Личный доход полученный и располагаемый. Личный доход и его расчет


Вопрос 1

Национальный доход (англ. national income ) - один из обобщающих показателей экономического развития страны, вновь созданная в материальном производстве стоимость .

Национальный доход складывается из:

  • заработной платы рабочих и служащих;
  • дополнительных выплат;
  • рентных доходов владельцев собственности;
  • чистого процента по потребительским кредитам;
  • прибылей корпораций;
  • чистого дохода собственников.

Национальный доход определяется по формулам :

  • НД = ВНП - амортизация, налоги и непроизводственные расходы
  • НД = ЧНП - чистые косвенные налоги на бизнес

Другие методики расчета

Существуют и другие предложения по расчету НД и ЧНД.
Так в 14-ом издании Экономикс Макконел и Брю за базу берут ВНП, произведенный на территории страны.
Можно рассчитать и прямым подсчетом доходов резидентов, однако это трудоемкий процесс.

***********************

Национальный доход - это общая годовая стоимость произведенных товаров и оказанных услуг, характеризующая что прибавило производство в данном году к благосостоянию общества. для расчета национального дохода из чистого национального продукта вычитают сумму косвенных налогов на бизнес, таких, как акцизы, налог с продаж, таможенные пошлины.

§ Национальный доход = Валовый внутренний продукт - потребление основного капитала

§ Национальный доход = Чистый национальный продукт - косвенные налоги

То есть это чистый заработанный доход общества. Этим объясняется важность применения показателя национального дохода в сопоставимом анализе.

Для поставщиков ресурсов национальный доход является измерителем дохода, которые они получили от участия в текущем производстве, а для компаний национальный доход - это измеритель цен экономических ресурсов, которые пошили на создание производственного объема данного года.

Различают национальный доход:

§ Производственный национальный доход - это весь объем вновь созданной стоимости товаров и услуг.

§ Использованный национальный доход - это произведенный национальный доход за минусом потерь от ущерба при хранении (стихийное бедствие) и внешнеторгового сальдо.

Личный и располагаемый доход

Переходя от национального дохода, как измерителя заработанного дохода, к личному доходу как показателю дохода, фактически полученного, необходимо вычесть из национального дохода взносы на социальное страхование, налоги на прибыль компаний и нераспределенную прибыль и в то же время добавить трансфертные платежи и проценты, выплачиваемые по государственным займам.

Располагаемый доход - это доход, находящийся в личном распоряжении домохозяйств. Для его определения из личного дохода вычитают подоходные налоги.

См.также

§ Валовый национальный продукт

§ Чистый национальный продукт

Финансы

Фина́нсы (мн. от лат. finantia - приказ о выплате) в российской научной и учебной литературе определяются как совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств . Обычно речь идёт о целевых фондах государства или хозяйствующих субъектов (предприятий). Важнейшим понятием в области финансов является бюдже́т .

В западной научной и учебной литературе общих определений финансов обычно не дают, финансы трактуются довольно широко. Обычно конкретизируется - это публичные, корпоративные или личные финансы. Под публичными финансами понимают процесс и механизм формирования и использования государственных ресурсов, баланса доходов и расходов, а также соответствующие методы контроля . Под корпоративными финансами подразумевают "надлежащее управление деньгами" или "искусство и наука управления деньгами" . Таким образом, термины «финансовый менеджмент», «управленческие финансы», «корпоративные финансы» и «бизнес-финансы» практически эквивалентны и являются взаимозаменяемыми . Под теорией финансов подразумеваются теории арбитражного ценообразования, структуры капитала, портфельная теория, теория ценообразования финансовых активов, опционов и другие теории, основанными Г.Марковицем, У.Шарпом, Р.Мертоном, Ф.Модильяни, М.Миллером, Дж.Тобином, A.Блэком и др.

Термином "финансы" также называют экономическую науку, изучающую соответствующую сферу отношений.

Слово финансы часто используется в быту для обозначения денег.

Термин финансирование означает снабжение (обеспечение) денежными средствами.

Классификация финансов

Традиционно финансы разделяют на публичные финансы (централизованные, государственные и муниципальные финансы) и частные финансы (децентрализованные). Последние включают в себя как корпоративные финансы (финансы организаций), так и финансы домохозяйств (личные и семейные финансы).

Наиболее существенный признак различия между публичными и частными финансами заключается в том, что перед общественными финансами и финансами частного сектора стоят разные цели (см. ). Главная цель частного сектора - получение прибыли, то есть максимально возможное увеличение меновой стоимости капитала путем воспроизводства и/или спекуляции. В свою очередь, цель общественных финансов - распределение и перераспределение общественных благ, потребляемых на общенациональном и региональном уровнях (подробнее о целевых функциях финансов см. ). Кроме того, для публичных финансов первичны расходы, так как производится финансирование четко регламентированных задач и функций публичного образования. Для частных финансов первичны доходы, вся деятельность направлена на получение дохода, который впоследствии используется по усмотрению лица.

В связи с существенным отличием финансов домохозяйств от корпоративных финансов эти категории рассматриваются как отдельные, таким образом, в общем финансы классифицируют на:

  • публичные финансы
  • корпоративные финансы
  • личные финансы

В корпоративных финансах в связи со спецификой и особой ролью отдельно выделяются финансы сферы финансовых услуг, в первую очередь, финансы кредитных организаций (банков) и финансы страховых организаций. Иногда выделяются также финансы некоммерческих организаций, а также финансы малого бизнеса.

Финансовые научные (учебные) дисциплины

Финансы (в первую очередь публичные) изучаются в рамках научных дисциплин "Финансы", "Финансы и кредит", "Финансы, денежное обращение и кредит". Данные дисциплины изучают деньги и социально-экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием материальных ресурсов. Финансы - это прикладная экономическая дисциплина.

Управление финансами (в первую очередь, корпоративными) изучается в рамках дисциплины финансовый менеджмент, а также "финансы организаций (предприятий)". Управление финансами банка изучается обычно в рамках дисциплины банковское дело. Контроль за финансовыми потоками изучается в рамках дисциплины Финансовый контроль.

Методы и модели анализа финансовой информации изучаются в рамках финансовой математики. Финансовая математика является основой управления финансами.

Трактовка термина «финансы»[править | править исходный текст]

"Западная" трактовка[править | править исходный текст]

Современные трактовки термина финансы берут своё начало в камерализме - немецком варианте меркантилизма - науке, занимавшейся проблемой формирования и целевого использования государственной казны . Под финансами камералисты понимали управление доходами, предназначенными к употреблению на нужды государства . Понятия «камеральная наука» и «наука финансовая» в западной литературе иногда употреблялись как синонимы, но после того, как в структуре камерального хозяйства были учреждены камер-коллегии, в состав которых вошла полиция, термин «финансы» обрёл самостоятельный, более узкий смысл: «...отрасль правительственной деятельности, имеющая своей целью приобретение, сохранение и надлежащее употребление необходимых для государственной власти материальных ценностей и состоящая в ведении собственного хозяйства или в попечении о государственных доходах и расходах. Эти попечения правительства … составляют предмет так называемых финансов, финансового управления, правительственного хозяйства или хозяйства государственного» (в дореволюционной России термин употреблялся в том же значении, что и в Германии (см. ).

В англоязычной литературе второй половины XIX - начала ХХ века термин «финансы» трактовался не так однозначно, как в немецкой. В частности, в словаре Вебстера (издание 1886 года) говорилось о том, что финансы - это «доходы (revenue) правителя или государства; иногда, доход физического лица» . Таким образом, это определение отражает точку зрения узкого круга западных ученых той поры, согласно которой сфера финансов ограничивалась только доходами государства и, кроме того, указывает на употребление термина «финансы» не только применительно к общественному сектору экономики, но и к частному. Во второй половине ХIХ века в контексте финансов говорится не только о государственных доходах и расходах, но и о спекуляции ценными бумагами, накоплении капитала и процентной ставке по ссудному банковскому капиталу, как о важных аспектах финансовой науки (см., например ). В книге английского автора Г. Кинга «Теория финансов» вообще не упоминается общественный сектор экономики, а речь идет о прибыли, актуарных расчетах, простом и сложном проценте на ссудный капитал . В этом плане показательно и определение финансов Ф. Кливленда: «Финансы представляют собой отрасль бизнеса, которая имеет дело с получением и расходованием фондов, необходимых для оснащения и управления предприятием. … Что такое фонды? Как их получить? Как ими управлять? Ответы на три эти вопроса покрывают всю область финансов» . Примечательно, что и К. Маркс в своем «Капитале» употребляет термин «финансы» в контексте денежного капитала, банков и бирж .

Перенос смыслового содержания термина «финансы» с общественного на частный сектор экономики произошел в результате метонимии (согласно книге К. Плена «Введение в общественные финансы» (1921)). Как следствие, используемый без уточняющих прилагательных («общественные» (public), «личные» (personal), «корпоративные» (corporate)), термин «финансы» получил более широкий смысл, нежели имел первоначально, и, помимо общественного сектора, стал охватывать вопросы капитала, прибыли, доходов и расходов предприятий и частных лиц. В этой связи, для исключения двусмысленности прилагательного «финансовый» (financial), возникшей в результате метонимии, К. Плен, а вслед за ним и М. Хантер указывали на то, что применительно к общественным финансам корректнее употреблять прилагательное «фискальный» (fiscal), говоря при этом «фискальный год», а не «финансовый год» .

Употребление термина «финансы» без уточняющих прилагательных только по отношению к общественному сектору экономики, было характерно, прежде всего, для немецкой научной школы. Такая трактовка финансов отражает начальную стадию развития западной финансовой науки и в настоящее время утратила свою актуальность. Другая крайность - употребление термина «финансы» (без уточняющих прилагательных) только в контексте частного сектора экономики. Такой подход к трактовке термина нередко встречается и в современной учебной и научной западной литературе (см., например ). Доминирующим подходом в современной западной литературе стало преимущественное употребление термина «финансы» с уточняющими прилагательными (public, personal, corporate) и широкая трактовка общего термина (без указанных прилагательных).

«Общественные финансы» связываются с деятельностью государства (или местной власти), заключающейся в получении и применении средств, необходимых для выполнения надлежащих функций , с процессом и механизмом формирования и использования государственных ресурсов, балансом доходов и расходов, соответствующим административным контролем . Некоторые авторы также подчеркивают, что предмет общественных финансов лежит на границе между экономикой и политикой, а также отмечают, что в современных обществах доходы и расходы органов государственной власти состоят, почти исключительно, из денежных поступлений.

В основе общественных финансов лежит теория распределения общественных благ. Суть её состоит в том, что существуют некоторые блага (национальная оборона, охрана общественного порядка, дороги и т. п.), потребность в которых не может быть удовлетворена и оплачена в индивидуальном порядке путём товарно-денежного обмена. Как следствие, потребность в таких коллективных благах не может быть реализована через рыночный механизм. Исходя из этого, распределение общественных благ берет на себя государство в лице центральных и местных органов власти через бюджеты соответствующих уровней. «Государственные затраты являются частью потребления общества, в котором государство представляет собой регулирующий орган» . Посредством фискальных и бюджетных инструментов общественные блага не только распределяются, но и перераспределяются. В частности, перераспределение может производиться путем комбинации высоких налогов на обеспеченных граждан, и субсидий гражданам с низкими доходами. Таким образом, путем перераспределения благ между высокодоходными и малообеспеченными слоями населения реализуется концепция социальной справедливости и гуманизма: «Если мы считаем, что моральный долг общества в целом, чтобы помочь слабым, то помощь бедным дает общее благо» .

Корпоративные финансы связаны с приобретением и распределением фондов или ресурсов корпорации с целью максимизации благосостояния акционеров , с эффективным и результативным управлением ресурсами, денежными потоками для достижения целей этой организации, что подразумевает "планирование и контроль за предоставлением ресурсов (там, откуда они привлекаются), распределение ресурсов (там, где они развернуты), окончательный контроль над ресурсами (эффективно ли используются или нет)" . Западные авторы выделяют две ключевые концепции корпоративных финансов, которые имеют важнейшее значение в принятии решений - это соотношение между риском и доходностью и концепция временной ценности денег. Некоторые авторы определяют финансы оценку и управление риском исходя из того, что, с точки зрения финансов, "корпорация это совокупность рискованных денежных потоков».

Советская трактовка[править | править исходный текст]

Особое место в мировой финансовой науке занимает теория советских (социалистических) финансов, представляющая собой модифицированную версию западной теории общественных финансов, адаптированную к советской модели экономики и идеям марксизма .

В первую очередь, необходимо отметить, что К.Маркс в противовес теории распределения общественных благ посредством финансов и личных благ посредством рыночного обмена предложил схему распределения благ в обществе, основанном на коллективизме, которая предусматривала измерение стоимость не опосредовано через деньги, а напрямую через рабочее время. «Индивидуальное рабочее время каждого отдельного производителя - это доставленная им часть общественного рабочего дня, его доля в нём. Он получает от общества квитанцию в том, что им доставлено такое-то количество труда (за вычетом его труда в пользу общественных фондов), и по этой квитанции он получает из общественных запасов такое количество предметов потребления, на которое затрачено столько же труда» . Такая схема распределения благ по квитанциям не предполагала существование денег, поэтому многие советские экономисты рассматривали период социализма как "начало перехода к прямому продуктообмену и отмиранию денег, кредита, финансов" и исходили из того, что после победы социализма "финансы будут „похоронены“ как пережиток капитализма" . Однако, практика первых лет советской власти показала, преждевременность отказа от денег в качестве меры стоимости. Коммунистическая идеология вынуждена была признать, что деньги останутся в СССР как инструмент буржуазной экономики, который, по словам И. Сталина, «взяла в свои руки Советская власть и приспособила к интересам социализма» .

Ключевой отличительной особенностью советской модели экономики уже к концу второй пятилетки (1938 год) являлось то, что доля общественной собственности составляла 98,7 % всех производственных фондов страны (оставшиеся 1,3% - в личной собственности колхозников и мелких кустарей) . То есть практически вся экономика фактически имела статус общественного, а государство от имени общества полностью взяло на себя распределение благ. Из государственного бюджета СССР покрывались не только расходы традиционно характерные для капиталистической модели экономики (по государственному управлению, национальной обороне, охране правопорядка, строительству дорог и т. п.), но и основная доля затрат по расширенному воспроизводству (производственные капитальные вложения). Госбюджет СССР фактически стал общественным инвестиционным фондом под управлением государства, через который производилось перераспределение ресурсов между различными предприятиями и отраслями общественного хозяйства. Поэтому советская трактовка "финансов" была основана именно на таком характере советской экономики, "советских" или "социалистических" финансов.

Начало формированию научных подходов к трактовке общественных финансов, учитывающих реалии социалистической модели экономики, положила научная дискуссия на совещании, проведенном в 1944 году Управлением учебных заведений Министерства финансов СССР. Основными итогами дискуссии являлись:

  1. рассмотрение советских финансов как системы денежных отношений, связанных с действием закона стоимости;
  2. такое расширение предмета учения о советских финансах, которое в той или иной мере включает в себя денежные отношения внутри государственного производственного сектора и взаимоотношения государства и его производственного сектора с колхозно-кооперативным производственным сектором и с населением.

Дискуссия оказала серьезное воздействие на весь дальнейший ход развития советской финансовой науки. Под её влиянием, на протяжении последующих двадцати пяти лет, в СССР сформировались три научные концепции советских финансов: распределительная, воспроизводственная и концепция Э. А. Вознесенского (иногда называемая правовой концепцией).

Распределительная концепция[править | править исходный текст]

Автором данной (наиболее распространённой) советской концепции общественных финансов, является В. П. Дьяченко (московская школа), считавший, что «отказываться в применении к социалистическому обществу от исторически сложившегося понятия государственных финансов нет никаких оснований» . Имелось в виду представление о финансах, как о распределительных денежных отношениях, связанных с существованием и функционированием государства , что предусматривалось западной теорией распределения общественных благ. Однако, под термином «распределение» стали подразумевать не только распределение общественных благ между сферой производства и сферой потребления, но и процесс дробления валовой денежной выручки на общественных производственных предприятиях (т. н. «первичное распределение») . Таким образом, исходная концепция была адаптирована к условиям советской модели экономики путем скрытого терминологического указанного соглашения. Кроме того, ввиду полного обобществления производственного сектора, для обозначения различия между общественными фондами (в принятом западной наукой понимании этого словосочетания) и фондами частных предприятий, тоже ставших в СССР общественными, были введены понятия «централизованные фонды» и «децентрализованные фонды». Таким образом финансы (социалистического государства) определялись как "система денежных отношений, на основе которых через плановое распределение доходов и накоплений обеспечивается образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных ресурсов государства в соответствии с его функциями и задачами" .

Еще больше подчеркивало различие социалистических финансов от капиталистических разделение финансов предприятий на производственную и распределительную составляющие. При этом в состав "финансов социалистического государства" вошло так называемое "первичное распределение" (валового дохода по различным фондам предприятия), а "производственная" составляющая - отношения, возникающие в процессе производства и реализации продукции и опосредствующие этот процесс, то есть денежная сторона отношений в процессе движения стоимости в производственной форме (основных фондов, сырья, комплектующих, готовой продукции) - была выделена в самостоятельную категорию "финансы отраслей народного хозяйства СССР .

Советские финансовые теоретики выделяли наряду с общепризнанной распределительной (перераспределительной) функцией общественных финансов также и контрольную функцию. Первая функция - общая для государственных финансов любых формаций, однако в социалистической экономике распределительная функция сводилась не только к перераспределению денежных ресурсов, но распространялась также на отношения первичного распределения национального дохода. Контрольная функция была определена как специфическая функция советских финансов . При этом термин «перераспределение» в советской финансовой теории утратил свой первоначальный смысл (распределения от богатых к бедным) и трактовался как распределение того, что поступило в госбюджет после т. н. «первичного распределения» внутри производственных предприятий. Благодаря такому «перераспределению» в СССР могли существовать планово убыточные предприятия и даже целые отрасли, убытки которых покрывались через госбюджет за счёт прибыли других общественных предприятий и отраслей.

Воспроизводственная концепция[править | править исходный текст]

Автором данной концепции является А. М. Александров (ленинградская школа). Воспроизводственная концепция принципиально отличалась от распределительной тем, что денежные отношения внутри предприятий не делились на распределительную (т. н. «первичное распределение») и воспроизводственную (т. н. опосредствование) составляющие, а объединялись в одно целое под называнием «опосредствование производственного процесса » и полностью включались в предметную область, охватываемую понятием «финансы социализма». В результате такого подхода все денежные отношения, входящие в понятие «финансы социализма», представляли собой систему из двух типов отношений - «опосредственных » и "распределительных" (в подлинном смысле этого слова, изначально принятом в западной теории распределения общественных благ). При этом финансы, помимо контрольной и распределительной, наделялись функцией «опосредствования кругооборота производственных фондов ». «В этой функции финансы обслуживают не только фазы кругооборота Д-Т и Т-Д, но и фазу движения фондов предприятий в их производственной форме» .

Таким образом, финансы (социалистические) определяются как - «система денежных отношений опосредствующих кругооборот производственных фондов в народном хозяйстве на расширенной основе и обеспечивающих образование и использование различных фондов для удовлетворения разнообразных потребностей социалистического общества» .

Многолетняя научная дискуссия между сторонниками распределительной и воспроизводственной концепций по существу сводилась к тому, в какой мере следует включать финансы советских предприятий и отраслей народного хозяйства в состав общественных финансов. При этом, обе концепции исключали из финансов социализма личные финансы и финансы непроизводственных предприятии и организаций, к которым относились все учреждения здравоохранения, образования, культуры и спорта. Таким образом, воспроизводственная концепция тоже не охватывала всю предметную область финансов.

Правовая концепция[править | править исходный текст]

Автором данной концепции является Эрнест Александрович Вознесенский (ленинградская школа). Он исходил из того, что, во-первых, финансовые отношения, в том числе налоги, суть стоимостные (денежные) и, во-вторых лишь те денежные отношения являются финансовыми, которые регламентированы государством . В основе такого подхода лежит одно из отличий общественных финансов от финансов частного сектора, принятых западными финансовыми теоретиками. К. Шоуп характеризует это отличие "степенью беспристрастности правил, по которым правительство распределяет свои услуги и... бремя покрытия расходов". Беспристрастность предполагает, что правила установлены декретом и поддержаны санкциями, одинаково применимыми ко всем нарушителям. Семья же "распределяет среди своих членов товары, потребляемые в домохозяйстве по неофициальным и часто меняющимся критериям"

Таким образом, в рамках данной концепции, финансы представляют собой "систему денежных отношений, имеющих императивную форму" . Поскольку жесткой императивной регламентации в СССР подвергалась не только сфера распределения общественных благ, как это было в капиталистических странах, но и сфера производства вместе с непроизводственной, то по версии Э. А. Вознесенского система социалистических финансов охватывала почти всю предметную область. Исключение составляла только часть денежных отношений, относимых западной научной школой к понятию «личные финансы», поскольку последние не носят императивной формы, за исключением "уплаты налогов, страховых платежей, возврата ссуд и др." При этом закупки промтоваров и продовольствия (по сути - товарно-денежные отношения), проводимые бюджетными организациями, Э. А. Вознесенский причислял к финансам социалистического государства на том основании, что госзакупки также подвергались жесткой регламентации.

Постсоветский период[править | править исходный текст]

В учебной литературе по финансам, издаваемой после распада СССР на постсоветском пространстве, главным образом, продолжают излагаться основные теоретические концепции советских (общественных) финансов. При этом дефиниции категории финансы, как правило, повторяют (без прилагательных «советские» и «социалистические») дефиниции из советских учебников. Исключением является концепция, разработанная С. П. Захарченковым, согласно которой финансы представляют собой целенаправленное движение меновой стоимости капитала в денежном измерении .

Основные финансовые концепции[править | править исходный текст]

Финансовая активность (деятельность) - это применение ряда техник и процедур, которые частные лица и организации используют для управления своими финансами. Особенно важна при этом разница между доходами и расходами и оценка риска инвестиций.

Если доходы превышают расходы (то есть существует профицит), то разница может быть отдана в долг под проценты или вложена в какой-то бизнес или в покупку собственности. В этом суть финансовой деятельности - если есть свободные финансовые ресурсы, то они должны быть пущены в дело, чтобы приносить дополнительный доход.

Если расходы превышают доходы (то есть существует дефицит), то нужно восполнить недостающие финансовые ресурсы. Это можно сделать путём получения кредита, или путём выпуска акций или облигаций на бирже. В современном мире заёмщику не надо самому ходить и искать кредитора - можно пойти в банк или на биржу, и соответствующий финансовый институт за определённую комиссию найдёт кредитора. Или наоборот - для кредитора найдёт заёмщика. Собственно вся суть банковской и биржевой деятельности состоит в том, чтобы эффективно связывать нуждающихся с теми, у кого есть свободные средства.

Как уже говорилось ранее, банк служит посредником между заёмщиками и кредиторами. На практике это выглядит так: кредитор (вкладчик) приходит и кладёт свои свободные деньги на банковский счёт (т. н. депозит), чтобы получать со своего вклада процент. Затем в банк приходит заёмщик, чтобы получить кредит. Банк выдаёт деньги вкладчика в кредит заёмщику под процент, а этот процент включает в себя и доход для вкладчика, и доход для самого банка, и ещё плюс некоторый процент для страхования риска невозвращения кредита.

Биржа тоже служит цели соединения кредиторов и заёмщиков, но, в отличие от банка, не располагает собственным «финансовым буфером», то есть не может отложить деньги на депозит, пока не появится заёмщик. Биржа может связать кредитора и заёмщика только в реальном времени. Банк же может отложить средства, то есть кредитор (вкладчик) может прийти в банк сегодня, а заёмщик (желающий взять деньги вкладчика в кредит) может появиться только через месяц.

Кроме того, биржа торгует вкладами и кредитами в опосредованной форме. Желающий взять кредит выпускает на биржу акции или облигации. Акция представляет собой долю владельца в компании-заёмщике, и, следовательно, одновременно служит и залогом по кредиту. Облигация это тоже вид кредита, но она, в отличие от акции, не даёт права собственности на компанию-заёмщика, хотя и может предусматривать какой-то отдельный залог. По акциям и облигациям тоже могут выплачиваться проценты (называемые дивидендами). Если по акции не выплачивается дивиденд, то предполагается, что акция будет расти в цене, и кредитор, купивший акцию, сможет получить причитающуюся ему прибыль лишь продав подорожавшую акцию.

Функции финансов[править | править исходный текст]

  1. Распределительная - посредством финансов распределяется и перераспределяется внутренний валовой доход, благодаря чему денежные средства поступают в распоряжение государства, муниципалитета;
  2. Контрольная - заключается в их способности отслеживать весь ход распределительного процесса, также расходование по целевому назначению денежных средств, поступающих из федерального бюджета;
  3. Регулирующая - вмешательство государства в процесс воспроизводства через финансы (налоги, государственные кредиты и т. д.). Государство воздействует на воспроизводительный процесс через финансирование отдельных предприятий, проведение налоговой политики;
  4. Стабилизирующая - обеспечение граждан стабильными экономическими и социальными условиями.

Выделяют также фискальную и стимулирующую функции.

Финансовые услуги[править | править исходный текст]

Основная статья: Финансовые услуги

Общий термин для описания услуг компаний, чья деятельность связана с денежными или инвестиционными услугами.

К финансовым услугам относят следующие виды услуг:

  • Банковские услуги
  • Инвестиционно-банковские услуги
  • Страховые услуги
  • Лизинговые услуги
  • Факторинговые услуги

Финансовые рынки[править | править исходный текст]

Основная статья: Финансовый рынок

Финансовый рынок - это рынок (зачастую биржа), охватывающий прежде всего рынок капиталов и рынок денежных средств. Обслуживает торговлю финансовыми активами, управляет финансовыми рисками и способствует инвестициям. Принято делить финансовый рынок на

  1. Рынок капиталов - на этом рынке происходит перераспределение свободных капиталов. Рынок капиталов включает:
  • Рынок ссудного капитала, в том числе:
    • Рынок банковских ссуд;
    • Рынок долговых ценных бумаг.
  • Рынок долевых ценных бумаг
  • Денежный рынок (рынок денежных средств) - на этом рынке происходит покупка и продажа денег.
  • По видам финансовых инструментов финансовые рынки различают:

    • Рынок ценных бумаг (фондовый рынок) - обращается особый вид финансового инструмента - ценные бумаги. Рынок ценных бумаг обслуживает как денежный рынок, так и рынок капиталов.
    • Валютный рынок - идёт обмен иностранной валюты и торговля производными валютными финансовыми инструментами.
    • Рынок страхования - страхование и перестрахование финансовых рисков.
    • Рынок золота - выявление реальной стоимости денег в привычном золотом стандарте.

    По оценкам МВФ, текущая стоимость финансовых продуктов на мировом рынке в три с половиной раза превышает стоимость продукции реальной экономики .

    Личные финансы[править | править исходный текст]

    Основная статья: Финансы домашних хозяйств

    Личные финансовые решения зачастую сводятся к планированию личного бюджета. Распространённая методика планирования личного бюджета такова:

    1. в доходную часть бюджета заносятся все предполагаемые доходы бюджетного периода, в том числе:
    • заработок
    • причитающиеся пенсии и компенсации
    • доход от банковских вкладов
    • доход от сдачи в аренду недвижимости
    • доход от имеющихся ценных бумаг
  • затем составляется расходная часть бюджета, включающая:
    • оплата жилья и коммунальных услуг
    • оплата питания
    • медицинское страхование
    • взносы по кредитам
    • покупка товаров длительного пользования
    • страхование рисков (собственности, здоровья и пр.)
    • пенсионные накопления
    • инвестиции

    Обычно личные бюджеты составляются на 1, 3, 6 или 12 месяцев. Рекомендуется составлять личный бюджет с профицитом в 3-5 % [источник не указан 1554 дня ] .

    Доходы[править | править исходный текст]

    Финансовые решения в доходной части личного бюджета зачастую не являются сложными - главное не упустить из виду ни один возможный источник дохода. Главный принцип: «капитал должен приносить капитал». Если имеются свободные средства производства - то они должны быть пущены в дело. Если имеется незадействованная собственность - то она должна быть сдана в аренду. Если какой-то свободный ресурс не способен принести доход и не является выгодным вложением (то есть не возрастает в цене сам по себе), то он должен быть продан, а деньги должны быть обращены в инвестиции.

    Советы вроде «сменить работу на более высокооплачиваемую» не имеют отношения к финансам. Финансы - это то, что есть в распоряжении и чем можно оперировать. Главная задача финансового управления - наиболее эффективно (то есть с наибольшей выгодой) распорядиться имеющимися финансами. В нынешних условиях кредитных денег , заполучить дополнительные финансовые ресурсы в виде кредита не представляется проблемой.

    Во избежание нежелательных секвестров , в доходную часть бюджета не следует включать возможные доходы, если вероятность их получения менее 90 %. В то же время, если незапланированный доход всё-таки появится, то пути его утилизации нужно определять в оперативном порядке. Ещё один важный момент, который нужно помнить при планировании доходов - это то, что пенсии и компенсации нужно рассчитывать исходя из самой выгодной из возможных схем.

    Расходы[править | править исходный текст]

    В рамках процесса бюджетного планирования приходится принимать и более сложные финансовые решения, особенно это касается расходной части бюджета. Здесь есть множество важных советов.

    Личный доход - это доход, получаемый домохозяйствами. Он меньше национального дохода, и чтобы перейти к нему, необходимо вычесть из национального дохода всю прибыль корпораций, направляемую на уплату налогов, нераспределенную прибыль и др., за исключением суммы выплачиваемых акционерам дивидендов; а затем надо добавить получаемые домохозяйствами трансфертные платежи правительства и фирм.

    Личный располагаемый (или просто располагаемый) доход остается в распоряжении домохозяйств после уплаты подоходных налогов.

    Личный располагаемый доход распределяется домохозяйствами на:

      личные потребительские расходы (затраты на покупку товаров и услуг за исключением покупки жилья);

      оплату потребителями процентов по их долгам;

      трансферты иностранцам;

      личные сбережения, которые направляются на приращение богатства домохозяйств и могут быть использованы на финансирование инвестиций.

    Доля личных сбережений в располагаемом доходе называется нормой личных сбережений. Наряду со сбережениями домохозяйств существуют национальные сбережения, включающие кроме личных еще сбережения фирм и правительства. Норма таких сбережений (их соотношение с ВВП) во многом определяет темпы экономического роста той или иной страны.

    5. Внп и экономическое благосостояние общества. Чистое экономическое благосостояние

    Дискуссионным в экономической науке является вопрос: позволяет ли показатель валового продукта (ВНП или ВВП) адекватно измерить уровень экономического благосостояния общества? Если позволяет, то вполне оправданным было бы выдвижение прироста ВНП в качестве главной цели экономической политики. Существуют аргументы и «за» и «против» данного утверждения.

    Аргументы «за»:1) показатель ВНП значительно полнее отражает результаты деятельности нации по сравнению с другими традиционными показателями, и потому не случайно мировая статистика использует отношение ВНП (ВВП) к численности населения в качестве критерия богатства нации;

    2) действительно, приращение ВНП означает увеличение доходов, расширение жилищного строительства, реализацию других целей социальной политики (включая расширение занятости).

    Аргументы «против»:

    1) В новой СНС сохраняется непоследовательный подход к трактовке услуг, оказываемых домохозяйствами. В ВНП включаются только услуги домохозяйств, реализованные на сторону, но не учитывается их деятельность по оказанию услуг для собственного потребления (приготовление пищи, поддержание жилищ в чистоте, воспитание детей и т.д.). Американская шутка: у женщины спрашивают, почему муж не помогает ей по дому. Она отвечает: мой муж не делает того, что не включается в ВНП. Авторы новой СНС в принципе признают целесообразность включения в валовой продукт всех видов услуг домохозяйств (независимо от того, проданы они или нет). Признается, однако, что исключение подобных услуг вызвано главным образом практическими трудностями получения данных об этих видах деятельности домохозяйств и их оценки; стоимость этих услуг рекомендовано исчислять в специальных таблицах.

    2) В ВНП длительное время не учитывались результаты функционирования «теневой» экономики, которые не проходили через официальные и регистрируемые рынки: незаконный экспорт оружия, а также репетиторство, уход за больными, ветеринарные услуги, строительство дач и гаражей для заказчиков, «цеховики» времен застоя, охрана дач от самих себя как форма рэкета, самогоноварение, производство и продажа наркотиков и т.п.

    «Теневую» экономику нередко именуют «черным» рынком, «параллельной» или «неформальной» экономикой. Хотя консенсуса по поводу определения этого понятия еще не достигнуто, мы можем спокойно использовать то, которое предложил Вито Танзи, экономист из МВФ, один из ведущих исследователей по этому вопросу: «Теневая экономика - это часть валового национального продукта, которая из-за ее отсутствия в отчетности и/или занижения ее величины не отражена в официальной статистике».

    Расширение теневой экономики обусловлено следующими главными причинами:

    1) экономические агенты, стремящиеся избежать уплаты налогов, склонны занижать (или просто не декларировать) свои доходы;

    2) запрещение государством давно сложившихся видов экономической деятельности, которое, впрочем, редко полностью устраняет их; скорее оно вытесняет их в сферу «теневой» экономики.

    Если бы можно было точно измерить масштабы «теневой» экономики, то она бы перестала быть таковой. Однако существуют различные способы оценки этих масштабов. Один из главных способов основан на данных о наличии денег в обращении на основе предположения, что использование наличных денег - и особенно крупных купюр - тесно связано с незаконной деятельностью. Другой способ – сравнение расходов населения с их доходами: первые оказываются несравненно больше в тех странах, где процветает «теневая» экономика.

    По некоторым оценкам, в США годовой объем нелегальной деятельности в форме производства и продажи наркотиков, игорного бизнеса, порнографии и т.п. составляет около 150 млрд. дол. (вторая после нефтяной промышленности отрасль). В США объем производства в теневой экономике составляет минимум 10% от официально учтенного ВНП (при разбросе оценок от 5 до 25% ВНП), во Франции более 7%, в Италии 19%. В развивающихся странах (таких, как Индия, Перу и др.) он еще больше. В Перу «теневая» экономика по оценке группы исследователей под руководством Эрнандо де Сото по величине равна почти 40% официального ВВП и использует труд приблизительно 48% экономически активного населения. Де Сото видит причину в несовершенстве действующего законодательства в стране, что сильно затрудняет деятельность фирм и индивидуалов в легальном секторе.

    В новой СНС определено, что в сферу производства ВНП включена не только «теневая» экономика (т.е. производство обычных товаров и услуг, организуемых подпольным образом с целью сокрытия доходов от налогообложения), но и юридически запрещенные виды деятельности (производство и продажа наркотиков, проституция и т.д.). Но если в отношении включения «теневой» экономики в подсчеты ВВП существуют лишь трудности с получением исходных данных, то в отношении юридически незаконных видов деятельности позиция многих стран не так однозначна (многие страны отвергают необходимость подобной оценки).

      в ВНП не полностью учитываются результаты функционирования социально-инфраструктурного комплекса (образования, здравоохранения, культуры и т.п.). Значительная часть данных услуг предоставляются населению в большей или меньшей степени бесплатно, и данное обстоятельство крайне затрудняет их полную стоимостную оценку (она проявляется лишь на рынке, а в данных отраслях настоящей купли-продажи услуг нет). Частичным выходом могло бы стать включение в стоимость социально-культурных услуг создаваемой трудом врача, учителя, артиста добавленной стоимости - на уровне аналогичного показателя сферы материального производства. Пока же вклад данных отраслей в создание валового национального продукта (как и услуг, связанных с обороной страны, охраной общественного порядка, государственным управлением и др.) оценивается только по заработной плате служащих соответствующих учреждений сферы нематериального производства.

    4) в новой СНС опять-таки не решены вопросы, связанные с отражением влияния ухудшения окружающей среды на ВВП. Это значит, что оценки ВВП на основе новой СНС по-прежнему не будут зависеть от сокращения невоспроизводимых природных ресурсов, загрязнения окружающей среды и т.д. Следовательно, ВВП опять-таки не отражает негативного воздействия производства на окружающую среду. Между тем некоторые виды деятельности, оцениваемые сегодня как рост валового продукта, на деле есть нежелательное использование производственных ресурсов. Поэтому было бы целесообразным при его исчислении вычитать убытки, связанные с кислотными дождями, радиоактивным заражением территории и др. Кроме того, важно учитывать состояние здоровья нации, показателем которого может служить ожидаемая продолжительность жизни, а также влияние производственной деятельности на национальную безопасность.

    Как видим, в определенном смысле ВНП как показатель благосостояния общества составляет лишь верхнюю часть айсберга. Поэтому его соотношение с численностью населения необходимо использовать крайне осторожно - особенно при сопоставлении стран с различными общественными системами (рыночная экономика - свободные цены, плановая экономика - «потолок» цен), разной долей натурального хозяйства, степенью развития «теневой» экономики, различной структурой распределения доходов. ВНП выступает скорее показателем мощности рыночной экономики, а не благосостояния, которое следует измерять скорректированными показателями. Один из них - показатель чистого экономического благосостояния - предложен в 70-е г.г. американскими экономистами У. Нордхаусом и Дж. Тобином. Показатель ЧЭБ призван скорректировать упущенное в ВНП и отразить все способствующее росту благосостояния страны: самообслуживание, повышение культурного уровня и др. Он также призван отражать загрязнение окружающей среды, перенаселение городов и т.п., учитывать легальную, но не облагаемую налогами деятельность (нелегальную же деятельность не включают и в ЧЭБ).

    В своем первом приближении ЧЭБ = ВНП + теневая экономика + самообслуживание + неучтенная стоимость услуг социально-культурной сферы - загрязнение окружающей среды.

    Переходя от национального дохода, как измерителя заработанного дохода, к личному доходу как показателю дохода, фактически полученного, необходимо вычесть из национального дохода взносы на социальное страхование, налоги на прибыль компаний и нераспределенную прибыль и в то же время добавить трансфертные платежи и проценты, выплачиваемые по государственным займам.

    Располагаемый доход - это доход, находящийся в личном распоряжении домохозяйств. Для его определения из личного дохода вычитают подоходные налоги.

    Валовый национальный продукт не позволяет точно определить благосостояние общества так как при измерении годового объема производства ВНП завышает объем производства на сумму годовых амортизационных отчислений и сумму косвенных налогов.

    Чистый национальный продукт - это валовый национальный продукт за вычетом годовых амортизационных отчислений. Он показывает общий годовой объем производства товаров и услуг, которые были произведены и предоставлены во всех секторах национального хозяйства страны. Чистый национальный продукт показывает общий годовой объем производства, который экономика может потребить, не ухудшая при этом производственные возможности последующих лет.

    39. Производительность труда

    Производительность труда - это его эффективность, результативность.

    Для измерения производительности труда используются два показателя: выработка и трудоемкость.

    Выработка - это количество продукции, произведенной в единицу рабочего времени или приходящейся на одного среднесрочного работника в год (квартал, месяц).

    Трудоемкость характеризует затраты рабочего времени на производство единицы продукции или работы.

    Выработка - наиболее распространенный и универсальный показатель труда. Для ее измерения используют натуральные, условно-натуральные и стоимостные (денежные) единицы измерения.

    Единицы трудоемкости - нормо-часы. Труд, затраченный на производство продукции, может быть выражен в человеко-часах, человеко-днях или среднесрочной численностью работающих.

    В зависимости от способа выражения объема продукции различают три основных метода измерения производительности труда: натуральный, трудовой и стоимостный.

    При натуральном методе уровень производительности труда исчисляется как отношение объема продукции в физических единицах измерения к среднесрочной численности ППП.

    При трудовом методе объем продукции исчисляется в нормо-часах.

    Уровень производительности труда стоимостным методом определяется путем деления объема продукции в денежном выражении на среднесрочную численность ППП.

    В зависимости от состава затрат, включаемых в трудоемкость продукции, различают:

    а) технологическая трудоемкость (затраты труда основных рабочих);
    б) трудоемкость обслуживания производства (затраты труда вспомогательных рабочих);
    в) производственная трудоемкость (затраты труда основных и вспомогательных рабочих);
    г) трудоемкость управления производством (затраты труда руководителей, специалистов и служащих);
    д) полная трудоемкость (затраты труда всего промышленно-производственного персонала).

    Факторы повышения производительности труда можно классифицировать по трем направлениям:
    1) факторы, создающие условия для роста производительности труда: уровень развития науки, повышения квалификации работников, укрепление трудовой дисциплины, сокращение текучести кадров и др.);
    2) факторы, способствующие росту производительности труда: материальное и моральное стимулирование, совершенствование оплаты труда, внедрение научно и технически обоснованных норм труда, внедрение прогрессивной технологии и др.
    3) факторы, непосредственно определяющие уровень производительности труда на предприятии: механизация и автоматизация произв. процессов, улучшение качества труда, ликвидация простоев, устранение брака, совершенствование управления и организации труда и др.

    Базой повышения уровня производительности труда является научно-технический прогресс.

    40. Национальное конечное потребление и валовое национальное сбережение.

    Конечное национальное потребление представляет собой стоимость продуктов и услуг, использованных непосредственно для удовлетворения потребности, как индивидуальных, так и коллективных. Оно охватывает потребительские расходы различных групп потребителей, которые группируются в зависимости от того, кто фактически их финансирует, на расходы на конечное потребление домашних хозяйств, государственных учреждений и общественных организаций, обслуживающих домашние хозяйства.

    Валовое национальное сбережение (ВНС) – В СНС определяется как превышение располагаемого дохода над расходами на конечное потребление (не следует смешивать с приростом денежной наличности и денежных вкладов, называемым иногда сбережениями).Оно равно сумме валовых сбережений всех секторов экономики, в него также входит чистое сальдо резервов страховых и пенсионных фондов отечественных организаций. По секторам валовое сбережение определяется как разность между суммой текущих доходов и суммой текущих расходов. ВНС может быть получено путём вычитания из ВНРД величины конечного потребления.

    ВНС = SВНС СЕКТОРОВ = ВНРД - КП

    Термин «валовой» означает, что показатель содержит в себе величину потребления основных фондов. Если же речь идет о «чистом» показателе, то он представляет собой валовой показатель за вычетом потребления основного капитала.

    41. Валовой национальный располагаемый доход

    Валовой национальный располагаемый доход (ВНРД) – это все доходы, полученные резидентами данной страны в результате первичного и вторичного распределения доходов. ВНРД отличается от ВНД на сальдо текущих перераспределительных платежей, переданных или полученных из-за рубежа (гуманитарная помощь, подарки родственникам из-за границы и т.д.). ВНРД направляется на национальное сбережение и конечное потребление.

    ВНРД отличается от ВНД на сальдо текущих перераспределительных платежей (текущих трансфертов), переданных за границу или полученных из-за границы. Эти трансферты могут включать гуманитарную помощь, подарки родственников, получаемые из-за границы, штрафы и пени, выплачиваемые резидентами за границей.

    42. Трансферты.

    Трансферты – это экономические операции, в результате которых одни институциональные единицы передают другим институциональным единицам безвозмездно товары, услуги, активы или права собственности.

    Различают текущие и капитальные трансферты.

    Текущие трансферты осуществляются регулярно, связаны с уменьшением или увеличением текущих доходов граждан и хозяйствующих субъектов. К ним относят: выплаты из бюджета (пенсии, пособия, стипендии); добровольные взносы; гуманитарную помощь и др.

    Капитальные трансферты - единовременно, значительные по масштабу безвозмездные передачи средств, связанных с приобретением или выбытием активов; получение субсидий на капитальные вложения из бюджета; продажа основных фондов по ценам ниже рыночных или их безвозмездная передача и др.

    Текущие и капитальные трансферты могут производиться не только в денежной, но и в натуральной форме

    43. Система макроэкономических показателей в СНС.

    Система национальных счетов (СНС) - система взаимосвя­занных показателей, применяемая для описания и анализа макро­экономических процессов в странах с рыночной экономикой.

    Целями СНС являются : описание общей картины состояния и развития экономики на макроуровне, установление взаимосвязей между наиболее важными макроэкономическими показателями.

    Основные абсолютные макроэкон. показатели содержатся в системе национальных счетов.

    Система национальных счетов представляет собой совокупность статистических макроэкономических показателей, характеризующих величину совокупного продукта (выпуска) и совокупного дохода, позволяющих оценить состояние национальной экономики. СНС содержит три основных показателя совокупного выпуска (объема производства): валовый национальный продукт (ВНП); валовый внутренний продукт (ВВП); чистый национальный продукт (ЧНП) и три показателя совокупного дохода: национальный доход (НД); личный доход (ЛД); располагаемый личный доход (РЛД)

    До начала 80-х годов основным показателем, характеризующим совокупный объем производства был показатель валового национального продукта. Однако в современных условиях в связи с интернационализацией экономических и хозяйственных связей и трудностями подсчета валового национального продукта (ВНП), поскольку национальные факторы производства каждой страны используются во многих других странах мира, основным показателем совокупного объема выпуска стал валовый внутренний продукт (ВВП).

    44. Сектора и отрасли в СНС. Элементы СНС.

    Система национальных счетов - статистическая система, представляющая собой формализацию теоретической концепции национального счетоводства и состоящая из логически последовательной и интегрированной совокупности счетов, таблиц и балансовых ведомостей, которые отражают производство, распределение и использование валового национального продукта и национального дохода страны. Система национальных счетов является замкнутой системой, где все счета страны могут быть сведены в единую матрицу, отражающую все потоки (товаров, услуг, денег, финансовых документов) в национальном хозяйстве.

    В системе национальных счетов используется система двойной записи по методу бухгалтерского учета. Метод построения системы национальных счетов заключается в отражении всех экономических процессов как совокупности двусторонних операций, совершаемых контрагентами. Национальное хозяйство представляется в виде замкнутой модели; экономическая деятельность субъектов расписывается по счетам как потоки доходов и расходов.

    Соответственно международным стандартам СНС ООН (1993 г.) данные для национальных счетов поступают от институционных единиц, которые группируются в 6 секторов :

    1)сектор нефинансовых корпораций , в который входят предприятия разных форм собственности, общества, кооперативы, производства товаров и услуг (кроме финансовых) для реализации на рынке;

    2)сектор финансовых корпораций , который объединяет учреждения и организации, осуществляющие финансовые и кредитные операции, а также страхование разных видов рисков (банки, фонды, страховые компании и т.п.);

    3)сектор государственного управления , в который входят органы представления по большей части нерыночных услуг для индивидуального или коллективного потребления и перераспределения доходов и богатства;

    4)сектор домашних хозяйств , представляющий в экономике физические лица, которые выполняют функции потребления и производства товаров и рыночных услуг;

    5)сектор некоммерческих организаций - это профсоюзы, политические партии, ассоциации, фонды, которые по большей части производят нерыночные услуги для домашних хозяйств;

    6)сектор экстерриториальной деятельности (другой мир) , который группирует иностранные единицы (нерезиденты), осуществляющие операции с отечественными институционными единицами.

    Для этих секторов предусмотрен стандартный набор счетов, в которых регистрируются экономические операции, связанные с производством, образованием доходов, сохранением и накоплением, приобретением финансовых активов и принятием финансовых обязательств. Информация, которая содержится в счетах секторов, используется для получения наиболее важных макроэкономических показателей, осуществления анализа развития экономики и прогнозирования.

    Основными структурными элементами системы национальных счетов являются:

    · экономические функции - производство, потребление, накопление, посредничество в перераспределении доходов;

    · экономические операции - индивидуальные акты, которые совершают хозяйственные единицы в процессе выполнения экономических функций (операции с материальными благами и услугами, операции по распределению, финансовые операции и пр.);

    · экономические агенты - субъекты экономических операций, принимающие хозяйственные решения (чистые отрасли, институциональные секторы);

    · объекты экономических операций - товары, услуги, деньги, финансовые документы.

    45. Показатели уровня жизни населения.

    Уровень жизни населения как социально-экономическая категория представляет собой уровень и степень удовлетворения потребностей людей в материальных благах, бытовых и культурных услугах.

    Материальные блага – это продукты питания, одежда, обувь, предметы культуры и быта, жилища.

    К бытовым услугам – в широком понимании – относятся коммунальные услуги, в том числе услуги транспорта и связи, услуги службы быта, а также медицинские услуги.

    Услуги в области культуры оказывают учреждения культуры, искусства и образования.

    Показатели, используемые для характеристики уровня жизни, можно с некоторой степенью условности разделить на три вида:

    · первый – синтетические стоимостные показатели (ВНП, фонд потребления, совокупные доходы населения и т.д.);

    · второй – натуральные показатели, измеряющие объем потребления конкретных материальных благ (обеспеченность личным имуществом, потребление продуктов питания, число перевезенных пассажиров и т.д.);

    · третий – показатели, демонстрирующие пропорции и структуру распределения благосостояния (распределение населения по доходным группам, показатели концентрации и дифференциации доходов и потребления и т.д.).

    Уровень жизни во многом определяетсядоходами населения, от размера которых главным образом и зависит степень удовлетворения личных потребностей.

    Для измерения уровня и структуры доходов населения используется ряд показателей, характеризующих их в различных аспектах. Одним из основных показателей является объем личных доходов населения – все виды доходов населения, полученных в денежной форме или в натуре. Этот показатель может быть рассчитан прямым путем для отдельных домохозяйств на основе статистики семейных бюджетов, однако он не отражает ни общих, ни реальных доходов населения. Совокупные (общие) доходы населения (СДН) определяются суммированием личных доходов и стоимости бесплатных или на льготных условиях предоставленных населению услуг за счет общественных фондов потребления. Стоимость услуг определяется расчетным путем.

    Названные показатели, рассчитанные в ценах текущего периода, называются номинальными показателями доходов. Они не определяют реального содержания доходов, т.е. не показывают, какое количество материальных благ и услуг доступно населению при сложившемся уровне доходов. Во-первых, владельцы дохода могут в окончательном виде располагать лишь частью номинального дохода, так как должны уплатить индивидуальные налоги и сделать другие обязательные отчисления. Вычитая из личных номинальных доходов (ЛНД) налоги, обязательные платежи и взносы в общественные организации (НП), находят личные располагаемые доходы (ЛРД) населения – ту часть личных доходов, которую владельцы их направляют на потребление и сбережение:

    ЛРД = ЛНД - НП.

    Доля этой части в общем объеме доходов составит

    Во-вторых, между номинальными и реальными величинами доходов могут быть существенные расхождения в связи с изменением покупательной способности денег – показателя, обратного уровню цен. Реальное значение показатели дохода приобретают, если для расчетов используются постоянные цены либо их изменение учитывается (компенсируется) с помощью индексов покупательной способности денег (I п.с.д.) или индексов цен на потребительские товары и услуги (I p). С поправкой на изменение потребительских цен рассчитывается величина реальных располагаемых доходов населения:

    Аналогично рассчитываются реальные общие доходы (РОД) населения – как совокупные доходы (СДН) с поправкой на покупательную способность денег:

    Прожиточный минимум представляет собой показатель объема и структуры потребления важнейших материальных благ и услуг на минимально допустимом уровне, обеспечивающем условия поддержания активного физического состояния взрослых, социального и физического развития детей и подростков.

    Бюджет прожиточного минимума есть стоимостная оценка натурального набора прожиточного минимума, кроме того, он включает в себя расходы на налоги и другие обязательные платежи.

    Объективный ежемесячный индекс социального неблагополучия *** (3) для каждого субъекта РФ вычисляется по формуле:

    ИСН=LN * (хi / YћZ где {i=1,2,3,4,5}

    где ИСН - индекс социального неблагополучия;

    LN - натуральный логарифм;

    х1 - число зарегистрированных умерших; х2 - потери из-за забастовок (человеко-дней); х3 - численность зарегистрированных безработных на конец месяца; х4 - число зарегистрированных преступлений; х5 - число зарегистрированных разводов;

    Y - число зарегистрированных родившихся;

    Z - покупательная способность среднемесячной заработной платы.

    Z = M/N, где М - среднемесячная заработная плата в рублях;

    N - стоимость набора из 19 продуктов питания в рублях.

    В результате проведенного анализа с экспертами Госкомстата РФ нами были окончательно отобраны следующие статистические показатели для построения индекса социального наблагополучия субъектов РФ:

    1. Число зарегистрированных умерших.

    2. Число зарегистрированных разводов.

    3. Число зарегистрированных родившихся.

    4. Численность зарегистрированных безработных.

    5. Число зарегистрированных преступлений.

    6. Среднемесячная заработная плата.

    7. Стоимость набора из 19 основных продуктов питания.

    8. Потеря из-за забастовок (человеко-дней).

    47. Номинальная и реальная заработная плата.

    Заработная плата – это цена использования труда. В основе предложения труда лежит проблема выбора каждым человеком соотношения между трудом и отдыхом. Решение, принимаемое отдельным индивидом о необходимости и продолжительности своей работы зависит, прежде всего, от уровня предлагаемой ему заработной платы.

    В экономической теории и на практике принято разграничивать номинальную и реальную заработную плату.

    Номинальная заработная плата – это плата в деньгах за единицу времени труда (Wn).

    Реальная заработная плата – это то количество товаров или услуг, которые можно реально приобрести на полученную сумму денег (Wr).

    Связь между этими величинами будет определяться уровнем цен (P) на товары и услуги:

    Wr = Wn/P.

    Номинальная и реальная заработная плата существенно разнятся, и их динамики могут быть диаметрально противоположными. В условиях высокого уровня инфляции, как это имело место в России в 1992–1993 гг., при росте номинальной заработной платы довольно быстрыми темпами происходит снижение жизненного уровня населения, динамика реальной заработной платы из-за инфляции существенно отстает от роста цен.

    48. 49. Кривая Лоренца. Коэффициент Джини.

    Для измерения фактического распределения доходов используют «кривую Лоренца» и «коэффициент Джини», показывающие, какая доля совокупного дохода приходится на каждую группу населения, что позволяет судить об уровне экономического неравенства в данной стране.

    «Кривая Лоренца» - это метод графического изображения уровня концентрации явления. Для ее построения на обе оси координат наносят процентную масштабную шкалу (от 0 до 100 %). Для точек кривой абсциссами служат единицы совокупности, а ординатами - значения признака. Равномерное распределение признака будет представлено в таком случае диагональю, называемой «линией равномерного распределения», а неравномерное - «линией Лоренца», отклонение которой от диагонали и характеризует степень неравномерности (см. график 17.1).

    Таким образом, если принять величину дохода и численность населения за 100 %, то прямая ОА покажет абсолютно равномерное распределение совокупного дохода между всеми группами населения. Однако реальное распределение всегда будет характеризоваться отклонением от этой прямой. Абсолютно неравномерное распределение совпало бы с осями координат. Но поскольку «сверхбедные» и «сверхбогатые» всегда составляют незначительную часть рыночного общества, то перед нами будет некоторая кривая («кривая Лоренца»), отклонение которой от диагонали наглядно покажет степень неравномерного распределения доходов.

    Для расчета конкретного уровня неравенства в распределении доходов поступают следующим образом. Площадь, образованную линиями равномерного и неравномерного распределения доходов (она на графике заштрихована), относят к площади треугольника ОАВ. Полученный результат и есть «коэффициент Джини» .

    Размер дохода сопровождается опережающим увеличением его «сберегаемой» части.

    Исключительная сложность рыночной экономики состоит в том, что пропорция между «потреблением» и «сбережением» доходов предопределяет величины совокупных расходов и совокупных сбережений в обществе (со всеми вытекающими отсюда последствиями для макроэкономических процессов), и в то же время эта пропорция сама отражает степень сбалансированности макроэкономических процессов. Вот почему искусство регулирования рыночной экономики заключается не в нахождении неких универсальных «рецептов» управления ею, а в умении определить доминирующий фактор в данной рыночной ситуации. И подчас оказывается, что таким фактором является пропорция, в которой рядовой доходополучатель решает разделить свой доход между потреблением и сбережением. Склонить его к принятию оптимального для общества решения - такова порой «сверхзадача» механизма регулирования рыночной экономики в конкретной ситуации.


    Похожая информация.


    ВВП является важным экономическим показателем, наиболее полно характеризующим объем произведенного в данном периоде государством конечного продукта.

    Но при всей его важности он не позволяет ответить на вопрос о величине совокупного дохода, который получает население данной страны (наемные работники, предприниматели, владельцы ценных бумаг, собственники недвижимости и т. д.). Для того чтобы найти ответ на него, необходимо рассчитать величину национального дохода страны. Как мы видели, не все составные части ВВП представляют собой факторные доходы, которые получает и которыми распоряжается население. Амортизационные отчисления входят в себестоимость продукции и, возмещаясь из выручки, поступают в дальнейший оборот, но предприятие не может свободно распоряжаться этой частью выручки. Этот элемент себестоимости, как и все другие ее элементы, имеет строго целевое назначение - возместить износ основного капитала (зданий, сооружений, машин и оборудования). Поэтому амортизационные отчисления не могут стать доходом владельцев факторов производства. Если мы вычтем их сумму из состава ВВП, то получим чистый национальный продукт . Национальный доход отличается от чистого продукта только на величину косвенных налогов.

    НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД = ВВП – Амортизационные отчисления – Косвенные налоги

    Национальный доход, таким образом, представляет собой общую сумму доходов всех владельцев факторов производства.

    В составе национального дохода выделяется личный доход. В этом понятии отражается совокупность всех валовых доходов, получаемых домашними хозяйствами в текущем периоде. Как указывалось еще в начале изложения нашего курса, государство в современной рыночной экономике играет очень важную роль, осуществляя функцию перераспределения доходов. Тем самым оно активно влияет на формирование личного дохода.

    СОВОКУПНЫЙ ЛИЧНЫЙ ДОХОД - общая сумма всех валовых доходов, полученных домашними хозяйствами страны в учетном периоде.

    Следует обратить внимание на то, что речь здесь идет не только о тех домашних хозяйствах, которые в качестве собственников факторов производства своим трудом участвовали в создании национального дохода, но и о тех, которые в этом процессе не участвовали. Так, домашние хозяйства получают из государственного бюджета трансфертные платежи. К их числу относятся выплаты по системе социального страхования (пенсии, пособия, стипендии и т. д.), проценты по государственному долгу, если домашние хозяйства покупали государственные облигации. Трансфертные платежи из государственного бюджета приводят, следовательно, к образованию доходов, которые хотя и не являются факторными, тем не менее способствуют увеличению общей суммы денег, которые получают домашние хозяйства.

    На формирование доходов, получаемых домашними хозяйствами, влияет и распределение прибыли акционерных компаний. Как нам известно, часть прибыли выплачивается в форме дивидендов собственникам акций, в лице которых выступают домашние хозяйства. Кроме того, как правило, фирмы выплачивают работникам пенсии из сформированных пенсионных фондов (предпринимательские трансферты).

    СОВОКУПНЫЙ ЛИЧНЫЙ ДОХОД ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ = Национальный доход – Взносы на социальное страхование работников – Прибыль корпора ций – Косвенные налоги + Государственные со циальные трансферты + Дивиденды + Предпринимательские трансферты.

    Однако и личный доход не поступает полностью в распоряжение домашних хозяйств, так как они выплачивают личные (индивидуальные) налоги, являющиеся источником доходов государственного бюджета (подоходный, земельный, транспортный налоги, налог на имущество и т. д.).

    СОВОКУПНЫЙ РАСПОЛАГАЕМЫЙ ЛИЧНЫЙ ДОХОД = Совокупный личный доход – Индивидуальные налоги.

    Вопрос о формировании располагаемого дохода имеет большое практическое значение для каждого из нас. Например, увеличение личных налогов является прямым вычетом из личных доходов населения, что сокращает располагаемый доход. Но если это сопровождается увеличением трансфертных выплат населению, то располагаемый доход может не только не уменьшиться, но даже вырасти.

    За этим может стоять продуманная политика, направленная на известное ограничение роста сверхвысоких доходов и поддержку малообеспеченных слоев населения (пенсионеров, многодетных семей, инвалидов и т. д.).

    В то же время если рост налогов, сдерживающий увеличение располагаемого личного дохода, обусловлен нерациональным, неоправданным расходованием средств (например, разбуханием бюрократического аппарата), то рост налогов с населения в этом случае не будет давать положительного эффекта и его последствия станутносить негативный характер.

    Каким образом домашние хозяйства распоряжаются располагаемым личным доходом? Одну его часть они направляют на личное потребление (С ), другую - на сбережения (S ; англ. saving ), которые определяются как доход за вычетом потребления.

    В таблице представим процедуру исчисления рассмотренных нами макроэкономических показателей.

    Источник: Экономика. Основы экономической теории: учебник для 10–11 кл. для общеобразовательных организаций. Углубленный уровень: в 2 кн. Кн. 2 // Под редакцией: Иванов С. И., Линьков А. Я. Издательство: Вита-Пресс, 2018 Зачем нужна Система национальных счетов? Если вы захотите получить информацию об уровне производства и благосостояния в той или иной стране, отраслевой структуре ее экономики, уровне цен, то обязательно обратитесь к статистическим данным. Что такое Валовой внутренний продукт (ВВП)? Валовой внутренний продукт — рыночная стоимость всех конечных товаров (материальных благ и услуг), произведенных на территории данной страны за определенный период. Что такое Валовой национальный продукт (ВНП)? Экономика любой страны является частью мирового хозяйства, и многие фирмы вкладывают свои капиталы в иностранные предприятия. Отличие реального ВВП от номинального Мы уже указывали, что объем ВВП, как и всех связанных с ним макроэкономических показателей, исчисляется в текущих ценах, по которым реализуются созданные товары и услуги. В этом случае определяется величина номинального ВВП. ВВП и качество жизни Можно ли измерить показателем среднедушевого ВВП качество жизни людей в той или иной стране? Можно ли сказать, что с увеличением размеров ВВП и национального дохода страны население любой страны всегда становится более удовлетворенным качеством своей жизни? Денежная система Гезелля Как ограничить спекулятивную деятельность банков Чем обеспечен рубль? Причина высоких темпов прироста ВВП после 1998 года: падение курса рубля

    (Пока оценок нет)
    Выбор редакции
    1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

    , Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

    Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

    Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
    Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
    Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
    Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
    Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
    Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...