Один из основных итогов экономической реформы 1987. Экономические реформы: от плановой экономики - к рыночной


К этой теме меня подвигла радиобеседа с журналистом Михаилом Бузукашвили на радио «Надежда», в которой мы затронули тему незаконности провоцирования совершения преступлений…
Основанием для нее послужила заметка в The Chicago Tribune: житель Чикаго Сами Самир Хасун на суде признался, что в 2010 году забросил в мусорный контейнер на оживленной улице города рюкзак, в котором, как он полагал, находилась бомба. При этом взрывное устройство в действительности было нерабочим, а рюкзак несостоявшемуся террористу передали работавшие под прикрытием агенты Федерального бюро расследований (ФБР), тем самым инициировавшие совершение преступления… Свои 35 лет отсидки он заработал с помощью… ФБР!
По данным официальной статистики, структуры внутренней безопасности США работают сейчас настолько успешно, что слова: «Живи спокойно, страна!» из сказки стали былью. «Ну вот и замечательно!» - говорит американский народ родному правительству и президенту, когда видит очередных арестованных террористов и их пособников, получающих свои десятки лет отсидки по всей справедливости законов США. И невдомек нам, что порой ради улучшения отчетности о раскрываемости преступлений полиция и ФБР (особенно ФБР) пользуются далеко не конституционными методами. Нет-нет, не подумайте, что я против применения силовых методов на допросах в борьбе с настоящими преступниками или за курортные условия их содержания. Б-же упаси!
В данном случае речь идет о тех преступлениях, которые планируются в ФБР и провоцируются этой организацией, точнее, ее агентами-информаторами и «инвестигейторами»-следователями. Настоящих преступников еще поймать надо, а тут другой метод под руками. Почему бы его не использовать? Сотрудники ФБР ловят неустойчивых людей, которые за деньги или льготы, или страшась угроз, соглашаются под воздействием агентов-провокаторов совершить преступление. Не правда ли, эти действия порой напоминают картину фабрикации дел в приснопамятных 40–50-х годах XX столетия, именуемых временами культа личности Сталина?
Спланировать якобы теракт и найти его исполнителя - дело тонкое, но зато какие дивиденды можно срубить…. Чтобы не быть голословным, предлагаю вашему вниманию, уважаемые читатели, интервью с Тревором Аронсоном.

Г-н Аронсон - научный сотрудник Калифорнийского университета в Беркли. Он работает в программе по изучению следственных учреждений типа ФБР. Тревор целый год изучал, как ФБР рекрутирует новых информаторов, и написал об этом статью в Mother Jones magazine.
– Известно, что ФБР ничего не рассказывает о своих информаторах в преступной среде, но иногда подробности все же всплывают. Так, в 1976 году один из комитетов Конгресса США выяснил, что у ФБР было 1500 таких информаторов. Через четыре года ФБР сообщило Конгрессу, что имеет 2 800 информаторов. В наше время, после 11 сентября 2001 года, число информаторов ФБР выросло до 15 тыс. человек.
– Люди становятся информаторами ФБР по разным причинам. Одна из главных причин при расследовании терроризма - в том, что иммигранты уязвимы, чем может воспользоваться ФБР. То есть если ФБР хочет завербовать информатора и знает, что он нарушил иммиграционное законодательство, то это будет серьезным рычагом воздействия.
– Ваша группа ученых изучила 500 дел. Во многих участвовали информаторы. К каким выводам вы пришли?
– Информаторы использовались в половине из этих 500 дел. В некоторых случаях способ их использования был ожидаемым: они предупреждали ФБР о преступных (террористических) намерениях кого-либо. В других делах роль информаторов была шире и почти равна роли провокаторов, предоставлявших преступнику не только возможность, но и средства совершения преступления.
– То есть вы хотите сказать, что ФБР способствовало возникновению сценария преступления, которое само по себе могло и не состояться?
– Именно так. Знаете, в этой связи стоит упомянуть одно дело в штате Иллинойс - дело Деррика Шарифа. Ему не повезло. Он работал в магазине видеоигр, и к нему обратился информатор. Деррик проявил интерес к тому, чтобы совершить какое-нибудь преступление на территории США. Информатор его к этому подталкивал и даже познакомил с агентом ФБР, который сыграл роль торговца оружием. Этот «торговец оружием» был готов снабдить Деррика гранатами, но у того совсем не было денег, даже 100 долларов на покупку гранат у этого агента ФБР. В результате агент ФБР согласился принять в оплату за гранаты от Деррика динамики (аудиоколонки). В конце концов им удалось привлечь Шарифа к суду за терроризм, и он получил 35 лет тюрьмы.
Думаю, это дело поднимает такой вопрос: была бы у Деррика Шарифа возможность совершить преступление, если бы не информатор ФБР и не секретный агент ФБР, давшие ему средства и возможность совершить преступление?
– Критики методов работы ФБР с информаторами говорят, что здесь была подстроена ловушка, что ФБР само создает для людей возможность совершать преступления.
– В ответ ФБР говорит, что оно пресекает возможные попытки этих террористов совершать террористические акты, и неважно, кто предоставил им возможность и средства для этого.
– Есть ли признаки готовности ФБР сократить эту программу, или они собираются и дальше продолжать ее полным ходом?
– Думаю, что информаторы очень важны для ФБР. И это касается не только мусульманских общин. Информаторы помогают расследованиям ФБР независимо от того, что расследуется. Поэтому о сокращении информаторов и свертывании программ провоцирования актов терроризма речи нет.

Что-то трещит в здании американской демократии… Вот-вот появятся первые трещины, если вовремя не вернуться к строгому соблюдению конституционных законов. И вспомнилось мне, что два года назад трое мужчин, осужденные за попытку поджога синагоги в Нью-Йорке, получили каждый по 25 лет тюрьмы. Дело вызвало широкие споры - ведь преступники получили фальшивые бомбы из рук сотрудников ФБР. Критики говорят, что это была подстава, а судья заявила, что ее руки были связаны.
Тогда Дэвид Вильямс, отец одного из осужденных, сказал: «Правительство не должно делать ловушки для людей, строить заговоры и разрабатывать планы, а затем выбирать жертв и сажать их на 25 лет!»
Я готов согласиться с Дэвидом. Иначе как можно жить под дамокловым мечом провокаций! Или вы другого мнения, друзья?

«Политика «нового мышления»» - Что такое «гласность». Доктрина Брежнева. Диалектика «нового мышления». Причины изменений курса. Победа демократических сил. Военные расходы СССР. Расходы СССР в Афганистане. Поиск новых партнеров. Шеварднадзе. Результаты политики «нового мышления». Отношения со странами «третьего мира». Распад социалистической системы.

«Политика перестройки» - В Москву введены войска. Природные и техногенные катастрофы. Министр внутренних дел СССР. М.С.Горбачев ушел в отставку. Михаил Сергеевич Горбачёв. М.С.Горбачев с семьей возвращается в столицу. Создание СНГ. Гибель парохода "Адмирал Нахимов". Уничтожение ростков демократии. События 19-21 августа 1991 года.

«Экономические реформы 1985-1991» - Постановление Верховного Совета СССР. Экономическая реформа 1987 г.. Причины неудач экономических реформ. Перестройка в СССР. Какие понятия относятся к периоду перестройки в СССР. Попытки сохранить существующую экономическую систему. Не удалось сформировать рыночные механизмы развития экономики. Что стало важным событием духовной жизни общества в период перестройки.

«Советская перестройка» - Экономический кризис. Социальная сфера. Отсутствие продуманной национальной политики. Население страны. Перестройка. Создание кооперативов. Повышение пенсий. Распад СССР. Кто такой Горбачев. Курс на «ускорение». Положительные и отрицательные стороны перестройки. Россия стала «поворачиваться лицом к Западу».

«1985-2009» - Россия прекратила экспорт зерновых. Экономические преобразования и перевод промышленности на рыночные отношения при сохранении госконтроля и хозяйственной регламентации привели к спаду производства. Внешняя политика в 1991-1998 гг. Первым президентом СССР стал М. Горбачев. Президенты республик находились в подчинении у президента СССР - М. Горбачева.

«Горбачёв по истории» - М. С. Горбачёв (2 марта 1931 года)- советский и мировой политический и общественный деятель. Развал биполярной системы международных отношений, обеспечивавшей стабильность в мире. Конец тоталитарного режима в СССР. Первый и единственный президент СССР. С приходом Горбачева к власти в СССР начался процесс демократизации.

Всего в теме 20 презентаций

Экономическая реформа 1987 г.

Летом 1987 г. Пленум ЦК КПСС принял первую за годы «перестройки» экономическую реформу с целью перехода от административных к экономическим методам управления, обеспечения оптимального сочетания централизма и самоуправления. В рамках социализма призналось допущение смешанной экономики и частновладельческого хозяйства. Для реализации цели в июне 1987 г. был принят «Закон о государственном предприятии», в мае 1988 г. – «Закон о кооперации в СССР» и ряд других постановлений.

Согласно Закону о предприятии, последние переводились на новые принципы работы: самоокупаемость, самофинансирование, самоуправление. Предприятия получили права сами определять число рабочих, устанавливать заработную плату, самостоятельно выходить на внешний рынок, выбирать партнеров, сотрудничать с иностранными фирмами. После выполнения обязательств перед государством они могли сами распоряжаться прибылью. Всю продукцию, произведенную сверх госзаказа (фиксированная норма выпускаемой продукции), разрешалось реализовывать по рыночным ценам. Предусматривалось ежегодное снижение объема госзаказа, а следовательно, расширение рыночных механизмов. Уменьшался контроль над планированием производства. Предприятиям предоставлялась возможность самостоятельно составлять планы производства, исходя из собственных интересов. Предприятия могли заключать прямые договоры с поставщиками, потребителями, другими предприятиями, минуя Госплан СССР, министерства.

Самоуправление на предприятии предусматривало создание советов трудовых коллективов, наделение их широкими полномочиями по производственным, социальным, кадровым вопросам, введение выборности руководителей, их отчетности перед трудовыми коллективами и т. д.

Все эти меры, по мнению руководства, должны были в условиях оживления рыночных отношений улучшить показатели развития производства и финансовое положение предприятий, сократить себестоимость продукции и повысить ее конкурентоспособность. Однако при сохранении административного управления эти меры не дали ожидаемых результатов. Расширению самостоятельности предприятий препятствовали обязательные плановые задания, выразившиеся в форме «госзаказов». Контроль министерств над расходованием фондов предприятий, деятельность государственных органов снабжения мешали предприятиям свободно выбирать поставщиков и потребителей.

Закон «Об индивидуальной трудовой деятельности» (1986 г.) положил начало процессу развития частного сектора с целью насыщения рынка товарами и услугами. Этот и последующие постановления, а также «Закон о кооперации в СССР» (1988 г.) разрешили открывать частные предприятия по некоторым видам производства, развивать кооперативы с предоставлением им льготных кредитов, внедрять арендные договоры, расширять самостоятельность колхозов, снижали налог на доходы, составлявший 65%. Снимались все ограничения колхозов на подсобную деятельность. Коллектив колхоза мог сам определять площадь индивидуального участка и поголовье скота в личном хозяйстве. Колхозы получали право решать вопросы передачи части земли в аренду другим предприятиям и отдельным гражданам. Колхозам разрешалось образовывать кооперативы. Одна или несколько семей могли взять землю в аренду на длительный срок и самостоятельно распоряжаться полученной продукцией. Признавалось равенство пяти форм хозяйствования: фермерских хозяйств, арендных кооперативов, агрокомбинатов, колхозов и совхозов.

Экономическая реформа М.С. Горбачева осуществлялась с большим трудом. Механизм реализации реформ не соответствовал заявленным целям. Не были затронуты основы административно-командной системы управления, бюрократический аппарат сопротивлялся изменениям, опасаясь потерять свои позиции. Нормативные документы министерств и ведомств иногда искажали постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР, что мешало осуществлению прогрессивных идей. Экономическая перестройка носила формальный характер, не создавала стимулов для обновления производства и постепенного вхождения экономики в рынок.

Государство по-прежнему являлось главным заказчиком в промышленности и навязывало предприятиям нереальные размеры «госзаказов», выполнение которых заставляло загружать все производственные мощности. Так, в 1988 г. госзаказ составлял в среднем 85% объема производственной программы. Следовательно, для свободного рынка оставалось 15% продукции. Кроме того, государство продолжало определять список той продукции, которую предприятия должны были производить «на склад», т. е. независимо от того, пользовались эти изделия спросом или нет.

В 1988 г. третьпредприятий была убыточной, а еще четверть – получала небольшую прибыль. Государство по-прежнему выделяло нерентабельным предприятиям субсидии на покрытие убытков, чтобы избежать банкротства и взрывов безработицы. На таких предприятиях хозрасчет практически не действовал.

Отсутствие рыночных отношений в стране, в том числе оптовой торговли и посреднических организаций, привело к тому, что предприятия столкнулись с большими трудностями. В частности, они не имели возможность выбирать себе поставщиков, их коммерческую деятельность контролировали министерства. Большинство предприятий слабо использовали рыночные механизмы, так как у них отсутствовал опыт эффективного предпринимательства. Предприятия просили увеличить госзаказ, поскольку он обеспечивал гарантированное государственное снабжение и реализацию.

Министерства, устанавливая размеры премий руководителям предприятий, их заместителям, главным бухгалтерам, оценивали их работу независимо от ее итогов. Это противоречило Закону о государственном предприятии, согласно которому оценивать работу руководства должен был коллектив.

На хорошо работающих предприятиях прибыль направлялась не в развитие производства и его техническое совершенствование, а в фонд заработной платы рабочих с целью экономического стимулирования. Предприятия вместо заботы о повышении эффективности производства сокращали выпуск дешевых товаров, повышали цены и зарплату. Таким образом, предназначенные для технической реконструкции средства, стали «проедаться».

Хозрасчет и самофинансирование могли быть эффективными, если предприятия заработают прибыль. В действительности директора многих предприятий выбрали легкий путь. Они стали закладывать прибыль в цену, в результате чего цены на продукцию значительно поднялись.

Кооперативное движение в стране тоже столкнулось с множеством проблем. Некоторые успешные кооперативы устанавливали цены на продукцию и услуги ниже, чем у государства. Такие кооперативы выполняли социальную функцию, например, брали шефство над детскими домами, ветеранами и т. д. Но основная часть кооперативов стремилась получить быструю и большую прибыль. Для этого кооперативы скупали и перепродавали в 2–3 раза дороже дешевые государственные товары, оказывали дорогие услуги. В условиях растущего дефицита товаров открывались кооперативные кафе, парикмахерские и тому подобные заведения, цены в которых были значительно выше, чем в государственных. Это вызывало недовольство в обществе, социальную напряженность.



Создатели кооперативов испытывали ряд проблем, которые не позволили обеспечить рынок товарами народного потребления в условиях их дефицита. Во-первых, кооперацию и государственный сектор поставили в неравные стартовые условия, что мешало честной конкуренции. Кооперативным предприятиям в несколько раз дороже обходилась закупка топлива, автомобилей и т. д. Поэтому кооператоры вынуждены были поднимать цены на свою продукцию. Во-вторых, кооператоры столкнулись с произволом чиновников и с отсутствием эффективных форм защиты своих прав. Например, в соответствии с существовавшими инструкциями членами кооперативов могли быть только пенсионеры, инвалиды, домохозяйки, студенты, учащиеся. Гражданам, занятым в государственном секторе, разрешалось работать в кооперативных предприятиях только в свободное от основной работы время. Такие правила привели к обманам и обходам законов. В-третьих, местные власти имели свои представления о законе о кооперации и пытались навязать их кооператорам. Чиновники на местах неохотно занимались организацией кооперативов и индивидуально-трудовой деятельностью, были плохо подготовлены юридически.

Внедрение арендных отношений также сопровождалось множеством проблем. Арендатор оказался в сложном финансовом положении, так как у него отсутствовала сельскохозяйственная техника. Власти в любой момент могли расторгнуть арендный договор. Государство проводило политику повышения налогов на кооперативы. Арендные отношения вводились при отсутствии частной собственности на землю. Поэтому фермерские хозяйства становились подконтрольными государству.

Закон «О государственном предприятии/объединении», вступивший в силу 1 января 1991 г., расширил права производителей, предоставляя возможность приватизировать арендные предприятия, однако это не привело к положительным изменениям. В конце 1980-х гг. страна перешла к нормированному распределению продуктов, заработная плата на многих предприятиях стала выдаваться производимой на них продукцией.

Экономическая политика М.С. Горбачева привела к обострению финансового положения страны. Отрицательно сказались на бюджете государства такие явления, как снижение мировых цен на экспорт нефти и газа, сокращение доходов от продажи спиртных напитков в период антиалкогольной кампании, непредвиденные расходы на ликвидацию последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции в 1986 г. и землетрясения в Армении. В результате правительство стало искать внешние займы и кредиты для закупки импортного оборудования, что вело к зависимости от внешних долгов. Кроме того, государство увеличило выпуск денежной массы, в результате чего усилилась инфляция. Для решения платежных проблем правительство стало продавать золотые запасы государства, которые к 1991 г. сократились в 10 раз.

1. Каковы цели экономической реформы 1987 г.?

2. Какие законы были приняты в рамках экономической реформы, в чем их суть?

3. Каковы результаты реформы 1987 г.? Согласны ли вы с положением о том, что экономическая перестройка носила противоречивый характер, предполагала только частичные перемены? Ответ аргументируйте.

Введение

1. Предпосылки экономических реформ в СССР

2. Стратегия «Ускорения»

3. Экономическая реформа 1987г.

4. Программа «500 дней»

5. Денежная реформа 1991 г

Заключение

Список используемой литературы

Введение

С середины 80-х и, особенно с начала 90-х гг. в России, как и в целом в СССР, стали происходить серьезные изменения. Эти изменения затронули все стороны социально-экономической и политической жизни советского общества. Они протекали весьма быстро, носили противоречивый характер и имели серьезные последствия для России и всех республик, входивших в Советский Союз. Сегодня трудно объективно разобраться во всех этих событиях и, особенно в их последствиях, дать однозначный ответ на все вопросы, которые в этой связи возникают. Потребуется немало времени, прежде чем историки дадут на все эти вопросы убедительные ответы. Сегодня же точка зрения и оценки исследователей противоречивы, во многом субъективны и далеки от совпадения. Это естественно, так как для глубокого и объективного осмысления этих событий потребуются время, накопление и изучение всестороннего и большого документального материала. Тема перестройки и распада СССР особенно интересна и тем, что в настоящий момент трудно найти человека, судьба которого не изменилась бы существенным образом в связи с реформами М.С. Горбачева. Перестройка повлияла на жизнь людей всех поколений.

1.Предпосылки экономических реформ в СССР

К середине 80-х годов в социально-экономической системе СССР развились кризисные явления. Советская экономика окончательно утратила динамизм. Произошло падение темпов роста в промышленности и производительности труда. Кризисная ситуация сложилась в сфере потребительского рынка и финансов (в том числе в связи с понижением мировых цен на нефть в начале 80-х годов). В последние десятилетия СССР и Россия в его составе по мировым показателям резко отставали по продуктивности сельского хозяйства. Практиковался остаточный принцип финансирования социальной сферы, науки и культуры. «Застой» в экономике сочетался с большим удельным весом военных затрат в бюджете (45 % средств расходовалось на ВПК), падением жизненного уровня, что вызывало объективную потребность в радикальных преобразованиях. В 1965-1985 годы завершилось формирование основных институтов советской бюрократической системы. Одновременно все более отчетливо проявлялись ее неэффективность и порочность (коррупция, протекционизм и т. д.). Происходила деградация правящей верхушки общества - номенклатуры, ставшей оплотом консерватизма. Общество столкнулось с явлением геронтократии, когда у власти оказались стареющие, больные лидеры. Ю.В. Андропов, занявший после смерти Брежнева (ноябрь 1982 года) пост Генерального секретаря ЦК КПСС, попытался развернуть борьбу с коррупцией, обновить систему за счет ее очищения от «разложившихся» элементов номенклатуры и укрепления дисциплины в обществе. Но эти начинания приняли характер традиционной советской кампании, а после смерти Андропова (февраль 1984 года) и вовсе были свернуты. Высший пост в государстве занял близкий соратник Брежнева 73-летний К.У. Черненко, скончавшийся в марте 1985 года. Тем не менее, необходимость перемен осознавалась руководством страны. Андропов и в некоторой степени Черненко пытались осуществить отдельные назревшие преобразования (ограничение всеобщего планирования, изменение системы ценообразования и др.), но эти попытки закончились безрезультатно. Пришедшие в апреле 1985 года к власти «молодые» партийные руководители - М.С. Горбачев, Е.К. Лигачев и другие сочетали в себе приверженность коммунистической идее и методам управления и стремление к преобразованию социалистического общества.Обозначился кризис и в социальной сфере. В начале 80-х годов реальные доходы на душу населения (по сравнению с 1966-1970 годами) уменьшились почти в три раза. Постепенно, несмотря на развитие науки и техники, ухудшалось качество здравоохранения - СССР занимал 50-е место в мире по уровню детской смертности. Сохранявшаяся уравнительная и дефицитная система распределения в нижней части социальной пирамиды приходила в противоречие с охраняемой системой привилегий слоя управляющих. Отчуждение от политической власти, средств производства, а фактически и от гражданских прав привело к социальной апатии в обществе, деформации морали, падению нравственности. Ужесточение идеологического контроля, преследования инакомыслящих обернулось развитием диссидентского движения, несмотря на свою малочисленность, получившего широкий резонанс за рубежом. «Холодная война» нанесла удар по идее «естественных союзников», выдвинув на первый план в США концепцию «империи зла», в СССР - тезис о «кровавом империализме». «Холодная война», сложившаяся биполярная система во главе с СССР и США, вылились в их соперничество и непрерывную, изматывающую гонку вооружений. К середине 80-х годов экономическая несостоятельность великодержавных притязаний Советского Союза стала очевидной. Его союзниками в основном были слаборазвитые государства «третьего мира». Бессилие советской военной машины демонстрировала и зашедшая в тупик афганская авантюра. Все это происходило на фоне усиления экономического и технологического отставания СССР от развитых стран, в которых к тому времени осуществлялся переход к информационному (постиндустриальному) обществу, т. е. к ресурсосберегающим технологиям и наукоемким производствам (микроэлектронике, информатике, робототехнике).

2. Стратегия «ускорения» В апреле 1985 г. новое советское руководство провозгласило курс на "ускорения социально-экономического развития страны" выдвинутая апрельским (1985 г.) Пленумом ЦК КПСС и закрепленная XXVII съездом партии (март - апрель 1986 г.). Главными его рычагами виделись научно-технический прогресс, техническое перевооружение машиностроения и активизация «человеческого фактора».
В сентябре 1985 г. Горбачев призвал шире использовать «скрытые резервы», к числу которых он отнес максимальную загрузку производственных мощностей путем организации их многосменного режима работы, укрепление трудовой дисциплины, использование предложений рационализаторов, повышение качества продукции, развитие соцсоревнования. Выдвинутая апрельским (1985 г.) Пленумом ЦК КПСС и закрепленная XXVII съездом партии (март - апрель 1986 г.), экономическая реформа нашла свое выражение в "Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1986 - 1990 годы и на период до 2000 года". Ключевым понятием в стратегии реформ Горбачева являлось ускорение производства средств производства, социальной сферы, научно-технического прогресса. Приоритетной задачей экономических преобразований было признано ускоренное развитие машиностроения как основы перевооружения народного хозяйства. При этом упор делался на укрепление производственной и исполнительской дисциплины (меры по борьбе с пьянством и алкоголизмом); контроль над качеством продукции (Закон о госприемке). Под ускорением понималось повышение темпов экономического роста. Так, за 15 лет предполагалось увеличить национальный доход почти в два раза при удвоении производственного потенциала, повысить производительность труда в 2,3 - 2,5 раза. Стратегия "ускорения" была основана на всемерной интенсификации производства, на базе научно-технического прогресса, структурной перестройки экономики, эффективных форм управления, организации и стимулирования труда. Чтобы быстрее получить желаемый результат, были усилены волевые рычаги, проведен ряд "кампаний". Основными из них были: антиалкогольная кампания, борьба с нетрудовыми доходами, введение госприемки, активизация человеческого фактора и др. В конце мая 1985 года, то есть спустя два месяца после избрания М.С.Горбачева Генеральным секретарем ЦК КПСС, была объявлена решительная борьба с пьянством, результаты которой должны были сказаться на значительном повышении производительности труда и укрепить трудовую дисциплину. В ряде мест ликвидировались винно-водочные заводы, вырубались виноградники. В итоге антиалкогольной кампании производство винно-водочных изделий значительно сократилось. Советское правительство в мае 1985 г. издало постановление «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма», пытаясь таким способом решить задачи по дисциплине труда и др. Ежегодно планировалось сокращать производство водки и ликероводочной продукции на 10 %, а к 1988 г. должен быть прекращен выпуск плодово-ягодных вин. В теории предполагалось, что принятые меры помогут повысить качество и производительность труда. Но практика показала, что такие меры убыточны. Государство теряло огромные деньги в результате вырубки садов и виноградников и почти полной остановки винно-водочного производства. В стране были утеряны уникальные сорта винограда. Страдали даже садоводы-любители. С экономической точки зрения эффект от реформы был явно отрицательный, тем более что пьянство не уменьшилось, а наоборот, возросло. Только народ употреблял уже не качественные заводские напитки, а дешевый теневой самогон. За 4 года реформы государство недополучило в бюджет 63 млрд. руб. сократилось. Так, если в 1980 году выпускалось 295 млн. декалитров водки и 323 млн. декалитров вина, то в 1985 году - 238 и 265, а в 1988 - 142 и 179 соответственно. Жители стали изготовлять самогон из сахара, которого в 1984 году было произведено 160 млн. декалитров. Вместо повышения производительности труда борьба с пьянством вызвала нежелательные явления, а именно: была подорвана экономическая база южных винодельческих районов, например, Нагорного Карабаха в Азербайджане, Молдавии и др.; увеличились потери рабочего времени в силу того, что возникли большие очереди за алкогольными напитками; участились случаи отравления людей от самодельных и технических спиртосодержащих жидкостей; значительно сократились поступления в доходную часть бюджета, возникли перебои с выплатой заработной платы, правительство начало денежную эмиссию. Впервые после войны был включен денежный станок. В результате подобного рода кампаний государственный финансово-кредитный механизм оказался разбалансированным, кризисные проявления стали возрастать. Общие показатели народнохозяйственной деятельности продолжали оставаться низкими.Для контроля над качеством продукции была введена новая контролирующая инстанция - госприемка, потребовавшая роста управленческого аппарата и материальных затрат. Качество продукции от этого, однако, радикально не улучшилось. Традиционная ставка не на экономические стимулы, а на энтузиазм работников успехов не принесла. В то же время усиление эксплуатации оборудования, не подкрепленное техническими нововведениями и новым уровнем подготовки специалистов, обернулось увеличением случаев аварийности. Взрыв на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 г. привел к катастрофическим последствиям. В зоне радиоактивного заражения оказались миллионы жителей РСФСР, Украины, Белоруссии и других регионов. Уже спустя год после провозглашения курса на ускорение стало ясно, что одними призывами, даже очень привлекательными, исправить положение в экономике невозможно.

Новое политическое мышление.

Распад СССР и образование СНГ.

Изменение политической системы СССР.

Экономические преобразования перестройки.

Президент СССР (март 1990 г. – декабрь 1991 г.).

Время правления М. С. Горбачёва называют перестройкой.

Необходимость перестройки:

Пребывание СССР на грани экономического, социального, политического кризиса;

Снижение уровня общественной дисциплины;

Низкий уровень жизни большинства населения;

Отставание от Запада.

Основные мероприятия перестройки:

Курс на ускорение социально-экономического развития;

Новое политическое мышление;

Политика гласности;

Демократизация.

Цели Горбачева по перестройке

1. нужны реформы, но в рамках социалистического строя, чтобы не допустить отставания от Запада (1985 – 1987 гг.)

2. сознательное разрушение социалистического строя, переход к рыночным отношениям (с 1987 г.ознательное разрушение социалистического строя, переход к рыночным отношениям () от Запада и начинает коренную перестройку.

Меры, предпринятые в экономике:

1 этап экономических преобразований (1985- 1987 гг.) - при сохранении командно-административной экономики:

Курс на ускорение социально-экономического развития на основе форсированного развития машиностроения, укрепление порядка и дисциплины на производстве, активное использование достижений науки и техники.

Ускоренное развитие машиностроения должно было стать основой быстрого перевооружения всего народного хозяйства. Концепция ускорения оказалась несостоятельной, т. к. ослабила производство товаров народного потребления, усилила инфляцию. Начинать преобразования следовало не с реформы тяжёлой промышленности, а с сельского хозяйства, лёгкой и пищевой промышленности. Это дало бы быструю отдачу для людей, укрепило бы социальную базу перестройки.

- 1986 г. – введение государственной приемки на все виды производимой продукции, так как много брака – этот товар не разрешали выпускать на реализацию (эта мера только обострила дефицит).

- 1985 г. – антиалкогольная кампания (уменьшились доходы государства, вырублены виноградники, самогоноварение). Через 2,5 года свернута кампания.

Антиалкогольная компания - государство не получило прибыли от продажи алкоголя – главной статьи пополнения бюджета.

Землетрясение в Армении (1988 г.).

Эти катаклизмы стоили бюджету огромных средств, так необходимых для перестройки экономики.



Кроме того, в 1985 г. упали цены на нефть, на 2/3 уменьшились доходы.

Таким образом, кризисные явления в экономике сохраняются:

Снижение темпов прироста;

Уменьшение объёмов производства;

Инфляция;

Дефицит товаров.

2 этап экономических реформ – 1987 – 1989 гг.

В начале 1987 г. была признана неудача реформ предшествующих лет. Вся ответственность была возложена на командно-административную систему. Была поставлена задача разрушить её. Идея ускорения выходит из обихода. Главной идеей объявляется демократия. Стали исходить из того, что без демократизации общества радикальные экономические преобразования невозможны. Во главу реформ в ущерб экономике была поставлена политика. Реформа политической системы, плюрализм, многопартийность, демократия – главные двигатели перестройки.

Экономическую реформу разрабатывали на этом этапе Абалкин, Рыжков, Кацура. Предусматривалось расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования, постепенное возрождение частного сектора.

Июнь 1987 г. – закон «О государственном предприятии» - после выполнения госзаказа предприятия могли оставлять прибыль у себя и свободно ею распоряжаться.

1988 г. – закон «О кооперации в СССР» - начало формирования частного сектора в сфере торговли и услуг, могли сами вести внешнюю торговлю.

1989 г. – помимо колхозов и совхозов разрешено заниматься фермерским хозяйством.

То есть, эта реформы были попыткой допущения демократических рыночных элементов в плановую экономику.

Но по мере развития демократического политического режима такое «допущение» представлялось недостаточным.

3 этап реформ (1990 – 1991 гг.) – переход СССР к регулируемой рыночной экономике

Лето 1990 г. – создана программа «500 дней» Явлинского и Шаталина (за 500 дней провести приватизацию, ввести свободные цены) – не была реализована.

Но в ноябре 1991 г. – «шоковая терапия» Гайдар, Чубайс, Шохин (радикальный курс перехода к рынку одномоментно): либерализация цен, торговли и приватизация. Итог: за год цены выросли в 100 – 150 раз при росте зарплаты в 10-15 раз.

Этапы «шоковой терапии»:

1 этап (1992 – первая половина 1994 гг.) – ваучерная приватизация, осуществлявшаяся за приватизационные чеки на сумму 10 тыс. рублей, которые получал каждый гражданин РФ.

2 этап (1994 – 1997 гг.) – денежная приватизация (купить госсобственность могли не все из-за отсутствия денег).

Итоги перестройки в сфере экономики:

1. Страна оказалась на грани экономической катастрофы

2. Наблюдалась фактическая потеря управления отраслями экономики.

3. Резко упал уровень жизни населения

4. увеличился дефицит, вводится карточная система (талоны).

5. К 1996 г. более половины госпредприятий перешли в частную собственность узкого круга лиц (бывшие номенклатурные работники и теневые криминальные структуры).

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...