Что является экономическим последствием монополии тест. Перспективы развития и последствия естественных монополий


Анализ экономического поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции и чистой монополии позволяет выделить некоторые основные экономические последствия монополии.

1. В условиях чистой монополии фирме при тех же издержках и спросе выгодно продавать меньше продукции, но по более высокой цене, чем в условиях совершенной конкуренции. Это можно показать графически (рис. 7.5). Предположим, что речь идет об одной и той же отрасли, которая производит определенную однородную продукцию.

В первом случае в данной отрасли функционирует большое количество мелких фирм, действующих независимо друг от друга, т.е. отрасль является совершенно конкурентной. Тогда равновесная цена Рс будет определяться в точке пересечения графиков рыночного спроса й и отраслевого предложения 5 (точка Ес). При этом кривая рыноч

Рис. 7.5.

ного предложения в отрасли 5 будет определяться, как мы установили в предыдущем параграфе, путем суммирования по горизонтали отрезков графиков предельных издержек МС отдельных конкурентных фирм (выше уровня минимума А УС).

Во втором случае представим ту же отрасль, но после объединения всех мелких предприятий в монопольную фирму под единым централизованным руководством. При этом бывшие независимые предприятия становятся филиалами созданного монополизированного объединения. График отраслевого спроса /) на конкурентном рынке станет графиком спроса монополиста, так как спрос определяется потребителями, а не производителями продукции. Предельные издержки монополиста МС, в принципе, не изменятся, так как в краткосрочном периоде будут использоваться прежние производственные мощности, техника и технология. Предельная выручка в соответствии с рассмотренными ранее причинами будет меньше цены, а график МЯ приобретет снижающийся вид. В данном случае монополист будет определять оптимальный объем производства о, в соответствии с правилом МЯ = МС (точка £",). Пена />"" по которой он сможет реализовать это количество продукции, определяется в точке С на графике спроса.

Таким образом, из рис. 7.5 видно, что оптимальный объем выпуска продукции 0"" обеспечивающий монополисту максимальную валовую прибыль, меньше равновесного объема производства 0С, который установился бы в конкурентной отрасли. В то же время цена Рт, по которой монополист будет продавать продукцию, выше, чем равновесная цена Рс, которая сформировалась бы на конкурентном отраслевом рынке.

Следовательно, в результате выбора монополистом оптимального объема производства, обеспечивающего максимальную валовую прибыль, происходит недостаточно эффективное с точки зрения общества распределение экономических ресурсов < МС). Для монополиста по сравнению с конкурентными фирмами выгодно ограничивать объем продаж, реализуя меньше продукции, но по более высокой цене, т.е. использовать на производство данного вида продукции меньше ресурсов, чем необходимо для общества.

  • 2. Чистая монополия способствует увеличению неравенства в распределении доходов в обществе в результате монопольной рыночной власти и установления более высоких цен при тех же издержках, чем в условиях совершенной конкуренции, что позволяет получить монопольную прибыль.
  • 3. В условиях рыночной власти возможно использование монополистом ценовой дискриминации, когда назначаются разные цены для различных покупателей. Такая возможность связана с тем, что существуют покупатели, платежеспособный спрос которых позволяет им приобретать товар монополиста по цене более высокой, чем Р,". В то же время есть покупатели, которые не в состоянии заплатить за товар цену Р,", но могут приобрести его за более низкую цену.

Конечно, лучшие условия для проведения ценовой дискриминации существуют в отраслях, которые занимаются не производством товаров, а оказанием услуг. Это связано с тем, что реализация товаров по относительно низким ценам может привести к их последующей перепродаже по более высоким ценам. Продукция сферы услуг в меньшей степени пригодна или вообще непригодна для последующей перепродажи. Невозможно, например, перепродать полученную транспортную услугу или потребленную электроэнергию. Ценовая дискриминация достаточно широко распространена в России и используется в ряде отраслей при продаже различных видов продукции: электроэнергии, транспортных услуг, услуг телефонной связи, коммунальных услуг и т.д.

Ценовая дискриминация, во-первых, способствует увеличению прибыли монополиста, так как позволяет ему продать часть продукции по цене более высокой, чем />"" тем покупателям, которые в состоянии заплатить за нее повышенную цену; во-вторых, ведет к росту выпуска продукции за счет ее продажи по более низким ценам менее платежеспособным покупателям и за счет расширения рынка сбыта.

Несмотря на то, что рынок в условиях монополии является равновесным, а монополист может иметь эффективное производство, монопольные рынки являются неэффективными. В условиях монополии рыночная цена продукции выше предельных издержек ее производства, что свидетельствует о неэффективном распределении ресурсов.

Монопольный рынок меньше конкурентного и осуществляется при средних долгосрочных издержках выше минимальных, что указывает на более низкую эффективность использования ресурсов. Производя слишком мало продукции и продавая ее по слишком высоким ценам, монополия ведет к сокращению общественного благосостояния.

Допустим, что функция спроса D линейна, предельные издержки фирмы равны МС (рис.3). В этом случае монопольный выпуск составит Q против конкурентного Qпри соответствующих ценах Р и Р. Превышение монопольной цены над конкурентной означает, что часть потребительского излишка, равная площади прямоугольника А. перераспределяется в пользу монополиста и присваивается им в форме монопольной прибыли. Меньший по сравнению с конкурентным объем монопольного выпуска свидетельствует о потере части потребительского излишка, равной площади треугольника В, и части излишка производителя, равной площади фигуры С. Общие потери благосостояния составят величину, равную сумме потерь со стороны потребителя и производителя, т.е. (-А - В)+(А - С), что даст величину потерь равную (В+С). Следовательно, суть проблемы состоит не в перераспределении благосостояния в пользу монополиста, а в том, что монополизм приводит к чистым потерям общественного благосостояния. Представляющие собой общественные издержки неэффективности, чистые потери благосостояния являются социальной ценой монополии. Причем, даже если часть монопольной прибыли будет перераспределена в пользу потребителей посредством ее налогообложения, полной эффективности достигнуто не будет, так как объем предложения в условиях монополии меньше конкурентного.

Перспективы развития естественных монополий

Необходимо отметить, что только часть видов хозяйственной деятельности, осуществляемые в таких отраслях, как газовая промышленность, электроэнергетика, железнодорожный транспорт и связь, в действительности относится к естественной монополии. Другие виды хозяйственной деятельности потенциально могут эффективно функционировать в условиях конкуренции, но создание конкурентной среды предполагает необходимость проведения адекватных структурных изменений. Например, производство как в электроэнергетике, так и в газовой промышленности в отличие от транспортировки и распределения ресурсов объективно не является естественной монополией. На железнодорожном транспорте конкуренция с другими видами транспорта либо уже существует, либо ее появление возможно при выполнении ряда условий. В идеале структурные изменения в этих отраслях, позволяющие максимально задействовать конкурентные силы рынка приведут к ограничению сферы государственного регулирования. Однако правильное проведение реконструирования не только ограничит сферу регулирования, но также повысит его эффективность посредством четкого разделения регулируемых и нерегулируемых видов хозяйственной деятельности. Если же такие виды деятельности не разделены и осуществляются в рамках одного предприятия, задача установления разрешенного уровня цен, стоящая перед регулирующими органами, усложняется ввиду невозможности точно рассчитать издержки, которые должны быть отнесены на регулируемые виды деятельности. В электроэнергетике, газовой промышленности, отраслях связи и на железнодорожном транспорте необходимо осуществить ряд преобразований, которые будут способствовать решению вышеописанных проблем:

регулируемые и нерегулируемые виды деятельности должны быть отделены друг от друга настолько, насколько это возможно в существующих экономических, социальных и политических условиях. Разделение бухгалтерских счетов и балансов является минимальным требованием, но лучшим решением проблемы может стать создание самостоятельныхпредприятий по каждому виду деятельности. В первую очередь нужно отделить производственные функции от транспортных и разделительных. Таким же образом необходимо преобразовать предприятия социальной инфраструктуры:

Регулируемые виды деятельности должны характеризоваться открытостью информации для органов регулирования, что позволит устанавливать цены (тарифы) на уровне, достаточно высоком для обеспечения нормальной рентабельности и соответственно привлечь новые инвестиции;

Конкурентные сегменты отраслей должны быть выделены и реорганизованы в целях формирования реальной конкурентной среды.

Так, в электроэнергетике должны быть образованны независимые диверсифицированные компании, которые могли бы напрямую конкурировать на оптовом рынке. В газовой промышленности можно сформировать конкурентную среду;

Конкуренция может развиваться в указанных выше сферах только в том случае, если регулирующими органами создаются соответствующие условия. Так, производителям электроэнергии и природного газа необходим открытый, носящий не дискриминационный характер доступ к транспортным системам, а Процедуры лицензирования, определяющие барьеры для входа на соответствующие рынки должны быть открытыми и не дискриминационными;

Инвестиционный процесс необходимо привести в соответствие с требованиями рыночной экономики. Почти во всех отраслях естественных монополии финансирование инвестиций производится преимущественно за счет роста тарифов. В настоящее время отраслевые инвестиционные и стабилизационные фонды не являются эффективным средством финансирования инвестиций и зачастую используются нерационально. Тарифное финансирование инвестиций должно быть резко сокращено, и компании должны стимулироваться или даже принуждаться к использованию заемного и акционерного капитала;

Во всех отраслях естественной монополии необходимо дальнейшее совершенствование механизма ценообразования. В газовой промышленности цены должны быть дифференцированы с учетом стоимости доставки природного газа в различные регионы. Следует также дифференцировать по регионам железнодорожные тарифы, прекратив централизованное перераспределение доходов между железными дорогами.

Перекрестное субсидирование льготных пользователей за счет предприятий, применяемое во всех отраслях естественных монополий, должно быть прекращено.

Субсидии, которые будут признаны необходимыми (например, для малообеспеченных слоев населения), должны представляться из федерального или местных бюджетов, а не за счет других потребителей соответствующих ресурсов и услуг.

Это основные преобразования инфраструктур естественных монополий, способствующие их развитию.

Монополизм — это такое состояние рынка, когда на нем существует единственный крупный производитель товара или поставщик услуги. Он практически полностью контролирует производство в своей сфере и может прямо влиять на цены. Монополист стремится сохранить доминирующее положение и достичь максимальной прибыли. С этой целью он не допускает на рынок конкурентов и навязывает свои условия лишенному выбора потребителю.

Признаки чистой монополии

О полной монополизации рынка какого-либо товара (услуги) или отрасли можно говорить при наступлении следующих условий:

  • существует крупный игрок (компания, организация, союз производителей), на чью долю приходится значительная часть объема производства и сбыта;
  • он имеет возможность управлять ценой товара путем изменения объема предложения;
  • на рынке отсутствуют товары или услуги, которыми потребители смогли бы заменить то, что производит монополист;
  • новые компании, которые смогли бы составить конкуренцию монополисту, в отрасли не появляются.

Таким образом, монополизм — это полное господство в отдельной сфере или на рынке отдельного товара крупной организации, навязывающей собственные правила игры потребителям. Сегодня, за редким исключением, такие «идеальные» монополии существуют лишь абстрактно. Ведь незаменимых товаров практически не существует, а недостаточное предложение на внутреннем рынке компенсируется за счет импорта. Поэтому в современных условиях о монополии говорят тогда, когда на рынке доминирует один или несколько крупных игроков, на чью долю приходится значительная часть объема производства.

Административный монополизм

Возникновение монополий в России тесным образом связано с действиями государства. Первые крупные объединения компаний возникли в конце XIX века с целью удовлетворения нужд страны в таких областях, как металлургия, машиностроение, транспорт и др. Явление, при котором создание и деятельность монополий контролируется государством, получило название административный (государственный) монополизм.

При этом правительство страны действует в двух направлениях. Во-первых, оно предоставляет некоторым производителям эксклюзивные права на ведение какой-либо деятельности, которая впоследствии становится монополизированной. Во-вторых, власть выстраивает четкую структуру государственных компаний. Создаются которые подотчетны государственным структурам — министерствам и ведомствам. Ярким примером такой системы являлся СССР, где административная монополия выражалась в доминировании властных структур и во владении государством средствами производства.

Естественные монополии

В тех сферах, где появление множества производителей невозможно, существует естественный монополизм. Это явление возникает вследствие владения компанией уникальным ресурсом — сырьем, оборудованием, авторским правом. Такой вид монополии также возникает в отраслях, где конкуренция теоретически возможна, но крайне нежелательна, поскольку при ее отсутствии спрос может быть удовлетворен более эффективно. В качестве примера естественных монополий можно привести железнодорожные и энергосбытовые компании, а также службы, организующие центральное водоснабжение.

Экономические монополии

Однако чаще всего монополии появляются вследствие объективных законов хозяйственного развития. Такой экономический монополизм можно назвать наиболее «честным» способом занять доминирующее положение на рынке. Достигается это двумя путями: концентрацией капитала либо его централизацией. В первом случае компания направляет часть своей прибыли на увеличение собственных масштабов, постепенно растет и побеждает в конкурентной борьбе. Второй путь — объединение бизнеса или поглощение более слабых соперников. Обычно экономические монополии в процессе своего становления используют оба этих способа.

Минусы монополизма

Критики монополий отмечают их негативное влияние на экономику отрасли, которое связано с отсутствием конкуренции. В этих условиях монополист может влиять на цену и обеспечивать себе максимальную прибыль. Другими словами, монополизм — это противоположность конкурентного рынка. В монополизированной отрасли наблюдаются следующие отрицательные явления:

  • качество продукции не улучшается, поскольку у монополиста отсутствует стимул работать в этом направлении;
  • увеличение прибыли компании достигается не за счет снижения затрат, а за счет манипуляции ценами;
  • необходимость внедрять новые технологии и стимулировать научные изыскания также отсутствует;
  • на рынке не появляются новые компании, которые могли бы создать рабочие места;
  • эффективность использования производственных мощностей и труда постепенно падает.

Почему монополия — не всегда плохо?

Однако рыночный монополизм имеет некоторые позитивные черты, которые тоже нельзя отрицать. Сторонники монополий отмечают, что концентрация производства дает больше возможностей для экономии издержек. Это достигается за счет централизации некоторых вспомогательных служб — финансовых, снабженческих, сбытовых и других. Кроме того, только крупные компании могут позволить себе вкладывать средства в новые проекты и финансировать исследования, способствуя тем самым научно-техническому прогрессу.

Исторические примеры

Монополизм берет свое начало еще в древние времена, однако наиболее активное развитие этот процесс получил в XIX веке. Во второй его половине монополии начали оказывать существенное влияние на экономику и едва не стали угрозой конкуренции. На рубеже веков развитые рынки, в частности американский, накрыло волной слияний и поглощений. В этот период появились крупные монополисты, такие как General Motors и Standard Oil. В следующие пару десятков лет прошла еще одна волна образования монополий. К 1929 году, то есть к началу Великой депрессии, в США были монополизированы основные И хотя специалисты до сих пор не пришли к единому мнению о том, почему развитая экономика страны погрузилась в кризис, очевидно, что монополизация сыграла в этом не самую последнюю роль.

Последствия монополизма

Итак, уроки истории говорят о том, что монополизм в экономике тормозит движение вперед. Преимущества укрупнения производства, о которых говорят защитники монополий, не являются решающими. Вследствие слабой конкуренции крупные компании или их объединения концентрируют в своих руках всю власть в той сфере, в которой они существуют. Со временем это приводит к тому, что управление монополией и использование ресурсов происходит неэффективно. К монополизму экономическому нередко добавляется политический, что способствует развитию коррупции и всячески разрушает основы рыночной экономики.

Меры борьбы

Одной из самых важных задач государства в плане развития экономики является регулирование монополизма. Оно осуществляется как посредством прямого воздействия на компании через механизм так и через создание условий для развития здоровой конкуренции. Государство контролирует концентрацию капитала — отслеживает процессы поглощения и а также осуществляет контроль над уже сформированными монополиями. Кроме того, разрабатываются законы, защищающие права малых и средних компаний, а также меры финансовой поддержки — налоговые льготы, доступные кредиты и прочее.

Как было сказано выше, создание экономических монополий является естественным процессом, поскольку наиболее успешная компания постепенно растет и завоевывает рынок. В странах с развитой экономикой преобладает олигополия — это тип производства, при котором большая часть объема рынка принадлежит ограниченному числу производителей. Антимонопольная политика государства осуществляется в том числе путем защиты олигополии. Этот вариант считается более приемлемым перед монополией, поскольку обеспечивает некий баланс «конкуренция — монополизм».

В современной экономической науке монополизм считается негативным фактором, и правительства государств держат этот процесс под контролем. Антимонопольная политика разных стран несколько отличается, поскольку каждая национальная экономика имеет свои характерные особенности. Однако в любом случае антимонопольные меры должны быть направлены на то, чтобы на рынке присутствовали производители, которые смогут обеспечить высокое качество продукции при справедливой цене и достаточно широком ассортименте.

Тема 11. Экономический вред монополий и антимонопольная деятельность государства

Объективно возникающая на основе конкуренции монополизация рынков может вести к снижению эффективности производства, неоптимальному распределению ограниченных ресурсов общества.
Именно в силу такого негативного воздействия монополий на экономику страны в целом ограничение деятельности монополий, демонополизация рынков является одной из функций государства.
Основные вопросы темы:

Вопрос 1. Экономические последствия монополизации рынка.
Вопрос 2. Государство против монополий
.

При оценке роли монополий в экономике страны имеются аргументы в пользу и против монополий. Аргументы "за" связаны с тем, что в качестве монополиста чаще всего выступает крупная фирма. Как таковая она имеет возможность:

  1. применять новейшие технологии, использовать преимущества массового производства и на этой основе производить продукцию с меньшими издержками и снижать цены;
  2. выделять больше средств для финансирования исследований и разработок новой продукции и технологии, что способствует ускорению научно-технического прогресса;
  3. противостоять конъюнктурным колебаниям рынка: в периоды кризисов крупные фирмы, а тем более их объединения более устойчивы, они меньше подвержены риску разорения (и увеличения безработицы), чем мелкие и средние предприятия.

Таким образом, существование монополистических объединений оказывает благотворное влияние на развитие экономики. В то же время монополии имеют возможность:

  1. увеличивать свои прибыли за счет повышения цен без снижения издержек производства;
  2. "эксплуатировать потребителей", завышая цены против их равновесного уровня;
  3. ослаблять или даже устранять конкуренцию вместе с ее благотворным влиянием на эффективность производства, качество продукции, уровень издержек производства.

Как писал известный экономист, лауреат Нобелевской премии Ф. Хайек, "плоха не монополия сама по себе, а устранение или предотвращение конкуренции".
Совершенная конкуренция предполагает наиболее эффективное использование ресурсов общества, минимизацию общественных затрат на производство продукции. Рынок несовершенной конкуренции обеспечивает менее эффективное использование ресурсов, в связи с чем общество несет определенные потери.
Потери от несовершенной конкуренции можно проиллюстрировать графически (рис. 11.1) и свести в таблицу (табл. 11.2).


; Кривая предложения отражает динамику издержек производства.

В условиях несовершенной конкуренции потребитель теряет часть своего потребительского эффекта (РеЕМРт) - он вынужден покупать меньше (Qm) и по более высокой цене (Рт). Часть утерянного излишка потребителя присваивает монополия (РеЬМРт), другая же часть потребительского эффекта (МЬЕ) просто теряется (он не достается никому) и представляет собой чистый убыток общества.
Чистый убыток общества в результате монополизации рынка - это потери потребителя в результате сокращения объема производства ниже равновесного.
По подсчетам некоторых экономистов, убыток, возникающий в силу монополистического нерационального распределения ресурсов в США, достигает 2% валового национального продукта страны.
Поскольку деятельность монополий носит антиобщественный характер, то защита свободной конкуренции и ограничение деятельности монополий является одной из важнейших функций государства.
Вопросы для самопроверки

  1. В чем состоят преимущества монополий?
  2. К каким негативным последствиям приводит монополизация рынков?
  3. Почему монополизация ведет к неэффективному распределению ресурсов?
  4. Чему равны потери общества от монополизации рынков?

Первый вопрос, который возникает при принятии мер, направленных на демонополизацию рынков, - это вопрос о самом факте монополизации. Законодательство некоторых стран исходит из того, что рынок монополизирован, если на долю одного продавца приходится 33% всего объема продаж на конкретном рынке, на долю трех - 50%, на долю пяти - 66,6% рыночного оборота. Считается, что рынок конкурентен, если на нем фигурирует не менее 10 продавцов.
Для определения степени монополизации рынка используется также индекс Харфиндела-Хиршмана (ИХХ):
ИХХ = ^ q2 = qi2 + q22 + Чз2 + ..., i=1
где qt - доля фирмы, выраженная в процентах; n - общее число фирм на рынке.
Например, если на рынке 10 фирм, на долю каждой из которых приходится 10% рыночного оборота, то ИХХ = 1000 (10x10); слияние двух фирм в одну и увеличение ее доли до 20% сразу увеличивает ИХХ до 1200 (102 x 8 + 202).
Для каждого отраслевого рынка определяются нормативные значения ИХХ. Рынок считается неконцентрированным, если значение ИХХ не превышает 1000, отклонения от этого значения являются сигналом о необходимости демонополизации рынка.
Государство в борьбе с монополиями использует меры экономического и административного характера.
Экономические меры поддержки конкуренции и борьбы с монополией - это набор инструментов, при помощи которых ограничиваются возможности реализации монопольной власти продавцов.
Среди этих инструментов выделяют прямые и косвенные.
К прямым методам ограничения власти монополий относится установление "потолка цен" - верхнего и нижнего уровня цен на продукцию; предельного темпа роста цен; предельного уровня нормы прибыли.
К косвенным методам антимонопольной политики можно отнести все виды государственной деятельности, направленной на развитие конкуренции:

  1. поощрение создания товаров-заменителей;
  2. поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса (налоговые льготы, предоставление субсидий, кредитов);
  3. предоставление государственных заказов предприятиям среднего и малого бизнеса;
  4. открытие внешнеторговых границ (свободная международная торговля усиливает конкуренцию на внутреннем рынке);
  5. привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли;
  6. финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;
  7. государственное финансирование НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ).

Административные меры, направленные на демонополизацию рынков и предотвращение "накопления" фирмами монопольной власти, опираются на соответствующее антимонопольное (антитрестовское) законодательство.
Обычно законодательные меры предполагают:

  1. запрещение тайных сговоров, направленных на поддержание монопольных цен, раздел рынков;
  2. запрещение поглощений, слияний фирм, которые ведут к установлению контроля над предложением;
  3. принудительную демонополизацию (дробление фирм-монополий).

Наиболее разработанным принято считать антимонопольное законодательство США, имеющее наиболее давнюю историю.
Первый антитрестовский закон (закон Шермана) был принят США в 1890 г. Он признавал незаконным и уголовно наказуемым монополизацию торговли, захват контроля над той или иной отраслью, сговор о ценах. С тех пор в США было принято множество законов, ограничивающих власть монополий, на основании которых ежегодно в судах рассматриваются десятки дел по обвинению тех или иных компаний в монополизации рынков.
Например, широкую известность получил процесс против компании АТ&Т (American Telegraph and Telephon), обвиненной в монополизации рынка телефонных услуг. В результате процесса компания была раздроблена на 10 самостоятельных фирм. Следствием создания конкуренции на рынке стало снижение в два раза (!) цен на соответствующие услуги.
Другим известным примером является процесс против компании IBM (1969 г.), которая обвинялась в захвате 75% рынка компьютеров и в установлении таких низких цен, что они препятствовали входу конкурентов на рынок. Этот процесс выиграла компания IBM, которая сумела доказать, что от низких цен выигрывают потребители.
Соответствующее законодательство существует и в других странах, однако следует отметить, что, например, западноевропейское антимонопольное законодательство более либерально, чем американское.
Антимонопольное регулирование в России. Демонополизация российской экономики является одним из важнейших условий перехода к рынку. Все мероприятия, осуществляемые в целях развития конкуренции (приватизация и создание равноправных субъектов рыночных отношений, свобода торговли, ценообразования, развитие рыночной инфраструктуры и т.п.), экономически способствуют демонополизации.
В конце 1991 г. в России впервые был принят "Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Для проведения государственной политики по ограничению монополистической деятельности было создано Антимонопольное министерство.
Согласно российскому законодательству, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65 и более процентов. Однако доминирующим может быть признано, по решению Антимонопольного министерства, и положение предприятия, которое имеет до 35% объема продаж на соответствующем рынке. Закон дает характеристику антиконкурентному поведению, запрещает соглашения, в результате заключения которых доля хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара превышает 35%, разделение рынка по территориальному принципу, по объему продаж и закупок. В отношении предприятий, занимающих доминирующее положение, Законом предусматривается целый ряд санкций, в том числе принудительное разделение.
Антимонопольная политика, направленная против монополизации рынков, где эффективна и необходима конкуренция, сочетается с контролем и регулированием деятельности естественных монополий, которые в определенных условиях предпочтительнее конкуренции. В России регулирование деятельности естественных монополий осуществляется на основании принятого 19 июля 1995 г. Федерального закона "О естественных монополиях", определяющего правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации и направленного на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий.
В этих целях органы регулирования естественных монополий могут осуществлять:

  1. ценовое регулирование посредством установления цен (тарифов) или их предельного уровня;
  2. определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, исходя из необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.
  1. Как определяется степень монополизации рынка?
  2. В каких случаях рынок считается монополизированным?
  3. Какие меры экономического характера, осуществляемые государством, способствуют демонополизации?
  4. Какие меры административного характера может осуществлять государство в целях демонополизации рынков?
  5. Какие меры антимонопольного характера предуматривает российское законодательство?

Основные понятия и термины

Положительные стороны деятельности монополий, негативные стороны деятельности монополий, индекс Харфинделла-Хиршмана, доминирующее положение на рынке, общественный вред монополий, антимонопольное регулирование, косвенное регулирование деятельности монополий, прямое регулирование деятельности монополий, антимонопольное законодательство .

  1. Хотя монополии, представленные, как правило, крупными предприятиями обладают определенными преимуществами (более низкие средние издержки производства, возможность финансировать НИОКР, большая устойчивость в условиях неблагоприятной конъюнктуры и др.), негативные последствия монополизации превышают ее положительные стороны. Монополизация рынков ведет к сокращению потребительского излишка, возникающего в условиях конкурентного равновесия рынка. При этом выигрыш монополий меньше, чем те потери, которые несет покупатель. Таким образом, отсутствие конкуренции, монополизация рынков приводят к чистым потерям общества - потерям потребителей в результате сокращения объема производства ниже равновесного. Поэтому борьба с монополизацией, поддержка конкуренции - одна из важнейших функций государства.
  2. Степень монополизации рынков определяется с помощью коэффициента рыночной концентрации (индекс Харфинделла-Хиршмана). В отношении искусственных монополий государство проводит антимонопольную политику, используя разнообразные меры экономического и административного воздействия. Экономические методы антимонопольной деятельности государства подразделяются на прямые (установление "потолка" цен, предельного темпа роста цен, предельного уровня рентабельности) и косвенные (поощрение создания товаров-заменителей, поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса, привлечение иностранных инвестиций, финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров и др.). Административные меры опираются на соответствующее законодательство, предусматривающее запрещение тайных сговоров, слияний фирм, которые ведут к установлению контроля над предложением, принудительную демонополизацию (дробление фирм-монополий). Деятельность естественных монополий государство контролирует и регулирует.
.

Монополия снижает экономическую эффективность, что наглядно можно проиллюстрировать на рис. 7.3. Равновесие (MR = MC) фирмы-монополиста достигается при объеме производства (Q m), при котором средние издержки (АС m) больше своего минимума, а цена (p m) выше минимума средних издержек (minАС), т. е. не соблюдаются следующие условия:

а) производственной эффективности p = minАС (производство максимально возможного количества продукции с минимальными издержками). В случае монополии p m больше minАС и производство осуществляется с издержками выше минимально возможных при дан­ном уровне технологии, т. е. отсутствие конкуренции не стимулирует фирму-монополиста работать при оптимальной норме выработки, когда удельные издержки производства были бы минимальными. В случае совершенной конкуренции цена была бы ниже монопольной и равнялась минимальным средним издержкам (p e = min AC, см. рис. 7.3);

б) эффективности распределения ресурсов p = MC. В данном случае цена, которую устанавливает монополист (p m), больше предельных издержек (MC m), т. е. общество оценивает дополнительные единицы монополизированной продукции более высоко, чем альтернативную продукцию. Таким образом, производственные ресурсы общества распределены нерационально. При этом часть продукции, необходимая обще­ству, не производится (имеет место недораспределение ресурсов в монополизированную отрасль). Напомним, в случае совершенной конкуренции цена совпадает с предельными издержками (p e = MC).


Рис. 7.3. Монопольное и конкурентное равновесие.

Монополист будет продавать меньший объем продукции и назначать более высокую цену, чем в условиях совершенной конкуренции. Кроме того, монопо­лист тратит огромные средства на сохранение рыночной власти. Являясь единственным продавцом на рынке, он может не стремиться к снижению производственных издержек и в некоторых случаях не заинтересован в использовании прогрессивных техно­логий.

Таким образом, монополия способствует снижению экономической эффективности. Недостатком монополии является также усиление дифференциации доходов: происходит перераспределение доходов от потребителей в пользу монополий.

Поэтому во всех странах с развитой рыночной экономикой действуют анти­монопольные законодательства, контролирующие и ограничиваю­щие монопольную власть.

Кроме рассмотренных аргументов против монополии практика показывает, что существует еще одно обстоятельство, отрицательно влияющее на эффективность, – это возникновение в условиях монополизации отрасли X-неэффективности.

Х-неэффективность – это такое состояние производства, при котором фактические издержки фирмы при любом объеме производства больше, чем минимально возможные. Х-неэффективность более свойственна монополистам, чем конкурентным фирмам.



На рис. 7.4 Х-неэффективность представлена пунктирной линией AC x , проходящей выше минимально возможных средних издержек для каждого объема производства (AC).

Причиной X-неэффективности является отсутствие конкуренции. Чем меньше конкуренция, тем выше X-неэффективность. Когда фирма-монополист не испытывает давления со стороны конкурентов, она не стремится внедрять новшества, выявлять и реализовывать внутренние резервы снижения издержек производства. В этих условиях менеджеры уклоняются от предпринимательского риска, увеличивают штаты управленческого персонала, причем укомплектовывают их работниками не по деловым качествам, а по другим обстоятельствам, что повышает удельные издержки. Кроме того, монополист несет значительные затраты на сохранение своего монопольного положения.



Рис. 7.4. X-неэффективность.

Однако имеется и другая точка зрения на проблему монополии и эффективности. Некоторые экономисты (Дж. Гэлбрейт, Й. Шумпетер и др.), не отрицая негативные стороны монополии (высокие цены, заниженные объемы), обосновывают ее преимущества в области использования достижений НТП и научно-исследовательских разработок. В связи с этим приводятся следующие аргументы:

1) мелкие фирмы не имеют достаточно средств для финансирования НИОКР, а монополизированные предприятия располагают достаточными финансовыми ресурсами для инвестиций в НТП;

2) высокие барьеры входа в отрасль дают монополии и олигополии возможность долговременного получения высоких экономических прибылей от использования в производстве научно-технических достижений, что является стимулом для развития НИОКР;

3) получение монопольной прибыли за счет более высоких цен является стимулом инновационной деятельности. Если бы вслед за нововведением, снижающем издержки, цены падали, то не было бы и стимула для этой деятельности;

4) в случае естественной монополии минимум средних издержек достигается тогда, когда в отрасли работает одна фирма. Наличие в отрасли нескольких конкурентных фирм в этом случае привело бы к росту удельных издержек и снижению эффективности.

Таким образом, если рассматривать эффективность производства не в статике, а в динамике , т. е. во времени, то монополист оказывается в более выигрышном положении, так как он может использовать достижения НТП, что является источником динамической эффективности .

Поэтому, если монопольная власть одновременно сопровождается уменьшением издержек производства продукции (экономия на масштабе производства), внедрением НТП, насыщением рынка стандартизированной продукцией по доступным ценам в результате массового его выпуска, то оказывается, что монополист имеет преимущества.

Таким образом, по мнению названных ученых, несовершенная конкуренция может принести обществу определенный выигрыш.

Выбор редакции
, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...

Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...
Союз) значительно выросли числом в последние десятилетия. До лета 2011 года союз этот назывался Западноевропейским. Список европейских...