Финансовая политика предприятия в условиях инфляции. Финансовая политика в современных условиях


- 675.00 Кб

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

Кафедра: Экономики, менеджмента и бухгалтерского учета

Курсовая работа

По дисциплине: Финансовый менеджмент

На тему: «Финансовый менеджмент в условиях инфляции»

Выполнил: студент 4 курса

Группы 4МОД

Бритов А.А.

Проверил:

Ст.преподаватель

Рубинас Ю.В.

Севастополь 2012

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… ……….3

1. ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ ИНФЛЯЦИ И

1.1 Понятие, роль, состав и цели финансовой политики………… ………5

1.2 Влияние инфляционных процессов на финансовую деятельность предприятия………………………………………………… …………………8

1.3 Оценка инфляции……………………………………… ……………

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «ЛАДА-СЕРВИС-БРЯНСК»

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия…..17

2.2 Анализ финансового состояния предприятия ООО « Лада-Сервис-Брянск»…………………………… ……………………………………………22

2.3 Анализ и оценка основных показателей движения и состояния денежных потоков ООО «Лада-Сервис-Брянск»……………… ……………36

3. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ЛАДА-СЕРВИС-БРЯНСК» В УСЛОВИЯХ ИНФЛЯЦИИ

3.1 Влияние инфляции на доходы предприятия……………………… …..46

3.2 Резервы повышения эффективности управления предприятием ООО «Лада-Сервис-Брянск» в условиях инфляции……………………………….50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Понятие временной стоимости денег приобрело особую актуальность в нашей стране с началом перехода к рыночной экономике. Причин тому было несколько: инфляция, расширившиеся возможности приложения временно свободных средств, снятие всевозможных ограничений в отношении формирования финансовых ресурсов хозяйствующими субъектами и др.

Появившаяся свобода в манипулировании денежными средствами и привела к осознанию факта, который в условиях централизованно планируемой экономики по сути не был существенным, и смысл которого заключается в том, что деньги помимо прочего имеют еще одну объективно существующую характеристику, а именно - временную ценность.

Этот параметр можно рассматривать в двух аспектах. Первый аспект связан с обесценением денежной наличности с течением времени. Второй аспект связан с обращением капитала. Любая компания для обеспечения своей текущей деятельности должна располагать денежными средствами в определённой сумме. Исходя из этого, большинство предприятий стараются следовать политике поддержания так называемого целевого остатка денежных средств на счете, который определяется либо интуитивно, либо с помощью формализованных методов и моделей.

Омертвление финансовых ресурсов в виде денежных средств связано с определенными потерями - с некоторой долей условности их величину можно оценить размером упущенной выгоды от участия в каком-либо доступном инвестиционном проекте. Поэтому любая организация должна учитывать два взаимно исключающих обстоятельства: поддержание текущей платежеспособности и получение дополнительной прибыли от инвестирования свободных денежных средств. Таким образом, одной из основных задач финансовой политики предприятия является оптимизация среднего текущего остатка денежных ресурсов.

Проблема «деньги-время» не нова, поэтому уже разработаны удобные модели и алгоритмы, позволяющие ориентироваться в истинной цене будущих поступлений с позиции текущего момента. Влияние инфляции – один из факторов, которые всегда должны учитываться при финансовом планировании, даже если темпы роста цен и невысоки.

Инфляция заметно меняет выгодность тех или иных проектов, как ориентированных на внутренний рынок, так и делающих ставку на экспорт продукции Российских предприятий.

Актуальность темы не вызывает сомнений, поэтому цель данной работы – проанализировать основные направления финансовой политики предприятия в условиях инфляции. Исходя из поставленной цели были сформулированы задачи работы:

Рассмотреть понятие и цели финансовой политики предприятий;

Проанализировать влияние инфляции на результаты и собственно хозяйственную деятельность предприятий;

Оценить влияние инфляции на доходы предприятия.

Методы исследования:

Анализ и обобщение теоретических источников и научно-практической периодики по теме;

Горизонтальный и вертикальный анализ баланса;

Метод коэффициентов (относительных показателей) для детерминированной комплексной оценки результатов деятельности;

Методика комплексного анализа финансового состояния предприятия.

Методологической основой структуры работы и логической связи в ней вопросов реализации финансовой политики предприятия в современных условиях послужили разработки отечественных и зарубежных ученых в области финансов предприятия, финансового менеджмента, инвестиционного менеджмента, маркетинга и инвестиций, теории анализа инвестиций. При написании работы использовались учебные пособия и учебники, монографии и научные статьи в периодических изданиях.

1. ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ ИНФЛЯЦИИ

1.1 Понятие, роль, состав и цели финансовой политики

Экономическая политика фирмы включает в себя производственную, коммерческую, инвестиционную, финансовую и другую политику.

Финансовая политика - это форма реализации экономической стратегии фирмы в сфере финансов. Отсюда следует, что финансовая политика подчинена задачам экономической политики предприятия. Перечислим основные особенности финансовой политики: ее формирование определяется тенденциями развития как товарного, так и финансового рынка; она охватывает все три стороны деятельности предприятия: операционную (основную), инвестиционную и собственно финансовую (финансовые операции); «блоки» финансовой политики адекватны функциям, осуществляемым финансовым менеджментом.

Таким образом, финансовая политика охватывает нахождение и распределение капитала, финансовую коммуникативность и аналитическо-контрольную сферу деятельности. Финансовая политика должна отвечать определенным принципам и требованиям, быть научно обоснованной, рациональной, гибкой, адекватной экономической стратегии предприятия, его финансовому и рыночному положению и др. Только в этом случае она способствует реализации стоящих перед предприятием задач.

«Качество» финансовой политики напрямую связано с постановкой и организацией финансового менеджмента на предприятии; со степенью внедрения управленческого учета, автоматизации рабочих мест менеджеров; с уровнем их специализации и квалификации; с качеством информационного обеспечения и др. .

Структурными элементами финансовой политики фирмы выступают амортизационная, кредитная, валютная, дивидендная, налоговая, заемная, инвестиционная, учетная политика, политика страхования финансовых рисков, ценовая, политика в области оплаты труда, расчетов, операций с ценными бумагами и др.

Финансовая политика есть диалектическое единство финансовых стратегии и тактики.

Финансовая стратегия - это целевая функция финансовой политики, направленная на привлечение и эффективное размещение финансовых ресурсов хозяйствующего субъекта, определение форм, методов и направлений их последующего использования, организацию финансовой работы с контрагентами, клиентами и государством, осуществление аналитическо-контрольной и других функций финансового менеджмента, а также совокупность долговременных целей финансового менеджмента.

Финансовая стратегия есть одновременно главный элемент финансовой политики предприятия и элемент его общей экономической стратегии. Она охватывает деятельность предприятия как минимум в течение года и вырабатывается на основе анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Если финансовая политика тесно связана с функциями финансового менеджмента, то финансовая стратегия - с его целями. Процесс выработки финансовой стратегии хозяйствующим субъектом включает:

Анализ предшествующей финансовой стратегии;

Обоснование стратегических целей финансовой политики;

Координацию финансовой стратегии с другими элементами экономической стратегии предприятия на основе их непротиворечивости друг другу;

Определение сроков действия финансовой стратегии;

Конкретизацию стратегических целей и периодов их выполнения;

Определение структурных единиц и персоналий, ответственных за ее выполнение.

Финансовая тактика - это, прежде всего, оперативная финансовая работа на предприятии. Финансовая тактика, в отличие от стратегии, связана с реализацией более узких, локальных, текущих задач финансового менеджмента. Их постановка вызвана необходимостью достижения глобальных общих целей финансового менеджмента. Так, в целях максимизации рентабельности необходимо выполнение таких задач, как эффективное управление процессом формирования рентабельности, мониторинг финансового левериджа, управление формированием прибыли на предприятии, профилактика убыточности, управление издержками, контроль над ценами, анализ рентабельности и пр. Финансовая тактика опирается на оперативное и текущее планирование на предприятии.

Финансовое планирование. Разработка, доведение до исполнителей, осуществление и корректировка совокупности финансовых планов предприятия являются составными частями финансового планирования. Его объект - финансовая деятельность предприятия. Финансовое планирование осуществляется в целях реализации финансовой политики предприятия и ее составных элементов. Содержание финансовых планов конкретизирует финансовую политику предприятия. Особенностью планирования в современных условиях являются отсутствие директивности плана (по отношению к предприятию в целом) и широкое использование его индикативного (вероятностного) характера .

Финансовые планы составляются на основе планируемой производственно- коммерческой программы, объемов инвестиционной деятельности, финансовых нормативов на предстоящий период, тенденций развития финансового рынка и его сегментов. Одним из источников информации для составления финансовых планов выступает баланс ликвидности предприятия. Разработка финансовых планов осуществляется по следующим этапам:

Конкретизация финансовой стратегии предприятия;

Установление взаимосвязи финансовой стратегии с конкрет ными направлениями деятельности;

Анализ финансового состояния предприятия;

Определение предстоящих объемов производственно- коммерческой и инвестиционной деятельности;

Разработка смет, целевых финансовых нормативов на планируемый период;

Составление бюджетов;

Выявление потребностей в финансовых ресурсах в целом и по элементам;

Конкретизация источников финансирования;

Корректировка планов;

Прогноз динамики финансовых рынков.

Финансовые планы обычно включают в себя:

1) прогнозы положения компании на рынке определенного товара (услуги);

2) прогнозы ее доходов и расходов, а также другие прогнозы;

3) политику управления оборотным капиталом (финансирование запасов, политика относительно дебиторов, краткосрочных финансовых вложений);

4) ценовую политику;

5) инвестиционную политику (финансирование внеоборотных активов, осуществление долгосрочных финансовых вложений);

6) политику в области доходов собственников предприятия, оплаты труда персонала;

7) учетную политику и др.

В зависимости от сроков составления различают следующие виды финансовых планов. Финансовое планирование может быть долгосрочным, стратегическим (на срок свыше 2 лет; в нынешних условиях оно становится собственно прогнозированием или перспективным планированием); среднесрочным (1-2 года); краткосрочным, или текущим (на срок до одного года), и оперативным (менее одного месяца).

В силу специфики российской экономики наиболее распространены краткосрочное и оперативное финансовое планирование. Несомненно, одним из внешних факторов, достаточно сильно влияющих на финансовую политику предприятия является инфляция. Поэтому в п. 1.2. настоящей работы рассмотрено влияние инфляционных процессов на все составляющие финансовой политики предприятия .

1.2 Влияние инфляционных процессов на финансовую деятельность предприятия

Влияние инфляционных процессов на финансовую отчетность и учет. Умеренная инфляция оказывает малозаметное влияние на финансовую деятельность предприятия. В этих условиях влияние инфляции может быть проигнорировано (особенно в краткосрочном аспекте). Но повышение темпов инфляции, галопирующая и гиперинфляция оказывают пагубное влияние на хозяйственную деятельность, предприятия. Бухгалтерская отчетность теряет объективность, а элементы актива и пассива баланса обесцениваются. Одни статьи актива баланса оцениваются ниже их действительной стоимости (в первую очередь основные средства), а другие (денежные невалютные счета, дебиторская задолженность) показываются по завышенной стоимости с учетом инфляционных процессов, приводя к негативным последствиям: понижению кредитоспособности, уменьшению амортизационных отчислений, снижению возможностей обновления производственного парка, завышению прибыли, переплате налогов и пр.

Краткое описание

Понятие временной стоимости денег приобрело особую актуальность в нашей стране с началом перехода к рыночной экономике. Причин тому было несколько: инфляция, расширившиеся возможности приложения временно свободных средств, снятие всевозможных ограничений в отношении формирования финансовых ресурсов хозяйствующими субъектами и др.
Появившаяся свобода в манипулировании денежными средствами и привела к осознанию факта, который в условиях централизованно планируемой экономики по сути не был существенным, и смысл которого заключается в том, что деньги помимо прочего имеют еще одну объективно существующую характеристику, а именно - временную ценность.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
1. ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ ИНФЛЯЦИИ
1.1 Понятие, роль, состав и цели финансовой политики…………………5
1.2 Влияние инфляционных процессов на финансовую деятельность предприятия……………………………………………………………………8
1.3 Оценка инфляции……………………………………………………
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «ЛАДА-СЕРВИС-БРЯНСК»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия…..17
2.2 Анализ финансового состояния предприятия ООО «Лада-Сервис-Брянск»…………………………………………………………………………22
2.3 Анализ и оценка основных показателей движения и состояния денежных потоков ООО «Лада-Сервис-Брянск»……………………………36
3. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ЛАДА-СЕРВИС-БРЯНСК» В УСЛОВИЯХ ИНФЛЯЦИИ
3.1 Влияние инфляции на доходы предприятия…………………………..46
3.2 Резервы повышения эффективности управления предприятием ООО «Лада-Сервис-Брянск» в условиях инфляции……………………………….50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Негативные экономические и социальные последствия инфляции вынуждают правительства разных стран бороться с нею. Однако современная рыночная экономика инфляционна по своему характеру (бюджетный дефицит, монополии, инфляционные ожидания населения и предприятий и т.д.), поэтому устранить все факторы инфляции и, следовательно, ликвидировать ее невозможно.

Различают два подхода к управлению экономикой в условиях инфляции. Первый состоит в адаптационной политике, суть которой заключается в следующем: все субъекты рыночной экономики учитывают потери от инфляции прежде всего через учет потерь от снижения покупательной способности денег. Домохозяйства адаптируются через поиск дополнительных источников дохода, перестройку семейного бюджета в сторону наиболее эластичных товаров и услуг, материализацию денег в другие ценности, увеличение потребляемой части располагаемого дохода и уменьшение сбережений и т.д. Фирмы адаптируются путем увеличения цен на товары и услуги, сворачивания производства и переориентации его на посредническую деятельность, реализации только краткосрочных инвестиционных проектов, увеличения заработной платы своим работникам и т.д. Комплекс адаптационных мероприятий государства включает индексирование заработной платы, т.е. приспособление ее к эффекту инфляции; индексирование процентной ставки

Второй подход заключается в проведении активной инфляционной политики, которая ограничивает и регулирует инфляционный процесс.

Различные теоретические школы в соответствии со своим пониманием инфляции рекомен­дуют и различные методы борьбы с ней. На основе кейнсианства сформировались два направления антиинфляционной политики: дефляционная политика и политика цен и доходов.

Дефляционная политика воздействует на платежный спрос и, следовательно, направлена против инфляции спроса. В ее основе лежит активная фискальная политика - маневрирование государственными расходами и налогами. Подробно эта проблема рассматривается в теме «Финансовая система и финансовая политика государства».

Политика цен и доходов, главная задача которой сводится к ограничению заработной платы, направлена против инфляции издержек. Средствами ее проведения являются установление пределов роста заработной платы и цен, их временное замораживание. Такую политику проводили правительства многих стран. В краткосрочном плане она дала положительные результаты, но в долгосрочном плане - оказалась неэффективной, так как означает административную, а не рыночную стратегию борьбы с инфляцией. Сдерживание цен оплачивалось снижением произво­дительности труда и жизненного уровня населения.

Монетаристы в борьбе с инфляцией на первый план выдвигают денежно-кредитную политику, направленную на регулирование денежной массы, введение жестких лимитов на ее прирост.

Поскольку современная инфляция многофакторна, целесообразно сочетание различных подходов, о чем свидетельствует опыт антиинфляционной политики в разных странах. Он включает широкий набор монетарных, бюджетных, налоговых мероприятий, политику доходов, программы стабилизации вплоть до проведения денежных реформ. Целесообразно также разграничение антиинфляционной стратегии и тактики. Первая носит долговременный характер и включает меры

по устранению причин инфляции, демонтаж ее механизмов: гашение инфляционных ожиданий; регулирование денежного обращения; сокращение бюджетного дефицита; сведение к минимуму воздействия внешних инфляционных факторов на национальную экономику; борьбу с моно­полизмом и др. Эти меры должны подкрепляться и другими: стимулированием НТП и структурной перестройкой; ориентацией инвестиционных потоков на сектора экономики, обеспечивающие потребительский рынок; демилитаризацией и конверсией военной экономики.

Антиинфляционная тактика имеет кратковременный характер и направлена на снижение темпов инфляции. Ее методы носят чрезвычайный характер. Антиинфляционная тактика предполагает два варианта мер: наращивание предложения без соответствующего роста спроса и ограничение спроса без соответствующего падения предложения. В рамках первого варианта мер можно отметить приватизацию государственной собственности, массированный импорт потребительских товаров, частичную реализацию стратегических запасов и т.д. Цель второго варианта - повысить норму сбережений, уменьшить уровень их ликвидности, повысив процент по вкладам, особенно срочным, заморозить вклады до востребования; повысить доходность государственных облигаций; провести денежную реформу конфискационного типа.

Открытое акционерное общество «Урало-Сибирские магистральные нефтепроводы имени Д.А. Черняева» - дочернее акционерное общество ОАО «АК «Транснефть» - зарегистрировано постановлением главы администрации Советского района г. Уфы РБ №2151 от 16.08.1995 г. и является правопреемником ПО «Урало-Сибирское управление магистральных нефтепроводов», которое было образовано 3 сентября 1947 года.

Акционеры - ОАО «АК «Транснефть» и Республика Башкортостан в лице Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан. ОАО «Уралсибнефтепровод» осуществляет прием, сдачу, хранение и транспортировку нефти по территории шести субъектов Российской Федерации: Республике Башкортостан, Челябинской, Курганской, Оренбургской, запада Омской областей и юга Пермского края.

Акционерное общество эксплуатирует: 24 нефтеперекачивающие и 56 магистральных насосных станций, 111 резервуаров общей емкостью более миллиона кубометров и 17 магистральных нефтепровода общей протяженностью порядка 5,8 тыс. км. Для обеспечения бесперебойной работы системы магистральных нефтепроводов в ОАО «Уралсибнефтепровод» функционируют восемь филиалов: пять нефтепроводных управлений - Туймазинское (1947 г.), Челябинское (1956 г.), Арланское (1964 г.), Черкасское (1970 г.), Курганское (1973 г.), а также Специализированное управление по предупреждению и ликвидации аварий (СУПЛАВ) (1974 г.), Служба безопасности (2002 г.) и Северо-Казахстанское представительство (2003 г.).

ОАО «Уралсибнефтепровод» осуществляет прием нефти от грузоотправителей (производителей) нефти и смежных дочерних акционерных обществ МН ОАО «АК «Транснефть», транспортировку принятой нефти по системе магистральных нефтепроводов ОАО «Уралсибнефтепровод», сдачу нефти на нефтеперерабатывающие заводы и смежным дочерним АО МН ОАО «АК «Транснефть».

Наиболее крупными производителями нефти, осуществляющими сдачу нефти в систему магистральных нефтепроводов ОАО «Уралсибнефтепровод» являются - ОАО «АНК «Башнефть»; ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ», входящее в состав ОАО «ЛУКОЙЛ»; ООО «Белкамнефть», входящее в состав ОАО НК «РуссНефть»; ОАО «Оренбургнефть», входящее в состав ОАО «ТНК-ВР Холдинг». Прием нефти от производителей осуществляется на 7 приемо-сдаточных пунктах, принадлежащих производителям нефти и расположенных на территории Пермской области и Республики Башкортостан.

ОАО «Уралсибнефтепровод» осуществляет также прием нефти от смежных дочерних АО МН ОАО «АК «Транснефть» - ОАО «Транссибнефть» и ОАО «Сибнефтепровод» на 2 приемо-сдаточных пунктах, принадлежащих смежным дочерним АО МН ОАО «АК «Транснефть» и расположенных на территории Омской и Тюменской областей.

Сдача нефти осуществляется на пять нефтеперерабатывающих заводов - ОАО «Уфимский НПЗ», ОАО «Ново-Уфимский НПЗ», ОАО «Уфанефтехим», ОАО «Салаватнефтеоргсинтез», ОАО «Орскнефтеоргсинтез» на трех приемо-сдаточных пунктах, принадлежащих ОАО «Уралсибнефтепровод» и расположенных на территории Республики Башкортостан и Оренбургской области, а также трем смежным дочерним АО МН ОАО «АК «Транснефть» - ОАО «Северо-Западные МН», ОАО «Приволжскнефтепровод», ОАО «Транссибнефть» на 2 приемо-сдаточных пунктах, расположенных на территории Курганской области и Республики Башкортостан.

ОАО «Уралсибнефтепровод» осуществляет также прием и сдачу российской нефти через границу Российской Федерации и Республики Казахстан по магистральному нефтепроводу ТОН-2. Транспортировка нефти транзитом через территорию Республики Казахстан осуществляется казахской компанией АО «КазТрансОйл».

Открытому акционерному обществу «Акционерная компания по транспорту нефти «Транснефть» принадлежит 75,5% обыкновенных акций ОАО «Уралсибнефтепровод» от величины уставного капитала; Республике Башкортостан в лице Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан принадлежит 24,5% обыкновенных акции ОАО «Уралсибнефтепровод» от величины уставного капитала.

2.2 Аналитический агрегированный баланс

ОАО «Уралсибнефтепровод» (2008 г)

Для анализа финансового состояния предварительно составим аналитический агрегированный баланс (таблица 1).

Таблица 1

тыс.руб.

1.Внеоборотные активы

3.Капитал и резервы

2.Оборотные активы, в т.ч.:

4.Долгосрочные пассивы

5.Краткоср.

пассивы, в т.ч.:

Ден.средства и краткосроч. финн вложения

Кратосроч. кредиты и займы

Кредитор. задолженность

На основе агрегированного баланса произведем расчет коэффициентов, которые позволят провести анализ финансовой устойчивости, платежеспособности, кредитоспособности, деловой активности и рентабельности предприятия.

Расчет показателей Таблица 2

Показатель

Условное обозначение

На начало

На конец года

Отклонения

Собственные ОБС

Недостаток соб. средств

Недостаток доп. средств

Излишки всех средств

(Е с +K T +K t +R p)-Z

Коэф. автономии

Коэф. соот. заем. и собст. средств

(K T +K t +R p)/ И с

Коэф. моб. и иммоб

Коэф. маневренности

Коэф. обеспеченности

Коэф. Имущества

(С оф +О нма +ДКВ+НП+зап)/В

Коэф. абс. Ликвидности

Коэф. Ликвидности

(d+r)/(K t +R p)

Коэф. общ. покрытия

(d+r+z)/(K t +R p)

Коэф. обор. всех активов

Коэф. обор-ти собст. К

Коэф. обор-ти заем. К

V/(K T +K t) сг

Коэф. обр-ти ДЗ

Срок товарного кредита и отсрочки платежей

Коэф. обор-ти КЗ

Срок обор-ти КЗ

Рентабельность активов

П ч / В сг *100%

Рентабельность собств. К

П ч / И ссг *100%

Рентабельность заемного капитала

П ч /(K T +K t) сг *100%

Рентабельность продаж

Рентабельность производства

П ч /C/c г *100%

Рентабельность ОС

П ч / F сг *100%

Экон. рент-ность по формуле Дюпона


2.3 Анализ финансовой устойчивости предприятия

Для анализа финансовой устойчивости используем следующие показатели:

Абсолютные показатели : излишек (недостаток) собственных средств для формирования запасов и затрат (±DЕс); излишек (недостаток) собственных средств и долгосрочных средств для формирования запасов и затрат (±DЕт); излишек всех средств на предприятии для формирования запасов и затрат (±DЕн).

DЕс -144182 DЕс -60701

DЕт -144182 DЕт -60701

DЕн 18943 DЕн 9476

Следовательно, предприятие ОАО «Уралсибнефтепровод» как на начало отчетного года так и на конец находилось в области критического финансового состояния, так как:

DЕс < 0; DЕс <0;

DЕт < 0; DЕт <0 ; Þ S = { 0,0,1}

DЕн > 0; DЕн >0;

Это говорит о том, что предприятие ОАО «Уралсибнефтепровод» не может полностью покрыть кредиторскую задолженность денежными средствами, краткосрочными финансовыми вложениями и дебиторской задолженностью.

Относительные показатели :

1) Коэффициент автономии:

Так как Ка>0,5, то все обязательства могут быть покрыты собственными средствами.

В течение года Ка значительно увеличивается, что свидетельствует о повышении финансовой независимости предприятия.

2) Коэффициент соотношения заемных и собственных средств (Кз/с):

Кз/с 0,94 0,15

Кз/с<1, следовательно собственные средства превышают заемные.

На конец года Кз/с уменьшается из-за уменьшения капитала, следовательно заёмные средства превышают собственные, но на конец периода Кзс значительно уменьшается из-за увеличения капитала и снижения кредиторской задолженности.

3) Так как у нас недостаточно собственных средств на приобретение ОБС (DЕс < 0) , то коэффициент маневренности и коэффициент обеспеченности не могут быть рассчитаны.

4) Коэффициент имущества производственного назначения (Ки):

Ким 0,94 0,98

Ки>0,5,Þ предприятие имеет достаточное количество имущества производственного назначения, причем за период это количество увеличилось за счет увеличения запасов.

2.4 Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия

Для оценки платежеспособности предприятия используются три

относительных показателя ликвидности, различающиеся набором ликвидных средств (активов), рассматриваемых в качестве источников покрытия краткосрочных обязательств:

1) Коэффициент абсолютной ликвидности (Кал):

Кал 0.02 0,03

Значение коэффициентов ниже нормы. Кал=0,03 означает, что на конец года предприятие может погасить краткосрочную задолженность на 3%.

2) Коэффициент ликвидности

Значение коэффициентов ниже нормы, это означает, что у предприятия нет возможности отвечать по своим краткосрочным обязательствам даже в случае своевременных расчетов с дебиторами.

3) Коэффициент покрытия(Кп)

Кп ≥ 2 - 2,25, Þ на конец года не достает до нормы, что характеризует платежную невозможность предприятия при условии не только своевременных расчётов с дебиторами и реализацией готовой продукции, но и при условии продажи прочих материальных оборотных средств.

Анализ ликвидности баланса

Ликвидность баланса определяется как степень покрытия обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств.

При определении ликвидности баланса были сопоставлены итоги по каждой группе активов и пассивов.

Таблица 3

Анализ ликвидности баланса (млн. руб.)

Таблица 4

Проверка выполнения условия ликвидности баланса

На начало и на конец года по первому условию у предприятия недостаточно денег для уплаты долгов кредиторам, по четвертому условию видно превышение внеоборотных активов над собственными средствами. Анализ ликвидности баланса еще раз подтвердил критическое финансовое состояние предприятия.

2.5 Анализ кредитоспособности предприятия

Кредитоспособность предприятия – это наличие у него предпосылок для получения кредита и возврата его в срок.

Кз/с 0,94 0,15

Хотя Кз/с=0,15 находится в пределах нормы, предприятие в настоящий момент не является кредитоспособным, т.к. его Кл=0,14 не соответствует нормативным значениям, то есть дебиторской задолженности и денежных средств не достаточно для покрытия краткосрочных обязательств. Предприятие ОАО «Уралсибнефтепровод» является некредитоспособным (ненадежным) заемщиком.

Rа=0,92% означает, что с каждого рубля активов предприятие получает чистую прибыль в размере 0,92 копеек.

2.6 Анализ деловой активности и рентабельности предприятия

Большое внимание на состояние оборотных активов оказывает их оборачиваемость. Показатели оборачиваемости активов :

1) Коэффициент оборачиваемости активов (Коа)

Т.е. предприятие совершает 0,22 цикла производства и реализации продукции за год.

2) Коэффициент оборачиваемости собственного капитала (Коск)

Коск=0,31 – низкая скорость оборота собственного капитала акционеров, характеризует неэффективность использования денежных средств.

3) Коэффициент оборачиваемости заемного капитала (Козк) рассчитать невозможно, так как у предприятия нет долгосрочных обязательств и займов.

5) Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности (Кодз)

Ттк 42,2 дн.

Срок товарного кредита составляет 42,2 дня.

6) Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности (Кокз)

Ткз =42,6 дн.

Оборачиваемость дебиторской задолженности незначительно превышает оборачиваемость кредиторской задолженности, что снижает финансовую устойчивость предприятия.

Показатели рентабельности:

1) Рентабельность активов (экономическая) (Ra):

С 1 рубля активов независимо от источников формирования активов получаем 0,92 коп. чистой прибыли.

2) Рентабельность собственного капитала (финансовая) (Rск):

То есть на конец года на один рубль собственного капитала приходится 1,25 коп. чистой прибыли. За весь период рентабельность финансовая также возросла. Данный показатель важен для предприятия ОАО «Уралсибнефтепровод», так как оно является акционерным обществом

3) Рентабельность продаж (общая рентабельность) (Rпр):

Данная рентабельность означает, что в одном рубле валовой продукции заключено 4,1 коп. чистой прибыли.

2.7 Оценка вероятности банкротства

Для оценки вероятности банкротства, используют показатель Z-счёт Альтмана:

Z -счёт = 1,2*К 1 +1,4*К 2 +3,3*К 3 +0,6*К 4 +К 5

К1 =оборотный капитал/всего активов=0,087;

К2 =Резервный капитал +фонды спец.назначения и целев.назнач. + нераспр. прибыль отчётного года и прошлых лет/всего активов=-0,00023

К3 =Прибыль от реализации основной деятельности/всего активов=0,024

К4 =Уставный капитал/всего обязательств=2,79

К5 =Выручка-нетто от реализации продукции/всего активов=0,22

Z-счет = 2,077

Такие значения Z-счета говорят о том, что существует высокая вероятность банкротства. То есть, не смотря на ситуацию критического финансового состояния, предприятие имеет возможность стабилизации своей финансовой ситуации с применением соответствующих мероприятий.

2.8 Мероприятия по выходу из критического финансового состояния

К предприятию, которое признано банкротом или с высокой вероятностью банкротства применяется ряд санкций:

Ликвидация с распродажей имущества;

Реорганизация производственно-финансовой деятельности;

Мировое соглашение между кредиторами и собственниками предприятия.

Ликвидационные процедуры ведут к прекращению деятельности предприятия. Реорганизационные процедуры предусматривают восстановление платежеспособности должника путем проведения определенных инновационных мероприятий. По результатам анализа должна быть выработана генеральная финансовая стратегия и план финансового оздоровления предприятия с целью недопущения банкротства и вывода его из «опасной зоны» путем комплексного использования внутренних и внешних резервов.

1.Можно продать готовую продукцию и товары для перепродажи из запасов со скидкой 3% с целью получения денежных средств.

164*0,03=4,92 тыс. руб.

164-4,92=159,08 тыс. руб.- вырученные денежные средства

2. Провести процедуру факторинга для погашения дебиторской задолженности:

Рстр=ДЗ*Стр

Рстр=7574*0,1=757,4 тыс.руб.

К в =7574*0,02=151,48 тыс. руб.

3). Плата за пользование факторинговым кредитом:

Пк=(ДЗ-Рстр-Кв)*Сфкр*t/365=(7574-757,4-151,48)*0,18*20/365=65,74

4) Аванс: Фа=ДЗ-Рстр-Кв-Пк=7574-757,4-151,48-65,74=6599,38т.р.

Цена факторинговой операции:

Цфо=(Фа+Рстр)/(Кв+Пк)=33,87%

Итого получаем сумма к уплате за факторинговую операцию:

∑=7574*0,3387=2565,3т.р.

ДЗ-Цф*ДЗ=7574-2565,3=5008,7 тыс. руб.

Денежные средства от продажи дебиторской задолженности мы отправили на покрытие кредиторских задолженностей:

На данном предприятии значительную долю активов занимают внеоборотные активы (94,35%), в том числе основные средства 99,6%.

Поэтому первым мероприятием будет инвентаризация с целью учета всего оборудования и выявления неиспользуемого для последующей его реализации.

Полученные денежные средства в размере 5167,78 тыс. руб. направить на погашение задолженности перед поставщиками и подрядчиками (1072тыс.руб.), перед персоналом организации (2167,78тыс. руб.), перед бюджетом (1000 тыс. руб.), перед прочими кредиторами (906 тыс. руб.) и на погашение авансов полученных (22 тыс. руб.).

За счет проведения данных мероприятий восстановится текущая платежеспособность предприятия, то есть объем поступления денежных средств превысит объем неотложных финансовых обязательств.

Рассчитаем чистую прибыль после проведения мероприятий:

ЧП=10496,75тыс.руб.

После проведения мероприятий финансовой стабилизации аналитический агрегированный баланс имеет вид:

Усл. обозн

Усл. обозн

1.Внеоборотные активы

3.Капитал и резервы

2.Оборотные активы, в т.ч.:

4.Долгосрочные пассивы

Краткосрочные пассивы, в т.ч.:

Ден.средства и краткосрочные фин. вложения

Краткоср. кредиты и займы

Дебиторская задолженность и прочие активы

Кредиторская задолженность

Z-счёт= 1,2*К1+1,4*К2+3,3*К3+0,6*К4+К5

Z-счет = 4,67, это означает, что после проведения мероприятий наше предприятие вышло из кризисной ситуации, и сейчас оно находится в стабильном финансово-устойчивом положении с очень низкой степенью банкротства.

Тогда изменение величины рентабельности после введения мероприятий составит:

Таблица 5

Рентабельность по всеми показателям увеличилась, следовательно проведенные мероприятия были эффективными.

3. Анализ и оценка финансовой политики предприятия

ОАО «Уралсибнефтепровод» в условиях инфляции

3.1 Влияние инфляции на доходы предприятия

Влияние инфляции на доходы фирм проявляется многообразно, но общим знаменателем является изменение относительных пропорций цен и кредитно-финансовых показателей. К наиболее серьезным проблемам, опираясь как на мировой, так и на российский опыт, следует отнести:

Различие в динамике цен реализации готовой продукции и закупаемых для ее производства ресурсов;

Различие в динамике цен реализации готовой продукции и ставок процента по привлеченным денежным средствам;

Различия в динамике стоимости новых реальных активов и величин амортизационных фондов;

Влияние инфляции на динамику доходности проектов;

Изменение денежных потоков под влиянием задержек в расчетах и других факторов, значение которых усиливается при высокой инфляции.

Не меньшие проблемы инфляция порождает и с амортизацией. Причина этого - отставание динамики амортизационных отчислений от роста воспроизводственной стоимости новых реальных активов. По существующим в России правилам амортизация начисляется на стоимость приобретения таких активов, выраженную в ценах, действовавших на момент приобретения («историческую стоимость»), и скорректированную в соответствии с индексами, утверждаемыми правительством при периодических переоценках основных средств. Очевидно, что при высокой инфляции «историческая стоимость», несмотря на переоценки, быстро отстает от воспроизводственной стоимости основных средств, т.е. той цены, которую надо было бы уплатить для реальной физической замены износившихся машин, оборудования и сооружений. Отсюда следует, что инфляция ведет к занижению величин денежных поступлений в части амортизации, и это следует учитывать при инвестиционном анализе. Кроме того, влияние инфляции и способа оценки основных средств прямо проявляется в уровнях рентабельности по отношению к собственному капиталу.

Инфляция может изменить доходность инвестиций и соответственно как это обстоятельство надо учитывать при анализе приемлемости проектов.

Предприятию ОАО «Уралсибнефтепровод» чтобы снизить влияние инфляции на уровень доходов необходимо:

В первую очередь добиться сбалансированности объемов положительных и отрицательных денежных потоков, поскольку и дефицит, и избыток денежных ресурсов отрицательно влияет на результаты хозяйственной деятельности. При дефицитном денежном потоке снижается ликвидность и уровень платежеспособности предприятия, что приводит к росту просроченной задолженности предприятия по кредитам банку, поставщикам, персоналу по оплате труда. При избыточном денежном потоке происходит потеря реальной стоимости временно свободных денежных средств в результате инфляции, замедляется оборачиваемость капитала по причине простоя денежных средств, теряется часть потенциального дохода в связи с упущенной выгодой от прибыльного размещения денежных средств в операционном/инвестиционном процессе.

Для достижения сбалансированности дефицитного денежного потока в краткосрочном периоде разрабатывают мероприятия по ускорению привлечения денежных средств и замедлению их выплат.

Поскольку данные мероприятия, повышая уровень абсолютной платежеспособности предприятия в краткосрочном периоде, могут создать проблемы дефицитности денежных потоков в будущем, то параллельно должны быть разработаны меры по сбалансированности дефицитного денежного потока в долгосрочном периоде. Способы оптимизации избыточного денежного потока связаны в основном с активизацией инвестиционной деятельности предприятия, направленной: на досрочное погашение долгосрочных кредитов банка; увеличение объема реальных инвестиций; увеличение объема финансовых инвестиций.

Заключение

Оценка и анализ соответствия поставленных и достигнутых целей должны быть неотъемлемой частью работы финансового менеджера и выполняться, как правило, по завершении очередного проекта. Любой проект может быть охарактеризован с различных сторон: финансовой, технологической, организационной, временной и др. Каждая из них по-своему важна, однако финансовые аспекты инвестиционной деятельности во многих случаях имеют решающее значение. В финансовом плане, когда речь идет о целесообразности принятия того или иного проекта, по сути подразумевается необходимость получения ответа на три вопроса: каков необходимый объем финансовых ресурсов; где найти источники в требуемом объеме и какова их цена; достаточен ли объем прогнозируемых поступлений.

Понятие временной стоимости денег приобрело особую актуальность в нашей стране с началом перехода к рыночной экономике. Причин тому было несколько: инфляция, расширившиеся возможности приложения временно свободных средств, снятие всевозможных ограничений в отношении формирования финансовых ресурсов хозяйствующими субъектами и др. Появившаяся свобода в манипулировании денежными средствами и привела к осознанию факта, который в условиях централизованно планируемой экономики по сути не был существенным, и смысл которого заключается в том, что деньги помимо прочего имеют еще одну объективно существующую характеристику, а именно - временную ценность. Этот параметр можно рассматривать в двух аспектах. Первый аспект связан с обесценением денежной наличности с течением времени. Второй аспект связан с обращением капитала. Любая компания для обеспечения своей текущей деятельности должна располагать денежными средствами в определённой сумме. Значимость этого вида активов, по мнению Джона Кейнса, определяется тремя причинами: - рутинность - денежные средства используются для выполнения текущих операций; поскольку между входящими и исходящими денежными потоками всегда имеется временной лаг, коммерческая организация вынуждена постоянно держать свободные денежные средства на расчетном счете;

Предосторожность - деятельность коммерческой организации не носит жестко предопределенного характера, поэтому денежные средства необходимы для выполнения непредвиденных платежей;

Спекулятивность - денежные средства необходимы по спекулятивным соображениям, поскольку постоянно существует ненулевая вероятность того, что неожиданно представится возможность выгодного инвестирования.

Исходя из этого, в большинстве компаний стараются следовать политике поддержания так называемого целевого остатка денежных средств на счете, который определяется либо интуитивно, либо с помощью формализованных методов и моделей. Омертвление финансовых ресурсов в виде денежных средств связано с определенными потерями. Поэтому любая компания должна учитывать два взаимно исключающих обстоятельства: поддержание текущей платежеспособности и получение дополнительной прибыли от инвестирования свободных денежных средств.

Таким образом, одной из основных задач управления денежными ресурсами является оптимизация их среднего текущего остатка. В наиболее общем виде смысл понятия «временная стоимость денег» может быть выражен фразой - рубль, имеющийся в распоряжении сегодня, и рубль, ожидаемый к получению в некотором будущем, не равны, а именно, первый имеет большую ценность по сравнению со вторым. Проблема «деньги-время» не нова, поэтому уже разработаны удобные модели и алгоритмы, позволяющие ориентироваться в истинной цене будущих поступлений с позиции текущего момента. Влияние инфляции – один из факторов, которые всегда должны учитываться в финансовых расчетах, даже если темпы роста цен невысоки.

Список использованной литературы

1. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент – М.: Финансы и статистика, 2006. – 763 с.

2. Балабанов И.Т. Финансовый менеджмент: Учеб. – М.: Финансы и статистика, 1994. – 224 с

3. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом?. - М.: Финансы и Статистика, 2004 – 223 с

4. Баринов В.А. Антикризисное управление: учеб. пособие – М.: ИД ФБК ПРЕСС, 2002. – 520 с

5. Бобылева А.З. Финансовое оздоровление фирмы: Теория и практика: учеб. пособие – М.: Дело, 2003. – 256 с

6. Быкадоров В.Л. Финансово экономическое состояние предприятия – М.: Изд-во ПРИОР, 2001. – 96 с

7. Волкова О.И., Девяткина О.В. Экономика предприятия (фирмы): Учебник - М.: ИНФРА-М 2003. – 600 с

8. Каратцев А.Г. Финансовый менеджмент: учеб. пособие – М.: ИД ФБК ПРЕСС, 2001. – 496 с

9. Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент: учеб. пособие – М.: «Дело и сервис», 2001. – 400 с

10. Моляков Д.С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства - М.: ФиС, 2004 – 212 с

11. Павлова Л.Н. Финансовый менеджмент: Учеб. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 269 с

12. Поршнева А.Г. Основы и проблемы экономики предприятия М.: Финансы и статистика. 2002 - 92с

13. Самсонов Н.Ф. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебное пособие. М.: Статистика 2001 – 301 с

14. Самсонов Н.Ф. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М 2002 – 495 с

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА

« ФИНАНСЫ И ИНФЛЯЦИЯ. ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА »

МИНСК, 2009

Финансы как фактор инфляции

Выяснение взаимосвязи между финансами и инфляцией представляется целесообразным начать с причин возникновения инфляции. Различают два основных типа инфляции - спросную (сверхспросную) и затратную. Опросная инфляция порождается спросом, превышающим предложение, а затратная является следствием увеличения производственных затрат.

Если рассматривать инфляцию как экономический процесс, то можно выделить два механизма, в условиях которых она развивается: рыночное формирование цен и централизованное ценообразование. Исходя из этого, будет ли верным предположение, что рыночному хозяйству сопутствует сверхспросная инфляция, поскольку здесь предложение доминирует над спросом, а экономике, характеризующейся централизованно устанавливаемыми ценами, - затратная. В рыночном хозяйстве механизм цен не действует автоматически: если спрос превышает предложение, цены повышаются. Но в условиях рынка даже традиционно затратная инфляция выступает в виде спросной, потому что производитель может реализовать возросшие материальные затраты только при наличии спроса, в противном случае они не вызовут роста цен, а уменьшат прибыль, что, в свою очередь, приводит к частичному сокращению производства. Свертывание производства будет происходить до тех пор, пока не возникнет спрос обеспечивающий повышение цен и получение прибыли даже при возросших издержках производства. Таким образом, равновесие спроса и предложения достигается повышением цен при увеличении спроса и их снижением при сверхпредложении.

В хозяйственной системе с централизованным ценообразованием этот механизм не срабатывает. Увеличение спроса не сопровождается ростом цен, но неминуемо ведет к росту затрат. Производитель не видит необходимости в противодействии росту затрат, поскольку мало заинтересован в получении прибыли, и, кроме того, возросшие затраты без проблем можно переложить через цены на потребителя.

Приведенные рассуждения облегчают понимание взаимосвязи между инфляцией и финансами, поскольку последние, как было показано во второй главе, находятся в непосредственной связи с ценой при осуществлении распределительных процессов. При том, что стоимостные категории выражаются в деньгах, тем не менее полностью с ними они не сливаются. Финансы как составная часть денежных отношений испытывают на себе и последствия денежных «болезней», а инфляция есть недуг, присущий деньгам и денежному обращению.

Финансы, как и деньги, участвуют в «обслуживании» процесса общественного воспроизводства: производство, обмен, распределение, потребление. В основном финансы присутствуют на стадии распределения. Что еще отличает финансы и финансовые отношения от денежных, так это то, что в финансовых отношениях нет встречного перемещения материальных ценностей, т.е. обращение денег происходит без соответствующего товарного эквивалента.

Однако было бы неправильно пытаться находить взаимосвязь между деньгами и финансами, забывая при этом их обусловленность экономикой. Нестабильность экономик современных государств, вызванная цикличностью воспроизводственного процесса, поражает их финансовые и денежные системы. В финансах это выражается в хронических бюджетных дефицитах, государственной задолженности; в области денег - в инфляции, превратившейся в постоянную, трудноизлечимую болезнь, рецептов полного излечения от которой ни теория, ни практика пока не нашли.

Обесценивание денег, снижение их покупательной способности, как это ни покажется на первый взгляд парадоксальным, связано с деятельностью государства. Хотя никогда и ни одно правительство не ставят перед собой такой цели, скорее наоборот - подавление всегда провозглашается одной из главных целей государства.

Почему при социализме не было инфляции, вернее сказать, она была, однако се влияние на экономику и население было незначительным, во всяком случае, намного меньше, чем в западных странах, государствах третьего мира? Ответ на этот вопрос, во-первых, кроется в том, что социалистические страны старались жить по средствам. Во-вторых, в них практически отсутствовал финансовый рынок. Последний, как известно, включает в себя не только денежный, но и фондовый (ценных бумаг) рынок. Все эти квази-деньги приводят к чрезмерному увеличению финансового капитала, рыночная стоимость которого значительно превышает по объему действительный капитал. Причем, как показывает мировой опыт, разрыв этот имеет тенденцию к увеличению, поскольку на рынок выбрасываются огромные массы корпоративных и государственных ценных бумаг. Неизбежным следствием этого является рост денежной массы, не обеспеченной товарами. В результате денежная система все более отрывается от потребностей производства, а кредитные деньги, эмитируемые банковской системой, обесцениваются.

Финансы воздействуют на инфляцию по двум направлениям. С одной стороны, они стимулируют инфляцию, а с другой - являются тем мощным рычагом в руках правительства, с помощью которого становится возможным, если не полностью подавить инфляцию, то во всяком случае значительно уменьшить ее отрицательные последствия.

Финансы усиливают инфляцию и могут быть ее первопричиной в связи с ростом государственных расходов, которые в основной своей массе являются непроизводительными. Содержание вооруженных сил, правоохранительных органов, аппарата управления, поддержка нерентабельных производств ничего не добавляют к национальному богатству. А именно эти расходы приводят к дефициту бюджета, государственному долгу, расстройству финансовой системы. Выход из такой ситуации заключается в займах на внутреннем и внешнем финансовых рынках, эмиссии кредитных денег. Современные государства являются потребителями, так называемого «общественного товара» и тем самым создают специфический платежеспособный спрос. Нередко цены на них значительно завышены, например, в США средние цены на товары, поставляемые казне, в два раза выше остальных цен. Военные расходы стимулируют инфляцию еще и потому, что происходит сокращение товарного рынка вследствие того, что сырье, материалы уходят на производство военной техники и вооружений.

Особенно надо отмстить стимулирующее инфляцию государственное дотирование отдельных товаропроизводителей. Последние, даже испытывая серьезные проблемы со своей выживаемостью, не прибегают к снижению цен, а скорее идут на сокращение производства. Увеличение производства при этом приводит к дополнительным государственным расходам. В бывшем СССР дотирование превратилось в изматывающую государственный бюджет государственную повинность.

Несбалансированность бюджетов приводит к образованию и росту государственного долга. Обслуживание последнего, выражающееся в выплате процентов и погашения основной суммы долга, приводит к еще одному направлению непроизводительных государственных расходов.

Отпускную цену товаров кроме издержек производства формируют и налоги, как относимые на себестоимость, так и включаемые в выручку. Значение налогов как ценообразующего фактора, как правило, недооценивается. Между тем по отдельным товарам налоги составляют до 80% их цены. Косвенные налоги, перекладываемые через механизм ценообразования на конечных потребителей, уменьшают их покупательную способность, делая отдельные товары вообще «не по карману» многим налогоплательщикам.

В целях осуществления производства на расширенной основе предприятия должны постоянно инвестировать в основной капитал. Конкурентоспособными являются те предприятия, которые быстрее обновляют активную часть производственных фондов. В этих целях они, как правило, прибегают к политике ускоренной амортизации, а поскольку последняя переносится на готовую продукцию, это приводит к росту издержек и как следствие цены. Из сказанного следует, что ускоренная амортизация приводит к росту цен.

Финансы способны не только стимулировать инфляцию, но и подавлять се. Правительства в борьбе с инфляцией используют симбиоз финансовых и денежных регуляторов. Основной финансовый метод противодействию инфляции - сокращение государственных расходов. Уменьшение расходов обусловлено изменениями как во внутренней, так и во внешней политике, ухудшением или улучшением международного климата. Как правило, сокращение государственных расходов происходит за счет сокращения финансирования социальных программ. Однако это не является общим правилом, так как сокращение расходов на образование, здравоохранение, социальное обеспечение приводит к нарастанию социальной напряженности. Потепление международного климата в результате мер, предпринятых правительствами СССР и США в области сокращения вооружений, способствовало уменьшению военных расходов не только в этих странах, но и других регионах мира. Таким образом, финансы способны воздействовать на инфляционные процессы как в негативном, так и позитивном отношении. Взаимодействие финансовых «i денежных феноменов находится постоянно в поле зрения ученых и государственных деятелей. Не случайно согласованность финансовой и денежно-кредитной политики во многих государствах возведено в конституционную норму.

Влияние инфляции на финансы

Инфляция также не «безучастна» к положению дел в финансовой системе государства. Финансы и инфляция выступают важными методами перераспределения национального дохода. Современная инфляция оказывает воздействие на все звенья финансовой системы, изменяя характер взаимоотношений между ними, а также между финансовой системой и другими секторами экономики.

Рост цен приводит к росту государственных расходов. Снижение покупательной способности значительной части населения требует от правительств принятия мер, носящих компенсационный характер, что ложится дополнительным бременем на бюджет. Вспомним недалекую отечественную историю, когда поспешность и необдуманность шагов, предпринятых правительством Е. Гайдара, в одночасье превратила население бывшего Союза в нищих, а предприятия лишила оборотных средств. В этой связи и в союзном бюджете и в бюджете БССР стали предусматриваться средства на выплату компенсации населению в связи с ростом цен на первоочередные товары. Тогда же в бюджетах стали создаваться стабилизационные фонды для оказания финансовой помощи предприятиям, оказавшимся в кризисном состоянии по независящим от них причинам.

Перераспределение национального дохода, вызванное «шоковой терапией» по-советски, в основе которой лежала либерализация цен, вернее, последствия такого перераспределения еще нуждаются в серьезных исследованиях. Однако результаты в общем-то известны, произошла гигантская поляризация населения по уровню получаемых доходов. Институт олигархов, известный в основном из опыта латиноамериканских государств, стал известен и в посткоммунистических странах, особенно в России.

Инфляция приводит к обесцениванию финансовых ресурсов. Государственные доходы при инфляции растут в номинальном выражении, что связано главным образом с расширением подоходного и косвенного налогообложения. Однако при высоком уровне инфляции происходит эрозия финансовых средств государства, налоги и займы поступают в обесцененных деньгах, а расходы надо финансировать по новым ценам.

От инфляции в большей мере страдают лица наемного труда. Это объясняется тем, что их доходы номинально увеличиваются и они поступают в группы, доходы которых облагаются по более высоким прогрессивным ставкам. Инфляция способствует в силу этих же причин расширению налогооблагаемой базы по подоходному налогу. Подсчитано, что в США за последние 40 лет количество плательщиков подоходного федерального налога увеличилось почти в 15 раз. Также установлено, что номинальное увеличение доходов на 10 процентов вызывает рост налоговых платежей в среднем на 12 процентов.

Инфляция обостряет проблему государственной задолженности, так как по темпам роста расходы значительно опережают доходы. Для финансирования бюджетного дефицита правительство прибегает к займам, выпуск которых приводит к увеличению размера государственного долга. При инфляции правительство испытывает проблемы с размещением новых займов, так как для инвесторов правительственные ценные бумаги теряют свою привлекательность. Повышая процент по займам, государство тем самым не способствует их размещению, однако при этом увеличиваются размеры государственного долга.

Финансовая политика

Финансовая политика государства представляет собой совокупность мероприятий, осуществляемых государственными органами через звенья финансовой системы в целях финансового обеспечения экономического и социального развития, укрепления позиций государства на международной арене. Финансовая политика включает в себя разработку научно обоснованного развития финансов и их использования в качестве мощного инструмента воздействия на все стороны общественного организма. Будучи частью экономической политики государства, она испытывает на себе господствующие в данном государстве и в данное время представления о путях дальнейшего развития экономики и социальной сферы. В то же время она тесно связана с денежно-кредитной политикой, проводимыми государством мероприятиями по обузданию инфляции, развитию финансового рынка.

Финансовая политика включает в себя в качестве целевых установок достижение долгосрочных и текущих показателей, связанных с размером финансовых ресурсов, направлениями их использования, эффективным использованием финансового механизма.

Как и любая другая политика, финансовая политика есть результат деятельности специалистов в области финансов, т.е. она субъективна по своей форме, однако по содержанию она должна основываться на объективных законах. Именно это обстоятельство позволяет квалифицировать финансовую политику как хорошую, или наоборот, плохую, соответствующую или несоответствующую экономическим реалиям.

Научный подход к выработке финансовой политики означает глубокий и всесторонний анализ самой разнообразной информации, начиная с макроэкономических показателей и кончая демографической статистикой.

Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует о том, что популизм, характерный для современных демократий, разрушительно воздействует на финансовую систему, подрывая доверие общества к правительству, не способному выполнять взятые на себя обязательства. В конце XIX в. французский теоретик в области финансов Г. Жез высказал мысль, которая не потеряла своей актуальности и в настоящее время: «Опытом доказано, что законодательные собрания особенно в демографических странах относятся расточительно к народным деньгам. Они очень легко поддаются всяким гуманитарным побуждениям и подчиняются интересам выборной рекламы. Таким образом, проблема может быть выражена в следующих словах: парламент расточителен, некомпетентен и безответствен».

При выработке финансовой политики важно учитывать конкретные условия, особенности как внутренней политики, так и международную обстановку, реальные возможности государства в финансировании непроизводственной сферы. Она должна быть направлена на поддержание экономического равновесия, ослабление циклических кризисов, сглаживание социальных антагонизмов. Большое влияние при этом должно уделяться определению рациональных форм изъятия доходов предприятий в пользу государства, а также доли участия населения в формировании финансовых ресурсов государства.

Не менее важно при формировании финансовой политики уделять внимание вопросам эффективности использования финансовых ресурсов посредством их распределения между отраслями и территориями, а также их концентрации на основных направлениях экономического и социального развития. Эта аксиома, что ни одно государство не может в полной мере удовлетворить потребности государства в целом и регионов в частности в финансовых ресурсах. Следовательно искусство управления этими ресурсами состоит в нахождении того оптимума в распределении, при котором в данный момент создана такая финансовая средам которая позволяет обеспечить воспроизводство всех институтов гражданского общества.

В то же время финансовая политика не должна «плестись» в хвосте событий, она должна оперативно впитывать в себя изменения в хозяйственной конъюнктуре, международной обстановка и, адаптируясь к ним, предлагать такие цели и задачи, решение которых будет способствовать укреплению экономического положения, росту размеров финансовых ресурсов.

Финансовая политика - категория историческая, носящая на себе отпечаток предопределенности. Социалистическая формация обусловила специфику финансовой политики стран, относившихся к этой формации. Ее нельзя оценивать как плохую, своему месту и времени она вполне соответствовала. С позиций сегодняшнего дня ее можно критиковать по многим параметрам. Прежде всего она была исключительно заидеологизирована, во-вторых - консервативна, поскольку с большим трутом реагировала на изменения в экономике. В-третьих, задаваемые ею направления и размеры распределяемых финансовых ресурсов не способствовали эффективной экономике, рациональной структуре народного хозяйства.

Финансовую политику государства иногда называют бюджетно-налоговой политикой. В общем можно - согласиться с таким определением, хотя и финансовая политика не связана исключительно с бюджетом и налогами. Если разложить финансовую политику на составляющие, то политика в области бюджета есть политика, связанная с государственными расходами; налоговая политика - государственными доходами.

Цели финансовой политики оформляются в виде свода нормативных предписаний, сконцентрированных в актах законодательства, прежде всего законах о бюджете и налогах.

В заключение отметим, что оценка финансовой политики государства может быть дана на основании сопоставления целей, определяемых политикой и реальными результатами их достижения. При этом в расчет должны браться в первую очередь основные макроэкономические показатели и только затем внутрисистемные достижения. Грамотно сформированная и последовательно проводимая финансовая политика, как правило, характеризуется достижением макроэкономической стабильности, сбалансированностью государственных финансов.

Литература

1. Балабанов И.В. Финансы и государство, Мн.: Экономика, 2007 г., 320 с.

2. Сергеев А.С. Финансы и право, Мн: БГЭУ, 2008 г., 210 с.

3. Пархачев А.Г., Е. Финансы государства, Мн.: Новое знание, 2007 г. 190 с.

4. Самойлова П.П. Финансирование и кредитование, Мн.: Из-во Просвет, 2007 г. 205 с.

Основные усилия Банка Белоруссии в 2003 году направлены на решение задачи снижения инфляции до 10-12%. Последовательное снижение инфляции поддержит преемственность в проведении макроэкономической политики, будет способствовать улучшению инвестиционного климата в стране, укрепит тенденцию долгосрочного экономического роста. Такой подход согласуется с правительственной Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

Поскольку на формирование инфляционных процессов в Белоруссии в настоящее время существенное влияние оказывают структурные факторы, которые находятся вне прямого контроля со стороны Банка Белоруссии, при определении конечной цели денежно-кредитной политики на предстоящий год Банк Белоруссии использовал не точечную, а интервальную оценку. Одновременно при принятии решений в области денежно-кредитного регулирования Банк Белоруссии будет также ориентироваться на уровень базовой инфляции, непосредственно зависящей от денежно-кредитной политики и политики валютного курса. Достижение установленного ориентира по базовой инфляции средствами денежно-кредитной политики при тесном взаимодействии с Правительством РБ позволит достичь в предстоящем году и цели по общему уровню инфляции.

Для достижения в 2003 году конечной цели денежно-кредитной политики Банк Белоруссии разработал денежную программу и устанавливал ориентиры темпов роста денежной базы и денежной массы. При этом политика проводится в условиях режима плавающего валютного курса.

Высокая неопределенность в развитии мировой конъюнктуры, достаточно напряженная ситуация в бюджетной сфере и стремление в максимальной степени обеспечить достижение поставленных целей по снижению уровня инфляции определяют необходимость для Банка Белоруссии задействовать широкий спектр инструментов денежно-кредитного регулирования, не ограничиваясь традиционными мерами по абсорбированию или пополнению банковской ликвидности.

Конечной целью единой государственной денежно-кредитной политики, проводимой Банком Белоруссии во взаимодействии с Правительством РБ, остается снижение инфляции и поддержание ее на низком уровне. На ближайшие три года ставится задача снизить инфляцию до уровня ниже 8%. Постепенное снижение уровня инфляции будет способствовать уменьшению макроэкономических рисков, расширению внутреннего кредита, концентрации и стране капиталов, необходимых для модернизации основных фондов и закрепления на этой основе устойчивых тенденций экономического роста. На 2003 год цель по инфляции определена Банком Белоруссии в интервале 10-12%. Установление цели денежно-кредитной политики на предстоящий год в виде интервала темпов инфляции позволит более гибко учесть влияние на инфляцию структурных факторов.


Банк Белоруссии, как и любой другой центральный банк, не имеет возможности корректировать методами денежно-кредитной политики динамику потребительских цен, на которую значительное влияние оказывают структурные и волатильные факторы, в течение короткого промежутка времени. Рост цен и тарифов на платные услуги населению, происходящий в результате их административного регулирования, в первую очередь на услуги жилищно-коммунального хозяйства и пассажирского транспорта, немедленно сказывается на динамике индекса потребительских цен. В то же время изменения в денежно-кредитной политике, необходимые для подавления возникшего инфляционного всплеска, скажутся на динамике цен лишь с определенным, достаточно длительным лагом. В настоящее время фактически сложившиеся лаги воздействия мер денежно-кредитной политики на уровень инфляции уже выходят за пределы полугодия.

В отсутствие зрелого, конкурентного финансового рынка и достаточно развитой банковской системы механизмы воздействия инструментов денежно-кредитной политики на уровень инфляции все еще слабы. Процентные ставки Банка Белоруссии пока не оказывают адекватного влияния па ставку межбанковского рынка, который остается узким вследствие сохраняющегося взаимного недоверия банков. Этот же фактор наряду с отсутствием единого рынка межбанковских кредитов и должной конкуренции в банковском секторе ограничивает роль ставки межбанковского рынка в формировании ставок по депозитам и кредитам для клиентов банков. Процентные ставки по банковским кредитам часто не являются определяющими при принятии решений на уровне большинства предприятий и домашних хозяйств, поскольку банковский кредит не набрал критического веса в финансировании деятельности предприятий и населения. В то же время количественные ограничения темпов роста денежной массы в связи с нестабильностью спроса на деньги не гарантируют точного соблюдения цели по инфляции.

Наконец, набор инструментов денежно-кредитного регулирования, которые реально используются сегодня Банком Белоруссии, недостаточен для эффективного управления ликвидностью банковского сектора и потребуется некоторое время для его совершенствования и внедрения в практику денежно-кредитного регулирования.

Для текущей оценки адекватности проводимой денежно-кредитной политики поставленной цели по общему уровню инфляции Банк Белоруссии использует показатель базовой инфляции, который в большей степени характеризует результаты воздействия монетарных факторов на инфляционные процессы в экономике. Базовая инфляция представляет собой субиндекс, рассчитанный на основе набора потребительских товаров и услуг, используемого для расчета сводного индекса потребительских цен, за исключением товаров и услуг, цены на которые в основной массе регулируются на федеральном и региональном уровнях, а также подвержены воздействию неустойчивых, в том числе и сезонных, факторов. Таким образом, базовая инфляция представляет собой ту часть инфляции, которая связана с валютным курсом, денежной политикой и инфляционными ожиданиями.

На 2003 год показатель базовой инфляции устанавливается расчетно, исходя из конечной цели по инфляции и оценки динамики цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий и платные услуги населению.

Динамика регулируемых цен и тарифов будет также учитываться Банком Белоруссии при оценке общего спроса на деньги. При этом оценки будут ориентироваться на планы Правительства РБ по повышению регулируемых цен. В связи с этим максимально точное соблюдение цели по уровню инфляции (измеряемой индексом потребительских цен) будет зависеть от согласованных действий Банка Белоруссии и Правительства РБ по управлению инфляционными процессами в стране.

Базовая инфляция более тесно связана с количественными индикаторами денежно-кредитной политики. Реализация конечной цели денежно-кредитной политики по снижению инфляции, измеряемой по индексу потребительских цен, до запланированного уровня в течение ряда лет осуществлялась Банком Белоруссии через установление в качестве промежуточной цели диапазона темпов прироста денежного агрегата М2. По мере замедления инфляции краткосрочная статистическая взаимосвязь между ежемесячными изменениями денежного агрегата М2 и индекса потребительских цен снизилась. В настоящее время лаги между изменением денежного агрегата М2 и динамикой потребительских цен существенно увеличились. При этом статистическая взаимосвязь наиболее значима в том случае, когда используется показатель базовой инфляции. Аналогичная зависимость сложилась между показателями базовой инфляции и денежной базы.

Причина ослабления статистической зависимости между темпами роста денежной массы и индексом потребительских цен заключается в том, что, несмотря на явную тенденцию к снижению скорости обращения денег, ее количественные параметры не являются точно предсказуемыми. Так, в 1998 году скорость обращения по агрегату М2 в среднегодовом выражении снизилась на 0,4%, в 1999 году увеличилась на 17,4%, в 2000-2001 годах снижение скорости обращения составило, соответственно, 3,7 и 15,6%, к концу III квартала текущего года по сравнению с концом III квартала 2001 года ее замедление оценивается на уровне 11%.

Скорость обращения денег зависит от целого ряда факторов, состав и степень влияния которых в настоящее время подвержены значительным и зачастую трудно прогнозируемым изменениям. Не завершен процесс монетизиции расчетов, сама платежная система находится на стадии совершенствования путем внедрения современных технологий проведения валовых платежей. Использование населением пластиковых карточек как для оплаты товаров и услуг, так и для хранения своих средств приводит к изменению в тенденциях движения средств на этих счетах. Нестабильна структура денежной массы, особенно соотношение срочных депозитов и депозитов до востребования. Кроме того, наличие накоплений в иностранной валюте существенно влияет на соотношение валютной и рублевой составляющих широкой денежной массы и па формирование текущего спроса на национальную валюту. Неопределенность количественных оценок динамики скорости обращения денег делает функцию спроса на деньги неустойчивой, что не позволяет Банку Белоруссии полностью полагаться только на рассчитанные на год вперед темпы роста денежных показателей для контроля за инфляцией.

Приближение фактических темпов роста потребительских цеп к нелепым показателям инфляции в последние годы происходит при различных (порой очень существенных) отклонениях фактической динамики денежной массы от ее первоначальных прогнозов. Объективные неточности в прогнозных оценках спроса на деньги и затем жесткое следование неустановленным ориентирам прироста денежной массы при изменении течение года спроса на деньги могут привести либо к нежелательным инфляционным последствиям, либо к чрезмерным ограничениям совокупного спроса в экономике.

Такие шоковые воздействия на экономику могут негативно повлиять на ожидания и снизить доверие к проводимой Банком Белоруссии политике. Поэтому Банк Белоруссии рассматривает темпы роста денежной массы как расчетный ориентир денежно-кредитной политики, то есть не ставит своей целью безусловное соблюдение прогнозного диапазона и предусматривает возможность его корректировки в течение года в зависимости от динамики спроса на деньги.

Как свидетельствует опыт, Банк Белоруссии имеет больше возможностей контролировать денежную базу. При этом на уровень совокупного денежного предложения, измеряемого денежной массой, со временем можно будет воздействовать косвенно, через процентные ставки денежного рынка. Банк Белоруссии считает целесообразным перейти в течение нескольких лет к системе управления, преимущественно опирающейся на процентную ставку, сохранив на первом этапе в качестве ориентиров денежно-кредитной политики показатели денежной массы (М2) и денежной базы.В настоящее время главными инструментами контроля над денежными показателями служат: со стороны Банка Белоруссии - интервенции на валютном рынке и депозитные операции по привлечению средств банков на счета в Банке Белоруссии нефиксированным процентным ставкам на различные сроки, со стороны Правительства РБ - изменение величины остатков средств расширенного правительства на счетах в Банке России. Такая система управления не позволяет взять под полный контроль динамику денежно-кредитных показателей, так как в ней отсутствуют элементы “тонкой настройки”. Причина этого кроется в том, что приток или отток ликвидности по линии интервенций Банка Белоруссии на валютном рынке напрямую зависит от колебаний внешнеэкономической конъюнктуры и его нельзя полностью нивелировать только за счет курсовой политики. Депозитные операции Банка Белоруссии, проводимые в форме окна постоянного доступа, недостаточно результативны для стерилизации ликвидности, так как банки самостоятельно принимают решения по размещению свободных денежных средств в депозиты. Динамика остатков средств на счетах расширенного правительства также подвержена малопредсказуемым внутригодовым и внутримесячным колебаниям, несвязанным с решениями Банка Белоруссии.

Для повышения эффективности денежно-кредитного регулирования Банк Белоруссии в дальнейшем намерен перейти к воздействию на уровень ликвидности банковской системы, определяемый объемом свободных резервов банков, за счет активного использовании рыночных методов ее корректировки, учитывающих как внутригодовые, так и внутримесячные изменения в спросе банковской системы на резервы. С этой целью Банк Белоруссии планирует использовать по мере необходимости все имеющиеся в его распоряжении инструменты воздействия на кратко-, средне- и долгосрочную ликвидность банковской системы - от окон постоянного доступа и операций на открытом рынке до регулирования норм обязательных резервов.

Предполагается, что по мере практического распространения этих инструментов регулирования денежного предложения роль процентной ставки будет возрастать.

Возрастание роли процентных ставок Банка Белоруссии в управлении денежным предложением для достижения цели по инфляции означает, что относительная стабильность обменного курса рубля будет результатом достижения целей денежно-кредитной политики. В то же время Банк Белоруссии будет противодействовать явлениям спекулятивного характера на валютном рынке, противоречащим фундаментальным факторам курсообразования, и сглаживать резкие краткосрочные колебания курса.

Использование режима плавающего валютного курса объективно обусловлено высокой степенью зависимости белорусской экономики от внешних факторов конъюнктурного характера и складывающейся нестабильной ситуации на мировых товарных и финансовых рынках. Уровень накопленных на сегодня международных резервов и состояние платежного баланса позволяют эффективно контролировать соответствие динамики валютного курса рубля состоянию фундаментальных экономических факторов. В долгосрочном плане на динамику реального эффективного курса российского рубля к резервным валютам будут оказывать влияние повышение эффективной и российской экономики, а также возможность абсорбировать положительное сальдо платежного баланса за счет накопления резервных фондов и увеличения чистых выплат по внешнему долгу.

Контрольные вопросы:

1. Необходимость и сущность финансов

2. Финансовые ресурсы

3. Понятие о централизованных и децентрализованных финансах

4. Функции финансов

5. Распределительная функция

6. Контрольная функция

7. Другие функции

8. Финансовая политика в современных условиях

Выбор редакции
, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...

Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...
Союз) значительно выросли числом в последние десятилетия. До лета 2011 года союз этот назывался Западноевропейским. Список европейских...