Финансовая безопасность банковской системы. Финансовая безопасность государства: понятие, критерии, внешние и внутренние угрозы


Изменения внутренней и внешней среды, усиления роли фактора неопределенности развития экономической системы обуславливают появление угроз, которые преимущественно имеют финансово-экономический характер. Учитывая это, вопрос обеспечения финансовой безопасности становится на только национальным приоритетом государства, но и носит глобальный характер.

Актуальность обеспечения финансовой безопасности банковской системы обусловлена ​​ее прямым влиянием на финансовую и экономическую системы

Банковская система существует во взаимосвязи с экономической системой. От нее зависит состояние расчетов, непрерывность товарного и денежного обращения, прочность национальной валюты, развитие реального сектора экономики, экономическая стабильность в целом. Реалии указывают на то, что стабильность банковской системы является основной предпосылкой стабильного экономического развития государства и способности противостоять препятствиям в ее функционировании.

Под понятием “финансовая безопасность банковской системы” исследователи предлагают понимать готовность и способность системы обеспечивать стабильное и эффективное функционирование, в частности при наличии внутренних и внешних угроз.

В законе “О банках и банковской деятельности” указано, что безопасность банковской системы зависит от ряда условий, обеспечиваются государством как в экономической, так и в других сферах, а также от способности банков обеспечить удовлетворение потребностей национальной экономики. Под обеспечением безопасности банковской системы понимают процесс создания условий для стабильного развития и экономического суверенитета государства; предупреждения и устранения угроз, условий и других факторов, способных негативно, дестабилизирующее влияние на процессы развития национальной банковской системы, а также устранение противоречий между интересами государства и отдельных социальных групп, общества и индивида.

Учитывая это, финансовую безопасность банковской системы и ее составляющих целесообразно рассматривать по следующим направлениям:

1) противодействия негативным последствиям от внешних потрясений;

2) обеспечение стабильного функционирования банковской системы;

3) обеспечение совокупности условий защиты устойчивого развития банковской системы.

Финансовая безопасность банковской системы может быть охарактеризована как стабильное состояние системы, не может быть подорван дестабилизирующими факторами, которые сложились внутри или снаружи банковской системы.

Уровень финансовой безопасности банковской системы зависит от следующих факторов:

  • экономической стабильности государства и его уровня зависимости от внешних воздействий других стран;
  • степени зависимости банковской системы от внутренних и внешних источников финансирования;
  • степени концентрации активов банковской системы в отраслях реального сектора экономики или других государствах;
  • структуры собственности в банковской сфере;
  • уровня доверия к банковской системе страны.

В общем нестабильность банков является одной из основных угроз финансовой безопасности банковской системы. Недостаточно надежное функционирование одной из основных структурных элементов системы способно привести к серьезным нарушениям и деформации во всей экономической системы.

вопрос:

16.1. Сущность финансовой безопасности банковского сектора.

16.2. Методический инструментарий обеспечения финансовой безопасности банков.

16.3. Моральные риски и асимметрия информации в банковской деятельности и методы их минимизации.

Сущность финансовой безопасности банковского сектора

Банковская система является главной составляющей финансово-кредитной сферы страны. Состояние и развитие банковского сектора определяет уровень финансово-кредитной безопасности страны. Финансовая безопасность охватывает все составляющие финансово-кредитной сферы государства, а именно:

Безопасность бюджетного сектора;

Безопасность денежно-кредитного сектора;

Безопасность банковского сектора;

Безопасность валютного сектора;

Безопасность фондового сектора;

Безопасность инвестиционного сектора;

Безопасность страхового сектора.

Функционально банковская безопасность охватывает все звенья сферы денежно-кредитных отношений и рассматривается в двух аспектах:

С точки зрения результатов деятельности банков для страны;

С точки зрения устранения угроз финансовому состоянию всей банковской системы страны (НБУ и отдельных банков).

Финансовая безопасность отдельного банка тесно связана с безопасностью других банков, а также банковского сектора в целом. Это обусловлено функционированием банков в едином законодательном и нормативно-правовом поле, индикативным регулированием банковской политики со стороны государства.

К ключевым характеристикам финансовой безопасности банков относят:

Обеспечение стабильного финансового состояния банка;

Содействие эффективной деятельности банка;

Определение на ранних стадиях проблем и влияние на их устранению;

Нейтрализация кризисных ситуаций и предотвращения банкротства.

Основными задачами финансовой безопасности банков являются:

Обеспечение достаточной финансовой устойчивости и независимости банка;

Поддержка конкурентоспособности, развитие высокого технического и технологического потенциала;

Постоянная оптимизация организационной структуры, усовершенствования функций менеджмента;

Правовое сопровождение всех видов деятельности банка;

Защита информационной среды и коммерческой тайны;

Формирование условий для производительного труда сотрудников банка;

Сохранение и эффективное использование финансовых, материальных и информационных ресурсов банка.

Финансовая безопасность банка является важной составляющей национально экономической безопасности и характеризуется возможностью банковского учреждения противодействовать влиянию как внешних так и внутренних угроз.

К внешним угрозам безопасности банков относят угрозы, которые содержат в себе негативное влияние окружающей среды, деятельность государства, экономическая конъюнктура в стране и мире, конкуренты (табл. 16.1).

Внутренние угрозы связаны с обеспеченностью финансовыми ресурсами, структурой активов и пассивов, деятельностью высшего руководства и персонала банка, информационной безопасностью (табл. 16.2).

Таблица 16.1

Основные виды внешних угроз банка

Виды внешних угроз

возможны проявления

1. Нормативное регулирование банковской деятельности

Несовершенство законодательства и нормативно-правовой базы;

Изменения условий лицензирования

Отзыве лицензии на осуществление банковской деятельности

2. Денежно-кредитная политика НБУ

Ставки обязательного резервирования;.

Размер учетной ставки;

Объем рефинансирования;

Предложение денег в обращении;

Объем операций с ОВГЗ;

3. Нестабильность

внешнего

Финансовые кризисы (глобальные, локальные);

Ограничение доступа к внешним финансовым ресурсам;

Банковские риски (валютный, процентный)

Блокирование активов банка за рубежом

Государственный дефолт

4. Степень доверия к банковской системе

Недоверие со стороны инвесторов;

Недоверие со стороны кредиторов;

Недоверие со стороны населения;

Изъятие единовременно большого объема средств;

Информационное провоцирование кризиса банковской системы;

Банкротство крупного банка

5. Конкурентная среда

Неконкурентоспособность банка;

Резкий рост рыночных ставок по депозитам;

Резкое снижение рыночных ставок по кредитам;

Непредвиденная деятельность конкурентов;

Экономический ущерб предприятий-контрагентов банка

6. Преступная деятельность

Мошеннические действия третьих лиц;

Кража имущества и ценностей банка;

Рейдерские атаки на банк;

Махинации с акциями банка.

7. Негативные макроэкономические условия

Высокий уровень инфляции;

Низкий уровень инвестиционной активности;

Экономический кризис в стране;

Падение спроса на кредитные ресурсы

8. Деятельность государства

Несовершенство налоговой, кредитной и страховой политики;

Политическая нестабильность;

Военные и межнациональные конфликты

Таблица 16.2

Основные виды угроз банка

Виды угроз

возможны проявления

1. Качество кредитного портфеля

Невозврат кредитов;

Уровень проблемных кредитов

Несбалансированная кредитная политика;

Рост просроченной задолженности.

2. Уровень банковского менеджмента

Невозврат кредитов;

Неэффективная деятельность потенциала банка;

Ошибки в планировании стратегии банка;

Нерациональная структура банка.

3. Структура активов

Дефицит собственных средств

Недостаток ликвидных активов;

Повышенный уровень рисковых активов;

Недостаток капитала;

Увеличение активов низкого качества;

Расхождение активов и пассивов по срокам.

4. Зависимость от инсайдеров

Льготное кредитование учредителей;

Принятие непопулярных решений под давлением владельцев;

Превышение интересов владельцев над интересами самого банка

5. Преступные действия персонала

Мошенничество;

Неэффективная работа персонала;

Разглашение закрытой информации;

Низкий уровень квалификации персонала;

Переход квалифицированных работников к конкурентам.

6. Неэффективная деятельность банка

Снижение уровня доходов;

Низкий уровень доходности активов;

Недооценка кредитных рисков;

Низкий уровень маркетинга и диверсификации банковского портфеля

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Безопасность банковской системы

Термин безопасность может применяться по отношению к самым различным субъектам, например, международная безопасность, государственная безопасность, безопасность предприятия, безопасность граждан. Обычно под ней понимается текущая и перспективная защищенность субъекта от разнообразных угроз имущественного и неимущественного характера. Кроме того, рассматриваемое понятие включает в себя разнообразные функциональные направления, например, политическая безопасность, военная безопасность, экологическая безопасность. Также выделяются угрозы внешнего характера - со стороны иностранных государств, изменения экономической политики собственного государства, неблагоприятной динамики конъюнктуры рынка. Существуют также и внутренние угрозы: низкая квалификация собственного персонала или недостаток финансовых ресурсов.

Безопасность банковской системы - это такое состояние банковской системы, при которой обеспечиваются условия для ее стабильного и эффективного функционирования, максимальной прибыли и оптимального использования ресурсов для социально-экономического развития страны.

Основные показатели безопасности банковской системы:

· отношение активов банка и ВВП;

· доля иностранного капитала в совокупном капитале банковской системы;

· доля проблемных кредитов в объеме активов банка;

· соотношение собственных и заемных средств;

· динамика прибыли;

· динамика процентных ставок как по депозиту, так и по кредиту;

· доля кредиторской задолженности населения в общем объеме кредитного портфеля.

Проблемы банковской системы тесно связаны с безопасностью отдельного банка, что обусловлено разнообразием интересов субъектов рынка банковских услуг, конкурентной борьбой, увеличением числа мошенничеств в кредитно-финансовой сфере.

1. Безопасность коммерческого банка

Безопасность банка - это его защищенность от внешних и внутренних угроз, позволяющая надежно сохранить и эффективно использовать финансовый, материальный и кадровый потенциал.

Главной целью системы безопасности является обеспечение устойчивого функционирования банка и предотвращение угроз его безопасности, защита законных интересов от противоправных посягательств, охрана жизни и здоровья персонала, недопущения хищения финансовых и материально-технических средств, уничтожения имущества и ценностей, разглашения, утраты, утечки, искажения и уничтожения служебной информации, нарушения работы технических средств, обеспечения производственной деятельности, включая и средства информатизации.

Основными задачами обеспечения безопасности банка являются:

ь анализ и прогнозирование вероятных угроз;

ь создание механизма и условий оперативного реагирования на угрозы безопасности и проявление негативных тенденций в функционировании банка;

ь минимизация и возмещение причинённого ущерба;

ь взаимодействие с правоохранительными органами в сфере обеспечения безопасности;

Основные принципы построения системы безопасности:

1. Непрерывность. Считается, что злоумышленники только и ищут возможность, как бы обойти защитные меры, прибегая для этого к легальным и нелегальным методам;

2. Активность. Защищать интересы банка необходимо с достаточной степенью настойчивости, широко используя различные меры защиты;

3. Законность. Предполагает разработку системы безопасности на основе законодательства в области банковской деятельности;

4. Надёжность. Необходимо расширять использование средств безопасности отечественного производства;

5. Специализация. Предполагается привлечение к разработке и внедрению мер и средств защиты специализированных организаций, наиболее подготовленных к конкретному виду деятельности по обеспечению безопасности, имеющих опыт практической работы и государственную лицензию на право оказания услуг в этой области;

6. Целенаправленность и конкретность;

7. Обоснованность. Используемые возможности и средства защиты должны быть реализованы на современном уровне развития науки и техники, обоснованы с точки зрения заданного уровня безопасности и соответствовать установленным требованиям и нормам;

8. Комплексность. Для обеспечения безопасности необходимо использовать все имеющиеся в арсенале разрешенные законом виды и формы средств безопасности;

9. Экономическая целесообразность и сопоставимость возможного ущерба и затрат на обеспечение безопасности;

10. Взаимодействие и координация;

11. Совершенствование;

12. Централизованность. Даёт возможность скоординировать действия всех служб, правильно распределить выделенные ресурсы и обеспечить контроль;

13. Плановость. Формирование годового плана работы службы безопасности.

Существует три основных компонента безопасности современной кредитно-финансовой организации:

1. информационная безопасность банка, предполагающая его защищенность от любых угроз разглашения или утери информации, имеющей коммерческую или иную ценность;

2. безопасность персонала банка, предполагающая его защищенность от любых угроз персоналу, прежде всего, высококвалифицированной его части;

3. имущественная безопасность банка, предполагающая его защищенность от любых угроз денежным средствам, ценным бумагам, товарно-материальным ценностям и другим элементам активов.

3. Стратегия обеспечения безопасности банка.

Стратегия обеспечения безопасности - совокупность долгосрочных целей и управленческих подходов, реализация которых обеспечивает защиту кредитно-финансовой организации от потенциальных угроз разглашения коммерческой и банковской тайны, а также нанесения ей любых других форм ущерба имущественного и неимущественного характера. В своей основе стратегия обеспечения безопасности банка может иметь одну из трех рассмотренных ниже вариантов:

Вариант 1. Концепция упреждающего противодействия. Данная концепция является логическим следствием ранее избранной банком стратегии роста и вытекающей из нее агрессивной конкурентной стратегии. Она предполагает возможность использования службой безопасности наиболее активных методов профилактики и противодействия возможным угрозам. Основным критерием выбора служит максимальная эффективность того или иного метода, при этом вопросы этичности его применения отходят на второй план. При реализации рассматриваемой концепции допускаются, в частности, банковский шпионаж, не всегда легитимные методы контроля над лояльностью собственного персонала.

Преимущества данной стратегии:

безопасность банковская система банк

ь возможность эффективного решения возникающих у банка проблем, связанных с обеспечением собственной безопасности, практически без участия государства;

ь обеспечение приоритета методов профилактического противодействия потенциальным угрозам;

ь возможность обеспечения эффективной поддержки других направлений внутрибанковского менеджмента, в первую очередь, маркетинга и управления персоналом.

Недостатки:

ь высокая вероятность адекватного ответа со стороны пострадавших от подобной политики конкурентов;

ь неизбежные противоречия с действующим законодательством, следовательно, потенциальные проблемы с правоохранительными, судебными и надзорными органами;

ь необходимость более высокого уровня ресурсной поддержки финансовой, кадровой, материально-технической.

Вариант 2: Концепция пассивной защиты. Данная концепция является логическим следствием ранее избранной банком стратегии сокращения и вытекающей из нее пассивной конкурентной стратегии. Она предполагает приоритетную ориентацию банка на защиту со стороны государства в лице правоохранительных и судебных органов. Это позволяет резко ограничить функции собственной службы безопасности, сохранив в ее инструментарии лишь минимально необходимую номенклатуру методов профилактики и отражения потенциальных угроз.

Преимущества концепции:

ь минимальные затраты на ее практическую реализацию;

ь отсутствие угроз применения к банку соответствующих санкций со стороны государства в силу его полной законопослушности как хозяйствующего субъекта по рассматриваемому направлению деятельности.

Недостатки:

ь полная зависимость безопасности банка от эффективности деятельности правоохранительных органов государства;

ь ориентация на методы противодействия уже реализованным угрозам, которые являются менее эффективными по сравнению с профилактическими и пресекающими.

Вариант 3. Концепция адекватного ответа. Данная концепция является логическим следствием ранее избранной банком стратегии ограниченного роста и вытекающей из нее наступательной конкурентной стратегии. Она предполагает возможность использования службой безопасности всего комплекса легитимных методов профилактики и отражения потенциальных угроз. В порядке исключения допускается использование и не полностью легитимных методов, но лишь в отношении тех конкурентов или иных источников угроз, которые первыми применили подобные методы против конкретного банка. Вариант является компромиссом между первой и второй концепциями, смягчая их радикальные недостатки (однако, не позволяя в пол ной мере использовать и достоинства). В современных условиях применяется большинством кредитно-финансовых организаций.

Факторы, определяющие выбор базовой концепции:

ь ориентация на обслуживание высокорентабельных отраслей или теневой экономики;

ь степень агрессивности конкурентной стратегии банка;

ь степень "криминогенности" региона размещения банка;

ь финансовые возможности банка по обеспечению собственной безопасности;

ь квалификация персонала службы безопасности банка;

ь наличие поддержки со стороны местных органов государственной власти.

Список источников

1. Букин С. Безопасность банка // Банковские технологии. - 2005. - № 9. // www.bizcom.ru /security/ 2005 - 09/01.html;

2. Гриценко Р. Економічна безпека баеківської системи України // Вісник національного банку України. - 2003. - № 4;

3. http://books. google.com.ua/;

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Свойства и функции экономической безопасности, ее виды. Место экономической безопасности в системе национальной безопасности. Формирование основ экономической безопасности в банковской деятельности. Трудности в решении экономической безопасности в России.

    курсовая работа , добавлен 03.12.2014

    Основные понятия и принципы построения банковской системы России, ее целостность. Операции коммерческого банка как основного звена банковской системы. Проблемы становления эффективной банковской системы в России. Усиление позиций и роли ассоциаций.

    курсовая работа , добавлен 15.03.2009

    Управленческие, экономические и правовые механизмы защиты финансовых интересов организации от потенциальных угроз. Принципы построения системы безопасности хозяйствующего субъекта. Основные блоки системы экономической безопасности торгового предприятия.

    статья , добавлен 26.08.2017

    Характеристика современной банковской системы Украины, тенденции подъема. Ключевые факторы устойчивости и конкурентоспособности банковской системы. Конкурентоспособность и ликвидность контактов. Воздействие банковской системы на экономику страны.

    курсовая работа , добавлен 10.02.2009

    Система экономической безопасности предприятия как составной элемент общей системы корпоративного управления бизнесом. Теоретические основы изучения системы экономической безопасности предприятия. Организация процесса защиты коммерческой тайны компании.

    курсовая работа , добавлен 13.10.2017

    Общая характеристика банковской системы. Сущность и основные функции коммерческих банков. Операции проводимые коммерческими банками. Характеристика банковской системы Республики Беларусь. Структура банковской системы РБ.

    курсовая работа , добавлен 01.05.2006

    Понятие и критерии оценивания экономической безопасности предприятия, характеристика внешних и внутренних угроз и пути их избегания. Задачи, принципы построения и структура системы экономической безопасности предприятия, элементы и оценка эффективности.

    реферат , добавлен 04.04.2010

    Современное состояние развития проблем экономической безопасности. Фактор глобализации национальной и экономической безопасности. Прикладные аспекты экономической безопасности. Методика определения ключевых проблем экономической безопасности.

    курсовая работа , добавлен 09.11.2006

    Анализ становления, принципов построения, структуры, механизма функционирования, конкуренции и государственного регулирования современной банковской системы. Изучение статуса и основных функций Центрального банка, его роли в современной экономике России.

    курсовая работа , добавлен 22.09.2011

    Проблемы защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Определение сущности экономической безопасности. Разработка и реализация политики и стратегии, формирование системы обеспечения безопасности.

Безопасность финансов – главное условие работы любой структуры (государства, компании), в основе которой лежат товаро-денежные отношения.

Безопасность финансов – одна из главных составляющих экономической безопасности при работе . Финансовая безопасность может рассматриваться глобальной позиции (для государства в целом) или являться частным случаем (для предприятия, компании, небольшой фирмы).

Финансовая безопасность государства и предприятия: виды, задачи

В зависимости от защищаемого объекта угрозы (внутренние и внешние), а также способов борьбы с ними финансовая безопасность может быть поделена на два основных вида:

1. Финансовая безопасность государства – это способность государственных органов эффективно вести финансово-экономическую деятельность, преследуя при этом исключительно национальные интересы.
Безопасность финансов страны зависит от способности государственных органов:

Обеспечить устойчивость платежных и расчетных систем государства;
- удерживать на высоком уровне экономические и финансовые параметры страны;
- гарантировать устойчивое экономическое развитие;
- сводить к минимуму действие мировых финансовых кризисов и не допускать их влияния на финансовую (экономическую) сферу;
- исключать любую утечку капитала за рубеж и защищать таким способом интересы экономики;
- предотвращать вероятные конфликты между различными секторами власти;
- заниматься привлечением средств из-за рубежа для восстановления экономики страны;
- препятствовать административным правонарушениям и серьезным преступлениям в финансовой сфере.


2. Финансовая безопасность компании – основной элемент экономической безопасности. Именно от него зависит стабильность работы организации, ее финансовые интересы, возможность развития и роста в условиях жесткой конкуренции, объем прибыли и так далее.

Эффективность системы финансовой безопасности предприятия обусловлена компетентностью соответствующих органов и их способностью решать следующие задачи:

Обеспечивать стабильное экономическое развитие компании в любых условиях;
- достигать целевых параметров деятельности с учетом удержания высокой ликвидности компании и ее независимости в экономическом плане;
- устранять негативные влияния на компанию кризисов, происходящих внутри страны или в мире. Препятствовать негативному влиянию конкурентов;
- исключать проведение любых операций с ценными бумагами, которые могут нести опасность правам собственности;
- формировать оптимальную систему учета денежных потоков, а также добиться максимальной эффективности контролирующих органов;
- привлекать и применять по назначению , а также держать под контролем уровень долговой нагрузки;
- защищать от мошенничества и предотвращать подобные случаи еще до их появления;
- работать с персоналом во избежание грубой халатности во время работы, а также совершения крупных финансовых ошибок;
- разрабатывать и внедрять в жизнь системы контроля финансового состояния компании, а также на раннем этапе выявлять признаки банкротства (кризиса) и эффективно с ними бороться.

Правовые основы финансовой безопасности РФ

Эффективным в экономическом плане можно назвать только такое государство, которое отстаивает свои экономические и национальные интересы в условиях жесткой рыночной экономики. На законодательном уровне доктрина экономической безопасности была разработана, одобрена Президентом РФ и введена еще в 29 апреля 1996 года. На основании этого документа было принято Постановление о мерах по реализации стратегии РФ в финансовой сфере.

В доктрине были четко определены пути дальнейшего развития, рассмотрены основные угрозы для экономики страны, приведены основные параметры и критерии различных состояний финансовой сферы, описаны механизмы противодействия и так далее. Без обеспечения финансовой безопасности решение серьезных вопросов внутри страны и на межгосударственном уровне невозможно.
Правовые основы финансовой безопасности имеют несколько основных уровней:


1. Конституция Российской Федерации. В документе четко указаны все органы, которые отвечают за безопасность финансов государства, расписаны их полномочия и особенности взаимодействия.
2. Федеральные конституционные законы и законы РФ . Данный «пласт» можно разбить на несколько основных групп:

Федеральные законы, регулирующие финансовую деятельность страны и субъекты хоздеятельности в целом;
- законы РФ, которые рассматривают порядок регулирования, полномочия и особенности деятельности институтов (государственных органов), задача которых – обеспечение безопасности финансов;
- федеральные законы, которые регулируют только вопросы финансовой безопасности;
- законы РФ, в которых четко прописана ответственно за невыполнение или же грубое нарушение законодательства в сфере безопасности финансов страны.

3. Отдельные Указы, отданные Президентом РФ . В них, как правило, определяется концепция национальной безопасности, действующая стратегия противодействия терроризму и его финансированию, а также особенность взаимодействия ответственных за финансовую безопасность органов.

4. Акты Правительства России определяют правила работы, организации и полномочия действующих государственных органов, задача которых – обеспечение безопасности финансов страны.

5. Соответствующие акты федеральных органов , которые предусматривают меры по обеспечению финансовой безопасности страны.

6. Акты других институтов и органов , которые работают над обеспечением финансовой безопасности. Здесь в большей степени речь идет об актах Центрального Банка Российской Федерации.

7. Международные соглашения и договоры РФ с другими странами.

8. Резолюции совета ООН , в котором Россия принимает непосредственное участие.

Угрозы финансовой безопасности РФ и причины их появления

На сегодня можно выделить несколько видов угроз финансовой безопасности для Российской Федерации:

1. Внутренние - те виды угроз, которые могут провляться по причине ошибочной политики, персональных оплошностей работников госструктур, мошешеннических действий и так далее. Среди них:

Просчеты органов власти или ошибки в управлении;
- ошибочная финансово-экономическая политика, направленная на разрушение экономики, а не на ее поддержание;
- злоупотребление должностными обязанностями представителей органов власти в корытных целях и в ущерб финансовой безопасности;
- бесхозяйственность;
- экономические преступление в органах власти и так далее.

2. Внешние угрозы имеют большие последствия для экономики страны и требуют особого рассмотрения. К причинам их появления можно отнести:

Постоянный рост объемов капиталов, их активное движение, концентрация денег., как на глобальном, так и на макроэкономическом уровне;
- активная интернационализация () мирового хозяйства, развитие экономических связей между различными странами;
- появление автономии в некоторых субъектах, таких как ТНБ или ТНК, в руках которых сосредоточены крупные финансовые «нити». Дополнительным фактором является их способность влиять на хозяйственную деятельность других стран;
- большой выбор финансовых инструментов и их изменчивость;
- высокий уровень мобильности существующих рынков, а также внедрение самых новых информационных технологий;
- взаимодействие внутренней и внешней экономик страны, а также их зависимость от мировых инвестиций. Большинство специалистов сходятся во мнении, что глобальная мировая система не видит никакой разницы между политиками страны (внутренней или внешней). Все взаимосвязано;
- зависимость экономики РФ от краткосрочных спекуляций на рынке. Все это делает финансовую систему страны крайне уязвимой;
- общая неустойчивость экономик многих стран мира, а также непредсказуемость их финансовых систем;
- неспособность контролирующих органов своевременно влиять на ситуацию и оперативно принимать «реанимационные» меры.

Стратегия финансовой безопасности РФ и пути противодействия угрозам

На основе вышесказанного стратегия безопасности финансов должна включать:


- четкое распределение секторов влияния РФ с учетом этнонациональной, климатической и экономической общности;
- выделение основных параметров и критериев финансовой системы РФ, которые бы отвечали основным нормам безопасности в финансовой сфере;
- работа над выявлением угроз и их устранением;
- разработка методик, которые бы позволили прогнозировать вероятные опасности, проводить своевременные исследования, выявлять негативные тенденции и эффективно им противодействовать;
- определение главных угроз, а также механизмов, которые могут нести риски для социальной, политической или финансовой системы страны;
- организация качественного взаимодействия органов контроля финансов, которые бы позволили контролировать финансовую деятельность страны по регионам и географическим участкам;
- выделение предметов, объектов или параметров, которые бы позволили держать под контролем всю финансовую безопасность страны.

Меры по обеспечению финансовой безопасности России

В условиях большого числа внешних и внутренних угроз должны быть приняты следующие меры совершенствования системы безопасности:

Четкое определение границ внешнего инвестирования, то есть предела вливаний иностранного капитала в отечественные компании;
- выделение требований к области производства, применения устройств для передачи технологий, использования местных компонентов и так далее;
- ограничение по каждой из отраслей по максимально допустимому объему иностранных инвестиций. При этом для наиболее важных секторов экономики доступ капиталу из-за рубежа должен быть закрыт или сведен к минимуму;
- принятие мер по отношению к структурам, которые принимают ограничительные меры и искажают нормальные условия конкуренции;
- разработка систем, позволяющих контролировать все потоки иностранного капитала из-за рубежа, а также видеть процессы их распределения.

Результатом работы системы должен обеспечить ряд выполнение следующих задач:

Удержание национальной валюты на стабильном уровне;
- создание условий, которые бы гарантировали конкурентоспособность национального капитала;
- насыщение финансового сектора деньгами в том объеме, который необходим для нормального развития страны и роста экономики;
- гарантия равного развития с партнерами по бизнесу, а в перспективе и доминирование на рынке.

Угроза финансовой безопасности предприятий


Как и в случае с государством, здесь можно выделить два вида угроз:

1. Внешние – те, которые не зависит от работы компании и представляют собой различные факторы риска:

Уровень инфляции в стране, изменение прогноза;
- негативные макроэкономические условия;
- устойчивость нормативно-правовой основы;
- нестабильная страны (изменчивый );
- низкая эффективность работы кредитных, страховых или налоговых структур;
- невыгодные условия кредитования компании (резкие изменения ставок процента);
- нехватка инвестиционного капитала;
- недобросовестные конкуренты, использующие «грязные» методы борьбы;
- природные катаклизмы;
- повышенный уровень преступности в стране (области), повышение процента финансовых преступлений;

Скупка ценных бумаг или долгов компании;

Наличие финансовых обязательств у компани и невозможность по ним расплатиться.


2. Внутренние угрозы вызваны исключительно деятельностью самой компании, недобросовестной работой персонала, мошенничеством, низким качеством работы финансового менеджмента. К таким угрозам можно отнести:

Недостаточная маркетинговая оценка рынка;
- низкое качество менеджмента, грубые ошибки в управлении;
- слабый уровень персонала;
- неправильная ценовая политика компании;
- устаревшая техническая база;
- сбои в работе оборудования, сетей, коммуникаций;
- минимальная ;
- ошибки при хранении материальных (финансовых) активов;
- плохая репутация компании;
- утечка к конкурентам финансовой или стратегической информации;
- невыполнение своих договорных обязательств;
- отсутствие плана деятельности (развития) или его невыполнение при появлении внештатных ситуаций, некорректное бизнес планирование .

Меры по обеспечению финансовой безопасности предприятия


Чтобы обеспечить безопасность финансов компании стоит сделать следующие мероприятия:

1. Определить параметры и критерии деятельности компании, которые бы отвечали основным требованиям финансовой безопасности.

2. Включить в элементы финансовой безопасности следующие составляющие:

Характеристику сфер проявления угроз;
- разработку качественных механизмов, способствующих выявлению потенциальных угроз для финансовой деятельности предприятия, а также своевременного их устранения;
- выделение основных угроз, особенности их работы, а также сферы воздействия на финансовую систему компании.

3. Разработать компоненты, которые бы определяли механизмы мониторинговой деятельности, выполнение предупреждающих мероприятий, своевременный контроль и эффективную защиту от различных видов угроз. В эту группу нужно включить:

Разработку методики по прогнозированию, определению и защите от негативных факторов, дестабилизирующих безопасность компании;
- составление регламента, в котором были бы определены угрозы для финансовой сферы компании, а также методы противодействия. Кроме этого, должны быть четко установлены критерии, по которым бы можно было судить о нарушении устойчивости;
- создание информационных систем, позволяющих проводить мониторинг различных угроз (как внешних, так и внутренних);
- создание структуры, осуществляющий финансовый контроль за финансовой безопасностью. При этом меры противодействия должны разрабатывать как для нормальных условий, так и для кризисных этапов;
- разработка комплекса предупредительных мероприятий, формирование четких механизмов финансовой политики, а также внедрение нормальной системы финансовой безопасности, которая бы позволила смягчить действие негативных факторов в случае необходимости.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

В результате изучения данной главы студент должен:

  • знать потенциально уязвимые места банка со стороны криминальных угроз;
  • уметь составлять системное описание банковских угроз для конкретной кредитной организации;
  • владеть навыками в области разработки и реализации мер предупреждения противоправных посягательств на собственность и инфраструктуру отдельного банка.

Понятие безопасности банка

Осуществление деятельности по защите интересов кредитной организации предполагает наличие у выполняющих ее лиц четких представлений о содержании понятия "безопасность банка". Указанные знания должны представлять собой в "свернутом" виде своего рода программу обеспечения безопасности организации. Основной критерий их истинности – практическая пригодность для использования в процессе построения и функционирования системы безопасности.

Последнее десятилетие в жизни нашей страны характеризуется появлением значительного числа научных работ, методических разработок, различного рода организационных документов (концепций и программ), посвященных проблемам безопасности. Высока и законодательная активность в этой сфере. В настоящее время насчитывается более чем 3500 единиц документов правового характера, регулирующих порядок обеспечения безопасности в различных сферах жизнедеятельности российского государства. В их числе федеральные законы, указы Президента России, ведомственные нормативные акты, требования, правила, программы и т.п.

Вместе с тем результаты современных исследований в названной сфере свидетельствуют о том, что четких представлений о содержании и структуре понятия "безопасность", отражающих действительное положение вещей, наука до настоящего времени не сформулировала.

Аналогичный недостаток присущ и законодательным актам, регулирующим отношения в области безопасности. Например, Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-Φ3 "О безопасности" не содержит определения понятия "безопасность" вовсе. Не раскрывают в достаточной мере понятие безопасности и другие законодательные акты РФ.

Имеющиеся законодательные определения безопасности из-за своей расплывчатости малопригодны для решения практических задач правовой, организационной, криминалистической, технической и других видов защиты конкретных объектов. По существу, они представляют собой описание признаков безопасности как явления и не вскрывают его сущности.

Особого внимания заслуживают результаты научных исследований и правового регулирования проблем безопасности в кредитно-финансовой сфере. В силу исторических особенностей защита этой сферы от различного рода опасностей постоянно совершенствовалась на протяжении всего времени существования кредитных организаций. Проблемам ее безопасности посвящались многочисленные научные и методические разработки отечественных и зарубежных исследователей. Не менее активным был процесс правового нормативного регулирования. В частности, правовой сервер профессиональной юридической системы "Кодекс" содержит свыше 1000 документов законодательного, нормативно-технического и методического характера, в которых в большей или меньшей степени затрагиваются вопросы обеспечения безопасности кредитно-финансовой и банковской деятельности. Однако определение понятий безопасности банка и кредитно-финансовой деятельности в них отсутствует.

Показательно, что федеральные законы от 10.07.2002 № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и от 02.12.1990 № 395-1 "О банках и банковской деятельности", содержащие ряд специальных предписаний, фактически посвященных обеспечению безопасности банков, не только не дают определения понятия "безопасность", но и не называют обеспечение безопасности в качестве цели законодательного регулирования. До настоящего времени Банк России не издал ни одного нормативного либо инструктивно-методического документа, посвященного специально проблеме безопасности коммерческих банков.

Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" называет главной целью банковского регулирования и надзора поддержание стабильности банковской системы и защиту интересов вкладчиков и кредиторов (ст. 56). Статья 62 того же Закона предоставляет Банку России право устанавливать обязательные нормативы "в целях обеспечения устойчивости кредитных организаций". Между тем понятия "устойчивость" и "надежность" – всего лишь ступенька к полному представлению о безопасности. Согласно современным воззрениям, категория "устойчивость" является составной частью понятий "целостность" и "надежность" , которые, в свою очередь, входят в число элементов, характеризующих понятие "безопасность". Что же касается понятия "стабильный", то оно служит в русском языке одним из синонимов слова "устойчивый" . Как видим, круг используемых в названных законах терминов замкнулся, не раскрыв сути понятия "безопасность кредитных организаций (банка)".

Очевидно, в данном случае усилия законодателя были направлены на осмысление и решение проблем прикладного характера. Вопросы же принципиального свойства были оставлены "на потом".

Тем не менее, благодаря выполненным ранее научным наработкам и накопленному практическому опыту решения частных проблем, обобщенному и зафиксированному в нормативных правовых и иных предписаниях, а также в методических рекомендациях (в том числе криминалистического характера), современная наука имеет реальную возможность раскрыть понятие безопасности вообще и понятие безопасности банка в частности на уровне, отвечающем потребностям сегодняшнего дня.

Следует отметить, что такая попытка предпринята составителями Большого экономического словаря, по мнению которых, безопасность банка "...представляет собой состояние защищенности его жизненно важных интересов от недобросовестной конкуренции, противоправной деятельности криминальных формирований и отдельных лиц, способность противостоять внешним и внутренним угрозам, сохранять стабильность функционирования и развития в соответствии с уставными целями" . Однако, несмотря на определенные достоинства (обозначение некоторых источников опасности, попытки классифицировать виды угроз, указание на стабильность функционирования и развития как на объект защиты), это определение страдает рядом недостатков общепринятого подхода к решению проблемы. Нераскрытыми остаются важные в методологическом плане понятия "состояние защищенности" и "жизненно важные интересы". Весьма общим является нынешнее представление о видах угроз.

Определенную трудность в процессе разработки современного определения понятия "безопасность банка" представляет задача упорядочения и осмысления на новом уровне значительного по объему и крайне разнородного по содержанию материала практики.

С позиций системного подхода безопасность представляет собой сложную многоуровневую систему. Следовательно, адекватное знание о ней тоже должно быть представлено в виде системы (системной характеристики). Первое, на что следует ответить при построении системной характеристики понятия "безопасность", это вопрос об основаниях систематизации относящихся к нему сведений. Таким основанием должно служить нечто общее, присущее всем видам накопленных сведений о понятии "безопасность", а именно деятельность человека.

Согласно воззрениям современной социальной философии, человеческая деятельность является стержневым элементом общества. "Общество, – по образному выражению Г. В. Иващенко, – есть деятельность преследующего свои цели человека. Деятельность есть способ существования социального, то есть способ, которым существует общество" . Вполне очевидно, что понятие "безопасность" возникает лишь в связи с появлением человека и его деятельностью. Представление о человеческой деятельности как об условии существования субъекта в рамках общества вполне очевидно иллюстрируется не только на уровне деятельности индивида, но и на уровне функционирования различного рода социальных объединений, в том числе кредитных организаций, банков. Банк, например, создается для выполнения определенного рода деятельности и существует постольку, поскольку эта деятельность осуществляется. Подавляющее большинство опасностей для банка связано именно с его деятельностью, с непосредственным выполнением банковских операций. Прекращение банковских операций (даже при условии сохранности всех других элементов структуры этой организации) ведет к ликвидации банка. Так, согласно п. 2 ч. 1 ст. 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" задержка начала осуществления банковских операций, предусмотренных лицензией, более чем на год со дня ее выдачи является основанием для отзыва у банка лицензии на осуществление банковских операций. В свою очередь, отзыв лицензии представляет собой начало процедуры ликвидации банка как такового.

Место безопасности в системе человеческой деятельности вполне наглядно выявляется в процессе структурирования понятия "деятельность". Последняя, как известно, являясь специфической формой активного поведения человека (коллектива, организации), включает в себя цель, средство, результат и сам процесс. При этом оценка деятельности дается с учетом ее нравственной ориентированности и соответствия нормам права .

Иными словами, понятие безопасности включает в себя субъекта (в виде социального индивида или групп лиц), который реализует собственную программу деятельности в соответствии с установленными в обществе нравственными и правовыми предписаниями, использует для этого соответствующие средства и способы и достигает намеченных результатов для удовлетворения своих потребностей.

Субъектом безопасности банковской деятельности является банк (разновидность кредитной организации), основная цель деятельности которого согласно ст. 1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" – извлечение прибыли путем осуществления предусмотренных законом банковских операций. Средствами достижения цели служат имущество банка и его инфраструктура (своего рода инструменты и технологии банковской деятельности, кадровый состав и нематериальные активы, позволяющие извлекать прибыль).

При таком подходе понятие безопасности оказывается непосредственно связанным с условиями деятельности субъекта. Если условия, которые включают в себя наряду с внешними факторами используемые субъектом материальные средства, кадровый состав, его теоретические знания и навыки, а также применяемые банком технологии, позволяют достичь намеченных целей, их (условия) следует считать в целом благоприятными (безопасными) для деятельности. Таким образом "...безопасность не есть состояние защищенности интересов субъекта, безопасность вообще не есть чье бы то ни было состояние. Безопасность есть условия существования субъекта , контролируемые им. Безопасность в общем виде есть специфическая совокупность условий деятельности" . Это обстоятельство четко подмечено практикой. Именно по названной причине в процессе организации условий того или иного вида деятельности речь идет о безопасности конкретных видов работ (функционирования АЭС, полетов, подводных и строительных работ и др.).

Продолжая анализ, необходимо провести различие между объективной безопасностью, которая существует независимо от представлений субъекта о ней и собственными представлениями субъекта, оценивающего условия деятельности как безопасные. В последнем случае оценка может не соответствовать действительности. Применяемое ныне описание безопасности как "состояния защищенности" от различного рода угроз является прямым порождением субъективных представлений о безопасности и лишено конкретного практического смысла.

Вполне очевидно, что осмысление понятия безопасности, непосредственно связанного с реальными проблемами, следует начинать с определения термина "опасность вообще" и "опасность для банка" в частности. В основе понятия "опасность" лежит некий источник потенциального ущерба с возможностью причинения вреда имуществу и (или) инфраструктуре субъекта. Ущерб, нанесенный указанным элементам структуры субъекта, в свою очередь, препятствует достижению намеченных субъектом результатов и может в своих крайних формах привести к прекращению существования субъекта. На практике "потенциальный ущерб" реализуется в виде действий либо явлений. При этом понятие "действие", применяемое для определения специфических форм человеческой активности, относится только к деятельности человека. Ущерб, причиненный различного рода явлениями без непосредственной связи с действиями конкретных лиц (стихийные явления, кризис, техногенные катастрофы и т.д.), относятся к "обстоятельствам" .

В соответствии с указанным делением применительно к механизмам реализации опасности используются понятия "угроза действий" и "угроза обстоятельств".

Поскольку суть понятия безопасности субъекта заключается в безопасности его деятельности, методологической основой для классификации видов безопасности является классификация видов человеческой деятельности. По этой причине проблемы безопасности банка следует рассматривать в первую очередь как проблемы безопасности банковской деятельности. Исходя из сказанного выше, термин "опасность " применительно к банку (банковской деятельности) следует понимать как действия или обстоятельства, способные нанести ущерб установленному порядку функционирования банка (процесс деятельности), его имуществу и инфраструктуре (средства деятельности), воспрепятствовать достижению банком уставных целей и привести в своих крайних формах к прекращению существования банка.

Обеспечение безопасности банка (как и любого иного субъекта) представляет собой процесс создания благоприятных условий деятельности, при которых реализуются интересы субъекта и осуществляются поставленные им цели. Поскольку понятие "деятельность" складывается из совокупности конкретных действий, вполне правомерно вести речь о безопасности конкретных банковских операций и сделок, о безопасности действий, обеспечивающих банковские операции, и т.д.

С учетом сказанного выше безопасность банка следует рассматривать как совокупность условий, при которых потенциально опасные для банка действия или обстоятельства предупреждены либо сведены к такому уровню, при котором они не способны нанести ущерб установленному порядку функционирования банка, сохранению и воспроизводству его имущества и инфраструктуры и воспрепятствовать достижению банком уставных целей.

Задача создания благоприятных условий банковской деятельности (обеспечение безопасности банка) является законодательно установленной обязанностью государства, представительных и исполнительных органов банка. Усилия обоих названных субъектов (в первую очередь банка) должны быть направлены на формирование профессионально подготовленного коллектива, овладение соответствующими знаниями и навыками, приобретение необходимого имущества и технологий, на принятие мер организационного и иного характера, позволяющих сохранять и воспроизводить ценности. Иными словами, контролировать условия существования и функционирования банка. Поскольку возможности такого контроля ограничены объективными условиями, в реальной жизни речь может идти только о том или ином уровне безопасности, т.е. об относительной безопасности банка или отдельных элементов его деятельности в виде конкретных банковских операций.

Для характеристики уровня защищенности банка и его конкретных операций от источников потенциальной опасности в экономической науке и в банковской практике используется термин "риск", который является составным элементом (продолжением) понятия "опасность". Риск, или степень риска, представляет собой сочетание вероятности опасного события и тяжести его последствий.

Понятие "риск" в качестве меры допустимо (или недопустимо) опасных условий деятельности (или действий) используется не только в коммерческой и финансовой деятельности, но и в иных видах деятельности, как правило, связанных с источниками повышенной опасности .

В настоящее время в этом качестве термин "риск" применяется также и в УК РФ (ст. 41 "Обоснованный риск" и ст. 61 "Обстоятельства, смягчающие наказание"). Однако во всех других случаях УК РФ использует в качестве меры опасности понятие "угроза". Исследование содержания понятий "риск" и "угроза" свидетельствует об их частичном совпадении. Общим в содержании названных понятий является то, что оба они используются в качестве меры опасности. Однако в процессе их структурирования по таким позициям, как источник возникновения, отношение к субъекту безопасности и допустимость возникновения с точки зрения права, выявляются существенные различия. Анализ показывает, что отличительными особенностями риска являются:

  • 1) сфера реализации – предпринимательская (в том числе кредитно-финансовая) и производственная деятельность, другие отношения, регулируемые гражданским законодательством;
  • 2) источник возникновения – собственные действия или решения субъекта безопасности (предпринимателя, банка). Это принципиальное положение зафиксировано в ст. 2 ГК РФ, которая определяет "предпринимательскую деятельность" как "самостоятельную, осуществляемую на свой риск". Дальнейшее негативное развитие событий может быть связано с опасными действиями посторонних лиц (в том числе и противоправными) или опасными явлениями, которые субъект безопасности не предвидел или неправильно оценил;
  • 3) содержание риска с точки зрения права – ошибка субъекта безопасности или его сотрудников;
  • 4) допустимость существования риска. Согласно теории банковских рисков существование последних является нормальной составляющей любой коммерческой деятельности. Снижение уровня риска прямо связано с уменьшением вероятности получить высокую прибыль. По этой причине защищенность банка в сфере извлечения прибыли принято понимать как оптимальное соотношение между уровнем существующих рисков и прибыльностью банковской деятельности.

При этом задача субъекта безопасности заключается в так называемом эффективном управлении рисками. Цель управления рисками в указанном смысле – это достижение посредством имеющихся в распоряжении банка административных и экономических механизмов уровня защищенности, позволяющего банку извлекать достаточную прибыль и распределять ее в соответствии с установленными нормативами и договорами .

Исходя из указанных выше подходов, в коммерческой и банковской практике принято разграничивать риски на приемлемые (допустимые, условно допустимые) и неприемлемые (недопустимые).

Основные источники регулирования отношений, связанных с рисками в кредитно-финансовой сфере, – ГК РФ, федеральные законы "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и "О банках и банковской деятельности".

Отличительные особенности угроз заключаются в следующем:

  • 1) сфера реализации – любые виды человеческой деятельности (включая предпринимательскую, производственную и пр.) и отношений между людьми;
  • 2) источник возникновения угроз – действия или решения лица (лиц), постороннего (посторонних) по отношению к субъекту безопасности (предпринимателю, банку) . Опасные явления, не связанные с человеческой деятельностью, к числу угроз в данном случае не относятся;
  • 3) содержание угрозы с точки зрения права – противоправные, уголовно наказуемые действия.

Основной источник регулирования отношений, связанных с угрозами в кредитно-финансовой сфере, – Уголовный кодекс РФ.

Принципиальная недопустимость угроз с точки зрения уголовного права. "Угроза" в контексте уголовного законодательства связана с умышленными противоправными действиями посторонних лиц в отношении охраняемого субъекта (субъекта безопасности) и характеризуется недопустимо высокой степенью опасности. По этой причине некоторые виды угроз сами по себе являются уголовно наказуемым деянием (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью – ст. 119 УК РФ) или отягчающим обстоятельством. Уровень "угрозы", в отличие от уровня "риска", не может быть оценен как "приемлемый" ни при каких обстоятельствах, поскольку с точки зрения уголовного законодательства угроза – явление, принципиально недопустимое.

Следует отметить, что исследования в области экономических дисциплин и нормативные акты, регулирующие отношения в области коммерческих и банковских рисков, в отличие от уголовного права, различий между "риском" и "угрозой" не проводят, ставя в один ряд, например, риски, вызываемые последствиями некомпетентных решений отдельных работников, и неправомерные действия в виде хищения ценностей банка .

Ситуации, когда одно и то же обстоятельство лежит в основе риска и в основе угрозы, вполне вероятны. Однако следует четко представлять, что в таких случаях обстоятельство (речь идет о событии противоправного характера) рассматривается с точки зрения разных субъектов. С одной стороны, возможен риск предпринимателя, столкнувшегося в результате принятого им решения с непредвиденными противоправными действиями злоумышленника (мошенника, расхитителя), с другой – действия самого злоумышленника, причастного к указанному событию, следует рассматривать как угрозу.

Итак, условия безопасного функционирования банка предполагают, что он огражден от угроз (действий преступного характера – преступлений) и снабжен средствами надежного управления рисками (которыми являются опасные для деятельности банка действия и явления, возникающие в связи с принятием сотрудниками банка определенных решений).

Далее проблема безопасности банка будет рассматриваться в "узком смысле" – через призму обеспечения охраны данного объекта от угроз преступных посягательств. Поскольку ведущая роль в обеспечении безопасности банка от указанного вида угроз отведена мерам уголовно-правового характера, суть названных мер состоит в установлении уголовной ответственности за совершение преступлений, посягающих на интересы банка.

Наличие связей между видами деятельности банка и мерами их уголовно-правовой защиты особенно рельефно проявляется в результате возникновения новых элементов банковской деятельности. Например, в течение последнего десятилетия в числе средств деятельности банка появились компьютерное оборудование и компьютерные программы. Процесс деятельности банка пополнился новыми видами банковских услуг, операций и технологий, новыми субъектами деятельности в виде работников коммерческой (а не государственной) организации. Как следствие, возникла потребность в уголовно-правовой защите указанных элементов деятельности от преступных посягательств (угроз). Названная потребность была реализована введением в УК РФ ряда новых статей, прямо или косвенно связанных с банковской деятельностью. В целях защиты от преступлений в сфере компьютерной информации, получивших распространение в сфере банковской и иных видов деятельности, были введены ст. 272 "Неправомерный доступ к компьютерной информации", ст. 273 "Создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ" и ст. 274 "Нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации и информационно-телекоммуникационных сетей".

В числе статей УК РФ, посвященных непосредственно защите банковской деятельности, появились ст. 172 "Незаконная банковская деятельность", ст. 176 "Незаконное получение кредита", ст. 177 "Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности" и ст. 183 "Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну".

На практике надежность защиты банка мерами уголовноправового характера в значительной мерс зависит от того, насколько эффективными окажутся меры криминалистического характера, которые применяются в целях выявления, расследования и предупреждения упомянутых выше преступных посягательств.

Определенным вкладом в повышение эффективности мер защиты банка могут служить результаты системного анализа понятия "безопасность банка". Они позволяют представить "безопасность банка" в качестве сложной многоуровневой системы, функционирование которой обеспечивается различными видами и направлениями человеческой деятельности. Выделение понятия "деятельность банка" в качестве системообразующего элемента "безопасности" дает возможность ответить на важные в методологическом плане вопросы: какие элементы структуры деятельности банка являются объектами потенциальных угроз; какие именно опасности угрожают этим объектам; каковы возможные отрицательные последствия указанных угроз; какие меры следует принять для их предотвращения или локализации?

Результаты системного анализа служат методологической основой для выполнения следующих задач:

  • прогнозирования, выявления новых видов угроз безопасности банка по мере изменения содержания его деятельности (появления новых средств деятельности, новых услуг и технологий);
  • разработки и совершенствования криминалистических характеристик преступлений, посягающих на безопасность банка, и методик решения поисково-познавательных задач в уголовном процессе;
  • уточнения задач и функций субъектов, участвующих в обеспечении безопасности банка;
  • описания с позиций криминалистики всех известных практике видов угроз безопасности банка и создания на их базе алгоритмов деятельности субъектов, участвующих в обеспечении безопасности банка;
  • проведения анализа фактического состояния безопасности конкретного объекта (банка) и разработки адекватных методов криминалистической защиты банковской деятельности в современных условиях.

Основные понятия и определения

Безопасность – специфическая совокупность внутренних и внешних условий деятельности, позволяющих субъекту контролировать процесс собственного существования и достигать намеченных целей указанной деятельности.

Безопасность банка (банковская безопасность) – совокупность внешних и внутренних условий банковской деятельности, при которых потенциально опасные для банковской системы (отдельного банка) действия или обстоятельства предупреждены, пресечены либо сведены к такому уровню, при котором не способны нанести ущерб установленному порядку банковской деятельности (функционированию банка, сохранению и воспроизводству имущества и инфраструктуры банковской системы или отдельного банка) и воспрепятствовать достижению банком уставных целей.

Опасность – источник потенциального ущерба имуществу или инфраструктуре банка, причинение которого может воспрепятствовать достижению банком уставных целей.

Риск (банковский) – мера допустимо (или недопустимо) опасных условий деятельности банка, неблагоприятные последствия которых реализуются в связи с ошибочными действиями (решениями) или бездействием персонала банка. Основной источник правового регулирования отношений, связанных с рисками, – ГК РФ.

Угроза – мера опасности деятельности банка, связанная с противоправными, наказуемыми действиями лиц (как правило, посторонних по отношению к банку). Основной источник регулирования правовых отношений, связанных с угрозами, – УК РФ.

Угроза безопасности банка (банковской безопасности) – уголовно наказуемое и иное противоправное деяние (действие либо бездействие), посягающее на имущественные и приравненные к ним права и интересы банка либо на порядок его функционирования.

  • Гамза В. Л., Ткачук И. Б. Безопасность коммерческого банка: организационно-правовые и криминалистические проблемы: монография. М.: Изд-ль Шумилова, 2002. С. 24.
  • Солодках М. С. Надежность, эффективность, качество систем управления // Теоретический журнал "Credo". 1999. № 5. URL: credonew. ru/content/view/149/51/ (дата обращения: 15.12.2012).
  • Подробнее об этом см.: Гамза В. А. Методологические основы системной классификации банковских рисков // Банковское дело. 2001. № 6, 7.
  • См.: ГК РФ, федеральные законы "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", "О безопасности гидротехнических сооружений", "О радиационной безопасности населения", Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента РФ от 12.05.2009 № 537, Методические указания по проведению анализа риска опасных производственных объектов, утвержденные постановлением Госгортехнадзора России от 10.07.2001 № 30.
  • Лиц из числа сотрудников организации – субъекта безопасности, также следует считать "посторонними" в случае, если совершаемые ими действия (угрозы) расходятся с целями организации и не соответствуют нормам права.
  • Перечень и определения основных видов банковских рисков содержатся в Положении ЦБ РФ от 16.12.2003 № 242-П "Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах".
Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...