Что такое сектор экономики? Первичный, банковский, муниципальный, частный и финансовый секторы экономики. Финансовый сектор экономики


При анализе финансового сектора (финансовой сферы) изучают налогово-бюджетную систему страны и ее налогово-бюджетную политику, денежно-кредитную систему и денежно-кредитную политику страны, а также состояние ее фондового рынка. Данный анализ нередко совмещают с анализом финансовых ресурсов страны.

Налогово-бюджетная (фискальная) система страны состоит из налоговой и бюджетной систем. Налоговой системой называется совокупность взимаемых в стране обязательных платежей в виде налогов, пошлин и сборов (сокращенно — налогов), правил их уплаты и налоговых органов. Налоги по методу взимания делят на прямые и косвенные (в постсоветских странах последние преобладают), по характеру ставок — на пропорциональные, регрессивные и прогрессивные (последние два вида налогов редки в постсоветских странах), по объектам поступлений — на федеральные, региональные и местные (нередко один налог «расщепляют» между федеральным, региональными и местными бюджетами).

Сопоставляя объем поступающих в бюджет налогов с размерами ВВП страны, определяют величину налоговой нагрузки (налогового бремени), которая в постсоветских странах тяготеет к среднемировой величине. При этом важно выявить, на чьи плечи падает основная часть налогового бремени — на юридических или физических лиц. Для расчета налогового бремени юридических лиц обычно измеряют отношение выплачиваемых фирмами налогов к величине их прибыли, а при расчете налоговой нагрузки физических лиц сопоставляют доходы домашних хозяйств с выплаченными ими прямыми и косвенными налогами. В России, например, на уплату налогов домохозяйства тратят около Уз своих доходов, преимущественно на косвенные налоги при покупках товаров и услуг. Распределение налогового бремени по разным видам налогов обычно подробно отражено в статистике бюджетной системы.

Бюджетная система представляет собой совокупность бюджета центрального правительства (федерального бюджета в странах с федеральным устройством), региональных бюджетов (бюджетов субъектов федерации в странах с федеральным устройством), местных бюджетов, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов (например, Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального и региональных фондов обязательного медицинского страхования). Совокупность бюджетов первых трех уровней называют консолидированным бюджетом, а при добавлении к ним государственных внебюджетных фондов — бюджетом расширенного правительства (general government budget). Однако нередко национальная статистика, как, например, в России, под консолидированным бюджетом понимает бюджет расширенного правительства. Особое место в бюджетной системе занимают резервные фонды (в России это прежде всего Резервный фонд и Фонд национального благосостояния), создаваемые для будущих непредвиденных расходов и для других целей.

При анализе бюджетной системы особое внимание обращают на сбалансированность бюджета. Ведь дефицит бюджета ведет к государственным заимствованиям, а это увеличивает государственный долг. В отличие от развитых стран, где государственный долг состоит из государственных обязательств в национальной свободно конвертируемой валюте, в странах с формирующимися рынками он состоит из долга в национальной валюте (обычно ограниченно конвертируемой) и в иностранной валюте (свободно конвертируемой). При выплате обязательств иностранным резидентам такая страна может испытывать трудности: ее возможности выплачивать эту часть государственного долга зависят от поступлений свободно конвертируемой валюты в страну. Поэтому в отличие от развитых стран, где государственный долг не делят на внутренний и внешний, в остальных странах такое деление необходимо.

Денежно-кредитная (монетарная) система страны состоит из денежной и кредитной систем. Денежной системой называют форму организации денежного обращения в стране. При ее анализе внимание обращают на объемы, динамику и структуру (по денежным агрегатам) денежной массы, а также величину денежной базы (в узком определении — это наличные деньги плюс обязательные резервы коммерческих банков в национальном банке страны, в широком определении — то же самое плюс корреспондентские счета и депозиты коммерческих банков в национальном банке). Показатель денежной базы особенно важен при конъюнктурном анализе, так как денежная база — это наиболее чуткий показатель состояния денежного обращения в стране.

Не менее важно изучение инфляции, под которой обычно подразумевают потребительскую инфляцию (она измеряется ростом потребительских цен). Темпы роста потребительских цен обычно рассчитываются на базе среднегодовых или как уровень цен в конце декабря к уровню цен предшествующего декабря (в России чаще по последнему варианту).

Как видно из табл. 7.2, в России и других постсоветских странах инфляция остается и прогнозируется на более высоком уровне, чем в развитых странах. Примеры Китая и Бразилии говорят, что высокая инфляция — это не феномен переходной экономики или экономической отсталости.

Таблица 7.2. Постсоветские страны: среднегодовые темпы роста потребительских цен, %

Белоруссия

Молдавия

Азербайджан

Казахстан

Киргизия

Таджикистан

Туркмения

Узбекистан

В среднем по странам СНГ

Справочно:

В среднем по развитым странам

Кредитная система является совокупностью кредитных отношений (отношений между кредиторами и заемщиками), форм и методов кредитования, а также кредитных организаций. Основными кредитными организациями всюду являются коммерческие банки, поэтому анализ кредитной системы сосредоточивается на банковской системе. При этом изучают ее масштабы (величина активов банковской системы по отношению к ВВП), концентрацию, участие в ней государственного и иностранного капитала, ставки и размах кредитования. Последний показатель систематически публикуется в ежегоднике World Development Report и рассчитывается как отношение величины предоставленного местными банками кредита к величине ВВП страны.

Таблица 7.3. Постсоветские страны: отношение величины предоставленного местными банками кредита к величине ВВП страны в 2008 г., %

Казахстан

Белоруссия

Киргизия

Молдавия

Таджикистан

Азербайджан

Справочно:

Бразилия

Как видно из табл. 7.3, кредитные системы России и других постсоветских стран слабо справляются со своей основной задачей — выдачей займов экономическим агентам, если сравнивать их с кредитными системами стран аналогичного и даже более низкого уровня развития. Исключением являются кредитная система Украины и Литвы (а также других стран Балтии, в которых она перешла в руки иностранных банков). В результате многие компании постсоветских стран вынуждены обращаться за кредитами к зарубежным банкам (что вело к росту внешнего долга страны) или полагаться преимущественно на собственную прибыль как источник средств для своих инвестиций (что сдерживало рост этих инвестиций).

Фондовый рынок. При анализе фондового рынка стран с формирующимися рынками аналитик часто испытывает трудности со статистикой. Они вызваны объективными причинами — небольшими размерами фондового рынка в подавляющем большинстве стран этой группы. Об этом говорят такие показатели, как небольшой объем торгов на фондовых биржах, ограниченный набор торгуемых ценных бумаг, малое количество компаний, включенных в биржевой листинг.

Финансы - это экономические отношения по формированию и использованию денежных ресурсов, с помощью которых государство осуществляет прямое перераспределение национального дохода в целях стимулирования наиболее эффективного процесса хозяйствования. Финансы – это не деньги, а денежные отношения, возникающие при переходе части дохода от одного его владельца к другому. В качестве таких владельцев дохода или субъектов финансовых отношений, могут выступать государство, местные органы власти, предприятия и фирмы, население.
Объектом финансовых отношений являются финансовые (денежные) ресурсы, которые включают доходы участников национальной экономики, амортизационные отчисления, налоги и неналоговые платежи и др.
Финансовые отношения носят объективный характер и образуют систему, которая включает экономические связи, возникающие:
между государством и предприятиями (фирмами) различных форм собственности и хозяйствования;
непосредственно между различными предприятиями, фирмами;
между предприятиями (фирмами) в целом и их структурными подразделениями;
между органами власти различных уровней;
между государством и общественными организациями;
между государством и населением;
между отдельными государствами.
Финансы выполняют ряд функций:
Аккумулирующую, которая состоит в концентрации денежных средств и создании материальной базы существования государства.
Регулирующую, которая заключается в стимулировании деятельности хозяйствующих субъектов.
Распределительную, состоящую в распределении денежных средств между материальной и нематериальной сферами производства, предприятиями (фирмами), учреждениями, бюджетами различных уровней власти, различными социальными слоями населения страны
Контрольную, заключающуюся в обеспечении правильности взимания налогов и их использования по назначению.
Финансы являются основой финансового сектора страны, который представляет собой важнейшую сферу национальной экономики, базирующуюся на системе финансовых отношений и соответствующих им финансовых учреждений, организующих формирование, распределение и использование финансовых ресурсов в соответствии с нуждами национальной экономики. Финансовый сектор включает следующие звенья, составляющие его структуру:
децентрализованные финансы, которые охватывают финансы предприятий (фирм), финансы учреждений и организаций, финансы населения и используются для регулирования экономических процессов на микроуровне;
централизованные (государственные) финансы, которые являются главной частью финансового сектора и включают государственный и местный бюджеты, а также внебюджетные фонды (фонды социального, имущественного и личного страхования) и государственный кредит. Централизованные финансы используются для регулирования экономических процессов на макроуровне.
В основе организации финансового сектора лежат два принципа. Первый называется демократическим централизмом и характерен для периода, когда преобладают экстенсивный экономический рост и административно-командные методы управления. В соответствии с данным принципом нижестоящие финансовые учреждения обязаны выполнять директивные указания центральных финансовых органов. Второй принцип характерен для стран с развитой рыночной экономикой. Он носит название фискального федерализма и предполагает, что местные бюджеты не входят своими доходами и расходами в государственный бюджет. Так, правительство вкладывает средства в оборону, фундаментальные научные исследования, финансирует внешнеэкономические отношения, а местные органы власти из своих бюджетов осуществляют расходы на охрану общественного порядка, поддерживают учреждения здравоохранения, образования и т.д. Таким образом, при руководствовании данным принципом осуществляется четкое распределение функций между различными уровнями финансового сектора.

Еще по теме 9.1. Финансы и их функции. Финансовый сектор национальной экономики, его структура и принципы построения:

  1. Тема 3. Общегосударственные финансы РФ: структура, функции, принципы построения
  2. Денежный сектор национальной экономики и его основные пропорции
  3. 6.1. Финансы организаций: сущность, функции и принципы построения
  4. Тема 9. Финансовый сектор экономики и основы его функционирования
  5. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ И ИХ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ КАПИТАЛА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР
  6. Муниципальный сектор в структуре национального хозяйства
  7. 5.2. Организация государственного финансового контроля в Англии и ФРГ 5.2.1. Национальный ревизионный совет Великобритании (НРС) и его функции

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Конкурсное право - Конституционное право - Корпоративное право - Криминалистика - Криминология - Маркетинг -

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра финансов и финансового менеджмента

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: Теория финансов

на тему: Финансы организаций реального сектора экономики

Студентка

Татаринович О.И.

Введение

Введение

Финансы организаций (предприятий) занимают ведущее место в системе общественного воспроизводства, формировании собственных денежных средств и централизованных финансов ресурсов государства.

Развитие рыночных отношений в экономике привело к увеличению объемов и потоков социально-экономических связей, формированию новой философии распределительных отношений, адекватной рыночной экономике в организации финансов коммерческих организаций. Продолжают развиваться негосударственный сектор экономики, современная банковская система, рынки товаров, услуг, капитала. Организации (предприятия) перешли к широкому использованию рыночных методов регулирования деловой активности. Основной целью предпринимательской деятельности организаций (предприятий) стало получение прибыли, которая служит важнейшим источником и предпосылкой приращения капитала, роста доходов предприятия и его собственников.

1. Сущность финансов, организация реального сектора как исходного звена финансовой системы

Финансы предприятий являются важной составной частью финансовой системы, её основой. Большая часть налоговых и иных поступлений в республиканский и местные бюджеты в РБ формируется за счёт поступлений от предприятий реального сектора экономики. Для того чтобы охарактеризовать финансы предприятий, сначала нужно определить кто же может является предприятием.

Юридическим лицом признается организация, прошедшая государственную регистрацию, имеющая в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающая по своим обязательствам этим имуществом. Юридическими лицами могут быть коммерческие и некоммерческие организации (предприятия). Рассмотрим основные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.

Финансы предприятий - это относительно самостоятельная сфера финансовой системы, включающая широкий круг денежных отношений, связанных с формированием и использованием капитала, денежных фондов и доходов в процессе кругооборота их средств.

Денежные отношения возникают в результате движения денег при создании предприятия, а затем - в ходе создания и распределения валового национального продукта (ВНП) и валового внутреннего продукта (ВВП). Так, при создании предприятия за счет взносов учредителей или за счет имущества, закрепленного собственником за предприятием, формируется уставный фонд. Его средства авансируются во внеоборотные и оборотные активы. Из выручки от реализации продукции, работ, услуг возмещаются материальные затраты, расходы, включаемые согласно законодательству и учетной политике предприятия в издержки.

Обеспечение предприятий денежными ресурсами осуществляется посредством определения мероприятий по их финансированию.

Мероприятия по финансированию - это поток платежей, который начинается с получения предприятием средств (поступлений) и сопровождается выплатами в дальнейшие периоды времени. Аналогом финансирования является инвестирование, которое также характеризуется потоком платежей, но начинается с выплат, а в дальнейшем следуют поступления.

Финансы предприятий - это денежные или финансовые отношения, возникающие в процессе формирования основного и оборотного капитала, а также фондов денежных средств предприятия, их распределения и использования.

Определяющие признаки финансовых отношений состоят в следующем: во-первых, - это денежные отношения, т.е. материальным содержанием таких отношений являются денежные фонды; во-вторых, - это распределительные отношения, т.е. они обслуживают процессы распределения и перераспределения денежных ресурсов предприятий; в-третьих, для финансовых отношений характерным является движение денежных ресурсов, т.е. реальное движение денег.

Финансы предприятий опосредствуются через финансовую систему Республики Беларусь. Поскольку финансы предприятий являются основой финансовой системы Республики Беларусь, то все изменения в финансах предприятий связаны с изменениями в финансовой системе государства. Как экономическая категория финансы зависят от преобразований во взаимоотношениях между звеньями финансовой системы.

Финансы предприятий имеют четкую целевую ориентацию, которая накладывает отпечаток на все аспекты деятельности, включая организационный, коммерческий, инвестиционный, договорной и др.

Предприятие - это хозяйствующий субъект, созданный для организации предпринимательской деятельности, экономической целью которого является обеспечение общественных потребностей и извлечение прибыли.

Предприятие является, как правило, юридическим лицом, что определяется совокупностью признаков:

Обособленностью имущества;

Ответственностью по обязательствам этим имуществом;

Наличием расчетного счета в банке;

Действием от своего имени.

Обособленность имущества выражается наличием самостоятельного бухгалтерского баланса, на котором оно числится.

Баланс предприятия представляет собой важнейшую форму финансовой отчетности, в которой фиксируются показатели, отражающие финансовое положение предприятия на определенную дату. В балансе, с одной стороны, показаны хозяйствующие средства, имеющиеся в распоряжении предприятия, с другой - источники их финансирования. Все показатели баланса отражены в денежной оценке.

финансы кредит банковский инвестиционный

Таблица 1

Показатель

Показатель

ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ:

КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ:

Основные средства:

первоначальная стоимость;

амортизация;

остаточная стоимость.

Уставный фонд

Нематериальные активы:

первоначальная стоимость;

амортизация;

остаточная стоимость.

Собственные акции, выкупленные у акционеров

Доходные вложения в материальные ценности:

первоначальная стоимость;

амортизация;

остаточная стоимость.

Резервный фонд, в том числе образованные:

в соответствии с законодательством;

в соответствии с учредительными документами

Вложения во внеоборотные активы, в том числе: - незавершенное строительство.

Добавочный фонд

Нераспределенная прибыль

ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ:

Целевое финансирование

Запасы и затраты:

сырье, материалы и другие аналогичные активы;

затраты в незавершенном производстве;

расходы на реализацию;

готовая продукция и товары для реализации;

товары отгруженные;

выполненные работы;

расходы будущих периодов.

Доходы будущих периодов

Дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев, в том числе:

покупателей и заказчиков;

ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА: Долгосрочные кредиты и займы Прочие долгосрочные обязательства

Дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 1 2 месяцев, в том числе:

покупателей и заказчиков;

поставщиков и подрядчиков;

по налогам и сборам;

по расчетам с персоналом;

КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА: Краткосрочные кредиты и займы Кредиторская задолженность, в том числе:

перед поставщиками и подрядчиками;

перед покупателями и заказчиками;

по расчетам с персоналом;

по налогам и сборам;

Расчеты с учредителями, в том числе: - по вкладам в уставный фонд.

Резервы предстоящих расходов

Денежные средства

Прочие краткосрочные обязательства

Финансовые вложения

Финансы предприятий - это экономические, денежные отношения, возникающие в результате движения денег и образующихся на этой основе денежных потоков, связанные с функционированием создаваемых на предприятии денежных фондов.

Финансы предприятий являются основой финансовой системы государства, поскольку предприятия представляют собой главное звено народно-хозяйственного комплекса. Состояние финансов предприятий оказывает влияние на обеспеченность общегосударственных и региональных денежных фондов финансовыми ресурсами. Зависимость здесь прямая: чем крепче и устойчивее финансовое положение предприятия, тем обеспеченнее общегосударственные и региональные денежные фонды, более полно удовлетворяются социальные, культурные потребности и др.

Финансы предприятия охватывают процессы создания, распределения и использования валового внутреннего продукта в стоимостном выражении. Они функционируют в сфере материального производства, где в основном создаются совокупный общественный продукт и национальный доход.

Существует ряд классификаций финансов предприятий (рис. 1).

Рис. 1. Классификация финансов предприятия

Наиболее полно сущность финансов проявляется в их функциях. Большинство экономистов признают, что финансы предприятия выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Обе функции тесно взаимодействуют между собой.

Посредством распределительной функции происходят формирование первоначального капитала, образующегося за счет вкладов учредителей, авансирование его в производство, воспроизводство капитала, создание основных пропорций при распределении доходов и денежных ресурсов, обеспечивающих оптимальное сочетание интересов отдельных товаропроизводителей, хозяйствующих субъектов и государства в целом. Распределительная функция проявляется в формировании материальных и финансовых фондов на предприятии (рис. 2).

Рис. 2. Фонды, формируемые на предприятии

Объективная основа контрольной функции - стоимостный учет затрат на производство и реализацию продукции, выполнение работ, оказание услуг, процесс формирования доходов и денежных фондов.

Финансовые условия хозяйствования претерпели существенные изменения, которые выразились в либерализации экономики, изменении форм собственности, проведении приватизации, изменении условий государственного регулирования, в ведении системы налогообложения коммерческих организаций и предприятий. Все это привело к повышению роли распределительных отношений. Конечной целью предпринимательской деятельности стало извлечение прибыли при сохранении собственного капитала.

Финансовый контроль за деятельностью хозяйствующего субъекта осуществляют:

Непосредственно хозяйствующий субъект;

Акционеры и владельцы контрольного пакета акций;

Налоговые органы;

Контрольно-ревизионная служба Министерства финансов Республики Беларусь;

Коммерческие банки;

Независимые аудиторские фирмы.

Эффективное и рациональное ведение хозяйства предопределяет возможности его дальнейшего развития. И наоборот, нарушение бесперебойного кругооборота средств, роли затрат на производство и реализацию продукции, выполнение работ, оказание услуг снижают доходы предприятия и соответственно возможности его дальнейшего развития, конкурентоспособность и финансовую устойчивость. Реализация контрольной функции осуществляется с помощью финансовых показателей деятельности предприятия, их оценки и разработки, необходимых мер для повышения эффективности распределительных отношений (рис. 3).

Управление финансами предприятия осуществляется с помощью финансового механизма.

Финансовый механизм предприятия - система управления финансами предприятия в целях достижения максимальной прибыли. Система управления финансами включает в себя: финансовые методы, финансовые инструменты, правовое обеспечение, информационно-методическое обеспечение управления финансами.

Рис. 3. Классификация финансового контроля

Финансовыми методами являются: финансовое планирование, финансовый учет, финансовый анализ, финансовое регулирование, финансовый контроль.

Финансовые инструменты включают в себя как первичные инструменты, такие как дебиторская и кредиторская задолженности, так и производные инструменты: финансовые опционы, фьючерсы и форварды, проценты и валютные свопы.

Операции с финансовыми инструментами всегда сопровождаются финансовыми рисками. Информационное обеспечение позволяет пользователям финансовой отчетности оценить степень рискованности финансовых инструментов. Рассмотрим основные виды финансовых рисков.

1. Ценовой риск подразделяют на валютный, процентный и рыночный.

2. Кредитный риск.

3. Риск ликвидности.

4. Риск денежного потока.

Принципы управления финансами ориентируются на специфику отдельного предприятия:

Плановость: разработка финансовых, производственных и иных планов, различных по срокам и формам;

Финансовое соотношение сроков: взаимосвязь и взаимозависимость сроков в отдельных документах;

Взаимозависимость финансовых показателей: использование единой методологии учета, анализа и контроля;

Гибкость (маневрирование): возможность маневра при изменении рыночной ситуации;

Минимизация финансовых издержек: финансирование проектов должно осуществляться с минимальными затратами;

Рациональность: использование наиболее выгодных методов формирования финансовых ресурсов с соблюдением соотношения риска/доходности;

Финансовая устойчивость: долгосрочная финансовая стабильность, независимость и платежеспособность предприятия.

На организацию финансов предприятия оказывают влияние два фактора: организационно-правовая форма хозяйствования и отраслевые технико-экономические особенности.

Организационно-правовая форма: согласно Гражданскому кодексу и нормативно-правовым актам особенности финансовых отношений каждого предприятия, порядок формирования уставного фонда и прочих финансовых фондов, формирование имущества, специфика распределения доходов зависят от организационно-правовой формы предприятия.

Отраслевые технико-экономические особенности определяют: состав и структуру основных и оборотных фондов, длительность операционного и финансового циклов, особенности кругооборота средств, источники простого и расширенного воспроизводства; состав и структуру финансовых фондов, специфику распределения и создания доходов и резервов.

2. Анализ экономической конъюнктуры отдельных видов экономической деятельности Республики Беларусь

Конъюнктурный обзор составлен на основе опроса 2 006 предприятий Республики Беларусь.

Оценки изменения экономической конъюнктуры в сентябре 2012 г. представили 298 предприятий Брестской области, 258 предприятий Витебской области, 270 предприятий Гомельской области, 237 предприятий Гродненской области, 396 предприятий г. Минска, 253 предприятия Минской области и 296 предприятий Могилевской области.

В январе-сентябре 2012 г. по предприятиям реального сектора экономики в целом отмечалась положительная динамика основных показателей их финансово-хозяйственной деятельности. Так, в сентябре 2012 г. по сравнению с аналогичным периодом 2011 г. улучшились показатели физического объема производства, спроса, реализации, загрузки производственных мощностей, физического объема заказов на внутреннем и внешнем рынке, индекса бизнес климата. Также более позитивно участниками опроса оценена сложившаяся конъюнктура и собственное экономическое положение.

Сохранилась тенденция постепенного замедления роста просроченной дебиторской и кредиторской задолженности, сокращались темпы снижения остатка денежных средств на счетах предприятий. Начиная с апреля 2012 г. наметилась тенденция постепенного увеличения доли предприятий, констатирующих достаточную обеспеченность собственными оборотными средствами. Основное влияние на хозяйственную деятельность предприятий в январе-сентябре 2012 г. оказывали изменения спроса, обеспеченности собственными оборотными средствами, условий кредитования, рисков хозяйственной деятельности, просроченной дебиторской и кредиторской задолженности. Однако степень влияние данных факторов, начиная с апреля-августа 2012 г., заметно ослабевала по сравнению с аналогичным периодом 2011 г. Существенно снизилось влияние на деятельность предприятий изменений курса белорусского рубля, а с августа 2012 г. данное влияние предприятия стали оценивать как слабое.

Индекс бизнес климата уменьшился вследствие фактического и ожидаемого, по оценкам участников мониторинга, снижения темпов роста спроса и прогнозируемого замедления роста объема производства. Без учета сезонности ИБК составил 17 процентов, что на 1,9 процентного пункта выше уровня августа 2012 г. и на 10 процентных пунктов выше показателя сентября предыдущего года. Индекс бизнес климата (ИБК), рассчитываемый Национальным банком Республики Беларусь (ИБК), представляет собой интегрированный показатель оценок фактической и ожидаемой динамики производства продукции (работ, услуг) и спроса на продукцию (работы, услуги).

В октябре-декабре 2012 г. предприятия-участники мониторинга ожидают значительного замедления роста объемов производства и спроса, менее интенсивного снижения роста потребности в кредитовании и числа занятых, и дальнейшего роста цен.

В сентябре 2012 г. по сравнению с предыдущим месяцем предприятиями-

участниками мониторинга в целом отмечали увеличение чистой прибыли: баланс ответов по данному вопросу вырос на 1 процентный пункт и стал равен 10,7 процента.

В промышленности баланс ответов вырос на 1,7 процентного пункта и составил 5,8 процента, на транспорте - на 5,5 процентного пункта и 24 процента. Вместе с тем замедление роста чистой прибыли констатировали строительные организации (баланс ответов снизился на 4,9 процентного и равен 10,6 процента) и предприятия торговли (на 0,8 процентного и равен 13 процентов). Рост чистой прибыли отметили 41,4 процента организаций (в августе - 40,9 процента), а на снижение указали 30,7 процента участников опроса (31,2 процента).

Неизменность остатка денежных средств на счетах в сентябре 2012 г. отметили 52,9 процента респондентов (в августе - 53,6 процента), на их снижение указали 29,8 процента (28,1 процента), а на рост - 17,3 процента (18,3 процента). В целом, в сентябре 2012 г. по сравнению с августом 2012 г. предприятия отмечали сокращение остатка денежных средств на своих счетах: баланс ответов по обследуемым предприятиям снизился с (-9,8) процента до (-12,5) процента. Уменьшение остатка денежных средств констатировали предприятия промышленности (баланс ответов уменьшился на 0,6 процентного пункта и составил (-15,6) процента) транспорта (на 4,8 процентного пункта и (-13,2) процента) и строительства (на 6,6 процентного пункта и (-22,3) процента). Замедление роста остатка денежных средств на своих счетах отметили предприятия торговли, где баланс ответов снизился с 7,7 до 5,8 процента.

В сентябре 2012 г. на неизменность величины просроченной кредиторской задолженности указали 49,7 процента респондентов (в августе - 49,3 процента), на ее рост -26,4 процента (27,2 процента), на снижение - 23,8 процента (23,5 процента). В целом по обследуемым предприятиям рост просроченной кредиторской задолженности замедлился: баланс ответов по данному вопросу уменьшился на 1,1 процентного пункта до 2,6 процента. Данная динамика была характерна для предприятий промышленности (баланс ответов снизился на 3,9 процентного пункта до 1,9 процента), и строительства (на 0,4 процентного пункта до 6 процентов). Снижение просроченной кредиторской задолженности отметили предприятия торговли (баланс ответов уменьшился с (-2,2) процентов до (-4) процентов) а предприятия транспорта - напротив констатировали ее рост (баланс ответов вырос с 3,1 до 5 процентов).

На ухудшение условий предоставления кредитов (законодательно закрепленные требования к платежеспособности предприятий и необходимость обеспечения кредитов залогами, гарантиями и поручительством) в сентябре 2012 г. указали 18,9 процента респондентов (в августе - 19,5 процента). Ухудшение условий в части стоимости кредитов отметили 29,1 процента предприятий (28,7 процента), а по мнению 10,3 процента участников мониторинга (в августе - 12,3 процента) условия кредитования ухудшились в части размеров (максимально возможная сумма предоставляемого кредита).

В сентябре 2012 г. интенсивность влияния условий кредитования в целом по обследуемым предприятиям продолжала ослабевать: баланс ответов по данному вопросу уменьшился на 0,8 процентного пункта и составил 11,5 процента. В торговле баланс ответов снизился на 4,3 процентного пункта до 2 процентов, на транспорте - на 4 процентного пункта до 12,6 процента. Усиление влияния условий кредитования констатировали предприятия промышленности (баланс ответов вырос на 0,6 процентного пункта и стал равен 15,7 процента) и строительства (на 1,1 процентного пункта и 11,9 процента).

На умеренное влияние условий кредитования указали 52,6 процента организаций (в августе - 54,9 процента), сильным влияние этого фактора назвали 29,5 процента (28,7 процента) респондентов, слабым - 18 процентов (16,4 процента).

В сентябре 2012 г. не осуществляли операций с иностранной валютой 38,9 процента респондентов (в августе - 33,4 процента). Преимущественно покупали иностранную валюту 10,9 процента предприятий (11,8 процента), преимущественно продавали - 25,7 процента (25 процентов). Удельный вес участников мониторинга, объемы покупки и продажи иностранной валюты у которых были примерно равны, составил 7,9 процента (9 процентов).

В сентябре 2012 г. проводили операции с российским рублем 26,5 процента участников мониторинга (в августе - 27,7 процента). Доллар США в своей деятельности использовали 10,9 процента предприятий (11,5 процента), евро использовали 9 процентов (9,4 процента), другие виды валют - 2,2 процента респондентов (2,8 процента).

Основными видами рисков хозяйственной деятельности, возросших за сентябрь 2012 г., значительная часть предприятий считала экономические риски - изменения спроса, цен, процентных ставок, валютного курса, возникновения неплатежеспособности или банкротства контрагентов. Удельный вес таких ответов составил 57 процентов (в августе - 56,8 процента). На усиление рисков хозяйственной деятельности, связанных с изменениями в законодательстве, указали 14,1 процента респондентов (в августе - 16,9 процента). Расширение вмешательства местных органов государственной власти и управления в хозяйственную деятельность предприятий (административно-управленческие риски) отметили 20,7 процента участников опроса (в августе - 22,1 процента).

Ожидания потребности в кредитовании

В октябре-декабре 2012 г., участники мониторинга, ожидают замедления роста потребности в кредитовании: баланс ответов вырос на 2 процентных пункта и составил 21,4 процента. Значительного роста потребности в кредитовании ожидают предприятия торговли - баланс ответов вырос на 10,7 процентного пункта и составил 24,8 процента. Предприятия других видов экономической деятельности ожидают замедления потребности в кредитовании: в строительстве баланс ответов снизился на 0,7 процентного пункта до 21,7 процента, в промышленности - на 0,9 процентного пункта и 20 процентов, на транспорте - на 1,1 процентного пункта и 21 процент. Роста потребности в кредитовании ожидают в следующие три месяца 31,2 процента респондентов, ее неизменности - 57,3 процента, снижения - 6,4 процента предприятий, а 4,2 процента считают, что потребность в кредитовании исчезнет.

Активность инвестиционной деятельности предприятий определяется, прежде всего, стабильностью их финансового состояния, эффективностью использования имеющихся производственных, технологических, материальных и трудовых ресурсов. В III квартале 2012 г. относительно улучшилось финансовое положение обследуемых предприятий в целом по сравнению с III кварталом 2011 г. Так, доля предприятий, финансовое состояние которых ухудшилось, снизилась на 9,5 процентного пункта и составила 19,1 процента. Однако, снизилась и доля предприятий, финансовое состояние которых улучшилось, на 3,6 процентного пункта и составила 27,8 процента. В III квартале 2012 г. по отношению к III кварталу 2011 г. в промышленности снизилась доля предприятий, финансовое состояние которых ухудшилось с 21,1 до 20,9 процента, а финансовое состояние, которых улучшилось - с 31,7 до 22,9 процента.

Улучшение финансового состояния в III квартале 2012 г. относительно III квартала 2011 г. отметили предприятия транспорта, доля таких предприятий возросла с 26,7 до 36,4 процента, а доля предприятий, финансовое состояние которых ухудшилось, снизилась с 31,4 до 14 процентов, а так же строительства - с 13,1 до 26,7 процента и с 53,2 до 18,3 процента соответственно.

Ухудшение финансового состояния в III квартале текущего года относительно III квартала 2011 г. наблюдалось у предприятий торговли, доля таких предприятий возросла с 13,6 процента до 19,3 процента, а доля предприятий, финансовое состояние которых улучшилось, снизилась с 53,6 до 32,5 процента.

Основными источниками финансирования инвестиций для предприятий являются их собственные средства (прибыль и амортизационные отчисления), а также кредиты банков, бюджетное финансирование и получение средств по лизингу и аренде. При этом ограничены внешние источники финансирования инвестиционной деятельности и внебюджетное финансирование.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Сущность, принципы и функции банковского кредита. Исследование банковского кредитования реального сектора экономики на макро- и микроуровнях. Анализ современной ситуации в сфере банковского кредитования хозяйствующих субъектов реальной экономики России.

    курсовая работа , добавлен 04.07.2015

    Зарубежная практика стабилизации банковского сектора. Оценка результативности мер по стабилизации банковского сектора Украины. Инструментарий регуляции ликвидности банков и финансирования реального сектора как основы экономического возобновления.

    реферат , добавлен 19.07.2010

    Сущность и функции финансов, принципы их организации и направления государственного регулирования. Понятие финансовой деятельности. Регулирование финансовой деятельности предприятий в условиях социально ориентированной экономики Республики Беларусь.

    курсовая работа , добавлен 19.05.2014

    Исследование основных источников финансирования инвестиционно-инновационной деятельности предприятий реального сектора экономики. Анализ и оценка возможности их расширения и эффективного использования на современном этапе, разработка мероприятий.

    контрольная работа , добавлен 26.02.2013

    Понятие и сущность финансов. Особенности организации и функционирования финансов организаций различных правовых форм (коммерческих организаций, товариществ, государственных и муниципальных унитарных предприятий и др.) и различных отраслей экономики.

    курсовая работа , добавлен 03.06.2010

    Функции финансов предприятий. Понятие финансовой стратегии. Анализ особенностей финансового состояния государственных предприятий в Республике Беларусь. Организация финансов государственного образовательного учреждения как некоммерческой организации.

    курсовая работа , добавлен 21.11.2012

    Экономическая сущность и классификация инвестиций. Критерии оценки инвестиционных проектов: чистая текущая стоимость, срок окупаемости, индекс рентабельности, норма доходности. Анализ инвестиционной политики предприятия реального сектора экономики.

    курсовая работа , добавлен 10.11.2010

    Инвестиции, их экономическое значение и роль в развитии реального сектора экономики. Оценка эффективности инвестиционных проектов в условиях неопределенности. Анализ фондоотдачи, материалоемкости и производительности труда крестьянского хозяйства "Булак".

    дипломная работа , добавлен 19.06.2015

    Сущность финансового сектора и его значение в мобилизации и распределении денежных ресурсов. Структура рынка финансовых услуг. Определение состояния и перспектив развития финансового сектора в Республике Казахстан. Результаты антикризисных мероприятий.

    дипломная работа , добавлен 01.06.2015

    Понятие и сущность финансов. История развития финансовой системы в России. Бюджет. Система страхования. Финансы бюджетных организаций. Финансы коммерческих организаций и предприятий. Финансовое планирование и финансовый контроль на предприятии.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРИЗЕДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Мурманский филиал

Направление: «Государственное и муниципальное управление»

Контрольная работа по предмету: «Налоги и налогообложение»

На тему: «Особенности налогообложения финансового сектора экономики»

Исполнитель:

Каленик О.В.

Группа СП-23

Преподаватель:

Мурманск-2016

Введение

1.Отраслевая структура финансового сектора экономики

2.Субъекты финансового сектора экономики как налогоплательщики и налоговые агенты

3. Особенности исчисления и уплаты НДС организациями финансового сектора экономики

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность. Проблемы развития и совершенствования налогообложения как одного из важнейших инструментов государственного воздействия на становление рыночных структур признаются одними из наиболее актуальных в российской экономической науке и практике.
Налоговая система и налоговая политика государства затрагивают экономические интересы всех без исключения субъектов рынка. Одним из центральных сегментов рынка является банковский рынок, который базируется в основном на банках и без которого рыночная экономика вообще не может функционировать. Банковская система выступает в качестве важной рыночной составляющей и гибким инструментом для реализации макроэкономических задач. Банки являются центральным звеном рыночного хозяйства. Развитие их деятельности - это необходимое условие создания рыночного хозяйства. Банки играют роль действенного орудия государства в реализации стратегических и тактических целей инвестиционной, инновационной, структурной политики, политики доходов населения и внешнеэкономической деятельности. В то же время банковская система является одной из основных частей рыночной инфраструктуры, обеспечивающей эффективную динамику микропроцессов.

Немаловажно регулирование, в том числе и налоговое, банковского рынка с точки зрения безопасности и сбалансированности экономики. Взаимосвязь, существующая между функциональной способностью и стабильностью банковской системы и функциональной способностью и стабильностью общественной и политической систем, исторически многократно подтверждена. Более того, эффективность функционирования экономической системы в значительной степени зависит от ее кредитной системы, а значит, от банков. Особое место, которое отводится банковской системе как связующему звену экономики при проведении экономической политики государства, делает актуальным исследование вопросов налогообложения банков, взаимоотношений банков и налоговых органов, налогового механизма регулирования деятельности коммерческих банков.

Одной из задач дальнейшего реформирования банковской системы является совершенствование системы налогообложения кредитных организаций. Для банков и других кредитных учреждений Российской Федерации взаимоотношения с налоговыми органами России являются одним из наиболее проблемных вопросов, требующих принятия оптимальных решений, причем как для налоговых органов, так и для учреждений кредитной системы РФ. При этом банки и иные кредитные организации испытывают на себе все трудности неразрешенности и противоречивости многих положений налогового законодательства, влияющих на всех субъектов хозяйствования и на многие аспекты функционирования хозяйственного механизма.

Финансовый сектор экономики - часть экономики, связанная с деятельностью финансово-кредитных институтов. По мере развития экономики финансовый сектор углубляется, укрепляется и расширяется. Ныне финансовый сектор обеспечивает около трети роста экономики страны.

К финансовой сфере относятся страховые организации, биржи, брокерские компании, банки и другие кредитные организации, инвестиционные фонды, пенсионные фонды и т.д. Все эти финансовые организации имеют особую специфику деятельности. Специфическая деятельность организаций финансового сектора экономики вызвала необходимость отражения в НК РФ особенностей налогообложения их доходов и финансовых операций. Особенности налогообложения финансовых организаций учитываются при исчислении налога на прибыль и НДС.

1. Отраслевая структура финансового сектора экономики

Финансовый сектор экономики входит в состав институциональных секторов экономики.

Институциональные секторы экономики это - группы институциональных единиц, т. е. хозяйствующих субъектов, которые могут от своего имени владеть активами, принимать обязательства, осуществлять экономическую деятельность и операции с другими единицами, однородных с точки зрения выполняемых ими функций в экономическом процессе и источников финансирования затрат. финансовый экономика налоговый

В соответствии с типами экономического поведения институциональные единицы объединяются в пять внутренних секторов.

К ним относятся:

Нефинансовые организации,

Финансовые организации,

Государственные учреждения,

Некоммерческие организации,

Обслуживающие домашние хозяйства, домашние хозяйства.

Имеется также один внешний сектор - "остальной мир".

Сектор финансовых организаций состоит из институциональных единиц, занятых финансовыми операциями и страхованием на коммерческой основе независимо от форм собственности.

Структура финансового сектора экономики:

1) Кредитные учреждения включают коммерческие банки, кредитные общества и ассоциации. Их основными функциями являются выпуск, приобретение, хранение и распространение денежных средств и предоставление кредитов предприятиям и домашним хозяйствам и др.

Свои издержки эти единицы финансируют главным образом за счет разницы между процентами, получаемыми за предоставленные услуги, и процентами, уплачиваемыми за привлеченные ресурсы.

2) К страховым учреждениям относят государственные и частные компании, занимающиеся всеми видами страхования. Их издержки финансируются в основном за счет страховых премий.

3) Инвестиционные фонд

Акционерный инвестиционный фонд - открытое акционерное общество, исключительным предметом деятельности которого является инвестирование имущества в ценные бумаги.

Акционерный инвестиционный фонд не вправе осуществлять иные виды предпринимательской деятельности.

4) ПИФ - Паевой инвестиционный фонд - обособленный имущественный комплекс, состоящий из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании, доля в праве собственности на которое удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой управляющей компанией.

Паевой инвестиционный фонд не является юридическим лицом.

В подсектор других финансовых посредников могут входить следующие институциональные единицы.

1. Финансовые компании (Finance companies) - институциональные единицы, основным видом деятельности которых является предоставление кредитов нефинансовым корпорациям и домашним хозяйствам.

2. Финансовые лизинговые компании (Financial leasing companies)- институциональные единицы, занимающиеся финансированием покупки материальных активов в форме лизинга.

3. Инвестиционные пулы (Investment pools) - институциональные единицы, выступающие в форме финансовых организаций (за исключением пенсионных фондов), которые объединяют средства инвесторов с целью приобретения финансовых активов. Примерами инвестиционных пулов являются взаимные фонды, инвестиционные трасты, паевые фонды другие институциональные единицы коллективного инвестирования.

4. Андеррайтеры ценных бумаг и дилеры (Securities underwriters and dealers) включают физические лица и фирмы, специализирующиеся на операциях с ценными бумагами в форме оказания помощи фирмам в выпуске новых ценных бумаг путем андеррайтинга и размещения на рынке новых выпусков ценных бумаг, а также проведения операций купли-продажи с новыми или непогашенными ценными бумагами за собственный счет. Брокеры и другие институциональные единицы, проводящие операции купли-продажи между покупателями и продавцами ценных бумаг, но не приобретающие и не хранящие их на собственных счетах, классифицируются как финансовые вспомогательные единицы.

5. Компании специального назначения или компании-носители(Vehicle companies) представляют собой финансовые структуры, созданные для владения секьюритизированными активами или активами, переданными с балансов корпораций или государственных предприятий в рамках их реструктуризации. Многие компании специального назначения организованы как трасты, которые создаются исключительно с целью владения определенным портфелем финансовых активов или пассивов.

6. Посредники, специализирующиеся на операциях с производными финансовыми инструментами (Financial derivative intermediaries) включают институциональные единицы, которые (1) занимаются выпуском производных инструментов, считающихся финансовыми активами, или (2) создают позиции по таким инструментам.

7. Специализированные финансовые посредники (Specialized financial intermediaries) включают: холдинговые корпорации; компании, предоставляющие краткосрочное финансирование операций по слияниям и поглощениям корпораций; фирмы по финансированию экспорта и импорта; факторинговые компании; фирмы венчурного капитала; фирмы, занимающиеся вложением капитала в целях развития; ломбарды, занимающиеся ссудными операциями с физическими лицами.

8. Финансовые вспомогательные единицы - это те финансовые корпорации, деятельность которых тесно связана с финансовым посредничеством, но которые сами по себе не выступают финансовыми посредниками. К ним относят: рынки ценных бумаг; брокеров и агентов; компании, осуществляющие обмен валютами; корпорации, предоставляющие финансовые гарантии (страхование от убытков, относящихся к конкретным финансовым корпорациям, и от финансовых убытков по конкретным контрактам).

Основные законодательные акты, регулирующие деятельность и определяющие особенности налогообложения организаций финансового сектора экономики в Российской Федерации:

1. Налоговый кодекс РФ ч.1 и ч.2.

2. Федеральный Закон о Центральном Банке Российской Федерации (Банке России) № 86-ФЗ.

3. Федеральный Закон о банках и банковской деятельности. № 395-1.

4. Положение о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации.

5. Федеральный Закон об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений № 39-фз.

6. Федеральный Закон о концессионных соглашениях № 115-фз.

7. Федеральный Закон об инвестиционных фондах № 156-фз.

8. Закон об организации страхового дела в Российской Федерации №4015-1.

9. Федеральный Закон о рынке ценных бумаг № 39-фз.

10. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

2 . Субъекты финансового сектора экономики как налогоплательщики и налоговые агенты

Субъектами финансового рынка являются организации и физические лица, которые совершают операции с финансовыми инструментами. Для совершения значительной части операций на финансовых рынках необходимо получение соответствующей лицензии. К лицензируемым видам относятся: банковская деятельность, страховая деятельность, профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг, деятельность по управлению пенсионными и инвестиционными фондами. Совершая операции на финансовом рынке, его участники, как правило, оказывают финансовые услуги другим участникам финансового рынка и представителям «реального» сектора экономики.

Финансовая организация - юридическое лицо, осуществляющее на основании соответствующей лицензии банковские операции либо предоставляющее услуги на рынке ценных бумаг, услуги по страхованию или иные услуги финансового характера, а также негосударственный пенсионный фонд, его управляющая компания, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, лизинговая компания, кредитный потребительский кооператив и иная организация, осуществляющая операции на рынке финансовых услуг. Эти положения распространяются на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на основе соответствующей лицензии деятельность на рынке финансовых услуг.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

В порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации. Налоговые агенты обязаны:

1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства;

2) письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах;

3) вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов, в том числе по каждому налогоплательщику;

4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;

5) в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.

3. Особенности исчисления и уплаты НДС организациями финансового сектора экономики

Налог на добавленную стоимость уплачивается банками и страховыми организациями на основании гл. 21 НК РФ. НДС уплачивают коммерческие банки и другие кредитные учреждения, осуществляющие операции, облагаемые налогом. Операции по страхованию, сострахованию, перестрахованию и банковские операции свободны от НДС согласно ст. 149 НК РФ. Однако отдельные услуги банков и страховых организаций подлежат обложению НДС. Для банков и страховщиков применяется единый подход при исчислении НДС.

Прежде всего, банки и страховые организации имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика. Однако на организации финансового сектора экономики распространяются общие требования к получению освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика. Сумма выручки от реализации услуг финансовыми организациями за три предшествующих последовательных календарных месяца без учета налога не должна превышать 2 млн руб. Причем имеется в виду общая сумма выручки как по облагаемым, так и по необлагаемым НДС операциям. У банков и страховых организаций выручка за три месяца, как правило, превышает этот лимит, поэтому они вынуждены уплачивать НДС.

В п. 3 ст. 149 НК РФ перечислены операции, освобождаемые от налогообложения на территории РФ. Не облагается НДС осуществление банками и банком развития - государственной корпорацией - целого ряда банковских операций. В частности, это:

привлечение денежных средств организаций и физических лиц во вклады;

Размещение банками привлеченных денежных средств;

Открытие и ведение банковских счетов организаций и физических лиц;

Осуществление расчетов по поручению организаций и физических лиц;

Операции, связанные с обслуживанием банковских карт;

Кассовое обслуживание;

Купля-продажа иностранной валюты (в том числе оказание посреднических услуг по операциям купли-продажи иностранной валюты);

Осуществление операций с драгоценными металлами и камнями;

Исполнение банковских гарантий (выдача и аннулирование банковской гарантии, подтверждение и изменение условий указанной гарантии, платеж по такой гарантии, оформление и проверка документов по этой гарантии);

Выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;

Оказание услуг, связанных с установкой и эксплуатацией системы "клиент - банк", включая предоставление программного обеспечения и обучение обслуживающего персонала;

Получение от заемщиков сумм в счет компенсации страховых премий (страховых взносов), уплаченных банком по договорам страхования на случай смерти или наступления инвалидности заемщиков, в которых банк является страхователем и выгодоприобретателям;

Услуги, связанные с обслуживанием банковских карт;

Операции, осуществляемые организациями, обеспечивающими информационное и технологическое взаимодействие между участниками расчетов, включая оказание услуг по сбору, обработке и предоставлению участникам расчетов информации по операциям с банковскими картами;

Осуществление отдельных банковских операций организациями, которые в соответствии с законодательством РФ вправе их совершать без лицензии Банка России.

Следует заметить, что данная льгота в виде освобождения банковских операций от налогообложения является правом, а не обязанностью байка. Это означает, что налогоплательщик вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения согласно п. 5 ст. 149 НК РФ. Для этого налогоплательщик должен представить соответствующие заявление в налоговый орган по месту учета в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого он намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование.

Такой отказ или приостановление возможен только в отношении всех осуществляемых операций. Не допускается, чтобы подобные операции освобождались или не освобождались от налогообложения в зависимости от того, кто является клиентом организации. Также не допускается отказ от освобождения операций от налога на срок менее одного года.

В настоящее время организации оказывают услуги и операции, по которым не предусмотрено освобождение от налогообложения, например, услуги по инкассации, консультационные и др.

Для страховых организаций, во избежание неправомерной трактовки, в ст. 149 НК РФ определены операции, необлагаемые НДС. Свободны от НДС операции по страхованию, сострахованию и перестрахованию, в результате которых страховая организация получает:

Страховые платежи (вознаграждения по договорам страхования, сострахования и перестрахования, включая страховые взносы и выплачиваемую перестраховочную комиссию (в том числе тантьему);

Проценты, начисленные на депо премии по договорам перестрахования, и проценты, перечисленные перестраховщику перестрахователем;

Страховые взносы, полученные уполномоченной страховой организацией, заключившей в установленном порядке договор сострахования от имени и по поручению страховщиков;

Средства, полученные страховщиком в порядке суброгации от лица, ответственного за причиненный страхователю ущерб, в размере страхового возмещения, выплаченного страхователю.

Законодательством, регулирующим деятельность страховых организаций, установлено, что предметом непосредственной деятельности страховщиков не может быть производственная, торгово-посредническая и банковская деятельность. Вместе с тем страховщики вправе инвестировать или иным образом размещать страховые резервы, образованные из полученных страховых взносов для обеспечения выполнения принятых страховых обязательств, и другие средства, а также выдавать ссуды страхователям, заключившим договоры личного страхования, в пределах страховых сумм по этим договорам. Страховые резервы размещаются в ценные бумаги (государственные, муниципальные, корпоративные облигации, векселя и т.д.), банковские вклады и т.п. Эти операции также не облагаются НДС.

Страховая организация имеет возможность заниматься посреднической деятельностью (услуги страховых агентов и страховых брокеров), оказывать услуги сюрвейера, консультационные и информационные. Эти услуги подлежат обложению НДС.

Кредитные и страховые организации, как правило, при расчете суммы НДС применяют расчетную ставку, исчисленную исходя из основной ставки 18%.

Действующий порядок исчисления суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, состоит в том, что данная сумма определяется но итогам каждого налогового периода. Эта сумма НДС определяется в виде разницы между суммой налога, полученной налогоплательщиком от контрагентов по облагаемым операциям, и суммой налога, уплаченной за материальные ресурсы и услуги, используемые для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения.

Однако банкам и страховым организациям предоставлено право выбора порядка налогового вычета по суммам НДС, предъявленным поставщикам товаров (работ, услуг) согласно ст. 170 НК РФ.

При обеспечении раздельного учета по облагаемым и необлагаемым операциям возможен достаточно сложный вариант применения НДС. По облагаемым операциям налоговый вычет сумм "входного" НДС осуществляется в общем порядке. Эти суммы вычитаются из НДС, полученного от клиентов. По необлагаемым операциям "входной" НДС включается в стоимость приобретения товарно-материальных ценностей, которые используются для осуществления этих операций.

Другой вариант применения налогового вычета (или включения в стоимость товарно-материальных ценностей, основных фондов, нематериальных активов) связан с использованием п. 4 ст. 170 НК РФ. В данном случае налоговому вычету подлежит не весь уплаченный "входной" НДС по товарам (работам, услугам), используемым для осуществления как облагаемых, так и необлагаемых налогом операций, а только его определенная часть. Эта часть исчисляется в соответствии с той пропорцией, в которой эти товарно-материальные ценности используются в облагаемых и необлагаемых операциях. При этом также необходимо ведение раздельного учета.

Поскольку банки, страховые организации, негосударственные пенсионные фонды осуществляют как облагаемые, так и необлагаемые налогом операции, то они имеют возможность зачесть суммы НДС, уплаченные поставщикам по приобретенным товарам (работам, услугам), основным средствам, нематериальным активам. В основном в банках и страховых организациях доля облагаемых НДС операций незначительна. Поэтому они предпочитают пользоваться положением п. 5 ст. 170 НК РФ. Банки, страховые организации имеют право включать в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, суммы НДС, уплаченные поставщикам по приобретаемым товарам (работам, услугам). При этом вся сумма НДС, полученная ими по облагаемым операциям, подлежит уплате в бюджет.

Уплата НДС за истекший налоговый период (квартал) производится равными долями не позднее 20-го числа каждого из последующих трех месяцев.

Заключение

К числу наиболее значительных изменений порядка исчисления налога на прибыль относится практически полная ликвидация налоговых льгот, значительное снижение ставки налога (про нее говорилось выше), а также введение системы налогового учета.

Под налоговым учетом понимается система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ. В этих целях будут применяться регистры налогового учета, систематизирующие доходы и расходы, учитываемые для целей налогообложения.

Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом, распоряжением руководителя.

Главой 25 НК РФ предусмотрены концептуально новые правила исчисления и уплаты налога на прибыль, например обязательное применение налогоплательщиками метода начисления при определении момента признания доходов и расходов в случае, если сумма выручки от реализации товаров, работ и услуг в среднем за предыдущие 4 квартала превысила 1 млн. руб. за каждый квартал. Вероятно, это относится ко всем кредитным организациям.

Предусмотрены открытые перечни доходов и расходов, учитываемых при определении налоговой базы. При этом к доходам относятся доходы от реализации товаров, имущества, включая ценные бумаги, имущественных прав, а также вне реализационные доходы.

Расходами признаются обоснованные, документально подтвержденные затраты налогоплательщика. Предусмотрена отмена целого ряда ограничений по видам расходов, отнесение на себестоимость которых в настоящее время регулируется действующей системой лимитов, норм и нормативов, в частности, по расходам на добровольное страхование, по командировочным расходам, за исключением суточных.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации// М.: «Проспект», 2015.

2. Налоговый кодекс РФ (часть I и II). - М.: ИКФ ""ЭКМОС"", 2014.

3. Астапов К.Л. Приоритеты налоговой реформы в Российской Федерации// Финансы. - 2012. - № 2. - с. 54

4. Глухов В.В., Дольдэ И.В. Налоги: теория и практика. Учеб. пособие С.-П. ""Специальная литература"", 2012.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Субъект и объект налогового контроля. Нормативно-правовое регулирование налогообложения деятельности организаций финансового сектора экономики РФ. Особенности исчисления налога на добавленную стоимость и налога на прибыль на примере коммерческих банков.

    курсовая работа , добавлен 04.09.2014

    Сущность финансового сектора и его значение в мобилизации и распределении денежных ресурсов. Структура рынка финансовых услуг. Определение состояния и перспектив развития финансового сектора в Республике Казахстан. Результаты антикризисных мероприятий.

    дипломная работа , добавлен 01.06.2015

    Особенности исчисления налога на добавленную стоимость при осуществлении экспортных операций. Применение налоговых ставок. Место реализации товаров, работ и услуг. Выполнение функций налоговых агентов. Порядок исчисления и уплаты налога в бюджет.

    курсовая работа , добавлен 22.03.2015

    Общая характеристика налогов, уплачиваемых нефтедобывающей отраслью. Организационно–экономическая характеристика ОАО "Оренбургнефть". Анализ состава и динамики налогов, уплачиваемых предприятием за 2012-2014 гг. Проблемы данного сектора экономики.

    дипломная работа , добавлен 30.06.2015

    Место налога на добавленную стоимость в действующей системе налогообложения. Порядок исчисления налога на добавленную стоимость, вносимого в бюджет, сроки уплаты. Совершенствование исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, практика взимания.

    курсовая работа , добавлен 24.10.2014

    Необходимость совершенствования системы государственного регулирования рыночной экономики. Структура и механизм организации общественного сектора. Федеральные, региональные и местные виды налогов. Место налогообложения в экономике общественного сектора.

    курсовая работа , добавлен 09.12.2010

    Информация, предоставляемая банком по требованию налогового органа, документация по осуществлению расчета физических лиц с организациями образования. Определение налоговой базы по НДС, подлежащей уплате в бюджет, сборы с резидентов акционерного общества.

    контрольная работа , добавлен 17.03.2011

    Характеристика налога на добавленную стоимость и его место в налоговой системе России Федерации. Особенности возмещения и возврата налога. Выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления. Особенности уплаты иностранными организациями.

    курсовая работа , добавлен 28.01.2014

    Исследование налога на добавленную стоимость как инструмента налогового регулирования экономики. Методика и программа аудиторской проверки операций расчетов с бюджетом по НДС. Порядок исчисления и уплаты налога на предприятии "Уренгойремстройдобыча".

    дипломная работа , добавлен 03.05.2009

    Экономическая природа налога на добавленную стоимость, его содержание, роль и функции. Место налога на добавленную стоимость в действующей системе налогообложения. Порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, пути его совершенствования.

Финансовый сектор играет важнейшую роль в развитии любой системы основанной на разделении труда. Он организует взаимодействие между странами с разным уровнем разделения труда и является двигателем развития воспроизводственных контуров. Реализуя эти функции, он достигает своей основной цели – получение собственной прибыли.

Роль финансового сектора обусловлена тем, что его субъекты являются связывающим звеном между субъектами всех секторов и подсекторов, так как они аккумулируют средства, источником которых являются принятые обязательства, и затем с их помощью финансируют деятельность других секторов и подсекторов.

Эффективность деятельности финансового сектора экономики страны оказывает решающее влияние на функционирование экономики в целом.

Главная функция финансового сектора экономики ─ это сохранение макроэкономической стабильности, планирование как минимум на три года вперед допустимого дефицита госбюджета с расчетом на собственные ресурсы. Вторая функция ─ поддержание стабильной национальной валюты и сохранение золотовалютных резервов как минимум на трех-пятилетний цикл. Кроме того, необходимо поддержать платежную функцию финансового сектора, возможность банковского сектора сохранять функции кредитования экономики и обеспечить трансляцию этой поддержки в жизнеобеспечивающие и инфраструктурные отрасли реального сектора.

Структура финансового сектора экономики

1. Банковскую систему, в которую входят:

    центральный банк

2. Небанковские финансовые организации, к которым относят :

    страховые компании

    фондовые биржи - государственные, акционерные или иные организации, предоставляющие помещение, определенные гарантии, расчетные и информационные услуги для сделок с ценными бумагами, получающие за это комиссионные от сделок и накладывающие определенные ограничения на торговлю;

    финансовые инвестиционные компании - инвестиционные институты в форме акционерных обществ, ресурсы которых образуются за счет выпуска собственных ценных бумаг и продажи их мелким инвесторам с целью привлечения сбережения широких слоев населения. Средства вкладываются от имени инвестора в ценные бумаги государства, других компаний, в банковские вклады;

    пенсионные фонды

    трастовые компании - компании, специализирующиеся на операциях по доверительному управлению имуществом, портфелем ценных бумаг или наследством;

    кредитные союзы - ассоциации, объединяющие лиц с общими интересами, продающие своим членам акции, принимающие от них вклады и предоставляющие им ссуды;

    ломбарды - специализированные коммерческие организации, основными видами деятельности которых являются предоставление краткосрочных займов под залог движимого имущества граждан и хранение вещей;

    лизинговые компании - компании, которые предоставляют в долгосрочную (на срок от 6 месяцев) аренду машины, оборудование, транспортные средства, сооружения производственного назначения, предусматривающую возможность их последующего выкупа арендатором

    и другие финансово-кредитные учреждения .

Выбор редакции
Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...

Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...

Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...
Союз) значительно выросли числом в последние десятилетия. До лета 2011 года союз этот назывался Западноевропейским. Список европейских...
Сегодня нам предстоит понять, как управлять деньгами. Ни для кого не секрет, что у каждого человека есть возможность получать больше....