финансовыми ресурсами.

    Способность финансов "сообщать" о неполадках и отклонениях позволяет систематически контролировать складывающиеся в обществе стоимостные пропорции. Эта способность проявляется через контрольную функцию финансов.

    1. Контрольная функция действует, не изолировано, а в тесном единстве с распределительной.

    2. Распределительная и контрольная функции - это стороны одного и того же экономического процесса. Объясняется тем, что контрольное свойство финансовых отношений может проявить себя лишь в условиях происходящего распределения, т.е. тогда, когда действует распределительная функция финансов.

    3. Нельзя отождествлять понятия контрольной функции и финансового контроля.

    4. Контрольная функция финансов - внутреннее свойство финансов.

    5. Финансовый контроль - это деятельность людей по использованию контрольной функции финансов.

    Особое значение функции финансов:

    1. Оно заключается в том, что финансы как бы "сигнализируют" о положении дел на предприятии (снижение фондоотдачи, невыполнение плана прибыли и обязательств перед бюджетом или кредитной системой).

    2. Такое положение свидетельствуют о неблагополучном положении дел на предприятии, что позволяет принять экстренные меры по улучшению финансового положения.

    Налоги являются основным видом доходов бюджета. Это проявляется в нескольких элементах:

    1. Не поступление в полном объеме денежных средств в бюджет ведет к недофинансированию основных статей госбюджета, такие как:

    Социальная сфера;

    Оборона и другие.

    2. Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация, которая отражается в финансовых показателях, имеющихся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.

    3. Финансовый контроль, который основан на контрольной функции финансов, приобретает все проникающий характер, что позволяет контролировать любые экономические показатели. Роль контрольной функции финансов значительна. В контрольной функции финансы выступают как мощный экономический рычаг в руках государства.

    4. Одна из важных задач финансового контроля – проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

    ЛЕКЦИЯ № 3: Финансовая политика государства

    Учебные вопросы:

    2. Типы финансовой политики

    3. Цели, задачи и назначение финансовой политики.

    Выбор редакции
    1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

    , Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

    Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

    Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
    Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
    Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
    Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
    Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
    Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...