Как реструктуризировать долг по налогам. Реструктуризация налоговой задолженности


Санкциями называются не только наказания, но также поощрения, способствующие соблюдению социальных норм.

Санкции – охранники норм. Наряду с ценностями они ответственны за то, почему люди стремятся выполнять нормы. Нормы защищены с двух сторон – со стороны ценностей и со стороны санкций.

Социальные санкции – разветвленная система вознаграждений за выполнение норм, т.е. за конформизм, за согласие с ними, и наказаний за отклонение от них, т.е. за девиан-тносгь.

Конформизм представляет собой внешнее согласие с общепринятыми нормами, когда внутренне индивид может сохранять в себе несогласие с ними, но никому не говорить о том.

Конформизм – цель социального контроля. Однако целью социализации конформизм не может быть, ибо она должна завершаться внутренним согласием с общепринятым.

Выделяют четыре типа санкций: позитивные и негативные, формальные и неформальные. Они дают четыре типа сочетаний, которые можно изобразить в виде логического квадрата:

Позитивные негативные

ФОРМАЛЬНЫЕ

НЕФОРМАЛЬНЫЕ

Формальные позитивные санкции (Ф+) – публичное одобрение со стороны официальных организаций (правительства, учреждения, творческого союза): правительственные награды, государственные премии и стипендии, пожалованные титулы, ученые степени и звания, сооружение памятника, вручение почетных грамот, допуск к высоким должностям и почетным функциям (например, избрание председателем правления).

Неформальные позитивные санкции (Н+) – публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: дружеская похвала, комплименты, молчаливое признание, доброжелательное расположение, аплодисменты, слава, почет, лестные отзывы, признание лидерских или экспертных качеств, улыбка.

Формальные негативные санкции (Ф-) – наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, административными инструкциями, предписаниями, распоряжениями: лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, депремирование, конфискация имущества, понижение в должности, разжалование, низложение с престола, смертная казнь, отлучение от церкви.

Неформальные негативные санкции (Н-) – наказания, не предусмотренные официальными инстанциями: порицание, замечание, насмешка, издевка, злая шутка, нелестная кличка, пренебрежение, отказ подать руку или поддерживать отношения, распускание слуха, клевета, недоброжелательный отзыв, жалоба, сочинение памфлета или фельетона, разоблачительная статья.

Итак, социальные санкции выполняют ключевую роль в системе социального контроля. Санкции вместе с ценностями и нормами составляют механизм социального контроля. Социальные санкции представляют собой систему вознаграждений и наказаний. Они делятся на четыре типа: позитивные и негативные, формальные и неформальные. В зависимости от способа вынесения санкций – коллективного или индивидуального – социальный контроль может быть внешним и внутренним (самоконтроль). По степени интенсивности санкции бывают строгими, или жесткими, и нестрогими, или мягкими.

Сами по себе нормы ничего не контролируют. Поведение людей контролируют другие люди на основе норм, которые, как ожидается, будут соблюдаться всеми. Соблюдение норм, как и выполнение санкций, делает наше поведение предсказуемым. Каждый из нас знает, что за выдающееся научное открытие ожидает официальная награда, а за тяжкое преступление – тюремное заключение. Когда мы ожидаем от другого человека определенного поступка, то надеемся, что он знает не только норму, но и следующую за ним санкцию.

Таким образом, нормы и санкции соединены в единое целое. Если у какой-то нормы отсутствует сопровождающая ее санкция, то она перестает регулировать реальное поведение. Она становится лозунгом, призывом, воззванием, но она перестает быть элементом социального контроля.

Применение социальных санкций в одних случаях требует присутствия посторонних лиц, а в других не требует. Увольнение оформляется отделом кадров учреждения и предполагает предварительное издание распоряжения или приказа. Тюремное заключение требует сложной процедуры судебного разбирательства, на основании которого выносится судебное решение. Привлечение к административной ответственности, скажем, штрафование за безбилетный проезд, предполагает присутствие официального транспортного контролера, иногда и милиционера. Присвоение ученой степени предполагает не менее сложную процедуру защиты научной диссертации и решения ученого совета.

Санкции к нарушителям групповых привычек требуют наличия меньшего числа лиц. Санкции никогда не применяются по отношению к самому себе. Если применение санкций совершается самим человеком, направлено на себя и происходит внутри, то такую форму контроля надо считать самоконтролем.

studfiles.net

примеры. Социология личности:: BusinessMan.ru

  • Наказания.
  • Порицания.

Суть социального контроля

Самоконтроль и диктатура

Благими намерениями…

businessman.ru

Формальные негативные санкции: понятие, примеры:: BusinessMan.ru

Формальные негативные санкции - один из инструментов поддержания социальных норм в обществе.

Что такое норма

Данный термин пришел из латинского языка. Дословно означает «правило поведения», «образец». Мы все живем в обществе, в коллективе. У каждого существуют свои ценности, предпочтения, интересы. Все это дает личности определенные права и свободы. Но нельзя забывать, что люди живут рядом друг с другом. Этот единый коллектив называется обществом или социумом. И важно знать, какими законами регулируются правила поведения в нем. Они называются социальными нормами. Формальные негативные санкции позволяют обеспечить их соблюдение.

Виды социальных норм

Правила поведения в обществе подразделяются на подвиды. Это важно знать, т. к. именно от них зависят социальные санкции и их применение. Они подразделяются на:

  • Обычаи и традиции. Переходят от одного поколения к другому на протяжении многих веков и даже тысячелетий. Свадьбы, праздники и т. д.
  • Правовые. Закреплены в законах и нормативно-правовых актах.
  • Религиозные. Правила поведения, основанные на вере. Обряды крещения, религиозные празднества, пост и др.
  • Эстетические. Основаны на чувстве о прекрасном и безобразном.
  • Политические. Регулируют политическую сферу и все, что с ней связано.

Существует также множество других норм. Например, правила этикета, медицинские нормы, техника правил безопасности и т. д. Но основные мы перечислили. Таким образом, ошибочно полагать, что социальные санкции относятся только к юридической сфере. Право - лишь одна из подкатегорий социальных норм.

Девиантное поведение

Естественно, все люди в обществе должны жить по общепринятым правилам. В противном случае наступит хаос и анархия. Но некоторые индивиды иногда перестают подчиняться общепринятым законам. Они нарушают их. Такое поведение называется отклоняющимся, или девиантным. Именно за это предусмотрены формальные негативные санкции.

Виды санкций

Как стало уже понятно, они призваны наводить порядок в обществе. Но ошибочно считать, что санкции носят отрицательный оттенок. Что это что-то плохое. В политике данный термин позиционируется как ограничительный инструмент. Складывается неверное понятие, означающее запрет, табу. Можно вспомнить и привести в качестве примера недавние события и торговую войну между западными странами и Российской Федерацией.

На самом деле их четыре вида:

  • Формальные негативные санкции.
  • Неформальные негативные.
  • Формальные позитивные.
  • Неформальные позитивные.

Но подробнее остановимся на одном виде.

Формальные негативные санкции: примеры применения

Получили такое название неслучайно. Особенностью их являются следующие факторы:

  • Связаны с формальным проявлением, в отличие от неформальных, которые имеют только эмоциональную окраску.
  • Применяются только за девиантное (отклоняющееся) поведение, в отличие от позитивных, которые, наоборот, призваны поощрять индивида за образцовое исполнение социальных норм.

Приведем конкретный пример из трудового законодательства. Допустим, гражданин Иванов является предпринимателем. На него работают несколько человек. В ходе трудовых отношений Иванов нарушает условия трудового контракта, заключенного с работниками, и задерживает им зарплату, аргументируя это кризисными явлениями в экономике.

Действительно, объемы продаж резко сократились. У предпринимателя не хватает денежных средств на покрытие задолженности по заработной плате перед сотрудниками. Можно подумать, что он не виноват и может безнаказанно задерживать денежные средства. Но на самом деле это не так.

Как предприниматель он должен был взвесить все риски при осуществлении своей деятельности. В противном случае он обязан предупредить об этом сотрудников и начать соответствующие процедуры. Подобное предусмотрено законодательством. Но вместо этого Иванов понадеялся, что все обойдется. Работники, конечно, ничего не подозревали.

Когда подходит день оплаты, они узнают, что денег в кассе нет. Естественно, их права при этом нарушены (у каждого сотрудника есть финансовые планы на отдых, социальное обеспечение, возможно, определенные финансовые обязательства). Работники подают официальную жалобу в государственную инспекцию по охране труда. Предприниматель нарушил в данном случае нормы трудового и гражданского кодексов. Проверяющие органы подтвердили это и обязали выплатить в скором времени заработную плату. За каждый день просрочки теперь начисляется определенная пеня в соответствии со ставкой рефинансирования Центрального банка РФ. Кроме этого, проверяющие органы наложили на Иванова административный штраф за нарушения трудовых норм. Подобные действия и будут являться примером формальных негативных санкций.

Выводы

Но административный штраф - не единственная мера. Например, работнику за опоздание в офис вынесли строгий выговор. Формальность в данном случае заключается в конкретном действии - внесении в личное дело. Если бы последствия за его опоздание ограничились лишь тем, что директор эмоционально, на словах, сделал ему замечание, то это был бы пример неформальных негативных санкций.

Но не только в трудовых отношениях они применяются. Почти во всех сферах преобладают в основном негативные формальные социальные санкции. Исключение, конечно, - моральные и эстетические нормы, правила этикета. За их нарушениями обычно следуют неформальные санкции. Они носят эмоциональный характер. Например, никто не оштрафует человека за то, что он в сорокаградусный мороз не остановился на трассе и не взял в попутчицы маму с грудным ребенком. Хотя общество негативно может на это отреагировать. Шквал критики обрушится на этого гражданина, если, конечно, это предадут огласке.

Но не стоит забывать, что многие нормы в этих сферах закреплены в законах и правилах. А значит, за их нарушение можно, помимо неформальных, получить формальные негативные санкции в виде арестов, штрафов, выговоров и т. д. Например, курение в общественных местах. Это эстетическая норма, вернее, отклонение от таковой. Некрасиво курить на улице и травить всех прохожих смолами. Но до недавнего времени за это полагались лишь неформальные санкции. Например, бабушка может критически высказаться в адрес нарушителя. Сегодня запрет на курение – юридическая норма. За ее нарушение индивид будет наказан штрафом. Это яркий пример трансформации эстетической нормы в юридическую плоскость с формальными последствиями.

businessman.ru

Неформальные позитивные санкции: определение, особенности:: BusinessMan.ru

Формирование и функционирование небольших социальных групп неизменно сопровождается возникновением целого ряда законов, обычаев и традиций. Их главной целью становится регуляция общественной жизни, сохранение заданного порядка и забота о поддержании благополучия всех членов общины.

Социология личности, ее предмет и объект

Такое явление, как социальный контроль, имеет место во всех типах общества. Впервые этот термин использовал французский социолог Габриэль Тард Он, называя так одно из важнейших средств коррекции преступного поведения. Позже социальный контроль стал рассматриваться им в качестве одного из определяющих факторов социализации.

В числе инструментов социального контроля называются формальные и неформальные поощрения и санкции. Социология личности, которая выступает разделом социальной психологии, рассматривает вопросы и проблемы, связанные с тем, как взаимодействуют люди в пределах определенных групп, а также то, каким образом происходит формирование отдельной личности. Эта наука под термином «санкции» понимает также и поощрения, то есть это следствие какого-либо поступка, независимо от того, положительную или отрицательную окраску он имеет.

Что такое формальные и неформальные позитивные санкции

Формальный контроль общественного порядка возложен на официальные структуры (правозащитную и судебную), а неформальный осуществляют члены семьи, коллектива, церковной общины, а также близкие и друзья. В то время как первый базируется на государственных законах, второй основан на общественном мнении. Неформальный контроль выражен посредством обычаев и традиций, а также при помощи средств массовой информации (публичное одобрение или порицание).

Если раньше такой вид контроля был единственным, то сегодня он актуален только для небольших групп. Благодаря индустриализации и глобализации современные группы насчитывают огромное количество людей (до нескольких миллионов), поэтому неформальный контроль оказывается несостоятельным.

Санкции: определение и виды

Санкциями социология личности называет наказание или вознаграждение, используемые в общественных группах по отношению к отдельным индивидам. Это реакция на выход индивида за границы общепризнанных норм, то есть последствие поступков, которые отличаются от ожидаемых. Учитывая виды социального контроля, различают формальные позитивные и негативные, а также неформальные позитивные санкции и негативные.

Особенность позитивных санкций (поощрений)

Формальными санкциями (со знаком «плюс») становятся различные виды публичного одобрения официальными организациями. Например, выдача грамот, премий, титулов, званий, государственных наград и назначение на высокие должности. Такие поощрения обязательно предусматривают соответствие индивидуума, к которому их применяют, определенным критериям.

В отличие от них не существует четких требований для того, чтобы заслужить неформальные позитивные санкции. Примеры подобных поощрений: улыбки, рукопожатия, комплименты, похвалы, аплодисменты, публичное вынесение благодарности.

Наказания, или негативные санкции

Формальными наказаниями выступают меры, которые изложены в юридических законах, правительственных постановлениях, административных инструкциях и распоряжениях. Индивид, нарушивший действующие законы, может быть подвергнут заключению, аресту, увольнению с работы, штрафу, служебному взысканию, выговору, смертной казни и другим санкциям. Отличие таких мер наказания от тех, которые предусмотрены неформальным контролем (неформальные негативные санкции), в том, что для их применения необходимо наличие конкретного предписания, регулирующего поведение индивида. Оно содержит критерии, относящиеся к норме, перечень действий (или бездействие), которые рассматриваются как нарушения, а также меру наказания за поступок (или его отсутствие).

Неформальными негативными санкциями становятся виды наказаний, не закрепленные на официальном уровне. Это могут быть насмешки, презрение, устные выговоры, недоброжелательные отзывы, замечания и другие.

Классификация санкций по времени применения

Все существующие виды санкций разделяют на репрессивные и превентивные. Первые применяют после того, как индивид уже совершил действие. Размер такого наказания или поощрения зависит от общественных убеждений, которые определяют вредность или полезность поступка. Вторые (превентивные) санкции предназначены для предотвращения совершения конкретных действий. То есть их цель – склонить индивида к тому поведению, который считается нормальным. Например, неформальные позитивные санкции в школьной системе образования призваны выработать у детей привычку «поступать правильно».

Результатом такой политики становится конформизм: своеобразная "маскировка" истинных мотивов и желаний индивида под камуфляжем привитых ценностей.

Роль позитивных санкций в формировании личности

Многие специалисты приходят к выводу, что неформальные позитивные санкции позволяют осуществлять более гуманный и эффективный контроль поведения индивидуума. Применяя различные меры поощрения и подкрепляя общественно приемлемые действия, можно воспитать такую систему убеждений и ценностей, которая будет препятствовать проявлению девиантного поведения. Психологи рекомендуют как можно чаще применять неформальные позитивные санкции в процессе воспитания детей.

businessman.ru

Формальные позитивные санкции: что это такое, определение

Коллектив фирмы – это небольшая социальная группа, а значит, к нему применимы понятия социологии, в том числе и санкции. Эта статья даст ответ на вопрос, что такое формальные позитивные санкции и как они помогают регулировать отношения среди сотрудников.

Что такое санкция

Санкция – это термин, порядком уже набивший оскомину и, как правило, ассоциирующийся с чем-то плохим. Это слово латинского происхождения: sanctio обозначает «строжайшее постановление».

Санкция – это часть правовой нормы, которая предусматривает плохие последствия для того, кто нарушит установленные правила.

Термин «социальная санкция» имеет практически такое же значение. Только в смысл социальной санкции включается не только наказание, но и поощрение. Социальная санкция управляет человеком не только «кнутом», но и «пряником». Следовательно, социальные санкции являются действенным механизмом социального контроля. Цель – подчинить человека социальной группе, дабы он следовал установленным нормам и правилам.

Виды социальных санкций

Социальные санкции делятся на формальные и неформальные, позитивные и негативные.

Негативные социальные санкции предусматривают наказание для человека, который совершил нежелательные действия, отступил от общепринятых в конкретном коллективе норм. Позитивные санкции, наоборот, направлены на то, чтобы поддержать индивида в его стремлении следовать правилам.

Формальные социальные санкции действуют на официальном уровне, исходят от руководства фирмы. В противоположность им неформальные санкции – это реакция членов самой социальной группы.

На «пересечении» позитивных и негативных, формальных и неформальных, получаем еще 4 вида санкций:

  • формальные позитивные;
  • неформальные позитивные;
  • формальные негативные;
  • неформальные негативные.

Формальные позитивные санкции

Формальные позитивные санкции – это поощрение действий человека со стороны руководства компании. К примеру, повышение по службе, премии и грамоты.

Основная движущая сила формальных позитивных санкций – материальная.

Каждый работник заинтересован в увеличении своей заработной платы. Лучше работаешь, вписываешься в коллектив – значит, быстрее продвигаешься по социальной лестнице, получаешь признание, уважение окружающих. Формальные позитивные санкции лучше всего работают в сочетании с неформальными.

Прочие типы санкций

Если начальник похвалит сотрудника при всех, сделает ему комплимент – это уже неформальная позитивная санкция. Само собой, к неформальным позитивным санкциям следует отнести такие же элементы общения между самими сотрудниками.

За соблюдение установленных норм и правил человека нужно поощрять, а за несоблюдение – наоборот, наказывать. За наказание отвечают санкции негативного типа, формальные и неформальные.

Формальные негативные санкции, которые можно применить к сотруднику, – это штраф, выговор с занесением в трудовую книгу и без, и, конечно, увольнение с работы по статье. Негативные санкции «давят» на страх человека потерять свою работу.

К неформальным негативным санкциям относят жалобу, насмешки, замечания и т. д. Неформальные негативные санкции вызывают у человека дискомфорт, вплоть до чувства вины. Следом за такими негативными переживаниями приходит желание исправиться, следовать нормам и правилам, принятым в коллективе.

Резюмируя сказанное выше, приходим к выводу, что коллектив фирмы, организации – это до некоторой степени саморегулирующаяся система, отторгающая из своего «тела» индивидов, которые «плывут против течения», не вписываясь в общепринятые рамки.

bizjurist.com

Неформальные негативные санкции: примеры. Социология личности

Большинство социальных групп функционируют в согласии с определенными законами и правилами, которые в той или иной степени регулируют поведение всех членов сообщества. Это законы, традиции, обычаи и обряды.

Первые разработаны на государственном или региональном уровнях, и их соблюдение обязательно абсолютно для всех граждан конкретного государства (а также для нерезидентов, находящихся на его территории). Остальные носят, скорее, рекомендательный характер и неактуальны для современного человека, хотя для жителей периферии по-прежнему имеют немалый вес.

Конформизм как способ адаптации

Сохранение привычного положения вещей и существующего порядка необходимо людям, как воздух. Детей с малых лет обучают тому, как желательно или даже необходимо себя вести в обществе других людей. Большинство воспитательных мер направлено на то, чтобы устранить из их поведения поступки, которые могут быть неприятными для окружающих. Детей учат:

  • Сдерживать проявления жизнедеятельности организма.
  • Не раздражать людей громкой речью и яркой одеждой.
  • Соблюдать границы личного пространства (не прикасаться к другим без необходимости).

Ну и, конечно, в этот список входит запрет на совершение актов насилия.

Когда человек поддается воспитанию и развивает соответствующие навыки, его поведение становится конформистским, то есть социально приемлемым. Таких людей считают приятными, ненавязчивыми, с ними легко общаться. Когда же поведение индивида отличается от общепринятого шаблона, к нему применяют различные меры наказания (формальные и неформальные негативные санкции). Цель этих действий в том, чтобы обратить внимание человека на характер его ошибок и откорректировать модель поведения.

Психология личности: система санкций

В профессиональном лексиконе психоаналитиков санкции означают реакцию группы на действия или слова отдельного субъекта. Различные виды наказаний применяют для осуществления нормативного регулирования социальных систем и подсистем.

Следует отметить, что санкции – это и поощрения. Наряду с ценностями вознаграждения стимулируют соблюдение существующих социальных норм. Они служат наградой тем субъектам, которые играют по правилам, то есть для конформистов. Вместе с тем девиантность (отклонение от законов) в зависимости от тяжести проступка влечет за собой определенные виды наказаний: формальные (штраф, арест) или неформальные (выговор, осуждение).

Что такое «наказание» и «порицание»

Применение тех или иных негативных санкций обусловлено тяжестью социально неодобряемого проступка и жесткостью норм. В современном обществе используют:

  • Наказания.
  • Порицания.

Первые выражаются в том, что на нарушителя может быть наложен штраф, административное взыскание или ему ограничивают доступ к социально ценным ресурсам.

Неформальные негативные санкции в форме порицаний становятся реакцией членов социума на проявления нечестности, грубости или хамства со стороны индивида. В таком случае участники общины (группы, коллектива, семьи) могут перестать поддерживать отношения с человеком, выражают ему общественное неодобрение и указывают на особенности поведения. Конечно, есть любители читать нотации по поводу и без него, но это уже совсем другая категория людей.

Суть социального контроля

По мнению французского социолога Р. Лапьера, санкции стоит разделять на три основных вида:

  • Физические, которые используются для наказания человека, нарушившего социальные нормы.
  • Экономические, которые заключаются в блокировке удовлетворения самых важных потребностей (штраф, пеня, увольнение).
  • Административные, суть которых в понижении социального статуса (предупреждение, взыскание, отстранение от должности).
  • В осуществлении всех перечисленных видов санкций, кроме провинившегося, принимают участие другие люди. Это и есть социальный контроль: общество использует понятие нормы для коррекции поведения всех участников. Целью социального контроля можно назвать формирование прогнозируемой и предсказуемой модели поведения.

    Неформальные негативные санкции в разрезе самоконтроля

    Для осуществления большинства видов социального наказания присутствие посторонних лиц становится обязательным. Например, человек, нарушивший закон, должен быть осужден в соответствии с принятым законодательством (формальные санкции). Судебный процесс может требовать участия от пяти-десяти человек до нескольких десятков людей, ведь тюремное заключение – это очень серьезная мера наказания.

    Неформальные негативные санкции могут быть использованы совершенно любым количеством людей и также оказывают на нарушителя огромное влияние. Даже если индивид не приемлет обычаи и традиции той группы, в которой он находится, ему неприятна враждебность. После определенного сопротивления ситуация может разрешиться двумя способами: уход из данного общества или согласие с его социальными нормами. В последнем случае значение имеют все существующие санкции: позитивные, негативные, формальные, неформальные.

    Когда социальные нормы внедрены глубоко в подсознание, необходимость применения внешнего наказания значительно ослабевает, так как индивид развивает способность самостоятельно контролировать свое поведение. Психология личности – это раздел науки (психологии), занимающийся исследованием различных индивидуальных процессов. Довольно много внимания она уделяет изучению самоконтроля.

    Суть этого явления в том, что человек сам сопоставляет свои поступки с общепринятыми нормами, этикетом и обычаями. Когда он замечает отклонение, то способен сам определить тяжесть проступка. Как правило, следствием таких нарушений становятся угрызения совести и мучительное чувство вины. Они свидетельствуют об успешной социализации индивида, а также о его согласии с требованиями общественной морали и нормами поведения.

    Значение самоконтроля для благополучия группы

    Особенностью такого явления, как самоконтроль, является то, что все мероприятия по выявлению отступления от норм и применению негативных санкций выполняются самим нарушителем. Он и судья, и присяжные, и палач.

    Конечно, если о проступке станет известно другим людям, общественное порицание также может иметь место. Однако в большинстве случаев даже при сохранении события в тайне отступник будет наказан.

    Согласно статистике, на 70% социальный контроль осуществляется при помощи самоконтроля. К этому инструменту в той или иной мере прибегают многие родители, руководители предприятий и даже государств. Правильно разработанные и внедренные наставления, корпоративные правила, законы и традиции позволяют добиться впечатляющей дисциплины при минимальных затратах времени и усилий на проведение контролирующих мероприятий.

    Самоконтроль и диктатура

    Неформальные негативные санкции (примеры: осуждение, неодобрение, отстранение, порицание) становятся мощным оружием в руках умелого манипулятора. Используя эти приемы как средство внешнего контроля над поведением членов группы и одновременно сводя к минимуму или даже исключая самоконтроль, руководитель может получить немалую власть.

    При отсутствии собственных критериев для оценки правильности поступков люди обращаются к нормам общественной морали и списку общепринятых правил. Для сохранения равновесия в группе внешний контроль должен быть тем жестче, чем хуже развит самоконтроль.

    Обратной стороной избыточного контроля и мелочной опеки человека становится торможение развития его сознания, приглушение волевых усилий личности. В разрезе государства это может привести к установлению диктатуры.

    Благими намерениями…

    В истории немало случаев, когда диктатура была введена как временная мера - ее целью называли наведение порядка. Однако наличие этого режима на протяжении длительного времени и распространение жесткого принудительного контроля граждан мешают развитию внутреннего контроля.

    В результате их ждала постепенная деградация. Эти личности, не привыкшие и не умеющие брать на себя ответственность, не способны обойтись без внешнего принуждения. В дальнейшем диктатура становится им необходима.

    Таким образом, можно заключить, что чем выше уровень развития самоконтроля, тем более цивилизованно общество и тем менее ему нужны какие-либо санкции. В обществе, члены которого характеризуются высокой способностью к самоконтролю, с большей вероятностью может быть установлена демократия.

    Источник

    Статьи такими же метками:

    ideiforbiz.ru

    Формальная и неформальная позитивная санкция

    Так или иначе, каждый из нас зависит от общества, в котором он существует. Конечно, проявляется это не в полной конформности тех или иных индивидов, ведь у всех есть свое мнение и взгляд на тот или иной вопрос. Однако очень часто общественность способна влиять на поведение личности, формировать и изменять ее отношение к собственным поступкам. Такое явление характеризуется возможностью тех или иных представителей социума реагировать на что-либо с помощью санкций.

    Они могут быть самыми разными: позитивными и негативными, формальными и неформальными, правовыми и моральными и так далее. Во многом это зависит от того, в чем именно заключается поступок индивида.

    Например, для многих из нас наиболее приятной является неформальная позитивная санкция. В чем же заключается ее суть? Прежде всего, стоит сказать, что позитивными могут быть как неформальные санкции, так и формальные. Первые имеют место быть, например, на месте работы человека. Можно привести следующий пример: офисный работник заключил несколько выгодных сделок – начальство за это выдало грамоту, повысило в должности и подняло ему заработную плату. Этот факт был запечатлен в определенных документах, то есть официально. Поэтому в данном случае мы видим формальную позитивную санкцию.

    Собственно, неформальная позитивная санкция

    Однако помимо официального одобрения со стороны начальства (или государства), человек получит похвалу от своих сослуживцев, друзей, родственников. Это будет проявляться в словесном одобрении, пожатии руки, объятиях и так далее. Таким образом, со стороны социума будет даваться неформальная позитивная санкция. Она не находит вещественного проявления, однако для большинства из индивидов является более значимой, чем даже повышение заработной платы.

    Существует огромное количество ситуаций, по отношению к которым могут быть применены неформальные позитивные санкции. Примеры будут приведены далее.


    Таким образом, можно проследить, что данный вид поощрения действий того или иного индивида наиболее часто проявляется в простых бытовых ситуациях.

    Однако, как и в случае с повышением заработной платы, формальные позитивные санкции могут сосуществовать с неформальными. Например, человек получил медаль за отвагу во время боевых действий. Наряду с официальной похвалой со стороны государства, он получит одобрение от окружающих, всеобщий почет и уважение.

    Итак, можно говорить о том, что формальные и неформальные позитивные санкции могут быть применены к одному и тому же поступку.

    Для большинства предприятий выплата налогов является приоритетной задачей. Но созданные государством экономические условия, не способствуют выполнению компаниями своих непосредственных обязанностей в полном объёме. Поскольку суммы начислений оказываются неподъёмными для отдельных несостоятельных учреждений, а неуплата грозит санкциями в отношении них, то реструктуризация налоговой задолженности 2018 года является выходом из сложившегося положения.

    Статистические данные показывают, что на текущий момент около 30% плательщиков имеют долги по сборам. Накопление их в дальнейшем только усугубит ситуацию, поэтому предоставлять реструктуризацию также в интересах госбюджета. Это действие является хоть и минимальной, но гарантией налоговикам в получении обязательных платежей от контрагентов.

    Особенности реструктуризации задолженности по налогам

    Раскрывая суть проведения реструктуризации налоговой задолженности 2018 можно обозначить процесс урегулирования возникшей недоимки у физ. или юрлица, с целью облегчения его финансового положения. При осуществлении этой процедуры происходит перераспределение обязательств предприятия-должника из настоящих в долгосрочные перспективы.

    В НК РФ существует несколько видов переноса периода погашения налоговых обязательств, но реструктуризация, как один из предложенных законодательно вариантов, имеет следующие преимущества:

    1. Для применения этого вида переноса не существует определённого перечня оснований, но для применения рассрочки у должника должны быть подтверждённые особые обстоятельства, отмеченные в нормативе.
    2. В процессе возможно списание некоторой задолженности по начисленным пеням. Такой же принцип используется и по отношению к предъявленным штрафам.
    3. Реструктуризировать можно налог любого вида.

    Появление долгов по налогам чревато негативными последствиями и требует незамедлительного решения

    Алгоритм реструктурирования имеет вид:

    • общий период – 10 лет;
    • возмещение производится равными частями;
    • выплата происходит не реже 1 раза в квартал;
    • первые 6 лет производится равномерная оплата долгов;
    • в оставшийся срок происходит выплата несписанных штрафов и пени.

    Важно! По федеральным пошлинам предоставляется единоразовый случай реструктурирования долгов. В случае несоблюдения регламента перечислений налогов, повторная возможность не даётся.

    Работа по преобразованию назначенных сроков оплаты начинается с подачи соответствующего заявления и сопроводительных документов в НС. По статье 64 НК, бумаги необходимо подавать в госорган, предоставляющий рассрочку и обладающий требуемыми полномочиями. После изучения поданных документов происходит согласование предоставления льготной системы либо в отказе от её применения.

    Инициирование перераспределения долгов по начисленным пеням и санкционным начётам может иметь следующие достоинства по отношению к плательщику:

    1. При полном перечислении в ФБ сумм в регламентированный договором период в течение двухлетнего срока дисциплинированный контрагент вознаграждается 50 % списанием от остатка суммы долга.
    2. При схожей дисциплине, но четырехлетнего отрезка времени - 100% аннулирования остатка задолженности. Но упразднение долгов без досрочного исполнения условий погашения недоплат невозможно.

    У должников имеется возможность провести реструктуризацию налоговой задолженности

    Необходимые документы

    Соответствующим заявлением для обращения соискателей в НС служит форма, легитимированная Приказом 2010 г. ФМС под номером МММ-7-8/469@. Заполненный бланк после сдачи юридическим или физическим просителем в пятидневный срок перенаправляется федеральной уполномоченной службой по месту регистрации должника.

    Внимание! Если произошло применение ст.64 НК и компании предоставляют льготные условия с начислением процентов, то при составлении обращения должно быть указано, что она принимает на себя эти обязательства по уплате сверх сумм, начисленных на имеющуюся недоплату.

    К заполненной форме необходимы такие приложения:

    • сведения от НС о фактическом положении пошлинных обязательств у компании по части дисциплины оплат, оформленные в виде справки;
    • список-подтверждение об открытых счетах, справочной формы;
    • официальная банковская выписка о движении финансов, запрашивается за период последних шести месяцев;
    • наличие в картотеке банка расчетных актов, подтверждающих неоплату отдельных счетов;
    • информация о фактическом балансе учреждения;
    • перечень дебиторов с указанием потенциала исполнения их обязательств перед соискателем рассрочки;
    • примерный график реального исполнения возмещения возникшей неоплаты;
    • бумаги, доказывающие наличие причин для возможности получения разрешения распределения суммы.

    При получении рассрочки рекомендуется придерживаться прописанного графика перечислений, утверждённого обеими сторонами. Погашение может состояться раньше регламентированного момента. Поводом для досрочного аннулирования долгов может быть появившаяся необходимость у налогоплательщика в получении другой отсрочки, которую предоставят только после погашения имеющейся.

    Для проведения реструктуризации необходимо собрать все требуемые документы

    Основания по ФЗ

    Обращение в ФНС с инициированием реструктуризации должно иметь мотивацию. Перед началом сбора документов соискателю следует изучить нормативные основания, имея которые, рассрочка будет одобрена с отсылкой на ФЗ.

    На основании ст.64 НК существуют следующие прецеденты для разрешения переструктурирования долгов:

    1. Заявителю нанесён ущерб по причине определённых обстоятельств масштабного характера.
    2. Действия, связанные с исполнением госзаказа привели к образованию дефицита финансов на покрытие сборов.
    3. Оплата сборов повлечёт за собой банкротство. Определяется это при наличии следующих признаков:
      1. возникновение кредиторки по материальным обязательствам;
      2. общий размер ответственностей превысит 100 тыс.руб;
      3. невозможность оплатить иные пошлинные отчисления;
      4. имеются кредиторские обязательства сроком более трёх месяцев.
    4. Предприятие получает прибыль сезонно, а отчётный период не совпадает с ним.
    5. Специфика предприятия связана с пересечением пределов ТС и первоочерёдной задачей является оплата таможенных пошлин.

    Для справки! НК закреплено, если перераспределение предоставляется по причине возможного возникновения банкротства или связано с сезонным направлением деятельности, то размер неуплаты утяжеляется процентными начислениями, равными ½ ставки Центробанка.

    Порядок предоставления реструктуризации задолженности даёт понятие налогоплательщикам о том, что существует возможность реализовать налоговую повинность, накопившуюся за прошлые периоды.

    Решение о реструктуризации долга по налогам не всегда может быть положительным

    Налоговый кредит и его особенности

    Этот вид налоговых уступок не рассматривается, как разделение выплат или перенос момента их осуществления. Это действие направлено на изменение периода возмещения за счет сборов. Фирма наделяется правом в регламентированный срок в определённых размерах снижать накопленные пошлинные издержки с перспективным возмещением объёма кредитования и санкций, поэтапно. Понижение допустимо до момента достижения невозмещенной части до размера, одобренного для конкретного контрагента.

    К особенностям можно отнести:

    • период действия – год, по некоторым сборам возможно и продление с максимальным показателем – пять лет;
    • соискатели, внесённые в реестр ЗТР, могут рассчитывать на увеличение срока до пределов десятилетнего периода;
    • если у предприятия несколько предложений на обеспечение НК, то сумма подсчитывается по каждому из них индивидуально, предел уменьшения не более половины объёма и наличие нескольких соглашений не влияют на регламент.

    Кредит предоставляется после подтверждения компанией детального наличия аргументов документальным порядком. Отношения между ФНС и плательщиком регламентируются контрактом, составленным после подачи соответствующего заявления соискателем.

    Согласно ст.67 НК поводом для предоставления кредита служит осуществление такой трудовой деятельности:

    1. Научного исследования и техпереоснащения производства для нормализации трудовых мест для недееспособных лиц.
    2. Для предупреждения деяний, направленных на загрязнение экологии.
    3. Различная инновационная деятельность.
    4. Выполнение значимого заказа для соцэконом развития госзначения и оборонной промышленности.

    Выходом при появлении задолженности может стать получение налогового кредита

    Когда откажут в реструктуризации задолженности по налогам

    При лояльности НК к задолжникам по обязательствам, всё же существуют прецеденты, когда в реструктуризировании отказывают. К таким примерам можно отнести:

    • у заявителя имеется незавершённое уголовное производство по вопросу несоблюдения правовых норм НК;
    • за лицом числится админнарушение, связанное с неисполнением НК;
    • существуют объективные сведения об использовании кредитования в корыстных целях с нарушением норм законодательства;
    • предоставленное ранее пошлинного кредита использовалось с нарушениями.

    При наличии таких обстоятельств, решение об изменении срока уплаты налога не выносится. Если данные обстоятельства были выявлены позже вынесения решения, то вступивший в силу документ аннулируется, и дальнейшая работа с ним происходит с индивидуальным подходом.

    Ситуация экономической нестабильности, охватившая немалое количество учреждений, подводит и системные корпорации. Это активно подталкивает налогоплательщиков к поиску путей законного действия по снижению обязательств по сборам. Выявленный способ в изменении сроков наполнения госбюджета для законопослушных контрагентов стал популярным в рамках налоговой оптимизации. Невнесение правок в НК в 2019 приведёт к тенденции на дальнейшее распространение перераспределения долгов.

    В видео вы узнаете, как проверить налоговую задолженность:

    У организаций есть возможность в 2008 году реструктурировать кредиторскую задолженность. Она касается региональных налогов и пеней, штрафов за нарушение налогового законодательства. Об этом говорится в Приказе УФНС России по РС (Я) от 5 августа 2008 N 01-08/0289. В нем определен порядок проведения реструктуризации задолженности перед государственным бюджетом РС (Я).

    Какую именно задолженность можно реструктурировать? Это кредиторская задолженность по налогам и сборам по данным учета налоговых органов.

    Методы реструктуризации кредиторской задолженности

    Реструктуризация кредиторской задолженности – это комплекс мероприятий, направленных на сокращение обязательств предприятия перед контрагентами, бюджетом, внебюджетными фондами. В бюджет 6 лет погашается основной долг, 4 года – штрафы, пени.

    — поиска поставщиков, работающих на более выгодных для организации условиях, использования этой информации при переговорах с уже имеющимися поставщиками;

    — RS долга путем пересмотра условий и сроков (отсрочки, рассрочки) его выплаты кредиторам, прощения долга, погашения задолженности в обмен на собственность.

    RS КЗ путем отсрочки, рассрочки выплаты (ежегодная, ежеквартальная форма), прощения части или всего долга - один из самых очевидных способов финансового оздоровления, однако его реализация не очень проста и имеет свою цену.

    Мир экономики — сборник экономических статей

    Реструктуризация кредиторской задолженности по налогам и сборам проводится с целью финансового оздоровления предприятий и гарантированного периодического поступления в бюджеты всех уровней реструктурированной задолженности и начисленных процентов. В результате финансового оздоровления создаются благоприятные условия производственной деятельности предприятия и своевременной уплаты налогов и сборов.

    Реструктуризация налогов заключается в предоставлении предприятию рассрочки кредиторской задолженности на длительный срок, в течение которого производится равномерное погашение задолженности.

    Реструктуризация задолженности по налогам

    Арбитражное дело о реструктуризации задолженности по налогам и сборам, заключавшееся в создании новой компании и перевода бизнеса на нее, но обернувшееся взысканием долга уже с новой компании.

    Кризис, который можно наблюдать в России в конце 2014 не будет коротким или незаметным. Каждый это заметит и прочувствует. Именно поэтому избираемые способы, средства и инструменты должны быть эффективными.

    Реструктуризация задолженности

    — это процесс подготовки и исполнения ряда последовательных сделок между предприятием и его кредиторами и дебиторами. Предприятие стремится получить различного рода уступки со стороны кредиторов, предлагая взамен либо активы, либо всевозможные соглашения, которые значительно увеличивают вероятность платежей по задолженности. Уступки кредиторов могут включать сокращение общей суммы задолженности, освобождение от уплаты процентов, сокращение процентной ставки, отсрочки платежа и т.д.

    Эффективность реструктуризации во многом зависит от применяемой методологии и последовательности в реализации выбранной стратегии поведения по отношению к клиентам и поставщикам.

    Реструктуризация налогов

    Вот уже два года как фирмы имеют право погасить накопившиеся долги по налогам и сборам на «льготных» условиях. По вполне объяснимым причинам не многие компании до сегодняшнего дня торопились воспользоваться благородством государства. Мало того что порядок списания задолженности начал действовать «задним числом», так еще возникла неразбериха с учетом пеней и штрафов.

    Реструктуризация налоговой задолженности

    Вот уже два года как фирмы имеют право погасить накопившиеся долги по налогам и сборам на «льготных» условиях. По вполне объяснимым причинам не многие компании до сегодняшнего дня торопились воспользоваться благородством государства. Мало того что порядок списания задолженности начал действовать «задним числом», так еще возникла неразбериха с учетом пеней и штрафов. Однако поправки, внесенные в Налоговый кодекс, вполне могут подтолкнуть предпринимателей в 2007 году пересмотреть свое отношение к реструктуризации.

    Замечательное словосочетание «реструктуризация задолженности» означает возможность погашения долгов по налогам, пеням и штрафам, которые налогоплательщик накопил в течение предыдущих лет.

    Ситуация, в которой оказалась сегодня часть коммерческих фирм, активно подталкивает их к поиску путей законного снижения налогового бремени. Именно поэтому популярнейшим методом налоговой оптимизации числится изменение сроков уплаты в бюджет налогов и взносов.

    Согласно 2 п. 1 статьи НК РФ, Налоговым Кодексом не только устанавливается налоговая система, но и регламентируются права и обязанности налоговых органов, налогоплательщиков, других участников налоговых правоотношений. Главные права плательщиков налогов и сборов отражены в 21 статье I части НК РФ .

    В 4 пп. 1 п. этой статьи предусмотрено, что плательщики могут претендовать на получение инвестиционных налоговых кредитов, рассрочек, отсрочек, согласно прописанным в НК РФ требованиям. Исходя из 1 п. 57 ст. НК РФ, действующие сроки уплаты налогов (сборов) установлены по каждому сбору и налогу в отдельности. Их изменение допускается исключительно в соответствии с требованиями НК РФ.

    Основные условия изменения сроков выплаты сборов, налогов, пеней, штрафов освещены в 61 ст. НК РФ. Из 2 п. 61 ст. НК РФ следует, что допускается менять срок выплаты налога (сбора) (полностью или какой-либо части суммы) при условии начисления процентов на остаток задолженности.

    Условия и порядок предоставления:

    • рассрочки (отсрочки) по налогам и сборам отражены в 64 ст. НК РФ;
    • налогового инвестиционного кредита регламентированы 67 ст. НК РФ.

    Поскольку далеко не все бухгалтеры знают об основаниях, применяемых для изменения установленных сроков расчета по бюджетным платежам, и важных особенностях предоставления плательщикам рассрочки, отсрочки, налогового инвестиционного кредита, именно эти сведения стали предметом настоящей статьи.

    Случаи, когда компания может рассчитывать на рассрочки или отсрочки

    В 64 ст. НК РФ указано, что рассрочка либо отсрочка по налогу означает изменение срока выплаты конкретного налога при наличии достаточных оснований, отраженных в НК РФ. Базовое различие между этими понятиями в том, что задолженность при рассрочке погашается частями, а при отсрочке - единовременно. Рассрочка или отсрочка может предоставляться как по одному, так и по нескольким разным налогам.

    Длительность отсрочки (рассрочки):

    • ФНС России - не более чем на 1 год;
    • Правительство РФ - по федеральным налогам в части, подлежащей зачислению в федеральный бюджет - от 1 до 3 лет;
    • Минфин РФ (согласно 1 п. 64 ст. НК РФ) - по федеральным налогам на срок до 5 лет.

    Рассрочка или отсрочка предоставляется заинтересованным компаниям, финансовое положение которых не дает им возможности уплатить налоги в установленные сроки, но имеются весомые основания полагать, что реальная возможность расчета по налогам появится в течение срока предоставления запрашиваемой рассрочки или отсрочки.

    Согласно 2 п. 64 ст. НК РФ, рассрочка (отсрочка) по уплате налогов может предоставляться по любому из следующих оснований:

    • причинение компании ущерба в результате стихийных бедствий, техногенных катастроф, иных непреодолимых обстоятельств;
    • несвоевременное или неполное финансирование фирмы из бюджета, задержка по оплате выполненного госзаказа, в случаях, когда недофинансирование привело к невозможности погашения обязательств перед бюджетом;
    • сезонный характер изготовления или реализации товаров, выпускаемых компанией (перечень сезонных видов деятельности и отраслей приведен в 382 Постановлении Правительства РФ);
    • угроза появления признаков несостоятельности (банкротства) фирмы, если она единовременно выплатит налоги.

    Кстати, 2 п. 3 ст. и 2 п. 6 ст. 127-ФЗ гласит, что у компании появились признаки банкротства, если она не может рассчитаться по:

    • денежным обязательствам перед кредиторами;
    • обязательным платежам в сумме более 100 тыс. рублей, в течение более чем 3 месяцев.

    Отсрочки по таможенным платежам

    Рассрочки (отсрочки) по налогам, подлежащим уплате из-за перемещения ряда товаров через таможенную границу Таможенного союза, предоставляются при наличии весомых оснований, прописанных в:

    • законодательстве Таможенного союза,
    • российском законодательстве о таможенном деле.

    Основные положения 83 ст. Таможенного Кодекса гласят, что условия, основания, порядок изменения сроков выплаты таможенных пошлин определяются одноименным Соглашением. В соответствии в 4 ст. этого Соглашения, решение о предоставлении рассрочки (отсрочки) по уплате таможенных пошлин может приниматься исключительно по письменному заявлению плательщика:

    • в Республиках Беларусь и Казахстан - таможенным органом, куда подается соответствующая таможенная декларация;
    • в России - Федеральной таможенной службой или назначенным ей таможенным органом.

    Учтите, что в заявлении о предоставлении рассрочки (отсрочки) выплаты пошлин необходимо указать:

    • сведения о плательщике;
    • полные наименования товаров;
    • реквизиты международного или внешнеторгового договора;
    • весомые основания для предоставления рассрочки (отсрочки);
    • сумму таможенных пошлин, по которым запрашивается рассрочка или отсрочка;
    • необходимый срок рассрочки или отсрочки;
    • график с суммами поэтапной выплаты таможенных пошлин по рассрочке;
    • информацию об отсутствии фактов, указанных в 8 статье настоящего Соглашения, наличие которых делает рассрочку или отсрочку невозможной.

    По 134 ст. закона 311-ФЗ рассрочка или отсрочка может быть предоставлена при наличии любого из следующих оснований:

    • причинения компании ущерба из-за стихийных бедствий, технологических катастроф, иных непреодолимых обстоятельств;
    • задержек финансирования из федерального бюджета, отсутствия оплаты выполненного компанией госзаказа;
    • если товары, ввозимые на территорию РФ, являются скоропортящимися;
    • осуществления компанией поставок по международному договору России;
    • если товары, которые ввозятся на территорию РФ, включены в Перечень, утвержденный 101 Постановлением Правительства РФ.

    Обратите внимание, что проценты на непогашенную сумму рассрочки начисляются в тех случаях, когда она предоставлялась по причине возможного банкротства компании, либо сезонного характера ее деятельности (4 п. 64 ст. НК РФ).

    Документы для получения рассрочки или отсрочки

    В 5 п. 64 ст. сказано, что заявление о предоставлении отсрочек (рассрочек) направляется в предоставляющий ее уполномоченный орган. Потом копия заявления в 5-дневный срок отправляется в ФНС по месту регистрации компании. Если по положениям 4 п. 64 ст. НК РФ компания обязана уплачивать проценты за отсрочку (рассрочку), то в заявлении должна присутствовать соответствующая ссылка о принятии на себя вышеупомянутых обязательств.

    К заявлению придется приложить:

    • справку ФНС с места учета компании о состоянии ее расчетов с бюджетом;
    • справку ФНС с места учета компании, содержащую перечень всех имеющихся счетов в банках;
    • справки из кредитных организаций о ежемесячных оборотах средств по счетам компании (помесячно за 6 предшествующих подаче заявления месяцев), а также о наличии или отсутствии в картотеке неоплаченных расчетных документов платежных поручений (требований), инкассовых документов;
    • справки из кредитных организаций об остатках денежных средств по всем счетам компании;
    • список контрагентов - дебиторов фирмы с указанием сумм заключенных договоров (размеров других обязательств с основаниями их возникновения), сроков исполнения договорных обязательств, а также их копии;
    • обязательство компании, где предусматривается соблюдение условий предоставления отсрочки (рассрочки) на время изменения сроков выплаты налога;
    • предполагаемый компанией график погашения задолженности;
    • прочие документы, подтверждающие факты, позволяющие компании получить желаемую отсрочку (рассрочку).

    Когда компания не может претендовать на рассрочку или отсрочку?

    Исходя из 1 п. 62 ст. НК РФ, срок уплаты налога (сбора) не изменяется, если в отношении заинтересованной компании:

    • возбуждено уголовное дело в связи с нарушением налогового законодательства;
    • расследуется дело о налоговом правонарушении, дело об административном правонарушении в налоговой сфере, таможенное дело в части уплаты налогов, по товарам, перемещенным через таможенную границу Таможенного союза;
    • имеются значимые основания полагать, что компания воспользуется таким изменением режима уплаты налогов для сокрытия имеющихся денег, иного подлежащего налогообложению, имущества, либо руководители компании планируют выехать за пределы РФ на постоянное жительство;
    • в течение 3 лет, предшествующих дате подачи соответствующего заявления, органом, указанным в 63 ст. НК РФ, выносилось решение о прекращении действия ранее предоставленных отсрочек, рассрочек, налоговых кредитов из-за нарушения условий изменения срока выплаты налога (сбора). Если имеются такие обстоятельства, запрашиваемое решение об изменении срока уплаты налога (сбора) выносить нельзя, а уже принятое решение подлежит немедленной отмене.

    Общий порядок производства по делам о поименованных в НК РФ налоговых правонарушениях прописан в 101 ст. НК РФ. В 16 главе НК РФ описываются виды налоговых правонарушений, указывается ответственность за их совершение.

    Что такое инвестиционный налоговый кредит?

    Это изменение в сроке уплаты налога, когда компании дается возможность в течение оговоренного срока и в указанных пределах уменьшать свои налоговые платежи с дальнейшей поэтапной уплатой начисленных процентов и самого кредита.

    Налоговый инвестиционный кредит отличается от рассрочки и отсрочки основаниями и сроками предоставления. Инвестиционный кредит одновременно является отсрочкой выплаты налогов и одной из форм бюджетного кредитования. Он часто дается по налогу на прибыль, реже - по региональным или местным налогам. Налоговый кредит дается на 1-5 лет, если компания вписана в реестр резидентов зоны территориального развития (по положениям закона 392-ФЗ) - на срок до 10 лет.

    Компания, получившая инвестиционный кредит, снижает платежи по налогам, а затем постепенно платит сам кредит и начисленные по нему проценты. Это уменьшение происходит во всех отчетных периодах, пока неуплаченный налог не станет равным сумме инвестиционного кредита по договору.

    Если у организации имеется 2 и более действующих договоров, то сумма кредита рассчитывается по каждому из них по отдельности. При этом накопление суммы кредита производится сначала по первому по сроку заключения договору. Когда же кредит достигнет предусмотренного инвестиционным договором размера, компания имеет право наращивать сумму кредита по очередному по дате заключения договору.

    Кстати, во всех отчетных периодах суммы, на которые компания уменьшает налоговые платежи, не должны превышать 1/2 сумм соответствующих налогов, начисленных к уплате. Аналогично накопленная за налоговый период сумма инвестиционного кредита не должна превышать 1/2 суммы налога, подлежащего уплате компанией за соответствующий налоговый период. Если же это происходит, то разница между причитающейся и предельно допустимой суммой переносится на следующий отчетный период. Такие требования действуют, если в договоре об инвестиционном кредите, заключенном с компанией-резидентом зоны территориального развития, не предусмотрен иной порядок платежей.

    Особенности предоставления налогового кредита

    Исходя из 1 п. 67 ст. НК РФ, инвестиционный кредит может предоставляться компании-налогоплательщику соответствующих налогов, при наличии любого из следующих оснований:

    • ведение компанией опытно-конструкторских, научно-исследовательских работ, технического перевооружения своего производства, направленного на трудоустройство инвалидов, активную защиту окружающей среды от загрязнения, повышение энергоэффективности производства;
    • осуществление инновационной или внедренческой деятельности: создание или совершенствование технологий, новых видов материалов и сырья;
    • выполнение компанией особо важных заданий по развитию региона, предоставление особо важных для населения услуг;
    • выполнение государственного оборонного заказа.
    • инвестирование в создание энергоэффективных объектов: относящихся к возобновляемым источникам энергии, производству тепловой и электрической энергии, многоквартирных домов, иных энергоэффективных объектов и технологий по Перечню, утвержденному 562 Постановлением Правительства РФ;
    • включение компании в реестр резидентов зоны территориального развития в по 392-ФЗ.

    Согласно 7 п. 67 ст. НК РФ, в законах субъектов РФ по региональным налогам и по налогу на прибыль (в части суммы налога, зачисляемой в бюджеты субъектов РФ), могут устанавливаться другие основания и условия предоставления налоговых кредитов, включая сроки его действия и процентные ставки на тело кредита. Они обычно устанавливаются по местным налогам нормативными правовыми актами муниципальных образований. Основаниями для получения налогового кредита служат документально подтвержденные заинтересованной компанией сведения.

    Инвестиционный кредит выдается на основании заявления компании и оформляется договором регламентированной формы между уполномоченным органом и этой компанией. В этом заявлении компания обязуется уплатить проценты, которые будут начислены на сумму долга.

    См. также:

    Действует ли в данный момент Порядок реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам? и что можно сделать в данный момент согласно действующим нормативно-правовым документам чтобы произвести реструктуризацию по налогам и сборам?

    На данный момент организации могут получить отсрочку (рассрочку) по уплате налогов. При этом ранее существовал порядок реструктуризации задолженности по налогам, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 03.09.1999 г. № 1002. При этом, на данный момент сохранился порядок реструктуризации по налогам только для специальных организаций, напр., для бюджетных, для организаций, имеющих стратегическое значение, угледобывающих организаций, унитарных предприятий, входящих в уголовно-исполнительную систему и т.д.

    Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

    Ситуация: Как организации получить отсрочку (рассрочку) по уплате налогов

    Основания и порядок изменения сроков уплаты налогов (в т. ч. предоставления отсрочки или рассрочки) установлены Налогового кодекса РФ и .

    Предоставление отсрочки (рассрочки) возможно, если организация сумеет подтвердить наличие хотя бы одного из следующих оснований *:

    • ущерб, нанесенный в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или других форс-мажорных обстоятельств;
    • отсутствие (задержка) бюджетного финансирования или оплаты выполненного государственного заказа;
    • угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) в случае единовременной уплаты налога. Методика проведения финансового анализа для выявления вероятности возникновения признаков несостоятельности (банкротства) утверждена приказом Минэкономразвития России от 18 апреля 2011 г. № 175 ;
    • сезонный характер производства и (или) реализации товаров (работ, услуг);
    • наличие условий, предусмотренных Закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ (если требуется отсрочка (рассрочка) по налогам, связанным с ведением внешнеторговой деятельности).

    При этом по налогу на прибыль, который уплачивается по консолидированной группе налогоплательщиков, отсрочка (рассрочка) не предоставляется.

    Отсрочка (рассрочка) по уплате налогов может быть предоставлена организации только на сумму, не превышающую стоимость чистых активов организации. Данное ограничение не распространяется на случаи, когда основанием для получения отсрочки (рассрочки) является отсутствие бюджетного финансирования или своевременной оплаты госзаказа. Это следует из положений пункта 2.1 Порядок оценки чистых активов в акционерных обществах утвержден приказом от 29 января 2003 г. Минфина России № 10н и ФКЦБ № 03-6/пз . Этим же порядком могут пользоваться и общества с ограниченной ответственностью (письма Минфина России от 7 декабря 2009 г. № 03-03-06/1/791 , от 29 октября 2007 г. № 03-03-06/1/737).

    Как правило, отсрочка (рассрочка) по уплате допускается в отношении одного или нескольких налогов и может быть предоставлена на срок не более одного года. Решение о предоставлении отсрочек (рассрочек) по уплате налогов на срок не более одного года принимают следующие уполномоченные органы *:

    • в отношении федеральных налогов и сборов ФНС России (исключение: госпошлина, налоги, уплачиваемые при перемещении товаров через таможенную границу России, налог на прибыль, зачисляемый в региональный бюджет);
    • в отношении налогов, подлежащих к уплате при осуществлении экспортно-импортных операций, ФТС России или уполномоченные ею таможенные органы;
    • в отношении региональных и местных налогов региональные управления ФНС России;
    • в отношении госпошлины органы (должностные лица), уполномоченные совершать юридически значимые действия, за которые взимается госпошлина;
    • в отношении налога на прибыль, зачисляемого в региональный бюджет, органы, уполномоченные региональным законодательством.

    Если организации предоставлена рассрочка по уплате регионального налога в форме инвестиционного кредита, решение об изменении ранее установленных сроков принимают органы, уполномоченные на это региональным законодательством.

    Продолжительность отсрочки (рассрочки) по уплате федеральных налогов (в части, зачисляемой в федеральный бюджет) может быть увеличена до трех лет. Однако такое решение вправе принять только Правительство РФ. Об этом сказано в пункте 1 статьи 64 Налогового кодекса РФ.

    Есть обстоятельства, исключающие возможность предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов (п. 1 ст. 62 НК РФ). Обстоятельства относятся к таковым, если:

    • возбуждено уголовное дело по статьям , или Уголовного кодекса РФ в отношении должностных лиц организации;
    • ведется производство по делу о налоговых правонарушениях;
    • ведется производство по делу об административных правонарушениях, связанных с нарушением законодательства о налогах и сборах;
    • ведется производство по делу о правонарушениях, связанных с уплатой налогов при перемещении товаров через таможенную границу России;
    • у уполномоченного органа есть достаточные основания полагать, что предоставление отсрочки (рассрочки) может способствовать сокрытию денежных средств организации или имущества, подлежащего налогообложению;
    • имеется решение уполномоченного органа о прекращении ранее предоставленной отсрочки (рассрочки) в связи с нарушением условий ее предоставления. При этом указанное решение должно быть принято в период, не превышающий трех лет до дня подачи организацией заявления о предоставлении очередной отсрочки (рассрочки) по уплате налога.

    Если имеется хотя бы одно из вышеперечисленных обстоятельств, решение об изменении срока уплаты налога не может быть вынесено, а уже вынесенное решение подлежит отмене (п. 2 ст. 62 НК РФ).

    Чтобы получить отсрочку (рассрочку) по уплате налога, в соответствующий уполномоченный орган нужно подать:

    • справку налоговой инспекции о состоянии расчетов с бюджетами по налогам, сборам, пеням и штрафам;
    • справку налоговой инспекции об открытых банковских счетах организации;
    • справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств за шесть месяцев, предшествующих подаче заявления;
    • справки банков о наличии у организации расчетных документов, помещенных в картотеку (об отсутствии таких документов);
    • справки банков об остатках денежных средств на всех счетах, открытых организации;
    • перечень контрагентов-дебиторов с указанием сумм и сроков исполнения заключенных с ними договоров (к перечню нужно приложить копии указанных в нем договоров);
    • обязательство организации о соблюдении условий, на которых принимается решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налогов;
    • график погашения задолженности по налогам;
    • документы, подтверждающие наличие оснований для предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов .

    Такой порядок предусмотрен пунктом 5 статьи 64 Налогового кодекса РФ, пунктом 3 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 28 сентября 2010 г. № ММВ-7-8/469 .

    Перечень документов, которые подтвердят наличие оснований для представления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, зависит от конкретного основания. Например, для подтверждения сезонного характера производства или реализации товаров (работ, услуг) организации достаточно представить в уполномоченный орган документы, которые подтверждают ведение сезонной деятельности (например, договоры с контрагентами). Получать специальное подтверждение в каких-либо государственных ведомствах организации не нужно. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 2 марта 2010 г. № 03-02-07/1-87 , от 30 октября 2009 г. № 03-02-07/1-487 .

    Кроме того, в зависимости от причины обращения за предоставлением отсрочки (рассрочки) в уполномоченный орган придется представить и ряд дополнительных документов. Например, если основанием для подачи заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) является сезонный характер деятельности, то к заявлению нужно приложить дополнительную справку-расчет. Этот расчет должен содержать данные, свидетельствующие о том, что доходы организации от деятельности, которая носит сезонный характер, составляют не менее 50 процентов в ее совокупном доходе. Об этом говорится в пункте 5.1 статьи 64 Налогового кодекса РФ.

    Если уполномоченный орган запросит дополнительные документы об имуществе, которое может быть предметом залога или поручительства, организация обязана исполнить такое требование и представить запрашиваемые документы (п. 5.3 ст. 64 НК РФ , п. 11 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 28 сентября 2010 г. № ММВ-7-8/469).

    Копию заявления, поданного в уполномоченный орган, нужно в пятидневный срок направить в налоговую инспекцию по месту учета организации (п. 5 ст. 64 НК РФ).

    Документы, необходимые для получения отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, нужно представить в уполномоченный орган до истечения месячного срока со дня их подписания. Обо всех изменениях, наступивших после отправки документов и затрагивающих их содержание, организация должна в течение семи рабочих дней известить уполномоченный орган и представить документы с учетом изменений. Об этом сказано в пункте 12 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 28 сентября 2010 г. № ММВ-7-8/469 .

    При отсутствии необходимого пакета документов уполномоченный орган откажет в предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налога ( Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 28 сентября 2010 г. № ММВ-7-8/469).

    Решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) или об отказе в изменении сроков уплаты налогов уполномоченный орган принимает в течение 30 рабочих дней со дня получения заявления организации. На этот период по ходатайству организации уполномоченный орган может принять решение о временном приостановлении уплаты налогов. В пятидневный срок со дня принятия временного решения организация должна передать его копию в налоговую инспекцию по своему месту учета. Такой порядок не распространяется на случаи представления рассрочки (отсрочки) по уплате региональных и местных налогов. Решение о предоставлении (об отказе в предоставлении) такой рассрочки региональные управления ФНС России принимают не самостоятельно, а по согласованию с финансовыми органами. Срок на принятие решения 30 рабочих дней. Об этом говорится в пункте 6 ,). Это означает, что, исполняя обязанности по удержанию налогов из доходов других лиц, налоговые агенты не имеют права на отсрочку (рассрочку).

    Сергей Разгулин , заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

    Выбор редакции
    1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

    , Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

    Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

    Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
    Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
    Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
    Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
    Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
    Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...