Финансовое обеспечение научно технической и инновационной деятельности. Инновационное проектирование


4.1 Формы и источники финансирования инноваций

4.2 Собственные источники финансирования инноваций и бюджетное финансирование

4.3 Долговое финансирование инноваций

4.4 Венчурное финансирование инвестиционных проектов

Эффективное управления инновационной деятельностью предполагает расчет потребностей в тех средствах, которые нужны для реализации инновационного проекта и анализ возможных источников финансирования.

Все инновационные проекты независимо от источников финансирования и форм собственности объектов капитальных вложений до их утверждения подлежат экспертизе в соответствии с законодательством РФ. Порядок проведения государственной экспертизы ИП определяется Правительством страны.

Формами финансирования инноваций являются долевое, долговое и безвозмездное финансирование. Детальная классификация форм и источников финансирования ИП на территории РФ показана в таблице 1.

Финансирование инвестиционных проектов

Формы финансирования

Источники финансирования

Собственные финансовые ресурсы

Амортизационные отчисления;

Средства, выплачиваемые страховыми компаниями в виде возмещения потерь от стихийных бедствий, аварий и пр.

Заемные финансовые ресурсы

Облигационные займы;

Банковские кредиты;

Бюджетные кредиты.

Бюджетное

финансирование

Государственные бюджет РФ;

Республиканские бюджеты;

Местные бюджеты и внебюджетные фонды.

Лизинговое

финансирование

Финансовый лизинг;

Оперативный лизинг.

Венчурное

финансирование

Государственные дотации;

Средства крупных компаний, в т.ч. банков;

Финансовые вложения отдельных граждан (“ангелов”)

Проектное финансирование

Капитал крупных финансово-промышленных групп;

Финансовые ресурсы банков.

Краткосрочное финансирование “стартовых” инвестиционных возможностей малого бизнеса путем развития системы франчайзинга

Финансовые ресурсы крупных предприятий, имеющих известную торговую марку, признание в деловом мире.

Ипотечное финансирование

Денежные средства государства;

Ипотечные кредиты, предоставляемые банками населению и хозяйствующим субъектам;

Прибыль финансовых компаний от продажи ипотечных кредитов (обязательств) на вторичном рынке.

Иностранные инвестиции

Капитал иностранных юр. и физ. лиц.

Международные

инвестиции

Средства международных фондов, Всемирного банка, страховых компаний и др.

Важное место в системе источников финансирования ИП занимает собственный капитал фирмы. Первоначальную сумму собственного капитала организации, авансированную в формирование ее активов для старта хозяйственной деятельности, составляет уставный (или складочный) капитал.

В процессе эффективной хозяйственной деятельности коммерческих организаций собственный капитал возрастает за счет капитализированной прибыли, которая характеризует часть прибыли (разницы между доходами и расходами) организации, не использованную на потребление акционерами и персоналом. Именно эта часть прибыли обеспечивает инновационное развитие.

Наряду с рассмотренными, внутренним источником формирования собственного капитала являются амортизационные отчисления, которые не увеличивают величину собственного капитала, но служат способом реинвестирования денежных средств в бизнес.

Собственный капитал, направляемый на финансирование инноваций может привлекаться из внешних источников путем:

    Мобилизации дополнительного паевого капитала (путем взносов средств учредителей в уставный или складочный капитал);

    Привлечения дополнительного акционерного капитала в результате повторной эмиссии и реализации акций;

Безвозмездной финансовой помощи от юридических лиц и го­сударства;

Собственному капиталу свойственны: ограниченность объема привлечения и существенного расширения; высокая стоимость.

Если прибыль и амортизационные отчисления позволяют предприятию в той или иной мере обеспечивать свою финансовую устойчивость и осуществлять инновации, то бюджетные источники финансирования носят более глобальный целенаправленный характер и позволяют в большей степени достигать сближения интересов конкретных организаций и государства, предприятий и регионов.

Важной сферой государственного бюджетного финансирования являются, во-первых, развитие производственной и социальной инфраструктуры в регионах; во-вторых, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности населения.

Прежде всего, государство заинтересовано в создании благоприятных стартовых условий для начинающих предпринимателей. Последние, как правило, не имеют материальных и финансовых ресурсов создания производственной инфраструктуры для своей организации: дорог, средств связи, тепло, вода, энергоснабжения и т.п. Именно государство должно способствовать созданию благоприятных “стартовых” условий развития инвестиционного бизнеса, ориентированного в большей степени на долгосрочное долговое финансирование.

В настоящее время бюджетное финансирование (со стороны государства) осуществляется по двум направлениям: во-первых, в рамках федеральной инвестиционной программы, во-вторых, в рамках программы конкурсного распределения инвестиционных ресурсов.

Такая практика распространена также на региональном уровне, где учитываются экономические и социальные последствия реализации инвестиционного проекта для жителей конкретного региона, как субъекта РФ.

Одной из наиболее распространенных форм финансирования инновационных проектов являются гос. кредиты, источниками которых выступают облигационные займы, банковские и /или/ бюджетные кредиты. В Российской Федерации в силу ряда причин применяется главным образом краткосрочное кредитование ИП. В общем объеме кредитных вложений коммерческих банков, страховых компаний и прочих финансовых организаций доля долгосрочных кредитов составляет менее 5%. На практике большинство коммерческих банков и других кредитных учреждений предпочитает проекты со сроком окупаемости не более двух лет.

Для получения кредита заемщики должны предоставлять финансово-кредитным организациям технико-экономическое обоснование проекта, бизнес-план, в котором должны содержаться вопросы сбыта продукции, информация о ее потенциальных потребителях к др.

Средства федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации могут предоставляться инвестиционным компаниям на возмездной и безвозмездной основе.

Расходы на финансирование государственных капитальных вложений предусматриваются:

    в федеральном бюджете - при условии, что эти расходы являются частью расходов на реализацию соответствующих федеральных целевых программ, а также на основании предложений Президента РФ либо Правительства РФ;

    в бюджетах субъектов Российской Федерации - при условии, эти расходы являются частью расходов на реализацию соответствующих региональных целевые программ, а также на основании предложений органов исполнительной власти субъектов РФ.

Долгосрочные займы привлекаются для формирования недостающего объема инвестиционных ресурсов это основная форма долгового финансирования инноваций.

Исходя из целей и специфики инвестиционной и хозяйственной деятельности, организация применяет конкретные формы привлечения долгосрочных заемных средств.

Основными видами долгосрочного банковского кредита являются ипотечный (под залог основных фондов), ролловерный (с пересматриваемой процентной ставкой) и консорциумный кредит (привлечение к кредитованию союза банков - консорциума).

Одним из источников привлечения заемных средств на долгосрочной основе является эмиссия организацией собственных (корпоративных) облигаций . К этому источнику формирования заемного капитала могут соглас­но законодательству прибегать организации в форме акционерных и других видов хозяйственных обществ. Акционерные общества могут выпускать облигации только после того, как полностью оплачены выпущенные акции.

Эмитируемые организацией облигации могут иметь различные виды. По особенностям регистрации и обращения облигации делятся на именные и на предъявителя.

К основным условиям эмиссии облигаций относятся:

- номинал облигации

- вид облигации

- период обращения облигаций

- среднегодовой уровень доходности облигации (среднегодовая ставка процента по ней)

- порядок выплаты процентного дохода

- порядок погашения облигации

- условия досрочного выкупа облигаций и др.

Видом долгосрочного заемного финансирования является так же финансовый лизинг. Лизинг – один из способов ускоренного обновления основных средств, позволяющий предприятию получать средства производства без значительных единовременных выплат. Вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенных условиях с правом выкупа имущества лизингополучателем называется лизингом.

К краткосрочным финансовым обязательствам относятся все ви ды краткосрочного заемного капитала со сроком его использования до одного года.

Основными формами этих обязательств являются краткосрочные кредиты банков и краткосрочные заемные средства (как предусмотренные к погашению в предстоящем периоде, так и не погашенные в установленный срок), включающие различные виды кредиторской задолженности организации (по товарам, работам и услугам, по выданным векселям, полученным авансам, по расчетам с бюджетом и внебюджетным фондами, по оплате труда, с дочерними организациями с другими кредиторами), другие краткосрочные финансовые обязательства.

Венчурное финансирование осуществляется в двух основных формах – путем приобретения акций новых фирм либо посредством предоставления кредита различного вида, обычно с правом конверсии в акции.

Венчурный капитал представляет собой вложение средств не только крупных компаний, но и банков, государства, страховых, пенсионных и других фондов, в сферы с повышенной степенью риска, в новый расширяющийся или претерпевающий резкие изменения бизнес.

В отличие от других форм инвестирования, данная форма обладает рядом специфических черт, а именно:

1. Долевое участие инвестора в капитале компании в прямой или опосредованной форме.

2. Предоставление средств на длительный срок.

3. Активная роль инвестора в управлении финансируемой фирмой.

В США, стране с высоким уровнем развития рискового капитала, его основными сферами приложения являются начальные этапы развития бизнеса (подготовительный и стартовый периоды), на которые приходится 39,2% венчурных инвестиций.

Рассмотрим виды венчурных предприятий:

1. Собственно рисковый бизнес

2. Внутренние рисковые проекты крупных корпораций.

В свою очередь собственно рисковый бизнес делится на два основных вида хозяйствующих субъектов:

Первый вид – независимые малые инновационные фирмы.

Второй вид – предоставляющие им капитал финансовые учреждения.

Малые инновационные фирмы основывают ученые, инженеры, изобретатели, стремящиеся с расчетом на материальную выгоду воплотить в жизнь новейшие достижения науки и техники. Первоначальным капиталом таких фирм могут служить личные сбережения основателя, но их обычно не хватает для реализации имеющихся идей. В таких ситуациях приходится обращаться в одну или несколько специализированных финансовых компаний, готовых предоставить рисковый капитал. Подобных компаний в середине 80-х годов, например, в США существовало более 500.

Специфика рискового предпринимательства заключается, прежде всего, в том, что средства предоставляются на безвозвратной, беспроцентной основе, не требуется и обычного при кредитовании обеспечения. Переданные в распоряжение венчурной фирмы ресурсы не подлежат изъятию в течение всего срока действия договора. Возврат вложенных средств и реализация прибыли происходит в момент выхода ценных бумаг фирмы на открытый рынок.

Величина прибыли определяется разностью между курсовой стоимостью принадлежащей рисковому инвестору доли акций фирмы-новатора и суммой вложенных им в проект средств. Эта доля оговаривается в заключенном контракте и может доходить до 80%. По существу, финансовое учреждение становится совладельцем фирмы-новатора, а предоставленные средства - взносом в уставный фонд предприятия, частью собственных средств последнего.

Для российской экономики привлекательно венчурное предпринимательство.

Успехи рискового предпринимательства в разработке научно-технических новшеств заставили отдельные крупные промышленные предприятия Военно-промышленного комплекса (ВПК) Российской Федерации, как и за рубежом, пойти на внутренние рисковые проекты или внутренние венчуры . Они представляют собой небольшое подразделение, организуемое для разработки и производства новых типов наукоемкой продукции и наделяемое значительной автономией в рамках крупных корпораций. Отбор и финансирование предложений, поступающих от сотрудников корпорации или независимых изобретателей, ведутся специализированными службами. В случае одобрения проекта автор идеи возглавляет внутренний венчур. Такое подразделение функционирует при минимальном административно-хозяйственном вмешательстве со стороны руководства.

В течение обусловленного срока внутренний венчур должен провести разработку новшества и подготовить новый продукт или изделие к запуску в массовое производство. Как правило, это производство нетрадиционного для данной фирмы изделия.

Внутренний рисковый проект должен служить и изысканию новых рынков. Если проект окажется успешным, подразделение может быть реорганизовано для массового выпуска данного изделия в рамках той же фирмы, продано другой или передано другим подразделениям.

Своеобразной промежуточной формой между чисто рисковым бизнесом и внутренними рисковыми проектами является организация совместных предприятий нового типа, представляющих собой объединение мелкой наукоемкой фирмы и крупной компании. В рамках такого объединения мелкая фирма ведет разработку нового изделия, а крупная компания оказывает финансовую поддержку, предоставляет исследовательское оборудование, обеспечивает каналы сбыта, организует сервис и послепродажное обслуживание клиентов.

Главным стимулом для венчурных вложений является их высокая доходность в случае удачи. Для уменьшения риска разрабатываются типовые схемы финансирования. За этот срок фирма-эксплерент должна добиться успеха, если ему суждено быть. Например, финансирование рассчитано на 48 месяцев. Капиталовложения делятся на пять временных отрезков, исходя из двух правил:

1. Каждое новое вложение осуществляется только в том случае, если предыдущее себя оправдало. Это означает, что эксплерент существенно продвинулся в создании или коммерсализации продукта.

2. Каждое новое вложение больше предыдущего и осуществляется на более выгодных для эксплерента условиях.

Примерные планы контрольных работ по дисциплине

Финансовое обеспечение научно-технической и инновационной деятельности

Осуществление инновационной деятельности требует больших финансовых вложений, что обусловлено высокой наукоемкостью инновационных продуктов. Даже крупные зарубежные корпорации не всегда располагают достаточными средствами, чтобы самостоятельно финансировать создание и внедрение нового продукта. К тому же инновационная деятельность достаточно рисковая. Специалисты в области инноваций отмечают, что практического использования достигают лишь 10 % начатых проектов. Соответственно степень неудач, когда погибает не только научная идея, но и вложенный капитал, оценивается в 90 % . Но в случае успеха доход от инвестирования в инновации значительно выше, чем в текущую деятельность предприятий.

Состояние инновационной деятельности в значительной мере определяется возможностями ее финансирования. Необходимы главным образом долгосрочные и среднесрочные инвестиции, поскольку инновационный процесс является достаточно продолжительным. Активная инновационная деятельность невозможна также без эффективной государственной поддержки и ее стимулирования посредством проведения гибкой налоговой, таможенной, амортизационной и кредитной политики.

Для финансирования инновационной деятельности используются средства консолидированного бюджета, бюджета союзного государства России и Беларуси, внебюджетных фондов, собственные средства предприятий, фирм, научных учреждений, средства граждан, банковские кредиты, иностранные инвестиции и прочие источники.

В Беларуси, как и в большинстве стран мира, основным источником финансирования научно-инновационной деятельности являются бюджетные средства.

Средства республиканского бюджета используются для решения крупномасштабных научно-технических проблем. Они выделяются:

На проведение фундаментальных и прикладных научных исследований;

Выполнение государственных, отраслевых, региональных и межгосударственных научно-технических программ;

Выполнение инновационных проектов;

Развитие материально-технической базы государственных научных учреждений включая капитальные расходы;

Организацию деятельности и развитие материально-технической базы субъектов инновационной деятельности, включая капитальные расходы;

Расходы, связанные с международным научно-техническим сотрудничеством;

Проведение государственной научно-технической экспертизы программ и инновационных проектов;

Подготовку и аттестацию научных работников высшей квалификации;

Развитие государственной системы научно-технической информации (включая содержание научно-технических библиотек, информационных центров, подготовку и издание научно-технической и научно-методической литературы, проведение научных и научно-практических конференций, семинаров, выставок и т.п.;

Иные цели, связанные с научной, научно-технологической и инновационной деятельностью.

Для финансирования научно-инновационной деятельности регионального значения используются средства местных бюджетов.

Финансирование научной, научно-технической и инновационной деятельности является приоритетным направлением бюджетной политики Республики Беларусь. Ежегодно государственные органы выделяют средства на эти цели из бюджета и других контролируемых ими источников.

Средства из республиканского бюджета выделяются на финансирование приоритетных научно-технических программ и инновационных проектов, которые прошли государственную научно-техническую экспертизу в установленном порядке и конкурсный отбор по ее результатам, а также на финансирование работ по организации и освоению производства. Предоставление бюджетных: средств осуществляется на безвозвратной и возвратной основе и, как правило, сочетается с привлечением собственных средств заинтересованных организаций и других внебюджетных источников в размере не менее 50 % сметной стоимости произведенных затрат. Социально значимые инновационные проекты и проекты, направленные на обеспечение национальной безопасности, могут полностью финансироваться за счет бюджетных средств.

Для финансирования научно-технических программ и инновационных проектов с участием бюджетных средств создаются фонды специального назначения: Белорусский инновационный фонд, Белорусский республиканский фонд фундаментальных исследований, Республиканский центр трансфера технологий и др.

Основным источником финансирования научно-технических разработок, мероприятий по модернизации производства на основе внедрения современного оборудования и технологий, организации и освоения выпуска новой продукции на предприятиях являются их собственные средства (часть чистой прибыли, амортизационные отчисления и др.). При недостаточности собственных ресурсов могут привлекаться средства от размещения корпоративных ценных бумаг, банковские кредиты, коммерческие кредиты поставщиков оборудования и технологий при покупке их с отсрочкой платежа, прямые иностранные инвестиции и другие источники.

Эффективным методом финансирования инновационно-инвестиционной деятельности предприятий является лизинг. Он позволяет предприятию-арендатору оперативно привлекать новейшее оборудование и технологии для научных исследований и производства конкурентоспособной продукции.

Одной из форм финансирования инновационной деятельности может стать предоставление налогового инвестиционного кредита организациям и предприятиям на определенный срок, но не менее одного года. Это будет способствовать накоплению субъектами хозяйствования финансовых ресурсов для осуществления инновационных программ и проектов. В последующем отсроченные суммы компенсируются в виде дополнительных поступлений налогов в бюджет за счет роста прибыли, полученной в результате реализации инновационных программ (проектов).

В условиях инновационного развития Республики Беларусь и ограниченности долгосрочных финансовых ресурсов отечественным организациям и предприятиям целесообразно использовать механизм венчурного финансирования, получивший широкое распространение в промышленно развитых странах. В США, например, насчитывается около 1,5 млн венчурных компаний.

Венчурным финансированием называется вложение капитала инвесторами в обмен на некотирующиеся акции компаний (фирм) для реализации высокорискового проекта. Инвестирование рассчитано на рост в будущем капитализации венчурной компании для получения сверхприбыли от продажи ее акций на фондовой бирже. При этом инвесторы не получают никаких гарантий возврата вложенного капитала, другими словами, принимают на себя все риски неудачи венчурного проекта. С целью дифференциации риска чаще всего практикуются совместные вложения венчурного капитала несколькими инвесторами.



Венчурная деятельность весьма рисковая. Зарубежный опыт свидетельствует, что примерно половина государственных ресурсов, направляемых на финансирование исследований и программ на возвратной основе, обратно в бюджет в виде прибыли от реализации проектов не поступает» Вместе с тем отдача от второй половины инвестиций может быть весьма высокой и в целом окупит весь заем.

Основная цель деятельности венчурных компаний состоит в аккумулировании средств индивидуальных и институциональных инвесторов для последующего вложения в высокодоходные проекты. Ориентация на высокий уровень доходности стимулирует вложение венчурных инвестиций в технологически передовые и быстро растущие отрасли экономики.

Одной из главных причин низкой инновационной активности отечественных предприятий является отсутствие средств на проведение инновационной деятельности. Поэтому финансовое обеспечение инновационного процесса является одной из главных задач провайдинга инноваций.

Процесс формирования и использования средств на инновации должен иметь стратегический характер и основываться на определенных принципах. Так, в работе определяются следующие:

1. Подчиненность стратегических целей инвестиционной стратегии стратегическим целям инновационного розвигку.

2. Вариабельность и гибкость по отношению к изменениям внешней среды.

3. Соответствие инвестиционной стратегии существующем инвестиционному климату, направлениям государственного регулирования инновационных и инвестиционных процессов с учетом перспектив развития.

4. Параллельность разработки маркетинговой и инвестиционной стратегии инновационного развития.

5. Принятый уровень риска инвестиционных решений.

6. Достаточность инвестиционных ресурсов для реализации проектов инновационного развития.

7. Эффективность инвестирования.

На сегодня в Украине существует несколько источников финансового обеспечения инновационной деятельности. Рассмотрим их более подробно с разделением на три группы: собственные, заемные и привлеченные.

К собственным источникам относятся:

1. Прибыль , оставшаяся в распоряжении предприятия. В нынешних условиях хозяйствования около 80% промышленных предприятий испытывают недостаток собственных средств для инновационной деятельности. Хотя, несмотря на это, инновационную активность некоторая часть из них проявляет.

2. Амортизационные отчисления. Для быстрого обновления основных фондов и технического развития используют метод ускоренной амортизации.

3. Использование квазиинвестицийних ресурсов как источников роста и расширения предприятия - условно инвестиционные ресурсы, то есть средства, находящиеся в теневом секторе и могут быть в роли потенциальных резервов для финансирования инновационной деятельности при условии вывода их из тени.

К ссудных источников относят:

1. Бюджетные ассигнования , выделяемые на государственном и региональном уровнях .

Такая поддержка государства может предоставляться путем:

Полного беспроцентного кредитования (на условиях инфляционной индексации) приоритетных инновационных проектов за счет средств Государственного бюджета Украины, средств бюджета Автономной Республики Крым и средств местных бюджетов;

Частичного (до 50%) беспроцентного кредитования (на условиях инфляционной индексации) инновационных проектов за счет средств Государственного бюджета Украины, средств бюджета Автономной Республики Крым и средств местных бюджетов при условии привлечения к финансированию проекта остальных необходимых средств исполнителя проекта и (или) других субъектов объектов инновационной деятельности;

Полной или частичной компенсации (за счет средств Государственного бюджета Украины, средств бюджета Автономной Республики Крым и средств местных бюджетов) процентов, уплачиваемых субъектами инновационной деятельности коммерческим банкам и другим финансово-кредитным учреждениям за кредитование инновационных проектов;

Предоставление государственных гарантий коммерческим банкам, осуществляющим кредитование приоритетных инновационных проектов;

Имущественного страхования реализации инновационных проектов у страховщиков в соответствии с Законом Украины "О страховании".

2. Средства специальных внебюджетных фондов финансирования НДЦКР, которые создаются предприятиями и местными органами управления. Источниками формирования местными советами таких внебюджетных фондов являются:

Дополнительные доходы и сэкономленные средства, полученные за счет организованных местными советами мероприятий по решению экономических и социальных проблем;

Добровольные взносы и пожертвования граждан, предприятий (объединений), организаций и учреждений;

Доходы от местных займов и денежно-вещевых лотерей, аукционов, а также от доходов, полученных от проведения субботников;

Доходы от распродажи имущества ликвидируемых предприятий местного хозяйства, относящихся к коммунальной собственности соответствующих административно-территориальных единиц;

Арендная плата за землю;

Штрафы за загрязнение окружающей среды и нерациональное использование природных ресурсов и другие нарушения природоохранного законодательства, санитарных норм и правил, а также платежи, компенсирующие причиненный вред;

Штрафы за административные правонарушения, совершенные на их территории;

Доходы от реализации бесхозного и конфискованного имущества;

Доходы от продажи населению квартир и домов и другие доходы.

Тратятся они на усмотрение соответствующего местного совета и находятся на специальных счетах, открываемых в учреждениях банков и изъятию не подлежат.

3. Кредитные ресурсы коммерческих банков. В настоящее время в Украине работает чуть более 170 коммерческих банков, хотя доверием потребителей и популярностью пользуется значительно меньшее их количество. Конечно последствия мирового финансового кризиса 2008-09 pp. до сих пор дают о себе знать. Так, многие банки до сих пор не выдают значительных сумм кредитов, которые необходимы на развитие предприятий. На сегодняшний день почти невозможно получить кредит на начало бизнеса. Исключение составляют только VIP-клиенты. Кроме того, процентные ставки по кредитам сегодня достаточно высоки, и предприятия просто не в состоянии их выплачивать. В табл. 5.5-5.6 приведены рейтинг банков (первые 20) по различным показателям.

Активы, млн грн

Балансовый капитал, млн грн

Обязательства, млн грн

Приватбанк

Ощадбанк

Проминвестбанк

Укрсоцбанк

Альфа-Банк

Финансы и Кредит

Брокбизнесбанк

Сбербанк России

Кредитпромбанк

финансовая Инициатива

Родовид Банк

Имэксбанк

кредит Днепр

Креди Агриколь Банк

Кредитно-инвестиционный портфель, млн грн

Межбанковские кредиты, млн грн

Коммерческие кредиты, млн грн

Ценные бумаги, млн грн

Приватбанк

Ощадбанк

Проминвестбанк

Укрсоцбанк

Альфа-Банк

Финансы и Кредит

Сбербанк России

Брокбизнесбанк

Креднтпромбанк

финансовая Инициатива

Имэксбанк

Креди Агриколь Банк

кредит Днепр

Киевская Русь

Однако, несмотря на большое количество проблем с получением кредита для развития бизнеса, они все же существуют. Хотя суммы по этим кредитам обычно не превышают 200 тыс. Грн, а в большинстве банков составляют и до 50 тыс. Грн. Есть банки, которые предоставляют кредиты и на большие суммы - от 1 млн грн и больше. И они обычно устанавливают недостаточно длительный срок действия кредита - до 1 года, в некоторых случаях до 5 лет. Хотя, как известно инновационные проекты обычно имеют значительно больший срок окупаемости. Существуют кредиты на начало бизнеса, которые предполагают собственный весовой вклад. К тому же почти все кредиты предусматривают высокий коэффициент покрытия или залога. Существуют также и так сказать специальные кредиты. Например, ПроКредит Банк подписал с немецким банком развития KfW Соглашение о финансировании проектов в сфере энергосбережения, предусматривающий кредитование малого и среднего бизнеса. Сумма кредита по этому проекту не ограничено, а срок кредита ограничен 60 месяцами.

Итак, можно сделать вывод, что в случае принятия решения о получении кредита предприниматель должен рассмотреть все существующие альтернативы и иметь несколько вариантов, в том числе и возможность рефинансирования кредита в будущем в других банках.

4. Иностранные инвестиции. Украина занимает не лучшие позиции в мировых рейтингах. В соответствии с этим и объемы иностранного капитала, вкладываемого в инновационное развитие отечественных предприятий не является достаточным. Однако существуют яркие примеры, доказывающие возможность использования таких инвестиций. Так, весьма эффективным является создание совместных предприятий, где часть акций и, соответственно, прибыли предприятия принадлежит иностранным партнерам. Такой путь в свое время выбрал Китай, и на сегодня эта страна имеет достаточно высокие позиции в сфере инновационной деятельности. Конечно, не все виды деятельности интересен для иностранных инвесторов, поэтому, если предприятие желает присоединиться поддержкой и финансовой помощью иностранного партнера, необходимо провести детальный анализ всех потенциальных инвесторов. Необходимо исследовать, в какие именно сферы деятельности он обычно вкладывает средства, на каких условиях и т. П. Кроме того, нужно значительно активизировать свою так сказать "распространенность", или "популяризацию". Для этого необходимо участвовать во всех возможных инновационных конкурсах, проводимых в Украине и за ее пределами. Довольно часто иностранные инвесторы находят объекты инвестирования именно на таких мероприятиях.

5. Средства от реализации облигаций предприятия. Облигации предприятий (организаций) - это вид долговых ценных бумаг, служащих целям привлечения денежных ресурсов для обновления основного капитала. Эмитент несет обязательства перед владельцами облигаций по их выкупу в срок и по выплате дохода. Владельцы облигаций не имеют прав на участие в управлении эмитентом, они выступают как кредиторы, доходы которых зависят от результатов деятельности предприятия (организации).

К основным преимуществам финансирования на основе эмиссии облигаций можно отнести следующие:

Диверсификация капиталодавцив, в частности кредиторов;

Привлечение средств осуществляется на долгосрочный период;

Налоговые преимущества, поскольку проценты по облигациям относятся на уменьшение налогооблагаемого дохода эмитента;

По сравнению с акциями облигации менее рисковым объектом вложения средств для инвесторов.

Среди наиболее существенных недостатков этого инструмента финансирования чаще всего приводятся следующие:

Сравнительно высокий уровень накладных расходов, связанных с выпуском облигаций;

Риск уплаты завышенных процентов, предусмотренных условиями выпуска облигаций, в случае уменьшения ставок на рынке капиталов;

За большого количества держателей облигаций и широкую географию их нахождения могут возникнуть трудности ведения переговоров с капиталодавцямы в случае необходимости пролонгации сроков погашения.

6. Средства отечественных и иностранных инновационных , венчурных фондов и инвестиционных банков и фондов.

Инновационный фонд - фонд финансовых ресурсов, созданный с целью финансирования научно-технических разработок и рисковых проектов. Источником финансовых ресурсов является спонсорские взносы фирм и банков. Конечно средства фонда распределяются между претендентами на инвестиции на конкурсной основе. В Украине действует немало инновационных неприбыльных инновационных фондов, которые обычно занимаются общественной деятельностью. Кроме того, в стране является Государственный инновационный фонд, подведомственный КМУ. Источниками средств Государственного инновационного фонда являются:

Бюджетные средства, предоставляемые государством для поддержки научно-технической деятельности;

Внебюджетные поступления в виде обязательных взносов предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности;

Возврат средств инновационной ссуды, лизинга и инвестиционного взноса и части прибыли от реализации инновационных проектов в соответствии с действующим законодательством;

Добровольные взносы юридических и физических лиц.

Инвестиционный фонд - это способ инвестирования денег для группы инвесторов, при котором стоимость инвестирования целевых объектов распределяется между всеми ними. Такой фонд может иметь целью гораздо более широкий круг объектов для инвестирования, чем могут себе позволить некоторые инвесторы. Отдельной разновидностью такого фонда является венчурные фонды , целью которых является вложение средств именно в инновационные проекты. В Украине инвестиционные фонды появились только в 2001 г.., Хотя первые попытки были еще в 1990-х pp. На сегодня по данным портала Украинской ассоциации инвестиционного бизнеса (УАИБ) в Украине более 1000 инвестиционных фондов, хотя в последние годы они не показывают положительной доходности.

Инвестиционный банк - специализированное кредитное учреждение, привлекает долгосрочный заемный капитал и предоставляет его в распоряжение заемщикам (предпринимателям и государству) посредством выпуска облигаций и других видов долговых обязательств. Основными функциями инвестиционного банка является установление характера и размера финансовых потребностей заемщиков, согласование условий ссуды, выбор вида ценных бумаг, определение сроков их эмиссии и размещения среди инвесторов. Инвестиционный банк является не просто посредником между инвестором и заемщиком, но и гарантом эмиссии и организатором рынка. В Украине инвестиционные банки обычно называют инвестиционными компаниями.

Согласно Указу Президента "Об инвестиционных фондах и инвестиционных компаниях" инвестиционной компанией признается торговец ценными бумагами, который, помимо прочих видов деятельности, может привлекать средства для осуществления совместного инвестирования путем эмиссии ценных бумаг и их размещение.

На сегодня в Украине работает около 60 инвестиционных банков, которые предоставляют такие виды услуг:

Инвестиционный банкинг - андеррайтинг для органов государственной власти, органов местной власти, корпораций, обслуживание сделок по слиянию поглощения, инвестиционный консалтинг

Брокерские услуги - рынок акций, рынок ценных бумаг с фиксированным процентом, ипотечный рынок и рынок недвижимости, товарный рынок;

Услуги инвестиционного менеджмента - создание и управление фондами различных типов, доверительное управление для населения, доверительное управление для профессиональных инвесторов;

Сервисные услуги - кредитная поддержка инвесторов, кредитная поддержка эмитентов, проведения валютно-обменных операций, расчетно-клиринговое обслуживание, страхование, аналитическая поддержка;

Управление активами;

Анализ финансовых рынков.

7. Средства "бизнес-ангелов".

Бизнес-ангел - это частный инвестор, который вкладывает средства в инновационные проекты при условии возврата инвестиций и доли в капитале компании.

В Украине действует Ассоциация частных инвесторов, которые, кроме предоставления стартового капитала, также оказывают управленческой и профессиональный опыт, рекомендации, необходимые связи и репутационный поддержку.

Однако, несмотря на существование целой ассоциации инвесторов, основы деятельности "бизнес-ангелов", как альтернативной формы поддержки и развития инновационной деятельности в нашей стране только формируются.

8. Средства , полученные на условиях франчайзинга, лизинга, селенга .

Франчайзинг - это форма сотрудничества между юридически и финансово независимыми сторонами (компаниями и / или физическими лицами), в рамках которой одна сторона (франчайзер), владеющая успешным бизнесом, известной торговой маркой, ноу-хау, коммерческими тайнами, репутацией и прочими нематериальными активами позволяет другой стороне (франчайзи) пользоваться этой системой на определенных условиях.

Основные принципы сотрудничества по франчайзингу:

1. Франчайзер является владельцем торговой марки, ноу-хау, коммерческого опыта и деловой репутации, а также других нематериальных активов.

2. Франчайзер имеет проверенную и успешную бизнес-идею.

3. Франчайз и руководит делом под вывеской франчайзера как независимый предприниматель, франчайзи может быть как юридическим лицом, так и физическим лицом-предпринимателем, его заработком является прибыль от деятельности.

4. Франчайзи является владельцем имущества, находящегося в точке.

5. Франчайзи платит стоимость франшизы (единоразово), а также периодические отчисления за пользование франшизой (непосредственно в форме платежей или косвенно в наценках на товар, покупаемых у франчайзера).

6. Франчайзи часто не имеет возможности самостоятельно определять цены товаров или услуг в своей точке.

7. Обычно франчайзи имеет возможность самостоятельно формировать ассортимент в пределах, определенных франчайзером.

8. Принципы сотрудничества франчайзера и франчайзи регулирует франчайзинговый договор, а инструкции, как собственно вести деятельность, собранные в операционном учебнике.

9. Франчайзер передает франчайзи знание того, как собственно необходимо вести деятельность (ноу-хау).

Бренды, сети которых в Украине развиваются по франчайзингу - это Пицца Челентано, Форнетти "Наша Ряба", Fit Curves, New-York-Street- Pizza, Мехх, Nike, Bosch Service и др.

29 декабря 2001 начала свою деятельность в Украине Ассоциация франчайзинга, главной задачей которой является представление интересов предпринимателей, работающих по договорам франчайзинга, на правительственном уровне. Ассоциация занимается развитием рынка, организацией выставки, конференций, семинаров, публикациями и консультационной поддержкой.

Таким образом, предприятие, обладающее определенным успешным бизнесом может получать дополнительные средства и вкладывать их в свое развитие за счет продажи франшизы.

Лизинг - предпринимательская деятельность, направленная на инвестирование собственных или привлеченных финансовых средств, которая заключается в предоставлении лизингодателем в исключительное пользование на определенный срок лизингоодер- жувачу имущества. Такое имущество является собственностью лизингодателя или приобретается им в собственность по поручению и согласованию с лизингополучателем у соответствующего продавца имущества, при условии уплаты лизингополучателем периодических лизинговых платежей.

Лизинг - это долгосрочная аренда машин и оборудования, выдача оборудования напрокат. Лизинг позволяет промышленным, торговым, транспортным и другим предприятиям (арендаторам) получать в коммерческих банках и лизинговых компаниях (арендодателей) за определенную арендную плату в долгосрочное пользование широкий перечень основных средств.

Одной из разновидностей лизинговых операций является селенг. Селенг - это двусторонний процесс, который является специфической формой обязательства, регламентируется соглашением имущественного найма и заключается в передаче собственником своих прав в пользовании и распоряжении его имуществом селенг- компании за определенную плату. При этом собственник остается владельцем переданного имущества и может по первому требованию вернуть его. Селенг-компания привлекает и свободно использует по своему усмотрению имущество и отдельные имущественные права граждан и субъектов хозяйствования. Имуществом могут быть различные объекты права собственности: деньги, ценные бумаги, земельные участки, предприятия, здания, оборудование и т. П.

9. Форфейтинг, факторинг :

Форфейтинг является формой кредитования внешней торговли, по которой финансовый агент (форфейтер) приобретает коммерческие обязательства покупателя (импортера) перед кредитором (продавцом, экспортером) путем покупки векселя без права регресса, то есть покупатель векселя принимает на себя весь риск неплатежа и не может выдвинуть претензии предыдущему владельцу. То есть это сделка по покупке долга. Форфейтинг применяется при поставке оборудования на крупные суммы во внешнеэкономических операциях. Таким образом, экспортная операция с отсрочкой платежа превращается в наличную, кредитуя дебиторскую задолженность других стран, в которых невозможно получить государственные экспортные кредиты или гарантии по ним. Данные операции позволяют предприятиям заключать договоры, значительно превышают их финансовые возможности.

Факторинг является достаточно похожей операцией, которая заключается в выкупе факторинговой компанией дебиторской задолженности за товары или услуги. То есть эта форма кредитования используется именно в торговой деятельности.

Привлеченные источники. К привлеченным источникам относятся:

1. Средства от эмиссии ценных бумаг, размещение ценных бумаг на вторичном рынке, дополнительные взносы в уставный фонд.

То есть предприятие выпускает дополнительно ценные бумаги и тем самым влияет дополнительный капитал для развития бизнеса или выходит с уже существующим объемом ценных бумаг на вторичном рынке, привлекая новых акционеров и получая дополнительные средства. Предприятие может также увеличить свой уставный капитал путем вложения дополнительных собственных средств уже существующих владельцев или привлекая новых.

2. Средства в рамках интеграции предприятий. Инновационная деятельность зачастую является неподвластной конкретному предприятию и не только из-за нехватки средств, но и опыта, профессионализма и т. П. Во избежание такого "тупика" предприятия могут объединяться и получать дополнительные ресурсы для реализации инновационной деятельности.

3. Отечественные и международные фонды , которые предоставляют гранты. К таким учреждениям относятся научные фонды и организации-доноры.

Научным фондом является организация, которая имеет целью поддержку исследовательских проектов, направленных на развитие науки. Обычно субъектами получения помощи от таких фондов есть ученые, научные работники, научно-исследовательские институты, научные организации, научно-исследовательские отделы предприятий и т. П. В Украине работают не только отечественные фонды (наиболее известным из которых является Государственный фонд фундаментальных исследований) , а также и международные фонды, такие, как Европейский научный фонд, национальные научные фонды различных стран, научные фонды из отдельных сфер деятельности (Российский фонд гуманитарных наук, Казахстанский фонд информатизации общественно-гуманитарных наук) и т. п.

К тому же в Украине проводят свою деятельность и оказывают финансовую поддержку много организаций-грантодателей . Это такие организации, которые оказывают бесплатную субсидию предприятиям, организациям и физическим лицам в денежной и натуральной форме на проведение различных научных и других исследований, опытно-конструкторских работ, на обучение, лечение и другие цели с последующим отчетом об их использовании. Наиболее известными донорами, которые предоставляют гранты на усовершенствование, модернизацию и переход к инновационной концепции деятельности являются такие организации:

1. Фонд "Евразия". Он способствует развитию демократических и рыночных институтов в двенадцати странах бывшего СССР, в т. Ч. И в Украине. Через сети своих представительств фонд ежегодно присуждает около 1000 грантов на сумму более 20 млн долл. США. Эти гранты, в среднем по 20 000 долл. США каждый, как правило, присуждаются по принципу "открытых дверей", то есть финансируются по мере получения предложений. Фонд также финансирует специальные конкурсы, которые отвечают потребностям и запросам местных сообществ, и управляет партнерскими программами, финансируемых совместно с другими донорами. Фонд предоставляет гранты на поддержку инновационных проектов с такими программными направлениями:

Развитие частного предпринимательства;

Гражданское общество;

Государственное управление и местное самоуправление.

2. Фонд "Восточная Европа". Миссия фонда - содействовать социальному и экономическому развитию Украины, мобилизуя ресурсы, укрепляя общество и поддерживая партнерство граждан, власти и бизнеса. Фонд предоставляет гранты по основным четырем направлениям:

1) качественное высшее образование

2) корпоративная социальная ответственность и ответственное благословения силу;

3) эффективное управление;

4) местное экономическое и социальное развитие.

3. Международный фонд "Возрождение". Данный фонд распределяет гранты между организациями, которые работают на развитие общества. Он оказывает поддержку в организации общественных обсуждений, проведении конференций, семинаров, публикации информационных материалов и др.

4. Агентство США по международному развитию (USAID). Предоставляет экономическую и гуманитарную поддержку в процессе перехода государства к рыночной экономике В Украине Агентство осуществляет свою работу в следующих областях:

Экономический рост: развитие инфраструктуры, создание благоприятного климата для предпринимательской деятельности, местное самоуправление, кредитования и инвестирования бизнеса;

Демократия и самоуправление;

Здравоохранение.

В современной России спад инновационной активности объясняется высоким коммерческим риском вложения средств в инновационную деятельность, связанным с необходимостью больших финансовых затрат при длительных сроках их окупаемости и с несовершенством организационных принципов и методов финансово-кредитного обеспечения инновационных процессов, налоговой политики и отставанием нормативно-правовой базы финансового обеспечения инновационной деятельности. Среди причин, сдерживающих инновационные процессы в реальном секторе производства, неплатежеспособность заказчиков; нехватка инвестиционных ресурсов, обеспечивающих создание конкурентоспособной продукции для мирового и внутреннего рынка, как собственных фондов предприятия, формируемых за счет прибыли и амортизационных отчислений, так и привлеченных, образуемых за счет кредитов и долевого участия.

Расширять и модернизировать производство исключительно за счет прибылей в нынешних условиях могут только процветающие промышленные гиганты, каких в России немного. Как, правило, это по карману только предприятиям - монополистам, располагающих стабильным или расширяющимся рынком сбыта.

Роль амортизации как источника финансовых ресурсов снижается переоценкой основных фондов, хотя можно прогнозировать положительные сдвиги при устойчивом снижении темпов инфляции.

Новым источником инвестиций для российских предприятий, особенно малых фирм, избравших в качестве основного ориентира производство наукоемкой продукции, стала прибыль от непрофильной деятельности. Тому можно привести множество примеров. Скажем, малое предприятие занимается на основе запатентованной технологии выращиванием искусственных кристаллов промышленного и ювелирного назначения, а основной доход получает от поставки и продажи шоколада. Бывает и такое, что фондовая биржа покрывает расходы не сбором от сделок, а прибылью от организации бизнес-школ и проведения семинаров. А уж практика «латания дыр» в бюджете за счет сдачи в аренду помещений стала повсеместной, не один НИИ, заждавшийся государственных ассигнований, только так и сводит концы с концами.

Следует отметить, впрочем, что предприятия, пытающиеся заработать денег на развитие за счет торгово-посреднической деятельности чаще всего или ликвидируются, или полностью переходят к коммерции. Правда, находятся оптимисты, которые, занимаясь главным образом торговлей, в том числе и внешней, сохраняют производственную ориентацию в надежде на лучшие времена .

Основной надеждой производителей остается привлечение внешних финансовых ресурсов с рынка инвестиций. Рынок этот возникает как только общество наряду с текущим потреблением начинает направлять ресурсы на расширение производства. Здесь субъекты хозяйствования, желающие выгодно вложить капитал, встречаются с теми, кто нуждается в средствах на повышение производственного потенциала.

Спектр интересов субъектов инвестиционного рынка довольно-таки широк - от утилитарной потребности получить финансовые ресурсы или максимальный доход с вложенных средств до концептуальной задачи оздоровления национальной экономики. Эти интересы не всегда соотносятся друг с другом, а порой и вовсе вступают в противоречие, поэтому в реальности инновационный процесс гораздо сложнее, чем в теории. Кроме основных действующих лиц, в нем могут участвовать десятки посредников, преследующих собственные цели. Не последнюю роль в инновационном процессе играет и государство.

Перед российским государством стоит задача по созданию благоприятных условий для привлечения долгосрочных ресурсов в экономику, что непосредственно связано с деятельностью по формированию совокупности организационно-экономических отношений, складывающихся для изыскания и эффективного использования финансовых средств в инновационной сфере, т.е. для финансового обеспечения инновационных процессов.

В промышленно развитых странах Запада финансирование инновационной деятельности осуществляется главным образом из негосударственных источников. В условиях отсутствия платежеспособного спроса на передовые технологии и промышленные нововведения на внутреннем российском рынке государство вынуждено выступать спонсором и координатором размещения заказов на выполнение НИОКР и инновационных проектов. Для этого формируется система специализированных фондов, предоставляющих кредиты или безвозвратные субсидии предприятиям для целевого использования - финансирования НИОКР и инновационной деятельности. В условиях неразвитости отечественного рынка инновационных услуг и наукоемкой продукции специализированные фонды приближают механизмы финансирования инновационной деятельности к рыночным условиям хозяйствования, а создание таких фондов по отраслям народного хозяйства позволяет децентрализировать принятие решений по вопросам финансирования инновационной деятельности .

В настоящее время в России действуют следующие нормативные документы, определяющих государственную политику в области финансово-кредитного обеспечения инновационной деятельности:

  • · постановление правительства РФ от 17.04.95 г. № 360 «О государственной поддержке развития науки и научно-технических разработок»;
  • · постановление правительства РФ от 03.02.94 г. № 65 «О фонде содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере»;
  • · постановление правительства РФ от 23.04.95 г. № 298 «О мерах по использованию научно-технического и инновационного потенциала высшей школы»;
  • · постановление правительства РФ от 26.08.95 г. № 827 «О федеральном фонде производственных инноваций»;
  • · постановление правительства РФ от 26.12.95 г. № 1288 «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке инновационной деятельности в промышленности» .

Одновременно с принятием нормативных документов и решений, правительство постоянно сокращало средства, направляемые в инновационную сферу. Так, доля бюджетного финансирования инновационной сферы из федеральных и местных бюджетов снизилась с 32,6% в 1993 г. до 22,8% в 1995 г. в общем объеме капитальных вложений. В 1995 г. государственная инновационная программа профинансирована лишь на 16%. В 1996 г. федеральная программа по инвестированию инноваций приостановлена, а в 1997 г. государственное инвестирование инноваций не возобновилось. Одновременно государственные расходы на науку, большая часть которых направлялась на прикладные НИОКР, сокращались быстрее ВВП. Доля этих расходов в ВВП в 1991 г. составила 2,1%, в 1995 - 0,43%, в 1996 г. - 0,31%, т.е. уменьшилась в 7 раз. Абсолютный размер этих расходов сократился в 15 раз.

Страны с развитой рыночной экономикой тратят из госбюджета примерно такие же доли ВВП на финансирование фундаментальных и прикладных НИР, результаты которых связаны с высокой степенью риска либо являются пионерными новшествами. Так, в США за последние 15-20 лет на эти цели расходовалось от 2,2 до 2,7%; во Франции - от 1,8 до 2,3%; в ФРГ и Японии - от 2 до 2,9%; в Англии - от 2 до 2,5% ВВП.

В странах Запада, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), расходы на НИОКР составляют 2,2% ВВП, в государствах «Большой семерки» - 2,4%, а в США - 2,6%; в России этот показатель находится на уровне 0,9%. По затратам на НИОКР на душу населения мы уступаем мировым лидерам в десятки раз.

В тоже время объем выделяемых на науку средств в России в долларовом эквиваленте во много раз меньше аналогичного показателя в США при том, что цены на используемые в инновационном процессе ресурсы, достигли или превысили мировые.

Мировой опыт финансового обеспечения инновационной сферы в условиях рыночных отношений свидетельствует, что помимо централизованного финансирования на эти цели могут использоваться различные внебюджетные фонды, формы условно возвратного кредита, который погашается при достижении коммерческих результатов, либо компенсируется из централизованных фондов в случае негативного результата.

Из централизованных фондов могут также оплачиваться надбавки к ценам на новую конкурентоспособную продукцию.

Государственная инвестиционная политика реализуется в основном на базе программ развития, приоритетами которых являются:

  • · наращивание производства в отраслях с быстрым оборотом капитала и высокой бюджетной эффективностью, обеспечивающих товарное накопление потребительского рынка;
  • · поддержка наукоемких отраслей и высоких технологий, отраслей с высокой степенью обработки, в том числе на базе развития кооперационный связей с иностранными компаниями;
  • · производство конкурентоспособной машиностроительной продукции как основы технической реконструкции экономики.

В условиях кризиса экономики финансироваться из бюджета должны только жизненно важные инновационные проекты, воздействующие на уровень развития экономики в целом. При этом безвозвратное предоставление бюджетных средств должно являться исключением от общих правил, базирующихся на принципах срочности, возвратности и платности, т.е. на кредитных принципах выделения денежных средств. Для повышения отдачи от денежных средств, выделяемых из госбюджета на поддержку инновационной сферы, рекомендуются и другие принципы вложения выделенных финансовых ресурсов, к которым относятся:

  • · принцип быстрой отдачи - денежные средства вкладываются в уже существующие инновационные проекты, находящиеся на стадии реализации, или в проекты, требующие незначительной доработки. При этом под отдачей следует понимать возврат инвестированных средств с приростом добавленной стоимости и прибылью либо эффект, не имеющий материального воплощения и лишь косвенно влияющий на эффективное развитие экономики;
  • · принцип распределения с временным лагом - инвестируется инновационный проект, впоследствии затрагивающий все сферы экономики. Такой подход наиболее актуален, когда имеющихся финансовых ресурсов недостаточно для полноценной поддержки всех инновационных программ федерального значения.

Средства государственного бюджета, используемые для выполнения целевых комплексных программ, аккумулируются в Российском Фонде содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и Федеральном фонде производственных инноваций. Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) предоставляет средства на безвозвратной основе и ставит своей целью содействие развитию фундаментальных научных исследований и повышение научной квалификации ученых. Фонд некоммерческая организация, не имеет целью извлечение прибыли, осуществляет финансирование отобранных на конкурсах проектов НИР, предлагаемых научными учреждениями и отдельными творческими коллективами, и контролирует использование выделенных им средств. Средства фонда образуются в рублях и иностранной валюте за счет государственных ассигнований в процентах к сумме средств, предназначенных в бюджете Российской Федерации на финансирование науки, а также добровольных взносов предприятий, учреждений и граждан и иных источников денежных средств.

Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере оказывает финансовую поддержку и способствует созданию малых наукоемких форм, инкубаторов бизнеса. Инновационных инжиниринговых центров и других инновационных предприятий. Средства фонда также расходуются на поощрение конкуренции в научно-технической сфере посредством оказания финансовой поддержки высокоэффективным наукоемким проектам, которые разрабатываются малыми инновационными предприятиями. Этот фонд формируется за счет бюджетных ассигнований, добровольных взносов организаций и граждан, в том числе иностранных юридических и физических лиц, а также иных поступлений от деятельности фонда. Цель Федерального фонда производственных инноваций - государственная поддержка важнейших инновационных проектов по приоритетным направлениям научно-технического прогресса, освоения конкурентоспособных технологий и производств, а также мероприятий по освоению новых видов продукции. Фонд осуществляет отбор и реализацию инновационных проектов, направленных на структурную перестройку экономики России. Средства фонда используются для содействия строительству и реконструкции наукоемких производств, технического перевооружения проектов, создания уникальных научно-исследовательских и испытательных установок.

В целях гарантирования надежности участия частных инвесторов в инвестициях с 1995 г. размещение централизованных инвестиционных ресурсов по крупным и вновь начинаемым объектам осуществляется исключительно на конкурсной основе, предусматривающей обязательность привлечения частного капитала к реализации государственной инвестиционной программы. Формирование портфеля государственных инвестиционных заказов на реализацию инновационных проектов обычно осуществляется посредством проведения среди потенциальных инноваторов открытых конкурсов и аукционов в соответствии с постановлением правительства РФ от 22.06.94 г. № 744 «О порядке размещения централизованных инвестиционных ресурсов на конкурсной основе».

Указ Президента РФ от 17.09.94 г. № 1928 «О частных инвестициях в Российской Федерации» предусматривает порядок государственной поддержки частных инвесторов, выбираемых на конкурсной основе вместо распределения государственных капитальных вложений. Для этого при Минэкономики РФ созданы комиссия по инвестиционным конкурсам, рабочая группа и экспертный совет для выбора наиболее эффективных инвестиционных проектов. При выборе приоритетов инвестирования средств государственного бюджета в различные сферы экономики следует на первое место выделять производства, ориентированные на выпуск импортозаменяющей продукции, конкурентоспособных товаров и услуг, производства, на продукцию которых существует и будет сохраняться длительное время повышенный спрос, а также производства, осваивающие выпуск новых видов продукции или продукции более высокого класса. Созданию благоприятной экономической среды для приоритетных для инвестирования объектов инновационной деятельности будет способствовать одновременное с инвестированием установление конкретных процентных ставок льготных кредитов. Правила отбора предусматривают, что в бизнес-плане значительное место занимают маркетинговые исследования. На их основе выявляются платежеспособные потребители продукции претендента, причем срок окупаемости капитальных вложений должен не превышать два года.

Реализация государственно-коммерческого финансирования инновационных процессов предусматривает сертификацию проектов и предоставление инвесторам государственных гарантий. Благодаря сертификации проекта выявляются его качество и размер государственной поддержки. Сертификация проектов значительно повышает к ним доверие со стороны зарубежных и отечественных инвесторов, участвующих в конкурсах и аукционах, позволяющих вызвать конкуренцию капиталов, приводящую к снижению ставки процента коммерческого кредита и повышению эффективности инвестиций.

Предоставление частным инвесторам государственных гарантий основывается на обязательствах государства по возврату части вкладываемых ресурсов в случае срыва реализации прошедшего сертификацию инвестиционного проекта. Фонд государственных гарантий проектов и залоговой системы должен аккумулировать денежные средства, выделяемые из государственного бюджета и вносимые отечественными и иностранными коммерческими структурами.

Для обеспечения надежности возврата финансовых вложений следует использовать систему независимой экспертизы и процедуру страхования инновационных проектов. Кроме Фонда государственных гарантий, необходимо сформировать эффективную систему страхования инновационных проектов. Этой цели способствовало бы условие выведения определенной суммы страховых взносов и премий из облагаемой налогом прибыли предприятия, участвующих в реализации инновационного проекта.

Схема смешанного финансирования предусматривает ежегодное выделение средств федерального бюджета для конкурсного финансирования инвестиционных проектов, подготовленных коммерческими структурами, и предусматривающих долю государственного участия не более 20%. Однако и подобная ограниченная государственная поддержка не получает реализацию в условиях, когда государственные инвестиции из федерального бюджета финансируются не более чем на 30%. Это дестабилизирует рынок инвестиций и не способствует расширению доверия со стороны частных инвесторов и государству, стремящемуся к решению тактических задач в ущерб стратегическим интересам, связанным с эффективным вложением капитала в производство.

Общеотраслевые, межотраслевые и региональные научно-технические и инновационные проекты и программы, а также мероприятия по освоению новых видов промышленной продукции могут финансироваться также за счет внебюджетных фондов финансирования НИОКР и поддержки инноваций. Такие фонды могут создаваться в министерствах, в крупных городах и регионах, а также в концернах, холдингах, ФПГ .

Так, Российский фонд технологического развития (РФТР) образован в 1992 г. как внебюджетный фонд Министерства науки и технологий РФ для решения задач сохранения и развития научно-технического потенциала России. К 2000 г. фонд профинансировал более 400 научно-технических и инновационных проектов в различных отраслях народного хозяйства. С 2000 г. фонд проводит конкурсы, ориентированные на внедрение новых технологий на конкретных российских предприятиях реального сектора экономики. Инициаторами конкурса выступают сами предприятия, предоставившие в фонд заказы на разработку новых технологий. Помимо заказов, предприятия предоставляют техническое задание, сведения о своей финансово-хозяйственной деятельности за последнее время и письменное обязательство о выкупе результатов НИОКР у разработчика в случае их соответствия данному техническому заданию.

На основании отобранных комиссией заказов проводится второй этап конкурса - среди организаций разработчиков новых технологий. РФТР проводит комплексную экспертизу и конкурсный отбор предоставленных разработчиками проектов, обеспечивает финансирование НИОКР, выполняемых победителями конкурса, на возвратной основе. Разработчик НИОКР выступает заемщиком РФТР, а предприятие - инициатор конкурса оплачивает разработку на конечном этапе после оценки конкурсной комиссией соответствия е результатов техническому заданию. Участие в конкурсе позволяет предприятиям провести технические нововведения, не вкладывая на длительный срок собственные средства в их разработку и не принимая на себя риски, связанные с осуществлением НИОКР.

В условиях острого дефицита внутренних источников финансирования инновационной деятельности особую актуальность имеет формирование привлекательных условий для ввоза в Россию наукоемких технологий. В этой связи в рамках государственного финансирования инноваций необходимо законодательно закрепить дифференцированный режим уплаты таможенных пошлин вплоть до их полной отмены при ввозе прогрессивных видов техники и технологий. При этом дифференциация импортных пошлин должна сочетаться с использованием протекционистских мер защиты отечественной наукоемкой промышленности.

Наша страна в XX веке ценой огромных жертв и неимоверных усилий нескольких поколений людей создала такую инфраструктуру в рамках военно-промышленного комплекса. Практически все лучшие научные, конструкторские, производственные силы страны были сосредоточены в ВПК и обслуживающих его научных и учебных институтах. Огромные финансовые и материальные ресурсы были стянуты для обеспечения их инновационной деятельности. В результате к середине 80-х годов в стране был создан один из лучших в мире инновационных механизмов в области производства новейших видов вооружений. Это позволило России решить главную, остро вставшую перед ней еще в XIX веке задачу - создать военную мощь, которая надежно защитит от внешних угроз ее огромные людские, территориальные и природные ресурсы.

В наступающем веке Россия должна будет, не снижая эффективности своего военного потенциала, реформировать экономику так, чтобы поднять ее на уровень развитых стран. Экономическое могущество стран большой семерки основывается на непрерывном воспроизводстве широчайшего спектра инновационных товаров и услуг. Без создания такого же эффективного механизма по выпуску новых потребительских товаров Россия не сможет решить стоящую перед ней задачу.

Научно-технический потенциал страны, ставший основой российского ВПК, понес в последние годы некоторые потери, но они не так значительны, как кажутся на первый взгляд. Имевшая место в последнее десятилетие эмиграция российских квалифицированных научно-технических кадров не могла, по нашему мнению, сильно затронуть инновационный потенциал страны. Сейчас, когда потребности России в производстве конкурентоспособных потребительских товаров еще более актуальны, чем модернизация вооружений, проблема заключается в другом. Необходимо создать условия, при которых часть исследователей и изобретателей, прежде всего тех, кто занимался в ВПК продукцией двойного назначения, сможет постепенно перейти в гражданскую сферу деятельности.

Одним из главных условий для этого перехода является вопрос материально-технического обеспечения. Основными источниками для финансирования инновационного процесса могут быть государственные, корпоративные или частные средства. Финансовые ресурсы для построения инновационного механизма ВПК на протяжении всего XX века в России оставались исключительно государственными. Добыты они были сначала с помощью экспроприации частных капиталов (прежде всего у крестьянства), а затем путем целенаправленного перераспределения монополизированных государством ресурсов страны в пользу ВПК.

Может ли быть создан новый инновационный механизм в России аналогичным способом? Нет. По причине того, что результатами его работы должны стать не средства вооружения, а потребительские товары,. Это обязывает государство обеспечить, во-первых, наличие денег у потребителей внутри страны, во-вторых, позитивный имидж России в глазах будущих потребителей наших товаров в других странах мира, и, в - третьих, свободный поток людей, идей, товаров, ресурсов и т.д. как в страну, так и из нее. Причем два последних условия, которые необходимо соблюдать, являются определяющими для всех внутри и внешнеполитических действий нынешних и будущих российских властей на протяжении всего следующего века.

Но в рыночной экономике финансированием инновационного процесса должны прежде всего заниматься сами компании - производители. К сожалению, у российских производителей потребительских товаров и услуг инвестиционные возможности в подавляющем большинстве случаев отсутствуют. Хотя некоторые из них смогли бы уже сейчас взять банковские кредиты для внедрения в производство перспективных разработок, но финансировать НИОКР самостоятельно они пока не в состоянии. Парадокс заключается в том, что наши производители потребительских товаров должны сначала наладить выпуск конкурентоспособных товаров, и только потом они смогут полученные средства частично использовать для финансирования своей инновационной деятельности. Таким образом, для финансового обеспечения разработки новых конкурентоспособных потребительских товаров и услуг на данном этапе развития России остается практически единственный путь - создать условия для привлечения на эти цели частного российского капитала .

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...