Кредитный рынок. Денежный рынок
Загайнов И.А. «Психология личности»
1. Человека как индивида характеризует…
A. средний рост
b. креативность
c. мотивационная направленность
d. индивидуальный стиль деятельности
2. Первичная социализация индивида, в процессе которой он усваивает нормы и образцы поведения, осуществляется…
A. прежде всего, в детском возрасте
b. на протяжении всей жизни
c. в период зрелости
d. после завершения обучения в школе
3. К микрофакторам социализации личности относится…
A. семья
c. культура
d. государство
5. Интеракционисты в структуре личности выделяют такие три компонента, как…
A. I, Me, Self (Я, Те, Самость)
b. Id, Ego, Super-Ego (Оно, Я, Сверх-Я)
c . Parent , Adult , Child (Родитель, Взрослый, Ребенок)
d. Conscious, Personal unconscious, Collective unconscious (сознательное, личное бессознательное, коллективное бессознательное)
6. Механизм социализации, который действует в процессе взаимодействия человека с институтами общества,/ называется…
A. Институциональным
b. рефлексивным
c. стилизованным
d. традиционным
7. Процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит, называется…
A. социализацией
b. воспитанием
c. общением
d. образованием
8. В психоаналитической теории этическое или моральное образование в структуре личности, которое представляет собой систему социальных норм и стандартов поведения, полученную от родителей посредством поощрения и наказания, называется ___________.
Ответ: суперэго
9. Архетип в теории К.Г. Юнга, означающий роли, которые люди выполняют в соответствии с социальными требованиями со стороны окружающих; «публичное лицо» человека, которое видят окружающие, называется ________________. Ответ укажите в единственном числе в именительном падеже.
Ответ: персона.
10. Высший аспекты жизни, достигаемый самоактуализирующимися индивидами, который включают такие ценности, как истина, добро, красота, справедливость и совершенство, называется _____________. Ответ укажите в единственном числе в творительном падеже.
Ответ: метаценность.
11. Согласно идеям А. Бандура, ощущение индивидом своих способностей, своих возможностей справляться с определенным набором ситуаций, которые возникают в его жизни, называется ________________. Ответ укажите в единственном числе в именительном падеже.
Ответ: самоэффективность
12. Разновидность защитного механизма личности, заключающегося в том, что человек приписывает кому-то или чему-то свои собственные мысли, чувства, мотивы, черты характера и пр., полагая, что он воспринял что-то приходящее извне, а не изнутри него самого, называется ____________. Ответ укажите в единственном числе в творительном падеже.
Социализация - это процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения того общества, к которому он принадлежит. В процессе социализации у индивида формируются социально значимые качества, необходимые личности для исполнения социальных ролей.
Формирование личности возможно только в человеческом обществе. Люди, в отличие от животных, не обладают врожденными образцами поведения, в их генах не запрограммированы сложные социальные отношения. Например, детеныши обезьян уже через три-шесть месяцев после рождения сами добывают себе пищу; птенец горной куропатки вылупляется из яйца оперенным, способным летать и добывать себе пищу; мальки некоторых видов живородящих акул рождаются уже «матерыми» хищниками. Человек же без длительного периода социализации не может стать полноценной личностью.
История знает немало случаев, когда малолетние дети попадали в стаю животных (волков, обезьян и др.) и росли среди них. Возвращенные в общество, они не обладали необходимыми для личности социальными качествами (абстрактным мышлением, культурой, навыками деятельности). Кроме того, они утрачивали способность усвоения социальных качеств и не могли адаптироваться в обществе.
Социализация осуществляется как в ходе целенаправленного воздействия на человека методами воспитания, образования, так и под влиянием различных факторов окружающей среды (различных форм общения, средств массовой информации, искусства и др.). Методы и цели социализации зависят от того, какие качества личности ценятся в той или иной культуре, какие статусы и роли являются наиболее востребованными в обществе. Совокупность различных механизмов (институтов) социализации (семьи, школы, трудового коллектива, неформальных объединений и др.), создает относительно устойчивую систему социализации.
От эффективности системы социализации зависит перспектива развития не только отдельных индивидов (социальных групп), но и будущее всего общества. Подрастающие поколения, приобретая социальный опыт, усваивая необходимые роли, занимают статусы старших поколений. И если общество (государство) не уделяет должного внимания совершенствованию системы социализации, то оно обречено на застой и деградацию.
Когда результаты социализации не оправдывают наши ожидания, то мы говорим об отклонениях от общепринятых стандартов - девиации.
Девиация (от лат. devistio - отклонение) - отклоняющееся от общепризнанных стандартов поведение индивида или группы (преступность, правонарушения, наркомания, проституция, алкоголизм, самоубийство и пр.) Девиация бывает
индивидуальной и групповой.
Индивидуальная девиация свойственна любой социальной группе (семье, учебному классу, трудовому коллективу и др.). Она в большей мере обусловлена не объективными условиями социализации, а индивидуальными свойствами личности, случайными обстоятельствами, микросредой, в которой индивид может оказаться. В случаях индивидуальной девиации принять говорить - «в семье не без урода».
Групповая девиация - более негативное социальное явление. Она в большей степени свидетельствует не об индивидуальных отклонениях в структуре социализации, а о том, что общие объективные условия не позволяют целым социальным группам найти свое место в социальной структуре общества, самореализоваться, не нарушая общепринятых ценностей и норм. Общая криминализация современного российского общества - наглядное проявление групповой девиации.
Групповая девиация - это своего рода показатель того, что существующие в обществе социальные отношения не отвечают интересам многих социальных групп. Кризисное состояние общества способствует разрастанию масштабов девиантного поведения, и оно становится обыденным, повседневным явлением, т. е. воспринимается как должное или неизбежное.
В коррумпированных государственных структурах принципиальный, честный работник (чиновник, следователь, судья и др.) воспринимается как инородное тело (как человек с отклонениями), а преуспевающий преступник - как образец для подражания.
Процесс социализации индивида условно делится на несколько возрастных этапов (стадий). Однозначного мнения о количестве стадий не существует. Одни ученые считают, что социализация включает три основные стадии (Дж. Г. Мид); другие - четыре (3. Фрейд); третьи - восемь (Э. Эриксон) и т. д. Не вдаваясь в детали дискуссии, возьмем за основу градации четыре основных периода жизни человека: детство, юность, зрелость, старость. Каждому из названных периодов свойственны свои особенности социализации. Например, в раннем и среднем детском возрасте ребенок стремится подражать родителям или старшим товарищам (быть, как все); в подростковом и юношеском возрасте - формировать собственное «я», развивать индивидуальность (отличаться от других); в зрелом возрасте - соответствовать общепринятым стандартам; в старости - сохранять достигнутый ранее социальный статус.
В процессе социализации личности можно выделить два качественных уровня, два этапа - социальную адаптацию и интернализацию (переход внешних факторов во внутреннюю сущность человека).
Социальная адаптация - это процесс приспособления индивида к новым (меняющимся) социальным условиям (ролевым функциям, социальным нормам, институтам и др.), помогающий личности усвоить новые «правила игры» и адекватно реагировать на внешние обстоятельства.
Интернализация (от лат. internus - внутренний) - процесс включения социальных норм, ценностей, установок и т. п. во внутренний мир человека. Говорить об интернализации индивида можно тогда, когда те или иные аспекты внешней среды стали для него неотъемлемой частью его внутреннего мира. Например, когда человек идентифицирует (отождествляет) себя с определенной ролью, профессией, социальной группой, организацией и др. (я - шахтер; мы - русские; моя семья; мой класс; мои друзья; мой народ).
Социализация индивида начинается с первых дней его жизни и продолжается всю жизнь. Первичная социализация происходит в семье и в детских дошкольных учреждениях. В формировании социально значимых качеств личности особенно велика роль семейной социализации. В семье ребенок усваивает основы социального взаимодействия, получает представление о семейных статусах и ролях, узнает, «что такое - хорошо, а что такое - плохо». Поэтому индивид, не прошедший этапа семейной социализации или прошедший его не в достаточной степени, впоследствии может испытывать трудности в исполнении тех или иных социальных ролей.
Следующим этапом в становлении личности является школьная социализация. Она представляет собой двуединый процесс воспитания и обучения. Основными задачами школьной социализации являются: сформировать у индивида общее
представление об обществе и мире; научить его выделять приоритеты в социальных отношениях; подготовить к будущей самостоятельной жизни.
Послешкольная социализация индивида может происходить в средних и высших учебных заведениях, армейской среде, трудовом коллективе и т. д. Значительное влияние на процесс социализации личности оказывают средства массовой информации, художественная литература, искусство, а также различные неформальные группы (друзья, соседи, родственники и др.).
В течение жизни индивид может неоднократно менять место жительства и место работы, вступать в брак и разводиться, осваивать новые роли и виды деятельности, терять старые и приобретать новые статусы, менять свои взгляды, убеждения и ценностные ориентации. Процесс замещения ранее усвоенных индивидом знаний, норм, ценностей и ролей новыми называется ресоциализацией.
1. Понятие «Социализация».«Социализация личности» - это одно из ведущих понятий социальной педагогики, будучи междисциплинарным, оно отражает достаточно сложное социальное явление. В научной литературе можно встретить различные определения этого понятия, такие как:
"Социализация – это сложный многогранный процесс" по:
Усвоению индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит;
Усвоению и дальнейшему развитии индивидом социально-культурного опыта;
Становлению личности, обучению и усвоению индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе;
Включению человека в социальную практику, приобретению им социальных качеств, усвоению общественного опыта и реализации собственной сущности посредством выполнения определенной роли в практической деятельности и т. д.
Социализация – это сложный и непрерывный процесс, протекающий на биологическом, психологическом и социальном уровнях, при котором, с одной стороны , потребности отдельно взятой личности адаптируются к потребностям общественным (или отвергаются ею). Причем адаптация носит не пассивный характер, приводящий к конформизму, а активный, при котором индивид добровольно и творчески выстраивает свою роль в обществе, развивая и совершенствуя при этом человеческую природу на уровне генетической памяти. С другой стороны, общество формирует нормы морали и поведения, педагогически целесообразные формы общежития, отношения между людьми в семье, школе, в досуговых учреждениях, в иной окружающей человека социальной среде.
Социализация-это процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит.
В содержание понятия «социализация» входит:
Усвоение социальных норм, умений, стереотипов;
Формирование социальных установок и убеждений;
Приобщение индивида к системе социальных связей;
Самоактуализация Я личности;
Усвоение индивидом социальных влияний;
Социальное обучение принятым в обществе формам поведения и
общения.
Социализация осуществляется в ходе направленного воздействия на человека как в системе воспитания, так и под влиянием круга других факторов: семейное, внесемейное общение, искусство, средство массовой информации и др.
Каждому возрасту соответствует свой тип социализации. Социальные психологи выделяют две основные стадии:
Первичную – характерную для раннего детства стадию приобщения индивида к обществу (установки, нормы);
Вторичную – стадию, на которой индивид играет активную роль в изменении своего окружения.
2. Этапы социализации.
В ходе социализации можно выделить отдельные этапы. Для каждого из них характерно формирование новых потребностей, их осознание и перевод в систему ценностей. Новые потребности играют роль ведущих на своем этапе развития.
Можно выделить семь этапов.
Первым этапом социализации является восприятие индивидом социальной информации на уровне ощущений, эмоций, знаний, умений и навыков. При этом следует непременно учитывать фактор своевременности подачи информации.
Вторым этапом социализации ребенка является интуитивное соотнесение получаемой информации с генетически заложенным кодом, собственным социальным опытом и формирование на этой основе собственного к ней отношения. На этом этапе социализации первостепенное значение приобретают глубинные переживания. Каждого человека будоражат, а ребенка в особенности,часто необъяснимые чувства, позывы совершить то или иное деяние, причем как позитивное, так и негативное. Именно к этим чувствам, к состоянию души неосознанно прислушивается человек при восприятии и оценке той или иной информации.
Другой фактор, оказывающий сильное воздействие на этом этапе социализации – микросреда, в которой преимущественно пребывает ребенок. Это может быть двор, друзья, класс, но чаще всего - это семья, и когда новая информация вступает в противоречие с установками , полученными ребенком в этой среде, наступает внутренний конфликт, который ему предстоит разрешить.
Отсюда третий этап – выработка установки на принятие или отторжение полученной информации. В качестве факторов, оказывающих воздействие на данном этапе, выступают дела, в которые включен ребенок и которые, так или иначе, поглощают его. В результате, каждому следующему источнику информации все труднее привести ребенка к своим ценностям.
В качестве четвертого этапа выступает формирование ценностных ориентаций и установка на действие. В качестве ведущего фактора , благоприятствующего положительному исходу этого этапа, выступает идеал.
Основой пятого этапа служат поступки, логически выстроенная система поведения. При этом следует отметить, что в одних случаях поступки следуют сразу же за получением информации (словно «взрывная реакция»), и только потом прорабатываются второй, третий и четвертый этапы, в других же случаях, они возникают лишь в результате неоднократного повторения определенных воздействий извне, проходя через этап обобщения и закрепления.
На шестом этапе формируются нормы и стереотипы поведения. Этот процесс происходит во всех возрастных группах с той лишь разницей, что имеет разное качественное состояние. В шесть лет усваивается норма не драться, а в шестнадцать – отстаивать свои и других людей честь и достоинство.
Ценностно-ориентационная функция, формирующая систему ценностей, определяющих образ жизни человека;
Коммуникативно-информационная, приводящая человека во взаимоотношения с другими людьми, группами людей, системой, насыщающая человека информацией с целью формирования его образа жизни;
Прокреативная функция, порождающая готовность действовать определенным образом;
Творческая функция, в процессе реализации которой рождается стремление творить, отыскивать выход из нестандартных ситуаций, открывать и
преобразовывать мир вокруг себя;
Компенсаторная функция, восполняющая дефицит необходимых физических, психических и интеллектуальных свойств и качеств человека.
Функции социализации не только раскрывают, но и определяют процесс развития индивида и общества. Функции направляют активность индивида , определяя более или менее перспективные пути развития личности. Они, реализуясь в комплексе, дают возможность индивиду проявить себя в определенной сфере деятельности.
4. Уровни социализации.
Процесс социализации индивида протекает на трех уровнях.
1. Биологический уровень.
Это связь организма человека с окружающей его средой. Человек, равно как и любое растение или животное, является частью космоса. Человек подвержен влиянию погоды, фазам луны и другим природным явлениям.
2. Психологический уровень.
В процессе социализации выделяется две стороны личности – как субъекта, так и объекта общественных отношений. Под субъектом понимается деятельное начало индивида, процесс активного воздействия на себя (самореализация) и на окружающую среду (преобразующая деятельность). Таким образом, процесс социализации человека в существенной мере выступает как результат двух процессов: первый из них определяется активностью самого человека, а второй – логикой развертывания внешних, по отношению к нему, проблемных ситуаций.
3. Социально-педагогический уровень.
Это связь человека с обществом в лице социальных институтов и отдельных групп, когда ребенок ищет новые социальные роли и выбирает стиль социального поведения, а общество дает ему свои социальные предписания.
Уровни социализации демонстрируют основу человеческой личности, влияние социальных институтов на ее формирование, рассматривая личность как объект, так и субъект воздействия личности на себя и общество, а также общественных институтов на личность.
Включенность в обозначенные выше уровни обуславливает пространственно-временную непрерывность процесса социализации на протяжении всей жизни человека.
Поскольку социальная среда есть явление динамическое, результатом социализации являются все новые и новые качества, приобретаемые в процессе
социальной жизни, благодаря завязыванию все новых связей, отношений с другими людьми, общностями, системами.
5. Стадии и формы социализации.
Стадии социализации можно выделить, проанализировав возрастную периодизацию. Так как каждому возрастному этапу соответствуют определенные потребности, нужды, ощущения, особенности и т.д., то можно выделить шесть стадий социализации.
1. Биоэнергетическая (пренатальная). С 3-5 месяцев эмбрионального развития на уровне сенсорной системы (вкуса, кожной чувствительности, слуха) происходит «освоение» ребенком мира.
2. Идентификационная стадия (до 3-х лет). Этот период отождествления себя со всем, что окружает ребенка, от мебели, игрушек - до мамы, папы, животных, растительного мира. Это - период становления и
функционирования так называемого «сенсомоторного, доречевого, практического интеллекта» (Ж. Пиаже). Вся психическая деятельность ребенка состоит из восприятий действительности и моторных реакций на него.
3. Корреляционная стадия (3-5 лет). Для данной стадии характерно предпонятийное интуитивное мышление ребенка. Это период зарождения целенаправленной совместной деятельности детей, в процессе которой
приобретается опыт руководства над другими детьми, а также и опыт своего подчинения.
4. Экспансивная стадия (6-10 лет). Характеризуется стремлением ребенка расширить свой социальный кругозор, а узнаваемое срочно распространить во все поры своего существования. Это период конкретных операций. У ребенка формируется самооценка , отношение к себе и, как результат, требования к самому себе.
5. Конвентивная стадия (11-15 лет). Характеризуется
«взрывоопасностью». Подросток ищет выход из постоянно возникающих конфликтных ситуаций. В поисках ответа он постоянно обращается к друзьям, родителям, другим взрослым, устанавливается система социальных взаимоотношений с окружающими, среди которых наибольшую
ценность представляет мнение товарищей. Потребность в самоутверждении настолько сильна в этом возрасте, что во имя признания товарищей подросток готов на многое: он может поступиться своими взглядами и убеждениями, совершить действия, которые расходятся с его моральными установками. Вместе с тем существенное значение для подростков имеет его положение в семье, которое при
благоприятном морально-психологическом климате может активно на него воздействовать.
6. Концептуальная стадия (16-20 лет). Характеризуется выходом в самостоятельную жизнь. Перед юношеством возникает необходимость самоопределения, выбора жизненного пути в профессиональном плане.
Юношеский возраст выгодно отличается от всех предыдущих
самостоятельностью в формировании целостной системы взглядов, оценок, ценностных ориентаций и установок.
На каждой стадии воздействие на индивида осуществляется определенным образом, направленно или спонтанно. Но чаще всего эти две формы воздействия дополняют друг друга, компенсируя недостатки предыдущей.
Выделяют две формы социализации подрастающего поколения: направленная (целенаправленная) и ненаправленная (спонтанная).
Направленная форма социализации – это специально разработанная определенным обществом система средств воздействия на человека с тем, чтобы сформировать его в соответствии с целями и интересами этого общества.
Ненаправленная, или стихийная форма социализации – это автоматическое формирование определенных социальных навыков в связи с постоянным пребыванием индивида в непосредственном социальном окружении.
Резюмируя вышесказанное можно отметить, что любой социальный институт, будь то школа, семья или любительское объединение, могут воздействовать на ребенка как целенаправленно, так и спонтанно. Все зависит от программы деятельности того или иного социального института.
6. Институты социализации.
Социализация - это процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, знаний, норм поведения, ценностей, отношений. Это усвоение происходит в процессе общения и деятельности, когда человек постепенно адаптируется к требованиям общества, усваивает многочисленные социальные роли, которые каждый выполняет в течение жизни. Социализация как явление и функция общества носит противоречивый , сложный, разнонаправленный характер. Она осуществляется как целенаправленными, контролируемыми действиями - через воспитание в семье и особенно в школе, так и посредством стихийных, спонтанных влияний со стороны разных социальных институтов и факторов.
К институтам социализации относятся семья, школа (образовательные учреждения), микросреда, социальные группы, общественные организации, средства массовой информации, институты политики, культуры, церкви. Как было сказано раньше, воспитание как социальная функция это и есть социализация. А воспитание как целенаправленное воздействие на развитие личности является функцией одного из агентов социализации - школы.
Следует признать большие, но все же ограниченные возможности школы в формировании личности, поскольку институтов и условий социализации много и они действуют часто несогласованно, жизнь общества не поддается всеобщему регулированию. Поэтому личность в процессе социализации имеет определенную независимость, автономию. Это надо, очевидно, признать нормой, из чего следует , что, с одной стороны, общество имеет много возможностей для влияния на формирование личности, обеспечивает богатство и разнообразие условий для развития и социализации. С другой стороны, это несет в себе элемент непредсказуемости, опасность развития индивида в антисоциальном направлении, уход в маргинальные группы, создает возможность развития отклоняющегося поведения.
Задача общества - определить оптимальные соотношения между социальными воздействиями на личность и социальной саморегуляцей личности, ее саморазвитием. В социологии это находит выражение в концепциях, с одной стороны, "жесткой" и, с другой стороны, гуманистической, понимающей социализации.
Эта же проблема в педагогике отражена в понятиях авторитарная и гуманистическая педагогика. Для учителя, воспитателя в школе, необходимо в первую очередь знание наиболее важных институтов социализации школьников, это семья, школа, микросреда ("улица"). Конечно, важно также знать и другие институты социализации, которые опосредованно влияют на формирование учащихся: это политика, экономика, культура, религия, средства массовой информации.
6. Агенты социализации.
Институты, группы и отдельных людей, которые оказывают значимое влияние на социализацию называют агентами социализации.
На каждом этапе жизненного пути выделяются свои агенты социализации.
1. В младенческий период главными агентами социализации являются родители или люди постоянно заботящиеся и общающиеся с ребенком.
2. В период от трех до восьми лет количество агентов социализации быстро растет. Кроме родителей ими становятся друзья, воспитатели, другие люди окружающие ребенка. Кроме этого в процесс социализации включаются средства массовой информации. Особую роль среди них играет телевидение.
3. Исключительно важным в процессе социализации является период от 13 до 19 лет. В этот период начинает формироваться отношение к противоположному полу, возрастает агрессивность, стремление к риску, независимости и самостоятельности. Важным в этот период является:
Изменение роли агентов социализации
Изменение в ценностных ориентациях, включая существование параллельных систем ценностей
Усиление восприимчивости к негативным оценкам окружающих
Несовпадением между уровнем социальных притязаний и низким социальным статусом
Противоречием между усилением ориентации на самостоятельность и усиливающейся зависимостью от родителей.
(от лат. socialis - общественный; англ. socialization; нем. Sozialisierung)
Эн-культурация
1. Двунаправленный процесс, в котором, с одной стороны, от общества к личности идут процессы трансляции необходимых для усвоения содержаний и осуществляются процедуры целенаправленного (но и стихийного) воздействия и социального контроля, призванные обеспечить проектируемые результаты, а с другой - на уровне индивида - происходит в той или иной мере адекватное усвоение социокультурного опыта, его интернализация и формирование самих личностных структур.
2. Двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта, идеалов, ценностей и норм культуры путем вхождения в социальную среду, в систему социальных взаимодействий с другими людьми, а с другой стороны, процесс активного воспроизводства социального опыта, ценностей, норм, стандартов поведения, за счет его активной социальной деятельности, личностной переработки и видоизменения социального опыта.
3. Модификация поведения индивидуума в направлении соответствия требованиям социальной жизни, начиная с младенчества.
4. Осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс как организованного и контролируемого, так и стихийного воздействия на них со стороны общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, социальных группах и организациях, становятся личностями.
5. Подключение человека к культуре как таковой.
6. Подключение человека к традициям конкретной национальной культуры, выступающей далее для него в качестве автохтонной, родной.
7. Последовательный процесс введения, размешивания и растворения индивида в обществе.
8. Принятие индивидом в процессе социального взаимодействия определенных норм и ценностей, взглядов и образа действий.
9. Процесс, в значительной мере являющийся результатом того, что детское подражание (имитация) получает подкрепление в любом случае, вне зависимости от того, специально подкрепляется поведение ребенка или нет.
10. Процесс включения индивида в систему общественных отношений (и формирования у него социальных качеств).
11. Процесс, в ходе которого и с помощью которого люди обучаются приспосабливаться к социальным нормам, т.е. процесс, делающий возможным продолжение общества и передачу его культуры между поколениями.
12. Процесс, в ходе которого культура общества передается детям.
13. Процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.
14. Процесс операционального овладения набором программ деятельности и поведения, характерных для той или иной культурной традиции, а также процесс интериоризации индивидом выражающих их знаний, ценностей и норм.
15. Процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного "Я" проявляется уникальность данного индивида как личности.
16. Процесс принятия норм и ценностей, взглядов и образа действий, а также интеграция системы общественных ролей.
17. Процесс присвоения человеком социального выработанного опыта, прежде всего системы социальных ролей.
18. Процесс социального взаимодействия, посредством которого люди приобретают знания, мнения, взгляды и формируют модели поведения, необходимые для успешного участия в жизни общества.
19. Процесс социального научения, для которого необходимо одобрение группы.
20.Процесс становления личности, усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной группе.
21. Процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта (социальных норм, ценностей, образцов поведения, ролей, установок, обычаев, культурной традиции, коллективных представлений, верований и т.д.).
22. Процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта - трудовых навыков, знаний, норм, ценностей, традиций, накапливаемых и передаваемых от поколения к поколению.
23. Процесс усвоения индивидом культурных норм и социальных ролей, необходимых для успешного функционирования в данном обществе.
24. Процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, которому он принадлежит.
25. Процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм, ценностей, знаний и навыков, позволяющих ему успешно функционировать в данном обществе.
26. Процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.
27. Процесс формирования индивидуальности.
28. Развитие человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.
29. Результат и целенаправленное формирование личности посредством воспитания, формального обучения и стихийного воздействия на личность жизненных обстоятельств.
30. Результат социального взаимодействия.
31. Самоактуализация Я.
32. Совокупность взаимосвязанных процессов усвоения и воспроизводства индивидом необходимого и достаточного для полноценного включения в общественную жизнь социокультурного опыта и фило-онтогенетического формирования и развития соответствующих свойств и качеств индивида, его становления как конкретно-исторического типа личности и субъекта (актора) социокультурных практик данного общества.
33. Совокупность процессов: интернализации социальных норм, усвоения социальных функций и вхождения в социальную группу (социальной мобильности).
34. Сознательное целенаправленное воздействие на формирование личности (воспитание), и объективный стихийно-спонтанный процесс трансформации индивидуального сознания в соответствующем социокультурном контексте.
35. Социальное научение.
36. Социальные процессы, в соответствии с которыми дети приобщаются к социальным нормам и ценностям, в этом процессе происходит становление их личности.
37. «Становление актёра» – процесс овладения «мастерством ношения маски» и «умения жить внутри сценария».
38. Становление личности в процессе усвоения индивидом основного набора духовных ценностей, выработанных человечеством.
39. Усвоение культурных норм и освоение социальных ролей, продолжающееся всю жизнь (с младенчества до старости).
40. Формирование возможностей и умения выполнять свои социальные роли.
3.2. Кредитный рынок, его основные характеристики и классификация
В отечественной и зарубежной экономической литературе, как показал анализ, не сложился единый методологический подход к определению границ кредитного рынка, составу его участников и набору обращающихся на нем инструментов. Ряд авторов вообще не применяет термин «кредитный рынок», оперируя другими, связанными с ним или близкими к нему понятиями, такими как «финансовый рынок», «рынок капиталов», «рынок ссудных капиталов», «кредитная система», «кредитно-банковская система», «кредитно-финансовая система», вкладывая в них разный смысл. Другие авторы, напротив, выделяют кредитный рынок в качестве самостоятельного рынка, но при этом по-разному раскрывают его суть и в соответствии с ней по-разному соотносят кредитный рынок с финансовым рынком.
Рассматривая финансовый рынок как рынок, на котором обращается множество финансовых инструментов, следует определить кредитный рынок в качестве его самостоятельного сегмента, который необходимо рассматривать отдельно, исходя из специфики кредита как экономической категории (а не его юридического оформления) и из относительной однородности финансовых инструментов, обращающихся на данном рынке, как долговых инструментов 1 .
В России, недавно вступившей на рыночный путь хозяйствования, кредитный рынок является наиболее развитым сегментом финансового рынка. Это обусловлено историческим ходом развития экономических отношений в нашей стране, а также современным состоянием экономики, уровнем развития финансово-кредитных отношений, потребительскими предпочтениями в оформлении кредитов (займов) и рядом других факторов. В соответствии с этим из существующих в мире трех моделей финансового рынка (американской или рыночной, европейской или банковской и смешанной) в России в настоящее время присутствует европейская (банковская) модель 2 . Для нее характерно следующее: сравнительно небольшой объем операций; недостаточная развитость отдельных кредитно-финансовых институтов; относительная ограниченность рынка ценных бумаг; широкое участие в операциях и финансировании экономики страны универсальных коммерческих банков, государственных или смешанных кредитно-финансовых учреждений, невысокая доля финансирования за счет облигационных займов; низкая доля акционерного капитала.
В то же время американская (рыночная) модель, соответствующая высокоразвитой экономике, характеризуется наличием двух мощных звеньев – кредитной системы и рынка ценных бумаг; высоким уровнем накопления капитала; широкой интернационализацией; максимальными ограничениями, накладываемыми на деятельность коммерческих банков на финансовом рынке; высокой долей акционерного капитала; преобладающим участием на рынке ценных бумаг инвестиционных фондов, брокерских компаний, других небанковских инвестиционных институтов; низкой долей прямого банковского кредита в финансировании экономики страны; покрытием дефицита бюджета только путем выпуска ценных бумаг. Смешанная модель финансового рынка, которая характерна для Японии, предполагает присутствие на нем одновременно и банков, и небанковских инвестиционных институтов при наличии у них равных прав и возможностей при проведении операций. Именно на такую модель финансового рынка взят курс в Российской Федерации.
Кредитный рынок – это совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи ссудного капитала в целях обеспечения непрерывности осуществления воспроизводственного процесса, а также удовлетворения потребностей в нем государства и населения. На таком рынке аккумулируются свободные денежные средства (ресурсы) хозяйствующих субъектов, государства, а также личные сбережения граждан, которые затем трансформируются в объект продажи (ссудный капитал) и перераспределяются на условиях возвратности, срочности и платности в соответствии со спросом и предложением на них. Это определение кредитного рынка с функциональной точки зрения. С институциональной же точки зрения – это совокупность кредитно-финансовых организаций, валютно-фондовых бирж, осуществляющих посредничество при движении временно свободных средств от продавцов (владельцев) к покупателям (пользователям). На кредитном рынке со стороны спроса на деньги выступают заемщики, а со стороны предложения денег – кредиторы. Они-то и являются основными участниками кредитного рынка.
На кредитном рынке все совершаемые операции, несмотря на различие в формах их осуществления, представляют собой по своей экономической сути кредитные сделки. Предметом сделок во всех операциях является ссудный капитал, а ценой, которую покупатели ссудного капитала платят за него, − процентная ставка. Она отражает условия предоставления кредита (займа) и, следовательно, доступность ссудного капитала в тот или иной момент для заемщика (пользователя). Цена кредита (ссудный процент) отражает общее состояние спроса и предложения ресурсов на кредитном рынке. Она находится под влиянием целого ряда факторов:
цикличности развития рыночной экономики (на стадии спада ссудный процент, как правило, увеличивается, на стадии быстрого подъема – уменьшается);
темпов инфляционного процесса (рост темпов инфляции приводит к повышению номинальных процентных ставок на кредитном рынке);
эффективности инструментов регулирования монетарных властей (чем выше уровень установленной учетной ставки (ставки рефинансирования), тем дороже стоимость кредита);
динамики денежных накоплений (доходов) экономических субъектов (при тенденции к их сокращению ссудный процент, как правило, увеличивается).
Аккумуляция и перераспределение свободных денег между субъектами экономики осуществляется на кредитном рынке через кредитный механизм, основой которого является кредит, отличающийся от других видов активов финансового рынка присущими только ему принципами возвратности, срочности и платности. Можно сказать, что это является одной из характерных особенностей кредитного рынка.
К другим его особенностям относятся:
универсальность характера деятельности , которая выражается в охвате кредитными отношениями различных групп заемщиков и наличии разнообразных кредитных продуктов, в использовании для этого разного рода финансовых инструментов, в том числе производных;
наличие на нем конкуренции как продавцов кредитных ресурсов, так и их покупателей;
обслуживание сферы обращения , через которую он влияет на производство, распределение, обмен и потребление;
жесткое государственное регулирование деятельности профессиональных участников этого рынка;
взаимосвязь и интеграция кредитного рынка с другими сегментами финансового рынка. Например, четко прослеживается взаимодействие кредитного рынка с товарным (через коммерческие кредиты), с рынком ценных бумаг (через эмиссию и обращение долговых ценных бумаг − векселей, облигаций, депозитных сертификатов, а также структурированных ценных бумаг, обеспеченных банковскими активами: закладными на недвижимость, автомобилями и т. д.).
В условиях рыночной экономики кредитный рынок выполняет ряд важнейших функций, с помощью которых он оказывает непосредственное воздействие на все стороны хозяйственной жизни. Основными из этих функций в современных условиях являются: аккумуляционная, перераспределительная, регулирующая, стимулирующая, информационная, инвестиционная, социальная. Рассмотрим их более подробно.
Аккумуляционная функция кредитного рынка заключается в его способности аккумулировать временно свободные средства хозяйствующих субъектов, государства и населения (включая и малые суммы) и превращать их в ссудный капитал, приносящий их владельцам доход в виде процента.
Перераспределительная функция кредитного рынка тесно связана с его первой, аккумуляционной, функцией, когда мобилизованные финансовые ресурсы по различным каналам направляются непосредственно тем, кто в них в данный момент нуждается, для целей производительного или потребительского назначения. Благодаря этой функции кредитного рынка осуществляется перераспределение ресурсов (перелив свободного капитала) из одной сферы деятельности в другую, между регионами и территориальными округами страны. Это обеспечивает перераспределение капиталов в динамично развивающиеся отрасли экономики и имеющие приоритетное значение инвестиционные проекты.
Инвестиционная функция кредитного рынка является развитием перераспределительной функции кредита, так как в настоящее время основной спрос на кредитном рынке наблюдается на долгосрочные ресурсы, определяющие технический прогресс в различных отраслях экономики, а соответственно и экономический рост в стране. Что же касается физических лиц, то у них также велика потребность в инвестиционных кредитах, связанных с обустройством земельных участков, дач, строительством жилья (городской и загородной недвижимости), гаражей и т. п.
Стимулирующая функция кредитного рынка заключается в создании соответствующих условий для вовлечения свободных в экономике средств в кредитный оборот для выполнения капиталотворческой функции кредита.
Регулирующая функция – определяет соотношение спроса и предложения на временно свободные ресурсы, создавая основу для альтернативности их вложения, например, в государственные ценные бумаги, страховые полисы, иностранную валюту, в драгоценные металлы.
Социальная функция кредитного рынка заключается в дифференциации продавцов и покупателей ресурсов, создавая возможности для достижения социальной справедливости в национальной экономике (например, льготное кредитование малого бизнеса, отдельных потребительских нужд населения и т. д.).
Информационная функция – выполняет роль источника информации, знаний, сведений о рыночной процентной ставке, видах кредитных продуктов, их цене, а также условиях получения и способов оформления кредитов.
Кредитный рынок, являясь ведущим сегментом финансового рынка, характеризуется многообразием участников и форм сделок, что позволяет говорить о нем как о сложном, неоднородном и многофункциональном сегменте финансового рынка. Участников кредитного рынка прежде всего следует разделить на две основные группы, а именно на первых кредиторов и первых заемщиков (т. е. на владельцев временно свободных средств, выступающих на кредитном рынке с предложением их продать (разместить под выгодный процент) и на пользователей, испытывающих потребность в дополнительных денежных средствах и, следовательно, предъявляющих спрос на ресурсы на кредитном рынке). Это юридические лица (в виде хозяйствующих субъектов, государственных органов и учреждений, банков и прочих финансово-кредитных учреждений), а также физические лица (граждане РФ, нерезиденты). Они одновременно могут выступать в двух лицах: с одной стороны, в определенное время размещать временно свободные средства на кредитном рынке, а с другой – привлекать их для своих нужд. В этом состоит особенность как участников кредитного рынка, так и его самого. В то же время между первыми заемщиками и кредиторами есть финансовые посредники, что является неотъемлемой сутью кредитного рынка.
В качестве финансовых посредников выступает широкий круг лиц, которых можно подразделить на отдельные группы, исходя из их роли в посреднической деятельности на кредитном рынке:
депозитно-кредитные посредники (универсальные и специализированные банки);
контрактно-сберегательные институты (страховые компании и пенсионные фонды);
инвестициональные посредники (финансовые компании, инвестиционные, паевые фонды, дилеры, брокеры, венчурные фонды);
небанковские кредитно-финансовые институты (ломбарды, лизинговые и факторинговые компании, кооперативные кредитные институты 1 , депозитно-кредитные небанковские кредитные организации (НДКО));
центральные эмиссионные банки и государство.
О распределении кредитного рынка России между отдельными участниками дает представление табл. 3.1.
Таблица 3.1. Распределение кредитного рынка РФ между отдельными
участниками в динамике, % 2
Наименование финансовых посредников – участников кредитного рынка |
Годы (на 31.12) |
||||
Банки (ссудная задолженность, вложения в долговые ценные бумаги, учтенные векселя) | |||||
Небанковские финансовые институты (страховые организации, паевые инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные фонды) – вложения в долговые ценные бумаги | |||||
Микрофинансовые организации (портфель займов) | |||||
Ломбарды (портфель займов) | |||||
Лизинговые компании (лизинговый портфель) | |||||
Факторинговые компании (объем уступленной им дебиторской задолженностью) |
Источник : Данные ЦБ РФ (www.cbr.ru), агентства «Эксперт РА» (www.raexpert.ru) и агентства «Cbonds» (www . cbonds . ru ) и Российского микрофинансового центра (www . rmcenter . ru ).
Наиболее полную характеристику кредитного рынка можно получить, используя для этого различные критерии.
1. По сфере обращения различают:
национальные кредитные рынки (рынки ссудных капиталов);
мировой кредитный рынок (рынок ссудных капиталов).
2 . По срокам размещения денежных средств различают:
рынок краткосрочных (в том числе сверхкраткосрочных) кредитов;
рынок средне- и долгосрочных кредитов.
3. По формам (видам) кредитов различают:
рынок банковских кредитов, в том числе:
рынок ссуд (депозитов);
рынок производительных кредитов;
рынок межбанковских кредитов;
рынок потребительских кредитов 1 ;
рынок ипотечных кредитов;
рынок межхозяйственного кредита;
рынок потребительских кредитов.
4 . По типу заемщиков различают:
рынок корпоративных кредитов (для юридических лиц-хозяйственников);
рынок потребительских кредитов (для физических лиц, граждан);
рынок межбанковских кредитов (заемщики сами банки);
рынок государственных кредитов (заемщики государственные финансовые органы).
5. По типу кредиторов различают:
рынок банковских кредитов;
рынок кредитов небанковских кредитно-финансовых институтов;
рынок государственного кредита;
рынок кредитов организаций нефинансового сектора экономики.
- Граница между европой и азией Америка относится к европе
- Как экономить деньги при маленькой зарплате?
- Порядок получения жилищной субсидии для военнослужащих
- Лимит кассы: нормативная база и сроки установления лимита
- Полная система вычетов Алгебраическая форма комплексного числа
- Модель «Совокупный спрос – совокупное предложение Увеличение совокупного спроса вызывает
- Что называется периодом в физике
- Виды и типы недвижимости, их экономическая составляющая Поля инициализаторов типа
- Экономика, население и города Чеченской Республики
- Особенности проведения региональной программы материнский капитал в московской области Региональный материнский капитал программе семья
- Должностная инструкция страхового агента росгосстрах
- Учет материалов на складе и в бухгалтерии
- На вопрос «Можно ли строить дом без разрешения на строительство?
- Ип на осно какие налоги платит?
- Доходы и расходы будущих периодов Как распределить расходы, затрагивающие несколько налоговых периодов
- Экономические циклы, их особенности и виды
- Необходимо знать от чего зависят цены на жилье
- Контрольная работа: Экономическая мысль Древней Греции
- Бухгалтерские проводки по реализации товаров и услуг 1с бухгалтерия 8
- Оборотные активы организации