Кредитный рынок. Денежный рынок


Загайнов И.А. «Психология личности»

1. Человека как индивида характеризует…

A. средний рост

b. креативность

c. мотивационная направленность

d. индивидуальный стиль деятельности

2. Первичная социализация индивида, в процессе которой он усваивает нормы и образцы поведения, осуществляется…

A. прежде всего, в детском возрасте

b. на протяжении всей жизни

c. в период зрелости

d. после завершения обучения в школе

3. К микрофакторам социализации личности относится…

A. семья

c. культура

d. государство

5. Интеракционисты в структуре личности выделяют такие три компонента, как…

A. I, Me, Self (Я, Те, Самость)

b. Id, Ego, Super-Ego (Оно, Я, Сверх-Я)

c . Parent , Adult , Child (Родитель, Взрослый, Ребенок)

d. Conscious, Personal unconscious, Collective unconscious (сознательное, личное бессознательное, коллективное бессознательное)

6. Механизм социализации, который действует в процессе взаимодействия человека с институтами общества,/ называется…

A. Институциональным

b. рефлексивным

c. стилизованным

d. традиционным

7. Процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит, называется…

A. социализацией

b. воспитанием

c. общением

d. образованием

8. В психоаналитической теории этическое или моральное образование в структуре личности, которое представляет собой систему социальных норм и стандартов поведения, полученную от родителей посредством поощрения и наказания, называется ___________.

Ответ: суперэго

9. Архетип в теории К.Г. Юнга, означающий роли, которые люди выполняют в соответствии с социальными требованиями со стороны окружающих; «публичное лицо» человека, которое видят окружающие, называется ________________. Ответ укажите в единственном числе в именительном падеже.

Ответ: персона.

10. Высший аспекты жизни, достигаемый самоактуализирующимися индивидами, который включают такие ценности, как истина, добро, красота, справедливость и совершенство, называется _____________. Ответ укажите в единственном числе в творительном падеже.

Ответ: метаценность.

11. Согласно идеям А. Бандура, ощущение индивидом своих способностей, своих возможностей справляться с определенным набором ситуаций, которые возникают в его жизни, называется ________________. Ответ укажите в единственном числе в именительном падеже.

Ответ: самоэффективность

12. Разновидность защитного механизма личности, заключающегося в том, что человек приписывает кому-то или чему-то свои собственные мысли, чувства, мотивы, черты характера и пр., полагая, что он воспринял что-то приходящее извне, а не изнутри него самого, называется ____________. Ответ укажите в единственном числе в творительном падеже.

Социализация - это процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения того общества, к которому он принадлежит. В процессе социализации у индивида формируются социально значимые качества, необходимые личности для исполнения социальных ролей.

Формирование личности возможно только в человеческом об­ществе. Люди, в отличие от животных, не обладают врожденными образцами поведения, в их генах не запрограммированы сложные социальные отношения. Например, детеныши обезьян уже через три-шесть месяцев после рождения сами добывают себе пищу; птенец горной куропатки вылупляется из яйца оперенным, способным летать и добывать себе пищу; мальки некоторых видов живородящих акул рождаются уже «матерыми» хищниками. Человек же без длительного периода социализации не может стать полноценной личностью.

История знает немало случаев, когда малолетние дети попадали в стаю животных (волков, обезьян и др.) и росли среди них. Возвращенные в общество, они не обладали необходимыми для личности социальными качествами (абстрактным мышлением, культурой, навыками деятельности). Кроме того, они утрачивали способность усвоения социальных качеств и не могли адаптироваться в обществе.

Социализация осуществляется как в ходе целенаправленного воздействия на человека методами воспитания, образования, так и под влиянием различных факторов окружающей среды (различных форм общения, средств массовой информации, искусства и др.). Методы и цели социализации зависят от того, какие качества личности ценятся в той или иной культуре, какие статусы и роли являются наиболее востребованными в обществе. Совокупность различных механизмов (институтов) социализации (семьи, школы, трудового коллектива, неформальных объединений и др.), создает относительно устойчивую систему социализации.

От эффективности системы социализации зависит перспектива развития не только отдельных индивидов (социальных групп), но и будущее всего общества. Подрастающие поколения, приобретая социальный опыт, усваивая необходимые роли, занимают статусы старших поколений. И если общество (государство) не уделяет должного внимания совершенствованию системы социализации, то оно обречено на застой и деградацию.

Когда результаты социализации не оправдывают наши ожида­ния, то мы говорим об отклонениях от общепринятых стандартов - девиации.

Девиация (от лат. devistio - отклонение) - отклоняющееся от общепризнанных стандартов поведение индивида или группы (преступность, правонарушения, наркомания, проституция, алкоголизм, самоубийство и пр.) Девиация бывает

индивидуальной и групповой.

Индивидуальная девиация свойственна любой социальной группе (семье, учебному классу, трудовому коллективу и др.). Она в большей мере обусловлена не объективными условиями социализации, а индивидуальными свойствами личности, случайными обстоятельствами, микросредой, в которой индивид может оказаться. В случаях индивидуальной девиации принять говорить - «в семье не без урода».

Групповая девиация - более негативное социальное явление. Она в большей степени свидетельствует не об индивидуальных отклонениях в структуре социализации, а о том, что общие объективные условия не позволяют целым социальным группам найти свое место в социальной структуре общества, самореализоваться, не нарушая общепринятых ценностей и норм. Общая криминализация современного российского общества - наглядное проявление групповой девиации.

Групповая девиация - это своего рода показатель того, что су­ществующие в обществе социальные отношения не отвечают интересам многих социальных групп. Кризисное состояние общества способствует разрастанию масштабов девиантного поведения, и оно становится обыденным, повседневным явлением, т. е. воспринимается как должное или неизбежное.

В коррумпированных государственных структурах принципиальный, честный работник (чиновник, следователь, судья и др.) воспринимается как инородное тело (как человек с отклонениями), а преуспевающий преступник - как образец для подражания.

Процесс социализации индивида условно делится на несколько возрастных этапов (стадий). Однозначного мнения о количестве стадий не существует. Одни ученые считают, что социализация включает три основные стадии (Дж. Г. Мид); другие - четыре (3. Фрейд); третьи - восемь (Э. Эриксон) и т. д. Не вдаваясь в дета­ли дискуссии, возьмем за основу градации четыре основных периода жизни человека: детство, юность, зрелость, старость. Каждому из названных периодов свойственны свои особенности социализации. Например, в раннем и среднем детском возрасте ребенок стремится подражать родителям или старшим товарищам (быть, как все); в подростковом и юношеском возрасте - формировать собственное «я», развивать индивидуальность (отличаться от других); в зрелом возрасте - соответствовать общепринятым стандартам; в старости - сохранять достигнутый ранее социальный статус.

В процессе социализации личности можно выделить два качест­венных уровня, два этапа - социальную адаптацию и интернализацию (переход внешних факторов во внутреннюю сущность человека).

Социальная адаптация - это процесс приспособления индивида к новым (меняющимся) социальным условиям (ролевым функциям, социальным нормам, институтам и др.), помогающий личности усвоить новые «правила игры» и адекватно реагировать на внешние обстоятельства.

Интернализация (от лат. internus - внутренний) - процесс включения социальных норм, ценностей, установок и т. п. во внутренний мир человека. Говорить об интернализации индивида можно тогда, когда те или иные аспекты внешней среды стали для него неотъемлемой частью его внутреннего мира. Например, когда человек идентифицирует (отождествляет) себя с определенной ролью, профессией, социальной группой, организацией и др. (я - шахтер; мы - русские; моя семья; мой класс; мои друзья; мой народ).

Социализация индивида начинается с первых дней его жизни и продолжается всю жизнь. Первичная социализация происходит в семье и в детских дошкольных учреждениях. В формировании социально значимых качеств личности особенно велика роль семейной социализации. В семье ребенок усваивает основы социального взаимодействия, получает представление о семейных статусах и ролях, узнает, «что такое - хорошо, а что такое - плохо». Поэтому индивид, не прошедший этапа семейной социализации или прошедший его не в достаточной степени, впоследствии может испытывать трудности в исполнении тех или иных социальных ролей.

Следующим этапом в становлении личности является школьная социализация. Она представляет собой двуединый процесс воспитания и обучения. Основными задачами школьной социализации являются: сформировать у индивида общее

представление об обществе и мире; научить его выделять приоритеты в социальных отношениях; подготовить к будущей самостоятельной жизни.

Послешкольная социализация индивида может происходить в средних и высших учебных заведениях, армейской среде, трудовом коллективе и т. д. Значительное влияние на процесс социализации личности оказывают средства массовой информации, художественная литература, искусство, а также различные неформальные группы (друзья, соседи, родственники и др.).

В течение жизни индивид может неоднократно менять место жительства и место работы, вступать в брак и разводиться, осваивать новые роли и виды деятельности, терять старые и приобретать новые статусы, менять свои взгляды, убеждения и ценностные ориентации. Процесс замещения ранее усвоенных индивидом знаний, норм, ценностей и ролей новыми называется ресоциализацией.

1. Понятие «Социализация».

«Социализация личности» - это одно из ведущих понятий социальной педагогики, будучи междисциплинарным, оно отражает достаточно сложное социальное явление. В научной литературе можно встретить различные определения этого понятия, такие как:

"Социализация – это сложный многогранный процесс" по:

Усвоению индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит;

Усвоению и дальнейшему развитии индивидом социально-культурного опыта;

Становлению личности, обучению и усвоению индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе;

Включению человека в социальную практику, приобретению им социальных качеств, усвоению общественного опыта и реализации собственной сущности посредством выполнения определенной роли в практической деятельности и т. д.
Социализация – это сложный и непрерывный процесс, протекающий на биологическом, психологическом и социальном уровнях, при котором, с одной стороны , потребности отдельно взятой личности адаптируются к потребностям общественным (или отвергаются ею). Причем адаптация носит не пассивный характер, приводящий к конформизму, а активный, при котором индивид добровольно и творчески выстраивает свою роль в обществе, развивая и совершенствуя при этом человеческую природу на уровне генетической памяти. С другой стороны, общество формирует нормы морали и поведения, педагогически целесообразные формы общежития, отношения между людьми в семье, школе, в досуговых учреждениях, в иной окружающей человека социальной среде.
Социализация-это процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит.
В содержание понятия «социализация» входит:

Усвоение социальных норм, умений, стереотипов;

Формирование социальных установок и убеждений;

Приобщение индивида к системе социальных связей;

Самоактуализация Я личности;

Усвоение индивидом социальных влияний;

Социальное обучение принятым в обществе формам поведения и

общения.
Социализация осуществляется в ходе направленного воздействия на человека как в системе воспитания, так и под влиянием круга других факторов: семейное, внесемейное общение, искусство, средство массовой информации и др.
Каждому возрасту соответствует свой тип социализации. Социальные психологи выделяют две основные стадии:

Первичную – характерную для раннего детства стадию приобщения индивида к обществу (установки, нормы);

Вторичную – стадию, на которой индивид играет активную роль в изменении своего окружения.
2. Этапы социализации.

В ходе социализации можно выделить отдельные этапы. Для каждого из них характерно формирование новых потребностей, их осознание и перевод в систему ценностей. Новые потребности играют роль ведущих на своем этапе развития.

Можно выделить семь этапов.

Первым этапом социализации является восприятие индивидом социальной информации на уровне ощущений, эмоций, знаний, умений и навыков. При этом следует непременно учитывать фактор своевременности подачи информации.

Вторым этапом социализации ребенка является интуитивное соотнесение получаемой информации с генетически заложенным кодом, собственным социальным опытом и формирование на этой основе собственного к ней отношения. На этом этапе социализации первостепенное значение приобретают глубинные переживания. Каждого человека будоражат, а ребенка в особенности,часто необъяснимые чувства, позывы совершить то или иное деяние, причем как позитивное, так и негативное. Именно к этим чувствам, к состоянию души неосознанно прислушивается человек при восприятии и оценке той или иной информации.

Другой фактор, оказывающий сильное воздействие на этом этапе социализации – микросреда, в которой преимущественно пребывает ребенок. Это может быть двор, друзья, класс, но чаще всего - это семья, и когда новая информация вступает в противоречие с установками , полученными ребенком в этой среде, наступает внутренний конфликт, который ему предстоит разрешить.

Отсюда третий этап – выработка установки на принятие или отторжение полученной информации. В качестве факторов, оказывающих воздействие на данном этапе, выступают дела, в которые включен ребенок и которые, так или иначе, поглощают его. В результате, каждому следующему источнику информации все труднее привести ребенка к своим ценностям.

В качестве четвертого этапа выступает формирование ценностных ориентаций и установка на действие. В качестве ведущего фактора , благоприятствующего положительному исходу этого этапа, выступает идеал.

Основой пятого этапа служат поступки, логически выстроенная система поведения. При этом следует отметить, что в одних случаях поступки следуют сразу же за получением информации (словно «взрывная реакция»), и только потом прорабатываются второй, третий и четвертый этапы, в других же случаях, они возникают лишь в результате неоднократного повторения определенных воздействий извне, проходя через этап обобщения и закрепления.

На шестом этапе формируются нормы и стереотипы поведения. Этот процесс происходит во всех возрастных группах с той лишь разницей, что имеет разное качественное состояние. В шесть лет усваивается норма не драться, а в шестнадцать – отстаивать свои и других людей честь и достоинство.

Ценностно-ориентационная функция, формирующая систему ценностей, определяющих образ жизни человека;

Коммуникативно-информационная, приводящая человека во взаимоотношения с другими людьми, группами людей, системой, насыщающая человека информацией с целью формирования его образа жизни;

Прокреативная функция, порождающая готовность действовать определенным образом;

Творческая функция, в процессе реализации которой рождается стремление творить, отыскивать выход из нестандартных ситуаций, открывать и

преобразовывать мир вокруг себя;

Компенсаторная функция, восполняющая дефицит необходимых физических, психических и интеллектуальных свойств и качеств человека.

Функции социализации не только раскрывают, но и определяют процесс развития индивида и общества. Функции направляют активность индивида , определяя более или менее перспективные пути развития личности. Они, реализуясь в комплексе, дают возможность индивиду проявить себя в определенной сфере деятельности.
4. Уровни социализации.
Процесс социализации индивида протекает на трех уровнях.

1. Биологический уровень.

Это связь организма человека с окружающей его средой. Человек, равно как и любое растение или животное, является частью космоса. Человек подвержен влиянию погоды, фазам луны и другим природным явлениям.

2. Психологический уровень.

В процессе социализации выделяется две стороны личности – как субъекта, так и объекта общественных отношений. Под субъектом понимается деятельное начало индивида, процесс активного воздействия на себя (самореализация) и на окружающую среду (преобразующая деятельность). Таким образом, процесс социализации человека в существенной мере выступает как результат двух процессов: первый из них определяется активностью самого человека, а второй – логикой развертывания внешних, по отношению к нему, проблемных ситуаций.

3. Социально-педагогический уровень.

Это связь человека с обществом в лице социальных институтов и отдельных групп, когда ребенок ищет новые социальные роли и выбирает стиль социального поведения, а общество дает ему свои социальные предписания.

Уровни социализации демонстрируют основу человеческой личности, влияние социальных институтов на ее формирование, рассматривая личность как объект, так и субъект воздействия личности на себя и общество, а также общественных институтов на личность.

Включенность в обозначенные выше уровни обуславливает пространственно-временную непрерывность процесса социализации на протяжении всей жизни человека.

Поскольку социальная среда есть явление динамическое, результатом социализации являются все новые и новые качества, приобретаемые в процессе

социальной жизни, благодаря завязыванию все новых связей, отношений с другими людьми, общностями, системами.
5. Стадии и формы социализации.

Стадии социализации можно выделить, проанализировав возрастную периодизацию. Так как каждому возрастному этапу соответствуют определенные потребности, нужды, ощущения, особенности и т.д., то можно выделить шесть стадий социализации.

1. Биоэнергетическая (пренатальная). С 3-5 месяцев эмбрионального развития на уровне сенсорной системы (вкуса, кожной чувствительности, слуха) происходит «освоение» ребенком мира.

2. Идентификационная стадия (до 3-х лет). Этот период отождествления себя со всем, что окружает ребенка, от мебели, игрушек - до мамы, папы, животных, растительного мира. Это - период становления и

функционирования так называемого «сенсомоторного, доречевого, практического интеллекта» (Ж. Пиаже). Вся психическая деятельность ребенка состоит из восприятий действительности и моторных реакций на него.

3. Корреляционная стадия (3-5 лет). Для данной стадии характерно предпонятийное интуитивное мышление ребенка. Это период зарождения целенаправленной совместной деятельности детей, в процессе которой

приобретается опыт руководства над другими детьми, а также и опыт своего подчинения.

4. Экспансивная стадия (6-10 лет). Характеризуется стремлением ребенка расширить свой социальный кругозор, а узнаваемое срочно распространить во все поры своего существования. Это период конкретных операций. У ребенка формируется самооценка , отношение к себе и, как результат, требования к самому себе.

5. Конвентивная стадия (11-15 лет). Характеризуется

«взрывоопасностью». Подросток ищет выход из постоянно возникающих конфликтных ситуаций. В поисках ответа он постоянно обращается к друзьям, родителям, другим взрослым, устанавливается система социальных взаимоотношений с окружающими, среди которых наибольшую

ценность представляет мнение товарищей. Потребность в самоутверждении настолько сильна в этом возрасте, что во имя признания товарищей подросток готов на многое: он может поступиться своими взглядами и убеждениями, совершить действия, которые расходятся с его моральными установками. Вместе с тем существенное значение для подростков имеет его положение в семье, которое при

благоприятном морально-психологическом климате может активно на него воздействовать.

6. Концептуальная стадия (16-20 лет). Характеризуется выходом в самостоятельную жизнь. Перед юношеством возникает необходимость самоопределения, выбора жизненного пути в профессиональном плане.

Юношеский возраст выгодно отличается от всех предыдущих

самостоятельностью в формировании целостной системы взглядов, оценок, ценностных ориентаций и установок.

На каждой стадии воздействие на индивида осуществляется определенным образом, направленно или спонтанно. Но чаще всего эти две формы воздействия дополняют друг друга, компенсируя недостатки предыдущей.

Выделяют две формы социализации подрастающего поколения: направленная (целенаправленная) и ненаправленная (спонтанная).

Направленная форма социализации – это специально разработанная определенным обществом система средств воздействия на человека с тем, чтобы сформировать его в соответствии с целями и интересами этого общества.

Ненаправленная, или стихийная форма социализации – это автоматическое формирование определенных социальных навыков в связи с постоянным пребыванием индивида в непосредственном социальном окружении.

Резюмируя вышесказанное можно отметить, что любой социальный институт, будь то школа, семья или любительское объединение, могут воздействовать на ребенка как целенаправленно, так и спонтанно. Все зависит от программы деятельности того или иного социального института.


6. Институты социализации.

Социализация - это процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, знаний, норм поведения, ценностей, отношений. Это усвоение происходит в процессе общения и деятельности, когда человек постепенно адаптируется к требованиям общества, усваивает многочисленные социальные роли, которые каждый выполняет в течение жизни. Социализация как явление и функция общества носит противоречивый , сложный, разнонаправленный характер. Она осуществляется как целенаправленными, контролируемыми действиями - через воспитание в семье и особенно в школе, так и посредством стихийных, спонтанных влияний со стороны разных социальных институтов и факторов.

К институтам социализации относятся семья, школа (образовательные учреждения), микросреда, социальные группы, общественные организации, средства массовой информации, институты политики, культуры, церкви. Как было сказано раньше, воспитание как социальная функция это и есть социализация. А воспитание как целенаправленное воздействие на развитие личности является функцией одного из агентов социализации - школы.
Следует признать большие, но все же ограниченные возможности школы в формировании личности, поскольку институтов и условий социализации много и они действуют часто несогласованно, жизнь общества не поддается всеобщему регулированию. Поэтому личность в процессе социализации имеет определенную независимость, автономию. Это надо, очевидно, признать нормой, из чего следует , что, с одной стороны, общество имеет много возможностей для влияния на формирование личности, обеспечивает богатство и разнообразие условий для развития и социализации. С другой стороны, это несет в себе элемент непредсказуемости, опасность развития индивида в антисоциальном направлении, уход в маргинальные группы, создает возможность развития отклоняющегося поведения.
Задача общества - определить оптимальные соотношения между социальными воздействиями на личность и социальной саморегуляцей личности, ее саморазвитием. В социологии это находит выражение в концепциях, с одной стороны, "жесткой" и, с другой стороны, гуманистической, понимающей социализации.

Эта же проблема в педагогике отражена в понятиях авторитарная и гуманистическая педагогика. Для учителя, воспитателя в школе, необходимо в первую очередь знание наиболее важных институтов социализации школьников, это семья, школа, микросреда ("улица"). Конечно, важно также знать и другие институты социализации, которые опосредованно влияют на формирование учащихся: это политика, экономика, культура, религия, средства массовой информации.


6. Агенты социализации.

Институты, группы и отдельных людей, которые оказывают значимое влияние на социализацию называют агентами социализации.

На каждом этапе жизненного пути выделяются свои агенты социализации.

1. В младенческий период главными агентами социализации являются родители или люди постоянно заботящиеся и общающиеся с ребенком.

2. В период от трех до восьми лет количество агентов социализации быстро растет. Кроме родителей ими становятся друзья, воспитатели, другие люди окружающие ребенка. Кроме этого в процесс социализации включаются средства массовой информации. Особую роль среди них играет телевидение.

3. Исключительно важным в процессе социализации является период от 13 до 19 лет. В этот период начинает формироваться отношение к противоположному полу, возрастает агрессивность, стремление к риску, независимости и самостоятельности. Важным в этот период является:

Изменение роли агентов социализации

Изменение в ценностных ориентациях, включая существование параллельных систем ценностей

Усиление восприимчивости к негативным оценкам окружающих

Несовпадением между уровнем социальных притязаний и низким социальным статусом

Противоречием между усилением ориентации на самостоятельность и усиливающейся зависимостью от родителей.

(от лат. socialis - общественный; англ. socialization; нем. Sozialisierung)
Эн-культурация

1. Двунаправленный процесс, в котором, с одной стороны, от общества к личности идут процессы трансляции необходимых для усвоения содержаний и осуществляются процедуры целенаправленного (но и стихийного) воздействия и социального контроля, призванные обеспечить проектируемые результаты, а с другой - на уровне индивида - происходит в той или иной мере адекватное усвоение социокультурного опыта, его интернализация и формирование самих личностных структур.

2. Двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта, идеалов, ценностей и норм культуры путем вхождения в социальную среду, в систему социальных взаимодействий с другими людьми, а с другой стороны, процесс активного воспроизводства социального опыта, ценностей, норм, стандартов поведения, за счет его активной социальной деятельности, личностной переработки и видоизменения социального опыта.

3. Модификация поведения индивидуума в направлении соответствия требованиям социальной жизни, начиная с младенчества.

4. Осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс как организованного и контролируемого, так и стихийного воздействия на них со стороны общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, социальных группах и организациях, становятся личностями.

5. Подключение человека к культуре как таковой.

6. Подключение человека к традициям конкретной национальной культуры, выступающей далее для него в качестве автохтонной, родной.

7. Последовательный процесс введения, размешивания и растворения индивида в обществе.

8. Принятие индивидом в процессе социального взаимодействия определенных норм и ценностей, взглядов и образа действий.

9. Процесс, в значительной мере являющийся результатом того, что детское подражание (имитация) получает подкрепление в любом случае, вне зависимости от того, специально подкрепляется поведение ребенка или нет.

10. Процесс включения индивида в систему общественных отношений (и формирования у него социальных качеств).

11. Процесс, в ходе которого и с помощью которого люди обучаются приспосабливаться к социальным нормам, т.е. процесс, делающий возможным продолжение общества и передачу его культуры между поколениями.

12. Процесс, в ходе которого культура общества передается детям.

13. Процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.

14. Процесс операционального овладения набором программ деятельности и поведения, характерных для той или иной культурной традиции, а также процесс интериоризации индивидом выражающих их знаний, ценностей и норм.

15. Процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного "Я" проявляется уникальность данного индивида как личности.

16. Процесс принятия норм и ценностей, взглядов и образа действий, а также интеграция системы общественных ролей.

17. Процесс присвоения человеком социального выработанного опыта, прежде всего системы социальных ролей.

18. Процесс социального взаимодействия, посредством которого люди приобретают знания, мнения, взгляды и формируют модели поведения, необходимые для успешного участия в жизни общества.

19. Процесс социального научения, для которого необходимо одобрение группы.

20.Процесс становления личности, усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной группе.

21. Процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта (социальных норм, ценностей, образцов поведения, ролей, установок, обычаев, культурной традиции, коллективных представлений, верований и т.д.).

22. Процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта - трудовых навыков, знаний, норм, ценностей, традиций, накапливаемых и передаваемых от поколения к поколению.

23. Процесс усвоения индивидом культурных норм и социальных ролей, необходимых для успешного функционирования в данном обществе.

24. Процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, которому он принадлежит.

25. Процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм, ценностей, знаний и навыков, позволяющих ему успешно функционировать в данном обществе.

26. Процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

27. Процесс формирования индивидуальности.

28. Развитие человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.

29. Результат и целенаправленное формирование личности посредством воспитания, формального обучения и стихийного воздействия на личность жизненных обстоятельств.

30. Результат социального взаимодействия.

31. Самоактуализация Я.

32. Совокупность взаимосвязанных процессов усвоения и воспроизводства индивидом необходимого и достаточного для полноценного включения в общественную жизнь социокультурного опыта и фило-онтогенетического формирования и развития соответствующих свойств и качеств индивида, его становления как конкретно-исторического типа личности и субъекта (актора) социокультурных практик данного общества.

33. Совокупность процессов: интернализации социальных норм, усвоения социальных функций и вхождения в социальную группу (социальной мобильности).

34. Сознательное целенаправленное воздействие на формирование личности (воспитание), и объективный стихийно-спонтанный процесс трансформации индивидуального сознания в соответствующем социокультурном контексте.

35. Социальное научение.

36. Социальные процессы, в соответствии с которыми дети приобщаются к социальным нормам и ценностям, в этом процессе происходит становление их личности.

37. «Становление актёра» – процесс овладения «мастерством ношения маски» и «умения жить внутри сценария».

38. Становление личности в процессе усвоения индивидом основного набора духовных ценностей, выработанных человечеством.

39. Усвоение культурных норм и освоение социальных ролей, продолжающееся всю жизнь (с младенчества до старости).

40. Формирование возможностей и умения выполнять свои социальные роли.

  • 1.4. Регулирование финансового рынка и деятельности его участников
  • Литература
  • Глава 2. Валютные рынки
  • 2.1. Понятие валютного рынка и его структура
  • 2.2. Основные участники валютного рынка и их операции
  • 2.3. Валютные операции на национальном валютном рынке
  • 2.4. Основные финансовые инструменты валютного рынка и стратегии участников рынка
  • 2.5. Регулирование открытых валютных позиций банков Банком России
  • Литература
  • Глава 3. Кредитный рынок и его сегменты
  • 3.1. Кредит как особый финансовый инструмент
  • 3.2. Кредитный рынок, его основные характеристики и классификация
  • 6. По характеру деятельности кредиторов:
  • 3.3. Банковский кредитный рынок: его сегменты, участники, кредитные продукты и кредитные технологии
  • 3.3.1. Рынок банковских депозитов (вкладов)
  • 3.3.2. Рынок банковского корпоративного кредитования
  • 3.3.3. Банковский рынок потребительских и других кредитов
  • 3.3.4. Межбанковский кредитный рынок
  • 3.3.5. Инфраструктура банковского кредитного рынка и его регулирование
  • 3.4. Перспективы развития банковского кредитного рынка
  • 3.5. Рынокипотечного кредитования
  • 3.5.1. Структура рынка ипотечного кредитования, особенности его функционирования
  • 3.5.2. Особенности залога отдельных видов недвижимого имущества в Российской Федерации
  • 3.5.3. Инструменты ипотечного кредитования и ипотечные технологии
  • 3.5.4. Основные модели привлечения ресурсов на рынок ипотечного кредитования
  • 3.5.5. Рынок ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации
  • Рынокмикрокредитования (микрофинансирования)
  • Литература
  • Глава 4. Рынок ценных бумаг
  • 4.1. Понятие рынка ценных бумаг и его функции
  • 4.2. Виды и классификация ценных бумаг
  • 4.3. Ипотечные ценные бумаги
  • 4.4. Институциональная структура рынка ценных бумаг
  • 4.5. Регулирование рынка ценных бумаг
  • 4.6. Современные тенденции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации
  • Литература
  • Глава 5. Рынок страхования
  • 5.1. Сущность страхования, его формы и виды
  • 5.2. Рынок страховых услуг, его структура и функции
  • 5.3. Участники страхового рынка
  • 2009 Год
  • 2010 Год
  • 5.4. Страховые продукты и технологии работы страховых компаний
  • 5.5. Государственное регулирование страховой деятельности вРф
  • 5.6. Современное состояние российского страхового рынка и перспективы его развития
  • Глава 6. Рынок золота
  • 6.1. Рынок золота как особый сегмент финансового рынка
  • 6.2. Участники рынка золота и его функции
  • 6.3. Основные виды банковских операций с драгоценными металлами и технологии их проведения
  • Литература
  • 1Инструкция Банка России от 16 января 2004 г. № 110-и «Об обязательных нормативах банков».
  • 1 Дэвидсон э., Сандерс э, Вольф л. Л. И др. Секьюритизация ипотеки: мировой опыт, структурирование и анализ: Пер. С англ. М.: Вершина, 2007.
  • 3.2. Кредитный рынок, его основные характеристики и классификация

    В отечественной и зарубежной экономической литературе, как показал анализ, не сложился единый методологический подход к определению границ кредитного рынка, составу его участников и набору обращающихся на нем инструментов. Ряд авторов вообще не применяет термин «кредитный рынок», оперируя другими, связанными с ним или близкими к нему понятиями, такими как «финансовый рынок», «рынок капиталов», «рынок ссудных капиталов», «кредитная система», «кредитно-банковская система», «кредитно-финансовая система», вкладывая в них разный смысл. Другие авторы, напротив, выделяют кредитный рынок в качестве самостоятельного рынка, но при этом по-разному раскрывают его суть и в соответствии с ней по-разному соотносят кредитный рынок с финансовым рынком.

    Рассматривая финансовый рынок как рынок, на котором обращается множество финансовых инструментов, следует определить кредитный рынок в качестве его самостоятельного сегмента, который необходимо рассматривать отдельно, исходя из специфики кредита как экономической категории (а не его юридического оформления) и из относительной однородности финансовых инструментов, обращающихся на данном рынке, как долговых инструментов 1 .

    В России, недавно вступившей на рыночный путь хозяйствования, кредитный рынок является наиболее развитым сегментом финансового рынка. Это обусловлено историческим ходом развития экономических отношений в нашей стране, а также современным состоянием экономики, уровнем развития финансово-кредитных отношений, потребительскими предпочтениями в оформлении кредитов (займов) и рядом других факторов. В соответствии с этим из существующих в мире трех моделей финансового рынка (американской или рыночной, европейской или банковской и смешанной) в России в настоящее время присутствует европейская (банковская) модель 2 . Для нее характерно следующее: сравнительно небольшой объем операций; недостаточная развитость отдельных кредитно-финансовых институтов; относительная ограниченность рынка ценных бумаг; широкое участие в операциях и финансировании экономики страны универсальных коммерческих банков, государственных или смешанных кредитно-финансовых учреждений, невысокая доля финансирования за счет облигационных займов; низкая доля акционерного капитала.

    В то же время американская (рыночная) модель, соответствующая высокоразвитой экономике, характеризуется наличием двух мощных звеньев – кредитной системы и рынка ценных бумаг; высоким уровнем накопления капитала; широкой интернационализацией; максимальными ограничениями, накладываемыми на деятельность коммерческих банков на финансовом рынке; высокой долей акционерного капитала; преобладающим участием на рынке ценных бумаг инвестиционных фондов, брокерских компаний, других небанковских инвестиционных институтов; низкой долей прямого банковского кредита в финансировании экономики страны; покрытием дефицита бюджета только путем выпуска ценных бумаг. Смешанная модель финансового рынка, которая характерна для Японии, предполагает присутствие на нем одновременно и банков, и небанковских инвестиционных институтов при наличии у них равных прав и возможностей при проведении операций. Именно на такую модель финансового рынка взят курс в Российской Федерации.

    Кредитный рынок – это совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи ссудного капитала в целях обеспечения непрерывности осуществления воспроизводственного процесса, а также удовлетворения потребностей в нем государства и населения. На таком рынке аккумулируются свободные денежные средства (ресурсы) хозяйствующих субъектов, государства, а также личные сбережения граждан, которые затем трансформируются в объект продажи (ссудный капитал) и перераспределяются на условиях возвратности, срочности и платности в соответствии со спросом и предложением на них. Это определение кредитного рынка с функциональной точки зрения. С институциональной же точки зрения – это совокупность кредитно-финансовых организаций, валютно-фондовых бирж, осуществляющих посредничество при движении временно свободных средств от продавцов (владельцев) к покупателям (пользователям). На кредитном рынке со стороны спроса на деньги выступают заемщики, а со стороны предложения денег – кредиторы. Они-то и являются основными участниками кредитного рынка.

    На кредитном рынке все совершаемые операции, несмотря на различие в формах их осуществления, представляют собой по своей экономической сути кредитные сделки. Предметом сделок во всех операциях является ссудный капитал, а ценой, которую покупатели ссудного капитала платят за него, − процентная ставка. Она отражает условия предоставления кредита (займа) и, следовательно, доступность ссудного капитала в тот или иной момент для заемщика (пользователя). Цена кредита (ссудный процент) отражает общее состояние спроса и предложения ресурсов на кредитном рынке. Она находится под влиянием целого ряда факторов:

      цикличности развития рыночной экономики (на стадии спада ссудный процент, как правило, увеличивается, на стадии быстрого подъема – уменьшается);

      темпов инфляционного процесса (рост темпов инфляции приводит к повышению номинальных процентных ставок на кредитном рынке);

      эффективности инструментов регулирования монетарных властей (чем выше уровень установленной учетной ставки (ставки рефинансирования), тем дороже стоимость кредита);

      динамики денежных накоплений (доходов) экономических субъектов (при тенденции к их сокращению ссудный процент, как правило, увеличивается).

    Аккумуляция и перераспределение свободных денег между субъектами экономики осуществляется на кредитном рынке через кредитный механизм, основой которого является кредит, отличающийся от других видов активов финансового рынка присущими только ему принципами возвратности, срочности и платности. Можно сказать, что это является одной из характерных особенностей кредитного рынка.

    К другим его особенностям относятся:

      универсальность характера деятельности , которая выражается в охвате кредитными отношениями различных групп заемщиков и наличии разнообразных кредитных продуктов, в использовании для этого разного рода финансовых инструментов, в том числе производных;

      наличие на нем конкуренции как продавцов кредитных ресурсов, так и их покупателей;

      обслуживание сферы обращения , через которую он влияет на производство, распределение, обмен и потребление;

      жесткое государственное регулирование деятельности профессиональных участников этого рынка;

      взаимосвязь и интеграция кредитного рынка с другими сегментами финансового рынка. Например, четко прослеживается взаимодействие кредитного рынка с товарным (через коммерческие кредиты), с рынком ценных бумаг (через эмиссию и обращение долговых ценных бумаг − векселей, облигаций, депозитных сертификатов, а также структурированных ценных бумаг, обеспеченных банковскими активами: закладными на недвижимость, автомобилями и т. д.).

    В условиях рыночной экономики кредитный рынок выполняет ряд важнейших функций, с помощью которых он оказывает непосредственное воздействие на все стороны хозяйственной жизни. Основными из этих функций в современных условиях являются: аккумуляционная, перераспределительная, регулирующая, стимулирующая, информационная, инвестиционная, социальная. Рассмотрим их более подробно.

    Аккумуляционная функция кредитного рынка заключается в его способности аккумулировать временно свободные средства хозяйствующих субъектов, государства и населения (включая и малые суммы) и превращать их в ссудный капитал, приносящий их владельцам доход в виде процента.

    Перераспределительная функция кредитного рынка тесно связана с его первой, аккумуляционной, функцией, когда мобилизованные финансовые ресурсы по различным каналам направляются непосредственно тем, кто в них в данный момент нуждается, для целей производительного или потребительского назначения. Благодаря этой функции кредитного рынка осуществляется перераспределение ресурсов (перелив свободного капитала) из одной сферы деятельности в другую, между регионами и территориальными округами страны. Это обеспечивает перераспределение капиталов в динамично развивающиеся отрасли экономики и имеющие приоритетное значение инвестиционные проекты.

    Инвестиционная функция кредитного рынка является развитием перераспределительной функции кредита, так как в настоящее время основной спрос на кредитном рынке наблюдается на долгосрочные ресурсы, определяющие технический прогресс в различных отраслях экономики, а соответственно и экономический рост в стране. Что же касается физических лиц, то у них также велика потребность в инвестиционных кредитах, связанных с обустройством земельных участков, дач, строительством жилья (городской и загородной недвижимости), гаражей и т. п.

    Стимулирующая функция кредитного рынка заключается в создании соответствующих условий для вовлечения свободных в экономике средств в кредитный оборот для выполнения капиталотворческой функции кредита.

    Регулирующая функция определяет соотношение спроса и предложения на временно свободные ресурсы, создавая основу для альтернативности их вложения, например, в государственные ценные бумаги, страховые полисы, иностранную валюту, в драгоценные металлы.

    Социальная функция кредитного рынка заключается в дифференциации продавцов и покупателей ресурсов, создавая возможности для достижения социальной справедливости в национальной экономике (например, льготное кредитование малого бизнеса, отдельных потребительских нужд населения и т. д.).

    Информационная функция – выполняет роль источника информации, знаний, сведений о рыночной процентной ставке, видах кредитных продуктов, их цене, а также условиях получения и способов оформления кредитов.

    Кредитный рынок, являясь ведущим сегментом финансового рынка, характеризуется многообразием участников и форм сделок, что позволяет говорить о нем как о сложном, неоднородном и многофункциональном сегменте финансового рынка. Участников кредитного рынка прежде всего следует разделить на две основные группы, а именно на первых кредиторов и первых заемщиков (т. е. на владельцев временно свободных средств, выступающих на кредитном рынке с предложением их продать (разместить под выгодный процент) и на пользователей, испытывающих потребность в дополнительных денежных средствах и, следовательно, предъявляющих спрос на ресурсы на кредитном рынке). Это юридические лица (в виде хозяйствующих субъектов, государственных органов и учреждений, банков и прочих финансово-кредитных учреждений), а также физические лица (граждане РФ, нерезиденты). Они одновременно могут выступать в двух лицах: с одной стороны, в определенное время размещать временно свободные средства на кредитном рынке, а с другой – привлекать их для своих нужд. В этом состоит особенность как участников кредитного рынка, так и его самого. В то же время между первыми заемщиками и кредиторами есть финансовые посредники, что является неотъемлемой сутью кредитного рынка.

    В качестве финансовых посредников выступает широкий круг лиц, которых можно подразделить на отдельные группы, исходя из их роли в посреднической деятельности на кредитном рынке:

    О распределении кредитного рынка России между отдельными участниками дает представление табл. 3.1.

    Таблица 3.1. Распределение кредитного рынка РФ между отдельными

    участниками в динамике, % 2

    Наименование финансовых посредников – участников кредитного рынка

    Годы (на 31.12)

    Банки (ссудная задолженность, вложения в долговые ценные бумаги, учтенные векселя)

    Небанковские финансовые институты (страховые организации, паевые инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные фонды) – вложения в долговые ценные бумаги

    Микрофинансовые организации (портфель займов)

    Ломбарды (портфель займов)

    Лизинговые компании (лизинговый портфель)

    Факторинговые компании (объем уступленной им дебиторской задолженностью)

    Источник : Данные ЦБ РФ (www.cbr.ru), агентства «Эксперт РА» (www.raexpert.ru) и агентства «Cbonds» (www . cbonds . ru ) и Российского микрофинансового центра (www . rmcenter . ru ).

    Наиболее полную характеристику кредитного рынка можно получить, используя для этого различные критерии.

    1. По сфере обращения различают:

      национальные кредитные рынки (рынки ссудных капиталов);

      мировой кредитный рынок (рынок ссудных капиталов).

    2 . По срокам размещения денежных средств различают:

      рынок краткосрочных (в том числе сверхкраткосрочных) кредитов;

      рынок средне- и долгосрочных кредитов.

    3. По формам (видам) кредитов различают:

      рынок банковских кредитов, в том числе:

      рынок ссуд (депозитов);

      рынок производительных кредитов;

      рынок межбанковских кредитов;

      рынок потребительских кредитов 1 ;

      рынок ипотечных кредитов;

      рынок межхозяйственного кредита;

      рынок потребительских кредитов.

    4 . По типу заемщиков различают:

      рынок корпоративных кредитов (для юридических лиц-хозяйственников);

      рынок потребительских кредитов (для физических лиц, граждан);

      рынок межбанковских кредитов (заемщики сами банки);

      рынок государственных кредитов (заемщики государственные финансовые органы).

    5. По типу кредиторов различают:

      рынок банковских кредитов;

      рынок кредитов небанковских кредитно-финансовых институтов;

      рынок государственного кредита;

      рынок кредитов организаций нефинансового сектора экономики.

    Выбор редакции
    1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

    , Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

    Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

    Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
    Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
    Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
    Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
    Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
    Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...