Правила и сроки уплаты авансов по земельному налогу. Земельный налог как рассчитать авансовый платеж Аванс по земельному налогу срок уплаты


Сроки уплаты авансовых платежей по земельному налогу необходимо знать всем собственникам земельных участков. Правильность начисления земельного налога и своевременность его оплаты позволят собственнику избежать споров с налоговиками и штрафных санкций.

Законодательство о земельном налоге

Земельный кодекс, принятый законом от 25.10.01 № 136-ФЗ, предусматривает использование земли на платной основе. Им же устанавливается разграничение земель по их назначению, праву собственности и другим параметрам. Плата за использование земли подразумевает оплату земельного налога.

Впервые земельный налог был введен законом от 29.11.04 г. № 141-ФЗ. Этот закон ввел в НК РФ главу 31, посвященную земельному налогу, который относят к местным — муниципальные или городские власти принимают правовые документы по введению этого налога на своей территории. При этом они базируются на положениях Налогового кодекса, определяя ставки налога и сроки его уплаты. При определении льгот для плательщиков налога они исходят из местной специфики.

Земельный налог должны оплачивать организации и ИП, а также обычные граждане. Основными требованиями при возникновении необходимости уплаты являются:

  • расположение земель на территории, где введен налог;
  • земли находятся в собственности, в бессрочном пользовании или пожизненном владении плательщика налога;
  • основания для приобретения земли предусмотрены законодательством РФ.

Кто является плательщиками земельного налога, узнайте .

Как рассчитать авансовый платеж по земельному налогу?

Земельные участки становятся объектом налогообложения при выполнении вышеупомянутых требований. Не облагают налогом земли, указанные в ст. 389 НК РФ. Налоговым периодом является календарный год. Организации производят расчет налога самостоятельно, для физических лиц и ИП (начиная с налога за 2015 год) расчет и предоставление уведомления для оплаты осуществляет ИФНС.

Земельный налог за год рассчитывается по формуле:

ЗОН = НБ × Ст,

НБ — налогооблагаемая база, равная кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января отчетного года;

Платить ли налог на землю, если кадастровая стоимость участка не установлена, узнайте из нашей .

Ст — ставка налога, утверждаемая муниципалитетами в местном законодательстве.

Показатель Ст не может превышать пределы, установленные Налоговым кодексом:

  1. 0,3% для земель:
  2. 1,5% для остальных категорий земель.
  • сельского хозяйства,
  • жилищного строительства,
  • дачных поселений и садоводства,
  • оборонительных нужд РФ.

Авансовый платеж равен ¼ от исчисленной за год суммы налога.

От налогообложения освобождены организации, перечисленные в ст. 395 НК РФ, и представители коренных народов Севера.

Об освобождении от уплаты земельного налога подробнее см. в статье .

В зависимости от того, находится ли участок земли в совместной или долевой собственности, определяют и налог. Для совместной собственности кадастровая стоимость участка делится поровну между всеми собственниками, для долевой — пропорционально долям.

Пример расчета налога на землю см. .

Срок уплаты авансов для организаций

Для организаций предусмотрена выплата авансовых платежей по налогу ежеквартально (п. 2 ст. 393 НК РФ). Это положение должно быть подтверждено в принятом на муниципальном уровне законе. Сроки оплаты авансов оговариваются в нем же. Но муниципальные власти могут и не вводить уплату авансовых платежей (п. 3 ст. 393 НК РФ).

Для выяснения подробностей по срокам и характеру оплаты налога и авансовых платежей нужно руководствоваться законодательными актами по месту нахождения земельного участка. На территории Москвы, например, для уплаты авансовых платежей установлен срок, не позднее последнего дня месяца, следующего за отчетным кварталом.

При несвоевременной оплате авансовых платежей начисляется только пеня. Штрафы начисляют лишь при несвоевременной оплате налога по окончании года. По авансовым платежам штрафы не начисляют.

Окончательный срок оплаты налога тоже устанавливают местные власти. При этом он не может быть установлен ранее крайнего срока сдачи декларации, т. е. ранее 1 февраля следующего за отчетным года. Оплату налога организации осуществляют в ИФНС, в ведении которой находится этот участок земли.

Образец платежного поручения на уплату земельного налога можно скачать в нашем .

Авансы для ИП и физических лиц

Для ИП и физических лиц предусмотрена оплата земельного налога после получения соответствующей квитанции (уведомления) от ИФНС. Для них авансовые платежи отсутствуют.

В этой статье мы пошагово рассказываем .

Для ИП обязанность оплаты земельного налога существует независимо от того, какой вид налогообложения он использует. Уплатить налог физлицам и ИП за 2016 год нужно в 2017-м до 1 декабря. В случае переоценки кадастровой стоимости участка налогоплательщик может обратиться в ИФНС с заявлением о пересмотре величины земельного налога.

Об исчислении налога на землю ИП см. в статье .

Физические лица определенных категорий (ст. 391 НК РФ) имеют льготу в размере 10 000 руб., которая уменьшает налоговую базу.

Величину налога к уплате можно рассчитать на сайте ФНС. Подробности см. в материале .

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! С 2015 года физические лица обязаны сообщать ИФНС о появившихся у них объектах налогообложения (недвижимость, автомобиль, земельный участок).

Форму сообщения можно скачать .

Порядок оплаты авансов

В тех муниципальных образованиях, где приняты законы об авансовых платежах по земельному налогу, определены и сроки их выплаты организациями. Авансовые платежи по налогу рассчитывают по окончании каждого квартала.. В конце налогового периода определяют оставшуюся неуплаченной величину налога и производят оплату. До окончания года установить, переплачен ли налог, организация не может.

При смене владельца земельного участка приобретение права на него наступает в момент перерегистрации на нового владельца. Это право появляется только при внесении записи в Единый госреестр прав на недвижимое имущество (ЕГРП). Уплата земельного налога зависит от даты перехода права собственности: если до 15-го числа, то налог платит покупатель, если после 15-го числа, то оплату налога осуществляет продавец.

Налогоплательщики должны получать сведения о пересмотре кадастровой стоимости земли от территориального органа Росреестра (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии).

О том, что нужно делать при изменении стоимости участка, см. в статье .

Итоги

Сроки уплаты авансовых платежей по налогу на землю для организаций устанавливают органы местного самоуправления. Налог оплачивается вне зависимости от применяемой системы налогообложения.

ИП и физлица перечисляют налог до 1 декабря года, следующего за отчетным. Авансовые платежи для данных категорий налогоплательщиков не предусмотрены. Расчет налога осуществляет ФНС.

Использование земель в РФ регулирует Земельный кодекс, разграничивая их по различным критериям, например, по назначению. Плата за пользование этим природным ресурсом и является земельным налогом, относящимся к местным и пополняющим бюджет регионов. Поэтому решения по его введению принимают властные структуры субъектов РФ. Устанавливая ставки налога и сроки уплаты, они руководствуются гл. 31 НК РФ.

Земельный налог: уплата авансовых платежей

Налог платят компании, предприниматели и граждане, если пользуются землей, приобретают ее либо владеют на тех территориях, где он действует. Компании исчисляют налог сами, для частных лиц и предпринимателей расчет и пересылку уведомлений с суммой к уплате взяли на себя ИФНС.

Ставки налога зависят от назначения земель. К примеру, по ставке 0,3%, исчисляют налог и авансовые платежи по земельному налогу для угодий сельхозназначения , ЖС, садоводческих товариществ и нужд обороны страны. Для других категорий участков применяется ставка до 1,5%, являющаяся максимальной. Однако местными документами, принятыми властями регионов, она может быть снижена.

Законодательством РФ для предприятий предусмотрено дробление на авансовые платежи по земельному налогу, уплачиваемые поквартально. Обычно подобное условие подтверждается региональными законами. В них же утверждаются и сроки оплаты. Регионы вправе не вводить авансовые платежи, поэтому, выясняя характер и срок оплаты авансовых платежей по земельному налогу, руководствуются территориальными нормами.

Как рассчитать авансовый платеж по земельному налогу

Налоговый период – год. Базой выступает цена участка земли по кадастру , установленная на 1 января года, за который исчисляется и уплачивается налог. Справиться о кадастровой стоимости можно в органе Росреестра.

Годовая сумма налога исчисляется по формуле:

  • ∑ нг = С к Х С н, где С к – стоимость участка по кадастру, С н – ставка налога.

При приобретении или продаже земельного участка среди года налога вычисляется, исходя из числа полных месяцев владения в году.

  • ∑ нг = С к Х С н / 12 Х К пм, где 12 – месяцы, К пм – число полных месяцев владения.

На основе указанных формул рассчитывают авансовые платежи по налогу на землю. Если авансы предусмотрены местными законами, то начисляться и уплачиваться они должны по окончании 1-го, 2-го и 3-го кварталов. Формула расчета такова:

  • А зн = С к Х С н Х ¼, где А зн – тот самый, необходимый для уплаты, аванс.

Расчет авансовых платежей по земельному налогу в неполном году

Авансовые платежи на участки, приобретенные или проданные на протяжении года, рассчитываются с учетом числа полных месяцев владения ресурсом. Полным в этом случае считают месяц, если право владения оформлено до 15-го числа включительно, регистрация объекта после 15-го числа исключает этот месяц из расчета аванса. Так, если регистрация права на владение участком произошла 20 октября, то в 4-м квартале число полных месяцев для расчета налога составит 2.

Теми же правилами руководствуются при прекращении прав собственности на землю: полный месяц составит регистрация этого действия до 15-го числа. К примеру, при реализации участка 15 октября, число полных месяцев владения составит равно 10, а 16-го октября – 9.

Сумма аванса за неполный год исчисляется по формуле:

  • А нг = (С к Х С н / 4) Х (К пм / 3), где А нг – это аванс за неполный год.

Сроки уплаты авансовых платежей по земельному налогу предприятиями

Оплата авансовых платежей по земельному налогу компаниями осуществляется на основе региональных законодательных актов. Именно муниципальными законами устанавливается срок оплаты авансовых платежей по земельному налогу. С определенной долей уверенности можно ориентироваться лишь по срокам уплаты налога за год, поскольку властные структуры регионов следуют требованию федерального закона устанавливать срок уплаты налога за год не ранее срока представления декларации по земельному налогу, т. е. 1 февраля.

Итак, авансовые платежи по земельному налогу, сроки уплаты которых зависят от региональных законов, производятся в разных регионах в разные сроки. Например, московские компании обязаны уплатить земельный налог за 2016 год до 01.02.2017, а авансы перечислить до конца месяца, наступающего за отчетным кварталом.

Дата публикации: 14.06.2013 11:08 (архив)

В Российской Федерации установлены три вида налогов: федеральные, региональные и местные (ст.12 Налогового кодекса Российской Федерации).

Земельный налог является местным (ст.15 НК РФ). Устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами о налоге представительных органов городских и сельских поселений, городских округов. Обязателен к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов (ст. 12 и 387 НК РФ).

Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (ст.388 НК РФ).

Устанавливая земельный налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера необлагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Налоговые ставки устанавливаются в пределах определенных Налоговым Кодексом – 0,3 и 1,5 % (ст. 394 НК РФ).

1. 0,3 % - в отношении земельных участков:

Отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;

Занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

Приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

Ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

2. 1,5 % - в отношении прочих земельных участков.

В тоже время представительным органам муниципальных образований дано право устанавливать дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

На территории Смоленской области 325 муниципальных образований, которые довольно активно воспользовались своим правом устанавливать дифференцированные налоговые ставки по земельному налогу. В настоящее время количество ставок в различных муниципальных образованиях колеблется от 5 до 182.

Диапазон установленных дифференцированных налоговых ставок также довольно обширен. Например, по категории «земли промышленности» диапазон установленных налоговых ставок составляет от максимальной в 1,5% до 0,00164%.

Для сравнения в других областях ЦФО диапазон установленных дифференцированных налоговых ставок гораздо меньше. Например, в Брянской области он составляет от 1,3% до 1,5%, в Тверской от 1,1% до 1,5%, в Ярославской - от 1 % до 1,5 %.

Земельный налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, установленные нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (ст.397 НК РФ).

При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков - организаций и индивидуальных предпринимателей не может быть установлен ранее 1 февраля года, следующего за истекшим, а авансовых платежей ранее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом (до 1 мая, до 1 августа, до 1 ноября).

Для налогоплательщиков - физических лиц срок уплаты земельного налога не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим.

Но так было не всегда. Раньше физические лица уплачивали налог и авансовые платежи по налогу тремя равными долями в разные сроки. Авансовые платежи уплачивались за текущий год 15 сентября и 15 ноября, а сумма налога в следующем 15 февраля.

Такой порядок уплаты земельного налога физическими лицами затруднял администрирование, бюджет нес дополнительные расходы на отправку налоговых уведомлений: одно - на уплату авансов, второе – налога. У налогоплательщиков, только что оплативших земельный налог, возникало непонимание, почему пришла еще одна квитанция.

Все эти проблемы были решены Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 229-ФЗ, внесшим изменения в 31 главу Налогового Кодекса "Земельный налог", касающиеся установления конкретных сроков уплаты земельного налога.

В соответствии с ним с 2011 года для физических лиц отменены авансовые платежи, тем самым установлен единый срок уплаты налога, перенесенный на 1 ноября года, следующего за истекшим.

При исчислении земельного налога ряд категорий налогоплательщиков - физических лиц пользуется льготами, установленными Законодательством Российской Федерации, предоставляющими им преимущества в налогообложении.

Так, пунктом 5 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации для определенных категорий налогоплательщиков налоговая база по земельному налогу уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования:

1) Героев Советского Союза, Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;

2) инвалидов, имеющих I группу инвалидности, а также лиц, имеющих II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года;

3) инвалидов с детства;

4) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;

5) лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне";

6) лица, принимавшие в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

7) лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.

Не стоит забывать о том, что земельный налог – это местный налог, следовательно, право устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения предоставлено органам местного самоуправления.

Виды льгот разнообразны: установление необлагаемой налогом суммы, уменьшение суммы налога или полное освобождение от уплаты налога.

Налоговые органы обеспечивают прием и обработку сведений об установленных льготах по каждому муниципальному образованию и используют их при исчислении земельного налога физическим лицам.

В Смоленской области в 2012 году воспользовались своим правом на льготы по земельному налогу более 16 тысяч человек, в том числе 8 535 плательщикам предоставлены льготы, установленные федеральным законодательством, 7 757 плательщикам – льготы, установленные органами местного самоуправления.

Общая сумма предоставленных льгот составила 6,4 миллиона рублей (сумма льгот, установленных федеральным законодательством, составила 240 тысяч рублей, установленных органами местного самоуправления – 6,2 миллиона рублей).

Необходимо иметь в виду: порядок предоставления льгот носит заявительный характер. Это означает, что налогоплательщики, имеющие право на льготы, самостоятельно представляют в налоговые органы подтверждающие документы.

Для получения льготы по земельному налогу соответствующее заявление и документы следует подавать в налоговый орган по месту нахождения земельного участка.

Каждый налогоплательщик может узнать подробную информацию об установленных налоговых ставках, сроках уплаты, налоговых льготах, наличии прав на льготы, предоставляемые Федеральным законодательством и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, обратившись в налоговую инспекцию, ТОРМ или на Интернет-сайт Управления - раздел «Электронные услуги» в информационном ресурсе « ».

Сроки уплаты земельного налога для налогоплательщиков-физлиц устанавливаются в законодательных актах субъектов РФ, но не позже 1 декабря года, следующего за отчетным. Что касается сроков уплаты земельного налога для юрлиц, то они не могут начинаться ранее граничного срока для сдачи декларации — 1 февраля. Подробнее о порядке и сроках уплаты налога читайте в нашей статье.

Порядок оплаты земельного налога для юрлиц

Общий порядок и сроки уплаты земельного налога определены в ст. 396-397 НК РФ. В сравнении с 2017 годом для 2018 года изменений в них нет.

Конкретные сроки для оплаты авансовых платежей (если имеет место решение об их уплате) и самого земельного налога устанавливаются представительными муниципальными органами путем принятия соответствующих нормативных актов. Например, в Москве это последний день месяца, следующий за отчетным кварталом (п. 2 ст. 3 закона г. Москвы «О земельном налоге» от 24.11.2004 № 74).

Налогоплательщики-юрлица самостоятельно исчисляют суммы авансовых платежей и налога исходя из принятых в регионе ставок и правил. Муниципальные органы управления вправе утверждать налоговые ставки для отдельных категорий земельных участков, не нарушая при этом предельных значений, установленных в ст. 394 НК РФ.

См. «Ставка земельного налога в 2017-2018 годах» .

Об ожидаемых изменениях в ставках земельного налога читайте в материале «[ПРОЕКТ] Новая шкала ставок земельного налога» .

Также местные власти могут устанавливать обязанность для налогоплательщиков-организаций уплачивать налог в виде авансовых платежей. Если она будет определена, то юрлица должны ежеквартально платить ¼ от суммы, равной произведению установленной в регионе ставки, умноженной на кадастровую стоимость земли.

Налог по итогам года уплачивается как оставшаяся неуплаченной сумма налога (т. е. за вычетом авансов). Она должна быть внесена в местный бюджет в установленный в регионе срок.

Пример расчета налога на землю см. в материале «Как рассчитать земельный налог в 2018 году (пример)?» .

Об алгоритмах расчета налога при изменении кадастровой стоимости читайте в материале «Расчет земельного налога при изменении кадастровой стоимости» .

Как оплатить земельный налог

Уплата земельного налога в 2017-2018 годахфизлицами может быть проведена различными способами:

  • через банк или через платежный терминал — по штрих-коду или индексу документа, указанного в налоговом уведомлении;
  • онлайн — через сервис по перечислению налогов на сайте ФНС;
  • с мобильного телефона или из электронного кошелька;
  • в онлайн-режиме через сервисы oplatagosuslug.ru или муниципальный сервис «Заплати налоги»;
  • при помощи интернет-банкинга, подключенного обслуживающим личный счет физлица банком;
  • иным лицом за налогоплательщика.

Юридические лица могут перечислить деньги через банк посредством платежного поручения или за них могут уплатить налог иные лица.

Порядок заполнения платежного поручения и пример его оформления для уплаты земельного налога в Москве см. .

Когда уплачивается земельный налог

Сроки оплаты земельного налога по итогам года для юрлиц — с 1 февраля года, следующего за отчетным, до даты, установленной местными актами.

Срок перечисления авансовых платежей устанавливается нормативными актами субъектов РФ. Например, в Москве они уплачиваются до конца месяца, который следует за отчетным кварталом. Так, авансовый платеж по земельному налогу в 2018 году в Москве уплачивается юридическими лицами:

  • 30.04.2018 — за 1-й квартал;
  • 31.07.2018 — за 2-й квартал;
  • 31.10.2018 — за 3-й квартал.

Срок уплаты налога для физлиц был установлен до 1 декабря года, следующего за отчетным. Например, за 2017 год налог на землю нужно уплатить не позднее 01.12.2018, а за 2018-й — не позднее 03.12.2019 (учетом переноса срока 01.12.2018 (суббота) на ближайший рабочий день).

Аналогичный порядок и срок уплаты действует и для ИП.

Как заплатить земельный налог физическим лицам

С 2015 года для физлиц и ИП действует единый порядок уплаты земельного налога (п. 4 ст. 397 НК РФ). Они уплачивают налоги на основании полученных из ИФНС уведомлений. При этом фискальный орган не может прислать уведомление за срок, превысивший 3 налоговых периода.

В случае неполучения уведомления в срок граждане, владеющие землей, должны подать соответствующие сведения о находящемся в их собственности (постоянном пользовании) земельном участке в территориальную ИФНС. Эта обязанность для налогоплательщиков установлена в п. 2.1 ст. 23 Налогового кодекса. Передавать такую информацию следует по специально разработанной форме, скачать которую можно .

Контроль за уплатой земельного налога осуществляет ИФНС по месту нахождения земельного участка. Если участок расположен на территории нескольких ИФНС, то обязанность осуществлять контроль за начислением и уплатой земельного налога ложится на каждую из них.

Если земельный участок был получен физлицом по наследству, то налог начисляется со дня вступления в наследство. За участки, выделенные под застройку, на протяжении первых 3 лет при расчете земельного налога используется повышающий коэффициент 2. Он применяется до сдачи построенного жилищного объекта в эксплуатацию, а затем излишне уплаченные суммы земельного налога (поскольку по факту получения прав собственности на объект недвижимости до истечения 3-летнего срока должен начать применяться коэффициент 1) возвращаются налогоплательщику.

Подробности см. в материале «Коэффициент земельного налога в 2017 году» .

Если земельный участок перешел в собственность налогоплательщика до 15-го числа, то для расчета налога этот неполный месяц учитывается как полный. А если после 15-го числа — то налог начинает начисляться со следующего месяца. Аналогичные правила действуют при выбытии участка из собственности: если это событие произошло до 15-го числа месяца, то данный месяц при расчете налога не учитывается, а если после 15-го — месяц в расчете участвует.

Итоги

Порядок и сроки уплаты налога на землю устанавливаются местными законодателями. При этом местные законы не могут противоречить Налоговому кодексу. Организации рассчитывают величину налога самостоятельно. Уплата налога осуществляется ими ежеквартально и по итогам года, но не ранее 1 февраля года, идущего за отчетным, если иные сроки не установлены на уровне региона.

Физлица и ИП получают налоговое уведомление от ФНС и уплачивают налог по итогам года не позднее 1 декабря года, следующего за отчетным.

Сроки уплаты авансовых платежей по земельному налогу установлены законодательно и обязательны для исполнения налогоплательщиками. В материале пойдет речь о сути данного налога, о его ставках и о назначенных временных рамках внесения таких платежей в бюджет для разных субъектов.

За пользование землей в РФ предусмотрена плата. Данное положение содержится в Земельном кодексе РФ (установлен законом от 25.10.2001 № 136-ФЗ). Этот же документ определяет, на каких принципах проводится разграничение земель по различным параметрам (назначение, форма собственности и проч.).

Если земельный участок передан в собственность пользователю, то такое лицо должно платить земельный налог. Начал налог действовать с 2005 года, после введения Законом от 29.11.2004 № 141-ФЗ соответствующей главы в налоговый кодекс. Согласно нормам законодательства данный налог относится к местным платежам в бюджет. То есть НК РФ указывает рамки ставок (минимум и максимум), в пределах которых местные власти могут варьировать величину, а также предопределяет сроки внесения налога, которые также могут регулироваться на местах.

Регионы или муниципалитеты должны принимать соответствующие законодательные акты. Льготирование тоже относится к их ведению, и преференции сильно зависят от особенностей региона.

Специфика земельного налога в том, что его обязаны вносить в бюджет не только юрлица и индивидуальные предприниматели, но и рядовые жители РФ, если они удовлетворяют следующим условиям:

  • данные лица владеют земельными участками на праве собственности, земля им передана в бессрочное пользование или пожизненное владение;
  • земельные участки расположены на территории действия данного налога;
  • земельные участки приобретены на законном основании.

Какие ставки земельного налога действуют на территории РФ?

Для земельного налога НК РФ определил налоговый период - это календарный год. За налоговую базу при этом принимается кадастровая стоимость земли. Она подлежит пересмотру один раз в 5 лет.

Компании должны вести подсчет размера налога сами. Физлицам и индивидуальным предпринимателям в этом деле помогает ФНС. Инспекции на местах, имея на руках кадастровую базу, рассчитывают налог и отправляют налогоплательщику уведомление с указанием суммы к уплате в бюджет. Такой порядок извещения о налоговых обязательствах принят с 2015 года.

Ст. 34 НК РФ определены верхние пределы ставок для земельного налога. Местные власти могут принять их за основу, могут снизить, но увеличивать не вправе. Таких пределов установлено два - 0,3% и 1,5%.

Ставки в размере 0,3% применимы к следующим категориям земельных участков:

  • сельхозназначения;
  • для строительства жилья;
  • для создания участков под дачи и сады;
  • для нужд оборонного комплекса РФ.

Ставки в размере 1,5% применяются для всех оставшихся категорий земель.

Есть и лица, которым земельный налог можно не платить. Перечень таких лиц приведен в ст. 395 НК РФ. В их число, в частности, входят представители народов Севера РФ.

На размер налога, кроме кадастровой стоимости участка, оказывает влияние один существенный фактор: долевая ли здесь собственность или совместная. Если земля оформлена в долевую собственность, то кадастровая стоимость для расчета налога определяется в прямой пропорции к величинам долей, если в совместную - распределяется между всеми собственниками поровну.

Земельный налог — сроки уплаты авансовых платежей в 2016 году для юрлиц

Авансовые платежи по данному виду налога производят исключительно юрлица, которые должны вносить в бюджет соответствующие средства каждый квартал. На этот счет есть норма, содержащаяся в п. 2 ст. 393 НК РФ. Конкретные сроки уплаты авансов, как и общий порядок таких перечислений должны быть оговорены в отдельном законодательном акте местных властей.

Полномочия местных властей таковы, что согласно п. 3 этой же статьи они даже могут отказаться от предварительных платежей.

Нарушение сроков внесения авансов штрафом не карается; производится начисление только пеней за каждый день просрочки платежа. Штрафные санкции предусмотрены лишь за то, что налог не уплачен или не вовремя уплачен по истечении года.

Земельный налог по окончании года начисляется исходя из размера кадастровой стоимости участка. Расчет платежа несложен, его можно представить в виде следующей формулы:

Сзн = СТн × Кст / 100,

Сзн - сумма земельного налога;

СТн - процентная ставка налога;

Кст - сумма кадастровой оценки данного участка.

Срок уплаты авансов, как и крайний срок внесения налога за год, устанавливается местными законодательными органами. При этом им надо соблюсти одно важное условие: окончательная дата внесения налога не может быть раньше, чем сдана соответствующая налоговая декларация. Иначе говоря, раньше 1 февраля конечный срок не может быть установлен.

Реквизиты платежа устанавливает налоговая инспекция, которая курирует территорию, включающую данный участок земли.

Должны ли платить авансы физические лица?

Физические лица осуществляют внесение земельного налога в бюджет лишь после того, как получат уведомление от налоговой инспекции. Как уже было сказано выше, налоговики перед этим в соответствующей программе делают расчет годового платежа.

Авансы платить физлицам, в число которых входят и индивидуальные предприниматели, не надо. Примечательно, что режим налогообложения, который предпочитает использовать ИП, влияния на величину суммы налога не оказывает.

Крайний срок уплаты налога для простых граждан и предпринимателей - до 1 декабря года, который следует за базовым. Так, за 2015 год надо будет заплатить до 1 декабря года нынешнего - 2016-го.

В настоящее время повсеместно вводится кадастровая оценка, что в большинстве случаев приводит к увеличению стоимости участка и, соответственно, к повышению налоговой нагрузки. Граждане в этой связи инициируют судебные процессы с целью урегулирования споров.

Если стоимость изменилась в течение года, следует внести изменения в налоговую базу, представив налоговикам подтверждающие документы. Сумма налога в таком случае должна измениться.

ВАЖНО! Начиная с 2015 года обязанность по уведомлению налогового органа об изменении в составе недвижимости и земельных участков перешла к налогоплательщикам. При обнаружении объекта, о котором не было заявлено ранее, налоговая инспекция может счесть данный факт нарушением и доначислить сумму налога за все предыдущие годы.

Как начисляются авансовые платежи?

Если регион РФ устанавливает обязательство по уплате авансов, то он же должен установить и сроки их внесения в бюджет. Расчет аванса делается просто: сначала определяют общую сумму налога, а затем делят ее на 4 (на число кварталов в году). Как только заканчивается очередной квартальный отрезок, производится оплата аванса.

По окончании года производится окончательный расчет и делается (или не делается) доплата.

Особенности пересчета налога при смене собственника

Если происходит смена собственника, то право на земельный участок у нового владельца возникает только после внесения записи в Единый госреестр прав на недвижимое имущество (ЕГРП). С этой даты бывший владелец перестает быть обязанным платить земельный налог за данный участок, а новый - становится налогоплательщиком в отношении данного объекта.

Кадастровой оценкой участков ведает территориальный орган Росреестра. Он же должен извещать собственников о колебаниях стоимости их участков. Однако механизм такого оповещения не отработан, и налогоплательщик чаще всего узнает об изменениях лишь по истечении года, когда получает уведомление из ИФНС. Поэтому настоятельно рекомендуем иногда интересоваться на сайте Росреестра, насколько больше стал стоить принадлежащий вашей компании или вам лично участок.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...