Основные методы диагностики индивидуального и общественного здоровья. Методология изучения здоровья населения


Основные методы исследования общественного здоровья и здравоохранения.

Общественное здоровье и здравоохранение имеют свою методологию и методы исследования. Такими методами являются: статистический, исторический, экономический, экспериментальный, хронометражных исследований, социологические методы и другие.

Статистический метод используется широко в большинстве исследований: он позволяет объективно определить уровень состояния здоровья населения, определять эффективность и качество работы лечебно-профилактических учреждений.

Исторический метод позволяет в исследовании проследить состояние изучаемой проблемы на разных исторических этапах развития страны.

Экономический метод позволяет установить влияние экономики на здравоохранение и здравоохранения на экономику государства, определить наиболее оптимальные пути использования государственных средств для эффективной охраны здоровья населения. Вопросы планирования финансовой деятельности органов здравоохранения и медицинских учреждений, наиболее рациональное расходование денежных средств, оценка эффективности действий здравоохранения по оздоровлению населения и влияние этих действий на экономику страны - все это составляет предмет экономических исследований в области здравоохранения.

Экспериментальный метод включает в себя постановку различных экспериментов по изысканию новых, наиболее рациональных форм и методов работы медицинских учреждений, отдельных служб здравоохранения.

Следует заметить, что в большинстве исследований преимущественно используется комплексная методика с применением большинства указанных методов. Так, если ставится задача изучить уровень и состояние амбу-латорно-поликлинической помощи населению и определить пути ее совершенствования, то статистическим методом изучается заболеваемость населения, обращаемость в поликлинические учреждения, исторически анализируется уровень ее в разные периоды, ее динамика. Экспериментальным методом анализируются предлагаемые новые формы в работе поликлиник: проверяются их экономическая целесообразность и эффективность.

В исследовании могут использоваться методы хронометражных исследований (хронометрия работы медицинских работников, изучение и анализ затрат времени больными на получение медицинской помощи и т.д.).

Нередко широко используются социологические методы (метод-интервьюирования, анкетный метод), что позволяет получить обобщенное мнение группы людей об объекте (процессе) изучения.

Источником информации является, в основном, государственная отчетная документация лечебно-профилактических медицинских учреждений или же для более глубокого исследования сбор материала может производиться на специально разработанные карты, анкеты, в которые включены все вопросы для получения необходимых сведений, согласно утвержденной программе исследования и задач, которые поставлены перед исследователем.

В подавляющем большинстве социально-гигиенических исследований группового здоровья, здоровья населения и общественного здоровья в предыдущие годы речь шла о количественной оценке здоровья. Правда, с помощью показателей, индексов и коэффициентов всегда в научных исследованиях пытались оценить качество здоровья, т.е. пытались дать характеристику здоровья, как параметра качества жизни. Сам термин «качество жизни» в отечественной научной литературе стал применяться недавно, лишь в последние 10-15 лет. Это и понятно, ибо лишь тогда можно говорить о «качестве жизни» населения, когда в стране (как это давно произошло в развитых странах Европы, Америки, в Японии и некоторых других развитых странах) основные материальные ^социальные блага доступны большинству населения.

По определению ВОЗ (1999), качество жизни - оптимальное состояние и степень восприятия отдельными людьми и населением в целом того, как удовлетворяются их потребности (физические, эмоциональные, социальные и пр.) и предоставляются возможности для достижения благополучия и самореализации.

У нас в стране под качеством жизни чаще всего подразумевают категорию, включающую в себя сочетание условий жизнеобеспечения и состояния здоровья, позволяющих достичь физического, психического, социального благополучия и самореализации.

Несмотря на отсутствие общепринятого в мире понятия «качество здоровья», как важнейшей составляющей «качества жизни», предпринимаются попытки дать комплексную оценку общественного здоровья (количественную и качественную).

Как предмет преподавания общественное здоровье и здравоохранение прежде всего способствует повышению качества подготовки будущих специалистов - врачей; формированию у них навыков не только уметь правильно поставить диагноз и лечить больного, но и способности организовать высокий уровень медицинского обслуживания, умение четко организовать свою деятельность.

Проблема исследования феномена здоровья важна не только для медицины, но и человечества в целом. До сих пор приводилось лишь одно его определение, которое предложили эксперты ВОЗ (см. гл. 1). Оно есть, но и эта формулировка является не совсем точной в системе «человек и его здоровье - среда». Не случайно при рассмотрении этой проблемы констатируется, что дать определение понятия «здоровье населения (человека)» весьма сложно. Это действительно так, но есть и обнадеживающие успехи.

Анализируя существующие на данное время дефиниции здоровья, можно заключить, что в определенном смысле их можно сгруппировать по семантическим признакам.

В части определений раскрывается прежде всего философское содержание понятия «здоровье», которое сформулировал К. Маркс: «Болезнь - стесненная в своей свободе жизнь», подразумевая, что под здоровьем в этом случае следует понимать отсутствие болезни. Вторая разновидность дефиниций в какой-то мере детализирует приведенное выше определение. Сюда относится упомянутая выше формулировка ВОЗ, которая констатирует не только отсутствие болезни, но и наличие «...полного физического, душевного и социального благополучия...».

Оба аспекта феномена здоровья в общефилософском, методологическом плане, по-видимому, справедливы и имеют право на существование, однако возникает вопрос - как их использовать практически? Ведь понятийный аппарат и в том и другом случае не поддается доступной для врача количественной оценке. А это уже противоречит самому существу гигиенической науки, которая, как уже подчеркивалось, носит статус доказательной, т.е. количественной дисциплины. Поэтому с особой пристальностью следует

рассмотреть еще один методологический подход при определении феномена здоровья.

Суть третьей группы определений здоровья состоит в том, что его сторонники рассматривают данное понятие либо как процесс («здоровье - процесс...», либо как состояние («здоровье - состояние...»).

Не вдаваясь в подробности и противоречивость трактовки разными авторами самих понятий «процесс» и «состояние», отметим, что и тот и другой феномены (процесс, состояние) поддаются как качественному (в самом общем виде: прогресс или регресс), так и количественному (больше или меньше) анализу. И с этой точки зрения данный подход следует считать более приемлемым. Таким образом, появляется возможность применить определенные качественно-количественные критерии по отношению к системе «человек (люди) - среда» в конкретных условиях.

Но применительно к человеку, его здоровью нужна четкая определенность: жизнь - это «процесс», а здоровье - «состояние». Только исходя из такого понимания столь сложного биосоциального существа, каковым является человек, можно далее продвигаться по пути исследования здоровья человека (популяции) как критерия социально-гигиенического благополучия. При этом надо иметь в виду и другие понятия (определения), необходимые для продвижения в этом направлении.

Общебиологическое здоровье (норма) - интервал, в пределах которого количественные колебания всех физиологических систем организма не выходят за пределы оптимального (нормального) уровня саморегуляции.

Популяционное здоровье - условное статистическое понятие, характеризующее состояние демографических показателей, физическое развитие, частоту преморбидных, морбидных показателей и инвалидность определенной группы населения.

Индивидуальное здоровье - состояние организма, при котором он способен полноценно выполнять свои социальные и биологические функции.

Население - совокупность людей, проживающих на определенной территории и способных к самовосстановлению своей численности.

Наличное население - число всех лиц, которые в критический момент переписи находились в данном населенном пункте, включая временно проживающих и исключая временно отсутствующих.

Постоянное население - лица, постоянно проживающие в данном населенном пункте, включая временно отсутствующих и исключая временно проживающих.

Юридическое население - лица, внесенные в списки жителей данной территории независимо от их постоянного места жительства и пребывания в момент переписи.

Расчетное наличное население - лица, имеющиеся в наличии на данной территории в момент переписи.

Популяция- часть населения в пределах конкретной территории, выделенная по наиболее характерным для ее жизнедеятельности социально-экономическим, экологическим и иным факторам, демографическим и этническим характеристикам, образу жизни, ценностным ориентациям, традициям и т.д., объединяющим ее как единое целое с присущими ей общегрупповыми процессами формирования уровня здоровья.

Когорта - часть населения, объединенная единым сроком наступления определенного события (рождение, приезд в данный регион или проживание в определенной его зоне (месте), начало трудовой деятельности, вступление в брак, военная служба и т.д.).

Медицинские (заболеваемость и частота отдельных преморбидных состояний, смертность общая и детская, физическое развитие и инвалидность);

Социального благополучия (демографическая ситуация, санитарно-гигиенические показатели факторов окружающей среды, образ жизни, уровень медицинской помощи, социально-гигиенические показатели);

Психического благополучия (заболеваемость психическими заболеваниями, частота неврологических состояний и психопатий, психологический микроклимат).

Анализируя критерии оценки популяционного здоровья, еще раз убедимся, что определение феномена здоровья ВОЗ невозможно применить к отдельному человеку. Кроме того, оно неприменимо к детям, юношам, что является существенным его недостатком.

Большинство перечисленных показателей относятся к медицинским, отражая не собственно уровень здоровья, а распространенность заболеваний (заболеваемость, инвалидность, смертность), т.е. показатели морбидности («нездоровья»). Предполагается, чем они выше, тем ниже уровень здоровья соответствующей группы населения, т.е. и в данном случае путь к оценке здоровья идет через «нездоровье», что не относится к новым подходам.

Следует отметить, что ВОЗ предприняла попытку более тонко и детально очертить критерии социального благополучия, к числу которых относятся:

1. Процент валового национального продукта, используемый на нужды здравоохранения.

2. Доступность первичной медико-санитарной помощи.

3. Охват населения безопасным водоснабжением.

4. Процент лиц, иммунизированных против особо распространенных среди населения развивающих стран инфекционных заболеваний (дифтерия, коклюш, столбняк, корь, полиомиелит, туберкулез).

5. Процент обслуживания женщин квалифицированным персоналом в период беременности и в родах.

6. Процент детей, родившихся с недостаточной массой тела (менее

7. Средняя продолжительность предстоящей жизни.

8. Уровень грамотности населения.

Нетрудно заметить, что этот, как и другие подходы, также тяготеет больше к «теоретической» оценке здоровья, далекой от количественной. Поэтому все же на практике чаще всего используются уже упомянутые медицинские показатели, отражающие заболеваемость, смертность и т.д.

Источниками информации в этом случае служат:

1. Официальные отчеты ЛПУ, органов здравоохранения, социального обеспечения, загсов, органов государственной статистики.

2. Специально организованный учет заболеваемости и смертности в ЛПУ - проспективные исследования.

3. Ретроспективная информация за исследуемый период.

4. Данные медицинских осмотров.

5. Данные клинических, лабораторных и других исследований.

6. Результаты медико-социальных исследований.

7. Результаты математического моделирования и прогнозирования. В целом интегральная оценка состояния здоровья популяции

проводится в следующем алгоритме (рис. 3.4).

Из рис. 3.4 видно, что прежде чем достигнуть искомого результата - «Показатели состояния здоровья популяции», необходимо произвести множество промежуточных оценочных действий (качественный и количественный анализы, распределение на группы здоровья, определение индексов здоровья и т.д.).

Рис. 3.4. Интегральная оценка здоровья популяции (Гончарук Е.И. и др., 1999)

Но еще более сложная задача предстоит на этапе увязки (сопряжения) показателей состояния здоровья населения и факторов окружающей среды (рис. 3.5).

При этом важно учитывать одно важное обстоятельство: для моделирования взаимосвязей в системе «окружающая среда - здоровье» и определения ее количественных характеристик (без этого невозможно прогнозирование ситуации) применяется математико-статистический анализ, при котором в качестве «оперативных единиц» используются обобщенные индексы здоровья. Они дают представление об уровне здоровья населения, интегрируя ряд показателей. В связи с этим к ним применяются довольно жесткие требования, которые ВОЗ сформулировала еще в 1971 г.:

Доступность данных для расчета индекса;

Полнота охвата населения;

Достоверность (данные не должны изменяться во времени и пространстве);

Вычисляемость;

Приемлемость метода расчета и оценки;

Воспроизводимость;

Специфичность;

Чувствительность (к соответствующим изменениям);

Валидность (мера истинного выражения факторов);

Репрезентативность;

Иерархичность;

Целевая состоятельность (адекватное отражение цели улучшения здоровья).

Представленный на рис. 3.5 алгоритм решения проблемы изучения взаимоотношений в системе «человек (популяция) - среда» показывает, насколько сложна и многогранна эта задача. Она под силу только специализированным научным (НИИ) или практическим органам и учреждениям, аккредитованным в этой области.

Конечным результатом подобных исследований является определение уровня (ориентировочного уровня) здоровья населения. В качестве примера приводится оценка названных уровней по определенным критериям (табл. 3.4).

Таблица 3.4. Ориентировочная оценка уровня здоровья населения

Уровень здоровья Заболеваемость по обращаемости на 1000 человек населения Заболеваемость с временной утратой трудоспособности на 1000 работающих
первичная общая
город село город село случаи дни
Очень низкий
Низкий
Средний
Высокий
Очень высокий

Примечание: 1 - инвалидизация на 1000 человек населения; 2 - детская (младенческая) смертность, %; 3 - общая смертность, %.

Одним из заключительных этапов эпидемиологического исследования здоровья населения является количественная оценка связи между выраженностью факторов окружающей среды и уровнем здоровья.

Рис. 3.5. Выявление и оценка взаимосвязи факторов окружающей среды и здоровья населения

Для этого обычно проводят математическое моделирование, т.е. по специальным методикам строят математические модели, отражающие зависимость уровня здоровья населения от исследуемых факторов. В процессе такого анализа устанавливается степень влияния каждого из изучаемых факторов на уровень здоровья населения.

Одним из способов, позволяющих делать вывод о степени влияния каждого фактора, является использование критерия корреляционно-регрессионного анализа - коэффициента детерминации.

Достоинством этого критерия является то, что он характеризует относительную роль каждого конкретного фактора среды во влиянии на уровень здоровья. Это позволяет ранжировать факторы по степени их вредности и разрабатывать программы профилактики с учетом приоритета их действия.

Эпидемиологическое изучение состояния здоровья населения заканчивается разработкой профилактических рекомендаций и внедрением их в практику с последующей оценкой эффективности внедрения.

Из рассмотренных выше материалов видно, что для исследований в системе «среда - здоровье населения» требуются многочисленные оценочные действия, которые способны проводить только крупные научные или практические организации или их комплекс. Для не столь масштабных исследований могут быть применены и более упрощенные подходы, например когортные исследования.

В этом случае алгоритм может быть следующим - необходимо определиться в направлениях исследования состояния здоровья (рис. 3.6).

Рис. 3.6. Основные направления исследования состояния здоровья

Определившись с направлениями исследований, проводят целенаправленное изучение показателей состояния здоровья, представленных на рис. 3.7. Интерес состоит в том, что здесь возможно использовать как индивидуальный, так и коллективный и даже популяционный подходы.

Что касается сопоставления полученных показателей, индексов и т.д. с факторами окружающей среды, оно проводится в соответствии с теми установками, которые рассмотрены выше.

Дата добавления: 2014-12-12 | Просмотры: 1635 | Нарушение авторских прав


| | | | | | | | | | | | | | | | | | |

ЗДОРОВЬЕ И МЕТОДЫ ЕГО ИЗУЧЕНИЯ

1.Социальные и биологические факторы здоровья.

2.Понятие о профилактике. Основные ее принципы и виды.

3.Образ жизни как медико-социальный фактор здоровья. Понятие о медицинской активности и здоровом образе жизни.Основные направления и методы пропаганды здорового образа жизни. Структура центров медицинской профилактики. Их роль в пропаганде здорового образа жизни.

4.Здоровье как показатель эффективности медико-профилактической деятельности.

5.Определение здоровья. Основные методы его изучения. Группы здоровья. Основные показатели здоровья населения России.

6.Использование исходных статистических показателей при оценке физического развития населения.

7.Травматизм социально-гигиеническая проблема.

8.Алкоголизм, курение и наркомания как медико-социальная проблема.

9.Медико-социальные аспекты инвалидизации населения.Структура и организация работы экспертной комиссии.Порядок оформления документов по стойкой утрате трудоспособности.

1.Социальные и биологические факторы здоровья.

Показатели здоровья и заболеваемости используются применительно к конкретным группам здоровых и больных людей. Это обязывает подходить к оценке образа жизни человека не только с биологических, но и с медико-социальных позиций. Социальные факторы обусловлены социально-экономической структурой общества, уровнем образования, культуры, производственными отношениями между людьми, традициями, обычаями, социальными установками в семье и личностными характеристиками. Большая часть этих факторов вместе с гигиеническими характеристиками жизнедеятельности входит в обобщенное понятие «образ жизни», доля влияния которого на здоровье составляет более 50% среди всех факторов.

Биологические характеристики человека (пол, возраст, наследственность, конституция, темперамент, адаптационные возможности и др.) составляют в общей доле воздействия факторов на здоровье не более 20%. Как социальные, так и биологические факторы воздействуют на человека в определенных условиях окружающей среды, доля влияния которых составляет от 18 до 22%. Только незначительная часть (810%) показателей здоровья определяется уровнем деятельности медицинских учреждений и усилиями медицинских работников. Поэтому здоровье человека это гармоническое единство биологических и социальных качеств, обусловленных врожденными и приобретенными биологическими и социальными свойствами,

а болезнь нарушение этой гармонии.

2.Понятие о профилактике. Основные ее принципы и виды.

Профилактика составная часть медицины. Социально-профилактическое направление в деле охраны и укрепления здоровья народа включает в себя медицинские, санитарно-технические, гигиенические и социально-экономические мероприятия. Создание системы предупреждения заболеваний и устранения факторов риска является важнейшей социально-экономической и медицинской задачей государства. Выделяют индивидуальную и общественную профилактику. В зависимости от состояния здоровья, наличия факторов риска заболевания или выраженной патологии у человека рассматривают 3 вида профилактики.

Первичная профилактика это система мер предупреждения возникновения и воздействия факторов риска развития заболеваний (вакцинация, рациональный режим труда и отдыха, рациональное качественное питание, физическая активность, оздоровление окружающей среды и др.).

К первичной профилактике относят социально-экономические мероприятия государства по оздоровлению образа жизни, окружающей среды, воспитанию и др. Профилактическая деятельность обязательна для всех медицинских работников. Не случайно поликлиники, больницы, диспансеры, родильные дома называются лечебно-рофилактическими учреждениями.

Вторичная профилактика это комплекс мероприятий по устранению выраженных факторов риска, которые при определенных условиях (снижение иммунного статуса, перенапряжение, адаптационный срыв) могут привести к возникновению, обострению или рецидиву заболевания. Наиболее эффективным методом вторичной профилактики является диспансеризация как комплексный метод раннего выявления заболеваний, динамического наблюдения, направленного лечения, рационального последовательного оздоровления.

Ряд специалистов предлагают термин «третичная профилактика» как комплекс мероприятий по реабилитации больных, утративших возможность полноценной жизнедеятельности. Третичная профилактика имеет целью социальную (формирование уверенности в собственной социальной пригодности), трудовую (возможность восстановления трудовых навыков), психологическую (восстановление поведенческой активности личности) и медицинскую (восстановление функций органов и систем) реабилитацию.

Важнейшей составной частью всех профилактических мероприятий является формирование у населения медико-социальной активности и установок на здоровый образ жизни.

3.Образ жизни как медико-социальный фактор здоровья. Понятие о медицинской активности и здоровом образе жизни. Основные направления и методы пропаганды здорового образа жизни.Структура центров медицинской профилактики. Их роль в пропаганде здорового образа жизни.

Образ жизни ведущий обобщенный фактор, определяющий основные тенденции в изменении здоровья, рассматривается как вид активной жизнедеятельности человека. В структуру образа жизни с его медико-социальной характеристикой входят: 1) трудовая деятельность и условия труда; 2) хозяйственно-бытовая деятельность (вид жилища, жилая площадь, бытовые условия, затраты времени на бытовую деятельность и др.); 3) рекреационная деятельность, направленная на восстановление физических сил и взаимодействие с окружающей средой; 4) социолизаторская деятельность в семье (уход за детьми, престарелыми родственниками); 5) планирование семьи и взаимоотношения членов семьи; 6) формирование поведенческих характеристик и социально-психологического статуса; 7) медико-социальная активность (отношение к здоровью, медицине, установка на здоровый образ жизни). С образом жизни связывают такие понятия, как уровень жизни (структура доходов на человека), качество жизни (измеряемые параметры, характеризующие степень материальной обеспеченности человека), стиль жизни (психологические индивидуальные особенности поведения), уклад жизни (национально-общественный порядок жизни, быт, культура).

Понятие о медицинской активности и здоровом образе жизни.

Под медицинской активностью понимают деятельность людей в области охраны, улучшения индивидуального и общественного здоровья в определенных социально-экономических условиях. Медицинская (медико-социальная) активность включает: наличие гигиенических навыков, выполнение медицинских рекомендаций, участие в оздоровлении образа жизни и окружающей среды, умение оказывать первую доврачебную помощь себе и родственникам, использовать средства народной, традиционной медицины и др.

Повышение уровня медицинской активности и грамотности населения важнейшая задача участкового врача-терапевта и педиатра (особенно семейного врача). Важной составной частью медико-социальной активности является установка на здоровый образ жизни (ЗОЖ).

ЗОЖ это гигиеническое поведение, базирующееся на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на укрепление и сохранение здоровья, активизацию защитных сил организма, обеспечение высокого уровня трудоспособности, достижение активного долголетия.

Таким образом, ЗОЖ можно рассматривать как основу профилактики заболеваний. Он направлен на устранение факторов риска (низкий уровень трудовой активности, неудовлетворенность трудом, пассивность, психоэмоциональная напряженность, невысокая социальная активность и низкий культурный уровень, экологическая безграмотность, гиподинамия, нерациональное, несбалансированное питание, курение, употребление алкоголя, наркотических и токсических веществ, напряженные семейные отношения, нездоровый быт, генетический риск и др.). ЗОЖ является важным фактором здоровья (повышает трудовую активность, создает физический и душевный комфорт, активизирует жизненную позицию, защитные силы организма, укрепляет общее состояние, снижает частоту заболеваний и обострений хронических заболеваний).

Основные направления и методы пропаганды здорового образа жизни.

Формирование здорового образа жизни это создание системы преодоления факторов риска в форме активной жизнедеятельности людей, направленной на сохранение и укрепление здоровья. ЗОЖ включает следующие компоненты:

1) сознательное создание условий труда, способствующих сохранению здоровья и повышению работоспособности;

2) активное участие в культурных мероприятиях, занятиях физкультурой и спортом, отказ от пассивных форм отдыха, тренировка психических способностей, аутотренинг, отказ от вредных привычек (употребления алкоголя, курения), рациональное, сбалансированное питание, соблюдение правил личной гигиены, создание нормальных условий в семье;

3) формирование межличностных отношений в трудовых коллективах, семьях, отношения к больным и инвалидам;

4) бережное отношение к окружающей среде, природе, высокую культуру поведения на работе, в общественных местах и транспорте;

5) сознательное участие в профилактических мероприятиях, проводимых медицинскими учреждениями, выполнение врачебных предписаний, умение оказывать первую медицинскую помощь, чтение популярной медицинской литературы и др.

В соответствии с приказами Министерства здравоохранения РФ пропаганда ЗОЖ является обязанностью каждого медицинского работника. При этом используются методы устной, печатной, наглядной (изобразительной) и комбинированной пропаганды.

Метод устной пропаганды является наиболее эффективным. Это самый популярный, экономичный, простой и доступный в организационном отношении метод. Он включает следующие средства пропаганды: лекции, беседы, дискуссии, конференции, кружковые занятия, викторины.

Метод печатной пропаганды охватывает широкие слои населения. Он включает статьи, санитарные листки, памятки, листовки, стенные газеты, журналы, буклеты, брошюры, книги, лозунги.

Наглядный метод самый многообразный по числу входящих в него средств. Их можно разделить на 2 группы: натуральные объекты и изобразительные средства (объемные и плоскостные).

Комбинированный метод метод массовой пропаганды, при которой происходит одновременное воздействие на слуховые и зрительные анализаторы.

Структура центров медицинской профилактики. Их роль в пропаганде здорового образа жизни.

Научно-методическим и координационным звеном в организации пропаганды здорового образа жизни в республиках, областях, краях, городах и районах являются центры медицинской профилактики. Они находятся в ведомстве комитетов по здравоохранению административных территорий. Основные направления деятельности: консультации жителей региона по вопросам охраны здоровья, профилактики заболеваний; формирование гигиенических навыков, грамотного гигиенического поведения; борьба с вредными для здоровья привычками; преодоление факторов риска для здоровья; профилактическое лечение; формирование у населения установки на здоровый образ жизни.

В центрах медицинской профилактики работают кабинеты: рационального питания, физической культуры, психогигиены и гигиены умственного труда, гигиены быта, профилактики вредных для здоровья привычек, брачно-семейных отношений, генетики (брака и семьи), профессионального ориентирования, регламентации (аутотренинга) и др. Центры координируют организационную и методическую деятельность всех медицинских учреждений (поликлиник, диспансеров, центров ГСЭН и др.) по вопросам пропаганды здорового образа жизни, по обеспечению учебно-методической и информационной литературой.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Реферат

Современные методы оценки здоровья населения и их использование для планирования профилактических мероприятий

Введение

В современной литературе существует более ста определений и подходов к понятию «здоровье». Имеющиеся в литературе подходы к определению понятия «здоровье» часто сводится к следующим формулировкам:

1) здоровье - это отсутствие болезней;

2) здоровье и норма - понятия тождественные;

3) здоровье, как единство морфологических, психоэмоциональных и социально-экономических составляющих.

Общим для этих подходов является то, что здоровье понимается как нечто противоположное, отличное от болезни, то есть понятие «здоровье» до сих пор определяется через понятие «нездоровье» и зависит от распространенности тех или иных болезней, дефектов развития, несчастных случаев, уровня смертности. Таким образом, до сих пор медицина и ее теория остаются во власти патологии. Крайне мало таких индексов, показателей, которые отражали бы качество и количество собственно здоровья - личного и общественного.

При анализе и оценке риска для здоровья населения необходимо использовать показатели, которые, с одной стороны, позволяли бы оценить состояние здоровья количественно, а с другой, подтвердить, что изменения в состоянии здоровья достоверно связаны с воздействием определённого вредного фактора.

Здоровье населения может быть оценено на индивидуальном и популяционном уровне.

Для оценки индивидуального здоровья используют показатели, учитывающие уровень и степень гармоничности физического и психического развития, реактивность и сопротивляемость к болезням, оценку возрастных изменений, наличие хронических заболеваний, показатели нетрудоспособности, обусловленной заболеваниями или травмами и др.

Для оценки состояния здоровья на популяционном уровне или для отдельных групп населения используют показатели, в основу которых положены данные о заболеваемости и смертности, о группах здоровья, о времени сохранения здоровья в течение определённого возрастного периода. По этим показателям рассчитывают среднюю продолжительность предстоящей жизни.

1. Основные методы исследования общественного здоровья и здравоохранения

общественный здравоохранение население

Общественное здоровье и здравоохранение имеют свою методологию и методы исследования. Такими методами являются: статистический, исторический, экономический, экспериментальный, хронометражных исследований, социологические методы и другие.

2 . Ст атистический метод

Используется широко в большинстве исследований: он позволяет объективно определить уровень состояния здоровья населения, определять эффективность и качество работы лечебно-профилактических учреждений.

Статистические данные об общественном здоровье принято изучать на трех уровнях:

* первый уровень (групповой) - здоровье малых социальных или этнических групп;

* второй уровень (региональный) - здоровье населения отдельных административных территорий;

* третий уровень (популяционный) - здоровье популяции в целом.

Исследованием общественного здоровья занимается медицинская статистика - один из разделов биостатистики, изучающий основные закономерности и тенденции здоровья населения, здравоохранения с использованием методов математической статистики.

Для оценки общественного здоровья принято использовать следующие группы показателей (индикаторов):

* показатели медико-демографических процессов;

* показатели заболеваемости населения;

* показатели инвалидности населения;

* показатели физического здоровья населения;

* показатели социальной обусловленности общественного здоровья;

* интегральные показатели здоровья населения.

Анализ этих показателей в динамике, сопоставление их с аналогичными показателями других стран служат основой для выработки управленческих решений по оптимизации деятельности системы здравоохранения, сохранению и улучшению здоровья граждан.

В работе практического врача, врача поликлиники и особенно организатора здравоохранения приходится часто иметь дело с вычислением различных показателей, характеризующих здоровье населения, заболеваемость, рождаемость, смертность, различные показатели работы медицинских кадров и т.д.

Если учесть, что при этом приходится иметь дело с большими цифрами, станет понятной необходимость оптимизации труда медицинских работников, занимающихся этими расчетами (см. Ю.И. Иванов, О.Н. Погорелюк Статистическая обработка результатов медико-биологических исследований, М.: Медицина, 1990).

Вычисление процентов

Наиболее часто врачу приходится рассчитывать процентное содержание того или иного явления от общей совокупности. Расчеты проводятся по формуле:

где K - необходимый показатель, a - количество случаев, которые необходимо выразить в процентах; b - общее количество случаев, принимаемое за 100%.

Расчеты промилле

В практике врача - организатора здравоохранения нередко приходится рассчитывать количество тех или иных признаков от общей совокупности их в пересчете на 1000. Выражают такие показатели в промилле. Общая формула для их расчетов:

где K - рассчитываемый показатель; a - число явлений, встречающихся в данной среде; b - общая численность среды.

Расчет коэффициентов распространения отдельных болезней или классов болезней среди всего населения или отдельных его групп

Этот показатель обычно рассчитывают на 10 000 населения. Поэтому расчет проводят по формуле:

где K - искомый показатель; a - число случаев заболевания; b - средняя численность населения.

Расчет годового показателя смертности с учетом причины смерти

Этот показатель обычно рассчитывают на 100 000 населения по формуле:

где K - годовой показатель смертности; a - число умерших от данной причины среди населения данной территории; b - среднегодовая численность населения на данной территории.

По этой же формуле рассчитывают коэффициент распространения редко встречающихся заболеваний.

Расчет показателя детской смертности

В случаях больших различий в рождаемости в двух смежных годах расчет показателя детской смертности проводят по формуле:

где K - показатель детской смертности; a - число умерших детей в возрасте до 1 года в данном году; b - количество родившихся в данном году; c - количество родившихся в предыдущем году.

Вместе с тем вышеприведенная формула используется очень часто, но она не совсем точна, так как из умерших в этом году не обязательно 1/3 родилась в прошлом году. Поэтому для учета точного соотношения правильнее применять другую формулу, после упрощения имеющую вид:

где a - умерло детей в возрасте до 1 года в этом году; b - из них родились в прошлом году; c - из них родились в этом году; d - всего родилось детей в прошлом году; e - всего родилось детей в этом году.

Вычисление процента смертности детей первого месяца жизни по отношению ко всей детской смертности

Для нахождения этого показателя сначала вычисляют показатель детской смертности, затем рассчитывают смертность детей первого месяца жизни. Зная показатели, можно рассчитать процент смертности детей первого месяца жизни по отношению ко всей детской смертности. После объединения всех этих формул получается, что процент смертности детей первого месяца жизни по отношению ко всей детской смертности можно найти по формуле:

где K - процент смертности детей первого месяца жизни по отношению ко всей детской смертности; a - количество умерших детей в возрасте до 1 мес.; b - количество родившихся в этом году; c - количество родившихся в предыдущем году; d - количество умерших детей в возрасте до 1 года.

Вычисление коэффициента перинатальной смертности

Коэффициент перинатальной смертности вычисляют по формуле:

где K - коэффициент перинатальной смертности; a - число родившихся мертвыми; b - число умерших в первую неделю жизни; c - общее число родившихся (живыми и мертвыми).

Вычисление показателей постнеонатальной смертности

Под постнеонатальной смертностью понимают смертность детей в возрасте старше 1 мес до 1 года и вычисляют ее по формуле:

где K - искомый показатель; a - число детей, умерших в возрасте от 28 дней до 1 года; b - число родившихся детей; c - число умерших в первые 28 дней жизни.

Вычисление показателя смертности детей старше 1 года

Этот показатель принято рассчитывать по формуле:

где K - искомый показатель; a - общее число умерших; b - число умерших в возрасте до 1 года; c - общая численность населения; d - общее число родившихся.

Расчет средней годовой нагрузки за 1 ч работы участкового педиатра

где K - показатель годовой нагрузки за 1 ч; a - общее число посещений участковых педиатров; b - число участковых педиатров; c - число дней работы в году; d - число часов работы в день.

Вычисление общего процента ошибок в определении срока родов

Частоту ошибок в определении сроков родов, своевременности предоставления дородового отпуска определяют по формуле:

где K - процент ошибок в определении срока родов; a - число женщин, родивших на 15 дней и более раньше установленного консультацией срока; b - число женщин, родивших позже установленного срока на 15 дней и более; c - число родивших женщин, имевших дородовой отпуск.

Вычисление показателя частоты окончания беременности родами

Этот показатель рассчитывают по формуле:

где K - изучаемый показатель; a - число женщин, у которых беременность закончилась родами; b - число женщин, у которых беременность закончилась абортами.

Вычисление показателя частоты осложнений в родах

Этот показатель рассчитывают по формуле:

где K - показатель частоты осложнений в родах в процентах; a - число родильниц, имевших осложнения в родах; b - число принятых родов; c - число поступивших женщин, родивших вне родильного отделения.

Расчет потребности населения в амбулаторно-поликлиническом обслуживании

где K - потребность в поликлинической помощи (число посещений к врачу на 1000 населения); a - заболеваемость (обращаемость на 1000 населения); b - коэффициент повторности посещений с лечебной целью на одно заболевание по данной специальности; c - число диспансерных посещений в связи с заболеваемостью; d - число посещений по профилактическому обслуживанию.

Расчет потребности населения в стационарной помощи

Этот показатель в целом и по отдельным специальностям рассчитывают по формуле:

где K - потребное количество среднегодовых коек на 1000 населения; a - уровень обращаемости на 1000 населения; b - процент госпитализации или процент отбора на койку из числа обратившихся; c - средняя продолжительность пребывания больного на койке; d - среднегодовая занятость койки.

Вычисление коэффициента естественного прироста населения

Этот показатель вычисляют по формуле:

где K - коэффициент естественного прироста населения; a - число родившихся; b - число умерших; c - среднегодовая численность населения.

3 . Ис торический метод

Позволяет в исследовании проследить состояние изучаемой проблемы на разных исторических этапах развития страны. Необходимо знать прошлое, чтобы понимать настоящее и предвидеть будущее. В соответствии с прошлым опытом разрабатываются мероприятия по предотвращению подъема заболеваемости или предупреждению ее.

4 . Эк ономический метод

Позволяет установить влияние экономики на здравоохранение и здравоохранения на экономику государства, определить наиболее оптимальные пути использования государственных средств для эффективной охраны здоровья населения. Вопросы планирования финансовой деятельности органов здравоохранения и медицинских учреждений, наиболее рациональное расходование денежных средств, оценка эффективности действий здравоохранения по оздоровлению населения и влияние этих действий на экономику страны - все это составляет предмет экономических исследований в области здравоохранения.

5 . Ме тод экспертных оценок

Используется для изучения качества и результативности медицинской помощи, ее планирования и др. Оценка уровня качества медицинских услуг осуществляется производителями и потребителями. Производители могут ориентироваться на лучшие отечественные и мировые аналоги, требования международных и национальных стандартов. Повышение уровня КМП означает воплощение в ней новых и не реализованных ранее достижений медицинской науки и практики.

В каждой новой технологии воплощены имеющиеся на конкретный момент медицинские и научно-технические знания. Безусловно, медицинские и научно-технические знания не всегда поддаются непосредственному количественному измерению. Поэтому новые технологии медицинской помощи имеют относительную оценку на основе сравнения с эталонными (стандартными). Иными словами, технический уровень изготовления протеза клапана сердца выявляется путем сравнения оцениваемого изделия с лучшим, в смысле технических возможностей, мировым уровнем. С этой точки зрения следует различать технический и технико-экономический уровни изделия медицинской промышленности.

6 . Ме тод социологических исследований

Позволяет выявить отношение населения к своему здоровью, влияние условий труда и быта на здоровье населения и др.

Современные методы социологических исследований позволяют изучать процессы формирования общественного мнения о медико-социальных явлениях и тем самым получать информацию не только в форме субъективных оценок осуществляемых мер, но и в форме объективных медико-социологических показателей функционирования системы муниципального здравоохранения. Для повышения качества оказания медицинской помощи, удовлетворенности населения работой всей системы городского здравоохранения, гармонизации взаимодействия субъектов системы обязательного медицинского страхования необходимо получение мнений представителей данных субъектов. Поэтому становится актуальной проблема общественной оценки проводимых мероприятий в системе городского здравоохранения на основе постоянно действующего мониторинга общественного мнения. Изучение общественного мнения в здравоохранении крупного промышленного города как система логически последовательных методологических и организационно-технологических процедур требует высокопрофессиональной работы специалистов. Поэтому первоочередной задачей организаторов таких исследований является создание исследовательских структур, в штате которых будут обязательно присутствовать организаторы здравоохранения и социологи медицины. Это позволит повысить эффективность и прогнозировать развитие территориальной системы здравоохранения, получать необходимые данные для принятия управленческих решений, а также иметь профессиональные знания о возможностях системы медико-социологических исследований и мониторинга и о дальнейшем опыте их применения.

7. Эк спериментальный метод

Включает в себя постановку различных экспериментов по изысканию новых, наиболее рациональных форм и методов работы медицинских учреждений, отдельных служб здравоохранения.

Следует заметить, что в большинстве исследований преимущественно используется комплексная методика с применением большинства указанных методов. Так, если ставится задача изучить уровень и состояние амбу-латорно-поликлинической помощи населению и определить пути ее совершенствования, то статистическим методом изучается заболеваемость населения, обращаемость в поликлинические учреждения, исторически анализируется уровень ее в разные периоды, ее динамика. Экспериментальным методом анализируются предлагаемые новые формы в работе поликлиник: проверяются их экономическая целесообразность и эффективность.

В исследовании могут использоваться методы хронометражных, исследований (хронометрия работы медицинских работников, изучение и анализ затрат времени больными на получение медицинской помощи и т.д.).

Нередко широко используются социологические методы (метод-интервьюирования, анкетный метод), что позволяет получить обобщенное мнение группы людей об объекте (процессе) изучения.

Источником информации является, в основном, государственная отчетная документация лечебно-профилактических медицинских учреждений или же для более глубокого исследования сбор материала может производиться на специально разработанные карты, анкеты, в которые включены все вопросы для получения необходимых сведений, согласно утвержденной программе исследования и задач, которые поставлены перед исследователем.

Данный метод может совместно использоваться с другими, например:

1. Ме тод системного анализа -научный метод познания, представляющий собой последовательность действий по установлению структурных связей между переменными или постоянными элементами исследуемой системы. Опирается на комплекс общенаучных, экспериментальных, естественнонаучных, статистических, математическихметодов.

2. Эп идемиологический метод -специфическая совокупность приемов и способов, предназначенных для изучения причин возникновения и распространения любых патологических состояний в популяции людей (включает наблюдение, обследование, историческое и географическое описание, сопоставление, эксперимент, статистический и логический анализ).

3. Медико-географический метод - метод медицинской географии, заключающийся в сборе, систематизации и обобщении сведений о природных, экономико-географических и медико-санитарных условиях той или иной территории и влиянии этих условий на здоровье населения.

Действенными формами оздоровительной работы являются единые комплексные планы. Они (для отдельных объектов или для административной территории) направлены на проведение комплексных мероприятий силами не только медицинских работников (лечебного и гигиенического профиля), но и специалистов технических, административных, профсоюзных, финансовых, юридических и других подразделений и ведомств.

На основе анализа медико-демографической, эпидемической и экологической ситуации, оценки санитарного состояния и здоровья различных групп населения и уровня технического обеспечения планируются мероприятия с указанием сроков исполнения и ответственных.

Составление комплексных планов организуется врачами-специалистами (руководителем комитета по здравоохранению и главным государственным санитарным врачом территории), утверждают их руководители администрации территории. После утверждения план приобретает форму документа, обязательного для всех исполнителей. На отдельных производственных объектах комплексные планы составляют главные врачи медико-санитарных частей, цеховые терапевты, санитарные врачи по гигиене труда. Утверждает их директор объекта.

Заключение

В подавляющем большинстве социально-гигиенических исследований группового здоровья, здоровья населения и общественного здоровья в предыдущие годы речь шла о количественной оценке здоровья. Правда, с помощью показателей, индексов и коэффициентов всегда в научных исследованиях пытались оценить качество здоровья, т.е. пытались дать характеристику здоровья, как параметра качества жизни. Сам термин «качество жизни» в отечественной научной литературе стал применяться недавно, лишь в последние 10-15 лет. Это и понятно, ибо лишь тогда можно говорить о «качестве жизни» населения, когда в стране (как это давно произошло в развитых странах Европы, Америки, в Японии и некоторых других развитых странах) основные материальные ^социальные блага доступны большинству населения.

По определению ВОЗ (1999), качество жизни - оптимальное состояние и степень восприятия отдельными людьми и населением в целом того, как удовлетворяются их потребности (физические, эмоциональные, социальные и пр.) и предоставляются возможности для достижения благополучия и самореализации.

У нас в стране под качеством жизни чаще всего подразумевают категорию, включающую в себя сочетание условий жизнеобеспечения и состояния здоровья, позволяющих достичь физического, психического, социального благополучия и самореализации.

Несмотря на отсутствие общепринятого в мире понятия «качество здоровья», как важнейшей составляющей «качества жизни», предпринимаются попытки дать комплексную оценку общественного здоровья (количественную и качественную).

Как предмет преподавания общественное здоровье и здравоохранение прежде всего способствует повышению качества подготовки будущих специалистов - врачей; формированию у них навыков не только уметь правильно поставить диагноз и лечить больного, но и способности организовать высокий уровень медицинского обслуживания, умение четко организовать свою деятельность.

Литература

1. Айвазян С.А. Анализ синтетических категорий качества жизни населения субъектов Российской Федерации: их измерение, динамика, основные тенденции // Уровень жизни населения регионов России. - 2002. - №11.

2. Народное благосостояние: тенденции и перспективы / под ред. Н.М. Римашевской, Л.А. Оникова. - М.: Наука, 1991. - 255 с. 41. Новиков Г.Н. Теории международных отношений: учебное пособие. - Иркутск: Изд-во ИГУ, 1996. - 298 с.

3. Шитова Ю.Ю. Социально-экономический анализ в пакете SPSS / Ю.Ю. Шитова, Ю.А. Шитов. - Саранск: Изд-во Мордовского гос. унта, 2010. - 60

4. Авалиани С.Л. Теоретические и методические основы гигиенической оценки реальной нагрузки воздействия химических факторов окружающей среды на организм: Автореф. дисс. д.м.н. - М., 1995.

5. Биглхол Р., Бонита Р., Кьельстрем Т. Основы эпидемиологии. - Женева, ВОЗ. 1994.

6. Киселев А.В. Оценка риска здоровью в системе гигиенического мониторинга. - СПб.: Медицинская академия последипломного образования, 2001. - 36 с.

7. Лисицин Ю.П., Сахно А.В. Здоровье человека - социальная ценность. - М.: Мысль, 1989. -89 с

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Изучение уровня, структуры и факторов заболеваемости язвенной болезнью подростков. Относительные величины. Медико-демографические и показатели заболеваемости населения. Метод стандартизации. Применение средних величин для оценки общественного здоровья.

    лабораторная работа , добавлен 03.03.2009

    Возрастная структура населения, показатели его заболеваемости и обращаемости в лечебно-профилактические медицинские учреждения. Статистические методы исследования здоровья населения. Разработка плана организационных мероприятий по обучению студентов.

    курсовая работа , добавлен 11.09.2015

    Статистика состояния здоровья населения. Методы изучения общественного здоровья и общей заболеваемости. Организация специального учета важнейших неэпидемических заболеваний и методика изучения заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

    контрольная работа , добавлен 02.07.2013

    Вычисления показателей смертности, летальности или заболеваемости часто проводятся для неоднородных по своему возрастному или половому составу групп населения. Необходимость статистического метода стандартизации показателей медицинского характера.

    методичка , добавлен 19.04.2009

    Представление об этиологии, лечении и профилактике вирусного гепатита, его социальный, медицинский и психологический аспекты. Общая характеристика показателей здоровья населения, статистика его заболеваемости, потери трудоспособности и смертности.

    контрольная работа , добавлен 23.12.2010

    Организационные принципы и современные теории медицины и здравоохранения. Социальные и биологические факторы здоровья. Понятие о здоровом образе жизни. Сущность и методы изучения здоровья. Организационно-правовые основы медицинской деятельности.

    реферат , добавлен 27.01.2011

    Критерии, используемые для оценки здоровья определенной группы людей или населения в целом. Факторы, потенциально опасные для здоровья человека, способствующие возникновению заболеваний. Основные источники получения информации о заболеваемости населения.

    презентация , добавлен 20.03.2015

    Проблема сохранения здоровья трудоспособного населения. Гигиенические исследования условий труда и их оценка. Современные аспекты условий труда и состояние здоровья работников горнодобывающей промышленности. Оценка репродуктивного здоровья горнорабочих.

    курсовая работа , добавлен 12.02.2013

    Концептуальные основы профилактической стратегии в охране здоровья населения. Методы исследования в данной области. Личная гигиена - условие эффективной первичной и вторичной профилактики заболеваний. Анализ факторов, определяющих здоровый образ жизни.

    презентация , добавлен 26.10.2016

    Описания мероприятий по охране здоровья населения: предоставления гражданам бесплатной медицинской помощи, финансирования федеральных программ охраны и укрепления здоровья. Обзор динамики обеспеченности населения врачами и средним медицинским персоналом.

В основе медицины лежат два фундаментальных понятия – «здоровье» и «болезнь». С этими основными категориями связаны все теоретические и практические проблемы здравоохранения, так как любая медицинская деятельность направлена прежде всего на сохранение и укрепление здоровья людей, предупреждение и лечение болезней.

В современной литературе существует много различных трактовок понятия «здоровье», которые классифицируются следующим образом:

1) здоровье как отсутствие болезней;

2) здоровье и норма как тождественные понятия;

3) здоровье как единство морфологических, психоэмоциональных и социально-экономических понятий.

Для этих определений общим является понятие здоровья как нечто противоположное болезни.

Здоровье человека не может сводиться лишь к констатации отсутствия болезней, недомогания, дискомфорта. По определению ВОЗ, «здоровье является состоянием полноценного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов».

Выделяют еще так называемое третье (или промежуточное) состояние, которое близко то к здоровью, то к заболеванию, но не является ни тем ни другим. К нему относят: неврастению, потерю аппетита, раздражительность, головную боль, усталость и т. п. Оно характерно для людей курящих, употребляющих алкоголь, перемещающихся из одного часового пояса в другой, а также людей в период полового созревания и угасания половой функции, для женщин в предродовом и послеродовом периодах и в старости, когда происходит упадок жизнедеятельности организма.

Третье состояние снижает потенциальные возможности человека, не дает ему возможности использовать все психические и физические возможности, заложенные в него природой. В нем кроются истоки многих болезней, поэтому умение диагностировать это состояние, предотвращать и ликвидировать его – важнейшая задача медицинской науки и практического здравоохранения.

Здоровье и болезни отдельного человека в своей основе выражаются биологическими критериями приспособления, изменчивости, наследственности. У человека общебиологические качества не являются основополагающими, они опосредуются социальными условиями его жизни. Вот почему следует говорить о здоровье и болезнях людей и подходить к человеку необходимо не только как к биологическому организму, но и как к социальному существу, т. е. трактовать «здоровье» и «болезнь» как биосоциальные категории.

Невозможно понять и определить здоровье в отрыве от конкретной среды, в которой живет человек, поэтому грамотное определение здоровья возможно лишь на основе понимания сущности человека, проблемы соотношения социального и биологического.

Здоровье человека исследуется и измеряется на различных уровнях. Если речь идет об отдельных людях, говорят об индивидуальном здоровье, если об их сообществах – о групповом здоровье, если о здоровье населения, проживающего на определенной территории, – о здоровье популяции.

При оценке состояния здоровья каждый уровень требует своих подходов. Индивидуальное здоровье оценивается по персональному самочувствию, наличию или отсутствию заболеваний, трудоспособности, физическому состоянию и развитию и т. д. При оценке группового здоровья прибегают уже к специальным критериям.

Здоровье населения изучается и на социологическом уровне, т. е. на уровне общественного здоровья. Общественное здоровье отражает здоровье индивидуумов, из которых и состоит общество. Это не только медицинское понятие, а в значительной степени общественная, социально-политическая и экономическая категория, поскольку внешняя социальная и природная среда опосредуется через конкретные условия жизни – труд и быт.

Существуют три группы показателей, по которым судят о состоянии здоровья населения, – это:

1) демографические показатели;

2) показатели заболеваемости и инвалидности;

3) показатели физического развития.

Большая часть показателей здоровья квалифицирует наличие и распространенность заболеваний, несчастных случаев, случаев смерти, стойкой потери трудоспособности, дефектов и отставания в психическом и физическом развитии, так как для медицины характерно сосредоточение внимания на патологических состояниях, т. е. определение здоровья через характер и интенсивность заболеваний.

С понятием здоровья тесно связаны представления о факторах риска – состояниях, способствующих возникновению и развитию болезней. К числу главных факторов, определяющих здоровье, относятся:

1) факторы природной среды – климат данной территории, рельеф, флора и фауна местности, солнечная радиация, среднегодовая температура, комплекс космических факторов;

2) биологические и психологические факторы, которые характеризуют индивидуальность человека: наследственность, адаптационные свойства организма, темперамент, конституция, поведение, т. е. то, что характеризует индивидуальность человека;

3) социально-экономические факторы – социально-экономическое и политическое развитие общества, условия жизни, труд, быт и др.;

4) медицинские факторы – состояние здравоохранения, развитие медико-санитарных служб, дефекты и недостатки в организации медицинской помощи, медицинская активность населения.

Человек получает сочетанное воздействие взаимосвязанных и обусловливающих друг друга факторов, поэтому комплексное медико-социальное исследование состояния здоровья населения проводится с учетом влияния большего числа факторов, их взаимосвязи и ранговой оценки каждого из них.

Различают первичные факторы риска, которые зависят от социально-экономических, политических, природных условий, и вторичные факторы риска, которые способствуют возникновению патологических состояний и развитию болезней. Поэтому наряду с общепринятыми для характеристики здоровья показателями большое значение приобретают показатели, позволяющие оценить функциональное состояние организма по различным физиологическим и биохимическим сдвигам, которые еще не вызывают заболевания, но снижают адаптационные возможности организма и объединяются в понятие преморбидных состояний.

Наиболее адекватным критерием общественного здоровья служит категория образа жизни, а показателем – медико-социальный потенциал трудоспособности. Исследование общественного здоровья, особенно здоровья здоровых, имеет стратегическое значение в профилактике заболеваний и улучшении здоровья населения.

В настоящее время отмечается отрицательная тенденция к увеличению количества больных и лиц с факторами риска на фоне относительно небольшого удельного веса здоровых. Это делает особенно актуальным изучение состояния здоровья населения и решение проблем первичной профилактики болезней и различных патологических состояний.


| |
Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...