Представители школы классической экономической теории. Вебер как представитель классической школы


Задания – тренажер по теме «Мхи»

Подготовка к егэ.


1. Мхи не заняли господствующего положения на Земле, так как

1. они медленно растут

2. у них ограниченный ареал

3. у них отсутствует механическая ткань

4. у них в онтогенезе преобладает гаметофит

2. Какое растение относят ко мхам

1. плаун булавовидный

2. ламинарию

3. «исландский мох»

4. кукушкин лён

3. Мхи:

1. имеют мочковатую корневую систему

2. имеют стержневую корневую систему

3. не имеют корня

4. лишены корневого чехлика

4. Высшие растения, в отличии от низших:

1. имеют семена, покрытые плодом, который образуется из завязи цветка

2. имеют тело, разделённое на органы

3. способны к фотосинтезу

4. имеют специализированные генеративные органы – цветки


5. Впервые в процессе эволюции проводящие ткани появились у:

1. водорослей

2. папоротников

3. псилофитов

6. Спорами размножается:

1. кипарис

3. ромашка

4. Сфагнум

7. Мхи относятся к высшим растениям, потому что:

1. они размножаются спорами

2. у них есть хлорофилл

3. их тело состоит из ризоидов, стебля и листьев

4. они хорошо приспособлены к жизни на суше

8. После оплодотворения у кукушкиного льна развиваются

2. коробочки со спорами

3. зелёные нити

4. листостебельные растения


9. Из споры мха вырастает:

1. коробочка со спорами

2. зелёное растение с листьями и стеблем

3. предросток (зелёная нить)

4. Заросток

10. Выберите три правильных ответа из шести.

Какие из перечисленных особенностей строения и жизнедеятельности характерны для мхов:

А) корни отсутствуют

Б) имеется хорошо развитая корневая система

В) размножаются семенами

Г) размножаются спорами

Д) цветки мелкие, невзрачные

Е) для размножения нужна вода

11. Установите последовательность этапов в цикле развития мхов, начиная с прорастания споры.

А) образование предростка

Б) оплодотворение при наличии воды

В) прорастание споры

Г) развитие на предростке женских и мужских растений мха

Д) созревание на мужских растениях сперматозоидов, на женских – яйцеклеток

Е) развитие из зиготы на женском растении коробочки со спорами


12. У каких групп растений в процессе их эволюции впервые появился побег? А) водорослей Б) моховидных В) хвощевидных Г) голосеменных

13. Половое поколение преобладает в цикле развития А) папоротникообразных Б) цветковых В) голосеменных Г) мохообразных

14. Что из перечисленного является спорофитом у кукушкина льна? А) коробочка на ножке Б) зеленое листостебельное растение В) зеленая нить – предросток Г) отдельная спора

15. Мхи, в отличие от папоротников, участвуют в А) образовании торфа Б) отложении каменного угля В) обогащении атмосферы кислородом Г) создании органических веществ из неорганических

16. К какой группе организмов относят зеленые растения, не имеющие корней, размножающиеся спорами, в жизненном цикле которых преобладает половое поколение? А) мохообразные Б) папоротникообразные В) голосеменные Г) плауновидные

17. Почему мхи представляют тупиковую ветвь в эволюции растений? А) они не освоили наземно-воздушную среду обитания Б) они произошли от водорослей В) они не имеют корней и размножаются спорами Г) они не дали начало более высокоорганизованным растениям

18. Наиболее простое строение среди высших растений имеют мхи, так как А) у них нет корней Б) стебель у них неветвящийся, с узкими листьями В) они образуют органические вещества из неорганических Г) у них есть воздухоносные клетки

19. Из высших растений корней нет у А) Цветковых Б) Хвойных В) Мхов Г) Папоротников

20. Из спор зелёного мха кукушкина льна развивается(-ются) А) заросток в виде зелёной пластины Б) предросток в виде зелёных нитей В) растения с листьями Г) семена будущего растения

21. По какому признаку такие разные по строению организмы, как мох сфагнум и берёза, относят

к царству Растения?

1) они имеют клеточное строение

2) их клетки содержат наружную мембрану, ядро и цитоплазму

3) в процессе дыхания они поглощают кислород и выделяют углекислый газ

4) их клетки содержат хлоропласты, в которых происходит фотосинтез


22. По каким признакам моховидных отличают от других растений? А) в процессе их развития происходит чередование поколений Б) размножаются спорами В) имеют листья, стебель и ризоиды Г) способны к фотосинтезу

23. У зелёных мхов, в отличие от водорослей, А) клетки имеют большое и малое ядра Б) оплодотворение происходит при наличии воды В) слоевище разделено на ткани и органы Г) осуществляется половое и бесполое размножение

24. Какие приспособления к поглощению большого количества воды появились в процессе эволюции у мхов? А) ризоиды – выросты на стебле Б) крупные мёртвые клетки В) коробочки со спорами Г) клетки тонкой покровной ткани

25. Какие растения относятся к отделу Мохообразные? А) обитающие на суше и размножающиеся семенами Б) листостебельные, не имеющие корней, размножающиеся спорами В) все растения влажных мест обитания Г) все травянистые растения

26. Приспособленность мха сфагнума к жизни в условиях избыточного увлажнения проявляется в наличии А) корневища с придаточными корнями Б) клеток с хлоропластами В) мертвых клеток Г) ризоидов


27. Какой признак характерен для мхов? А) придаточные корни развиваются от стебля Б) споры образуются в коробочке В) у них отсутствует побег Г) опыление предшествует оплодотворению

28. Стебель с листьями в процессе эволюции впервые появился у А) водорослей Б) моховидных В) хвощевидных Г) папоротниковидных

29. Скопление какой группы растений способствует заболачиванию почвы? А) плауновидных Б) хвощевидных В) моховидных Г) папортниковидных

30. Половое и бесполое поколения (гаметофит и спорофит) развиваются на одном растении у

1) моховидных

2) хвощевидных

3) плауновидных

4) папоротниковидных


31. Какие из перечисленных растений были предками высших растений?

1) цианобактерии

2) бурые водоросли

3) красные водоросли

4) зелёные водоросли

32. У каких растений в процессе эволюции впервые появились зачатки проводящей ткани и эпидермиса?

2) плаунов

3) риниофитов

4) Папоротников

33. По какому признаку мхи относят к царству растений?

1) В процессе дыхания мхи расходуют органические вещества.

3) Клетки мхов имеют ядро, цитоплазму, наружную клеточную мембрану.

4) Мхи имеют клеточное строение и образованы различными тканями.

34. Мхи обитают только в сырых местах, так как они

1) низкорослые растения

2) имеют плохо развитые проводящие ткани

3) хорошо выносят тень

4) имеют фотосинтезирующие ткани


35. Какой буквой обозначено бесполое поколение мха кукушкин лён?

36. Представители какого отдела царства Растения изображены на рисунке?


37. Установите соответствие между стадией развития мха кукушкин лён и её плоидностью: 1) Гаплоидная , 2) Диплоидная. А) Спора Б) Протонема (зелёная нить) В) Листостебельное растение Г) Коробочка Д) Гаметы Е) Зигота

38. Установите правильную последовательность в смене стадий в цикле развития мха, начиная с образования спор. 1) образование спорофита 2) образование зеленой нити (протонемы) 3) формирование взрослого гаметофита 4) образование спор 5) оплодотворение


39. Установите соответствие между характеристикой и группой растений:

1) зеленые водоросли, 2) моховидные А) не имеют тканей Б) не имеют органов В) имеют коробочки со спорами Г) у некоторых представителей имеются водоносные клетки Д) спорофит развивается на гаметофите Е) содержат одноклеточные и многоклеточные организмы

40. Выберите три варианта. Мхи, как и покрытосеменные растения 1) имеют клеточное строение 2) содержат в зародыше две семядоли 3) образуют плоды и семена 4) содержат в клетках хлорофилл 5) способны к фотосинтезу 6) имеют мелкие невзрачные цветки


41. Установите соответствие между признаком растения и группой, для которой этот признак характерен.

ПРИЗНАК ГРУППА РАСТЕНИЙ

1) Низшие 2) высшие

А) тело представляет собой таллом, или слоевище

Б) имеют вегетативные и генеративные органы

В) имеют светочувствительный глазок

Г) имеют разнообразные ткани

Д) живут главным образом в водной среде

Е) включают одноклеточные организмы

42. Мхи, в отличие от покрытосеменных растений,

1) являются фототрофами

2) не имеют тканей

3) не имеют цветка

4) размножаются спорами

5) имеют ризоиды

6) образуют половые клетки


43. Установите соответствие между признаками и группами растений, для которых они характерны:

ПРИЗНАКИ ГРУППЫ РАСТЕНИЙ

1) Зелёные водоросли 2) Листостебельные мхи

А) Из зиготы вырастает спорофит.

Б) Отсутствуют ткани и органы.

В) На гаметофите развивается коробочка на ножке.

Г) Органы размножения развиваются на верхушках побегов.

Д) Имеются одноклеточные и многоклеточные формы.

Е) У большинства видов тело представлено слоевищем.

Какой хромосомный набор характерен для клеток листьев мха кукушкина льна и его спор? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.

Споры кукушкина льна образуются на спорофите путем мейоза, у них гаплоидный набор хромосом. Из споры путем митоза развивается гаметофит мха – растение со стеблем и листьями. Все клетки гаметофита гаплоидные.


Какие признаки характерны для моховидных растений?

1) Нет корней, вместо них – ризоиды. 2) Плохо развиты ткани, особенно механические и проводящие, из-за этого все мхи являются небольшими травами. 3) В жизненном цикле преобладает гаметофит, а спорофит небольшой (коробочка на ножке).

Какова роль мхов в природе?

1) Звено в цепи питания. 2) Одними из первых начинают расти на голых скалах, участвуют в образовании почвы. 3) Сфагновые мхи могут привести к заболачиванию.

Какие особенности псилофитов позволили им первыми освоить сушу? Ответ обоснуйте.

1) Наличие покровной ткани для защиты от высыхания. 2) Наличие ризоидов для поглощения воды из почвы. 3) Наличие примитивной проводящей системы. 4) Наличие механической ткани


По каким признакам высшие семенные растения отличаются от низших растений? Приведите не менее трех признаков.

Низшие растения – это водоросли, высшие семенные растения – это голосеменные и покрытосеменные (цветковые). 1) У низших растений нет тканей (механических, проводящих и т.п.) 2) У низших растений нет органов (листьев, корней и т.п.) 3) Низшие растения размножаются спорами, а семенные – семенами. 4) У водорослей сперматозоиды плавают в воде, а у семенных мужские половые клетки (спермии) не плавающие, достигают яйцеклетки в процессе опыления.

Назовите не менее 3-х особенностей наземных растений, которые позволили им первыми освоить сушу. Ответ обоснуйте.

Первыми из растений сушу освоили мхи. У мхов, по сравнению с водорослями, 1) появились ткани – покровные, проводящие, механические и т.п.; 2) появились органы – листья, стебель, ризоиды; 3) споры распространяются по воздуху.


Какие приспособления сформировались у растений в процессе эволюции в связи с широким распространением на суше? Приведите не менее трёх примеров.

1) Возникли ткани – покровные, проводящие, механические и т.п.

2) Возникли органы – корень, стебель, листья.

3) Процесс размножения стал независим от воды, спермии достигают яйцеклетки в процессе опыления.

Какой хромосомный набор характерен для гамет и спор растения мха кукушкина льна? Объясните, из каких клеток и в результате какого деления они образуются.

Гаметы кукушкина льна образуются на гаплоидном гаметофите путем митоза. Набор хромосом у гамет одинарный.

Споры кукушкина льна образуются на диплоидном спорофите путем мейоза. Набор хромосом у спор одинарный.

Жизнь растений: в 6-ти томах. - М.: Просвещение. Под редакцией А. Л. Тахтаджяна, главный редактор чл.-кор. АН СССР, проф. А.А. Федоров. 1974 .

Смотреть что такое «Цикл развития моховидных» в других словарях:

Протонема, юношеская фаза развития моховидных - Протонема, или предросток, наиболее характерная фаза развития мхов, отличающая их от всех высших растений. Протонема вообще представляет собой преимущественно нитчатую структуру, образующуюся при прорастании споры и предшествующую… … Биологическая энциклопедия

СПОРОФИТ - (от споры и. фит), бесполое поколение растений, жизненный цикл к рых проходит с ритмическим чередованием половой и бесполой фаз (поколений); продуцирует споры. Образуется С. после оплодотворения слияния муж. и жен. гаплоидных гамет в диплоидную … Биологический энциклопедический словарь

СИСТЕМАТИКА РАСТЕНИЙ - раздел ботаники, занимающийся естественной классификацией растений. Экземпляры со многими сходными признаками объединяют в группы, называемые видами. Тигровые лилии один вид, белые лилии другой и т.п. Похожие друг на друга виды в свою очередь… … Энциклопедия Кольера

ПАПОРОТНИКОВИДНЫЕ - одна из важнейших групп зеленых растений, обычно характеризующихся крупными перистыми листьями (вайями), спирально свернутыми в почках, и низкими, часто подземными стеблями; только у некоторых тропических папоротников стебли высокие, и по облику… … Энциклопедия Кольера

МХИ - листостебельные мхи (Musci), класс отдела моховидных (Bryophyta) царства растений. Охватывает примерно 14 000 видов мелких споровых растений, встречающихся по всему миру в разнообразных средах, включая пустыни и водоемы, хотя большинство… … Энциклопедия Кольера

Споры мха развивается

МХИ, листостебельные мхи (Musci), класс отдела моховидных (Bryophyta) царства растений. Охватывает примерно 14 000 видов мелких споровых растений, встречающихся по всему миру в разнообразных средах, включая пустыни и водоемы, хотя большинство приурочено к влажным наземным местообитаниям.

Многие мхи образуют прямостоячие неветвистые побеги, собранные в плотные дерновины или подушки. Другие, сильно ветвясь, стелются по почве или другим субстратам, например коре деревьев или скалам. Высота побегов обычно не превышает 5 см. Листорасположение спиральное; корней нет, а их функцию выполняют ризоиды.

Настоящие стебли и листья у мхов отсутствуют, и соответствующие им структуры обозначают особыми терминами – каулидии и филлидии (филлоиды). У многих мхов клетки каулидия недифференцированны, у других наблюдается центральный тяж из толстостенных клеток. Они, несомненно, выполняют опорную функцию, но не эквивалентны проводящей системе – специализированным тканям, служащим для транспорта воды и питательных веществ у сосудистых растений. Большая часть воды и солей, необходимых для жизнедеятельности мхов, втягивается в их тело из внешней среды капиллярными силами через щели между филлидиями и каулидием.

Филлидии бывают разными по форме и размеру. Обычно они состоят всего из одного слоя клеток, но у некоторых видов по краям филлидия этих слоев несколько. Если присутствует средняя жилка толщиной в несколько клеток, она бывает одиночной, доходящей до вершины филлидия, или двойной и короткой. У некоторых видов на ней образуются пластинчатые или столбчатые выросты. Форма филлидия бывает округлой, овальной, ланцетной, продолговатой или линейной, а его край может быть цельным или зубчатым, плоским или свернутым. Эти признаки достаточно видоспецифичны и используются в таксономии.

Роль корней играют многоклеточные ветвящиеся нити – ризоиды. У молодых мхов они всасывают из почвы воду с растворенными в ней минеральными веществами, но со временем эту способность утрачивают и служат просто для закрепления растения в субстрате.

Жизненный цикл.

Зеленое фотосинтезирующее растение у мхов – это половое поколение, называемое гаметофитом. Гаметы, т.е. половые клетки, образуются на нем в особых половых органах (гаметангиях). Мужской гаметангий называется антеридием, женский – архегонием. Из оплодотворенной яйцеклетки (зиготы) развивается споровое поколение – спорофит. У мхов он практически лишен хлорофилла, остается прикрепленным к гаметофиту и получает от него питание. У спорофита каждая клетка содержит двойной (диплоидный) набор хромосом, а у гаметофита – одинарный (гаплоидный), как в гаметах. При слиянии спермия с яйцеклеткой из двух гаплоидных наборов образуется один диплоидный, необходимый для развития спорофита. У последнего при формировании спор происходит т.н. редукционное деление клеток (мейоз), каждая спора снова становится гаплоидной и может прорасти в такой же гаплоидный гаметофит.

Когда спора попадает во влажное место, она развивается сначала в ветвистую многоклеточную нить – протонему, или проросток. Оставшиеся на поверхности веточки протонемы становятся зелеными и фотосинтезирующими, а проникшие в грунт – бесцветными ризоидами. На зеленых частях проростка формируются боковые почки, из которых развиваются листостебельные побеги. Одна спора может дать целую колонию гаметофитов. У некоторых видов проростки долгоживущие, покрывающие иногда несколько квадратных дециметров грунта, у других – мелкие, исчезающие после появления облиственных побегов.

Гаметангии образуются терминально, т.е. на верхушках главного или боковых побегов. Антеридии и оогонии находятся либо на одной и той же веточке, либо на разных (иногда – даже на разных растениях) и окружены стерильными нитями – парафизами. Антеридий – это сферический или цилиндрический многоклеточный мешок, внутренние клетки которого дают по два подвижных двужгутиковых спермия. Архегоний – многоклеточная колбовидная структура. В ее основании (брюшке) находится единственная яйцеклетка, а «горлышко» (шейка) заполнено т.н. канальцевыми клетками, которые в процессе полового созревания разрушаются, превращаясь в привлекающее спермии вещество. Чтобы те попали в архегонии и произошло оплодотворение, необходима капельно-жидкая влага, например дождь или роса. Антеридий лопается, высвобождая спермии. Они плывут к шейке архегония, проникают в ее канал, и один из них сливается с яйцеклеткой, образуя диплоидную зиготу.

Зигота начинает делиться еще в архегонии, который некоторое время растет вместе с формирующимся спорофитом. Когда он становится видимым невооруженным глазом, то состоит из трех частей: стопы, погруженной в брюшко архегония, тонкой ножки – спорофора и коробочки, где созревают споры. Растущий спорофит разрывает архегоний по кругу и выносит его верхнюю часть вверх в виде покрывающего коробочку колпачка (калиптры). Типичная зрелая коробочка – сложная структура, состоящая из урночки, крышечки и соединяющего их слоя специализированных толстостенных клеток – колечка. Набухая от воды, колечко отделяется от соседних частей коробочки и крышечка опадает, открывая устье урночки, которое бывает гладким или окруженным перистомом (околоустьем) из одного или двух концентрических рядов зубчиков. Эти зубцы либо плоские, либо несут от 4 до 64 поперечных гигроскопичных утолщений. Их число и форма относятся к важным таксономическим признакам мхов.

В зрелой коробочке находится множество свободных спор. Они выдуваются или вытряхиваются оттуда, разносятся ветром, водой или животными и, попав в благоприятные условия, прорастают.

Чередование поколений и эволюция.

Чередование в жизненном цикле диплоидного спорофита и гаплоидного гаметофита называется сменой поколений. Оно наблюдается у всех растений, однако, если у мхов гаметофит – хорошо заметная зеленая особь, у представителей всех прочих отделов этого царства он редуцирован до миниатюрного короткоживущего «заростка», иногда даже не способного к фотосинтезу, или вообще до группы клеток внутри спорофита. Таким образом, мхи – весьма специализированная ветвь эволюции, связанная происхождением с какими-то водорослями и, скорее всего, не давшая начало ни одной группе «высших», т.е. сосудистых, растений. См. также СИСТЕМАТИКА РАСТЕНИЙ.

Споры мха развивается

Отличия мхов от водорослей:
Имеются органы (стебель, листья) и ткани (механические, проводящие, покровные).

Отличия мхов от остальных высших растений:
1) Вместо корней – ризоиды.
2) Плохо развиты ткани, особенно механические и проводящие, из-за этого все мхи являются небольшими травами.
3) В жизненном цикле преобладает гаметофит, а спорофит небольшой (коробочка на ножке). У остальных высших растений – наоборот, преобладает спорофит, а гаметофит с ходом эволюции редуцируется. Мхи, таким образом, являются тупиковой ветьвью эволюции растений.

Из споры мха развивается зеленая нить (предросток, протонема), напоминающая зеленую водоросль. Из почек на предростке вырастает гаметофит – растение со стеблем и листьями. На верхушке гаметофита образуются гаметы, оплодотворение происходит в водной среде. Из зиготы вырастает спорофит (коробочка на ножке), он получает питание от гаметофита. В спорофите образуются споры.

Представители мхов: кукушкин лён, сфагнум.

Сфагнум (белый, торфяной мох). Ризоидов нет, вода впитывается мертвыми водозапасающими клетками белого цвета. Эффективно накапливает воду, вызывает заболачивание леса. Содержит антисептик (карболовую кислоту), поэтому не гниет, превращается в торф.

620-1. Скопление какой группы растений способствует заболачиванию почвы?
А) плауновидных
Б) хвощевидных
В) моховидных
Г) папортниковидных

620-2. Стебель с листьями в процессе эволюции впервые появился у
А) водорослей
Б) моховидных
В) хвощевидных
Г) папоротниковидных

620-3. Мхи представляют тупиковую ветвь в эволюции растений, так как
А) от них произошли более высокоорганизованные папоротники
Б) они не дали начала более высокоорганизованным растениям
В) от них произошли более высокоорганизованные хвощи
Г) они произошли от одноклеточных водорослей

620-4. Какой признак характерен для мхов?
А) придаточные корни развиваются от стебля
Б) споры образуются в коробочке
В) у них отсутствует побег
Г) опыление предшествует оплодотворению

620-5. У мхов из споры развивается
А) коробочка на ножке
Б) семя
В) зелёная нить
Г) заросток

620-6. Приспособленность мха сфагнума к жизни в условиях избыточного увлажнения проявляется в наличии
А) корневища с придаточными корнями
Б) клеток с хлоропластами
В) мертвых клеток
Г) ризоидов

620-7. Представители какого отдела царства Растения изображены на рисунке?

А) Голосеменные
Б) Моховидные
В) Покрытосеменные
Г) Папоротниковидные

620-8. Какие растения относятся к отделу Мохообразные?
А) обитающие на суше и размножающиеся семенами
Б) листостебельные, не имеющие корней, размножающиеся спорами
В) все растения влажных мест обитания
Г) все травянистые растения

620-9) Какие приспособления к поглощению большого количества воды появились в процессе эволюции у мхов?
А) ризоиды – выросты на стебле
Б) крупные мёртвые клетки
В) коробочки со спорами
Г) клетки тонкой покровной ткани

620-10. У зелёных мхов, в отличие от водорослей,
А) клетки имеют большое и малое ядра
Б) оплодотворение происходит при наличии воды
В) слоевище разделено на ткани и органы
Г) осуществляется половое и бесполое размножение

620-11. К какому отделу высших растений относится изображенное на рисунке растение?

А) Покрытосеменные
Б) Голосеменные
В) Папоротникообразные
Г) Мохообразные

620-12. По каким признакам моховидных отличают от других растений?
А) в процессе их развития происходит чередование поколений
Б) размножаются спорами
В) имеют листья, стебель и ризоиды
Г) способны к фотосинтезу

620-13. Папоротники, в отличие от зелёных мхов, имеют
А) ризоиды
Б) корни
В) листья
Г) стебли

620-14. Из спор зелёного мха кукушкина льна развивается(-ются)
А) заросток в виде зелёной пластины
Б) предросток в виде зелёных нитей
В) растения с листьями
Г) семена будущего растения

620-15. Из высших растений корней нет у
А) Цветковых
Б) Хвойных
В) Мхов
Г) Папоротников

620-16. Папоротники распространены на Земле значительно шире мхов, так как они
А) имеют развитую корневую систему и более эффективно размножаются
Б) появились в ходе эволюции раньше и успели лучше приспособиться
В) широко выращиваются человеком для своих нужд
Г) успешно распространяются различными животными

620-17. Наиболее простое строение среди высших растений имеют мхи, так как
А) у них нет корней
Б) стебель у них неветвящийся, с узкими листьями
В) они образуют органические вещества из неорганических
Г) у них есть воздухоносные клетки

620-18. Почему мхи представляют тупиковую ветвь в эволюции растений?
А) они не освоили наземно-воздушную среду обитания
Б) они произошли от водорослей
В) они не имеют корней и размножаются спорами
Г) они не дали начало более высокоорганизованным растениям

620-19. Представитель какого отдела царства Растения изображен на рисунке?

А) Папоротниковидные
Б) Голосеменные
В) Плауновидные
Г) Моховидные

620-20. К какой группе организмов относят зеленые растения, не имеющие корней, размножающиеся спорами, в жизненном цикле которых преобладает половое поколение?
А) мохообразные
Б) папоротникообразные
В) голосеменные
Г) плауновидные

620-21. Мхи, в отличие от папоротников, участвуют в
А) образовании торфа
Б) отложении каменного угля
В) обогащении атмосферы кислородом
Г) создании органических веществ из неорганических

620-22. Что из перечисленного является спорофитом у кукушкина льна?
А) коробочка на ножке
Б) зеленое листостебельное растение
В) зеленая нить – предросток
Г) отдельная спора

620-23. Половое поколение преобладает в цикле развития
А) папоротникообразных
Б) цветковых
В) голосеменных
Г) мохообразных

620-24. Какой буквой обозначено бесполое поколение мха кукушкин лён?

620-25. У каких групп растений в процессе их эволюции впервые появился побег?
А) водорослей
Б) моховидных
В) хвощевидных
Г) голосеменных

Дидактика. Моховидные

Задания к пройденной теме для олимпиадных обучающихся

Просмотр содержимого документа
«Дидактика. Моховидные»

Тема: Отдел Мохообразные Задание 1. «Отдел Моховидные»

Запишите номера вопросов и пропущенные слова (или группы слов):

Отдел Моховидные насчитывает в настоящее время (_) видов.

В жизненном цикле моховидных преобладает (_).

Мохообразные размножаются (_).

Бесполое размножение происходит с помощью (_).

Споры, как и у всех высших растений, образуются (_), и имеют (_) набор хромосом.

Спорофит мхов представлен (_).

Гаметофит мхов представлен (_).

Гаметофиты называются двудомными, если (_).

нтеридии и архегонии у мхов образуются на (_).

По морфологическим особенностям спор мхи относятся к (_) растениям.

Для слияния половых клеток необходима (_).

После оплодотворения из зиготы развивается (_).

Из споры мха развивается (_).

Задание 2. «Строение мха кукушкин лен»

Что обозначено цифрами 1 – 7?

Чем представлено бесполое поколение кукушкина льна?

Чем представлено половое поколение кукушкина льна?

Перечислите гаплоидные структуры мха.

Задание 3. «Размножение мха кукушкин лен»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

Что обозначено на рисунке цифрами 1 – 11?

Что представляет собой гаметофит кукушкина льна?

Что представляет собой спорофит кукушкина льна?

Когда происходит мейоз в цикле развития мха?

Отличаются ли морфологически споры мхов?

Задание 4. «Строение мха сфагнум»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

Что обозначено цифрами 1 – 6?

Какое значение имеет сфагнум в природе?

Почему говорят, что коробочка сфагнума находится на ложной ножке?

Задание 5. «Характеристика мхов»

Запишите номера суждений, против верных поставьте +, против ошибочных –

Мхи относятся к сосудистым растениям.

Мхи относятся к низшим растениям.

Мхи – это высшие растения, размножающиеся спорами.

Мхи относятся к разноспоровым растениям.

Для оплодотворения у мхов вода не нужна.

Вода для оплодотворения необходима.

У мхов в жизненном цикле происходит чередование бесполого и полового поколений.

У мхов появляются настоящие стебель, листья и корни.

В жизненном цикле преобладает спорофит.

В жизненном цикле преобладает гаметофит.

Гаметофит представлен листостебельным растением.

Коробочка на ножке является гаметофитом.

Антеридии развиваются на тонкой зеленой нити, образующейся из споры.

Споры развиваются в архегониях.

Из споры развивается тонкая зеленая нить, похожая на нитчатую водоросль – протонема.

В архегониях и антеридиях развиваются гаметы.

Архегонии – женские половые органы мхов.

Антеридии – мужские половые органы мхов.

Кукушкин лен – двудомное растение.

У кукушкина льна в листьях есть клетки, содержащие хлоропласты (хлорофиллоносные) и мертвые водоносные клетки, оболочки которых имеют отверстия.

Сфагнум – однодомное растение.

У мхов слабо развиты механические, покровные и проводящие ткани, сосуды отсутствуют.

Задание 6. «Важнейшие термины и понятия темы»

Дайте определение терминам или раскройте понятия (одним предложением, подчеркнув важнейшие особенности):

1. Печеночники. 2. Листостебельные мхи. 3. Гаметофит. 4. Спорофит. 5. Архегонии. 6. Антеридии. 7. Бесполое поколение. 8. Половое поколение. 9. Чередование поколений. 10. Споры. 11. Равноспоровые растения. 12. Разноспоровые растения. 13. Протонема. 14. Ризоиды.

Задание 1. 1. Около 25 000 видов. 2. Гаметофит. 3. Спор. 4. Мейотически; гаплоидный. 5. Коробочкой на ножке. 6. Листостебельным растением. 7. Антеридии и архегонии развиваются на разных гаметофитах. 8. Гаметофитах, листостебельных растениях. 9. Коробочках. 10. Равноспоровым. 11. Вода. 12. Сначала гаустория, затем спорофит. 13. Протонема, затем из почки – гаметофит.

Задание 2. 1. 1 – гаметофит, листостебельное растение; 2 – спорофит, бесполое поколение, коробочка на ножке; 3 – ризоиды; 4 – «листочки»; 5 – ножка; 6 – коробочка; 7 – колпачок. 2. Коробочкой на ножке. 3. Листостебельным растением. 4. Листостебельное растение, архегонии, антеридии, сперматозоиды, яйцеклетки, споры, протонема, колпачок.

Задание 3. 1. 1 – листостебельное растение, гаметофит; 2 – спорофит, коробочка на ножке; 3 – коробочка; 4 – колпачок; 5 споры; 6 – протонемы, прорастающие споры; 7 – растение с мужскими органами полового размножения (антеридиями); 8 – антеридии, из которых выплывают сперматозоиды; 9 – растение с женскими органами полового размножения (архегониями); 10 – сперматозоиды проникают в архегонии; 11 – архегонии с яйцеклетками. 2. Растение, образующее гаметы – листостебельное растение. 3. Растение, образующее споры – коробочка на ножке. 4. При образовании спор. 5. Нет, мхи – равноспоровые растения.

Задание 4. 1. 1 – «стебель»; 2 – боковые «побеги»; 3 – коробочки со спорами; 4 – живые клетки с хлоропластами; 5 – мертвые клетки; 6 – поры в мертвых клетках. 2. Да, можно, у него и архегонии и антеридии образуются на одном растении. 3. Приводит к заболачиванию, способствует образованию торфа. 4. Этот орган относится к гаметофиту.

Задание 5. 1 -. 2 -. 3 +. 4 -. 5 -. 6 +. 7 +. 8 -. 9 -. 10 +. 11 +. 12 -. 13 -. 14 -. 15 +. 16 +. 17 +. 18 +. 19 +. 20 -. 21 +. 22 +.

Задание 6. 1. Мхи, тело которых представлено разветвленным зеленым слоевищем. 2. Мхи, у которых хорошо различимы «стебель» и «листья». 3. Растение, образующее гаметы. 4. Растение, образующее споры. 5. Женские органы полового размножения. 6. Мужские органы полового размножения. 7. Поколение, не образующее гамет, размножающееся спорами. 8. Поколение, образующее гаметы. 9. Закономерная смена в жизненном цикле организмов поколений, различающихся способом размножения. 10. Репродуктивные клетки, с помощью которых происходит размножение. 11. Растения, споры которых морфологически одинаковы. 12. Растения, образующие морфологически и физиологически различные споры – микроспоры и мегаспоры. 13. Многоклеточная структура, образующаяся на начальных стадиях развития гаметофита моховидных. 14. Нитевидные корнеподобные органы, служащие для прикрепления и поглощения воды. Аналоги корня.

Законы ману примеры законов Законы ману примеры законов Законы Ману - древнеиндийский сборник предписаний религиозного, морально-нравственного и общественного долга (дхармы), называемый также "закон ариев" или "кодекс чести ариев". Манавадхармашастра - одна из двадцати дхармашастр. Здесь представлены избранные […]

  • Выплата пенсии ребенку по случаю потери кормильца Пенсия по потере кормильца положена каждому ребенку, у которого умерли родители или другие лица, на попечении которых он находился. Такие выплаты продолжаются до 18 лет, а в некоторых случаях пожизненно. Пенсия по потере кормильца для […]
  • Виды объектов преступления До принятия Уголовного кодекса РФ 1996 г. традиционной считалась классификация объектов преступлений по вертикали на: общий, родовой, непосредственный. Такая классификация связывалась с делением всех явлений и связей объективного мира с учетом философских […]
  • Срок перечисления НДФЛ приходится на выходной день Вопрос-ответ по теме Срок выплаты заработной платы в нашем учреждении 10 число. В феврале 10 число - пятница. Крайний срок перечисления НДФЛ суббота 11 февраля. Имеем ли мы право перечислить подоходный налог в понедельник 13 […]
  • База данных ДТП Предыдущая статья: Авто после ДТП В наше время появилось довольно много мошенников, зарабатывающих на продаже битых или угнанных авто. Потому очень важно иметь сервисы, которые систематизируют и хранят данные о машинах за длительный период. В России на данный момент […]
  • Исковое заявление об определении долей супругов на квартиру (образец) На данной странице вы можете скачать примерный образец искового заявления об определении долей супругов на квартиру составленный нашими юристами с учетом действующего законодательства и наработанной судебной […]
  • Министерство образования Российской Федерации

    Кафедра общих экономических дисциплин

    С. Де Сисмонди как представитель классической политэкономии

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    Специальность «Финансы и кредит»

    Дисциплина «История экономических учений»

    Студент группы

    заочной формы обучения

    Т.В. Кокина

    2008

    Введение

    1.Биография

    1.1 Историк или экономист?

    2. Идеи, теории…

    3. Красивый закат

    Заключение

    Список используемой литературы

    Введение

    В начале XIX века промышленный переворот, охвативший многие европейские страны, резко ускорил развитие в них капиталистических общественных отношений. Кризисы перепроизводства начали расшатывать капиталистическую экономику. В этих условиях ускорился процесс упадка и разложения мелкого производства. Все это предопределило зарождение критики основных положений классической теории представителями различных направлений экономической теории. Их представители выступили в качестве противников классической политической экономика, нередко и самого капиталистического строя. Они выдвигали иные, чем у классиков, модели социально-экономического устройства общества. Их смелая и бескомпромиссная критика капиталистического общества способствовала формированию социалистических идей.

    Основоположником критического направления политической экономии по праву считается Жан Шарль Деонар Симонд де Сисмонди /1773-1842/ - швейцарский историк и экономист. Он занимает своеобразное место в истории экономической мысли. Это своеобразие выразилось в том, что в его научном творчестве четко прослеживаются два периода. На первом из них он выступил как ревностный последователь А.Смита, а на втором – как не менее ревностный противник учения классической школы и как основатель нового научного направления – экономического романтизма, явившегося выражением идеологии мелкой буржуазии.

    Целью данной контрольной работы является изучение жизни и исследование трудов экономиста – мыслителя Жана Шарля Деонара Симонда де Сисмонди

    Основными задачами контрольной работы – это понятие того, чего же в нем было больше экономиста, историка, ученого, политика, его лепта в развитие теории экономических учений, изучение его идей и теорий.

    1. Биография

    9 мая 1773 г. в окрестностях Женевы родился Жан-Шарль Леонар Симонд де Сисмонди (Jean-Charles Leonard Simonde de Sismondi). Его предки - выходцы из Северной Италии. Долгое время они жили во Франции, а затем, спасаясь от религиозных преследований, приняли кальвинизм и переселились в Женеву. Отец Жана-Шарля стал даже кальвинистским пастором. Семья принадлежала к женевской аристократии и была довольно состоятельной. Надо сказать, что в XVIII в. Женева была независимой крошечной республикой, связанной с остальными кантонами Швейцарии лишь формально. Ведь население ее, в основном, было франкоязычное. Образование Сисмонди получил в духовном кальвинистском колледже, а затем продолжил в университете, обучение в котором, по семейным обстоятельствам, вынужден был прервать.

    На Европу надвигались бурные времена наполеоновских войн. Не закончив образования, в 18 лет Сисмонди вынужден был уехать в Лион (Франция) и по протекции отца поступить на службу в один из банкирских домов. Сисмонди-старший, вложив в свое время деньги во французские государственные бумаги, потерял их, когда началась революция. Это серьезно подорвало его состояние. Якобинская революция вскоре дошла до Лиона, а затем захватила и Женеву, тесно связанную с Францией. Настало время скитаний для семьи Сисмонди. В начале 1793 г. они эмигрировали в Англию, где прожили полтора года. После возвращения им снова пришлось бежать - уже в Северную Италию. Но вскоре и она была оккупирована французами. Пять лет Жану-Шарлю пришлось управлять фермой в Тоскане. Она была куплена на спасенные при бегстве деньги семьи. Это были трудные годы. Он даже несколько раз побывал в разных тюрьмах, как политически неблагонадежный. Лишь в 1798 г. семья вернулась на родину, после того, как Женева стала официально частью Франции. Первый консул Наполеон Бонапарт восстановил там законность и порядок. К этому времени окончательно проявляются и формируются способности и склонности молодого Жана-Шарля. Родившись женевцем, он был французом по складу мышления и жизненным интересам. Впрочем, значительную часть своих трудов Жан-Шарль посвятил истории и экономике Италии. Он вообще чувствовал себя в этой стране как дома. Кроме итальянского, Сисмонди свободно владел латинским, немецким, английским, испанским, португальским и провансальским языками. Это был настоящий европеец и космополит, в хорошем понимании этих слов.

    1.1 Историк или экономист?

    Он входит в кружок ученых и писателей, которые группировались вокруг известного банкира, политика и мыслителя Неккера и его дочери мадам де Сталь, ставшей впоследствии известной писательницей и общественной деятельницей. Жан-Шарль подолгу жил и работал в имении Неккера, сопровождая мадам де Сталь в путешествиях. Вероятно, именно ее литературный романтизм оказал сильное влияние на творчество Сисмонди. Он увлекся историей и написал многотомную «Историю итальянских республик». Затем прочел блестящий курс лекций по истории литератур романских народов. Конечно же, он не мог не писать. Первым его трудом стала книга о сельском хозяйстве Тосканы. А в 1803 г. он публикует работу по политической экономии - «О коммерческом богатстве», в которой выступает поклонником, последователем и проповедником идей Адама Смита. В 1813 г. Сисмонди отправился в Париж, где наблюдал падение Наполеона и реставрацию Бурбонов. Эти события превратили его из противника в сторонника Наполеона. Ему казалось, что новая империя осуществит его весьма туманные идеалы свободы и счастья. Его приглашают занять кафедру в парижской Сорбонне. Но, отклонив предложение, Сисмонди несколько лет путешествует по Европе. Он собирает материал для исторических и экономических работ. Посетил он вторично и Англию, где развитие капитализма привело к разорению крестьян и ремесленников. Это оказало сильное влияние на Сисмонди, как на критика капитализма и классической политической экономии. После Ватерлоо и Венского конгресса (1815 г.) Сисмонди вернулся в Швейцарию, частью которой вновь стала Женева. Главным занятием Сисмонди была история. Он написал многотомную «Историю итальянских республик» и прочел блестящий курс лекций по истории литератур романских народов. Он побывал также в Англии и некоторых других странах. В эти годы сложились социально-экономические идеи Сисмонди, которые он изложил в опубликованной в 1819 г. книге «Новые начала политической экономии, или о богатстве в его отношении к народонаселению». Это главный вклад Сисмонди в экономическую науку. Книга вскоре сделала его экономистом с европейской известностью. В 1827г. Сисмонди выпустил второе издание, где его полемика со школой Рикардо в Англии и школой Сэя во Франции еще более заострена. Экономический кризис 1825г. он считал доказательством своей правоты и ошибочности представлений о невозможности общего перепроизводства.

    Книга эта, как пишет Сисмонди, возникла не столько в результате углубленного изучения трудов других ученых, сколько выросла из жизненных наблюдений, которые убедили его в неверности самих основ «ортодоксальной» науки, т. е. учения Смита, как оно было развито, с одной стороны, Рикардо, а с другой - Сэем. Как мы знаем, Рикардо рассматривал все общественные явления с точки зрения интересов производства, роста национального богатства. Сисмонди заявил, что производство не самоцель, что национальное богатство, в сущности, не богатство, так как от него подавляющему большинству населения достаются жалкие крохи. Путь крупной промышленности гибелен для человечества. Сисмонди требовал, чтобы политическая экономия видела за своими абстрактными схемами живого человека. В 1819г. Сисмонди женился на молодой англичанке. Детей у них не было. Говорят, Жан-Шарль с молодых лет отличался редкостной неуклюжестью и неловкостью. Он обладал очень мягким характером, добрым и отзывчивым нравом. Это якобы даже способствовало тому, что он превратился в ученого-затворника. Но он был верным другом, образцовым супругом, заботливый сыном и братом. И врожденная мягкость совсем не мешала Сисмонди быть человеком принципиальным, а в необходимых случаях - смелым и твердым в своих действиях. Один из его современников пишет: «Хотя по природе он был несомненно человек миролюбивый, он не раз вступал в жестокую борьбу, если надо было защищать честь друга. Сисмонди был связан с одним известным журналом, который поместил статью, оскорбившую чувства некоего господина, слишком тщеславного своей знатностью. Он обвинил Сисмонди в авторстве и потребовал, чтобы тот либо признал это, либо назвал подлинного автора. Сисмонди отказался дать какой-либо ответ. Был послан вызов, Сисмонди принял его, выстоял под выстрелом противника, а сам выстрелил в воздух, заявив при этом в первый раз, что он не является автором статьи. Он вышел из этого смешного конфликта со всеми подобающими боевыми почестями».

    2. Идеи, теории…

    Чтобы понять Сисмонди, надо вспомнить Аристотеля. Великий эллин противопоставлял экономике хрематистику. Экономика - естественная хозяйственная деятельность, направленная на удовлетворение потребностей человека. А хрематистика - стремление к безграничному обогащению. Это хозяйственная деятельность не ради потребления, а ради накопления богатства. Достаточно посмотреть современную финансовую статистику чтобы убедиться насколько Аристотель был прав! С его точки зрения капитализм - это сплошная хрематистика. Идеалом для Сисмонди является не полунатуральное рабовладельческое хозяйство, а патриархальное хозяйство независимых фермеров и ремесленников, воплощением хрематистики - не афинские торговцы и ростовщики, а английские фабриканты, купцы и банкиры, чьи нравы уже господствуют в его родной Европе. В центр своей теории Сисмонди поставил проблему рынков, реализации и кризисов. Он тесно связал ее с развитием классовой структуры буржуазного общества, с превращением трудящихся масс в пролетариев. Этим он попал в самую точку: показал исторически развивающееся противоречие, которое превращалось в опасную болезнь. Теория стоимости, капитала и доходов Симонда де Сисмонди в истории экономических учений занимает особое положение. В своих экономических воззрениях он определяет стоимость товара трудом. Прибыль он рассматривает, как доход капиталиста, являющийся вычетом из продукта труда рабочего. Он прямо говорит об ограблении рабочего при капитализме, подчеркивая эксплуататорскую природу прибыли. Покупательная способность пролетариев крайне низка и ограничивается небольшими количествами предметов первой необходимости. Между тем их труд способен производить всё больше и больше товаров. Внедрение машин лишь усиливает диспропорцию: они повышают производительность труда и, одновременно, вытесняют рабочих. Внутренний рынок с развитием капитализма сужается. Во-первых - сокращается доход рабочих. Во-вторых, при найме рабочих капиталисты всегда могут нанять более сговорчивых рабочих из числа безработных. Страны, бывшие внешним рынком для развитых капиталистических стран, развиваясь, сами включаются в погоню за внешние рынки сбыта. Наступит момент, когда внешние рынки для стран развитого капитализма исчезнут. Следовательно, капитализм не сможет развиваться - ему внутренне присущи кризисы перепроизводства. Основной причиной кризисов Сисмонди считал несоответствие производства и потребления. Если продукты покупаются на доходы, то превышение производства над доходами означает и превышение над потреблением, и должно привести к кризисам.

    Проблеме экономических кризисов посвящено огромное количество работ по политической экономии. Но труды Сисмонди не затерялись. Он не разрешил проблему кризисов, но привлёк к ней внимание (еще в 1819 г.). Для Рикардо и его последователей экономический процесс был бесконечной серией состояний равновесия, их интересовали именно эти состояния, а переходы они в сущности игнорировали. Сисмонди же заявил, что эти переходы представляют собой не гладкое приспособление, а острейшие кризисы, механизм которых как раз и важен для науки.

    Модель Сисмонди заключается, грубо говоря, в следующем. Поскольку движущей силой и целью производства является прибыль, капиталисты стремятся получить как можно больше прибыли из своих рабочих.

    Вследствие естественных законов размножения (Сисмонди в основном следовал Мальтусу) предложение труда хронически превышает спрос, что позволяет капиталистам удерживать зарплату на голодном уровне. Чтобы прожить, рабочие вынуждены работать, как отмечал Сисмонди, 12-14 часов в сутки. Покупательная способность этих пролетариев крайне низка и ограничивается небольшими количествами предметов первой необходимости. Между тем их труд способен производить все больше и больше товаров. Внедрение машин лишь усиливает диспропорцию: они повышают производительность труда и одновременно вытесняют рабочих. В результате неизбежно получается, что все больше общественного труда занято производством предметов роскоши богатых. Но спрос последних на предметы роскоши ограничен и неустойчив. Отсюда почти без промежуточных звеньев в логике Сисмонди выводит неизбежность кризисов перепроизводства. Отсюда же вытекают и рецепты, которые дает Сисмонди.

    Общество, в котором существует более или менее «чистый» капитализм и преобладают два класса - капиталисты и наемные рабочие, обречено на жестокие кризисы. Спасения Сисмонди ищет, подобно Мальтусу, в «третьих лицах» - промежуточных классах и слоях. Только для Сисмонди, в отличие от Мальтуса, это прежде всего мелкие товаропроизводители - крестьяне, кустари, ремесленники. Это был заметный шаг вперед в политэкономии. В связи с этим Сисмонди уже в 1819 году в работе "Новые начала политической экономии" высказывает мысль, абсурдную для представителей классической политической экономии, что "народы... могут разоряться не только оттого, что тратят слишком много но и оттого, что тратят слишком мало". Ведь согласно воззрениям и Смита и Рикардо, именно бережливость и накопление представляют собой ключ к богатству нации. Как мы уже отмечали, парадокс заключается в том, что представление Сисмонди о перманентных кризисах перепроизводства при капитализме вытекают из посылки именно классической политической экономии - положения А. Смита, что годовой продукт нации представляет собой сумму прибыли, заработной платы и ренты, которые тратятся на потребительские товары. Вслед за Смитом, Сисмонди игнорирует тот факт, что годовой продукт включает в себя и средства производства, причем с ростом накопления капитала потребности хозяйства в средствах производства создают особый рынок, в определенной степени независимый от рынка потребительских товаров. Более того, в периоды экономического подъема темпы роста производительного потребления превышают темпы роста личного потребления. Игнорирование этого положения стало причиной выводов Сисмонди о неизбежности постоянных кризисов перепроизводства при капитализме. Деньги Сисмонди трактует как необходимый продукт развития товарно-денежных отношений и считает, что, являясь продуктом труда, они имеют свою внутреннюю стоимость. Он видит разницу между бумажными и кредитными деньгами. У него есть замечания об обесценивании бумажных денег и характеристика инфляции как результата переполнения сферы обращения излишними бумажными деньгами. Правда, истинной сущности и функций денег он не понимает, рассматривая их лишь как средство облегчения обмена. Сисмонди считал, что причинами возникновения неравенства является конкуренция и наемный труд. Свободная конкуренция сталкивает интересы товаропроизводителей, и поэтому ее следует законодательно ограничивать. Сисмонди не искал регуляторов заработной платы в "естественных" законах природы, как Рикардо и Мальтус, тем не менее он принимал господствующее в экономической литературе положение, что заработная плата рабочих стремится к прожиточному минимуму. Причину такого положения Сисмонди видит в специфических капиталистических отношениях, в стремлении капиталистов "выжать" как можно больше прибыли из своих рабочих. Возможность же сведения заработной платы к минимуму у Сисмонди связана с процессом вытеснения труда машинами, то есть с ростом безработицы, которая вынуждает рабочих наниматься за меньшую заработную плату. Отсюда видно, что отрицая закон народонаселения Мальтуса, Сисмонди не отрицал наличия связи между ростом населения и заработной платой. Не случайно Сисмонди предлагал ограничить рост населения рамками дохода семьи. По мнению экономиста, государство должно руководить процессами производства и распределения богатства в интересах мелкого производителя. Сисмонди требовал широкого вмешательства государства в экономику. Он предлагал ряд мер, в то время казавшихся опасно социалистическими, но теперь вполне приемлемых: социальное страхование и обеспечение для рабочих, участие рабочих в прибылях предприятий и т. п. Эти разделы книги Сисмонди актуальны и сегодня.

    Романтик-экономист даже разработал социальные программы реформ по улучшению экономического положения рабочего класса. Хотя он ни в коей мере не был социалистом и отрицательно относился к утопиям. Но сама эпоха придала его критике капитализма весьма социалистический характер. Сисмонди оказался поневоле родоначальником мелкобуржуазного социализма, как во Франции, так, в какой-то мере, и в Англии. Маркс и Энгельс отметили это уже в 1848 г. в «Манифесте Коммунистической партии». Кстати, экономические взгляды ученого были восприняты народниками, отстаивавшими особый, некапиталистический путь развития России. Народники заявляли, что капитализм в России не может и не должен развиваться, так как народ слишком беден, чтобы потреблять массы товаров, которые будут производиться капиталистическими предприятиями.

    Народники высказывались за то, чтобы Россия пошла «особым» путем развития: к социализму, минуя капитализм, через мелкое кустарное производство и крестьянскую общину. Они, по существу, повторяли мелкобуржуазные, утопические идеи Сисмонди, который предсказывал крах капитализма от «недопотребления» и возлагал надежды на кустарей и крестьян. Романтик Сисмонди считал, что политическая экономия за своими абстрактными теориями должна видеть живого человека. Он считал политическую экономию, прежде всего, нравственной наукой. И основой ее должен быть именно человеческий фактор. Для него характерна абстрактная трактовка нравственных категорий («свобода», «счастье» и др.). Согласно ей и изучение истории должно служить для извлечения практических уроков.

    Свою систему экономических взглядов Сисмонди изложил в книге "Новые начала политической экономии" В этом труде он изложил собственное видение предмета и метода политической экономии, а также свои теоретические воззрения по поводу ряда кардинальных проблем капиталистической экономики. Самим названием своего произведения Сисмонди выразил несогласие с экономическим учением Рикардо. Прежде всего, он подверг пересмотру определение предмета политической экономии, предложенное классиками Утверждению классиков, что политическая экономия является наукой о богатстве, он противопоставил свое определение: предметом этой науки является "материальное благосостояние людей, поскольку оно зависит от государства”. Для него политическая экономия – нравственная наука, которая имеет дело не с объективными законами экономики, а с человеком. Она должна изучать самого человека, его потребности и заботы. Своим определением предмета политической экономии Сисмонди бросил вызов и другому основополагающему принципу классической школы – принципу экономического либерализма. И ему он противопоставил новый принцип об активном вмешательстве государства в экономическую жизнь. Свою задачу он видел в том, чтобы показать как государство должно руководить производством и распределением богатства в интересах всех людей. В этих условиях не должно быть места свободной конкуренции. Сисмонди применил в соей работе и новый метод исследования. Абстрактно-аналитическому методу классиков он противопоставил метод, предполагающий всестороннее изучение исторического развития страны, т.е., по сути, исторический метод. Сисмонди выступил бескомпромиссным критиком капитализма. Он был одним из первых, кто обратил внимание на тяжелое положение рабочих. Он пришел к выводу, что в капиталистическом обществе формируются два противоположных класса – трудящихся и собственников. Этот процесс усиливается свободой конкуренции, в ходе которой разрушается мелкое производство. Но Сисмонди не только критикует капитализм, но и разработал проект его реформирования. Если развитие производства в условиях конкурентной борьбы приводит к обострению противоречий, то нет смысла придерживаться идеи экономического либерализма. Он предлагал обеспечить с помощью государства, возобновить объединение труда и собственности, вернуться к мелкому товарному производству в сельском хозяйстве и промышленности. Но путей реализации этого предложения он не видел.

    3. Красивый закат

    В 1833 г. Сисмонди был избран членом французской Академии моральных и политических наук. Остаток жизни он мирно прожил в своем небольшом имении под Женевой, погруженный в работу над грандиозной «Историей французов». Выпустив 29 томов, Сисмонди всё же не успел довести этот труд до конца. Он опубликовал также ряд других исторических и политических работ. Это был неутомимый труженик. До последних дней жизни он неизменно ежедневно проводил за письменным столом 8 часов, а часто и больше. Его труды составляют 70 томов! Он любил прогулки и беседы с многочисленными друзьями и гостями, которые часто собирались в его доме. Закат жизни знаменитого женевца был таким же ясным и счастливым, как его детство и отрочество. Он умер в 1842 г., в возрасте 69 лет. То благополучие и достаток, которых добились Италия, Франция и Швейцария, стали возможны именно благодаря таким мыслителям и романтикам как Сисмонди. Как бы ни критиковали его учение марксисты, но результат налицо - экономике развитых европейских стран можно только позавидовать. Наверное, ученики Сисмонди сделали правильные выводы. Сисмонди пришел к выводу, что производство не должно быть самоцелью. А национальное богатство, в сущности, не богатство, так как от него подавляющему большинству населения достаются жалкие крохи. И развитие крупной промышленности - гибельно для человечества. Он опубликовал также ряд других исторических и политических сочинений. При жизни он считался более историком, чем экономистом. Но теперь они потеряли серьезное значение, тогда как вклад Сисмонди в экономическую науку остается важным и с современной точки зрения.

    Заключение

    Работы швейцарского экономиста и историка С. Сисмонди (1773-1842) сыграли заметную роль в истории экономической мысли хотя бы потому, что он первым подверг научной критике экономическую систему капитализма, выступил противником некоторых идей, высказанных представителями классической политической экономии. В отличие от последних, в политической экономии он видел не науку о богатстве и способах его увеличения, а науку о совершенствовании социального механизма в интересах человеческого счастья.

    Касаясь других аспектов экономических взглядов Сисмонди, следует отметить, что он отвергал основополагающее положение А.Смита о благотворности своекорыстного интереса и конкуренции. У Сисмонди конкуренция имеет гибельные экономические и социальные последствия: обнищание основной массы населения, экономические кризисы. Сисмонди считал, что именно наемный труд и конкуренция подрывают основу равенства в экономических системах, приводят к разрушению баланса производства и потребления, поскольку в условиях конкуренции производство увеличивается без конкретных потребителей. Ситуация усугубляется неравным распределением. По мнению Сисмонди, должна существовать граница расширения производства, которая должна соизмеряться с социальными доводами.

    Негативное последствие свободной конкуренции, по Сисмонди, заключается и в том, что она меняет тип народонаселения, приводя к перенаселению. На государство он возлагал реализацию программы социальных реформ, в частности введение социального обеспечения рабочих за счет предпринимателей, ограничения рабочего дня, установления минимума заработной платы. Это позволяет рассматривать Сисмонди как одного из первых реформаторов, идеи которого в значительной мере реализовались в двадцатом веке.

    Список используемой литературы:

      Агапова И.И. История экономических учений. – М. 2000.

      Аникин А. В. Юность науки: Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса.-М.,1999.

      Костюк П История экономических учений. – М. 2004.

      Партеньев С.А. История экономических учений. – М.2006.

      Рындина М.Н., Василевский Е.Г., История экономических учений, 2003г.

      Титова Н.Е., История экономических учений, 2001г.

    Московский Государственный Университет

    экономики статистики и информатики

    по дисциплине: Латинский язык

    на тему: Цицерон как представитель классической латыни

    Работа выполнена

    Студентом 1-го курса группы ДГЮ-102

    Волосянковым Игорем Александровичем

    Москва 2011 г.

    Введение

    Заключение

    Введение

    Латинский язык относится к индоевропейской семье языков. Название "латинский" (Lingua Latina), произошло от слова Latini - так называло себя одно из племен древней Италии, населявшее, расположенный в нижнем течении реки Тибр регион Лаций (Latium). Культурным центром этой области с VIII в. до н.э. становится город Рим - Roma, его жители называют себя "римляне" (Romani). К северо-западу от них проживают этруски. Об их взаимоотношениях с римлянами практически не сохранилось сведений, однако с высокой долей достоверности, можно утверждать, что с 616 по 509 гг. до н.э. в Риме правили этрусские цари. В течение некого периода времени Рим находился под контролем своего развитого соседа и только с 509 г. обрел независимость. Многолетнее влияние Этрусков сильно сказалось на культурном развитии всей Италии, однако особенно оно повлияло на Рим. В латинский язык, постепенно вытеснивший родственные осский и умбрский, вошло значительное число этрусских слов.

    В своей исторической ретроспективе Lingua Latina прошел ряд этапов:

    Период архаической латыни, с VI по IV вв. до н.э.;

    Золотой век - датируемый эпохой правления императора Августа и знаменующий наибольший расцвет риторического и литературного искусства. За данный период римские литераторы - Цицерон, Вергилий, Гораций, Овидий создали свои бессмертные произведения. Фонетические и морфологические нормы латинского языка, представленные в них, сохранились до сегодняшнего дня.

    Отступление от чистоты классического латинского языка вследствие влияния языков народов римских колоний, является характерной чертой периода с I по IV вв. н. э - эпохи серебряной латыни.

    Период поздней латыни, тянувшийся с IV по VIII в. н.э. - падение римской империи, великое переселение народов, христианства в Италии - эпоха значительных исторических и культурных потрясений, которые не могли не сказаться на развитии латинского языка. Согласно полулегендарным источникам, в V в. Апостол Павел основал Ватикан и объявил его официальным языком латынь, тем самым сохранив многолетнее лингвистическое наследие.

    Язык эпохи средневековья историками латинского языка характеризуется как эпоха Latinitas vulgaris (вульгарная латынь), а также как Latinitas culinaria (кухонная латынь). В Lingua Latina появляется масса новых слов и понятий, во многом нарушающих его лингвистическую целостность.

    цицерон латинский язык литературный

    Марк Туллий Цицерон, краткая биография

    Золотой век, что прямо следует из его названия, представляет этап наивысшего расцвета римской культуры и отличается целым рядом выдающихся деятелей, имена которых и по сей день известны не только узкому кругу специалистов, а каждому образованному человеку.

    Первые выступления Марка Туллия Цицерона, не только прославили его имя, но и придали латинскому языку ту лаконичность, простоту и завершенность, какой не достигало искусство оратора никогда до этого.

    Адвокат, политик, писатель, один из последних республиканцев, Цицерон вместе с тем заложил основы для всего последующего развития латинской прозы.

    В будущем видный политический лидер, Цицерон, родившийся 3 января 106 г. до н.э. в городке Арпин, происходил из сословия всадников. Благодаря столичным связям родителей, он со своими братьями Марком и Квинтом получил образование у греческих учителей. Благодаря им Цицерон познакомился с лучшими образчиками греческой литературы, драматическим и ораторским искусствами.

    Архий - известный греческий поэт, привил будущему оратору вкус к изящной литературе и поэзии. В юности Цицерон сочинял стихи, и даже был назван Плутархом превосходнейшим из римлян поэтом. Плутарх писал: "Способностью же своей легко сочинять стихи он пользовался для развлечения, и всякий раз, когда ему случалось увлечься этим занятием, он, говорят, сочинял в одну ночь до 500 стихов (500 строк гекзаметра)". Однако Марк Тулий Цицерон предпочел спокойной жизни поэта и философа, жизнь политика, предлагавшую больше возможностей для самореализации, и достиг на этом поприще выдающихся успехов.

    Славу великолепного оратора Цицерону принесло первое же публичное на судебном процессе. Однако сразу после окончания суда, Цицерон, опасаясь гнева диктатора Суллы, уезжает в Грецию, где продолжает изучать риторику, поэзию и философию. Занимаясь с лучшими мастерами слова, он оттачивает ораторское мастерство до совершенства. Красноречие было его единственным оружием, на политической арене, в то время другие политические деятели не гнушались взяток и угроз. На Родосе Цицерон дискутировал с философом Посидонием и оратором Аполлонием, брал уроки мастерства у Росция - знаменитого комического актера того времени и у гениального трагика - Эзопа.

    Слова Молона о речи, произнесенной Цицероном по-гречески, Плутарх передает так: "Тебя, Цицерон, я хвалю и удивляюсь тебе, но жалею о судьбе Эллады, воочию убеждаясь, что единственное из прекрасного, оставшегося еще у нас - образованность и красноречие - и то благодаря тебе сделалось достоянием римлян"

    Возвратившись из Эллады, Цицерон неоднократно избирается на государственные должности, активно участвует в политическом процессе. Ратует за восстановление республиканского строя, но в данном случае речь не о вкладе Марка Туллия Цицерона в юридическую науку Рима, где созданные им теоретические труды заняли важнейшее место, речь о литературном наследии, о сочинениях по риторике и философии литературы и речи.

    Первый литератор золотого века

    Современники отмечали, что Цицерон лучший мастер периодической речи во всей Элладе. И действительно, период в записях его выступлений строго сбалансирован и идеально отшлифован. В то время большинство римских ораторов стремилось к как можно более богатой лексике, особенно заметно это в записях политических выступлений - за красочными "общими словами" зачастую отсутствовало конкретное содержание, четкая политическая линия, у Цицерона же выразительность никогда не развивается в ущерб ясности и силе идеи. Чистота мысли не заменяется привычной для античных ораторов amplificatio (увеличением, т.е. раздуванием) в сторону восхваления или поругания, речь не становится invectiva (нападками).

    Цицерону доводилось выступать в процессах и совместно с другими защитниками, но роли обычно распределялись таким образом, что на его долю выпадала заключительная, наиболее красочная и эмоциональная, патетическая часть речи. Восклицания, сопровождаемые разнообразными жестами, обращения к богам, фиктивные речи, от имени аллегорических персонажей (например "родины" в первой речи против Катилины) - всем этим ораторским арсеналом Цицерон владел в совершенстве и оформлял его в ритмизованную форму. Причем Цицерон умел, и импровизировать, менять тон на протяжении одной речи, чередовать пафос с шуткой, страстность со спокойствием и простотой.

    Изящный и выверенный, литературный стиль Цицерона, удивительно гибок, способен выражать тончайшие оттенки сложных мыслей. Если литературной латыни II века свойственны значительные колебания в грамматической системе, разнородность лексики, постоянное употребление греческих и других заимствованных слов, литературный стиль Цицерона отличается четкой грамматикой, тщательно отобранной лексикой, плавным, почти музыкальным построением периода, отсутствием иноязычных слов. Фактически труды Цицерона демонстрируют собой пример классической литературной латыни золотого века.

    Заключение

    Письма и записи Цицерона не только разносторонне раскрывают личность автора, но и представляют не меньший интерес, чем другие его сочинения - они являются настоящим образцом стилистического искусства. Всего сохранилось 774 письма, но судя по всему это не более половины того, что было издано в античности, так как вся эта корреспонденция относится к последним 25 годам жизни Цицерона.

    Ни один древнеримский писатель не занимал такого почетного места в истории европейской культуры, как Цицерон. Его считают создателем образцовых художественных произведений, которые в последующем стали классикой латинской литературы. Однако ряд современников относился к нему, сдержанно в связи с его политической позицией. Но уже следующим поколением Цицерон был признан величайшим мастером римской прозы, а его имя было признано синонимом красноречия. Даже греческая критика, традиционно игнорировавшая римскую литературу, делала исключение для Цицерона, признавая его величайший литературный и ораторский талант.

    Список используемой литературы

    1. Плутарх. Сравнительные жизнеописания в двух томах, М.: Издательство "Наука", 1994. Издание второе, исправленное и дополненное.

    Теодор Моммзен - История Рима, Т-3, Огиз. 1941.

    Тронский, И.М. История античной литературы: учебник для филол. спец. ун-тов / И.М. Тронский. - Л. Учпедгиз, 1946. - 496 с.

    Алисова Т.Б., Репина Т.А., Таривердиева М.А. Введение в романскую филологию. - М.: Высшая школа, 2007. - 453 c

    М.Н. Ботвинник - Жизнеописания знаменитых греков и римлян, М., Просвещение, 1988. - 166 с

    Кризис и падение Римской республики. Москва, "Наука", 1965 - 287 с

    Федорова Е.В. Императорский Рим в лицах. М.: Издательство Московского университета, 1979. - 462 с

    Выбор редакции
    , Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

    Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

    Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...

    Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
    Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
    Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
    Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
    Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...
    Союз) значительно выросли числом в последние десятилетия. До лета 2011 года союз этот назывался Западноевропейским. Список европейских...