Приостановление по счету ифнс. Приостановление операций по счетам налогоплательщика - юридическое бюро "вектор права"


В настоящее время достаточно часто имеет место приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке. Такая мера воздействия используется контролирующими органами. Следует сказать, что это создает существенные препятствия для предпринимательской деятельности юрлиц и ИП. Кроме того, далеко не всегда использование этого инструмента правомерно. Рассмотрим далее, когда допускается приостановление операций по счетам в банке в отношении налогоплательщика.

Общие сведения

Приостановление операций по счетам в банке означает фактическую заморозку средств. То есть владелец не может их никуда переместить. Исключением являются только те операции, осуществление которых, в соответствии с ГК, предшествует обязательству отчислять сборы и налоги. При этом зачисления осуществляются без каких-либо ограничений. Основания, по которым производится приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке, могут быть различными.

Неисполнение обязательств

Это одно из наиболее популярных оснований, по которым производится приостановление операций по счетам в банке. Статья закона предусматривает заморозку средств с целью обеспечения исполнения взыскания непогашенных отчислений в бюджет, включая штрафы и пени. Решение о блокировании не может выноситься раньше, чем принят акт о наложении взыскания. Замораживание средств осуществляется и для погашения процентов. Это обуславливается тем, что % взыскиваются по аналогичным правилам, что и обязательные отчисления. Приостановление операций по счетам в банке осуществляется на ту сумму, которая указана в соответствующем решении. Остаток средств не блокируется и может использоваться.

Непредоставление декларации

Приостановление операций по счетам в банке применяется в случаях, когда субъект в десятидневный срок по истечении установленного времени не сдал отчетную документацию в контролирующий орган. Это позволяет надзорной инстанции вынести соответствующее решение о блокировке средств. В этой ситуации будет предпринято полное приостановление операций по счетам в банке. Это ставит предпринимателя в крайне затруднительное положение. В таких ситуациях не будет иметь значения размер остатка, величина поступлений.

Срок давности

Максимальный период, по истечении которого не может производиться приостановление операций по счетам в банке, НК РФ изначально установлен не был. Об этом давалось разъяснение в письме ФНС от 9 февраля 2011 г. Но с первого января 2015-го этот период ограничивается 3 годами. Исчисление начинается со дня окончания десятидневного срока.

Дополнительно

С 1 января 2015-го приостановление операций по счетам в банке допускается, если субъект в десятидневный срок после истечения установленного времени не предоставил квитанцию о приеме требований о предъявлении им надлежащих документов, уведомлений о вызове в инспекцию, пояснений, направленных ему в электронном виде. Это установлено в ст. 10 ФЗ № 134. Таким образом, приостановление операций по счетам в банке применяется в случаях уклонения от погашения обязательств перед бюджетом и непредоставлении декларации в установленные сроки. Блокировка средств по иным основаниям не допускается.

Важный момент

Предоставление декларации в бумажном виде не предусматривается с 1 января 2014-го г. Столичная инспекция разъяснила, что при несоблюдении правил о предоставлении отчетных документов в электронной форме, субъекту грозит ответственность по ст. 119.1. При этом за ненаправление декларации по телекоммуникационным каналам не предусмотрено приостановление операций по счетам в банке. Статья 76 Кодекса будет действовать, если субъект вообще не сдал отчетность. Вместе с этим контрольный орган может принять при необходимости обеспечительные меры. В числе которых, в частности, приостановление операций по счетам в банке.

Решение о блокировании

Существует определенный порядок приостановления операций по счетам в банке. Соответствующее распоряжение утверждается руководителем ФНС или его заместителем. Информирование банков о приостановлении операций по счетам осуществляется в электронном виде. Решение должно быть направлено в обслуживающую субъекта организацию. Копия распоряжение должна быть также передана предприятию-должнику. При этом обязательно должно быть документальное подтверждение того, что субъект получил решение. Это может быть расписка или иная бумага. Предприятие должно получить уведомление не позднее следующего дня после принятия решения. Уполномоченные органы обязаны соблюсти порядок приостановления операций по счетам в банке. В противном случае их действия могут быть оспорены.

Что попадает под блокировку?

Текущий (расчетный) или иной другой счет открывается в банке на имя субъекта при заключении соответствующего договора с финансовой организацией. Последняя по условиям подписанного соглашения принимает на себя ряд обязательств. В частности, банковская структура принимает и зачисляет денежные средства на счет, открытый на клиента, выполняет его распоряжения о выдаче и перечислениях, совершении иных операций. При блокировке, соответственно, финансовая структура не исполняет принятых на себя обязательств. Данная мера касается любых счетов, на которые могут поступать средства и с которых они могут расходоваться. Это в равной мере касается и валютных, и рублевых р/с. Первые блокируются, как правило, при недостаточном количестве средств на счетах в нацвалюте или при полном приостановлении операций по всем имеющимся счетам. Заморожены могут быть не только р/с. Блокировка может касаться и корпоративных счетов, предназначенных для осуществления работниками расчетов с использованием корпоративных банковских карт и учета операций по ним. Пояснение по этому поводу в 2010 году дал Президиум ВАС.

Исключения

Приостановление операций по счетам в банке не применяется относительно:

  • Транзитных движений средств. Это обусловлено несоответствием счетов, по которым совершаются такие операции, признакам, приведенным в ст. 11, п. 2. Они открываются для совершения перемещений валюты одновременно с р/с в зарубежных деньгах вне зависимости от волеизъявления предприятия.
  • Ссудных счетов. Они предназначены для возврата заемных средств должником. По своей сути они не выступают как банковские счета. Это разъяснение дано в Письме Минфина от 21 ноября 2007 г.
  • Расчетных счетов, которые открыты для ведения совместной деятельности товарищества. Деньги на них находятся в общей собственности всех участников, а не одного субъекта. Взыскание с них может производиться только в сумме, которая закреплена за должником на праве собственности.

Депозиты

Они открываются в соответствии с договором на вклад. Предприятие не может перечислять с таких счетов средства. Данное разъяснение дано в Письме Минфина № 03 02 07/1-497. Вместе с этим следует учесть, что по ст. 46, п. 5 НК взыскание налогов не производится с депозита при условии, что его срок еще не вышел. Если договор на депозит действующий, контрольная инстанция может дать финансовой организации поручение. В соответствии с ним, банк должен будет перечислить средства с депозита по истечении его действия на р/с, если к тому времени должник не исполнит своих обязательств. Таким образом, фактически происходит глобальное приостановление банками операций по расчетным счетам. Финансовым организациям предписано сообщать ФНС о наличии депозитов и остатках средств на них.

Ограничения и возможности ФНС

Приостановление операций по счетам в банке, как выше было сказано, предполагает отсутствие возможности осуществлять расходные действия со средствами. То есть, владелец не может перевести их контрагенту, снять по чековой книжке. Однако далеко не всегда и не все операции могут быть прекращены. К примеру, если наложено взыскание недоимки, то перемещение средств допускается сверх взимаемой суммы. Кроме этого, установлена очередность обязательств, которые должны быть исполнены до того, как будет взыскана установленная ФНС сумма. Последовательность устанавливается при вероятности того, что имеющихся у должника средств может не хватить для осуществления всех платежей. Первыми удовлетворяются требования по исполнительным документам, в которых предусмотрены перечисления или выдача средств на возмещение ущерба жизни либо здоровья, а также взыскание алиментов.

Приостановление операций по счетам в банке: выплата зарплаты

Погашение задолженности перед работниками может осуществляться по исполнительным или платежным документам. Сначала удовлетворяются требования по ИЛ. В исполнительных документах может быть предусмотрено перечисление либо выдача средств на выплату выходных пособий, зарплат работникам (как бывшим, так и настоящим) по трудовому договору, вознаграждений авторам продуктов интеллектуальной деятельности. Следующими по очереди будут расчеты по платежным бумагам. В них, кроме оплаты труда работникам, может предусматриваться поручение ФНС на списание и перечисление задолженностей по бюджетным отчислениям, ФСС и ПФР – на отчисление страховых взносов.

Другие требования

В четвертую очередь будут погашаться обязательства по прочим исполнительным листам, предусматривающим денежные взыскания. Оставшиеся задолженности по платежным документам будут исполняться в календарной очередности. Таким образом, списание сумм в счет бюджетных отчислений будет производиться в третью очередь. При недостаточном количестве средств для удовлетворения требований ФНС, финансовая организация, обслуживающая должника, перечисляет сначала средства по документам 1 и 2 очереди.

Особенности списания

Платежи, находящиеся в одной очередности, производятся в порядке календарной очереди. К примеру, платежный документ на погашение задолженности по зарплате поступил раньше, чем инкассовое поручение от ФНС. Обслуживающая организация обязана сначала удовлетворить первое поступившее требование. Если средства останутся на счете, то погашается задолженность перед бюджетом. При блокировании по причине непредоставления декларации и при отсутствии поручения от ФНС на списание бюджетных отчислений, обслуживающая организация может удовлетворить требования платежных документов по з/п лиц, работающих по трудовому контракту.

Запреты

Необходимо отметить, что в соответствии с изменениями, внесенными ФЗ № 248 в ст. 76, п. 12, при наличии распоряжения о приостановлении расчетных операций налогоплательщика на р/с, финансовая организация не может открывать новые счета или предоставлять должнику возможность использовать электронные платежные инструменты. Для обеспечения реализации этого предписания был введен специальный интернет-сервис. Он позволяет банковским структурам оперативно получать информацию о наличии решений о приостановлении расчетных операций на счетах клиентов и переводов электронных средств.

Этот интернет-ресурс является доступным и открытым для использования финансовыми организациями. До внесения указанных изменений в Налоговый кодекс предприниматели не могли открывать счета только в тех банках, в которые были направлены соответствующие решения о замораживании. Кроме того, должнику не удастся закрыть заблокированный счет, если на нем остались деньги. Это связано с тем, что при совершении этой процедуры средства должны быть израсходованы. А по решению уполномоченного органа, расходные операции приостановлены. Даже если на р/с нет остатка, и его закрывают, распоряжение все равно будет продолжать действовать. Это значит, что новый счет открыть не представляется возможным.

Разблокировка

Разумеется, предприятие заинтересовано в том, чтобы как можно скорее разморозить свои активы. Отмена приостановления операций по счетам в банке производится при наличии следующих оснований:

  1. Погашение задолженности перед бюджетом или взыскание сумм ФНС. При получении налоговой инспекцией документов, подтверждающих уплату недоимки (штрафов, пеней), приостановление операций снимается. Для ускорения разблокировки необходимые бумаги в уполномоченный орган может предоставить руководитель или представитель организации-должника либо сам предприниматель вместе с заявлением о размораживании р/с. ФНС должна принять решение о снятии приостановления операций не позднее следующего дня после получения документов.
  2. Предоставление декларации. После получения отчетной документации ФНС обязана на следующий день принять решение об отмене вынесенного ранее распоряжения о приостановлении операций по счетам. Если предприятием была направлена декларация, но блокировка все равно произошла, в инспекцию необходимо подать заявление на размораживание р/с. К нему прилагаются документы, подтверждающие, что отчет был отправлен своевременно.

Заявление

Право на отмену решения о приостановлении расчетных операций возникает тогда, когда на счете образуется сумма, превышающая ту, что указана в распоряжении. Заявление составляется в произвольной форме. В тексте указывается счет, на котором присутствует достаточно средств для погашения задолженности. К заявлению прикладывается подтверждающий документ. Им является банковская выписка. Кроме этого, указываются р/с, которые необходимо разморозить. ФНС в двухдневный срок должна вынести решение об удовлетворении заявления и отмене вынесенного ранее распоряжения в части превышения суммы задолженности.

Ответственность ФНС

В случае если инспекция нарушила сроки принятия решений или заблокировала счета, не имея на то оснований, она обязана выплатить проценты. Правила их начисления установлены в ст. 76, п. 9.2 Кодекса. Выплата процентов осуществляется за календарные дни незаконного приостановления операций или просрочки при вынесении решения о его снятии. Если распоряжение было изначально неправомерным, начисление осуществляется с даты его получения финансовой организацией.

Расчет процентов производится по той сумме, которая была заморожена, то есть, на те средства, которыми предприятие не могло никак распоряжаться, а не на ту, которая указана в решении. К примеру, по распоряжению блокировке подлежит 100 тыс. руб., а на р/с было всего 30. Проценты будут начисляться именно на 30 тыс. руб. При неправомерной блокировке счетов в связи с неполучением декларации, расчет осуществляется относительно на все средства, находившиеся на тот момент на счетах. За ставку процента принимается ставка рефинансирования Центробанка. Берется показатель, который действовал в дни неправомерной блокировки, нарушения ФНС сроков вынесения решения или направления в финансовую организацию распоряжения об отмене приостановления операций.

Когда инспекция не может заморозить р/с?

Блокировку операций по счетам можно признать незаконной, если решение вынесено в связи с:

  1. Не предоставлением в установленный срок бухгалтерской отчетности.
  2. Непредставлением агентом расчетов, которые предусмотрены в части 2 НК.
  3. Наличием в предъявленной декларации ошибки, если она не выступает как основание для отказа в принятии (к примеру, неверно указан КПП).
  4. Непредставлением в установленные сроки информации о среднесписочной численности.
  5. Неполучением ФНС декларации в установленные сроки по вине оператора телекоммуникационных сетей или почты.
  6. Подписанием отчетной документации неуполномоченным лицом.

Во всех этих случаях вынесение решения о приостановлении расчетных операций будет незаконным. Соответственно, его можно оспорить.

Выводы

Основания, по которым налоговая инспекция может приостановить расчетные операции по счетам должника, перечислены в ст. 76 НК. Этот список считается исчерпывающим. Никакие иные причины не могут послужить основанием для блокирования счета. Это необходимо знать не только самому предпринимателю/организации, но и финансовой структуре, которая его обслуживает. Кроме этого, следует учитывать, что блокировка может касаться только тех р/с, которые открыты на основании соответствующего договора.

Приостановление операций по иным счетам (транзитным, депозитным, ссудным и пр.) является поводом для оспаривания действий ФНС. Возможности должника при блокировке будут зависеть от количества средств, которые находятся на его р/с. Если денег больше, чем сумма задолженности, то операции можно будет осуществлять. Заморожены будут средства в размере непогашенных обязательств, а все остальные будут находиться в свободном распоряжении субъекта. При этом такой счет нельзя будет закрыть. При погашении обязательств должна соблюдаться очередность, установленная в Кодексе. Блокировка не может распространяться на платежи, которые по закону должны быть выплачены до задолженности перед бюджетом.

Заключение

Несомненно, приостановление операция по расчетным счетам крайне негативно отражается на деятельности компаний и индивидуальных предпринимателей. Во избежание такого рода проблем специалисты рекомендуют со всем вниманием отнестись к своевременному исполнению своих обязательств. Это касается не только отчислений в бюджет, но и предоставления отчетности в установленные сроки и в надлежащем виде. Если же блокирование расчетных операций произошло, не следует затягивать с решением проблемы.

Если средств на р/с недостаточно, нужно в максимально короткие сроки это исправить. Рассчитавшись со всеми долгами, следует незамедлительно уведомить об этом контрольный орган и подать соответствующее заявление на снятие блокировки. Чем быстрее это будет сделано, тем быстрее, соответственно, средства будут разморожены. В законодательстве установлены достаточно короткие сроки, в которые ФНС должна принять решение об отмене приостановления расчетных операций. Поэтому проблема может быть решена уже в ближайшее время после погашения задолженностей. Если же уполномоченный орган затянул принятие решения, он будет обязан компенсировать свое бездействие выплатой процентов.

Как известно, Налоговый кодекс Российской Федерации содержит ряд мер обеспечения исполнения обязательств по налогам и сборам. Данные меры перечислены в гл. 11 НК РФ. Наиболее неприятной мерой является приостановление операций по счетам в банке, т.е. блокировка средств на счете. В результате данной меры у предприятия могут срываться достаточно крупные сделки, позволяющие получать прибыль. Также предприятие может нести дополнительные расходы по уплате штрафных санкций за несвоевременную оплату тех или иных счетов. С 2010 г. у налогоплательщиков появилась возможность частично возместить такие штрафные санкции, возникающие из-за нерасторопности сотрудников налогового органа. Но при этом порядок налогового учета данных процентов не прописан в самом Кодексе.

Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено несколько причин блокировки расчетного счета налогоплательщика. Рассмотрим каждую из них.

Пунктом 2 ст. 76 НК РФ предусмотрено, что решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, направившим требование об уплате налога, пеней или штрафа в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией этого требования. Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке может быть принято не ранее вынесения решения о взыскании налога. Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке в случае, предусмотренном настоящим пунктом, означает прекращение банком расходных операций по этому счету в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении операций налогоплательщика-организации по счетам в банке.

Таким образом, остальные денежные средства, находящиеся на счете в банке, налогоплательщик вправе использовать по собственному усмотрению. Если денежных средств на банковском счете хозяйствующего субъекта недостаточно для исполнения решения о взыскании, то счет блокируется полностью.

Приостановление операций налогоплательщика-организации по его валютному счету в банке означает прекращение банком расходных операций по этому счету в пределах суммы в иностранной валюте, эквивалентной сумме в рублях, указанной в решении о приостановлении операций налогоплательщика-организации по счетам в банке, по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату начала действия приостановления операций по валютному счету указанного налогоплательщика.

Другая причина приостановления операций по расчетным счетам предусмотрена п. 3 ст. 76 НК РФ: решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке может также приниматься руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в случае непредставления этим налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации.

Исходя из норм, предусмотренных данным пунктом, можно отметить следующее: если в соответствии с п. 2 ст. 76 НК РФ в решении есть определенная сумма задолженности перед бюджетом и на эту сумму и происходит блокировка счета, то по условиям рассматриваемого пункта (п. 3 ст. 76 НК РФ) такой факт, как размер задолженности, отсутствует, есть лишь нарушение в виде непредставления в определенный срок налоговой декларации. Следовательно, блокировка счета осуществляется на весь размер денежных средств, находящихся на данном счете.

Другим моментом, требующим внимания, является срок, по истечении которого и происходит блокировка. В п. 3 ст. 76 НК РФ указан 10-дневный срок. При этом нет упоминания вида дней — календарные или рабочие. Так как нет этой определенности, то в соответствии с п. 6 ст. 6.1 НК РФ при расчете данного срока следует принимать только рабочие дни.

Еще одна причина, позволяющая налоговым органам применять блокировку расчетных счетов в качестве обеспечительных мер, прописана в п.

10 ст. 101 НК РФ.

А именно после вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять обеспечительные меры, направленные на обеспечение возможности исполнения указанного решения, если есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении. Для принятия обеспечительных мер руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение, вступающее в силу со дня его вынесения и действующее до дня исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо до дня отмены вынесенного решения вышестоящим налоговым органом или судом.

Обеспечительными мерами могут быть:

  1. запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа. Предусмотренный настоящим подпунктом запрет на отчуждение (передачу в залог) производится последовательно в отношении:
  • недвижимого имущества, в том числе не участвующего в производстве продукции (работ, услуг);
  • транспортных средств, ценных бумаг, предметов дизайна служебных помещений;
  • иного имущества, за исключением готовой продукции, сырья и материалов;
  • готовой продукции, сырья и материалов.

При этом запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества каждой последующей группы применяется в случае, если совокупная стоимость имущества из предыдущих групп, определяемая по данным бухгалтерского учета, меньше общей суммы недоимки, пеней и штрафов, подлежащей уплате на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

  1. приостановление операций по счетам в банке в порядке, установленном ст. 76 НК РФ.

В данном случае блокировка счета выступает дополнительной обеспечительной мерой.

Приостановление операций по счетам в банке в порядке принятия обеспечительных мер может применяться только после наложения запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества и в случае, если совокупная стоимость такого имущества по данным бухгалтерского учета меньше общей суммы недоимки, пеней и штрафов, подлежащей уплате на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Приостановление операций по счетам в банке допускается в отношении разницы между общей суммой недоимки, пеней и штрафов, указанной в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, или решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, и стоимостью имущества, не подлежащего отчуждению (передаче в залог) в соответствии с пп. 1 п. 10 ст. 101 НК РФ.

Общие правила вынесения решения и представления их в банк прописаны в п. 4 ст. 76 НК РФ.

Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке передается налоговым органом в банк на бумажном носителе или в электронном виде.

Решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации вручается должностным лицом налогового органа представителю банка по месту нахождения этого банка под расписку или направляется в банк в электронном виде либо иным способом, свидетельствующим о дате его получения банком, не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения.

Копия решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке передается налогоплательщику-организации под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком-организацией копии соответствующего решения, в срок не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения.

В соответствии с п. 5 ст. 76 НК РФ банк обязан сообщить в налоговый орган об остатках денежных средств налогоплательщика-организации на счетах в банке, операции по которым приостановлены, не позднее следующего дня после дня получения решения этого налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.

Решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке подлежит безусловному исполнению банком.

В соответствии с п. 8 ст. 76 НК РФ приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке отменяется решением налогового органа не позднее одного дня, следующего за днем получения налоговым органом документов (их копий), подтверждающих факт взыскания налога, пеней, штрафа.

С 1 января 2010 г. для достаточно медлительных налоговиков, которые снимают блокировку со счета организаций с нарушением установленных сроков, предусматривается материальная ответственность в виде уплаты процентов за каждый день просрочки. В соответствии с п. 9.2 ст. 76 НК РФ проценты определяются от суммы, в отношении которой действовал режим заморозки счета, и принимаются в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ. Здесь у бухгалтеров организаций могут возникнуть вопросы по поводу налогового учета полученных процентов.

Приостановление налоговым органом операций по счетам в банках

Проценты, начисленные за нарушение сроков разблокировки счетов организаций, являются дополнительным доходом предприятия. Следовательно, должны облагаться тем или иным налогом.

Статьей 251 НК РФ предусмотрен обширный перечень исключающих из налогообложения налогом на прибыль определенных доходов. Рассматриваемые нами проценты в данном перечне не поименованы. Следовательно, получаемые суммы должны облагаться налогом на прибыль.

Данная позиция подтверждается Письмом Министерства финансов Российской Федерации от 12 марта 2010 г. N 03-03-06/1/128.

В.Цирульникова

Комментарий к ст. 76 НК РФ

Формы решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке, а также решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке утверждены Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-19/825@.

Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-19/824@ утвержден Порядок направления в банк решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке и решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке на бумажном носителе.

При применении статьи 76 НК РФ следует учитывать, что решение налогового органа о приостановлении операций по счетам в банке должно содержать указание на то, какая декларация не представлена налогоплательщиком. Отсутствие такого указания нарушает права и законные интересы налогоплательщика. Такие выводы подтверждает судебная практика (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 01.11.2004 N А56-20502/04).

С 01.01.2009 в пункте 2 статьи 76 НК РФ действует положение, согласно которому приостановление операций налогоплательщика-организации по его валютному счету в банке в случае, предусмотренном настоящим пунктом, означает прекращение банком расходных операций по этому счету в пределах суммы в иностранной валюте, эквивалентной сумме в рублях, указанной в решении о приостановлении операций налогоплательщика-организации по счетам в банке, по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату начала действия приостановления операций по валютному счету указанного налогоплательщика.

Ранее Минфин России в письме от 29.03.2007 N 03-02-07/1-147 сделал вывод о том, что в решении о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента, в том числе и по валютным счетам, в банке не предусмотрено указание курса, в соответствии с которым следует конвертировать сумму, указанную в решении.

А в письме от 28.03.2007 N 03-02-07/1-140 Минфин России указал, что сумма, указанная в решении о приостановлении операций по счетам в банке, должна соответствовать сумме налога, сбора, пени, штрафа, подлежащей взысканию в бюджет. В связи с этим финансовое ведомство сделало вывод, что валютный эквивалент суммы в рублях, в пределах которой расходные операции приостанавливаются, определяется исходя из курса иностранной валюты по отношению к рублю на дату продажи валюты на основании поручения налогового органа на продажу валюты. При этом Минфин России руководствовался нормами пункта 5 статьи 46 НК РФ.

МНС России в письме от 16.09.2002 N 24-1-13/1083-АД665 указало, что указанное в пункте 1 статьи 76 НК РФ ограничение не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов.

Следовательно, в случае приостановления по решению налогового органа операций по счетам налогоплательщика-организации в банке последний не вправе выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведения других расходных операций по счету, за исключением операций по списанию со счета сумм налоговых платежей, а также платежей, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов.

В соответствии со статьей 859 ГК РФ договор банковского счета расторгается по заявлению клиента в любое время.

Приостановление операций по счетам в банке

Основанием закрытия банковского счета клиента служит расторжение договора банковского счета. При этом остаток денежных средств на счете выдается клиенту либо по его указанию перечисляется на другой счет.

Таким образом, расторжение договора банковского счета в случае наличия остатка денежных средств на счете сопряжено с проведением расходных операций по указанному счету: выдача клиенту или перечисление на другой счет остатка денежных средств.

Учитывая изложенное, в случае приостановления по решению налогового органа операций по счету налогоплательщика-организации в банке при наличии остатка денежных средств на указанном счете банк не вправе выдавать клиенту либо перечислять по его указанию на другой счет остаток денежных средств на счете и соответственно не вправе закрыть указанный счет клиента.

При отсутствии денежных средств на счете клиента банк по заявлению клиента вправе закрыть указанный счет, поскольку расторжение договора банковского счета в данном случае не повлечет проведения расходных операций по счету.

Минфин России в письме от 12.12.2005 N 03-02-07/1-336 обратил внимание, что законодательством о налогах и сборах не предусмотрена возможность возврата банком налоговому органу решения о приостановлении операций по счетам клиента банка. Положением Банка России от 03.10.2002 N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации" такая возможность также не предусматривается.

Статья 76 НК РФ. Приостановление операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств организаций и индивидуальных предпринимателей

Среди прав, предоставляемых налоговым органам, имеется и возможность приостановления операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента в банках в порядке, предусмотренном НК РФ (пп. 5 п. 1 ст. 31 НК РФ). При этом приостановление операций по счетам в банке налогоплательщика и переводов электронных денежных средств рассматривается как способ обеспечения исполнения:

· обязанности по уплате налогов и сборов (п. 1 ст. 72 НК РФ);

· решения о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 10 ст. 101 НК РФ).

В свою очередь, для обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов операции по счетам в банке могут быть приостановлены (ст. 76 НК РФ):

· с целью обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора (п. 1);

· в случае непредставления налоговой декларации (п. 3).

Приостановление операций по счетам в банках налоговики могут осуществить в отношении (п. 11 ст. 76 НК РФ):

· организаций и индивидуальных предпринимателей — налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов;

· нотариусов, занимающихся частной практикой, и адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, — налогоплательщиков и налоговых агентов.

Примечание. Банк не вправе самостоятельно выбрать и заблокировать один или несколько счетов из указанных в решении уполномоченного органа, даже если на них достаточно средств для взыскания долга. Он обязан приостановить расходные операции по каждому счету.

Примечание. Приостановление операций по счетам в случае непредставления налогоплательщиком расчета по авансовым платежам неправомерно. Это всего лишь промежуточная форма отчетности, а блокировка счета возможна, если не сдана налоговая декларация.

Таким образом, приходим к выводу, что законных причин для блокировки счетов существует всего две: если организация не выполнила требование налоговой инспекции об уплате налога в бюджет или опоздала сдать налоговую декларацию.

Оформление платежных поручений на уплату налогов

Платежное поручение — это поручение банку на перечисление денежных средств по указанным в нем реквизитам (п. 5.1 гл. 5 Положения). Форма платежного поручения и порядок его заполнения предусмотрены Положением.

В платежном поручении на уплату налога нужно указать его номер и дату составления (число, месяц, год).

Особенности оформления организациями и индивидуальными предпринимателями платежных поручений на перечисление налоговых платежей в части указания информации о плательщике, получателе и самом платеже установлены Приказом Минфина России от 12.11.2013 N 107н "Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации".

Платежное поручение – один из основных расчетных документов, на основании которого происходит перевод финансов с одного счета на другой.

В законодательстве разработаны специальные требования к оформлению документа. Заполнение происходит в конкретной последовательности, которую регулирует банк. Разрешено оформлять документ в электронном виде и от руки.

Основные правила заполнения документа следующие:

· составляется на листе А4;

· с обратной стороны листа записей не должно быть;

· для верхнего и правого поля делать отступ 10 мм, для левого – 20 мм;

· разрешены отклонения, но не больше 5 мм.

Для уверенности, что платежка заполнена правильно, необходимо знать обязательные к высветлению реквизиты:

название распоряжения о платеже;

· номер и дата создания;

· сведения о плательщике и получателе;

· название и очередность платежки;

· сумма – указывается и цифрами, и буквами;

· печать и подпись отправителя.

Заполнение полей

В нынешнем году произошли кое-какие изменения. Декодирование полей следующая:

Таблица 1

Поля, строки, реквизиты Что указываем
В 1 строке Указывается название документа
2 строка Отведена номеру формы по Общероссийскому классификатору
В 3 реквизите Необходимо указать номер платежки (цифрами)
В 4 Проставляется дата распоряжения. Если поручение оформляется в бумажном варианте или электронном, вид одинаковый – ДД.ММ.ГГГГ
5 поле Отведено таким значениям – срочно, по телеграфу, по почте или другой способ доставки. Если отправляется в электронном варианте, то в поле проставляется код (установлен банком)
В 6 строке Указывается сумма – рубли полностью, буквами, копейки – цифрами, слова сокращать нельзя
В 7 реквизите Проставляется также сумма, но уже цифрами
В 8 Название плательщика
Номер счета плательщика в банке
10 поле Банк плательщика (название и адрес расположения)
В 11 Указать код банка плательщика
В 12 Номер счета банка
В 13 Указать название банка получателя
Банковский код
Номер счета банка
В 16 Необходимо указать название предприятия-получателя – в сокращенном виде или полном. Если это частный предприниматель – указать личные данные и его статус
В 17 поле Проставить номер счета получателя
В 18 строке Ставится шифр 01
19 поле Отведено сроку платежа. Он не указывается, если этого не требует банк
В 20 поле Нужно указать цель платежа.

Приостановление операций по счету: что делать?

Если банк не требует, поле остается незаполненным

21 строка Предназначена для очередности платежа. Устанавливается, согласно законодательству
Проставить код идентификатора платежа. Если платежка предназначена для уплаты налога, страхового взноса, то поле остается пустым
«резервное поле» Строка 23 не заполняется
В 24 реквизите Подаются полные сведения – цель платежа, название товара или услуги, номер документа и прочее
В 43 строке Ставится печать (при наличии)
В 44 Ставит подпись уполномоченное лицо предприятия, например, руководитель
В 45 поле Банк плательщика ставит печать, его представитель – подпись
В 60 строке Указывается ИНН плательщика, при наличии
ИНН получателя
В 62 строке Банковский работник обязан поставить дату прихода распоряжения в банк плательщика
В 71 реквизите Указывается дата, когда средства были списаны
101 поле Отведено статусу организации – 01 (плательщик налогов), 02 (агент по налогам), 08 (плательщик взносов в бюджет)
В 102 Указать код причины постановки на учет плательщика
В 103 КПП получателя
В 104 строке Указать значение кода бюджетной классификации
В 105 поле Указать код ОКТМО – если уплачивается налог на основании декларации
Отведено значению основания платежки – ТП (платеж за текущий год) либо ЗД (погашение задолженности на добровольной основе)
В 107 реквизите Указывается налоговый период, код таможенного органа
108 реквизит Отведен для номера документа, являющегося основанием платежа – ТР (требование) или РС (рассрочка)
В 109 поле Указать значение даты, состоящее из 10 цифр
Поле 110 Тип платежа

Приостановление операций по счетам: нюансы правоприменения

Приостановление операций по счетам налогоплательщика

Одним из способов исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов наряду с залогом имущества, поручительством, наложением ареста на имущество и пенями в соответствии со ст.72 НК РФ является приостановление операций по счетам налогоплательщика или налогового агента.

В данной статье рассмотрим более подробно, что означает само понятие "приостановление операций", по всем ли счетам это делается, все ли операции "замораживаются", в каком случае и кто принимает решение о приостановлении операций, а также каков порядок приостановления операций по счетам.

Приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке — это прекращение банком всех расходных операций по данному счету, кроме тех, очередность которых в соответствии с ГК РФ предшествует исполнению обязанностей по уплате налогов и сборов (ст.76 НК РФ). В соответствии со ст.855 ГК РФ к таким расходным операциям относятся:

исполнительные документы, предусматривающие возмещение вреда жизни и здоровью, алименты;

исполнительные документы, предусматривающие выплату выходных пособий и оплаты труда, в том числе по авторским договорам;

платежные документы, предусматривающие выплату заработной платы;

отчисления в ПФР, ФСС РФ и фонды обязательного медицинского страхования.

Причем поступать деньги на расчетный счет могут, но списывать их со счета организация, равно как и банк, за исключением перечисленных случаев, не вправе.

Также следует обратить внимание на то, что приостановить операции можно только по текущим расчетным счетам — как рублевым, так и валютным, а "заморозить" ссудные, бюджетные и депозитные счета налоговые органы не вправе. НК РФ не позволяет взыскать налог с депозитного счета, если не истек срок действия депозитного договора. Но налоговый орган вправе дать банку поручение на перечисление по истечении срока действия депозитного договора денежных средств с депозитного счета на текущий расчетный счет, если к тому времени не будет исполнено направленное в этот банк поручение (распоряжение) налогового органа о перечислении налога (п.5 ст.46 НК РФ).

Правом приостановления операций по счетам наделены налоговые органы в соответствии с п.8 ст.46.1 НК РФ. Таможенные органы при недоимке по уплате таможенной пошлины с 1 января 2004 г. такое право утратили (Федеральный закон от 28.05.2003 N 61-ФЗ). Не вправе приостановить операции по счетам и внебюджетные фонды.

НК РФ предусматривает две ситуации, когда операции по счетам могут быть приостановлены:

у организации возникает недоимка по налогам и сборам;

организация не представила налоговую декларацию в течение двух недель по истечении установленного срока представления такой декларации либо вообще отказалась от подачи декларации. Других оснований налоговым законодательством не предусмотрено. Для обоих случаев процедура приостановления и возобновления операций по счетам немного отличается.

При возникновении недоимки по налогам налоговые органы имеют право направить организации требование об уплате налога и пеней, в котором указывается срок, в течение которого необходимо погасить образовавшуюся задолженность. Если организация данное требование игнорирует, то налоговые органы вправе принудительно взыскать деньги с расчетного счета.

В соответствии со ст.46 НК РФ взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисления необходимых денежных средств. Причем данное право действует в течение 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. После истечения этого срока налоговый орган может только обратиться в суд с иском о взыскании. Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) в срок не позднее 5 дней после вынесения решения о взыскании необходимых денежных средств.

Одновременно с этим решением налоговый орган принимает решение о приостановлении операций по счету для того, чтобы организация-налогоплательщик не перевела деньги, причитающиеся в бюджет, со своего расчетного счета. Решение о приостановлении операций организации-налогоплательщика по его счетам принимается только руководителем (или его заместителем) того налогового органа, который направил требование об уплате налога, и должно быть вынесено одновременно с инкассовым поручением банку на перечисление налогов в бюджет. Если хотя бы одно из этих двух условий не выполняется, то операции по счетам налогоплательщика приостановлены незаконно, однако, как показывает практика, доказывать это придется через суд.

Тем не менее налогоплательщику стоит обратить внимание на правильность оформления решения самому, так как банк, получив решение из налоговой инспекции, не станет выяснять, правомерно ли оно. В его обязанности входит лишь безусловное исполнение решения налогового органа. К тому же банк освобожден от ответственности за убытки, понесенные налогоплательщиком в результате приостановления операций по его счетам (п.7 ст.76 НК РФ).

При непредставлении или при задержке подачи декларации налоговый орган не направляет никаких требований. Решение о приостановлении операций налогоплательщика может приниматься руководителем (его заместителем) налогового органа и направляется в банк с одновременным уведомлением налогоплательщика и передается под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате получения, например заказным письмом по почте.

Если налогоплательщик опоздал со сдачей декларации или по каким-либо причинам вообще не представил декларацию в налоговую инспекцию, то исправить ситуацию можно достаточно быстро. Для этого необходимо представить налоговую декларацию, и налоговый орган не позднее одного операционного дня со дня, следующего за днем подачи декларации, отменяет решение о приостановлении операций по счетам (п.2 ст.76 НК РФ). Далее налогоплательщика ждут лишь проблемы со штрафом за непредставление налоговой декларации по ст.119 НК РФ.

Когда причина блокировки счета — в неуплате налогов и сборов, налоговый орган отменяет свое решение не позднее одного операционного дня, следующего за днем представления документов, подтверждающих выполнение налогоплательщиком решения о взыскании налога. Таким документом может быть платежное или инкассовое поручение с отметкой банка об исполнении.

Решение о приостановлении операций по счетам может быть обжаловано в административном или судебном порядке (ст.138 НК РФ).

При административном способе налогоплательщику необходимо подать письменную жалобу в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу. С жалобой он вправе обратиться в течение трех месяцев после того, как узнал, что налоговая инспекция приостановила операции по его расчетному счету (ст.139 НК РФ). Жалоба должна быть рассмотрена в срок не позднее одного месяца со дня ее получения (ст.140 НК РФ).

Одновременно с подачей жалобы (либо отдельно от нее) налогоплательщик может подать иск по местонахождению налоговой инспекции, где он состоит на учете.

Конечно, для обжалования решения налогового органа должны быть веские аргументы, а именно:

несоответствие нормам налогового законодательства;

нарушение налоговыми органами процедуры его вынесения.

Конкретными основаниями для обжалования могут быть следующие:

отсутствие задолженности по налогам;

вынесение решений до истечения срока погашения недоимки, указанного в требовании;

непредставление налогоплательщику требования об уплате налогов;

вынесение решения о приостановлении операций по счетам лицом, который не уполномочен это делать;

отсутствие одновременного с решением о приостановлении операций по счетам решения о взыскании налога;

решение о взыскании недоимки вынесено позднее 60 дней с момента истечения срока, указанного в требовании об уплате налога;

отсутствие необходимых реквизитов в решении налогового органа о взыскании налога или аресте счета (отсутствие суммы недоимки и пеней, названия налога, по которому имеется задолженность, периода, за который необходимо было сдавать декларацию).

В иске налогоплательщик вправе потребовать возместить убытки, причиненные ему неправомерным арестом расчетного счета. При этом можно взыскать как реальный ущерб, так и упущенную выгоду.

Однако судебные разбирательства, как правило, длятся не один месяц, и на протяжении этого периода у организации существует высокая вероятность остаться без расчетного счета. Открыть новый расчетный счет в том же банке налогоплательщик не вправе, но открывать счета в других банках НК РФ не запрещает. Однако в течение 5 дней банк, в котором организация откроет новый счет, обязан уведомить об этом налоговую инспекцию, а та в свою очередь, получив такое уведомление, сразу же отправит в банк решение о приостановлении операций уже по новому счету. В такой ситуации налоговые органы вполне могут расценить подобные действия налогоплательщика как "уклонение от уплаты налогов иным способом" и привлечь налогоплательщика к уголовной ответственности по ст.199 УК РФ.

Расчет наличными деньгами также не является хорошим выходом, поскольку, во-первых, расчеты наличными между юридическими лицами ограничены Банком России суммой в 60 000 руб., а, во-вторых, далеко не у каждой организации кассовый лимит позволит хранить и обращаться с этими деньгами, минуя банковский счет.

Т.Шкарупета

Бухгалтер-эксперт

ООО "Алруд — бухгалтерские услуги"

Приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, либо в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении операций налогоплательщика-организации по счетам в банке.

Не подлежат приостановлению операции по специальным избирательным счетам, специальным счетам фондов референдума.

В соответствии с постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 60 не применяются положения статьи Кодекса только в отношении текущих платежей в конкурсном производстве.

В отношении текущих платежей, начисленных в иных процедурах банкротства, приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке, а также переводов электронных денежных средств налоговыми органами применяется с учетом особенностей Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Одновременно с принятием решения о взыскании принимается решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств (далее – решение о приостановлении) (по всем счетам) в соответствии со статьей Кодекса .

Решение о приостановлении заполняется по форме, утвержденной .

Копия решения о приостановлении передается налогоплательщику-организации под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате получения копии соответствующего решения налогового органа, в срок не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения.

В целях соблюдения положений пункта 4 статьи Кодекса приказом ФНС России от 15.04.2015 № ММВ-7-2/149@ предусмотрено направление налогоплательщикам решений налоговых органов о приостановлении операций по счетам в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Кроме того, информацию о принятых налоговым органом документах, позволяет получать Интернет-сервис «Личный кабинет налогоплательщика - юридического лица», «Личный кабинет налогоплательщика индивидуального предпринимателя».

При направлении решения о приостановлении в электронном виде в соответствии с Положением Центрального банка Российской Федерации от 06.11.2014 № 440-П «О порядке направления в банк отдельных документов налоговых органов, а также направления банком в налоговый орган отдельных документов банка в электронной форме в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах» (зарегистрирован Минюстом России 25.11.2014 № 34911) (далее – Положение Банка России №440-П) по телекоммуникационным каналам связи, решение формируется в налоговом органе в соответствии со статьей Кодекса , подписывается и регистрируется как бумажный документ в установленном порядке. После подписания решения выполняется его формирование в электронном виде и отправление в МИ ФНС России по ЦОД для направления в банк. Бумажный экземпляр решения подшивается в дело налогоплательщика.

В целях реализации положений статьи Кодекса и Положения Банка России № 440-П были разработаны и утверждены Регламент взаимодействия участников информационного обмена при направлении в банк (филиал банка), подразделение Банка России отдельных документов налоговых органов, а также направления банком (филиалом банка), подразделением Банка России в налоговый орган отдельных документов банка в электронной форме в случаях, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, а также Описание форматов сообщений, используемых при электронном обмене между банками (филиалами банков), подразделениями Банка России и налоговыми органами (Описание форматов «Налог») (Версия от 23.05.2017)».

В целях обеспечения возможности исполнения решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в соответствии с решением о принятии обеспечительных мер налоговый орган принимает решение о приостановлении операций налогоплательщика (плательщика сборов, плательщика страховых взносов) или налогового агента по всем его счетам в банке в порядке, предусмотренном статьей Кодекса только после наложения запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества и в случае, если совокупная стоимость такого имущества по данным бухгалтерского учета меньше общей суммы недоимки, пеней и штрафов, подлежащей уплате на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (пункт 10 статьи Кодекса).

Решение о приостановлении операций налогоплательщика (плательщика сборов, плательщика страховых взносов) или налогового агента по счетам в банке принимается на сумму разницы между общей суммой недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, и стоимостью имущества, не подлежащего отчуждению (передаче в залог) в соответствии с подпунктом 1 пункта 10 статьи Кодекса .

Налоговый орган не позднее одного дня, следующего за днем получения документов (их копий), подтверждающих факт исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пени и штрафа, исполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов) организации, индивидуального предпринимателя или налоговым агентом решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или отмены вынесенного решения вышестоящим налоговым органом или судом, а также при наличии основания, предусмотренного пунктом 11 статьи Кодекса , принимает решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов, плательщика страховых взносов) или налогового агента в банке, а также переводов электронных денежных средств (далее – решение об отмене приостановления).

Решение об отмене приостановления заполняется в одном экземпляре по форме, утвержденной приказом ФНС России от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179@ . Решение об отмене приостановления направляется в банк в электронной форме в соответствии с Порядком Центрального банка Российской Федерации от 06.11.2014 № 440-П .

Согласно пункта 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.06.2014 № 36 «О некоторых вопросах, связанных с ведением кредитными организациями банковских счетов лиц, находящихся в процедурах банкротства» с даты введения процедуры финансового оздоровления, внешнего управления или конкурсного производства приостановление операций прекращается автоматически в силу закона и не требует принятия налоговым органом решения об его отмене (абзацы третий и четвертый пункта 1 статьи 81, абзацы пятый и шестой пункта 1 статьи 94, абзац девятый пункта 1 статьи 126 Федерального закона № -ФЗ и абзац второй пункта 9.1 статьи Кодекса); кредитная организация уведомляет об этом налоговый орган.

Решение об отмене приостановления хранится в налоговом органе.

Копия решения об отмене приостановления вручается, направляется (предоставляется) налогоплательщику (плательщику сборов) или налоговому агенту в порядке, установленном статьей Кодекса .

В целях недопущения нарушения прав налогоплательщиков в случае несвоевременной отмены решения о приостановлении операций или срока его вручения представителю банка (направления в банк), а также неправомерного вынесения налоговым органом решения о приостановлении операций начисляются проценты в порядке, установленном пунктом 9.2 статьи Кодекса , которые полежат уплате налогоплательщику.

При получении заявления налогоплательщика об отмене приостановления операций по своим счетам в банке с указанием счетов, на которых имеется достаточно средств для исполнения решения о взыскании в соответствии с пунктом 9 статьи Кодекса , в случае отсутствия документов, подтверждающих наличие денежных средств (драгоценных металлов) на счетах, указанных в заявлении об отмене приостановления операций по счетам, до принятия решения об отмене операций необходимо в течение дня, следующего за днем получения соответствующего заявления должника, направить в банк, в котором открыты указанные налогоплательщиком счета, запрос об остатках денежных средств на этих счетах.

При получении информации от банка в соответствии с пунктом 5 статьи Кодекса статьи Кодекса , в целях исполнения решения о взыскании предпринимаются действия по исполнению решения о взыскании с тех счетов или корпоративных электронных средств платежа налогоплательщика (плательщика сборов, плательщика страховых взносов) организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя, на которых достаточно денежных средств (драгоценных металлов) или электронных денежных средств для исполнения указанного решения.

В целях исполнения решения о взыскании налоговый орган при получении информации от банка в соответствии с пунктом 5 статьи Кодекса , статьей 86 Кодекса , а также до принятия решения об отмене приостановления в соответствии с пунктом 9 статьи 76 Кодекса , приостанавливает действие ранее направленных в рамках действующего решения поручений налоговых органов и в срок, не позднее рабочего дня, следующего за днем получения от банка информации о наличии достаточных денежных средств (драгоценных металлов) на счете и электронных денежных средств, направляет поручения на те счета и корпоративные электронные средства платежа налогоплательщика, на которых достаточно денежных средств (драгоценных металлов) для исполнения указанного решения.

В случае, когда отмена приостановления операций осуществляется по основаниям, предусмотренным иными федеральными законами в порядке пункта 9.1 статьи Кодекса , принятие налоговым органом решения об отмене приостановления не требуется.

В случае отмены (по любым основаниям) решения налогового органа о взыскании одновременно с этим принимается решение об отмене приостановления.

В случае приостановления исполнения (по любым основаниям) решения налогового органа о взыскании решение об отмене приостановления не принимается, действие решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банках не приостанавливается (за исключением случаев, когда имеется прямое указание суда на осуществление соответствующих действий).

При наличии решения о приостановлении, банки не вправе открывать налогоплательщику-организации счета, вклады, депозиты и предоставлять этой организации право использовать новые корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, за исключением специальных избирательных счетов, специальных счетов фондов референдума (пункт 12

Законодательство целиком и полностью нацелено на налогоплательщиков и защиту их прав. На них не оказывается серьезного давления, однако в крайнем случае все операции на депозите могут быть заблокированы.

Приостановление всех операций представляет остановку банком обслуживания финансовых переводов, которые совершает вкладчик . Остановка обслуживания затрагивает либо всю сумму на вкладе, либо определенную ее часть. Стоит отметить, что приостановление касается исключительно расходов, поступления остаются свободными.

Что касается исполнителя, то в его роли выступает налоговый орган. Он действует на основании ст. 31 НК РФ . Помимо этого, он также может остановить операции, в которых используются электронные деньги.

На какие счета накладываются ограничения

Ограничения накладываются исключительно на депозиты, что стали результатом договора с банком:

  • рублевые;
  • валютные.

Стоит также отметить те депозиты, что являются исключениями: транзитные, депозитные и кредитные. Не касается приостановление также тех вкладов, что, согласно иерархии гражданского права, расположены ниже: оплата налогов, штрафов и пеней - приостановить операции по ним нельзя.

Что касается иерархии, то она выглядит следующим образом :

  1. Компенсация за нанесенный вред или выплата алиментов.
  2. Выплата заработной платы всем сотрудникам (в том числе увольняющимся).
  3. Оплата налогов, страховых взносов и штрафов.

Согласно иерархии, налоги являются третьими в очереди на выплату.

Законные основания для блокировки

В список законов, что являются основанием для приостановления, входят:

Все, что касается остальных нормативно-правовых актов, затрагивает лишь определенный перечень ситуаций, предметом которых не выступает неуплата долгов. Более оснований для блокировки не существует.

Неуплата по налогам, пени, штрафам

Если у клиента банка обнаруживают неоплаченные штрафы или пени, счет блокируется . Важно осознавать, что это касается исключительно тех, кто регулярно пропускает долговые обязательства. Судьба депозита после блокировки целиком и полностью зависит от объема той суммы, что на нем находилась.

В том случае, если ее достаточно для оплаты штрафа, то федеральная служба производит удержание согласно инкассо . Оно, в свою очередь, оформляется в банке. После этого средства снимают, а банку дают указание разблокировать вклад в день взыскания денежных средств.

Если средств недостаточно, владелец депозита должен погасить все свои долговые обязательства посредством другого счета, в обязательном порядке предоставив федеральной службе документальное подтверждение своих действий.

Налоговый орган принимает документы и производит дальнейший аудит. Если за владельцем не замечено долговых обязательств, выдается документальное подтверждение , которое предоставляется в банк для разблокировки счета.

Непредоставление налоговой декларации

В случае отсутствия вовремя предоставленной декларации налоговая служба блокирует на счете абсолютно всю сумму. Это происходит в течение 10 дней после наступления крайней даты .

Проблема такой блокировки заключается в том, что она происходит многим ранее, чем владелец депозита получает уведомление. Это связно с тем, что уведомление до адреса отправляют в физическом виде под роспись. Именно поэтому в случае приостановления всех операций необходимо немедленно обратиться в банк для выяснения причины .

После того как причина станет известна, необходимо оформить декларацию о доходах и предоставить ее в Федеральную налоговую службу. Если ФНС при проверке не обнаружит никаких ошибок или подозрений, счет разблокируют в течение трех рабочих дней.

По итогам налоговой проверки

Если в результате налоговой проверки были обнаружены налоговые пробелы и, в связи с этим, списаны все недостающие штрафы и налоги, вклад блокируется . Он также блокируется потому, что сумма задолженности не может быть покрыта стоимостью имущества. Разблокировка такого депозита происходит посредством исполнения всех долговых обязательств.

Регулирует подобный порядок ст. 101 НК РФ , где сказано, что для исполнения вынесенного решения о привлечении к ответственности необходимо заблокировать счет. Это является обеспечительной нормой, согласно ст. 76 НК РФ .

Непредоставление в срок квитанции на требование из налоговой

В том случае, если лицом не были предоставлены все необходимые квитанции по требованию налоговой, производят блокировку. Эта обязанность ответа на требования налоговой действительна с 2015 года.

Обычно уведомление содержит в себе требование посетить инспекцию либо предоставить ей необходимые квитанции. На это дается десять дней со дня получение уведомление, в противном случае происходит блокировка депозита согласно ст. 76 НК РФ .

Разблокировка депозита предусмотрена той же статьей и происходит на следующей день после:

  • передачи в службу необходимой квитанции (поддерживается электронная версия);
  • посещения ИФНС или предоставления пакета документов.

Стоит также отметить, что в случае блокировки депозита ИФНС банк не может открывать юридическому лицу другие виды счета.

Если счет заблокирован незаконно

Незаконность блокировки счета может быть выражена в нарушении срока разблокировки депозита и в неправомерной блокировке вследствие вынесения неверного решения. В этом случае налоговая выплачивает пострадавшей стороне все необходимые проценты . Они, в свою очередь, формируются согласно ставке рефинансирования, учитывая каждый календарный день.

Если депозит заблокировали, необходимо :

  1. Если это возможно, вывести со счетов все деньги и закрыть те, что остались открытыми. Рекомендуется перевести средства на тот депозит, который не заблокирован и до сих пор открыт в другом банке. Это не всегда возможно, так как для других банков клиент правонарушитель (ФЗ №115).
  2. Когда причина блокировки действительно существует, возместить и выплатить все средства по исполнительному листу. Однако это не всегда моментально решает проблему и может занять продолжительный срок, особенно если на человека подали в суд.
  3. Обратиться к законодательству и использовать метод, который прописан в ФЗ №115 . В первую очередь необходимо предоставить банку все документы, которые требуются. Это позволит добиться подтверждения благонадежности и присвоение статуса к платежным операциям как «не подозрительные».

В случае, если это не помогло - обратиться в суд. Для этого придется совершить требуемые судом действия, однако доказывать то, что были основания для блокировки, будет налоговая или банк.

Следованию этому алгоритму позволит в кратчайший срок разблокировать счет или сохранить максимальную сумму средств.

Какие операции компания проводит при ограничении

Прежде всего, необходимо понимать, что блокировка операций по депозиту не означает полное лишение средств. Существует ряд случае , в которых они продолжают работать и оставаться во владении. Операции, что стоят в иерархии выше налогов, продолжают свое действие.

Выплата заработной платы . Здесь стоит учитывать, что выплата зарплат, налогов и взносов находятся в третьей очереди на выплату. Это значит, что из доступных средств выплата произойдет согласно тому приоритету и очереди, на который первичнее поступит поручение.

Однако, если опираться на судебную практику, то возникновение проблем с выплатой заработной происходит очень редко. Что нужно необходимо знать о процессе:

  • выплата заработной платы производится из тех средств на счету, что не подверглись блокировке;
  • операция в обязательном порядке должна совершаться по исполнительному документу;
  • в случае ликвидации организации - анализ производится согласно порядку выплаты зарплаты.

Если затронуть вопрос социальных пособий, то здесь все неоднозначно. С одной стороны, они относятся к «виду зарплаты», однако с другой не имеют собственного приоритета. Опираясь на эту информацию, можно сделать вывод, что они не имеют такого приоритета. Это значит, что выплата будет произведена тогда, когда работа всех операции на счету вновь возобновится.

Иные платежи . Как и было сказано ранее, возможности выплат остаются нетронуты и ряд таковых остается доступен. В число доступных платежей входит:

  • компенсация страховых взносов;
  • внесение средств по всем налогам согласно исполнительным документам;
  • выполнение всех требований кредиторов, что относятся к приоритетным операциям;
  • все расходы, что связаны с судебными заседаниями: вознаграждения, требования и т.д.

Таким образом, средства на счету расходуются согласно всем обязательствам.

Открыть новый счет — возможно ли?

Ответ на этот вопрос содержится в законодательстве - Налоговом кодексе РФ. Согласно ст. 76 НК РФ , которая является главным фундаментом при приостановлении всех операций на депозите, банк не может создать клиенту новый депозит. Это в равной степени относится к другим видам банковских продуктов: вклады, депозиты, корпоративные счета и т.д. Если банк не подчиняется и вновь продолжает открывать депозиты, то федеральный орган его штрафует.

Помимо этого, стоит отметить, что открыть счет в другом банке, при этом не уведомив о своих действиях налоговую, тоже нельзя. Другие банки точно так же не имеют на это права и в случае неповиновения штрафуются. Для клиента это будет означать пустую трату денег, так как при внесении средств депозиты будут заблокированы до выяснения обстоятельств.

Процедура отмены

В том случае, если федеральный орган решил отменить блокировку счета, он направляет в банк соответствующее заявление . Подавать следует не позднее следующего дня после вынесения решения о приостановке всех операций на счету.

Когда банк получает уведомление из налоговой об отмене, он отправляет точно такое же налогоплательщику. Это происходит под расписку или любым другим способом, что позволяет подтвердить получение вкладчику уведомления.

В ряде случаев, когда необходима особая оперативность, налоговая отправляет в банк не решение, а прямое указание . Здесь необходимо понимать, что подобные действия не предусмотрены Налоговым кодексом РФ.

Дополнительная информация представлена ниже.

Приостановление операций по счету - прекращение банком всех расходных операций по данному счету в пределах суммы, указанной в постановлении налогового органа о приостановлении операций по счету (абз. 3 п. 2 ст. 76 НК РФ).

Приостановление операций по счетам в банке применяется только в двух случаях:

- в целях обеспечения решения о взыскании налога (сбора), а также пеней и штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банке, вынесенного в порядке ст. 46 НК РФ;

- в случае непредставления налогоплательщиком налоговой декларации .

Приостановление операций по счетам в банке может быть применено только в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей , являющихся налогоплательщиками (налоговыми агентами, плательщиками сбора), а также в отношении нотариусов, занимающихся частной практикой, и адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, - налогоплательщиков или налоговых агентов.

Приостановление операций по счету означает прекращение банком расходных операций по этому счету только в пределах суммы, указанной в решении налогового органа (абз. 3 п. 2 ст. 76 НК РФ).

Согласно абз. 3 п. 2 ст. 76 НК РФ банк не вправе выполнять какие бы то ни было распоряжения клиента-налогоплательщика о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других расходных операций по счету, за исключением:

- платежей , очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов (сборов);

- операций по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему РФ.

Налоговые органы вправе приостанавливать операции по нескольким счетам налогоплательщика . Однако, если налоговый орган принимает решение о приостановлении одновременно по нескольким счетам, сумма денежных средств на которых (на всех вместе или на каждом в отдельности) превышает сумму обеспечиваемого требования об уплате налога (сбора) и пеней, налогоплательщик вправе подать в налоговый орган заявление об отмене приостановления по своим счетам (п. 9 ст. 76 НК РФ). В течение двух дней со дня получения этого заявления налоговый орган обязан принять решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке в части превышения суммы денежных средств, указанной в решении о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке.

Решение о приостановлении операций по счетам в банке принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, в котором налогоплательщик состоит на учете, в форме, утвержденной в приложении 4 к Приказу ФНС России от 1 декабря 2006 г. N САЭ-3-19/825@ (СОБАКА, БЛЕАТЬ, КРЕАТИВЩЕКИ, ЙОПТ )


При этом решение о приостановлении операций по счету не может быть вынесено ранее вынесения решения о взыскании недоимки и пеней за счет денежных средств на счетах организации или индивидуального предпринимателя в банке (абз. 1, 2 п. 2 ст. 76 НК РФ). А в случае непредставления налогоплательщиком налоговой декларации решение о приостановлении операций по счету в банке может быть вынесено только в течение десяти дней по истечении установленного срока представления декларации (абз. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ).

Решение о приостановлении операций по счетам в банке передается налоговым органом в банк на бумажном носителе или в электронном виде. Копия указанного решения передается налогоплательщику-организации под расписку или заказным письмом с уведомлением о вручении.

Решение о приостановлении операций по счету в банке действует с момента получения банком указанного решения и до его отмены. Моментом получения банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, направленного в банк на бумажном носителе, являются:

- для решения, направленного в банк заказным письмом , - дата и время, указанные в уведомлении о вручении;

- для решения, врученного под расписку представителю банка , - дата и время, указанные в отметке о принятии решения.

Решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика подлежит безусловному исполнению банком (п. 6 ст. 76 НК РФ). Безусловность исполнения в данном случае означает обязанность банка воздерживаться от исполнения любых платежных документов, на основании которых могут быть осуществлены расходные операции по соответствующему счету, в пределах суммы задолженности, указанной в решении налогового органа.

В соответствии с п. 2 ст. 845 ГК РФ банк гарантирует право клиента беспрепятственно распоряжаться денежными средствами, внесенными по договору банковского счета . Банк при получении в соответствии со ст. 76 НК РФ решения налогового органа о приостановлении операций по счету налогоплательщика обязан отступить от гарантий, предоставленных им клиенту в соответствии с п. 2 ст. 845 ГК РФ. В связи с этим в п. 10 ст. 76 НК РФ законодатель нашел целесообразным указать, что банк не несет ответственности за убытки , понесенные налогоплательщиком в результате приостановления его операций по счету в банке по решению налогового органа.

Банк не вправе, получив решение, открывать соответствующему клиенту другой счет . Мораторий на открытие счета действует с момента получения банком указанного решения и до отмены его налоговым органом, то есть в период действия режима приостановления операций по счету.

Под "счетами" понимаются только расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей. Напротив, депозитные и ссудные счета не отвечают понятию "счет" в смысле ст. 11 НК РФ. Поэтому решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика не может являться основанием для отказа банка открыть этому налогоплательщику депозитный и (или) ссудный счет.

За нарушение режима приостановления операций по счету банк несет ответственность в соответствии со ст. 134 НК РФ.

Приостановление операций по счету налогоплательщика отменяется решением налогового органа не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения налоговым органом документов (их копий), подтверждающих факт взыскания налога (сбора), пеней и штрафа (п. 8 ст. 76 НК РФ).

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...