Особенности финансирования социальных расходов из государственных внебюджетных фондов. Анализ расходов бюджетной системы на социальные нужды и разработка фактических мероприятий по их рационализации Бюджета по финансированию расходов на


Экономическая сущность расходов на социальные нужды заключается в том, что через финансирование социально-культурных мероприятий государство развивает систему образования, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, ЖКХ, торговлю и общественное питание, бытовое обслуживание населения.

Расходы на социальные цели

Финансируются государством по конкретным мероприятиям и по видам затрат по каждому из бюджетных учреждений. Объем финансирования составляется на основе сметы, которая составляется бюджетным учреждением, а также из расчетов размеров выдаваемых ассигнований. В основу расчетов закладывается показатели (количество групп, классов, койко-место), которые служат расчетными величинами и на основе которых устанавливается норма денежного расхода.

Ассигнования осуществляются в виде расходов:

a) Социально-культурные мероприятия

Они являются финансовой гарантией конституционных прав граждан на минимальный размер социально-культурных и жилищно-комунальных услуг.

При бюджетном финансировании применяются следующие виды денежных норм:

a) Нормы, основанные на натуральных показателях использования материальных ценностей

b) Нормы, построенные на основании размеров индивидуальных выплат (стипендии)

c) Нормы, построенные на обобщающих статистических показателях расходов средств в прошлые годы с учетом бюджетных возможностей (пенсии в случае потери кормильца)

Расходы на социальные мероприятия частично финансируются из бюджета постпредствам государственных дотаций. Такая форма предоставления средств применяется для тех учреждений, услуги, которые являются платными, однако собственных ресурсов недостаточно для расширения своей деятельности. Дотации через бюджетную систему поступают на предприятия, при условии, что цены за их продукцию и услуги будут ниже себестоимости.

Расходы на военные нужды

Общий уровень и размер данных расходов зависит от рода внешних и внутренних факторов:

a) Международная обстановка

b) Протяженность границ

c) Размер территории страны

d) Экономическая возможность государства

Все военные расходы подразделяются на прямые – затраты, связанные непосредственно с подготовкой и ведением военных действий, а косвенные связаны с гонкой вооружений и наращиванием военного потенциала. Объем государственных расходов на оборону зависит прежде всего от степени реальной угрозы военного нападения.

Расходы на экономические цели

Выделяют расходы направленные на:

1. Стимулирование научного прогресса

2. Финансирование производственной и социальной инфраструктуры.

Помогает повышению конкурентоспособности национального хозяйства в целом.

3. Охрана и воспроизводство природных ресурсов

4. Поддержка и стимулирование предпринимательской деятельности на данной территории (поддержка для малого бизнеса, льготное кредитование, налоговые каникулы)

5. Субсидии из федерального бюджета местным бюджетом

(Н: бюджетные кредиты). Предоставляются частным фирмам и местным органам власти для инвестиционных целей.

В отличии от бюджетного финансирования бюджетные кредиты выдаются на условиях возвратности и платности, но по % значительно ниже, чем в банках.

Расходы на внешнеэкономическую и внешнеполитическую деятельность

Средства направляются на:

1. Расширение внешней торговли

2. Борьбу за сферы влияния

3. Защиту интересов национальных фирм за рубежом

Финансирование международной безопасности:

1. Предоставление финансовой помощи другим государствам в виде кредитов, поставок военной техники

2. Затраты на оказание гуманитарной помощи

Расходы на управление

Обусловлены на выполнение государством хозяйственно-организационной функции и включает расходы на содержание:

1. Законодательных и исполнительных органов власти

2. Министерств, ведомств

3. Представительные и исполнительные органы местного самоуправления

4. Органы защиты правопорядка

В расходы входит: з\п, командировки, содержание зданий.

Государственные расходы обеспечивают такие сферы деятельности, как экономическую, военную и социальную. Основные расходы местных бюджетов приходятся на финансирование муниципального строительства, затрат на образование, медицинское обслуживание, общественный транспорт.

Государственные расходы бывают двух видов:

  • капитальные — средства, направленные на расширение капитала;
  • текущие — обеспечивают функционирование уже существующих предприятий.

Основным методом осуществления расходов государства является финансирование. Ключевым принципом государственного финансирования является обеспечение денежными средств безвозвратно, и именно это отличает его от кредитования.

Виды государственных расходов

В экономической сфере расходы подразделяются на производительные и непроизводительные. Производительными считаются такие расходы, которые увеличивают или укрепляют достояние государства. Непроизводительными принято считать расходы, которые не дают заметных результатов, но при этом не являются бесполезными.

По структуре расходы государства делятся на чрезвычайные и обыкновенные. Чрезвычайными являются ситуации, когда финансирование носит спонтанный характер и крайне необходимо в конкретной ситуации. Обыкновенные расходы обусловлены постоянством, это те потребности, которые оплачиваются по плану ежегодно.

Рассматривая текущий и капитальный виды, стоит разобраться, куда именно расходуются средства.

Текущее расходование средств

Текущий вид подразумевает обеспечение необходимыми финансами бюджетные организации, расходы при этом направлены на содержание органов государственной власти, затраты на науку, оборону, предоставление коммунальных услуг жителям и т.д.

Капитальное расходование средств

Капитальные расходы предполагают финансирование строительства в введение в эксплуатацию новых объектов, а также реконструкцию и расширение сущесвующих. По назначению государственные расходы распределяются на следующие группы:

  • затраты на социальные цели;
  • внешнеэкономические затраты;
  • экономическое финансирование;
  • расходы на перевооружение и укрепление обороны;
  • расходы на управление.

Принципы финансирования

В РФ действуют несколько принципов, по которым государство осуществляет расходы:

  • плановость — все расходы должны соответствовать государственной программе, быть в соответствующем плане;
  • целевая направленность — все выделенные ресурсы направлены на получение определенных результатов;
  • законодательство — финансирование осуществляется согласно закону, их направленность связана со статьями о защите прав гражданина, а также интересов организаций;
  • соблюдение норм — все расходы распределяются согласно соблюдению всех экологических, санитарных и иных норм.

Нормирование расходов

Нормами расходования считаются единые измерения расходных ресурсов на конкретное предприятие. Существуют несколько нормированных видов:

  • обязательные нормы — связаны с затратами на заработные платы, обслуживание командировок, питание и т.д.;
  • расчетные нормы — все затраты, связанные с приобретением услуг;
  • материальные нормы — подобные затраты связаны, например, с единицей затрат средств на питание одного осужденного;
  • денежные нормы — нормы, имеющие выражение как стоимость натуральных затрат;
  • индивидуальные — нормы, где предусматриваются затраты лишь на одну цель, например, медикаменты на одного конкретного больного.

ФИНАНСОВАЯ, НАЛОГОВАЯ И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА

О.И. МОКРЕЦОВА

Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счетной палаты Российской Федерации,

г. Москва

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ РАСХОДОВ

В процессе экономического реформирования в России масштабы социальных расходов государства постоянно являлись предметом дебатов и специалистов, и политиков, однако до настоящего времени так и не было выработано сколько-нибудь конструктивного определения социальных обязательств федерального уровня, которые финансируются из бюджета расширенного правительства, включая федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Единственный вопрос, по которому в истекшие годы удалось достичь консенсуса, связан с финансированием социальных обязательств, устанавливаемых региональным законодательством и работодателями1. Очевидно, что все эти обязательства могут быть реализованы только при соблюдении двух условий. Во-первых, их финансирование должно осуществляться за счет ресурсов установившего их юридического лица (например, региональных бюджетов или прибыли предприятия). Во-вторых, эти структуры безусловно и в первую очередь должны выполнять имеющиеся у них обязательства по социальным платежам федерального уровня.

Таким образом, основное отличие социальных обязательств, устанавливаемых федеральным законодательством, от всех прочих социальных обязательств заключается в том, что расходы по ним вплоть до очередного изменения федерального законодательства могут рассматриваться как условно-постоянные.

Социальные расходы - это система расходов бюджетов всех уровней бюд-

жетной системы Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов на финансирование образования, культуры и искусства, средств массовой информации, здравоохранения и физической культуры, социальной защиты населения и жилищно-коммунального хозяйства, осуществляемое в целях реализации конституционных прав граждан. Социальные расходы в основной массе ложатся на плечи государства. Они выступают составной частью государственных (муниципальных) финансов и государственных (муниципальных) расходов.

Осуществляя расходы, государство реализует свои функциональные обязанности - удовлетворяет общественные потребности. Если бюджетные доходы являются средством для достижения цели государственного финансового хозяйства, то бюджетные расходы - стоимостной оценкой произведенных общественных благ (государственных услуг), основной целью и мотивом рационального государственного финансового хозяйства.

Государственное финансовое хозяйство функционирует как хозяйство, которое формирует свои доходы и осуществляет за счет них расходы, и всем этим процессам имманентен государственный финансовый конт-роль2. «Государственные доходы и расходы иначе называются государственные финан-сы»3. Государственное хозяйство призвано производить общественные (коллективные) блага (государственные услуги), а совокупная оценка этих благ и потребностей определяет государственные доходы и расходы4.

Известный русский финансист А.И. Бу-ковецкий писал, что в государственном финансовом хозяйстве «не доходы, а расходы имеют решающее значение. Частное хо-

© О.И. Мокрецова, 2007

О.И. МОКРЕЦОВА

зяйство не может истратить больше, чем у него будет доходов. Финансовое хозяйство в случае необходимости может увеличить свои доходы путем изъятия необходимых средств у частных хозяйств»5.

Таким образом, в государственном финансовом хозяйстве государственные (бюджетные) расходы имеют первостепенное значение.

Экономическое содержание государственных расходов подробно раскрыто в трудах Л. Косса, который определял их как расходы, совершаемые компетентными властями для удовлетворения потребностей государства. Он писал: «В отношении экономических результатов государственные расходы делятся на производительные и непроизводительные. Производительные - это те расходы, которые или увеличивают имущественное достояние государства, или укрепляют экономические основы частного хозяйства. Непроизводительные расходы - те, которые не дают ни одного из этих результатов, но не являются бесполезными. Существуют нравственные блага, которые рано или поздно превращаются в блага хозяйственные, и некоторые войны укрепляют энергию народа лучше, чем любой промышленный прогресс»6.

Идеологи неоконсервативной волны рассматривают, например, социальные расходы исключительно как систему бесполезных расходов, имеющих благотворительную природу. Считая, что надо следовать принципу экономической целесообразности, они требуют максимально возможного сокращения «непроизводительных» расходов бюджета. Однако выводы Л. Косса имеют большое значение для разработки эффективной бюджетной политики в современной России, они опровергают тезис о том, что «в основной массе государственные расходы являются непроизводительными, поскольку они являются долей национального дохода, выбывающего из производственного процесса»7.

Целесообразность расходов государственного бюджета требует логического обоснования. И в этом случае находят применение различные теории и подходы, из которых наиболее часто используемыми являются «эффект Веблена» и «оптимум Парето».

По определению одного из основоположников институционализма Т. Веблена,

«институты - результат процессов, происходивших в прошлом, они приспособлены к обстоятельствам прошлого и, следовательно, не находятся в полном согласии с требованиями настоящего времени»8. В теории «праздного класса» автор указывает, что финансовые слои имеют известную заинтересованность в направлении развития финансовых институтов по тому пути, который отвечает интересам исключительно представителей «праздного класса». «Эффект Веблена» указывает на субъективную природу государственных расходов, возникающих при функционировании институтов, или бюрократической зоны, преследующей денежные интересы прежде всего высших слоев населения.

Концепция «оптимума Парето» позволяет принять решения по максимизации прибыли, а соответственно, и полезности, если теоретическая аргументация оптимальной комбинации потребления базируется на таких предпосылках, как только личная оценка собственного благосостояния; определение общественного благосостояния через благосостояние отдельных людей; несопоставимость благосостояния отдельных людей. Экономистами «оптимум Парето» определяется как положение, в котором невозможно улучшить чье-либо благосостояние путем трансформации товаров и услуг в процессе производства или обмена без ущерба для благосостояния какого-либо индивида. Изменение, которое дает выгоду одним людям, но приносит ущерб другим, в этом случае может быть сочтено приростом общего благосостояния, если выигравшие могут компенсировать ущерб проигравшим так, что последние добровольно примут это изменение; после того, как сделаны компенсационные денежные выплаты, выигравшим становится лучше, а проигравшим не становится хуже.

Согласно «оптимуму Парето», требуется объективная оценка эффективности государственных расходов, возникающих в ходе достижения договоренности между государством как лицом, убеждающим передать ему средства налогоплательщиков на финансирование необходимых им расходов, и самими налогоплательщиками, принимающими решение передать часть своих средств

Известия ИГЭА. 2007. № 3 (53)

ФИНАНСОВАЯ, НАЛОГОВАЯ И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА

государству либо осуществить расходы самостоятельно или через альтернативные, т.е. негосударственные, финансовые институты.

В трудах современных экономистов бюджетные расходы рассматриваются как «денежные средства, предусмотренные в бюджете соответствующего уровня для финансирования задач и функций органов государственной власти и местного самоуправления»9.

Бюджет каждого территориального уровня как инструмент реализации финансовой политики государства служит для распределения и перераспределения финансовых ресурсов на некоторой территории, посредством чего происходит финансовое обеспечение публичных функций, а сами бюджетные отношения выступают в таком случае существенным элементом социально-экономического развития государства и муниципальных образований. Бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет не существуют изолированно: они являются составной частью финансовой системы Российской Федерации.

Источником финансирования государственных социальных расходов являются доходы бюджетной системы, но само финансирование осуществляется либо непосредственно из бюджетов различного уровня, либо из социальных внебюджетных фондов.

Финансирование социальной сферы посредством создания социальных внебюджетных фондов - достаточно распространенная практика. Почти во всех странах мира для выплаты пенсий по старости формируются пенсионные фонды, для осуществления расходов в системе здравоохранения - страховые медицинские фонды. Перераспределение финансовых ресурсов через внебюджетные фонды имеет некоторые преимущества по сравнению с бюджетной формой их перераспределения. С одной стороны, финансовые ресурсы в бюджете обезличены, т.е. все доходы покрывают все расходы бюджета, поэтому при наличии дефицита бюджетных средств недостающие ресурсы, как правило, снимаются с социальных статей расходов, а формирование внебюджетных фондов гарантирует, что социальные расходы в утвержденном объеме будут профинансированы. С другой сторо-

ны, формирование внебюджетных фондов позволяет увязать размер социальных расходов с выделяемыми средствами, т.е. держать под контролем необоснованный рост социальных расходов.

Сказанное ранее не означает, что все социальные расходы целесообразно финансировать только за счет средств внебюджетных фондов. Бюджет как источник финансирования расходов имеет свои положительные черты. В частности, поскольку отсутствует закрепление доходов за конкретными расходами, средства бюджета более мобильны и могут выделяться в соответствии со степенью важности.

Необходима новая модель финансового обеспечения, которая гарантировала бы экономическую устойчивость и стабильность социальной защиты, позволила бы снизить социальную напряженность в обществе и способствовала бы повышению жизненного уровня населения. В условиях перехода к рыночной экономике возникает необходимость финансового обеспечения целостной системы социальной защиты населения, а не финансирования каких-либо ее разрозненных мероприятий. При этом следует учитывать природные и территориальные особенности, особенности исторического развития и национальную структуру каждого отдельного региона.

Примечания

1 Колосницын И.В., Смирнов С.Н. Социальные обязательства государства: сокращение или реструктуризация? // Мир России. 2000. № 1. С. 5.

2 Ремизов Е.А. Государственные расходы и финансовый контроль в социальной сфере: дис. ... канд. экон. наук. М., 2005. С. 14, 23.

3 Яснопольский Л.Н. Государственные доходы и расходы. М., 1923. С. 5.

4 Нити Ф. Основные начала финансовой науки. М., 1904. С. 41.

5 Буковецкий А.И. Введение в финансовую науку. М., 1929. С. 15.

6 Косс Л. Основы финансовой науки. М., 1990. С. 20.

7 Сабанти Б.М. Теория финансов: учеб. пособие. М., 1998. С. 103.

8 Ядгаров Я.С., Аверченко М.А., Лисовская Е.Г. История экономических учений: учеб. для вузов. М., 2000. С. 327, 336.

9 Бюджетная система Российской Федерации: учеб. / М.В. Романовский и др.; под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. М., 1999. С. 620, 621.

Известия ИГЭА. 2007. № 3 (53)

Государственные расходы представляют собой часть финансовых отношений, связанных с использованием средств государственного бюджета. Состав расходов бюджетной системы определяется бюджетной классификацией видов расходов.

Организация государственных расходов основана на следующих принципах:

  • 1. Принцип целевого использования средств;
  • 2. Безвозвратность государственных расходов;
  • 3. Соблюдение режима экономии.

Расходы бюджетной системы по содержанию представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государственных функций. Суть целевого использования средств означает, что расходы финансовых ресурсов из государственного бюджета производятся в соответствии с бюджетной классификацией в размерах, принятых законом о Бюджете на соответствующий год.

В соответствии с Федеральным законом от 15 августа 1996 г. N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" и Бюджетным Кодексом РФ классификация расходов бюджетной системы включает:

  • Ш классификацию расходов по функциональному признаку;
  • Ш классификацию расходов по экономическому содержанию;
  • Ш классификацию расходов по ведомственному признаку;

Экономическая классификация расходов бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию.

В первую очередь расходы бюджета подразделяются по их влиянию на процесс расширенного воспроизводства. В этом случае выделяются текущие и капитальные бюджетные расходы.

Текущие расходы связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей. Эти расходы включают затраты на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственных учреждений), текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы. Как правило, эти расходы в основном соответствуют затратам, отраженным в обычном бюджете или бюджете текущих расходов и доходов.

Под капитальными расходами бюджетов понимается часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая расходы, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой (включая расходы на приобретение акций действующих организаций), средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и другие расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности, соответственно, РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов РФ.

Ведомственная классификация расходов федерального бюджета является группировкой расходов федерального бюджета и отражает распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета.

Функциональная классификация расходов бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства, в том числе на финансирование реализации нормативных правовых актов, принятых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых другим уровням власти.

Первым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации являются разделы, определяющие расходование бюджетных средств на выполнение функций государства.

Вторым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации являются подразделы, конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов. Этот уровень содержит 11 разделов и 84 подраздела.

Целевые статьи расходов бюджетов Российской Федерации образуют третий уровень функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации и отражают финансирование расходов бюджетов по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств бюджетов, а также по целевым программам (подпрограммам) в пределах подразделов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

Виды расходов бюджетов Российской Федерации образуют четвертый уровень функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации и детализируют направления финансирования расходов указанных бюджетов в пределах целевых статей.

По функциональной классификации в расходах федерального бюджета выделены расходы:

1. Общегосударственные вопросы. Раздел предусматривает 15 подразделов.

По указанному разделу отражаются расходы на:

  • -функционирование главы государства - Президента Российской Федерации. Отражаются расходы на содержание Президента Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации, Полномочных представителей Президента Российской Федерации, их заместителей в федеральных округах и соответствующих аппаратов, Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека и его аппарата, аппарата Управления делами Президента Российской Федерации, обеспечение визитов делегаций высших органов власти за рубеж, выплату денежных компенсаций истцам в случае вынесения соответствующих решений Европейским Судом по правам человека.
  • -функционирование высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления. Отражаются расходы на содержание президентов республик в составе Российской Федерации, глав администраций субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и аппаратов, указанных выше должностных лиц субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
  • -функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и местного самоуправления. Отражаются расходы на содержание Федерального Собрания Российской Федерации, законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.
  • -функционирование Правительства Российской Федерации, высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций.
  • -судебная система. Отражаются расходы на содержание федеральных судов, конституционных (уставных) судов и мировых судей субъектов Российской Федерации и их аппаратов, а также Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и его территориальных органов. В настоящем подразделе также отражаются расходы на развитие судебной системы России.
  • -обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора в этих сферах. Отражаются расходы на содержание и обеспечение деятельности министерств, служб и агентств, осуществляющих руководство и управление в установленной сфере, контрольных органов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления.
  • -проведение выборов и референдумов. Отражаются расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов соответствующего уровня в Российской Федерации, эксплуатацией и развитием средств автоматизации и обучением организаторов выборов и избирателей, а также расходы на содержание Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий, территориальных (районных, городских и других) комиссий, а также участковых комиссий и соответствующих аппаратов.
  • -международные отношения и международное сотрудничество. Отражаются расходы на содержание и обеспечение деятельности дипломатических представительств Российской Федерации в иностранных государствах, консульских учреждений Российской Федерации в иностранных государствах, представительств Российской Федерации при международных организациях, представительств Российской Федерации по торгово-экономическим вопросам в иностранных государствах.

Подраздел также включает расходы на обеспечение российского присутствия на архипелаге Шпицберген, расходы по уплате взносов в международные организации, оценке недвижимости, признанию прав и регулированию отношений по федеральной собственности, находящейся за рубежом, приобретению, строительству и реконструкции недвижимости за рубежом, реализации межгосударственных договоров в рамках Содружества Независимых Государств, реализации договоров (контрактов) с иностранными фирмами в области научного сотрудничества, государственным гарантиям по внешним заимствованиям, а также расходы по международным культурным, научным и информационным связям.

  • -международная экономическая и гуманитарная помощь. Отражаются расходы на оказание экономической и гуманитарной помощи другим государствам, включая расходы на доставку грузов гуманитарного характера и эвакуацию российских граждан. Кроме того, на данный подраздел относятся расходы по оказанию гуманитарной финансовой помощи другим государствам.
  • -содержание и пополнение государственного материального резерва. Отражаются расходы на содержание Федерального агентства по государственным резервам, его территориальных органов и организаций, образующих единую систему государственного материального резерва, а также расходы на проведение операций с государственным материальным резервом.
  • -фундаментальные исследования. Отражаются расходы, связанные с проведением фундаментальных научных исследований, осуществляемых в целях получения новых знаний об основных явлениях и наблюдаемых фактах, не преследующие какой-либо прикладной и практической цели.
  • -обслуживание государственного и муниципального долга. отражаются операции, связанные с гарантированием правительственных займов или их размещением, выплатой процентов по долгу Российской Федерации, долговым обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
  • -резервные фонды.
  • -прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов. Отражаются расходы на содержание и обеспечение деятельности государственных научных учреждений, а также на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в области общегосударственных вопросов по государственным контрактам.
  • -другие общегосударственные расходы;
  • 2. Национальная оборона. Состоит из восьми подразделов. По указанному разделу отражаются расходы, связанные с обеспечением национальной обороны, в том числе: расходы на содержание и обеспечение деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, мобилизационную и вневойсковую подготовку, мобилизационную подготовку экономики, подготовку и участие Российской Федерации в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности, реализацию связанных с обеспечением национальной обороны мероприятий ядерно-оружейного комплекса, прикладные научные исследования, а также другие вопросы в данной области;
  • 3. Национальная безопасность и правоохранительная деятельность. Состоит из тринадцати подразделов. В данном разделе отражаются расходы на содержание и обеспечение деятельности органов прокуратуры, юстиции, внутренних дел, безопасности пограничной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также внутренних войск, системы исполнения наказаний.

В настоящем разделе также отражаются расходы по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, гражданской обороне, проведению миграционной политики, прикладных научных исследований в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности, а также другим мероприятиям в данной области;

  • 4. Национальная экономика. Этот раздел состоит из 11 подразделов, отражающих расходы на обеспечение деятельности отраслей экономики.
  • 5. Жилищно-коммунальное хозяйство. Предусматривает 4 подраздела. По данному разделу отражаются расходы на содержание и обеспечение деятельности учреждений, осуществляющих руководство и управление в области жилищно-коммунального хозяйства и градостроительной деятельности, а также расходы на управление услугами в указанной сфере, прикладные научные исследования и другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства.
  • 6. Охрана окружающей среды. Раздел состоит из 4 подразделов и отражает направление расходов на очистку сточных вод, сбор и удаление отходов, охрану растительных и животных видов и среды их обитания, очистку атмосферного воздуха и другие расходы в области охраны окружающей среды; государственный расход бюджет смета
  • 7. Образование. Состоит из девяти подразделов и отражает направление расходов на целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства;
  • 8. Культура, кинематография и средства массовой информации. Раздел состоит из шести подразделов и отражает расходы на предоставление услуг в этой сфере, содержание учреждений культуры, управление объектами, предназначенными для культурных целей, организацию, проведение или поддержку культурных мероприятий, государственную поддержку и субсидирование производства кинофильмов, радио- и телевизионного вещания, издательского дела, а также предоставление грантов, субсидий для поддержки отдельных артистов, писателей, художников, композиторов или организаций, занимающихся культурной деятельностью.
  • 9. Здравоохранение и спорт. Раздел состоит из четырёх подразделов и отражает направление расходов государства на финансирование здравоохранения, спорта и физической культуры.
  • 10. Социальная политика. Раздел состоит из шести подразделов и отражает расходы на пенсионное обеспечение, социальное обслуживание и социальное обеспечение населения, борьбу с беспризорностью, опеку и попечительство.
  • 11. Межбюджетные трансферты. Раздел состоит из четырёх подразделов. Отражаются расходы на выплату трансфертов, иных форм финансовой помощи, дотаций, субвенций и субсидий органам государственного управления различного уровня.

Расходы бюджета, согласно Бюджетному кодексу РФ,- это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Формирование расходов бюджетов всех уровней должно базироваться на единых методологических основах, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством РФ.

В зависимости от экономического содержания расходы бюджетов делятся на капитальные и текущие.

Капитальные расходы бюджетов, предназначенные для обеспечения инновационной и инвестиционной деятельности, включают:

  • расходы на инвестиции в действующие или вновь создаваемые структуры в соответствии с утвержденной инвестиционной программой;
  • средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам;
  • расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством;
  • расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований;
  • другие расходы бюджета, вошедшие в капитальные расходы в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов РФ.

В составе капитальных расходов бюджетов может быть сформирован бюджет развития.

Текущие расходы бюджетов предназначены для обеспечения текущего функционирования органов государственной власти, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений, а также оказания государственной поддержки другим "бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций. В эту категорию входят и другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы.

В расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ предусматривается создание резервных фондов :

  • органов исполнительной власти
  • органов местного самоуправления.

Размер резервных фондов в федеральном бюджете не может превышать 3% утвержденных расходов федерального бюджета. Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе па проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом голу, а порядок их расходования устанавливается нормативными правовыми актами Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления. Федеральным бюджетом на очередной финансовый год предусматривается создание резервного фонда Президента Российской Федерации в размере не более одного процента утвержденных расходов федерального бюджета. Средства этого фонда расходуются на финансирование непредвиденных расходов, а также дополнительных расходов, предусмотренных указами Президента РФ, на основании письменного его распоряжения. Расходование средств фонда на проведение выборов, референдумов, освещение деятельности Президента РФ не допускается.

С появлением новых видов расходов бюджетов их финансирование может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии их включения в соответствующий бюджет.

При определении источников их финансирования исключается увеличение дефицитов бюджетов.

Предоставление бюджетных средств осуществляется в формах :

  • ассигнований на содержание бюджетных учреждений;
  • средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами но государственным или муниципальным контрактам;
  • трансфертов населению, включающих в себя ассигнования на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством Российской Федерации и ее субъектов, правовыми актами представительных органов местного самоуправления;
  • ассигнований на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
  • ассигнований на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;
  • бюджетных кредитов юридическим лицам (включая налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и платежей и других обязательств);
  • субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;
  • инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;
  • бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюджетам других уровней бюджетной системы РФ, государственным внебюджетным фондам;
  • кредитов иностранным государствам;
  • средств на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

Бюджетный кредит представляет собой форму финансирования бюджетных расходов, предусматривающую предоставление средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основах. Бюджетная ссуда - это бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года. Трансферты населению - это бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством Российской Федерации и ее субъектов, правовыми актами органов местного самоуправления.

Предоставление субсидий и субвенций юридическим лицам, которые не являются государственными или муниципальными унитарными предприятиями, бюджетными учреждениями, а также гражданам-предпринимателям допускается из бюджетов всех уровней в случаях, предусмотренных целевыми программами и законами соответствующих уровней, на условиях и в порядке, которые особо определены законом (правовым актом) о бюджете соответствующего уровня на очередной финансовый год. В случае нецелевого использования средств они подлежат возврату в соответствующий бюджет.

Расходы на финансирование бюджетных инвестиций предусматриваются соответствующим бюджетом при условии включения их в федеральную целевую программу, региональную целевую программу либо в соответствии с решением органа исполнительной власти Российской Федерации, ее субъекта или органа местного самоуправления. Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (склалочных) капиталов и имущества указанных юридических лиц и оформляется участием Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в уставных (склалочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством РФ. Оформление доли участия в уставном (складочном) капитале, принадлежащей Российской Федерации, ее субъекту или муниципальному образованию, осуществляется в порядке и по ценам, которые определяются в соответствии с законодательством РФ. Бюджетные инвестиции юридическим лицам включаются в проект бюджета только при наличии технико-экономического обоснования инвестиционного проекта, проектпо-сметной документации, плана передачи земли и сооружений, а также при наличии проекта договора между Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления и указанным юридическим лицом об участии Российской федерации, ее субъекта или муниципального образования в собственности объекта инвестиций. Отсутствие оформленных в установленном порядке договоров служит основанием для блокировки предусмотренных на соответствующие бюджетные инвестиции расходов.

Созданные с привлечением бюджетных средств объекты производственного и непроизводственного назначения в эквивалентной части уставных (складочных) капиталов и имущества перелаются в управление соответствующим органам управления государственным или муниципальным имуществом.

Оказание из федерального бюджета финансовой помощи бюджетам субъектов РФ может быть осуществлено в форме предоставления:

  • дотаций на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ;
  • субвенции и субсидий на финансирование отдельных целевых расходов;
  • бюджетной ссуды на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета субъекта РФ.

В отдельных случаях финансирование расходов из бюджетных средств может осуществляться при исполнении получателем бюджетных средств обязательных условий, предусмотренных законом (решением) о бюджете. Если условия не выполняются, министр финансов РФ, руководитель соответствующего органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления обязаны осуществить блокировку расходов до выполнения укапанных условий. Направление расходов различных бюджетных уровнен жестко регламентировано.

Так, исключительно из федерального бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов общенационального уровня:

  • обеспечение деятельности Президента РФ. Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
  • функционирование федеральной судебной системы;
  • осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы РФ в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества, определяемые при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год);
  • национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;
  • фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
  • государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
  • государственная поддержка атомной энергетики;
  • ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
  • исследование и использование космического пространства; содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти РФ; формирование федеральной собственности;
  • обслуживание и погашение государственного долга РФ;
  • компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством РФ за счет средств федерального бюджета;
  • пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;
  • финансовая поддержка субъектов РФ;
  • прочие расходы.

Исключительно из бюджетов субъектов РФ финансируются функциональные виды расходов, связанные с осуществлением их полномочий:

  • обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов РФ;
  • обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ;
  • обеспечение реализации региональных целевых программ; формирование государственной собственности субъектов РФ;
  • осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ;
  • содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ;
  • оказание финансовой помощи местным бюджетам; обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;
  • компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов РФ, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов.

Исключительно из местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:

  • содержание органов местного самоуправления;
  • формирование муниципальное! собственности и управление ею;
  • организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
  • содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;
  • организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;
  • муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
  • благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;
  • организация утилизации и переработки бытовых отходов (за исключением радиоактивных);
  • содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;
  • организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в управлении;
  • охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных образований;
  • реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;
  • обслуживание и погашение муниципального долга; целевое дотирование населения; содержание муниципальных архивов.

Совместно за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:

  • государственная поддержка отраслей промышленности (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитена;
  • обеспечение правоохранительной деятельности;
  • научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;
  • обеспечение социальной зашиты населения;
  • обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности;
  • обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;
  • развитие рыночной инфраструктуры;
  • обеспечение деятельности средств массовой информации; финансовая помощь другим бюджетам;
  • прочие расходы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.

Распределение и закрепление расходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы производится по согласованию органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов и утверждаются соответствующими законами о бюджетах, либо по согласованию органа государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления, расположенных на территории данного субъекта.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...