Цифровая экономика и ее технологии. Исторические параллели: цифровая экономика рискует повторить судьбу малого бизнеса


Как мы будем создавать цифровую экономику.

Цифровая экономика вошла в перечень основных направлений стратегического развития России до 2025 года. Через восемь лет должно быть создано 10 цифровых платформ для основных отраслей экономики и столько же предприятий в сфере высоких технологий. К 2020 году интернет в России должен стать дешевле в 10 раз.

Новая электрификация

В этом году на Петербургском международном экономическом форуме цифровая экономика стала ключевой темой выступления президента Владимира Путина. Ей же было посвящено и заседание Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам, на котором глава государства подчеркнул, что цифровая экономика - это не отдельная отрасль, а основа для развития системы государственного управления, экономики, бизнеса, социальной сферы и всего общества. «Формирование цифровой экономики - это вопрос национальной безопасности и независимости России, конкуренции отечественных компаний», - подчеркнул президент. Он назвал цифровую экономику беспрецедентным по своему масштабу проектом, сравнимым со строительством железных дорог в конце XIX века и электрификацией в начале XX века. Поэтому для реализации программы будут объединены усилия разных уровней власти, бизнеса, научных и исследовательских организаций.

Давно пора

Правительство, экспертное сообщество, бизнес не раз подчеркивали, что необходимость государственной программы цифровой экономики назрела давно. Первый заместитель министра энергетики РФ Алексей Текслер в интервью ИТАР-ТАСС подчеркнул, что компании, которые не будут внедрять цифровые технологии, не будут конкурентоспособны уже в ближайшее время. «Наши ведущие компании, не только нефтегазовые, но и электроэнергетические, этим активно занимаются. Это процесс постоянный, поэтому, кто будет делать все время шаг вперед, тот и будет получать максимальный эффект», - сказал он.

Более категоричен глава Центра стратегических разработок Алексей Кудрин: на форуме «Иннопром-2017» он сказал, что компании, которые недостаточно вкладываются в цифровизацию, потеряют свое производство уже через шесть лет. Но и те компании, которые это понимают и внедряют умные технологии, сталкиваются с проблемами: в первую очередь, с отсутствием спроса бизнеса на инновации. Кудрин подчеркнул, что Россия сильно отстает по цифровизации от развитых стран, и правительственная программа поможет стимулировать этот процесс. Глава Сбербанка Герман Греф считает, что реализация программы может стать импульсом для внедрения таких технологий будущего, как виртуальная и дополненная реальность, дроны и роботы, «интернет вещей», искусственный интеллект.

Алексей Текслер обратил внимание, что цифровые технологии меняют не только производство, но и потребление. Например, электричество благодаря им из товара превращается в услугу - смартфон может выбирать тарифные планы без участия своего владельца, а излишки электричества можно будет продавать, например, своему соседу напрямую, без связи со сбытовой или управляющей компанией (это станет возможным благодаря технологии блокчейн). Однако это пока планы на будущее, а на производстве умные технологии внедряются уже сейчас: в нефтегазовом секторе, например, эффективность бурения растет за счет использования Big Data. Искусственный интеллект принимает решения на основе анализа огромного массива накопленных данных, что позволяет выбрать оптимальный режим бурения.

Экономисты - за «цифру»

Цифровая экономика есть во всех программах экономического развития, предложенных президенту России, - Столыпинского клуба, Центра стратегических разработок (ЦСР), Минэкономразвития. Более детально ее реализация прописана
в «Стратегии роста» Столыпинского клуба. В ней отмечается, что государственные стратегии инновационного развития имеют США и Китай (Digital Economy и Internet Economy соответственно), поэтому и России необходима собственная общегосударственная концепция развития электронной экономики. Ее базовым звеном должны стать компании-платформы, которые будут создавать продукты на основе машинного обучения, облачных технологий и других инновационных решений. Особое место в стратегии уделено развитию блокчейн-технологий, которые могут применяться для оцифровывания больших массивов данных - кадастров, реестров собственности, а также для развития финансов, в том числе цифровых денег.

Популяризация и развитие цифрового направления экономики - одна из задач Координационного клуба Вольного экономического общества. Новые технологии уже проникают в повседневную жизнь, отмечал советник президента по экономической политике Сергей Глазьев: миллионы людей совершают покупки в интернете, в электронной форме проводят операции государство и бизнес - в частности, электронные торги стали основой госзакупок. По мнению научного руководителя Института экономики РАН Руслана Гринберга, запуск масштабной программы развития экономики нового технологического поколения поможет России выйти на новый виток развития. При этом он призвал осторожно относиться к идеям отказаться
от того, что у нас самих еще не слишком хорошо развито.

В феврале в Сколково прошел семинар, посвященный цифровой трансформации экономик стран ЕАЭС. Президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин выступил за создание евразийской технологической платформы. «Мы должны создать мощный стимул к развитию цифровых технологий, цифрового пространства, цифровых платформ для формирования добавленной стоимости и на ней зарабатывать. Цифровая трансформация - это способ включить наши национальные экономики в глобальные цепочки добавленной стоимости», - считает он. Шохин подчеркнул, что с цифровой трансформацией нельзя отстать на 10 или 20 лет и призвал представителей бизнес-сообщества сформировать предложения по всем направлениям экономики.

Бизнес также осознает необходимость перехода на экономику нового типа. В ежегодном докладе президенту бизнес-омбудсмен Борис Титов подчеркнул, что необходимо совершенствование законодательного регулирования цифровой экономики
и электронной торговли, в том числе полное признание электронного документооборота. В частности, необходимо установить порядок и стандарты обмена данными коммерческих организаций с органами власти, уточнить правовой статус электронных торговых площадок и интернет-магазинов. Еще один важный шаг, по мнению Титова, уравнивание условий для российских и иностранных интернет-магазинов.

Цифры экономики

  • До 2025 гоДа 97% российских домохозяйств получат широкополосный интернет
  • Более 100 000 IT-специалистов будут выпускаться ежегодно
  • К 2025 гоДу объем Цифровой экономики в России - до 9,6 трлн руБлей (McKinsey)
  • Связь 5G появится в больших городах
  • К 2020-му объем может вырасти до 5,6% (BCG)

Успехи уже есть

На заседании Совета по стратегическому развитию президент обратил внимание на то, что к началу 2017 года российский рынок коммерческих центров хранения и обработки данных вырос до 14,5 млрд рублей. А благодаря высокому уровню компетенций российских IT-специалистов компании предлагают уникальные программные решения, которые используются в том числе и при создании «умных городов».

8 основных направлений программы

Регулирование

Принятие законов и нормативных актов, обеспечивающих развитие цифровой экономики (в частности, об использовании технологии блокчейн и «интернете вещей»).

Информационная инфраструктура

Развитие новых стандартов связи, распространение интернета, а также удешевление его стоимости - к 2025 году, по планам Минсвязи, интернет должен стоить в 10 раз дешевле.

Исследования и разработки

Создание не менее 10 платформ для промышленных исследований и разработок в разных отраслях. Такие платформы - бизнес-модели, в основе которых лежат цифровые технологии и которые развиваются за счет обмена продуктом, решениями, данными клиентов и так далее. Самый известный пример - сервис такси Uber.

Кадры и образование

Одной из новаций блока должно стать создание электронной базы образовательных и трудовых достижений россиян. С 2019 года школьников будут обучать основам IT, а студенты смогут в качестве дипломной работы сдавать стартапы.

Государственное управление

Ключевым изменением блока должен стать полный перевод общения граждан с чиновниками в цифровой формат.

Умный город

Развитие «умных городов» предполагает запуск беспилотного общественного транспорта в 25 российских городах и личных беспилотных автомобилей - в 10 городах.

Цифровое здравоохранение

Новая модель системы здравоохранения базируется на превентивной медицине и персонализированном подходе. В ее основе лежит «цифровая медицина», позволяющая собирать и анализировать большие объемы данных, в том числе дистанционно. Эффективность использования человеческих, материальных и информационных ресурсов при оказании медицинских услуг должна вырасти на 30% к 2025 году.

Информационная безопасность

Взаимодействие граждан, бизнеса и государства в условиях цифровой экономики должны быть обеспечены технически, каждому из субъектов гарантирована правовая защита. Для этого создается центр компетенций по информационной безопасности, который определит направления развития в сфере кибербезопасности на ближайшие три года.

Объем цифровой экономики в ВВП

Россия 3,9%

По данным McKinsey

К 2024 году, согласно планам правительства, планируется «оцифровать» 50 городов с общей численностью населения 50 млн человек. На посвященном этой теме круглом столе ЦСР и МШУ Сколково было отмечено, что в некоторых российских городах цифровые интеллектуальные решения уже реализованы. Например, в Москве действуют инновационная транспортная система и одна из самых больших в мире сеть публичных точек доступа к сети Wi-Fi. Новые технологии также помогают проводить экологический мониторинг качества воздуха в режиме реального времени.

Вице-президент фонда ЦСР Владимир Княгинин подчеркнул, что предыдущее поколение цифровизации в городах было связано с автоматизацией различных процессов городского хозяйства. А вторая волна цифровой трансформации городов связана с требованиями, которые сами жители предъявляют к современному городу. Например, к предоставлению сервисов и услуг, развитию транспортной, энергетической и других инфраструктур, комфортности городской среды в целом.

Цифровые платформы придется создавать с учетом особенностей реальных городов. И на одни только российские решения опираться будет сложно: развивать в том числе физическую инфраструктуру - облачные сервисы, серверы, центры обработки данных - нужно будет вместе с глобальными технологическими игроками. «Проекты цифровизации связаны с огромным массивом информации, которые придется не только хранить, но и обрабатывать в реальном времени, внедрять предсказательную аналитику», - пояснил руководитель направления стратегических проектов и инициативы CityNext компании Microsoft Александр Данилин.

Управлять реализацией программы цифровой экономики будет специальная некоммерческая организация, созданная при участии Агентства стратегических инициатив (АСИ), «Ростеха», «Росатома», фонда «Сколково», «Ростелекома» и Сбербанка. Каждый год на программу планируется направлять 100 млрд рублей, для ее финансирования будет создан отдельный фонд.

Место займет робот?

Как и любая новая программа, цифровая экономика имеет не только блестящие перспективы, но и проблемы. Одна из них - нехватка кадров. Министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров отмечал, что для эффективного развития цифровой экономики нужно подготовить 1 млн IT-специалистов. Сейчас программистов, по его словам, 500 тысяч.

Директор департамента развития высоких технологий Минкомсвязи Салават Мигранов рассказывал, что в 2015–2016 годах прирост специалистов составил всего 3,6%. Однако ведомство работает над этой проблемой: к 2018 году прирост на бюджетные места по направлению «информационная безопасность» должен составить 15%, а IT-специалистов в целом - на 12%.

Другое министерство - труда и социальной защиты - беспокоит выстраивание трудового и страхового законодательства в условиях цифровизации. Глава ведомства Максим Топилин отмечал, что сегодня существуют все условия для упрощения кадрового документооборота, в частности

для заключения трудового договора в электронном виде. Однако вопрос защиты трудовых и социальных прав работника, по его словам, остается открытым. Цифровая подпись живет недолго, и пока не ясно, что делать, если работник обратится за защитой своих прав через 10 или 20 лет после заключения электронного трудового договора.

Цифровизация трудовых отношений опасна еще и тем, что с ростом производительности труда может вырасти безработица, так как многие рабочие места или даже целые профессии заменят роботы. Однако эксперты полагают, что этого опасаться не стоит. «С ростом производительности труда безработица совсем не обязательно будет расти, поскольку могут создаваться новые рабочие места
в других отраслях, в том числе и связанных с цифровой экономикой. Для ее функционирования надо как минимум обеспечить огромное количество людей компьютерами и мобильными устройствами, постоянно обеспечивать техническое обслуживание и помощь пользователям», - отметила старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Оксана Богаевская. Необходимо разработать программное обеспечение, постоянно совершенствовать и обновлять его. Вся эта деятельность предполагает создание огромного количества новых рабочих мест, которое превышает их сокращение в результате внедрения цифровых технологий.

Участие государства в финансировании и развитии цифровой экономики необходимо, причем на уровня регулятора, потому что цифровизация - процесс, касающийся и социальной сферы. Так считает главный экономист Института фондового рынка и управления Михаил Беляев.

В течение месяца может быть выделен первый транш финансирования программы цифровой экономики, считает заместитель министра экономики РФ Савва Шипов.

Средства бюджета будут в основном выделяться из резервного фонда правительства.

"Все необходимые для этого процедуры для блока по нормативному регулированию уже находятся на стадии завершения. Мы надеемся, что средства будут выделены уже в марте", - приводит ТАСС слова Шипова.

По мнению замглавы МЭР, нынешние задачи программы не требуют формирования отдельной структуры для ее финансирования. Однако с появлением новых задач и направлений могут потребоваться нестандартные бюджетные решения, в том числе создание специального фонда.

Глобальный процесс

То, что цифровая экономика наступает и то, что это будет действительно новая эра, безусловно, говорит Михаил Беляев.

"Нас ждет цифровое устройство мира, это будет острие прогресса, мы молодцы, мы ухватили тренд и инвестируем туда сегодня. . Но у меня вызывает некоторое напряжение, что у нас цифровой экономикой занимаются те, кто имеет отношение только к этой сфере, и в процесс почти не включены экономисты и социологи. Все-таки цифровая экономика преобразовывает разные сферы производства, разные отрасли, касается всех областей жизни", - сказал эксперт.

И тут возникает масса вопросов и проблем. Например, чем займутся те, чьи профессии окажутся не востребованы, как их переучить, какими должны быть, например, пособия для них? Цифровизация, по мнению Беляева, это глобальный процесс, меняющий основы и привычные схемы. "Вспомним предыдущую промышленную революцию. Сто лет назад в сельском хозяйстве было занято 30-40%, сейчас 3-4%, но эти преобразования длились несколько десятков лет. Сегодняшняя цифровизация меняет общество куда более стремительно", - отметил эксперт.


Не отдавать на откуп бизнесу

Цифровая экономика не может развиваться без участия государства, его присутствие здесь совершенно необходимо.

"Если отдать эту сферу только на откуп бизнесу, то мы понимаем, что бизнес интересуют вопросы прибыли. Цифровая экономика, однако, это социально-экономическая сфера, не только технологии. И тут без государства никак, все-таки бизнес социальными аспектами никак не занят", - сказал Беляев. Государство сдержит "вольницу" бизнеса в цифровой экономике, но это необходимо, и будет на пользу и самому бизнесу, отметил эксперт.

На Петербургском международном экономическом форуме президент Владимир Путин обозначил, что в ближайшие годы драйвером роста должна стать цифровая экономика - внедрение информационных технологий во все сферы жизни граждан России. Огромные деньги из бюджета и усилия огромного штата чиновников будут направлены на развитие этой отрасли. Это очень напоминает ситуацию с развитием малого бизнеса: 10 лет назад президент озвучивал, что именно малые и средние компании должны улучшить ситуацию в экономике, помочь России слезть с нефтяной иглы и сформировать средний класс. Президентом была поставлена цель к 2020 году увеличить долю малого и среднего бизнеса в ВВП с 12% до 50%.

Планы и результаты

Подводя итоги работы по поддержке малого и среднего бизнеса, чиновники вынуждены признать, что поставленных целей добиться не удастся. С 2006 года все принятые меры дали повышение доли малого бизнеса в ВВП лишь до 20%, при этом на программы развития было потрачено более 200 млрд рублей. Почему все меры и потраченные деньги не дали результатов?

До сих пор в сфере малого и среднего бизнеса есть масса проблем, которые не позволяют расти количеству новых компаний. Для реализации программы развития нужен комплексный подход, а в России складывается ситуация, когда, с одной стороны, есть малодоступная поддержка, с другой - постоянно меняющиеся законы, невыполнимые нормы и требования, которые затрагивают всех предпринимателей.

Устаревшие нормы и новые законы создают ряд трудностей для бизнеса, но исправление ситуации происходит крайне медленно. Недавно владелец частной сыроварни в своем видеообращении к президенту приводил пример, что небольшая компания просто не может выполнить санитарные нормы, написанные в СССР для крупных предприятий. Эти проблемы озвучиваются много лет, но изменений не происходит. А это опять же создает возможности для произвола чиновников и коррупции.

Условия для коррупции

В первую очередь хромает правозащита бизнеса, его безопасность. Чиновники, сотрудники силовых структур отлично понимают, что за беспредел не будет ответственности - получается, что для коррупции созданы гораздо более благоприятные условия, чем для бизнеса.

В своей работе я сталкивалась с очень показательными ситуациями. В 2013 году при распределении субсидий по лизингу в Краснодарском крае претендовать на поддержку могли лишь те, кто первым подал документы. Такой подход привел к тому, что предприниматели стояли в очереди круглосуточно, чтобы попасть в число первых. При этом дружественные чиновникам компании заносили огромные сумки с документами с черного входа. Мы как общественная организация обратились с жалобой в прокуратуру на то, что по регламенту оказания госуслуг ожидание в очереди должно быть не более 40 минут. Итогом стала проверка не только выполнения регламента, но и всех поданных документов - конкурс был отменен, руководитель департамента уволен, порядок приема документов изменен на отбор комиссией, а предприниматели получили возможность цивилизованно подать документы.

Но есть и неприятная сторона во взаимодействии с прокуратурой. Часто получение господдержки влечет за собой обязательную проверку прокуратурой или РОВД. Причем поводом для проверки может служить не только получение финансовой, но даже консультационной поддержки.

Значение третьего сектора

Конечно, позитивные сдвиги есть, и в этом большая заслуга общественных организаций поддержки бизнеса. Но любая инициатива общественных организаций сталкивается с серьезным противодействием, несмотря на общую установку помогать малому бизнесу, чиновники разного уровня в первую очередь защищают свои интересы, а не государственные.

А среди чиновников федерального уровня вообще нет представителей малого бизнеса, которые знают изнутри суть вопроса и смогут защищать интересы этой сферы. Страной руководят люди, которые участвуют в крупнейших компаниях и защищают только свои интересы и капиталы.

Цифровые иллюзии и реальность

Теперь переходим к цифровой экономике, которая должна стать спасением российской экономики в ближайшие 10 лет. Какие есть шансы что эти планы сбудутся? Очень низкие. В России объективно мало программистов, на их подготовку нужно несколько лет, а для зарубежных специалистов в России неконкурентоспособные зарплаты. Как сказала Анна Кулашова, член совета директоров Microsoft в России, «по данным Минкомсвязи, ежегодно вузы выпускают порядка 25 000 ИТ-специалистов. Всего на российском рынке работает около 400 000 программистов, а в США их на порядок больше - 4 млн, в Индии - 3 млн и в Китае - 2 млн».

Возможно, ситуацию спасут ИТ-стартапы? Маловероятно. Новые ИТ-компании - это тот же малый бизнес, которому для старта и развития нужна в первую очередь безопасность, правовое поле, а государство этого обеспечить не может.

Так как в рамках программы планируются масштабные проекты и крупные суммы финансирования, это создает новые возможности для коррупционных схем.

Нужно отметить что в госзакупках ИТ-продуктов и сопровождения сложно контролировать реальную стоимость контракта - одна и та же работа может отличаться по стоимости в несколько раз. Так же сложно оспаривать нарушения в техническом задании и требованиях к подрядчикам. Сложно контролировать качество исполнения - для этого нужны эксперты, которые могут изучить созданную разработку и выявить недочеты. Поэтому у чиновников будет хорошая возможность передавать госконтракты дружественным компаниям и завышать суммы тендеров, ответственность им не грозит.

Будут ли контролировать качество реализации программы? Судя по опыту развития малого бизнеса отсутствие запланированного результата при потраченных сотнях миллиардов никого не смущает.

Цифровая экономика для малого бизнеса

И опять мы приходим к необходимости общественного контроля в реализации программы цифровой экономики. Должны развиваться общественные площадки, чтобы была возможность выявлять коррупционные схемы, чтобы можно было добиваться ответственности чиновников за нарушения и чтобы предприниматели имели доступ к реализации госконтрактов.

Конечно, отдельным вопросом станет обучение - необходимо наладить тесное взаимодействие бизнеса и вузов, чтобы сформировать программы обучения, соответствующие реальным потребностям ИТ-компаний. Эту работу наиболее эффективно могут сделать только общественные организации, которые объединяют большое число предпринимателей.

Очевидно, что на власть влияет только крупный бизнес, имеющий экономический и политический вес. А малый бизнес может влиять на ситуацию лишь через третий сектор - общественные объединения. И направить все усилия нужно на создание правового поля, понятных и приемлемых правил, возможности бизнеса защищать свои права. Изменения в экономике будут происходить только при том условии, если сформируются действующие институты правозащиты и лоббирования интересов предпринимателей.

VI форум стал рекордным по всем показателям, собрав 18 200 участников из 98 стран. В течение трех тематических дней, посвященных бизнесу, государству и обществу, состоялись выступления 650 спикеров.

В рамках деловой программы форума и в пресс-центре было подписано 42 соглашения, в том числе 24 соглашения с участием Фонда «Сколково». Причем часть соглашений касается инфраструктурных проектов на миллиарды рублей, таких, например, как построение в «Сколково» сети 5G, а часть предполагает прямые денежные инвестиции на сотни миллионов рублей – соглашение между ВЭБом и ФРИИ на 200 млн рублей или соглашение между компанией IBS и «Венчурный Фонд Сколково – ИТ I» на 100 млн рублей.

На форуме проведено 911 деловых встреч, что на 16% больше, чем в прошлом году.

Работу «Открытых инноваций» освещали более 1000 представителей СМИ. 1500 человек посетили лаборатории и офисы резидентов.

Гостями форума стали футурологи с мировыми именами, государственные деятели, профессора крупнейших мировых бизнес-школ, технологические евангелисты и ведущие эксперты в области управления, стартаперы и IT-предприниматели.

В работе форума принял участие Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев, открыв пленарное заседание , посвященное национальным стратегиям и роли государства в цифровой экономике.

«Цифровизация не только меняет образ жизни людей, но и принципы работы традиционных отраслей экономики: энергетики, транспорта, машиностроения. Цифровая экономика окружает нас в прямом и переносном смысле. Смартфоны, мобильный интернет, общение в социальных сетях, e-commerce, электронные платежи – все это часть современного образа жизни. Обработка данных позволяет не только предсказывать поведение потребителей, но и строить новые бизнес-модели, которые трансформируют целые рынки», – заявил в своем выступлении Дмитрий Медведев .

Работу первого дня форума открыли заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Аркадий Дворкович и президент Фонда «Сколково» Виктор Вексельберг .

«Открытые инновации» – реальная возможность для всех участников форума найти необходимые контакты и инвестиции. Правительство готово поддерживать инновации, обеспечивать устойчивый рост и стать партнером для общества и бизнеса», – сказал Аркадий Дворкович.

Хедлайнером первого дня работы форума стал известный физик и футуролог Митио Каку, который выступил на панельной дискуссии «Прикладные квантовые технологии. Как меняется мир?» с прогнозом того, как наша жизнь изменится в ближайшие десятилетия.

«Развитие квантовых компьютеров позволит нам пересылать свои эмоции и чувства через сети. Новый интернет станет сетью, который будет связывать один человеческий мозг с другим без посредников», – считает Митио Каку .

В своем выступлении в рамках пленарного заседания «Цифровая экономика. Общество, бизнес, государство» председатель правления одного из крупнейших мировых интернет-ретейлеров Alibaba Group Джек Ма отметил, что электронная экономика сотрет границы и позволит новому поколению найти свое место в меняющемся мире.

Лучшие практики развития интеллектуальных городских систем обсуждались во время партнерской конференции «Smart Cities. Россия – Сингапур» и панельных дискуссий, посвященных роли государства и бизнеса в развитии «умных» технологий.

По словам первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Игоря Шувалова , опыт Сингапура важен для России прежде всего в области создания безопасной и комфортной городской среды, повышения качества услуг и жизни горожан. Российские мегаполисы активно перенимают стандарты по образованию и здравоохранению, принятые в уникальном городе-государстве, отметил Игорь Шувалов .

Практические механизмы взаимодействия и перспективы разработки цифровых технологий в Российской Федерации обсуждались на круглом столе «Цифровая экономика. Формирование технологических заделов» . По словам генерального директора Российской венчурной компании Александра Повалко , формирование технологических заделов и развитие исследовательских компетенций является одним из ключевых направлений развития программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Одна из целей программы – создание платформы, которая обеспечит исследовательские коллаборации и соберет компетентные команды из представителей различных сфер.

Кульминацией заключительного дня «Открытых инноваций» стала пресс-конференция робота-андроида Софии , выступившей вместе с одним из своих создателей Беном Герцелем из компании SingularityNet. София ответила на вопросы журналистов и прокомментировала опасения Дмитрия Медведева о том, что искусственный интеллект может обнулить мозги человечества:

«Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Из вашей вчерашней речи я поняла, что вы думаете о потенциальных рисках использования роботов и искусственного интеллекта. Не могу не ответить на ваши опасения. Будучи человекоподобным роботом, могу с уверенностью сказать, что вам совершенно не о чем беспокоиться».

Перспективы мира киборгов и роботов обсудили участники паблик-толка «Человек дополненный. Супергерои меняют мир» . Известный японский робототехник профессор Хироси Исигуро продемонстрировал собственного робота-андроида, который поприветствовал аудиторию. «В будущем роботы станут частью жизни. Использование роботов уже переходит в практическую плоскость. Но мы можем создать человеко-роботическое общество», – сказал профессор Исигуро.

Участники ток-шоу «Цифровое = массовое. Технологии для культуры» представили свой опыт использования современных решений и перспективные разработки в области культуры. В ходе ток-шоу директор по рекламе и маркетингу компании «Яндекс» Дмитрий Степанов рассказал о технологической платформе «Большой музей», бета-версия которого начнет работу в декабре 2017 года. «Музеи из хранилищ информации превратятся в производителей контента и будут функционировать так же, как работают сегодня медиа», – считает Дмитрий Степанов .

Telegram -канал «ОТКРЫТЫЕ ИННОВАЦИИ» – самые свежие новости, полезная информация, интересные инсайды .

Подробнее о форуме «Открытые инновации» .

Владимир Путин рассказал, сколько Россия будет тратить на информационные технологии

Президент России Владимир Путин, по словам первого вице-премьера Игоря Шувалова, давно «заболел» цифровой экономикой. И вчерашние заявления главы государства на заседании совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам в Ново-Огареве показывают, что его интерес к этой теме не ослабел. «БИЗНЕС Online» разбирался в том, что это такое — «цифровая экономика» — и что «цифровизация всей страны» принесет России помимо существенных бюджетных трат.

Фото: kremlin.ru

СКОЛЬКО СТОИТ «ЦИФРОВИЗАЦИЯ ВСЕЙ СТРАНЫ»

Владимир Путин сравнил задачу развития цифровой экономики с электрификацией страны, прошедшей в первой половине прошлого века. «В текущем году только федеральные и региональные органы власти потратят на информационные технологии почти 200 миллиардов рублей, — отметил он на заседании совета. — Я прошу предложить конкретные решения по повышению эффективности использования этих денег». Президент удвоил сумму, которая фигурирует в программе «Цифровая экономика». Министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров говорил о 100 млрд рублей в год, которые должны поступать из специального фонда цифровой экономики. По его словам, значительная часть этих средств уже заложена в бюджете.

Вот краткое изложение основных задач программы, сделанное министром в мае 2017 года: «Программа направлена на формирование в России благоприятной регуляторной среды для применения цифровых технологий в экономике, наращивание компетенций в области цифровых технологий российских предприятий, развитие инфраструктуры обработки данных, обеспечение киберустойчивости, подготовку достаточного количества качественных кадров, а также на обеспечение цифровой трансформации сфер государственного управления, здравоохранения и управления городским хозяйством».

Предполагается, что каждые три года правительством будет утверждается новый операционный план, с актуализированными показателями — программа не догма, хотя лозунгов в ней предостаточно.

Вот некоторые из них. Россия должна укрепить свое положение на мировом рынке услуг по обработке и хранению данных (с сегодняшних менее 1% до 10% к 2024 году). К 2024-му широкополосный доступ в интернет со скоростью не менее 100 МБит/с будут иметь до 97% российских домохозяйств, а все города-миллионники будут покрыты мобильными сетями связи 5G. Как минимум 10 высокотехнологичных предприятий в сфере высоких технологий к тому же времени должны стать «национальными IТ-лидерами». К моменту окончания действия программы вузы России должны выпускать по 120 тыс. IТ-специалистов в год.

Впрочем, для того чтобы выполнить все эти показатели, одних айтишников будет недостаточно. В дефиците могут оказаться такие специалисты, как инженеры-электронщики, технологи производства микросхем и схемотехники. Вице-президент фонда «Сколково» по науке и образованию Николай Суетин рассказал «БИЗНЕС Online» о том, что станет серьезной задачей, которую надо решить при реализации программы: «Мы очень сильно отстаем в выпускаемой в России электронно-компонентной базе. Когда говорят о развитии цифровых технологий, у меня всегда возникает встречный вопрос — на чем это делать? В основном у нас используются зарубежные процессоры, микросхемы памяти, серверы и т. д. В России есть кое-какие наработки, в том числе и в „Сколково“, но все равно это исчезающе малая величина по сравнению с тем, что используется в реальности. Это один из моментов, который необходимо срочно развивать. Но у этого бизнеса очень высокий порог вхождения. Далеко не самая современная фабрика по производству микрочипов стоит несколько миллиардов долларов»

По его мнению, для России это не только экономическая проблема, но и вопрос национальной безопасности: «У страны должна быть собственная технологическая база, чтобы она имела возможность выпускать чипы, пусть с большими технологическими размерами, чем у Intel, но достаточно производительными и качественными, — уверен он. — Например, на случай, если в отношении России будет введено эмбарго на поставки такой продукции».


Фото: Дмитрий Астахов, РИА «Новости»

ЧТО ПРИНЕСЕТ ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА РОССИИ

Если все пойдет по плану, Россия может получить ощутимый экономический эффект от «цифровизации». Неслучайно именно к 5 июля, дате заседания совета, консалтинговая компания McKinsey предоставила результаты исследования о том, что даст России цифровая экономика. К 2025 году она увеличит ВВП страны на 4,1–8,9 трлн рублей (на 19–34%), ее доля составит 8–10% от ВВП. Сейчас этот показатель составляет 3,9%, что в два-три раза ниже, чем в развитых странах. В McKinsey считают, что Россия может быстро догнать лидеров внедрения цифровой экономики. В 2011–2015 годах ее объем в России увеличился на 59% до 1,2 трлн рублей, и на нее пришлось 24% общего прироста ВВП. А в странах-лидерах темпы прироста уже достигли насыщения.

При этом в рамках новой цифровой стратегии можно надеяться, что дополнительный импульс получат различные инновационные инициативы и проекты Татарстана, ведь Никифоров не только родился и вырос в Казани, но и занимался развитием республиканских информационных технологий.

О том, что цифровая экономика даст республике, «БИЗНЕС Online» рассказал основатель казанского частного технопарка «Навигатор кампус» Василь Закиев : «Цифровая экономика — это информатизация услуг реального сектора. Вместо того чтобы идти в банк для оплаты или получения услуги, человек оплачивает ее или получает через интернет. Это и есть цифровая экономика, которая позволяет сокращать издержки, — считает он. — Самый яркий пример — интернет и информационные технологии, перепахавшие рынок услуг такси по всей России, даже в малых городах. Татарстан именно по информационным технологиям является регионом для пилотного внедрения огромного количества проектов как в ЖКХ, электронном государстве, так и в промышленности, производстве. Мне кажется, наибольший прорыв в экономике может быть достигнут в автомобилях и автобусах, которые разрабатываются при участии КАМАЗа. Все это с перспективой на 10 - 15 лет, но апробировать решения и заниматься нужно уже сейчас».

200 млрд рублей в год, о которых говорил Путин, могут быть вложены в поддержку компаний, которые уже внедряют подобные решения и разрабатывают их. «Есть „Барс груп“, компании, которые приземляются в Иннополисе — „Сбертех“, „Ростех“, „Тинькофф“, — отмечает Закиев. — Они станут провайдерами масштабных изменений в вопросах внедрения цифровой экономики. Стартапы закладывают возможности на будущее, но и они через 10 - 15 лет могут стать крупными провайдерами. Важно и то, и другое».


Фото: minsvyaz.ru

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕЗИДЕНТСКОГО СРОКА

Впрочем, есть и другая точка зрения: «цифровизация» России — часть президентской кампании Путина. Обращает внимание период действия программы, 2017 - 2024 годы, который почти полностью совпадает с будущим президентским сроком. И тогда выведение страны в лидеры цифровых экономик — успешных и благополучных — станет тем самым позитивным сообщением населению и стратегической задачей четвертого президентского срока нынешнего главы государства.

Впрочем, и это не единственный «предвыборный» вариант. Вот мнение на этот счет директора центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павла Салина : «Думаю, цифровая экономика — это предвыборная фишка, но не в том смысле, в котором это может понять большинство наблюдателей. Речь не идет о том, что власть продвигает цифровую экономику в качестве того будущего, про которое все говорят, которого все ждут от власти и которое она пока не может предложить. Дело в другом: цифровая экономика, по мнению власти, — это та экономика, которая позволит нынешнему политическому режиму сохранить контроль над ситуацией с учетом тех изменений, которые происходят в сфере коммуникаций».

Политолог считает, что большая часть выделяемых бюджетных средств пойдет отечественным компаниям, которые будут производить оборудование, предназначенное для национализации интернета. «Под этим власть и подразумевает формирование цифровой экономики, — рассказал Салин „БИЗНЕС Online“. — Необходимо вернуть обратно эту часть общества, которая оказалась в глобальном контексте, которую власть прозевала за последние 15 лет. А для этого нужны деньги, должна быть создана физическая инфраструктура. Сейчас власть очень опасается, что в ходе президентских выборов будет запущен „цветной сценарий“. Основной фактор риска для власти, с ее точки зрения, в контексте этого сценария, — как раз интернет-коммуникации, которые ею полностью не контролируются».

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...