Юридическая защита заемщиков. В подобных случаях возможны несколько вариантов действий заемщика


Объем операций в сегменте потребительского кредитования неизменно растет. Востребованы все виды кредитов: целевые и нецелевые, с обеспечением и без, долго- и краткосрочные. Однако в этой финансовой сфере достаточно часто нарушаются основы деловой этики не в пользу заемщиков. В условиях кредитования присутствуют положения, которые нарушают права потребителей финансовых продуктов. Принятие закона № 353-ФЗ «О потребительском кредите» положило основу для регулирования отношений участников сделок в правовом поле.

Специфика потребительского кредитования

Потребительское кредитование имеет свою специфику. В этом сегменте для банков существуют повышенные риски, связанные с возможностью невозврата ресурсов или нарушением сроков оборачиваемости финансовых средств. В тоже время, кредитные учреждения получают максимальный уровень дохода от реализации этих продуктов, так как потребительские кредиты имеют повышенную стоимость. Значительную часть рисков и затрат банки стремятся переносить на заемщиков. До принятия закона № 353-ФЗ кредитодержатели являлись неравноправными участниками сделок – слабой стороной. Ввиду отсутствия до 2014 года четких положений, определяющих правила предоставления займов, и формулировки понятия «потребительский кредит», сделки могли приводить к негативным правовым последствиям, ущемляющим интересы заемщиков.

Традиционные ошибки заемщиков

В процессе оформления и получения кредита заемщики допускают традиционную ошибку. Ввиду распространенности мнения о том, что потребитель не может оказывать влияния на банковские структуры и не имеет права вносить изменения в договор, кредитные соглашения подписываются заемщиками без тщательного предварительного анализа и внимательного прочтения. Уделяется внимание только основным пунктам, связанным с суммой, сроком и процентами. Такой подход приводит к негативным последствиям. Неучтенные дополнительные комиссии могут существенно увеличивать размер ежемесячных обязательных платежей, а начисляемые штрафные санкции за нарушение обязательств по договору достигать космических масштабов, измеряемых сотнями годовых процентов.

Поведение заемщика в момент получения кредита имеет психологическое обоснование. В большинстве случаев, потенциальный кредитодержатель нацелен на конечный результат - получение займа. Ввиду достаточно жестких требований банков, сам факт одобрения кредита имеет главное значение, а условия его предоставления воспринимаются заемщиком как вторичный аспект по степени важности. Эйфория проходит и наступает реальное осознание последствий «содеянного» в спокойной домашней обстановке.

Согласно положениям нового закона № 353-ФЗ заемщик обладает правом отказаться от использования кредитных средств в течение 14 дней. В случае, если это целевой кредит – в течение 30 дней. Такой подход позволяет заемщикам избежать необдуманных решений.

Публичная информация об условиях потребительского кредитования

Положения нового закона дали возможность заемщику влиять на условия кредитного договора. Существует ряд общих условий, которые определяются строго кредитором. Наряду с этим договор должен содержать индивидуальные условия, которые соответствуют финансовому и социальному статусу заемщика.

Потребители получили право на полную и достоверную информацию об условиях кредитования. Она должна быть публичной и содержать следующие параметры:

  • информация о кредиторе (наименование, контактные данные, юридический адрес, официальный сайт, номер лицензии и другие сведения, определяющие право на ведение финансовых операций),
  • обязательные требования к заемщику,
  • перечень документов, необходимых для рассмотрения заявления на получение кредита,
  • сроки рассмотрения заявки,
  • виды кредитов,
  • суммы займов,
  • сроки возврата,
  • валюты, в которых предоставляются замы,
  • способы предоставления,
  • процентные ставки,
  • виды и суммы дополнительных платежей,
  • диапазон допустимых значений полной стоимости кредита,
  • периодичность платежей,
  • способы возврата займа и уплаты процентов,
  • период, в течение которого заемщик имеет право отказаться от использования кредита,
  • ответственность заемщика и санкции за невыполнение договорных обязательств,
  • информация для потенциальных кредитодержателей в иностранной валюте о возможном увеличении расходов в рублях, ввиду курсового колебания,
  • способы определения курса,
  • информация об уступке прав требований кредитором третьим лицам или запрете на такие действия,
  • порядок предоставления информации об использовании кредита заемщиком, если он является целевым,
  • положения о решении споров,
  • стандартные формы с общими условиями договора.

Следует обратить внимание, что все индивидуальные и общие условия в заключаемом кредитном договоре, должны соответствовать официальной публичной информации, предоставляемой банком.

Правовые ограничения для банков

Кредитор имеет право в одностороннем порядке менять условия договора, если такое действие не повлечет увеличение размера обязательств заемщика. Банк может снижать процентные ставки, отменять неустойки или уменьшать их размер. Однако, о любых изменениях он должен письменно уведомить кредитодержателя.

В СМИ многократно поднималась тема о неправомерности взимания платы за обслуживание ссудного счета. Пункт 17 ст. 5 нового закона № 353-ФЗ заблокировал банкам возможность получать дополнительные доходы за операции, которые являются прямой обязанностью кредитных учреждений. Так, если условиями кредитного договора предусматривается открытие банковского счета, то все операции связанные с обслуживанием займа должны выполняться БЕСПЛАТНО. Это относится к открытию счета, выдаче и зачислению кредитных средств на него.

Кроме того, банк не имеет права получать вознаграждение за услуги, которые не приводят к созданию имущественных благ для заемщика, а также за исполнение обязательств, возложенных на кредитное учреждение законодательством РФ.

Порядок погашения проблемных задолженностей

В период до июля 2014 года заемщики достаточно часто сталкивались с проблемой нарастания общей суммы долга в геометрической прогрессии, если были нарушены сроки внесения обязательных платежей. Банки самостоятельно устанавливали очередность погашения отдельных параметров задолженности. Первую позицию обычно занимали штрафы и пени. Учитывая, что размер санкций не лимитировался, они могли составлять суммы, значительно превышающие задолженность по основному долгу. Заемщик попадал в «кабальную зависимость», он вносил существенные суммы, но они шли в счет погашения начисленных штрафов, а основная сумма оставалась неприкосновенной. Более того, задолженность увеличивалась, ввиду применения системы начисления сложных процентов.

Закон № 353-ФЗ четко определил порядок погашения проблемных задолженностей.

Банки обязаны руководствоваться следующей очередностью:

  • задолженность по процентам,
  • сумма просроченного основного долга,
  • неустойки,
  • текущие проценты,
  • текущая сумма основного долга (в рамках текущего периода и графика платежей),
  • иные платежи, согласно законодательству или кредитному договору.

Также Законом установлен лимит на размер неустоек . Они не могут превышать 20% годовых, если проценты, оговоренные в кредитном договоре, продолжают начисляться в плановом порядке. Если же банк, по какой-то причине не начисляет текущие проценты в период нарушения заемщиком обязательств (это может быть предусмотрено кредитным договором), то пеня может составлять 0,1% ежедневно от суммы невыполненных обязательств.

В кредитном договоре могут быть предусмотрены несколько способов исполнения обязательств заемщиков, но банк обязан уведомить о бесплатном варианте по месту нахождения кредитодержателя.

Полная стоимость кредита

В последние годы заемщики сталкивались с понятием «эффективная процентная ставка». Банк России обязал кредитные учреждения ее рассчитывать и предоставлять такую информацию потребителям. Однако не все банки выполняли это требование и многие потребители не могли вникнуть в суть этого термина. Потенциальные заемщики ориентировались на размер обычных процентных ставок. Однако, совокупный объем трат при использовании заемных средств, в большинстве случаев, превышал суммы, необходимые на выплату процентов.

В настоящем, на законодательном уровне банкам вменено в обязанность указывать полную стоимость потребительского кредита (ПСК) . Она выражается в процентах и размещается в обязательном порядке на первой странице кредитного договора в правом верхнем углу. Кроме того, она должна быть выделена четким шрифтом максимального размера. ПСК помещается в рамку, которая должна занимать не менее 5% общей площади первой страницы договора. Такие требования к оформлению подчеркивают значимость ПСК для заемщика.

ПСК рассчитывается по достаточно сложной формуле. Потребителю не стоит обременять себя финансово-арифметическими упражнениями. Банк обязан правильно рассчитать и предоставить ПСК потребителю. Справедливость начисления ПСК контролирует Банк России.

Заемщик должен понимать, что при расчете ПСК будут учтены все обязательные платежи, связанные с:

  • погашением основной суммы долга,
  • уплатой процентов,
  • дополнительными платежами в пользу кредитора,
  • оплатой выпуска электронного средства платежа и его обслуживания,
  • платежами в пользу третьих лиц, если они предусмотрены в договоре,
  • выплатами страховых премий, если выгодоприобретателем не является кредитодержатель.

В ПСК не могут быть включены платежи, обусловленные требованиями федерального закона. Кроме того, не могут приниматься в расчет платежи, которые зависят от индивидуального поведения заемщика. Это выплаты, связанные с ненадлежащим или полным неисполнением обязательств заемщиком, или платежи, которые предусмотрены в договоре, но их величина зависит от индивидуального решения кредитодержателя. Также не включаются платежи, связанные со страхованием предмета залога.

Размер ПСК регулируется Банком России. Он не может превышать более, чем на одну треть среднерыночное значение ПСК. ЦБ ежеквартально рассчитывает среднерыночную величину ПСК по всем категориям потребительского кредита. Определяется это значение, как средневзвешенная величина на основании показателей 100 и более крупнейших кредиторов, либо одной трети от совокупного количества кредиторов. Данная информация является публичной.

Другие особенности кредитного договора

Если в кредитном договоре предусматриваются услуги третьих лиц на платной основе, в том числе страховые, то они могут быть включены только с письменного согласия заемщика.

Банк может отказать заемщику в предоставлении кредита без уведомления причин. Потребитель должен знать, что кредитор в обязательном порядке направит информацию об отказе в «Бюро кредитных историй».

Договор считается заключенным с момента передачи средств заемщику и при условии согласия сторон по всем пунктам соглашения.

В некоторых случаях банк может досрочно расторгнуть договор или повысить процентные ставки . Такие действия возможны при заключении договоров, требующих обеспечения в виде ценного имущества или при целевых займах. В большинстве случаев, банки требуют, чтобы заемщик застраховал за свой счет предмет залога. Это условие обязательно оговаривается в кредитном договоре. На его выполнение предоставляется срок 30 дней. Если, заемщик не выполняет его, банк имеет право увеличить ставки или расторгнуть договор. Угроза досрочного расторжения также может распространяться на заемщиков, которые игнорировали требование целевого использования заемных средств.

Сопровождение кредитного договора

При заключении договора кредитное учреждение должно предоставить заемщику полную информацию о суммах и датах обязательных платежей, порядке их определения, с разбивкой на составляющие – основной долг и проценты. Такой документ называется «график платежей». Если в договоре предусматриваются переменные процентные ставки, банк должен уведомлять заемщика о любом изменении из величины способом, предусмотренным в кредитном соглашении. Также при изменении величины обязательных платежей, кредитор должен предоставить заемщику обновленный график платежей.

После заключения договора, банк должен обеспечить доступ к сведениям, связанным с информацией о выполнении обязательств и состоянии задолженности.

Ограничение прав коллекторов

Банк имеет право возвращать задолженность в судебном порядке. Однако, он может заключать агентский договор с юридическими лицами, которые имеют право совершать определенные действия, направленные на возврат задолженности. Потребителям привычнее словосочетание «коллекторские агентства». Новый закон поставил представителей этого вида деятельности в правовые рамки и существенно ограничил возможности для «беспредела», обременявшего жизнь граждан в прошлые периоды. В настоящем, такие организации могут взаимодействовать с должниками только посредством личных встреч или телефонных переговоров. Они имеют право отправлять любые текстовые сообщения с помощью средств коммуникаций или традиционные почтовые отправления. Они не могут злоупотреблять правом и совершать действия, способные причинить вред заемщику. Кроме того, в период с 22.00 до 8.00 в будни и с 20.00 до 9.00 в выходные они не имеют права беспокоить должника.

Заключение

Закон о потребительском кредитовании в РФ вступил в силу с июля текущего года. Многие проблемы заемщиков, связанные с неадекватным поведением банков, останутся в прошлом. В настоящем, потребители финансовых услуг более защищены и могут отстаивать свое право. В период, когда кредитные учреждения переориентируют свою деятельность согласно новым положениям законодательства, потребители должны привыкнуть к мысли, что об их интересах заботится государство. Однако, чтобы снова не попадаться в ловушки нерадивых кредитных учреждений следует внимательно изучить все пункты закона № 353-ФЗ и помнить, что подписывать кредитный договор можно только после досконального понимания его сути.

Очень часто сотрудники кредитных организаций навязывают страховку, что вызывает негатив у клиентов. Хотя именно страховая компания «спасет» клиента при наступлении форс-мажорного случая (смерть, болезнь, потеря работы и т.д.) и возьмет на себя обязательства по выплате существующего займа. В большинстве своем именно непонимание этого факта и вызывает резкий негатив клиентов, которые слышат слово «страховка» при оформлении кредита.

Однако многое зависит от банка, который предлагает присоединиться к программе финансовой защиты заемщиков. Что такое индивидуальное страхование и коллективная страховка на примере Совкомбанка? Как кредитная организация подключает к ней клиентов? Зачем она нужна и что дает? Как вернуть деньги за участие в программе финансовой защиты при досрочном погашении кредита? Возможно ли такое?

Что такое программа коллективной финансовой защиты? Чем она отличается от индивидуальной?

Программа коллективной финансовой защиты — это страхование группы лиц на одинаковых условиях и от одинаковых рисков. При этом инициатором страхования и страховщиком выступает именно банк, который заключает договор со страховой компанией. Полис выдается на имя кредитной организации, а клиент получает в лучшем случае сертификат.

По сути программа финансовой защиты — это навязываемая страховка по кредиту. Откажитесь от программы и скорее всего кредит вам не дадут. Основной минус программы — это договор между страховой и банком. Вы хоть и платите за программу, но стороной договора не являетесь.

Суть договора коллективного страхования заключается в том, что кредитная организация покупает у страховщика программу финансовой защиты сразу для всех своих клиентов (настоящих и будущих). Клиенты банка не заключают отдельные договора с компанией, а присоединяются к уже существующему договору коллективного страхования, заключенному между банком и организацией.

Также при коллективном страховании клиент не может выбирать страховые случаи, компании, либо менять условия существующего договора, выбирать срок его действия и т.д. Потому что он лишь присоединяется к уже заключенному договору.

При индивидуальном страховании заемщик может выбрать компанию из списка аккредитованных банком, выбрать определенный пакет услуг, который предлагает организация, срок, порядок выплат т.д. В этом случае страховщиком будет страховая компания, а заемщик получит полноценный полис застрахованного.

Как видно, отличий между двумя программами финансовой защиты более чем достаточно и нетрудно догадаться, что гораздо более выгодной с точки зрения выбора будет именно индивидуальная страховка, а не коллективная.

Коллективное страхование на примере Совкомбанка: как к нему присоединяют?

Совкомбанк является одной из немногих кредитных организаций, где очень активно применяется именно коллективная страховка, а не индивидуальная. Более того, согласно п.3.5. «Памятки застрахованного лица» оплата участия в программе коллективной финансовой защиты осуществляется за счет полученного кредита.

То есть, если человеку нужно получить 100 тыс. руб., а страховая премия составляет 25% от тела займа, то банк одобряет кредит на 125 тыс. рублей из которых:

  • 100 тыс. руб. выдает клиенту
  • 25 тыс. руб. оставляет себе в качестве страховой премии, да еще и начисляет на эту сумму проценты согласно установленной для заемщика ставке.

Многие эксперты считают, что программа коллективной финансовой защиты позволяет банкам скрыть реальную стоимость услуги. Если обратиться к условиям индивидуальных договоров страхования крупных банков, то ежегодно клиент платит за страховку порядка 2-3% от тела кредита, в то время как по коллективным договорам банки сдирают с людей по 25-30% от тела займа независимо от срока кредита.

Это связано с тем, что комиссию за участие в программе финансовой защиты назначает не страховая компания, а банк. Он уже заключил договор со страховой, заплатил «свои» деньги за услугу и может назначить абсолютно любую плату за то, что присоединит заемщика к программе страхования. По сути финансовая защита — это типичное обдиралово и она вам не нужна.

Если говорить о стоимости участия в коллективном страховании Совкомбанка, то называть конкретную сумму не получится. В документах нет ни слова о размере страхового возмещения или стоимости услуг. Об этом можно лишь догадываться по отзывам заемщиков.

Например, Елена Л. подала заявку на кредит в размере 100 тыс. руб. на 5 лет и заплатила 32 тысячи за страховку за весь срок. По документам Елена Л. взяла кредит на 132 тыс. руб.
Другой заемщик Совкомбанка получил кредит на 250 тыс. руб. из которых отдал за страховку 60 тыс. руб.

Более того, практически все клиенты Совкомбанка в своих отзывах на авторитетных ресурсах утверждают, что «добровольная» страховка изначально была навязана специалистом банка. Заемщики рассказывают, что сотрудники прямым текстом говорят о том, что если отказаться от страховки, кредит не одобрят.

Положительное решение приходит лишь в случае присоединения к программе коллективной финансовой защиты, что противоречит сразу нескольким законам РФ (право выбора, свобода договора, закон о защите прав потребителей и т.д.)
А у человека, которому срочно нужны деньги в долг, не остается другого выбора, кроме как согласиться со всеми условиями коллективного страхования, даже не читая их, чтобы получить поскорее деньги.

Зачем нужна страховка? Что она дает?

Коллективный договор банкострахования чаще всего применяется для страхования жизни и здоровья заемщиков, хотя бывают и прецеденты с потерей работы, мошенничеством и т.д. В случае наступления страхового случая все обязательства по выплате кредита берет на себя страховая компания.

Ввиду этого страховка нужна для того, чтобы бремя выплаты долга не пало на прямых наследников заемщика, что предусмотрено российским законодательством. В случае смерти заемщика кредитная задолженность переходит по наследству вместе со всем имуществом, и лишь отказавшись от вступления в наследство, можно отказаться от выплаты кредита.

Также коллективная страховка будет полезна при временной или полной нетрудоспособности, если соответствующая причина есть в перечне. В этом случае кредит заплатит страховая и заемщика не потревожат коллекторы, судебные тяжбы и приставы, а его кредитная история останется положительной.

Что делать? Как вернуть страховку? Возможно ли такое?

Во-первых, все заемщики, заключившие индивидуальный договор страхования могут расторгнуть его в течение 5 дней согласно указу Центробанка, который вступил в силу 1 июня 2016 года. Пятидневный «период охлаждения» не распространяется на контракты с юридическими лицами и на договора коллективной программы финансовой защиты, поскольку страхователем является не заемщик, а банк. Так что сослаться на этот пункт и отказаться от коллективной страховки нельзя.

Нестабильная экономическая ситуация в стране, непростые отношения между работодателями и работниками в трудовой сфере приводят к шаткости финансового положения отдельных граждан. Кредит, который вчера был оформлен (вполне продуманно, с расчетом спокойного, расчетливого его погашения), сегодня уже оказывается нечем платить в связи с утратой работы, сложностями в бизнесе, просчетом в инвестировании. Никто из заемщиков, даже самые добросовестные, не застрахованы от проблем с выплатами по кредитам. А банки всегда бдительно следят за просроченной задолженностью – и санкции не заставляют себя ждать. Причем, санкции эти не всегда адекватны допущенному нарушению.

До недавнего времени защита прав заемщика, просрочившего выплату по кредиту была непростой задачей.

Единственной надеждой заемщика в ситуации просрочки долга была возможность доказать кабальный характер условий кредитного договора и его несоответствие Закону «О защите прав потребителей». Удавалось это далеко не всегда, о чем свидетельствует обширная судебная практика, систематизированная в Информационном письме Президиума ВАС РФ от 13.09.2011г.

Сегодня ситуация изменилась в пользу заемщика: принят закон о потребительском кредите, устанавливающий жесткие рамки для договорной ответственности заемщика, порядка взыскания с него долга и т.п.

Например, любимое банками условие договоров, ограничивающее досрочный возврат кредита, ушло в прошлое. В течение 14 дней (для любого потребительского кредита) или 30 дней (для целевого кредита) заемщик может вернуть всю сумму кредита, не уведомляя об этом банк и не спрашивая его разрешения. Только обязательно нужно уплатить проценты за фактическое время пользования заемными средствами.

Если возврат происходит позже, то он оформляется согласно требованиям кредитного договора (например, предварительное уведомление банка, перечисление денег только в день очередной выплаты по кредиту). Получив уведомление о досрочном возврате, банк обязан рассчитать основной долг и проценты по кредиту на предполагаемую дату оплаты и передать данную информацию заемщику.

"Юридическая работа в кредитной организации", 2013, N 1

Для обеспечения стабильного развития банковской системы важны организационно-правовые механизмы защиты прав и законных интересов всех участников хозяйственного оборота, особенно в сфере потребительского кредитования, где заемщиком выступает обычный гражданин. В статье освещены некоторые вопросы правового положения заемщиков при потребительском кредитовании по действующему законодательству и представлен анализ новых законодательных инициатив, направленных на обеспечение защиты прав потребителей финансовых услуг в Российской Федерации.

В настоящее время в России наблюдается активное развитие потребительского кредитования. За период с 1 июля 2011 г. по 1 июля 2012 г. портфель необеспеченных кредитов населению вырос на 65% и составил 4,1 трлн руб., что сопоставимо с объемами кредитов, предоставленных малому и среднему бизнесу (4,2 трлн руб.) <1>.

<1> http://raexpert.ru/researches/banks/potrebcred_2012/.

Однако наша страна по-прежнему отстает по объему выдаваемых населению кредитов не только от развитых стран (США, Германия, Франция), но и от государств со сравнимыми доходами на душу населения (Польша, Чехия). Такая ситуация обусловлена отсутствием достаточного законодательного регулирования потребительского кредитования в России. В рамках данной статьи хотелось бы дать краткую характеристику норм действующего законодательства, регулирующих отношения в сфере потребительского кредитования, и более подробно остановиться на планируемых изменениях в законодательстве.

Действующая нормативная база

Проанализировав действующее законодательство, можно отметить недостатки и разрозненность правовых норм, направленных на защиту прав заемщика при потребительском кредитовании.

Статья 810 ГК РФ

ГК РФ устанавливает общие для всех заемщиков правила о займе и кредите, без каких-либо преимуществ для заемщиков-потребителей. Исключением является лишь ст. 810 ГК РФ, в которую Федеральным законом от 19.10.2011 N 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 809 и 810 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" внесены изменения, предоставляющие заемщику право досрочно возвратить сумму займа полностью или по частям без согласия заимодавца при условии уведомления его не менее чем за 30 дней до даты возврата с уплатой процентов за время фактического пользования денежными средствами. Ранее такая возможность предусматривалась лишь для беспроцентных займов.

Закон о защите прав потребителей

В настоящее время для защиты прав заемщиков-потребителей применяются отдельные положения Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей). В частности, на заемщиков-потребителей распространяются положения ст. 10 данного Закона, которой установлено право потребителя на информацию о товаре (работе, услуге), например о полной стоимости кредита, процентах за пользование кредитом.

Также к кредитным правоотношениям часто применяются нормы ст. 16 Закона о защите прав потребителей об условиях договора, ущемляющих права потребителя (например, навязывание дополнительных услуг по страхованию жизни и здоровья заемщика). Однако данный Закон не способен обеспечить должную защиту прав потребителей финансовых услуг, так как не учитывает специфики правоотношений в данной сфере.

Закон о банках и банковской деятельности

Отдельные положения, направленные на улучшение положения заемщика при потребительском кредитовании, содержатся в специальном банковском законодательстве. Согласно ст. 29 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон о банках и банковской деятельности) по кредитному договору, заключенному с заемщиком-гражданином, кредитная организация не может в одностороннем порядке сократить срок действия этого договора, увеличить размер процентов и (или) изменить порядок их определения, увеличить или установить комиссионное вознаграждение по операциям, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Статья 30 Закона устанавливает обязанность кредитной организации до заключения кредитного договора с заемщиком - физическим лицом предоставить информацию о полной стоимости кредита, а также перечень и размеры платежей заемщика - физического лица, связанных с несоблюдением им условий кредитного договора.

Планируемые изменения в законодательстве

Практика последних лет показывает необходимость законодательного регулирования отношений в сфере потребительского кредитования. Одной из главных задач при этом является улучшение механизма защиты интересов заемщика-потребителя. Это вызвано в том числе и чрезвычайно агрессивной политикой банков. Заемщик, будучи экономически слабой стороной в договоре, должен быть лучше защищен. В настоящее время в рамках реформы гражданского законодательства предлагается целый комплекс мер, направленных на обеспечение защиты прав потребителей финансовых услуг.

Проект федерального закона N 47538-6

Проект федерального закона N 47538-6 "О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Проект ГК РФ, Проект) вносит значительные изменения в регулирование кредитных правоотношений, устанавливая особую защиту интересов заемщиков-потребителей.

Проект устанавливает понятие "ростовщические проценты", которые значительно превышают обычно взимаемые в подобных случаях проценты и являются чрезмерно обременительными для должника.

Проект ГК РФ вводит особую разновидность кредитного договора - "потребительский кредит". В Проекте четко определено, кого следует считать заемщиком по договору потребительского кредитования. Им может являться исключительно физическое лицо, приобретающее денежные средства для личных, семейных, домашних или иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью (п. 1 ст. 821 ГК РФ в редакции Проекта).

Также Проект ГК РФ содержит ряд специальных норм, устанавливающих дополнительную защиту заемщика при потребительском кредитовании, основанных на положениях Директивы от 22.05.2008 N 2008/48/ЕС Европейского парламента и Совета ЕС о договорах потребительского кредитования (далее - Директива N 2008/48/ЕС) и отмене Директивы Совета ЕС N 87/102/ЕЭС.

Во-первых, в Проекте закрепляется обязанность кредитора еще до заключения договора предоставить заемщику всю необходимую информацию о кредите (порядке, условиях и сроках предоставления, о размере процентов и иных платежей по договору, порядке и сроке возврата кредита и последствиях его несоблюдения и иных обстоятельствах, влияющих на стоимость потребительского кредита) и последствиях заключения кредитного договора. В случае неисполнения кредитором данной обязанности заемщик имеет право отказаться от договора с возвратом полученного кредита и уплатой процентов. С одной стороны, это предоставляет заемщику возможность взвесить все "за" и "против" и принять окончательное решение. С другой стороны, заемщик перегружается большим объемом информации. В Директиве N 2008/48/ЕС предусматривается правило, согласно которому реклама кредитного продукта, содержащая информацию о процентной ставке, должна включать размер процентной ставки, общую сумму займа и эффективную процентную ставку. В планируемых изменениях российского законодательства пока не содержится предложений по установлению эффективной процентной ставки.

Во-вторых, заемщику предоставляется право в течение четырнадцати дней со дня срока предоставления кредита отказаться от договора, возвратив полученную сумму кредита с выплатой процентов за время фактического пользования кредитом. Проценты за пользование денежными средствами в этом случае будут рассчитываться не по ставке, указанной в договоре, а по ставке рефинансирования Банка России (п. 2 ст. 821 Проекта ГК РФ). Это правило дополняет судебную практику о недопустимости установления для потребителя штрафа за отказ от получения кредита до момента получения денежных средств <1>. В Проекте ГК РФ возможность отказаться от договора предоставляется заемщику уже после получения суммы кредита.

<1> См.: Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.09.2011 N 146 "Обзор судебной практики по некоторым вопросам, связанным с применением к банкам административной ответственности за нарушение законодательства о защите прав потребителей при заключении кредитных договоров".

В-третьих, за заемщиком закрепляется право на досрочное исполнение договора потребительского кредита без согласия кредитора. При этом кредитор вправе требовать уплаты процентов только за период фактического пользования суммой займа; взимание дополнительных платежей за досрочный возврат кредита неправомерно. С одной стороны, данное положение, безусловно, защищает интересы заемщика. Но с другой стороны, оно невыгодно для банков, которые терпят непредвиденные риски и убытки. В международной практике этот вопрос урегулирован следующим образом. В Директиве N 2008/48/ЕС установлено, что в случае досрочного возврата суммы займа заемщик обязан возместить заимодавцу ущерб, вызванный досрочным прекращением договора, в размере 1% суммы займа. Требование о возмещении ущерба не применяется в случае, если возврат производится за счет средств страхования, используемого в целях обеспечения возврата долга, или при недостаточности сведений о сроке действия договора займа, праве на досрочное расторжение или о расчете суммы возмещения за досрочное расторжение.

Кроме того, Проект ГК РФ предусматривает принятие специального закона о потребительском кредите.

Проект закона о потребительском кредите

Уже более семи лет в России ведется работа по подготовке специального закона, регулирующего отношения в сфере потребительского кредитования. За это время было подготовлено несколько законопроектов, но ни один из них так и не был принят. В марте 2012 г. Минфином России представлена окончательная редакция законопроекта "О потребительском кредите" (далее - законопроект). В декабре 2012 г. данный документ прошел все необходимые согласования, и в ближайшее время планируется его вынесение для обсуждения в Государственную Думу РФ. Законопроект закрепляет основные понятия, такие как потребительский кредит, договор потребительского кредита, заемщик, лимит кредитования; устанавливает условия кредитования (выделяются общие условия, одинаковые для всех заемщиков, и индивидуальные, определяемые в каждом конкретном случае).

Отдельными положениями законопроекта регулируется порядок оценки кредитоспособности заемщика, в том числе процедура предупреждения кредитора о риске неисполнения заемщиком своих обязательств.

Кроме того, данный документ предусматривает возможность уступки кредитором прав по договору третьим лицам. При этом лицо, которому были уступлены права, обязано обеспечивать конфиденциальность и безопасность персональных данных заемщика и несет ответственность за их разглашение.

Предусматривается особый порядок разрешения споров между банком и заемщиком-потребителем с участием общественного примирителя на финансовом рынке (финансового омбудсмена). Передача споров, возникших между заемщиком и кредитором, на рассмотрение в третейский суд не допускается.

В законопроекте решается вопрос о правилах подсудности споров из правоотношений в сфере потребительского кредитования. Иски заемщика к кредитору о защите прав потребителей, согласно законопроекту, предъявляются в соответствии с законодательством о защите прав потребителей. В индивидуальных условиях договора может быть изменена территориальная подсудность для дела по иску кредитора к заемщику в любое время до принятия дела судом к своему производству.

Также документ запрещает банкам рассылать кредитные карты без письменного согласия заемщика. Электронное средство платежа должно быть передано заемщику способом, позволяющим однозначно установить, что оно было получено заемщиком лично либо его представителем, имеющим на это право.

Неурегулированные направления

С развитием рынка потребительского кредитования в России большое значение приобретает деятельность по взысканию просроченной задолженности (коллекторская деятельность).

Отсутствие специального законодательства о коллекторстве

Согласно статистике Банка России общая задолженность по потребительским кредитам на декабрь 2012 г. составила более 6978 млрд руб. Объем просроченной задолженности по кредитам равен 316,5 млрд руб. <1>.

<1> http://www.cbr.ru/credit/.

Несмотря на то что профессиональные коллекторские агентства появились в нашей стране еще в начале 2000-х гг., легальных определений "коллекторская деятельность", "коллекторское агентство" до сих пор не существует. Деятельность подобных организаций в настоящее время практически не урегулирована: не установлены требования к коллекторским агентствам, порядок и методы их работы, возможные меры ответственности, что часто ведет к злоупотреблениям со стороны коллекторов и в результате повышает степень недоверия к коллекторским агентствам со стороны граждан. Между тем взыскание задолженности при помощи коллекторских агентств имеет ряд преимуществ как для банков, так и для должников.

В качестве преимуществ для банков следует выделить следующие:

  • снижение убытков банка в результате образовавшейся задолженности по кредитам;
  • улучшение показателей деятельности банка (сокращение "плохих" долгов);
  • отсутствие необходимости содержать собственный штат работников по взысканию задолженности.

Для должника взыскание долгов коллекторами предоставляет возможность добиться реструктуризации долга и избежать судебного разбирательства. Также при продаже долгов коллекторам прекращается начисление процентов по кредиту и пеней за просрочку платежа. Отсутствие достаточного законодательного регулирования в данной области создает определенные риски для стабильности рынка и препятствует развитию коллекторской деятельности в нашей стране.

Деятельность по взысканию просроченной задолженности сегодня регулируется ГК РФ, в частности нормами о перемене лиц в обязательстве, агентировании, поручении, займе и кредите. Кроме того, основу регулирования коллекторской деятельности составляют следующие Федеральные законы:

  • от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных";
  • от 30.12.2004 N 218-ФЗ "О кредитных историях";
  • от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации";
  • от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Главным спорным вопросом является законность уступки права требования кредиторской задолженности коллекторским агентствам.

Законность уступки права требования кредиторской задолженности коллекторским агентствам

Согласно ст. 388 ГК РФ уступка требования кредитором другому лицу допускается, если она не противоречит закону, иным правовым актам или договору. При этом не допускается без согласия должника уступка требования по обязательству, в котором личность кредитора имеет существенное значение для должника.

В судебной практике первая попытка урегулирования данного вопроса была предпринята в 2011 г. Президиумом ВАС РФ, который указал, что уступка банком лицу, не обладающему статусом кредитной организации, не исполненного в срок требования, предусмотренного кредитным договором с заемщиком-гражданином, не противоречит закону и не требует согласия заемщика <1>. В июне 2012 г. данный вопрос был предметом рассмотрения на Пленуме Верховного Суда РФ, который вынес противоположное решение: передача банком прав требования, возникающих из кредитного договора с потребителем, лицам, не имеющим лицензии на право осуществления банковской деятельности, недопустима, за исключением случаев, когда иное установлено законом или договором <2>.

<1> См.: Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.09.2011 N 146.
<2> См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей".

Не урегулирована правомерность передачи банками коллекторским агентствам данных должников

По-прежнему не решен вопрос о правомерности передачи банками коллекторским агентствам личных данных должников. На сегодняшний день это подпадает под действие Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" и ст. 26 Закона о банках и банковской деятельности, согласно которым распространение персональных данных возможно только с согласия субъекта персональных данных. Нарушение этих требований может повлечь за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность.

В последнее время в обществе активно обсуждается необходимость разработки специального коллекторского законодательства, которое позволит создать условия для повышения возвратности кредитов и иных платежей (задолженности по штрафам, пеням, коммунальным платежам), что, в свою очередь, должно привести к снижению стоимости кредитных ресурсов и повышению собираемости налогов, сборов и платежей. Представляется, что изменение правового регулирования коллекторской деятельности должно решать три главные задачи. Во-первых, способствовать тому, чтобы на рынке остались действительно профессиональные коллекторские агентства, которые будут действовать в полном соответствии с законом. Во-вторых, установить перечень прав и обязанностей коллекторов, а также разрешенных методов работы, что позволит обеспечить качественное оказание услуг. В-третьих, оно должно обеспечивать защиту прав должников и кредиторов.

Следует обратить внимание на зарубежный опыт регулирования отношений в сфере взыскания просроченной задолженности. В США, где коллекторская деятельность достаточно хорошо развита, данный вопрос регулируется отдельным федеральным законом о добросовестной практике взыскания долгов (The Fair Debt Collection Practice Act) и аналогичными законами штатов. Данный закон устанавливает границы осуществления коллекторами своей деятельности, определяет права потребителей финансовых услуг и ответственность коллекторов за их нарушение. Так, закон устанавливает допустимые формы работы коллекторов: переписку, работу по телефону, личную встречу. Закон содержит также открытый перечень действий коллектора, являющихся недобросовестными способами взыскания долга, в частности, коллекторам запрещается звонить должникам в ночное время, доводить информацию о том, что должник таковым является, до соседей или родственников и т.д. В случае нарушения установленных требований пострадавшая сторона вправе взыскать с коллектора реальный ущерб и дополнительные убытки. В законах некоторых штатов содержатся более строгие требования или ограничения, в частности, может быть введена процедура лицензирования коллекторской деятельности, что влечет дополнительные бюрократические сложности и материальные затраты.

Специальные коллекторские законы имеются в Австрии, Италии и некоторых других странах Европы. Например , австрийский закон устанавливает ограничения на комиссию, которую могут взимать коллекторы за свои услуги, содержит нормы в части судебного разбирательства и банкротства должника.

Проект федерального закона "О коллекторской деятельности"

В настоящее время Ассоциацией по развитию коллекторского бизнеса совместно с Ассоциацией российских банков подготовлен проект федерального закона "О коллекторской деятельности" (альтернативное название - "О деятельности по взысканию просроченной задолженности"), направленный на создание благоприятных правовых условий для развития рынка коллекторских услуг, формирование механизма защиты прав заемщика от некорректных действий со стороны коллекторов.

Примечание. В случае принятия законопроекта коллекторские агентства будут обязаны предоставлять должникам полную информацию о наименовании кредитора, о размере и структуре задолженности, о сроках и порядке ее погашения.

Следует отметить наиболее прогрессивные положения данного проекта. Во-первых, законопроект существенно повышает требования к коллекторским агентствам: на рынке будет разрешено работать только участникам саморегулируемых организаций (СРО) коллекторов с достаточной величиной капитала.

Во-вторых, законопроектом устанавливаются гарантии прав должника и дополнительные гарантии кредитора. В-третьих, коллекторские агентства получат дополнительные права, в частности осуществлять розыск организации-должника и имущества должника, получать информацию об имущественном положении должника в органах государственной власти, получать в бюро кредитных историй и передавать в бюро кредитных историй информацию о кредитной истории должника.

Еще одной проблемой действующего российского законодательства в сфере защиты прав заемщиков-потребителей является отсутствие необходимого регулирования процедуры банкротства физических лиц.

Отсутствие необходимого регулирования процедуры банкротства физических лиц

На сегодняшний день Минэкономразвития подготовлен проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника" (далее - законопроект о банкротстве, законопроект). Сегодня должник не имеет никаких законных возможностей для реструктуризации долга. В большинстве случаев кредиторы сразу обращают взыскание на имущество должника. Ситуация осложняется в случае, если гражданин является должником одновременно нескольких кредиторов.

Законопроект о банкротстве преимущественно направлен на защиту добросовестного должника, который в силу различных жизненных обстоятельств не может в установленный срок исполнить свои обязательства. Данный документ закрепляет единый механизм признания гражданина-должника банкротом. Поводом для возбуждения дела о банкротстве является наличие у гражданина задолженности свыше 50 тыс. руб. и неисполнение им обязательств в течение трех месяцев с момента исполнения по договору.

Гражданин обращается в суд с заявлением о банкротстве, и далее возможны два варианта решения этого вопроса.

Благодаря первому варианту должник имеет возможность составить план реструктуризации долга. Такой план рассчитывается на срок до пяти лет, согласовывается с кредитором и утверждается судом, после чего должник приступает к выполнению плана.

Однако законопроект о банкротстве предусматривает ряд обстоятельств, при наличии которых суд может отказать в утверждении плана реструктуризации:

  • наличие у должника непогашенной или неснятой судимости за умышленные преступления в сфере экономики;
  • наличие в плане реструктуризации и приложенных к нему документах недостоверной информации;
  • неполное раскрытие должником информации и др.

В таком случае возможен второй вариант - признание должника банкротом и реализация его имущества для удовлетворения требований кредиторов. Затем соответствующая информация о должнике включается в специальный реестр сведений о банкротстве. Признание гражданина банкротом возможно один раз в пять лет.

Особого внимания заслуживают положения законопроекта о банкротстве, регламентирующие процедуру обращения взыскания на имущество гражданина. В частности, предлагается установить перечень имущества, исключаемого из конкурсной массы, например: единственное пригодное для постоянного проживания жилое помещение; земельный участок, на котором оно находится; предметы домашнего обихода; призы, государственные награды, которыми награжден гражданин, и др. Особые правила предусматриваются для имущества, необходимого гражданину для его профессиональной деятельности, и бытовой техники: должник может оставить себе это имущество, если его стоимость не превышает 10 и 30 тыс. руб. соответственно.

Законопроект о банкротстве закрепляет механизм, препятствующий злоупотреблениям со стороны должника с целью освобождения от долгов: к такому гражданину должны быть применены нормы ст. ст. 196 и 197 УК РФ.

Однако, несмотря на множество достоинств данного законопроекта, следует обратить внимание на некоторые положения, которые требуют доработки.

Необоснованное ограничение прав и законных интересов кредиторов при применении процедуры банкротства

Необходимо предусмотреть ряд гарантий, исключающих необоснованное ограничение прав и законных интересов кредиторов при применении процедуры банкротства к должнику. Во-первых, требует уточнения норма об исключении из конкурсной массы единственного пригодного для постоянного проживания помещения и земельного участка, на котором оно находится. Во-вторых, необходимо установить процедуру уведомления кредиторов о введении реструктуризации долга. Это очень важный вопрос, так как согласно ст. 216.13 законопроекта требования кредиторов, не заявленные при введении реструктуризации, будут считаться погашенными. Представляется, что такое уведомление должен направлять финансовый управляющий.

Кроме того, необходимо уточнить порядок утверждения финансового управляющего в деле о банкротстве гражданина. Во избежание злоупотреблений со стороны должника, который может назначить "удобного" финансового управляющего, следует предоставить кредиторам право требовать замены финансового управляющего.

Возможно, следует уточнить перечень случаев, когда гражданин не может быть освобожден от исполнения обязательств. В сегодняшней редакции законопроекта правило об освобождении от обязательств не применяется только в случае привлечения гражданина к административной или уголовной ответственности. К числу таких обстоятельств можно отнести также нарушение принципов добросовестности и разумности при банкротстве.

Введение обязательной досудебной процедуры урегулирования задолженности должника перед кредитором

Вполне целесообразным может быть введение обязательной досудебной процедуры урегулирования задолженности должника перед кредитором, это позволит избежать необоснованной реструктуризации долгов и материальных затрат на судебные издержки. Нужно установить, что право гражданина на обращение в суд с заявлением о признании его банкротом возникает только после истечения определенного периода времени для обращения к кредиторам с предложением о реструктуризации долга.

Одним из наиболее важных вопросов для защиты интересов потребителей финансовых услуг является порядок разрешения споров между финансовыми организациями и гражданами. В действующем российском законодательстве отсутствует специальное нормативное регулирование порядка рассмотрения кредитными организациями жалоб их клиентов, все возникающие конфликты решаются в соответствии с внутрибанковскими правилами или в судебном порядке.

Регулирование порядка рассмотрения кредитными организациями жалоб их клиентов

С 1 октября 2010 г. в России начал работу институт общественного примирителя на финансовом рынке (финансового омбудсмена), действующий на основании утвержденных Советом Ассоциации российских банков Положения об общественном примирителе на финансовом рынке (финансовом омбудсмене) и Регламента общественного примирителя на финансовом рынке (финансового омбудсмена). Финансовый омбудсмен рассматривает споры между физическими лицами и финансовыми организациями. Спор передается на рассмотрение финансовому омбудсмену только по инициативе физического лица - клиента кредитной организации путем подачи заявления. Подача заявления и рассмотрение дела для граждан являются бесплатными. Обращение к финансовому омбудсмену возможно только после подачи жалобы в кредитную организацию.

На сегодняшний день в мире существуют несколько моделей организации службы финансового омбудсмена, наибольшее распространение получили модели Великобритании и Германии. Одной из главных задач в деятельности финансового омбудсмена является обязательность вынесенного им решения. Для английской и германской моделей характерна обязательность решений омбудсмена и наличие способов принуждения финансовой организации к исполнению решения. В некоторых странах (Италия, Канада, Австралия) решения омбудсмена не носят обязательного характера, но при этом наблюдается почти стопроцентное их исполнение, что обусловлено высокой культурой ведения бизнеса в этих странах и значительной конкуренцией. Что касается России, на наш взгляд, необходимо установить обязательность решения финансового омбудсмена, так как в противном случае введение данного института не будет иметь смысла.

Еще одним актуальным для России вопросом является финансирование деятельности финансового омбудсмена. Здесь наиболее эффективным представляется механизм, действующий в Великобритании, где помимо ежегодного взноса для финансовой компании предусматривается установление фиксированной платы за рассмотрение каждого спора. Соответственно, чем меньше жалоб на деятельность компании, тем меньше средств она тратит на оплату услуг омбудсмена.

В большинстве стран мира задачей омбудсмена является не только разрешение спора, но и разъяснение потребителю финансовых услуг его прав и обязанностей. В качестве примера можно привести статистику по Великобритании, где в Службу финансового омбудсмена в 2010 - 2011 гг. поступило около 200 000 жалоб. При этом разрешено по существу было лишь 10% всех споров, по остальным жалобам была проведена работа по разъяснению потребителям спорных положений, что в дальнейшем позволило им самостоятельно разрешить конфликт.

Таким образом, на сегодняшний день очевидна необходимость принятия специального закона, в котором будут закреплены порядок обращения граждан к финансовому омбудсмену, процедура разрешения спора и вынесения окончательного решения. Для реализации этой идеи необходимо внимательно проанализировать зарубежный опыт и выбрать наиболее подходящие для России механизмы организации работы финансового омбудсмена.

Выводы

Отсутствие надлежащего законодательного регулирования потребительского кредитования в России приводит к некоторым ограничениям прав заемщиков-граждан и злоупотреблениям со стороны кредитных организаций, что в итоге негативно сказывается на развитии данного института в нашей стране. Поэтому одной из главных задач законодателя и банковского сообщества на сегодняшний день является разработка механизмов, направленных на обеспечение баланса интересов кредитора и заемщиков.

Появление специального законодательства в сфере потребительского кредитования поможет упорядочить отношения банков и заемщиков, сделать их более понятными и прозрачными. Заемщики получат дополнительную защиту от недобросовестных действий банков, а банки - дополнительные возможности, в частности продавать долг заемщика третьим лицам без согласия заемщика, что в результате окажет положительное воздействие на развитие всего банковского сектора.

Л.А.Попкова

Банковский эксперт

Миграционные проверки в кредитных организациях
Какие зарубежные термины применяют на практике Российские компании

Или кредитному договору , законодательство предусматривает для заемщиков также ряд прав, которые не могут отменяться соглашением сторон.

В противоречие с законом вступают следующие пункты договора.

1. Установление в прямой или косвенной форме сложных процентов. Таким образом, любые дополнительные начисления в форме процентов на проценты считаются неправомерными.

2. Положение, по которому кредитная организация получает право потребовать полной уплаты долга при ухудшении финансового положения заемщика. Так, банк не может потребовать немедленного возврата потребительского кредита в полном объеме в случае, если доход клиента существенно снизился или клиент вообще потерял работу.

3. Условие о том, что все возможные споры по договору должны рассматриваться по месту нахождения кредитной организации. По общему правилу иски должны направляться в суд по месту регистрации ответчика. То есть банк может подать иск на клиента только по его месту жительства. В то же время, наоборот, клиент на основании федерального закона «О защите прав потребителей» имеет право выбора, в какой суд обращаться – в своей районный или по месту регистрации банка.

4. Возможность начисления штрафа за отказ от получения кредита. Иными словами, даже если банк принял положительное решение и готов выдать клиенту заем , а тот в последний момент решил его не брать, то кредитная организация не может каким-либо образом обязать клиента получить денежную сумму или наложить на него штрафные санкции.

5. Ограничения на досрочное погашение кредита . Установление минимального срока, через который заем может быть выплачен досрочно после его получения. По закону клиент может рассчитаться с кредитной организации в любой момент частично или полностью, уведомив ее об этом не менее чем за 30 дней. При этом стоит отметить, что в настоящее время многие банки предлагают более мягкие условия, по которым этот срок может быть меньше, а улучшение условий допускается законодательством.

6. Обязательство заемщика уплачивать комиссии банка , не действовавшие в момент подписания договора, которые кредитная организация может вводить в одностороннем порядке. То есть кредитор не вправе изменить размер комиссионного вознаграждения по совершаемым операциям в рамках ранее заключенного кредитного соглашения, ухудшая тем самым положение заемщика.

7. Условие, по которому предоставление справок о состоянии кредитного счета осуществляется за дополнительную комиссию. Клиент всегда имеет право узнать о том, сколько должен, сколько он уже выплатил от суммы основного долга и процентов по займу, причем совершенно бесплатно.

Эти и другие права заемщика прописаны не только в действующем законодательстве, но также подтверждены информационным письмом президиума Высшего арбитражного суда РФ от 13 сентября 2011 года № 146 «Обзор судебной практики по некоторым вопросам, связанным с применением к банкам административной ответственности за нарушение законодательства о защите прав потребителей при заключении кредитных договоров».

Пункты договора, противоречащие закону, считаются ненаписанными и могут быть оспорены в суде.

Выбор редакции
Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...

Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...

Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...
Союз) значительно выросли числом в последние десятилетия. До лета 2011 года союз этот назывался Западноевропейским. Список европейских...
Сегодня нам предстоит понять, как управлять деньгами. Ни для кого не секрет, что у каждого человека есть возможность получать больше....