Понятие денежного обращения его виды. Наличное денежное обращение


2. ПОНЯТИЕ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ, ЕГО ВИДЫ. ЗАКОН ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ.

2.1. Денежное обращение и его виды

Важнейшей составляющей экономики любого государства является денежное обращение. Сложное переплетение разнообразных производственных, инвестиционных и торговых процессов, неразрывно связанные с ними процессы накопления и вложения капитала, формирования и использования кредитных средств обеспечиваются благодаря денежному обращению.

Денежное обращение – это движение денег во внутреннем экономическом обороте страны, в системе внешнеэкономических связей, в наличной и безналичной форме обслуживающее реализацию товаров и услуг и нетоварные платежи в экономике.

Другое определение денежного обращения:

Денежное обращение – это движение денег при выполнении ими своих функций.

Денежное обращение – это движение денег между тремя группами экономических агентов: потребителями, предприятиями и органами государственной власти.

Денежный оборот, исходя из последнего определения, можно рассчитать как сумму всех платежей, осуществляемых экономическими агентами в наличной и безналичной форме.

На денежное обращение влияют следующие факторы:

1) состояние экономики страны;

2) функционирование платежно-расчетной системы в стране;

3) сбалансированность рыночного спроса и предложения;

4)денежная масса, т. е количество денег находящихся в обращении;

5)спрос на деньги и предложение денег;

6) инфляция.

Денежный оборот состоит из оборота наличных и безналичных денег. Наличные деньги – это деньги, представленные в форме бумажных денег, банкнот, разменных металлических монет. Безналичные деньги – это деньги, представленные на счетах в кредитных учреждениях. Выделяют два вида денежного обращения: налично-денежное обращение и безналичное обращение.

Налично-денежное обращение – это движение наличных денег в сфере обращения при выполнении ими двух функций: средства платежа и средства обращения.

Налично-денежное обращение обслуживается банкнотами, разменными металлическими монетами и бумажными деньгами.

Налично-денежное обращение обслуживает отношения между отдельными физическими лицами, между юридическими лицами, между физическими и юридическими лицами, между юридическими лицами и государством, между физическими лицами и государством.

И соответственно используется налично-денежное обращение при кругообороте товаров и оплате услуг, при выплате заработной платы, пенсий, различных пособий, при выплате доходов по ценным бумагам и тому подобное.

Размер налично-денежного оборота зависит от уровня цен в стране, от объема товаров и услуг, от количества звеньев в системе расчетов.

Налично-денежное обращение занимает меньшую часть в денежном обращении (по некоторым оценкам составляет около 10%). Причем отмечаются дальнейшие тенденции снижения объемов налично-денежного обращения в связи с развитием системы безналичных расчетов.

Организация налично-денежного обращения предполагает установление строгого порядка эмиссии денежных знаков. Эмиссионные функции в большинстве стран возложены на Центральные, государственные банки. В России организацией налично-денежного обращения и эмиссией денег занимается Банк России (Центральный банк РФ).

Банкноты и монеты, выпускаемые ЦБ РФ, являются безусловными обязательствами государства и обеспечиваются государственными активами, принимаются по номинальной стоимости при всех видах платежей, при оплате всех товаров на территории страны. Поступление наличных денег в оборот происходит в соответствии с потребностями экономики, поэтому на эмиссионные банки часто возлагают функцию оценки и прогнозирования развития производства и потребности в наличных деньгах. Кроме того, ЦБ РФ осуществляет регулирование налично-денежного обращения.

При организации налично-денежного обращения исходят из следующих принципов:

1) Централизация организации и регулирования денежного обращения.

Согласно данному принципу, ЦБ имеет исключительное право организовывать и регулировать движение наличных денег, что позволяет достичь устойчивости, бесперебойности денежного обращения, и учесть покупательную способность национальной валюты. Достигается этот принцип благодаря нормативным документам, регламентирующим кассовые операции всех хозяйствующих субъектов и кредитных учреждений.

2) Эластичность и экономичность денежного обращения.

Согласно данному принципу, поскольку наличные деньги и безналичные деньги имеют в основе одни и те же кредитные деньги (кредитную основу), то они могут легко переходить друг в друга, что позволяет эластично (существенно) сдвигать границы между наличным и безналичным денежным обращением в зависимости от потребности экономики. Следуя данному принципу, государство изменяет дорогостоящее налично-денежное обращение на более дешевое безналичное обращение.

3) Комплексность организации денежного обращения.

Согласно данному принципу необходимо обеспечить комплексный подход при организации денежного обращения, т.е. рассматривать как единое целое и налично-денежное обращение и движение безналичных средств. Для реализации этого принципа законодательно устанавливается единый порядок расчетов через коммерческие банки. Такой порядок повышает и качество расчетно-кассового обслуживания.

4) Регулярность и бесперебойность обеспечения экономики наличными деньгами. Согласно данному принципу, ЦБ осуществляет своевременную эмиссию наличных денег и регламентирует деятельность коммерческих банков, кредитных учреждений с целью воздействия на их способность своевременно обслуживать расчеты между хозяйствующими субъектами. Данный принцип реализуется посредством эмиссии и с помощью различных инструментов государственного регулирования экономики (выдача лицензий, введение санкций за нарушения законодательства, регламентирующего денежное обращение).

5) Регламентация процедуры выполнения операций с наличными деньгами. В данном случае государство устанавливает порядок работы банков, хозяйствующих субъектов с кассовой наличностью, порядок оприходования наличных денег и их выдачи через кассу банка или хозяйствующего субъекта, порядок документального оформления кассовых операций. Такой порядок устанавливается и закрепляется нормативными документами ЦБ.

Основными законами, регламентирующими налично-денежное обращение в РФ, являются:

Положение ЦБ № 56 «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории РФ».

Инструкция ЦБ № 93-И «О порядке открытия уполномоченными банками банковских счетов нерезидентов в валюте РФ и проведении операций по этим счетам».

Положение ЦБ «О правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ».

В этом последнем документе определяется, что денежные расчеты между юридическими лицами осуществляются, как правило, в безналичной форме и в качестве исключения разрешен расчет наличными деньгами в пределах законодательно установленного лимита для одной сделки (60 000 руб.). Для юридических лиц устанавливается лимит остатка наличных денег в кассе. Все средства сверх лимита юридические лица обязаны ежедневно сдавать в банк на свой расчетный счет .

Безналичное обращение – это движение стоимости без участия наличных денег путем перечисления денежных средств по счетам кредитных организаций.

В результате безналичного обращения изменяются остатки денежных средств на счетах клиентов банка. Осуществляется безналичное обращение чеками, векселями, пластиковыми карточками и другими кредитными инструментами.

Обслуживает безналичное обращение отношения между юридическими лицами, юридическими лицами и кредитными организациями, юридическими и физическими лицами, физическими лицами и кредитными учреждениями, юридическими лицами и государством.

Использоваться безналичное обращение может также как и наличное для оплаты товаров и услуг, при различных расчетах и платежах.

Объем безналичного обращения во много раз больше налично-денежного обращения (90%). И это не случайно. Безналичное обращение имеет некоторые преимущества, в частности:

1) позволяет экономить наличные деньги

2) позволяет сокращать издержки обращения, поскольку сокращаются расходы на печатание и пересылку денег

3) способствуют увеличению скорости денежного обращения

В РФ порядок осуществления безналичных расчетов определяется следующими нормативными документами:

Положение ЦБ «О безналичных расчетах» № 2-П;

ФЗ «О центральном банке РФ»;

ФЗ «О банках и банковской деятельности»;

ФЗ «О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием» № 23-П.

Согласно ГК РФ применяются следующие формы безналичных расчетов:

Расчеты платежными поручениями;

Расчеты чеками;

Расчеты платежными требованиями-поручениями;

Расчеты аккредитивами.

Развитие рыночных отношений в экономике потребовало изменения основ системы безналичных расчетов, в том числе принципов их организации:

Первый принцип безналичных расчетов в рыночных условиях хозяйствования состоит в их осуществлении по банковским счетам, которые открываются клиентам для хранения и перевода средств. В рыночных условиях хозяйствования проведение расчетов через банк должно обусловливаться экономической целесообразностью, сочетаться с экономической самостоятельностью субъектов рынка и их материальной ответственностью за свои действия. Важно подчеркнуть, что первый принцип безналичных расчетов в условиях рынка имеет отношение как к юридическим, так и к физическим лицам.

Второй принцип безналичных расчетов заключается в том, что платежи со счетов должны осуществляться банками по распоряжению их владельцев в порядке установленной ими очередности платежей и в пределах остатка средств на счете. В этом принципе закреплено право субъектов рынка самим определять очередность платежей с их счетов. Это представляет собой значительный шаг на пути к утверждению подлинной экономической самостоятельности хозяйственников. Далее в формулировке данного принципа обращает на себя внимание отсутствие указания на источник платежа, что тоже важно для утверждения экономической самостоятельности владельца счета в распоряжении имеющимися у него в обороте средствами и ответственности обеспечения платежа

Третий принцип - принцип свободы выбора субъектами рынка форм безналичных расчетов и закрепления их в хозяйственных договорах при невмешательстве банков в договорные отношения. Этот принцип также нацелен на утверждение экономической самостоятельности всех субъектов рынка (независимо от форм собственности) в организации договорных и расчетных отношений и на повышение их материальной ответственности за результативность этих отношений. Банку отводится роль посредника в платежах.

Принцип срочности платежа означает осуществление расчетов, строго исходя из сроков, предусмотренных в хозяйственных, кредитных, страховых договорах, инструкциях Минфина РФ, коллективных договорах с рабочими и служащими предприятий, организаций на выплату зарплаты или в контрактах, трудовых соглашениях, договорах подряда и т.д. Экономический смысл установления этого принципа обусловлен тем, что получатель денежных средств заинтересован не в зачислении их на свой счет, а именно в заранее оговоренный твердо фиксированный срок. Введение принципа срочности платежа имеет важное практическое значение. Предприятие и другие субъекты рыночных отношений, располагая информацией о степени срочности платежей, могут более рационально построить свой денежный оборот, более точно определить потребность в заемных средствах и смогут управлять ликвидностью своего баланса.

Принцип обеспеченности платежа тесно связан с предыдущим принципом срочности платежа, так как обеспеченность платежа предполагает для соблюдения срочности платежа наличие у плательщика или его гаранта ликвидных средств, которые могут быть использованы для погашения обязательств перед получателем денежных средств. В зависимости от характера ликвидных средств, следует различать оперативную и перспективную обеспеченность платежа. Оперативную обеспеченность обусловливает наличие у плательщика или его гаранта достаточной для платежа суммы ликвидных средств первого класса (денежных средств долгосрочного, среднесрочного и краткосрочного характера, а также такую форму их организации, которая гарантирует своевременное погашение обязательства). Оперативное обеспечение платежей может иметь разнообразные формы (в том числе и в виде внесения средств за счет клиента или банка для последующего их перечисления получателю).

Принцип обеспеченности платежей создает гарантию платежа, укрепляет платежную дисциплину в хозяйстве, следовательно, платежеспособность и кредитоспособность всех участников расчетов. Все принципы расчетов тесно связаны и взаимообусловлены. Нарушение одного из них приводит к нарушению других .

2.2. Закон денежного обращения

Мировые товарно-денежные отношения, а также в отдельной стране требуют определенного качества денег для обращения. Количество денег, необходимых для обращения, определяется законом денежного обращения.

Такой закон был открыт К. Марксом, сущность которого выражается в том, что количество денег, необходимых для выполнения функции средства обращения, должно быть равно сумме цен реализуемых товаров, деленной на число оборотов (скорость обращения) одноименных единиц.

В соответствии с этим законом количество денег, необходимых в каждый данный момент для обращения, можно определить по формуле:

Д - количество денежных единиц, необходимых в данный период для обращения;

Ц - сумма цен товаров, подлежащих реализации;

В - сумма цен товаров, платежи по которым выходят за рамки данного периода;

П - сумма цен товаров, проданных в прошлые годы, сроки платежей по которым наступили;

ВП - сумма взаимопогашенных платежей;

С.о. - скорость оборота денежной единицы.

Скорость обращения денег определяется числом оборотов денежной единицы за известный период.

Количество денег потребное для выполнения функции денег как средства обращения, зависит от трех факторов:

Количества проданных на рынке товаров и услуг (связь прямая);

Уровня цен товаров и тарифов (связь прямая);

Скорости обращения денег (связь обратная).

Все факторы определяются условиями производства. Чем больше развито общественное разделение труда, тем больше объём продаваемых товаров и услуг на рынке; чем выше уровень производительности труда, тем ниже стоимость товаров и услуг и цены.

Изложенная выше формула может быть представлена в упрощенном виде:

М - масса реализуемых товаров;

Ц - средняя цена товара;

С.о. - средняя скорость оборота (сколько раз в году оборачивается рубль).

Преобразуя данную формулу, получим уравнение обмена:

Которое означает, что произведение количества денег на скорость обращения равно произведению уровня цен на товарную массу. Когда возникают кризисные явления в экономике, это равенство нарушается, происходит обесценивание денег, что можно выразить в формуле:

При отсутствии золотого стандарта стал действовать закон бумажноденежного обращения, в соответствии с которым количество знаков стоимости приравнивалось к оценочному количеству золотых денег, потребных для обращения.

В условиях демонетизации золота, т.е. утраты им своих денежных функций, закон денежного обращения претерпел модификацию.

Мерой стоимости товаров и услуг стал денежный капитал, измеряющий стоимости не на рынке при обмене путем приравнивания товара к деньгам, а в процессе производства - товара к товару. Эмиссия кредитных денег без учета реальной стоимости произведенных товаров и оказанных услуг в стране в процессе производства, распределения и обмена неизбежно вызовет излишек, и в конечном счете приведет к обесцениванию денежной единицы. Главное условие стабильности денежной единицы страны - соответствие потребности хозяйства в деньгах фактическому поступлению их в наличный и безналичный оборот. Таким образом, можно сказать, что: закон денежного обращения - объективный экономический закон, выражающий необходимость систематического использования части национального дохода для расширения и качественного совершенствования процесса производства, увеличения национального богатства. Материальная основа накопления - превышение производства над потреблением.

Одним из важнейших количественных показателей движения денег является объём денежной массы. Денежная масса представляет собой совокупность покупательных, платежных и накопленных средств, обслуживающих экономические связи между физическими и юридическими лицами, а также государством.

Для анализа количественных изменений денежного обращения на определённую дату и за определённый период, а также для разработки мероприятий по регулированию темпов роста и объёма денежной массы используются различные показатели (денежные агрегаты).

В России применяютя следующие денежные агрегаты:

Агрегат М0 представляет собой наличные деньги;

Агрегат М1 состоит из агрегата М0 и средств на расчётных, текущих, специальных, аккредитивных, чековых счетах и тому подобное, плюс вклады в коммерческих банках, плюс депозиты до востребования в Сберегательном банке;

Агрегат М2 содержит агрегат М1 плюс срочные вклады в Сбербанке;

Агрегат М3 содержит агрегат М2 плюс депозитные сертификаты и облигации государственных займов.

Между агрегатами должно быть равновесие. В противном случае происходит нарушение денежного обращения. Равновесие наступает при условии М2>М1 и укрепляется при М2+М3>М1.

Важнейшим количественным показателем денежного обращения является денежная масса, представляющая собой совокупный объем покупательных и платежных средств, обслуживающих хозяйственный оборот и принадлежащих частным лицам, предприятиям и государству.

На денежную массу влияют два фактора:

Количество денег определяется государством исходя из потребности товарного оборота и государства;

Скорость оборота денег представляет собой время движения денег при выполнении ими функций обращения и платежа.

На скорость обращения денег влияют общеэкономические факторы, то есть циклическое развитие производства, темпы его роста, движение цен, а также денежные факторы (монетарные), то есть структура платежного оборота (соотношение наличных и безналичных денег). Кроме общих факторов скорость обращения денег зависит от периодичности выплаты доходов, равномерности расходования населением своих средств, уровня сбережения и накопления.

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что общим условием полной реализации экономического воздействия денег на развитие рыночной экономики являются устойчивость и эластичность денежного обращения.

Денежное обращение - это движение денег во внутреннем обороте в наличной и безналичной формах, обслуживающее реализацию товаров, а также нетоварные платежи и расчеты в хозяйстве. Объективной основой денежного обращения является товарное производство, при котором товарный мир разделяется на товар и деньги, порождая противоречия между ними. С углублением общественного разделения труда и формированием общенациональных и мировых рынков при капитализме денежное обращение получает дальнейшее развитие. Оно обслуживает кругооборот и оборот капиталов, опосредствует обращение и обмен всего совокупного общественного продукта, включая доходы различных классов. С помощью денег в наличной и безналичной формах осуществляется процесс обращения товаров, а также движение ссудного и фиктивного капиталов.

Денежное обращение подразделяется на две сферы: наличную и безналичную. Налично-денежное обращение - это движение наличных денег в сфере обращения. Оно обслуживается банкнотами, разменной монетой и бумажными деньгами (казначейскими билетами). В развитых капиталистических странах банковские билеты, выпускаемые центральным банком, составляют подавляющую часть налично-денежного обращения. Незначительная часть выпуска денег (около 10%) приходится на казначейства, которые эмитируют в основном монеты и мелко-купюрные бумажно-денежные знаки - казначейские билеты.

Безналичное обращение - это изменение остатков денежных средств на банковских счетах, которое происходит в результате исполнения банком распоряжений владельца счета в виде чеков, пластиковых карточек, жироприказов, платежных поручений, электронных средств платежа, других расчетных документов. В некоторых странах в обращении используются казначейские векселя, сертификаты, другие инструменты.

Между налично-денежным и безналичным обращением существует тесная и взаимная зависимость: деньги постоянно переходят из одной сферы обращения в другую, меняя форму наличных денежных знаков на депозит в банке, и наоборот. Поступления безналичных средств на счета в банке - непременное условие для выдачи денег. Поэтому безналичный оборот неотделим от обращения наличных денег и образует вместе с ним единый денежный оборот страны, в котором циркулируют единые деньги одного наименования.

С совершенствованием платежно-расчетных отношений менялось и соотношение между наличными и безналичными сферами денежного обращения. До конца XX в. преобладали платежи наличными деньгами. В современных условиях удельный вес наличных денег, особенно в промышленно развитых государствах, невелик, например, в США он составляет около 8%.

Денежное обращение – движение денег в наличной и безналичной формах, обслуживающее кругооборот товаров, а также нетоварные платежи и расчеты.

Виды денежного обращения;

обращение наличных денег , то есть денежных знаков (банкнот и монет). Средством платежа в данном случае являются реальные денежные знаки, передаваемые одним субъектом другому за товары, работы и услуги или в других предусмотренных законодательством случаях (например, штрафы);

безналичное денежное обращение . Оно состоит в списании определенной денежной суммы со счета одного субъекта в банковском учреждении и зачислении ее на счет другого субъекта в этом же или ином банковском учреждении либо в иной форме, при которой наличные денежные знаки как средство платежа отсутствуют.

Денежная система любого государства является объектом правового регулирования. Конституция РФ относит финансовое и валютное регулирование, денежную эмиссию, федеральные банки к предметам ведения Российской Федерации (см. п. «ж» ст. 71 Конституции Российской федерации). Следовательно, денежная система имеет конституционный статус, а нормы Конституции о ней являются одновременно нормами конституционного (государственного) права и нормами финансового права,

Нормы финансового права детально фиксируют статус денежной системы. Кроме того, с помощью норм финансового права о признаках платежеспособности денежных знаков, об обеспечении порядка обращения наличных денег, основ организации расчетов и т. п. обеспечивается нормальное функционирование денежной системы. Нормы гражданского права регулируют вопросы собственности на деньги (денежные знаки) как объект права собственности, порядок расчетов при сделках гражданско-правового характера. Нормы административного права устанавливают ответственность за административные правонарушения в сфере денежной системы, главным образом в процессе денежного обращения. Нормы уголовного права предусматривают уголовную ответственность за совершение преступлений, направленных против денежной системы (в основном – фальшивомонетничество). Таким образом, к денежной системе имеют непосредственное отношение нормы многих отраслей права.

Комплекс финансово-правовых норм , специально посвященных денежной системе, содержится в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Кроме того, отдельные нормы, относящиеся к денежной системе, содержатся в Законе РСФСР «О банках и банковской деятельности», в Гражданском кодексе Российской Федерации (часть первая) и в некоторых других законодательных актах Российской Федерации.

Элементы денежная системы РФ : официальная денежная единица; порядок эмиссии наличных денег; организация и регулирование денежного обращения.

Официальная денежная единица (валюта) Российской Федерации – рубль. Введение на территории Российской Федерации других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещены.

Денежно-кредитное регулирование экономики Российской Федерации осуществляется Банком России. В порядке указанного регулирования Банк России определяет нормы обязательных резервов, учетных ставок по кредитам, устанавливает экономические нормативы для коммерческих банков, проводит операции с ценными бумагами.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную кредитно-денежную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля.

Инструменты и методы регулирования:

Процентные ставки по операциям Банка России;

Нормативы обязательных резервов;

Операции на открытом рынке;

Рефинансирование банков;

Депозитные операции;

Валютное регулирование;

Установление ориентиров роста денежной массы;

Прямые количественные ограничения.

Процентные ставки по операциям Банка России . Последний может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций. Процентные ставки Банка России – это минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции. Это ставки рефинансирования, ставки по депозитным операциям, ломбардные ставки, ставки «репо» и др. Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки. Примером могут служить депозитные операции этого банка, которые осуществляются с 1997 г. Свободные средства коммерческих банков принимались в депозит в январе-сентябре 1999 г. по фиксированной ставке – от 0,6 до 28% годовых (средневзвешенная ставка составила 18,02% годовых). В 1999 г. депозитные операции осуществлялись на стандартных условиях на один день, на одну неделю, на две недели. Банк России ежедневно объявляет рынку процентные ставки по привлечению средств в депозиты и заключает депозитные сделки.

Нормативы обязательных резервов – это беспроцентные обязательные вклады кредитных организаций в Банке России. Размер обязательных резервов устанавливается Советом директоров Банка России в процентах к обязательствам кредитных организаций. Нормативы не могут превышать 20% обязательств кредитной организации и не могут быть единовременно изменены более чем на 5 пунктов.

Резервы используются при отзыве лицензии для погашения обязательств кредитной организации перед вкладчиками и кредиторами. Однако основное назначение нормативов обязательных резервов – регулирование денежного обращения. Рассмотрим механизм этого регулирования. Фактические резервы банка равны сумме обязательных резервов и избыточных резервов. Банк выдает кредит только в размере избыточных резервов. Банковская система, как известно, создает деньги. Количество новых кредитных денег определяется с помощью банковского мультипликатора, который представляет собой процесс увеличения объема денег на депозитных счетах коммерческих банков в период их движения от одного коммерческого банка к другому:

где М – банковский мультипликатор; R – норма обязательных резервов.

Максимальное количество новых денег (Д), которое может быть создано банковской системой, составляет:

Д=Е*М,

где Е – избыточные резервы.

Зная норму обязательных резервов, легко можно определить, сколько новых денег будет создано банковской системой.

Банк России изменяет нормы обязательных резервов. Увеличение норм означает изъятие денег у коммерческих банков, при уменьшении норм увеличиваются избыточные резервы коммерческих банков, которые они предоставляют в кредит.

Рост денежной массы происходит не только за счет выпуска денег в обращение, но и за счет создания новых денег банковской системой.

Операции на открытом рынке – это купля-продажа Банком России государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением затем обратной сделки. Лимит операций на открытом рынке утверждается Советом директоров. Купля ценных бумаг означает выпуск денег в обращение, продажа ценных бумаг – изъятие денег из обращения. Это наиболее мощный и эффективный метод регулирования денежного обращения, который чаще других методов используется в мировой практике. Несмотря на временное прекращение функционирования рынка ценных бумаг после августа 1998 г., Банк России не отказался от этого метода регулирования денежного обращения. В сентябре 1998 г. Центральный банк РФ выпустил в обращение облигации Банка России (ОБР) и начал операции с ними. Эти облигации использовались в качестве залога под ломбардные, внутридневные кредиты и кредиты «овернайт», а также для проведения с ними сделок «репо».

Рефинансирование банков – это кредитование Банком России коммерческих банков, в том числе и переучет векселей. Банк России устанавливает процентную ставку рефинансирования. Увеличение этой ставки приводит к удорожанию кредитов и уменьшению массы денег в обращении, снижение ставки – к удешевлению кредитов и росту массы денег. Ставка рефинансирования устанавливается на уровне ставок финансового рынка. До середины июня 1998 г. Банк России выдавал коммерческим банкам три вида кредитов:

ломбардные – под залог государственных ценных бумаг, включенных в Ломбардный список Банка России;

внутридневные кредиты предоставлялись банкам в течение операционного дня при наличии неисполненных платежных поручений;

однодневные расчетные кредиты (кредиты «овернайт») предоставлялись для завершения расчетов в конце операционного дня путем зачисления кредита на корреспондентский счет банка в расчетном подразделении Банка России.

Кредиты выдавались в пределах лимитов, определенных Банком России. С марта 1998 г. коммерческим банкам стали выдаваться только обеспеченные кредиты под залог государственных ценных бумаг. Условием их предоставления являлось предварительное блокирование государственных ценных бумаг на счете «депо» банка в уполномоченном депозитарии. Рыночная стоимость этих ценных бумаг, скорректированная на соответствующий поправочный коэффициент Банка России, являлась максимально возможной величиной для получения кредита.

Банк России начал проводить ломбардные операции с марта 1996 г. сначала в форме ломбардных кредитных аукционов, а затем – по заявлениям банков в любой рабочий день по фиксированным процентным ставкам, дифференцированным в зависимости от срока кредитов (от 3 до 30 календарных дней). Со 2 февраля 1998 г. ломбардные кредиты по фиксированной процентной ставке выдавались под 42% годовых независимо от сроков их предоставления. Кредит зачислялся на корреспондентский счет коммерческого банка в Банке России. В связи с финансовым кризисом с 8 июля 1998 г. ломбардные кредиты предоставлялись на срок до 7 календарных дней включительно посредством кредитных аукционов.

Принятые к аукциону заявки банков ранжировались по уровню предложенной банками процентной ставки, начиная с максимальной. Окончательное решение о ставке отсечения и объеме ломбардных кредитов принимал Кредитный комитет Банка России после получения и анализа заявок банков на получение кредита. Ломбардные кредитные аукционы проводились двумя способами:

"американским ", при котором удовлетворенные заявки удовлетворялись по процентным ставкам, предлагаемым банками в заявках (они были равны или превышали ставку отсечения);

"голландским ", при котором все удовлетворенные заявки удовлетворялись по ставке отсечения, устанавливаемой Банком России по результатам аукциона.

При неисполнении банком обязательств по возврату кредита Банка России и уплате процентов по нему отсрочка платежа не производилась и Банк России начинал процедуру реализации заложенных ценных бумаг. Кроме того, банки уплачивали пени за каждый календарный день просрочки в размере 0,3 ставки рефинансирования Банка России на установленную дату исполнения обязательства, деленной на число дней в текущем году (365 или 366). За счет выручки от реализации заложенных, ценных бумаг возмещались в первую очередь расходы Банка России по реализации этих бумаг, затем– задолженность банков по кредиту и процентам и в последнюю очередь – суммы пеней за неисполнение обязательств.

После 17 августа 1998 г. Центральный банк РФ стал предоставлять кредитным организациям кредиты следующих видов:

Кредит банку-санатору, осуществляющему санацию кредитной организации (до 1 года);

Кредит в поддержку мер по погашению обязательств перед вкладчиками (до 6 месяцев);

Кредит на поддержку ликвидности (от 1-2 месяцев до 1 года);

Кредит в поддержку мер по повышению финансовой устойчивости банка (до 1 года),

Стабилизационный кредит (до 1 года).

Процентные ставки по этим кредитам изменялись с изменением ставки рефинансирования Центрального банка. По мере нормализации ситуации в банковском секторе экономики Банк России прекратит выдачу указанных кредитов.

Депозитные операции . Это операции по привлечению в депозиты (вклады) средств банков. Они позволяют Банку России привлекать временно свободные денежные средства банков и тем самым нейтрализовать их возможное давление на валютный рынок.

Валютное регулирование осуществлялось с помощью валютной интервенции, под которой понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля, суммарной спрос и предложение валюты. Если спрос на валюту был больше предложения, то Банк России продавал валюту из своих золотовалютных резервов.

Если предложение валюты превышало спрос, то Банк России покупал валюту. Эти операции стали возможны благодаря значительным накоплениям валютных ресурсов у Банка России. Валютные резервы должны соответствовать мировому уровню, равному финансированию трехмесячных объемов импорта.

Новым методом регулирования валютного курса стало введение с мая 1995 г. фиксированного валютного коридора. Основная его цель – дедолларизация экономики, стабилизация курса рубля, поддержка отечественных производителей-экспортеров. На начало 1997 г. валютный коридор составлял 5500-6100 руб., на конец года – 5750-6350 руб. за один доллар, с августа 1998 г. валютный коридор был расширен до 9,5 руб., однако, в связи с обострением финансового кризиса удержать курс рубля в рамках валютного коридора не удалось. Отток иностранного капитала с рынка государственных ценных бумаг привел к резкому сокращению золотовалютных резервов Банка России и, как следствие, к отказу от валютных интервенций. Был совершен переход к режиму плавающего валютного курса.

Установление ориентиров роста денежной массы. Банк России устанавливал минимальные и максимальные границы прироста денежной массы на контрольный срок (таргетирование). Начиная с 1995 г., Банк России устанавливал ежегодно две промежуточные цели – предельные темпы прироста М2 и предельные границы девальвации обменного курса рубля на доллары США.

Прямые количественные ограничения – установление лимитов на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями отдельных банковских операций. В качестве примера можно привести выдачу ломбардных, внутридневных и однодневных расчетных кредитов Банком России коммерческим банкам в пределах установленного лимита. Другим примером могут служить ограничения на проведение валютных операций. Валютные операции могут производить только уполномоченные банки, получившие от Банка России лицензию на проведение таких операций. При этом различают три типа лицензий: генеральные, расширенные и внутренние. Генеральная лицензия дает право проводить валютные операции на внутреннем и мировом рынках, открывать корреспондентские счета в иностранных банках без ограничения их количества. Расширенная лицензия дает право иметь корреспондентские отношения с шестью иностранными банками и бывшими заграничными банками СССР (Московским народным банком в Лондоне, Эйробанком в Париже и др.). Внутренняя лицензия дает право работать на внутреннем валютном рынке и выходить на внешний рынок при условии открытия корреспондентских счетов в любом другом банке, имеющем генеральную лицензию.

Помимо основных методов регулирования существуют второстепенные методы.

Предписываемая законом маржа – минимальный процент первоначального взноса за ценные бумаги за счет собственных средств инвестора. Покупка ценных бумаг в кредит опасна, так как в нее вовлекаются банки. Поэтому во всех странах сделки с ценными бумагами в кредит строго регулируются. В России минимальная маржа установлена Инструкцией Министерства финансов РФ «О правилах совершения и регистрации сделок с ценными бумагами» от 6 июня 1992 г. № 53. Она составляет 50% общей стоимости приобретенных ценных бумаг.

Если она ограничивается, то уменьшается количество денег в обращении. Если продажа растет, то увеличивается масса денег в обращении.

Потребительский кредит – продажа товаров в кредит.

Вследствие низких доходов населения развитие потребительского кредита в России возможно только при определенном подъеме уровня доходов. В настоящее время развитие такого кредита является перспективным направлением в деятельности банков, которые ищут новые сферы приложения капитала. Использование этого метода ограничивается отсутствием инфраструктуры, законодательной базы, высоким уровнем кредитного риска. Несмотря на это, потребительский кредит является стимулом экономического роста, активизации совокупного спроса.

Увещевание . Это когда Банк России дает рекомендации юридическим и физическим лицам, банкам.

Когда и какие из вышеназванных мер используются? Если необходимо увеличить количество денег в обращении, то Банк России скупает ценные бумаги, снижает нормы обязательных резервов, уменьшает ставку рефинансирования и т. д. Такая политика получила название политики дешевых денег. В условиях же инфляции, когда необходимо уменьшить количество денег в обращении, Банк России продает ценные бумаги, увеличивает нормы обязательных резервов, повышает ставку рефинансирования и т. д. Такая политика называется политикой дорогих денег. По существу, это антициклическое регулирование.

Приток денежных средств нерезидентов имеет свои плюсы и минусы. Преимущества притока средств нерезидентов:

Снижение процентных ставок;

Обеспечение потребности бюджета в заемных средствах;

Увеличение ликвидности банковской системы;

Стабилизация валютного курса рубля;

Рост валютных резервов Банка России.

Недостатки притока средств нерезидентов:

Неустойчивое равновесие;

Дестабилизация валютного курса;

Возможность финансового кризиса;

Возможность бегства иностранных капиталов с российского рынка;

Приток денег идет не в производство, а оседает на руках у населения.

2. ПОНЯТИЕ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ, ЕГО ВИДЫ. ЗАКОН ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ.

2.1. Денежное обращение и его виды

Важнейшей составляющей экономики любого государства является денежное обращение. Сложное переплетение разнообразных производственных, инвестиционных и торговых процессов, неразрывно связанные с ними процессы накопления и вложения капитала, формирования и использования кредитных средств обеспечиваются благодаря денежному обращению.

Денежное обращение – это движение денег во внутреннем экономическом обороте страны, в системе внешнеэкономических связей, в наличной и безналичной форме обслуживающее реализацию товаров и услуг и нетоварные платежи в экономике.

Другое определение денежного обращения:

Денежное обращение – это движение денег при выполнении ими своих функций.

Денежное обращение – это движение денег между тремя группами экономических агентов: потребителями, предприятиями и органами государственной власти.

Денежный оборот, исходя из последнего определения, можно рассчитать как сумму всех платежей, осуществляемых экономическими агентами в наличной и безналичной форме.

На денежное обращение влияют следующие факторы:

1) состояние экономики страны;

2) функционирование платежно-расчетной системы в стране;

3) сбалансированность рыночного спроса и предложения;

4)денежная масса, т. е количество денег находящихся в обращении;

5)спрос на деньги и предложение денег;

6) инфляция.

Денежный оборот состоит из оборота наличных и безналичных денег. Наличные деньги – это деньги, представленные в форме бумажных денег, банкнот, разменных металлических монет. Безналичные деньги – это деньги, представленные на счетах в кредитных учреждениях. Выделяют два вида денежного обращения: налично-денежное обращение и безналичное обращение.

Налично-денежное обращение – это движение наличных денег в сфере обращения при выполнении ими двух функций: средства платежа и средства обращения.

Налично-денежное обращение обслуживается банкнотами, разменными металлическими монетами и бумажными деньгами.

Налично-денежное обращение обслуживает отношения между отдельными физическими лицами, между юридическими лицами, между физическими и юридическими лицами, между юридическими лицами и государством, между физическими лицами и государством.

И соответственно используется налично-денежное обращение при кругообороте товаров и оплате услуг, при выплате заработной платы, пенсий, различных пособий, при выплате доходов по ценным бумагам и тому подобное.

Размер налично-денежного оборота зависит от уровня цен в стране, от объема товаров и услуг, от количества звеньев в системе расчетов.

Налично-денежное обращение занимает меньшую часть в денежном обращении (по некоторым оценкам составляет около 10%). Причем отмечаются дальнейшие тенденции снижения объемов налично-денежного обращения в связи с развитием системы безналичных расчетов.

Организация налично-денежного обращения предполагает установление строгого порядка эмиссии денежных знаков. Эмиссионные функции в большинстве стран возложены на Центральные, государственные банки. В России организацией налично-денежного обращения и эмиссией денег занимается Банк России (Центральный банк РФ).

Банкноты и монеты, выпускаемые ЦБ РФ, являются безусловными обязательствами государства и обеспечиваются государственными активами, принимаются по номинальной стоимости при всех видах платежей, при оплате всех товаров на территории страны. Поступление наличных денег в оборот происходит в соответствии с потребностями экономики, поэтому на эмиссионные банки часто возлагают функцию оценки и прогнозирования развития производства и потребности в наличных деньгах. Кроме того, ЦБ РФ осуществляет регулирование налично-денежного обращения.

При организации налично-денежного обращения исходят из следующих принципов:

1) Централизация организации и регулирования денежного обращения.

Согласно данному принципу, ЦБ имеет исключительное право организовывать и регулировать движение наличных денег, что позволяет достичь устойчивости, бесперебойности денежного обращения, и учесть покупательную способность национальной валюты. Достигается этот принцип благодаря нормативным документам, регламентирующим кассовые операции всех хозяйствующих субъектов и кредитных учреждений.

2) Эластичность и экономичность денежного обращения.

Согласно данному принципу, поскольку наличные деньги и безналичные деньги имеют в основе одни и те же кредитные деньги (кредитную основу), то они могут легко переходить друг в друга, что позволяет эластично (существенно) сдвигать границы между наличным и безналичным денежным обращением в зависимости от потребности экономики. Следуя данному принципу, государство изменяет дорогостоящее налично-денежное обращение на более дешевое безналичное обращение.

3) Комплексность организации денежного обращения.

Согласно данному принципу необходимо обеспечить комплексный подход при организации денежного обращения, т.е. рассматривать как единое целое и налично-денежное обращение и движение безналичных средств. Для реализации этого принципа законодательно устанавливается единый порядок расчетов через коммерческие банки. Такой порядок повышает и качество расчетно-кассового обслуживания.

4) Регулярность и бесперебойность обеспечения экономики наличными деньгами. Согласно данному принципу, ЦБ осуществляет своевременную эмиссию наличных денег и регламентирует деятельность коммерческих банков, кредитных учреждений с целью воздействия на их способность своевременно обслуживать расчеты между хозяйствующими субъектами. Данный принцип реализуется посредством эмиссии и с помощью различных инструментов государственного регулирования экономики (выдача лицензий, введение санкций за нарушения законодательства, регламентирующего денежное обращение).

5) Регламентация процедуры выполнения операций с наличными деньгами. В данном случае государство устанавливает порядок работы банков, хозяйствующих субъектов с кассовой наличностью, порядок оприходования наличных денег и их выдачи через кассу банка или хозяйствующего субъекта, порядок документального оформления кассовых операций. Такой порядок устанавливается и закрепляется нормативными документами ЦБ.

Основными законами, регламентирующими налично-денежное обращение в РФ, являются:

Положение ЦБ № 56 «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории РФ».

Инструкция ЦБ № 93-И «О порядке открытия уполномоченными банками банковских счетов нерезидентов в валюте РФ и проведении операций по этим счетам».

Положение ЦБ «О правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ».

В этом последнем документе определяется, что денежные расчеты между юридическими лицами осуществляются, как правило, в безналичной форме и в качестве исключения разрешен расчет наличными деньгами в пределах законодательно установленного лимита для одной сделки (60 000 руб.). Для юридических лиц устанавливается лимит остатка наличных денег в кассе. Все средства сверх лимита юридические лица обязаны ежедневно сдавать в банк на свой расчетный счет .

Безналичное обращение – это движение стоимости без участия наличных денег путем перечисления денежных средств по счетам кредитных организаций.

В результате безналичного обращения изменяются остатки денежных средств на счетах клиентов банка. Осуществляется безналичное обращение чеками, векселями, пластиковыми карточками и другими кредитными инструментами.

Обслуживает безналичное обращение отношения между юридическими лицами, юридическими лицами и кредитными организациями, юридическими и физическими лицами, физическими лицами и кредитными учреждениями, юридическими лицами и государством.

Использоваться безналичное обращение может также как и наличное для оплаты товаров и услуг, при различных расчетах и платежах.

Объем безналичного обращения во много раз больше налично-денежного обращения (90%). И это не случайно. Безналичное обращение имеет некоторые преимущества, в частности:

1) позволяет экономить наличные деньги

2) позволяет сокращать издержки обращения, поскольку сокращаются расходы на печатание и пересылку денег

3) способствуют увеличению скорости денежного обращения

В РФ порядок осуществления безналичных расчетов определяется следующими нормативными документами:

Положение ЦБ «О безналичных расчетах» № 2-П;

ФЗ «О центральном банке РФ»;

ФЗ «О банках и банковской деятельности»;

ФЗ «О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием» № 23-П.

Согласно ГК РФ применяются следующие формы безналичных расчетов:

Расчеты платежными поручениями;

Расчеты чеками;

Расчеты платежными требованиями-поручениями;

Расчеты аккредитивами.

Развитие рыночных отношений в экономике потребовало изменения основ системы безналичных расчетов, в том числе принципов их организации:

Первый принцип безналичных расчетов в рыночных условиях хозяйствования состоит в их осуществлении по банковским счетам, которые открываются клиентам для хранения и перевода средств. В рыночных условиях хозяйствования проведение расчетов через банк должно обусловливаться экономической целесообразностью, сочетаться с экономической самостоятельностью субъектов рынка и их материальной ответственностью за свои действия. Важно подчеркнуть, что первый принцип безналичных расчетов в условиях рынка имеет отношение как к юридическим, так и к физическим лицам.

Второй принцип безналичных расчетов заключается в том, что платежи со счетов должны осуществляться банками по распоряжению их владельцев в порядке установленной ими очередности платежей и в пределах остатка средств на счете. В этом принципе закреплено право субъектов рынка самим определять очередность платежей с их счетов. Это представляет собой значительный шаг на пути к утверждению подлинной экономической самостоятельности хозяйственников. Далее в формулировке данного принципа обращает на себя внимание отсутствие указания на источник платежа, что тоже важно для утверждения экономической самостоятельности владельца счета в распоряжении имеющимися у него в обороте средствами и ответственности обеспечения платежа

Основой денежного обращения является развитое товарное производство, при котором товарный мир делится на товар и деньги. В многообразии товаров воплощена способность удовлетворять разнообразные потребности людей. В деньгах – способность быть всеобщим эквивалентом. Экономическая жизнь общества наполнена движением денежных и товарных потоков. При нарушении денежного обращения возникают резкие колебания уровня производства, занятости и цен, растет инфляция.

Деньги являются связующим звеном между всеми хозяйственными субъектами, стимулируют развитие производства. Поэтому без денег, денежного обращения нельзя представить себе нормально работающее хозяйство.

Денежное обращение – это движение денег во внутреннем и внешнем обороте, обслуживающее реализацию товаров и нетоварные платежи в хозяйстве, это движение денег в наличной и безналичной формах, обслуживающее реализацию товаров, а также нетоварные платежи и расчеты в хозяйстве. Объективной основой денежного обращения является товарное производство, при котором товарный мир разделяется на товар и деньги, порождая противоречия между ними.

Налично-денежное обращение - это движение наличных денег. Оно обслуживается банкнотами, разменной монетой и бумажными деньгами (казначейскими билетами). Безналичное обращение – это движение денег безналичного оборота: банковские депозиты на счетах клиентов, использование которых осуществляется с помощью чеков, кредитных карточек, электронных переводов, векселей, сертификатов и т.д.

Между наличным и безналичным денежным обращением существует тесная взаимная зависимость: деньги постоянно переходят из одной сферы обращения в другую, меняя форму наличных денежных знаков на депозит в банке, и наоборот. Поступление безналичных средств на счета в банке – непременное условие для выдачи денег. Поэтому безналичный платежный оборот неотделим от обращения наличных денег и образует вместе с ним единый денежный оборот страны, в котором циркулируют единые деньги одного наименования.

Количество денег в обращении тесно связано с общей стоимостной оценкой общественного продукта и скоростью наличного денежного оборота. При этом часть денег обращается в сфере производства, другая – в сфере торговли, третья уходит на накопление. Эти крупные доли в денежном обращении делятся на более мелкие. К примеру, денежные средства предприятий идут на модернизацию, на оборотные средства, на зарплату. За каждой долей – будь то фонд зарплаты или капитальные вложения – стоит своя часть денежной массы. Она обслуживает это звено и постепенно перетекает в другие звенья денежного оборота. Между всеми звеньями складываются определенные соотношения, от которых зависит общий объем денег в стране, пропорция наличных и безналичных денег, а также покупюрный состав наличных денег. Пропорция между наличными и безналичными средствами определяется ценами на средства производства и предметы потребления.


Основными элементами. денежной системы являются:

Название денежной единицы и масштаб цен;

Виды денежных знаков, порядок их выпуска и характер обеспечения;

Организация безналичного платежного оборота;

Курс национальной валюты, порядок ее обмен на иностранную.

Современные деньги – это банковские деньги. Их имущество в том, что они абсолютно ликвидны, т. е. могут быть безотлагательно использованы при осуществлении любой хозяйственной операции на рынке. И сами деньги формируют специфический денежный рынок. Участниками денежного рынка в России являются Центральный банк, государственное казначейство, коммерческие банки, Государственный инвестиционный фонд, финансовые компании, нефинансовые корпорации и т. д.

Наличие всех денег в экономике называют предложением де- нег. Предложение денег абсолютно неэластично, т. к. их может выпускать в обращение только государство. Спрос на деньги формируется во всех секторах экономики. Изменение денежного предложения оказывает непосредственное воздействие на экономику. Так, при увеличении денежного предложения процентная ставка имеет тенденцию к падению. Вследствие этого кредит становится более дешевым и привлекательным. Новые капиталовложения оказываются рентабельными, что приводит к увеличению объема производимой продукции и росту цен.

Спрос на деньги вытекает из двух функций денег: быть средством обращения и средством накопления. Исходя из этого, совокупный спрос на деньги можно разделить на две части:

Спрос, обусловленный использованием денег при совершении расчетов;

Спрос на деньги как средство сохранения богатства.

Спрос на деньги, обусловленный их использованием в различных деловых сделках, называется трансакционным спросом . В классической и неоклассической моделях спрос на деньги определяется исключительно трансакционными мотивами. В кейнсианской теории исходят из того, что люди помимо запланированных покупок совершают и незапланированные, непредвиденные расходы. Подобные неожиданные ситуации возможны в любой момент. Поэтому люди хранят у себя дополнительную сумму денег. Дж.М. Кейнс назвал такой спрос предупредительным. Трансакционный и предупредительный спрос на деньги объединяются в одну категорию и обозначаются символом D t .

Спрос на деньги для сделок изменяется пропорционально номинальному ВВП. Поскольку D t не зависит от процентной ставки (i ), то графически он отображается в виде вертикальной линии (см. рис. 3).

Выбор редакции
, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...

Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...
Союз) значительно выросли числом в последние десятилетия. До лета 2011 года союз этот назывался Западноевропейским. Список европейских...