Доходы населения и социальная политика государства. Доходы населения и социальная политика в российской федерации Доходы населения и социально экономическая политика государства


Доходы населения - это сумма денежных средств и материальных благ, полученных в общественном производстве, произведенных домашним хозяйством или в результате какой-либо другой деятельности за определенный промежуток времени.

Источниками доходов населения является: заработная плата; предпринимательский доход; дивиденды на имеющиеся у населения акции; проценты на сбережения, вложенные в банк; рента на сданную в аренду недвижимость и др.

Доходы характеризуют уровень благосостояния населения и определяют возможности в питании и одежде, в получении образования и медицинских услуг; возможности посещать театры и приобретать книги, активно путешествовать по миру и т. д.

Доходы населения подразделяются на следующие виды: денежные, натуральные, номинальные, располагаемые, реальные.

Денежные доходы населения включают все поступления денег в виде оплаты труда, доходов от предпринимательской деятельности, пенсий, стипендий, различных пособий, доходов от собственности в виде процентов, дивидендов, ренты, доходов от продажи товаров, доходов от оказания различных услуг и др.

Натуральные доходы включают продукцию, произведенную домашними хозяйствами для собственного потребления, а также полученную в общественном производстве.

Номинальные доходы представляют собой общее количество денег, которое получено домашними хозяйствами за определенный период времени с учетом начисленных (неуплаченных) налогов и обязательных платежей.

Располагаемый доход представляет только ту часть номинального дохода, которая может быть использована непосредственно на личное потребление и сбережения. Этот доход меньше номинального дохода на величину взносов, налогов и обязательных платежей (отчисления в Пенсионный фонд, на социальные нужды и др.).

Реальные доходы отражают покупательную способность денежного дохода и представляют собой количество товаров и услуг (в стоимостном выражении), которое можно купить на располагаемый доход (с учетом инфляции) в течение определенного периода времени.

Существенное значение в макроэкономической политике государства отводится распределению доходов между экономическими субъектами. Выделяют следующие основные принципы распределения доходов.

  • 1. Уравнительное распределение. Этот принцип имеет место, когда все члены общества получают равные доходы. Этот принцип характерен для коммунистического (социалистического) способа производства.
  • 2. Рыночное распределение. Такой принцип распределения доходов предполагает, что каждый из владельцев того или иного фактора производства (земля, труд, капитал) получает разный доход в соответствии с хозяйственной деятельностью и эффективностью использования своего фактора производства.
  • 3. Распределение по накопленному имуществу. Этот принцип проявляется в получении дополнительных доходов теми, кто накапливает и передает по наследству какую-либо собственность (землю, предприятия, дома, ценные бумаги и другое имущество).
  • 4. Привилегированное распределение. Этот принцип характерен для стран с неразвитой демократией и пассивным гражданским обществом. В этом случае чиновники перераспределяют общественные блага в свою пользу, устанавливают себе повышенные оклады и пенсии, создавая хорошие условия жизни, труда, лечения, отдыха и другие льготы.

Любая система распределения доходов в современном обществе неизбежно приводит к неравенству доходов среди различных категорий населения. Основными причинами, вызывающими неравенство доходов, являются:

  • 1. Различия в индивидуальных способностях. Эти причины обусловлены тем, что люди отличаются по своим интеллектуальным, физическим, творческим и другим способностям. Эти особенности формируют различную предрасположенность людей к эффективному выполнению тех или иных видов работ.
  • 2. Различия в квалификации и опыте. Люди получают разный уровень образования, обладают разным опытом в выполнении определенных работ. Более сложный труд требует более высокого уровня образовательной подготовки, уменьшает количество претендентов, способных выполнить такую работу, а тот, кто способен заниматься более сложной работой, как правило, получает больший доход.
  • 3. Различия в готовности работать в особых условиях. Работа шахтеров связана с большим риском и с высокой физической нагрузкой. Работа на атомных электростанциях сопряжена с высокой ответственностью и сложностью, а предпринимательская деятельность требует умения рисковать и интенсивно трудиться.
  • 4. Различия в собственности. Эти причины обусловлены тем, что в условиях рынка расширяется число людей, получающих доходы от владения капиталом, ценными бумагами и предпринимательской деятельности. Распределение капитала, акций и других активов является одним из основных факторов, вызывающих дифференциацию доходов.

Дифференциация доходов населения представляет собой реально существующие различия в уровне доходов различных групп населения. В странах с развитой рыночной экономикой уровень дохода является одним из важнейших признаков, определяющих социальное положение в обществе. Общество с относительно равномерной дифференциацией доходов является более стабильным, а многочисленный средний класс имеет высокую мобильность и сильные стимулы к социальному продвижению и профессиональному росту.

Дифференциация доходов фиксируется статистикой, распределяющей население по группам (долям) в зависимости от среднедушевых доходов. Показатели, отражающие дифференциацию доходов населения, важны для анализа различных социально-экономических процессов и их мониторинга при проведении социальной политики. Эти показатели используются при разработке и реализации государственной политики социально-экономического развития общества.

Социальная политика государства направлена на улучшение условий жизни населения и его основных слоев, групп и категорий. Она включает в себя политику регулирования доходов, занятости, социального обеспечения, политику в сферах образования и здравоохранения, предусмотренную международным и национальным законодательством, и ориентирована на человека, защиту его прав. Конечной целью социальной политики является поддержание и развитие человека как высшей ценности любого общества.

Особое значение в социальной политике отводится проблеме защиты денежных доходов населения (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется индексация, т. е. увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен.

В России индексация денежных доходов распространяется на заработную плату работников бюджетной сферы, а также на пенсии, стипендии и пособия. Для всех остальных категорий, занятых в производстве, государство регулирует только размер минимальной заработной платы.

Важным направлением социальной политики государства является поддержка беднейших слоев населения. Решающее значение в социальной защите этих слоев населения имеет система денежных и натуральных пособий. Такая система существует во всех странах с рыночной экономикой и служит смягчающим обстоятельством в решении многих проблем.

Сама бедность в социальной практике измеряется с помощью двух основных видов прожиточного минимума: социального и физиологического.

Социальный минимум представляет собой совокупность товаров и услуг, выраженных в стоимостной форме и предназначенных для удовлетворения тех потребностей, которые необходимы для сохранения приемлемого уровня жизни. Он рассчитан на обеспечение нормальной жизнедеятельности человека на основе около 200 видов товаров и услуг (в том числе 80 видов продуктов питания). Затраты на непродовольственные товары в минимальном потребительском бюджете включают расходы на одежду, белье, обувь, лекарства, посуду, культтовары, а также на оплату жилья и коммунально-бытовых услуг, транспорта, уплату налогов и сборов.

Физиологический минимум рассчитан на удовлетворение только основных физических потребностей человека и оплату основных услуг в течение относительно короткого периода, т. е. без приобретения одежды, обуви и других непродовольственных товаров.

Таким образом, социальная политика направлена на ослабление дифференциации доходов, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве. Поэтому важной задачей государственной социальной политики является адресная поддержка со стороны государства слабозащищенных слоев населения. Эта задача предполагает поддержание оптимальных соотношений между доходами активной части населения и доходами нетрудоспособных граждан через механизм налогов и социальных трансфертов.

Контрольные вопросы

  • 1. Назовите основные причины провала рынка.
  • 2. Каковы основные задачи государственной социально- экономической политики?
  • 3. Дайте характеристику частным и общественным благам.
  • 4. Назовите основные цели и инструменты государственного регулирования.
  • 5. Каковы особенности и основные лаги государственного регулирования?
  • 6. Каковы основные методы государственного регулирования и их особенности?
  • 7. Раскройте суть и содержание теории общественного выбора.
  • 8. Расскажите об особенностях парадокса Кондорсе и теории невозможности К. Эрроу.
  • 9. Дайте характеристику провалам государственного регулирования.
  • 10. В чем особенности государственной социальной политики?

Доходы – вся совокупность денежных и натуральных выплат, кот получает население страны за год.

Натуральные доходы – некот выплаты из соц фондов, продукты, производимые в личном подсобном хоз-ве, и услуги, оказываемые членами семьи в дом хоз-ве.

Денежные доходы – все поступления денег в виде оплаты труда, доходов от предприним. деят-ти, пенсий, стипендий, пособий, ренты и др.

Формы доходов и их источники:

· з\п – труд

· % - капитал

· рента – земля и др природные ресурсы

· предприним. доход – прибыль

· гос трансфертные платежи – госбюджет

Виды доходов:

· номинальный доход – денежный доход, не зависящий ни от налогов, ни от изменения уровня цен, получаемый населением в течении определенного периода

· располагаемы доход – доход, кот может быть использован на личное потребление или сбережение

· реальный доход – количество Т и У, кот можно купить на располагаемый доход в течении определенного периода, с поправкой на изменение уровня цен и тарифов, налогов, обязательных платежей.

Распределение доходов в обществе может быть:

· уравнительное

· рыночное

· по накопленному доходу, имуществу

· привилегированное

Основные причины неравенства дохода:

· различия по уровню полученного образования и проф. подготовки

· различия в интеллектуальных, физ., и эстетич. способностях

· различия в готовности рисковать

· неравенство в владении собственностью

· монополизм

· теневая эк-ка

· удача, связи, несчастья

· дискриминация в оплате

· близость к власти

Показатели неравенства доходов:

% доходов Кривая ОА – кривая абсолютного ра-

Кривая L –кривая Лоренца


10% % населения

· Кривая Лоренца показывает реальное распределение денежных доходов в существующем обществе

· Децильный коэффициент : разница между 10% наименее обеспеченными и 10% самыми обеспеченными в РФ по официальным данным достигает в 16,5 раз, по неофиц. данным в 45 раз.

· Коэффициент Джини – индекс концентрации доходов = отношение фигуры ОА L к площади треугольника: чем больше отклонение кривой L от ОА, тем больше неравенство. Чем больше коэф-нт Джини, тем сильнее неравенство. 0<Кдж<1. В РФ Кдж = 0,423

Социальная политика (СП) – соц-эк процессы, проводимые государством в виде согласованной деятельности по обеспечению благоприятных условий для жизни населения.

Уровни СП:

· общегосударственный

· региональный

· муниципальный

· фирменный

Формы реализации СП:

· Соц. защита – система мер, осуществляемых обществом в целом и его звеньями по обеспечению достойного материального и соц положения граждан (подготовка и переподготовка кадров к квалифицированной трудовой деятельности, доступность в реализации способностей в процессе трудовой и предпринимат. деятельности, обеспечение условий для роста благосостояния, обеспечение оптимальной структуры общества(наличие среднего класса))

· Соц. гарантии – система обязательств общества перед своими членами по удовлетворению необходимых потребностей(создание условий для всестороннего развития человека и возможностей его реализации в свободном труде)

Цели СП:

· здоровье

· наличие детей

· наличие образования

· развитие личности путем обучения

· занятость и качество трудовых ресурсов

· экономическое положение личности

· благоприятная окружающая среда

· благоприятное соц окружение

· соц безопасность и правосудие

· участие в общественной жизни

Налоги

Налог - это принудительно взимаемые государством или местными властями средства с физических и юридических лиц необходимые для осуществления государством своих функций на основе государственного законодательства.

Функции налогов:

фискальная – гос-во формирует денежные формы

экономическая - использование налогов в качестве перераспределения национального дохода

Налоговое время - это величина налоговой суммы. Она зависит от налоговой базы.

Налоговая база - это величина, с которой взымается налог.

Налоговые ставки - это размер в котором взимается налог.

Виды ставок:

твердая - устанавливается в абсолютной сумме на единицу дохода

пропорциональная - действует без учета дифференциации налога. Т.е. Чем больше товара тем больше налог

прогрессивная - чем выше доход, тем больше налог

Снижение налога по мере роста дохода

По платежеспособности:

прямые - взымаются с дохода, уплачиваются конкретным лицом (налоговая прибыль, налог на ленту)

косвенные - обязательные платежи, включенные в цены товара (ндс и акцизы)

Налоговая система включает в себя взимаемые государством платежи, налоги, сборы, пошлины, а так же методы их построения

Государственное регулирование - это процесс взаимодействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы в ходе которого реализуются экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной концепции

Необходимость государственного регулирования возникает тогда, когда:

На рынках могут возникать монополии, что отражается на благосостоянии населения

Наличие многочисленных товаров, жизненно необходимых обществу, которые либо не предлагаются рынком, либо в недостаточном количестве имеются на существующем рынке

Загрязнение окружающей среды хозяйствующими субъектами

Неполные рынки страховых услуг (медицинское, пенсионное)

Несовершенство информации

В периоды кризисов и депрессии отслеживается безработица, инфляция и экономическое не равновесие

Неравномерное распределение доходов которые ставят под угрозу общественную стабильность

Наличие обязательных товаров и услуг (товары первой необходимости и начальное образование), Потреблять которые общество может заставить только государство но не рынок

Цели гос-го регулирования:

высшая - формирование благоприятных условий для формирования экономического развития и общественной стабильности

цели второго порядка - создание благоприятных институциональных условий для увеличения прибыли и развертывания конкуренции


цели третьего порядка - характерны для каждой страны, в зависимости от ее развития, национальных особенностей и традиций

Средства гос регулирования:

Административно правовые (штрафы и суд)

Государственные финансы - формирование гос бюджета

Денежно кредитный инструментарий

Гос собственность которая воздействует на темпы и пропорции экономического развития

Внешне экономический инструментарий (с помощью пошлин и сборов регулируются объемы торговли, миграция капиталов и рабочей силы)

Доходы населения - это суммы денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени

Роль дохода определяется тем то, что уровень потребления населения прямо зависит от уровня доходов

Денежные доходы - это все поступления денежных средств в виде оплаты труда работающих лиц, доходов от предпринимательской деятельности, пенсии, стипендии, различных пособий и доходов от собственности в виде процентов и дивидендов, от продажи с/х продукции и различных изделий, доходов от оказанных на сторону услуг, страховые возмещения, доходы от продажи валюты и социальные трансферты.

материальные доходы - это продукция произведенная домашними хозяйствами для собственного потребления

Классификация доходов:

совокупные доходы - это общая сумма доходов по всем источникам их поступления

номинальные доходы - это денежные доходы независимо от налогообложения и изменения цен

располагаемые доходы - номинальные доходы за вычетом налогов и обязательных платежей

реальные - номинальные доходы с учетом изменения розничных цен и тарифов

реально располагаемые доходы - это денежные доходы текущего периода за минусом обязательных платежей и взносов скорректированных на индекс потребительских цен

Зарплата - цена трудовой услуги, предоставляемой наемным работникам.

номинальная зарплата - деньги полученные наемным работником определенной квалификации за определенный промежуток времени

реальная заработная плата - это номинальная зарплата с учетом движения розничных цен

Дифференциация дохода - различие в уровне доходов на душу населения или одного занятого.

Неравенство доходов характерно для всех экономических систем.

Для количественной оценки дифференциации доходов применяются следующие показатели:

Кривая Лоренса

Квинтийный коэффициент - он выражает соотношение между средними доходами 20% и наиболее высокооплачиваемыми 20%. Это отношение идет к наименее обеспеченным 20%.

Индекс концентрации доходов населения - индекс Джинни - этот индекс служит для характеристики распределения совокупного дохода между группами населения. Чем сильнее неравенство тем ближе коэффициент к единице.

Гос политика доходов является частью социальной политики. Она направлена на решение двух главных задач:

Оказание прямой помощи наиболее нуждающимся слоям населения через систему социального обеспечения

Нейтрализация инфляционного обесценивания доходов

Гос политика заключается в перераспределении через гос бюджет дохода путем дифференцирования налогообложения различных групп населения.

Методы гос политики:

Распределение денежных доходов (устанавливается верхний номинальный предел зарплаты)

Индексация дохода - защита доходов от инфляции через повышение доходов

Поддержка бедных слоев населения с помощью льгот и дотаций

Уровень жизни населения предполагает обеспеченность населения жизненными благами. Он состоит из системы показателей рекомендованных ООН.

Рождаемость, смертность

Санитарно-гигиенические условия жизни

Потребление продовольственных товаров

Жилищные условия

Образование и культура

Условия труда и занятость

Доходы и расходы населения

Стоимость жизни и потребительские цены

Транспортные средства

Организация отдыха

Социальное обеспечение

Свобода человека

К группе важнейших показателей уровня жизни и уровня благосостояния относятся показатели, отражающие уровень и динамику доходов населения. А показатель реальных располагаемых доходов населения рассматривается и в качестве одного из ключевых макроэкономических показателей. В первую очередь это связано с тем, что доходы населения (домохозяйств), вне зависимости от их формы и источника получения, являются основным источником формирования средств, необходимых для удовлетворения текущих (текущее потребление) и отложенных потребностей (сбережения) людей. Таким образом, доходы населения, их динамика самым непосредственным образом влияют на уровень жизни граждан страны, возможности развития человека.

Во-вторых, уровень доходов населения, его динамика рассматриваются в качестве одного из важнейших параметров, определяющих динамику совокупного спроса, и, следовательно, динамику экономического роста в стране.

Неравенство личных доходов в условиях рыночной экономики естественно и неизбежно. Более того, возможность иметь высокие доходы рассматривается как значимый стимулирующий фактор, побуждающий людей получать хорошее образование, повышать квалификацию, более ответственно относиться к своим трудовым обязанностям. Низкие доходы на макроуровне могут свидетельствовать о неэффективности экономической и социальной политики, а на корпоративном уровне - о неэффективности производства и управления, низком уровне социальной ответственности работодателя.

С точки зрения рыночной идеологии все доходы, вне зависимости от их уровня, рассматриваются как справедливые - правда, при одном условии: если они получены в результате честной, добросовестной конкуренции, при соблюдении этических норм и принципов социальной ответственности. Вместе с тем очевидно, что чрезмерная дифференциация доходов населения может привести к нежелательным социальным последствиям: социальной неуверенности и нестабильности, снижению уровня доверия и деградации социального капитала в обществе, социальным конфликтам и росту издержек беспорядкаК

Как уже говорилось в предыдущих разделах, растущая дифференциация доходов населения и, как следствие, углубление социального неравенства рассматриваются, с одной стороны, как одна из тенденций трансформации социальной структуры современного общества, а с другой - как один из наиболее острых глобальных социальных вызовов и рисков.

Важно запомнить

Регулирование и политика доходов рассматриваются в качестве одной из важнейших социальных функций государства и направлений государственной социальной политики.

формируются вторичные доходы, в первую очередь трансферты - безвозмездные выплаты из бюджета и (или) специальных фондов, не связанные с владением факторами производства (пенсии, стипендии, пособия на детей, по безработице и т.д.).

Распределение национального дохода между собственниками факторов производства называется функциональным распределением доходов. Персональное (вертикальное ) распределение доходов происходит между индивидами (домохозяйствами) независимо от источника получения дохода.

По форме получения принято различать денежные и неденежные (в натуральной форме) доходы.

В денежной форме субъекты хозяйственной деятельности получают факторные доходы (заработную плату, проценты, рентные платежи, прибыль) и трансферты (стипендии, пенсии, различные пособия). В современной экономике люди получают преимущественно денежные доходы. Доходы в натуральной форме - это продукты, выращенные в личном подсобном хозяйстве, предметы, самостоятельно изготовленные для личного потребления.

Количество денег, полученных людьми за определенный период (неделю, месяц и т.д.), составляет их номинальный доход. Реальный доход - стоимость определенного набора благ, который можно приобрести за тот же период, его величина зависит от размера номинального дохода и уровня цен.

По степени легальности различают легальные (полученные на законных основаниях) и нелегальные (теневые) доходы. Последние, в свою очередь, могут разделяться на доходы от неучтенной хозяйственной деятельности и доходы криминального происхождения.

В соответствии с циклом жизнедеятельности различают доходы, получаемые до начала трудовой деятельности (пособия, стипендии), от участия в трудовой деятельности (заработная плата), получаемые временно неработающими гражданами (пособия по безработице), после завершения трудовой деятельности (пенсия).

По данным МОТ, с 1980-х гг. в большинстве развитых стран наблюдается тенденция к сокращению доли трудовых доходов в национальном доходе и увеличению доли дохода на капитал. По оценке экспертов, такая тенденция подрывает темпы и устойчивость будущего экономического роста, поскольку ограничивает возможности роста потребления домохозяйств, у работников возникает ощущение несправедливости получаемых доходов, что может привести к нежелательным социально-политическим последствиям .

Объем и структура денежных доходов населения России. Данные Госкомстата России о структуре и объеме доходов населения в России приведены в табл. 6.1.

Таблица 6.1

Объем и структура денежных доходов населения по источникам поступления

Всего денежных доходов, млрд руб.

В том числе в %

оплата труда, включая скрытую заработную плату

доходы от предпринимательской деятельности

социальные

доходы от собственности

Источник: Данные Федеральной службы государственной статистики. URL: http:// www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/level/# (дата обращения 10.08.2015).

Как видно из приведенных данных, структура доходов населения в нашей стране достаточно стабильна. Основным видом дохода продолжает оставаться заработная плата, что в целом соответствует ситуации в других странах. Обращает на себя внимание относительно высокая доля социальных выплат, которая в 2013 г. составила более 18%. Однако для обеспечения социальной устойчивости и достойного уровня жизни важно, чтобы структура доходов была более диверсифицированной, а благосостояние людей не зависело от единственного источника дохода.

Выше было отмечено, что в России уровень дифференциации доходов является чрезмерным (по данным 2013 г., децильный коэффициент равен 16,3, коэффициент (индекс) Джини - 0,419). Тенденцию углубления неравенства в доходах населения страны пока изменить не удалось.

Среди причин (факторов) дифференциации доходов принято различать экономические, географические, демографические, социальные, а также факторы личностного характера.

Экономические факторы - наличие (отсутствие) собственности, размер контролируемого капитала, вид и сфера деятельности, форма собственности организации, положение той или иной компании на рынке, ее финансовая устойчивость (неустойчивость).

Географические факторы - особенности природно-климатических условий (неблагоприятные условия жизни и работы предполагают компенсационные выплаты).

Демографические факторы - гендерная, возрастная, этническая и другие виды дискриминации на рынке труда.

Социальные факторы - принадлежность к той или иной социальной группе. Социальный статус и социальные связи во многом определяют выбор человеком модели поиска сферы деятельности, которая будет приносить ему доход.

Личностные факторы - уровень развития способностей человека, возможности их развития и использования, индивидуальные психологические характеристики; уровень образования и квалификации, состояние здоровья.

В целом доходы населения формируются в результате действия в первую очередь экономических факторов разных уровней: макроуровень (макроэкономическая ситуация в стране), мезоуровень (ситуация в регионе или отрасли), макроуровень (состояние здоровья, уровень развития способностей, образования и квалификации, место и форма занятости). Величина полученных домохозяйствами доходов зависит от соотношения спроса и предложения на рынках ресурсов, предельной производительности ресурсов, влияния неэкономических факторов (например, личные склонности людей трудиться или бездельничать, качество социального окружения и т.д.). Так, ключевым фактором, определяющим уровень заработной платы, является производительность труда, напрямую связанная с человеческим капиталом работника - его знаниями и навыками, полученными в процессе общего и профессионального образования и трудовой деятельности. В то же время одного только уровня образования или производительности труда недостаточно, чтобы объяснить колебания в размерах заработной платы в разных странах или внутри одной страны.

Высокая степень дифференциации доходов порождает серьезные социально-экономические проблемы: исчезает средний класс с последующим неизбежным изменением структуры и уровня спроса; общество несет социальные издержки, связанные с бедностью и нищетой как крайними формами дифференциации доходов; социальная напряженность и политическая нестабильность усиливаются и становятся тормозом экономического развития.

Для правильной корректировки сложившегося доходного неравенства в рамках политики доходов необходимо иметь информацию об уровне их дифференциации (степени неравенства). Для измерения доходов и уровня их дифференциации используют различные показатели.

Коэффициенты дифференциации доходов (коэффициент фондов, децильный, квартальный и квинтильный коэффициенты) показывают, насколько велик разрыв в доходах наиболее и наименее обеспеченных групп населения, имеющих одинаковую долю в его общей численности .

В настоящее время значение коэффициента фондов в Скандинавских странах около 4, в России - около 16, в Сингапуре - более 20; среднемировое значение - около 10 (это значение коэффициента считается критическим).

Графическая интерпретация уровня дифференциации доходов была предложена М. Лоренцом . показывает кумулятивное распределение численности населения и соответствующих этой численности доходов. Данные для построения кривой Лоренца для России приведены в табл. 6.2.

Таблица 6.2

Распределение общего объема денежных доходов населения

Денежные

В том числе по 20%-м группам населения, %

первая (с наименьшими доходами)

четвертая

пятая (с наибольшими доходами)

Источник". Данные Росстата. URL: http://v

ww.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_

main/rosstat/ru/statistics/population/lcvcl/ (дата обращения 10.09.2015).

Для построения кривой Лоренца (рис 6.1) по осям откладываются 20%-е доли населения и денежных доходов и строятся графики для гипотетических случаев: абсолютно равномерного (ОА) и абсолютно неравномерного (ОБА) распределения доходов. Графики, иллюстрирующие фактические распределения доходов, будут располагаться между ними. По положению графика в системе координат можно сделать достоверные предположения о степени неравенства: чем ближе график к кривой ОА, тем более равномерному распределению доходов он соответствует. На рис 6.1 приведены также кривые, показывающие фактическое распределение доходов населения России в 1970 и в 2013 гг. Отклонение кривой Лоренца от линии абсолютного равенства измеряется через отношение площади сегмента, образованного кривой Лоренца и линией ОА, к площади треугольника, образованного линиями абсолютного равенства и неравенства. Этот показатель получил название коэффициента (индекса) Джини, или коэффициента концентрации богатства.


Рис. 6.1.

Коэффициент (индекс ) Джини (G) характеризует дифференциацию денежных доходов населения в виде степени отклонения фактического распределения доходов от абсолютно равного их распределения между жителями страны . Значения коэффициента - в диапазоне от 0 (абсолютное равенство) до 1 (абсолютное неравенство). Пример динамики коэффициента Джини в странах мира приведен на рис. 6.2. Типичное его значение для развитых стран - от 0,2 (в скандинавских государствах) до 0,35 (в США), для развивающихся стран он составляет ОД- ОД и совпадает с российским показателем.

Рис. 6.2.

Россия;.....Китай;.........Индия;-Бразилия

Источник-. World Bank Data, 2012.

В гипотетической нерегулируемой рыночной экономике (в отсутствие государства, сглаживающего различия в доходах) распределение доходов оказалось бы крайне неравномерным, что неприемлемо для современного цивилизованного общества. Для сохранения стабильности государство вынуждено взять на себя функции по организации достойной жизни людей, которые в историческом прошлом выполняли семья или община и которые по определению не может выполнить рынок. В теории и на практике такое перераспределение социальной ответственности оформилось в виде концепции государства всеобщего благосостояния (welfare state). Данная концепция сформировалась в 1930-1940-е гг. на основе идей известных экономистов Д. Кейнса, А. Пигу и социологов А. Мюллера-Армака, Г. Эспинга-Андерсена. Цель ее реализации на практике - создание условий для достижения максимально возможного в данном обществе уровня жизни. В качестве средства достижения цели рассматривается социально ориентированная деятельность государства, предполагающая регулирование рынка труда и доходов, борьбу с безработицей, селективную поддержку отраслей, реализацию социальных программ (развитие образования, здравоохранения, различные социальные выплаты населению и др.).

Одним из важнейших направлений деятельности современного государства является регулирование доходов, осуществляемое посредством реализации государственной политики доходов . Политика доходов - неотъемлемый элемент социальной политики государства.

Следует обратить внимание на то, что политика доходов может быть основана на принципе «невмешательства» государства в процесс их регулирования. Вместе с тем практика экономически развитых стран мира свидетельствует о том, что государство осуществляет регулирование доходов, используя те или иные методы и инструменты. В качестве основной цели политики доходов рассматриваются корректировка последствий функционирования рыночного механизма хозяйствования, снижение уровня дифференциации доходов, материального и социального неравенства, осуществление мер, направленных на повышение доходов и их выравнивание.

Важно запомнить

Политика доходов - одно из важнейших направлений социальной политики государства; система мер, направленных на повышение доходов и их выравнивание, снижение уровня дифференциации доходов населения.

К основным направлениям политики доходов следует отнести:

  • - снижение избыточного неравенства в оплате труда и других видах доходов населения;
  • - сокращение численности низкоквалифицированных и низкооплачиваемых категорий работников; содействие созданию рабочих мест, требующих высокой квалификации;
  • - противодействие инфляционному обесценению доходов и сбережений населения; индексация денежных доходов и сбережений;
  • - поддержание корреляции между заработной платой и производительностью труда;
  • - определение и поддержание минимально допустимых параметров жизни населения (установление минимального размера оплаты труда, пенсий и социальных пособий);
  • - регулирование оплаты труда работников бюджетной сферы и др.

Государство, корректируя процесс распределения доходов, осуществляя перераспределение доходов населения, создает условия для повышения уровня и качества его жизни, способствует ослаблению социальной напряженности. Субъектами государственной политики доходов являются органы власти различного уровня. Объектом - доходы населения (в первую очередь денежные), получаемые из различных источников, а также факторы , оказывающие влияние на уровень доходов населения и их динамику. Степень вмешательства государства в распределение и перераспределение доходов определяется уровнем дифференциации доходов населения, восприятием социального неравенства обществом, принятыми в данном обществе представлениями о социальной справедливости, особенностями и приоритетами социальной политики государства.

Процесс регулирования доходов предполагает использование широкого набора методов и инструментов: административных, правовых, экономических (прямых и косвенных).

Методы административного регулирования - разнообразные методы лицензирования, квотирования, рационирования деятельности, а также методы регулирования цен, доходов, валютного курса. Их отличительными особенностями являются установление жестких предписаний для хозяйствующего субъекта, жесткая регламентация его действий посредством различного рода постановлений, указов и решений.

В качестве примера административных методов регулирования доходов можно привести замораживание заработной платы либо установление минимальных и максимальных границ снижения/роста доходов. Такие меры, как правило, применяются государством в отношении государственных служащих, работников бюджетных организаций и учреждений, государственных компаний (например, ограничение размеров бонусов гои-менеджерам).

Правовое регулирование доходов осуществляется посредством правовых норм, закрепленных законодательно, и предполагает разработку нормативно-правовых основ государственной политики доходов, следование международным нормам и стандартам в области их регулирования.

Международные нормы и требования закреплены в таких документах как Всеобщая декларация прав человека , Конвенция МОТ № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» , Конвенция МОТ № 131 и Рекомендации МОТ № 135 «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран», Конвенция МОТ № 95 «Об охране заработной платы» и др.

Согласно Конституции РФ (ст. 15, и. 4), общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, причем международные договоры, подписанные и ратифицированные Россией, имеют приоритет перед внутренними законодательными актами.

В качестве примера российских законов, значимых в контексте рассматриваемой проблемы, следует привести Трудовой кодекс Российской Федерации, федеральные законы 134-ФЗ от 24 сентября 1997 г. «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (ред. 03.12.2012), № 22-ФЗ от 19 июня 2000 г. «О минимальном размере оплаты труда», № 166-ФЗ от 15 января 2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (ред. 21.07.2014).

Экономическое регулирование предполагает использование методов прямого и косвенного экономического регулирования.

Методы прямого экономического регулирования вынуждают субъекта хозяйственной деятельности принимать решения, основанные не на собственном экономическом выборе, а на основе предписаний государства. Основные инструменты - государственный заказ, целевое финансирование (бюджетное, в форме субсидий, дотаций), национальные программы и проекты, государственные инвестиции. Среди методов прямого экономического регулирования следует назвать регулирование заработной платы (определение видов, размера и механизма начисления) работников бюджетной сферы; социальные государственные трансферты; социальные гарантии (определение прожиточного минимума, минимального размера оплаты труда).

Методы косвенного экономического регулирования не предполагают прямого вмешательства государства в процесс принятия решений субъектами хозяйственной деятельности, они направлены на создание условий, при которых самостоятельный экономический выбор субъекта хозяйственной деятельности соответствовал бы целям экономической политики государства. Важнейшим инструментом косвенного экономического регулирования доходов населения является налоговая политика государства. Посредством налоговой политики можно осуществлять перераспределение доходов, добиваться снижения неравенства, стимулировать повышение социальной ответственности компаний в части соблюдения ими установленных норм в области оплаты труда, побуждать предоставлять рабочие места инвалидам.

Перераспределение доходов справедливо относят к важнейшим функциям налогов. Введение в стране системы прогрессивного налогообложения (увеличение эффективной ставки налога с ростом налогооблагаемой базы) позволяет снизить степень неравенства доходов. Так, в Швеции максимальная налоговая ставка подоходного налога составляет почти 60%, а в России - 13% (интересно сопоставить эти данные с величиной коэффициента Джини - см. рис. 6.7).

Еще одним инструментом регулирования доходов, доказавшим свою эффективность, являются налоговые льготы , предоставляемые социально уязвимым категориям населения и позволяющие снизить налоговую нагрузку на их доходы. Основной категорией получателей социальных льгот являются пенсионеры, также льготы адресованы инвалидам, ветеранам труда, многодетным семьям, ветеранам боевых действий; малоимущим и прочим социально незащищенным категориям граждан. Льготным категориям граждан могут предоставляться вычеты по подоходному налогу, налог на имущество или на землю может начисляться по льготным ставкам.

Наряду с указанными методами регулирования широко используются согласительные методы : согласование действий правительства, предпринимателей и наемных работников по вопросам оплаты труда и социальных трансфертов в рамках социального партнерства.

Проведение эффективной политики доходов может быть затруднено рядом факторов, среди которых можно назвать следующие.

  • 1. Ресурсные возможности государства. Определяются государственными (бюджетными и внебюджетными) расходами, бюджетной политикой государства, сбалансированностью бюджета страны. Социальные расходы государства, в том числе и направляемые на повышение оплаты труда, индексацию доходов, социальные трансферты должны соответствовать финансовым его возможностям. Избыточные (по сравнению с возможностями) социальные расходы могут вызвать бюджетный дефицит и стать причиной инфляции и снижения реальных доходов населения.
  • 2. Снижение стимулов экономической активности. Перераспределение доходов посредством прогрессивной системы налогообложения может привести к снижению деловой активности в стране, поскольку уменьшает инвестиционные возможности компаний и, соответственно, стимулы к расширению экономической деятельности. Кроме того, вероятно возникновение эффекта, известного под названием «Ведро Оукепа» : доллар, отобранный у богатого, передается бедному в «дырявом ведре», в результате до бедного доходит только часть перераспределяемого дохода, а перераспределение во имя равенства наносит ущерб экономической эффективности.
  • 3. Негативное влияние на рынок рабочей силы. Социальные выплаты могут деформировать рынок рабочей силы. Слишком высокие пособия по безработице побуждают их получателей прекратить поиск работы. Следствием будут сокращение налоговых поступлений в бюджет, деградация накопленного человеческого капитала, нарушение трудовой мотивации, рост потребления в ущерб сбережениям с очевидными макроэкономическими последствиями.
  • 4. Опасность бюрократизации. Перераспределение доходов предполагает функционирование определенных бюрократических структур с собственными интересами, не всегда совпадающими с интересами государства, стремлением к самовоспроизводству и экономической власти.

Указанные выше факторы в той или иной степени осложняют проведение эффективной политики доходов в любой стране мира. Вместе с тем ее отсутствие опасно по своим последствиям (фактор роста бедности, материальное и социальное неравенство граждан, социальное напряжение, формирование социальных противоречий и рисков.

  • Доклад «Заработная плата в мире в 2012-2013 гг». Заработная плата и справедливыйрост / ГТПДТ и Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии. М. : МОТ,2013. С. V-VI. URL: http://www.trudcontrol.ru/files/editor/files/Global_wages_ru.pdf (датаобращения 10.09.2015).
  • Коэффициент Джини рассчитывается для определения дифференциации денежныхдоходов и богатства населения - во втором случае учитывается распределение активов.В 2013 г. исследовательская компания Boston Consulting Group подсчитала, что в Россиисуществует 180 тыс. домохозяйств, располагающих более чем 1 млн долл. По этому показателю страну поставили на 13-е место в мире. Конвенция № 117 предусматривает при расчете прожиточного минимума учет основных потребностей семей трудящихся (продукты, их калорийность, жилище, медицинскоеобслуживание, образование и др.).
  • Артур Оукен (1928-1980) - американский экономист, советник президента СШАР. Кеннеди.

ПОЛИТОЛОГИЯ И ЭТНОПОЛИТИКА

УДК 304.42 DOI: 10.22394/2079-1690-2017-1-4-128-132

ДЕНЕЖНЫЕ ДОХОДЫ НАС ЕЛЕНИЯ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

Александр

Николаевич

Понеделков

Александр

Васильевич

Воронцов

Алексеевич

Голобородько

доктор философских наук, профессор, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (119571, Россия, г. Москва, пр. Вернадского, 82). E-mail: [email protected]

Заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой политологии и этнополитики, Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54]. E-mail: [email protected]

доктор юридических наук, профессор кафедры процессуального

права, Южно-Российский институт управления - филиал Российской

академии народного хозяйства и государственной службы

при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону,

ул. Пушкинская, 70/54]. E-mail: [email protected].

доктор политических наук, доцент, директор,

Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал] РГЭУ (РИНХ)

(347936, Россия, г. Таганрог, ул. Инициативная, 48).

E-mail: [email protected]

Аннотация

Рассматривается динамика изменения денежных доходов населения после майского 2012 г. указа Президента Российской Федерации. Анализируются основные элементы денежных доходов -заработная плата, социальные выплаты - пенсии, пособия, стипендии, государственные социальные гарантии, их соотношение с прожиточным минимумом.

Ключевые слова: денежный доход, заработная плата, пенсия, пособие, потребительская корзина, прожиточный минимум, социальная гарантия, стипендия.

Денежные доходы населения включают заработную плату наемных работников, социальные выплаты - пенсии, пособия, стипендии, страховые возмещения и другие выплаты, доходы от предпринимательской деятельности, доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов, другие доходы. Реальные располагаемые денежные доходы определяются путем деления индекса номинального размера, сложившегося в определенном периоде времени, на индекс потребительских цен за этот же временной период. К располагаемым денежным доходам относятся денежные доходы, из которых вычтены обязательные платежи и взносы .

В Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» предусмотрено обеспечить к 2018 году повышение заработной платы как составной части денежных доходов населения. Поэтому рассмотрим динамику изменения денежных доходов, взяв за исходную точку 2012 год. Среднедушевые денежные доходы увеличились с 23 221 руб. в 2012 году до 30 738 в 2016 г. . Реальные располагаемые денежные доходы в процентах к предыдущему году снизились с 105% до 94%. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций увеличилась с 26 629 руб. (936 долларов США] до 36 746 руб. (549 долларов). Реальная начисленная

заработная плата работников в процентах к предыдущему году уменьшилась с 108% до 101%. Средний размер назначенных пенсий вырос с 9 041 до 12 391 руб. Реальный размер назначенных пенсий в процентах к предыдущему году стал меньше: было 105%, стало 97%. Располагаемые денежные доходы являются гарантией получения кредитов. В т.ч. числе на социальные нужды (образование] .

Важным показателем для оценки уровня денежных доходов является прожиточный минимум - стоимостная оценка потребительской корзины, обязательные платежи и сборы, который устанавливается на душу населения и для трех основных социально-демографические групп - трудоспособное население, пенсионеры, дети. Прожиточный минимум в целом по стране и в регионах предназначен для оценки уровня жизни населения при разработке и реализации социальной политики, федеральных и региональных социальных программ; формирования федерального и регионального бюджета; других установленных федеральным законом целей. По Российской Федерации он необходим для обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда, для определения устанавливаемых на федеральном уровне размеров стипендий, пособий и других социальных выплат. Прожиточный минимум в регионе нужен для оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам. Величина прожиточного минимума определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания и индексах потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги, расходов по обязательным платежам и сборам. Величина прожиточного минимума пенсионера в стране для определения размера федеральной социальной доплаты к пенсии устанавливается на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания ежегодно федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период. В регионе прожиточный минимум устанавливается ежегодно региональным законом. Семья и одиноко проживающий гражданин, если у них среднедушевой доход ниже величины регионального прожиточного минимума, считаются малоимущими и имеют право на получение социальной поддержки.

Потребительская корзина представляет собой необходимые для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности минимальный набор продуктов питания, непродовольственные товары и услуги, стоимость которых определяется в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания. Потребительская корзина определяется не реже одного раза в пять лет. В регионах потребительская корзина устанавливается с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг основными социально-демографическими группами населения. В состав потребительской корзины включены 11 наименований продуктов питания, устанавливаются 50-ти процентные соотношения стоимости непродовольственных товаров и услуг со стоимостью продуктов питания .

С 2012 по 2016 год величина прожиточного минимума в среднем на душу населения увеличилась с 6 510 до 9 828 руб. . В процентах к предыдущему году она стала меньше: было 102%, стало 101%. Величина прожиточного минимума пенсионера для установления социальной доплаты к пенсии была увеличена с 5 564 до 8 803 руб. Уменьшилось соотношение с величиной прожиточного минимума среднедушевых денежных доходов (357% и 313%], среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников организаций (378% и 347%], среднего размера назначенных пенсий (177% и 153%]. Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума увеличилась с 15,4 млн до 19,8 млн, в процентах от общей численности населения - с 10,7% до 13,5%. Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения за второй квартал 2017 года была равна 10 329 руб., в том числе трудоспособное население - 11 163, пенсионеры - 8 506, дети - 10 160. . Существуют значительные различия величины прожиточного минимума в регионах. Так, прожиточный минимум установлен в Чукотском автономном округе в размере 20 970 руб., Ненецком - 20 819, Камчатском крае - 19 580, Воронежской области - 8 581, Татарстане - 8 568, Мордовии - 8 441.

Важной составной частью доходов населения является заработная плата. Президент Российской Федерации поручил Правительству обеспечить к 2018 году повышение заработной платы . Указ Президента предусматривает:

Увеличение размера реальной заработной платы в 1,4 - 1,5 раза;

Доведение средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, работников учреждений культуры до средней заработной платы в регионе;

Повышение средней заработной платы врачей, преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников до 200% от средней заработной платы в регионе.

Повышение средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг], среднего медицинского (фармацевтического] персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг] - до 100% от средней заработной платы в регионе, работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое] или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг], - до 200% от средней заработной платы в регионе.

В первом полугодии 2017 года среднемесячная начисленная номинальная заработная плата одного работника в организации составила 38 675 руб. . С учетом природных ресурсов, географических, производственных, экономических, социальных и других факторов разрыв в заработной плате по регионам значителен. Наибольший ее размер был в Ямало-Ненецком (92 183 руб.], Чукотском (90 933], Ненецком (75 013] автономном округе, Москве (79 929], Магаданской области (70 627]. Намного ниже среднероссийского показателя среднемесячная начисленная номинальная заработная плата была в Кабардино-Балкарии (20 914], Дагестане (21 130], Алтайском крае (21 750]. Остается нерешенной многолетняя проблема просроченной задолженности по заработной плате работников организаций. На 1 июля 2017 года она составила 3 млрд 207,7 млн рублей, том числе в Приморском крае - 479,1 млн, Хабаровском - 130,7 млн, Кемеровской области - 254,5 млн. В 10 регионах отсутствовала задолженность по заработной плате. На низкий уровень заработной платы или ее отсутствие существенное влияние оказывает безработица. Общая численность безработных по данным выборочных обследований рабочей силы составила 3 млн 946,9 тыс. человек, 5,2% к рабочей силе, зарегистрированных в органах службы занятости населения - 815,7 тыс. На 2017 год установлена минимальная величина пособия по безработице в размере 850 руб. и максимальная величина - 4,9 тыс. .

В состав денежных доходов населения по источникам формирования входят доходы от предпринимательской деятельности (в 2012 г. 9,4%, 2015 г. - 7,9%], оплата труда наемных работников, включая выплаты социального характера (40% и 38,3%], социальные выплаты (18,3% и 18,2%], доходы от собственности (5,1% и 6,2%], другие денежные поступления (27,1% и 29,3%]. . В структуре социальных выплат населению доля пенсий составила соответственно 69,4% и 71,4%, пособий и социальной помощи - 26,4% и 24,5%, стипендий - 0,8% и 0,8%, страховых возмещений - 3,4% и 3,3 %. В структуре выплачиваемых пособий 1,8% и 1,5% приходилось на пособия и материальную помощь по безработице, 7,7% и 8,1% - пособия по временной нетрудоспособности, 16,7% и 28,1% - материнские и детские пособия, 53,1% и 51,6% - денежные выплаты отдельным категориям граждан, 20,7% и 10,7% - другие пособия и компенсации.

Численность пенсионеров увеличилась с 40 млн 573 тыс. до 42 млн 729 тыс., количество пенсионеров, приходящихся на 1000 человек населения - с 283 человек до 291,6, удельный вес численности работающих пенсионеров в общей численности пенсионеров - с 33,7% до 35,7% . Средний размер назначенных пенсий вырос с 9 041 до 11 986 руб. В 2016 году средний размер страховой пенсии по старости с учетом фиксированной выплаты был равен 13,1 тыс. . В январе 2017 года все пенсионеры получили единовременную денежную выплату в размере 5 тыс. руб. В 2017 году среднегодовой размер страховой пенсии по старости составит 13 655 руб. Соотношение среднего размера назначенных пенсий с величиной прожиточного минимума пенсионера уменьшилось с 176,5% до 150,5%, со средним размером начисленной заработной платы увеличилось с 33,9% до 35,2%. С 1 января 2018 года пенсии для неработающих пенсионеров будут проиндексированы на 3,7%, с 1 апреля социальная пенсия - на 4,1%, с 1 февраля ежемесячные социальные платежи - на 3,2% . Не предусмотрена индексация пенсий для работающих пенсионеров. Предполагается, что после прекращения трудовой деятельности пенсия будет индексироваться за пропущенные годы.

Сократилось число негосударственных пенсионных фондов с 134 до 102, численность участников - с 6 млн 781,5 тыс. до 5 млн 806,7 тыс. . Количество получателей негосударственных пенсий увеличилось с 1 млн 537,1 тыс. человек до 1 млн 556,7 тыс. Было 3,8% от общей

численности пенсионеров, стало 3,6%. Сумма пенсионных выплат в среднем в месяц на одного получателя увеличилась с 1 987 до 2641 руб.

Законодательством установлены основные социальные гарантии - Минимальный размер оплаты труда, пособия, стипендии, фиксированная выплата к страховой пенсии. Минимальный размер оплаты труда увеличился с 4 611 до 6 852 руб., в процентах к предыдущему году -с 98,1% до 107,3%. . В соотношении с величиной прожиточного минимума он уменьшился с 67,5% до 59%. . С 1 июля 2017 года он установлен в сумме 7,8 тыс. руб. . В 2018 году его повысят до 9 489 руб., что составит 85% от прожиточного минимума за второй квартал 2017 года, с начала 2019 г. он должен быть равен 100% прожиточного минимума трудоспособного населения. . В 2018 г. расходы на его повышение составят в бюджетной сфере 26,2 млрд руб., бизнеса - 17,1 млрд, в 2019 году - соответственно 43,9 млрд и 28,8 млрд. Повышение коснется 4 млн человек, в том числе 1,6 млн работников бюджетной сферы, которые имеют заработную плату ниже прожиточного минимума трудоспособного населения.

Невелики размеры пособий и стипендий, за исключением государственного сертификата на материнский (семейный] капитала (453 026 руб.). . Размер единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, был равен 581,7 руб., социального пособия на погребение - 5 277, ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, - 10 528,2, родового сертификата -11 тыс., единовременного пособия при рождении ребенка и единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью - по 15 512,7 руб. Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, выплачивалось в размере 24 565,9 руб. Соотношение с величиной прожиточного минимума ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет по уходу за первым ребенком было равно 30,1% (2 908,6 руб.], за вторым и последующими детьми - 60,1% (5 817,2], размера государственных академических стипендий студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования - 12,7% (1 340], среднего профессионального образования - 4,6% (487]. На начало 2016 года фиксированная выплата к страховой пенсии по старости и инвалидности I и II группы составила 4 383,6 руб. (54,6% к прожиточному минимуму], инвалидности III группы и по случаю потери кормильца - 2 191,8 (27,3%).

Существует значительная дифференциация денежных доходов населения. О существенном расслоении населения по денежным доходам свидетельствуют такие показатели, как распределение их общего объема по различным группам населения, коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов], коэффициент Джини (индекс концентрации доходов]. Распределение общего объема денежных доходов по различным группам населения показывает долю общего объема денежных доходов в каждой из 20-процентных групп населения, ранжированного по мере возрастания среднедушевых денежных доходов. Первая группа с наименьшими доходами располагала соответственно 5,2% и 5,3% денежных доходов, пятая группа с наибольшими доходами - 47,6% и 47,1% . Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов] характеризует степень социального расслоения. Он определяется как соотношение между средними уровнями денежных доходов 10% населения с самыми высокими доходами и 10% населения с самыми низкими доходами. Коэффициент фондов уменьшился с 16,4 до 15,7 раза. Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов] характеризует степень отклонения линии фактического распределения общего объема доходов населения от линии их равномерного распределения. Величина коэффициента может варьироваться от 0 до 1. Чем выше значение показателя, тем более неравномерно распределены доходы в обществе. Коэффициент Джини уменьшился с 0,420 до 0,414.

Произошли незначительные изменения в структуре денежных доходов населения. Уменьшились доходы от предпринимательской деятельности с 9,4% в 2012 году до 7,8% в 2016 г., оплата труда - с 65,1% до 64,7%. Увеличилась доля социальных выплат с 18,4% до 19,2%, доходов от собственности - с 5,1% до 6,3%. Другие доходы остались на одном уровне (2%].

Имеются значительные различия в денежных доходах населения в мегаполисах, городах и сельской местности. В мае 2017 года Институт социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН в сотрудничестве с Московским представительством Фонда имени Ф. Эберта провел опрос по репрезентативной общероссийской выборке две тысячи респондентов, проживающих мегаполисах, городских и сельских поселений. . Опрос показал, ежемесячный доход на одного члена домохозяйства составил 18 360 рублей, Москве и Санкт-Петербурге - 34 976, городах - 17 341, сельской местности - 13 818. Улучшение

своего материального положения отметили соответственно 8,3%, 12,1% и 10,9% опрошенных респондентов, ухудшение - 41,1%, 35,2% и 32,4%.

Подводя итоги, следует отметить, что проведенный анализ статистических данных по доходам населения свидетельствует, что политика доходов не стала еще приоритетным направлением государственной социальной политики. Равным образом социальная политика должна рассматриваться в качестве одного из основных приоритетов государства.

Литература

1. Игнатова Т.В., Мушенко И.Г. Государственные финансы в системе регулирования общественного сектора. - Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2004.

2. Россия в цифрах. 2017. Статистический сборник // http://www.gks.ru.

3. Игнатова Т.В., Филимонцева Е.М. Образовательные кредиты как инвестиции в профессионально-трудовой потенциал населения // ФЭС: финансы, экономика, стратегия. 2016. № 7. С. 29-33.

4. Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 227-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012, № 50 (часть IV], ст. 6950.

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2017 г. № 1119 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за II квартал 2017 г. // Российская газета. 2017. 25 сентября.

6. Основные показатели социально-экономического положения субъектов Российской Федерации в I полугодии 2017 года // Российская газета. 2017. 13 сентября.

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2016 г. № 1326 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2017 год» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016, № 51, ст. 7378.

8. Денежные доходы и расходы населения в 2011-2015 гг. Статистический бюллетень. 2017 // http://www.gks.ru.

9. Российский статистический ежегодник. 2016 // http://www.gks.ru.

12. Федеральный закон от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 26, ст. 2729; 2016, № 52 (часть V], ст. 7509.

Averin Aleksandr Nikolaevich, doctor of philosophical Sciences, Professor, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (82, etc. Vernadsky, Moscow, 119571, Russian Federation). E-mail: [email protected]

Ponedelkov Alexandr Vasilievich, Doctor of Political Science, Professor, Head of Cathedra of Politology and Ethnopolitics; South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: [email protected]

Vorontsov Sergey Alexeevich, Doctor of Legal Science, Professor, Professor of Cathedra of Process Law; South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: [email protected]

Goloborodko Andrey Yuryevich, Doctor of Political Science, associate professor, director, Taganrog institute of A.P. Chekhov (branch) of RGEU (RINH) (48, Initsiativnaya St., Taganrog, 347936, Russian Federation). E-mail: [email protected]

MONEY INCOMES OF THE POPULATION AS AN INTEGRAL PART OF STATE SOCIAL POLICY

Discusses the dynamics of money incomes of population since the may 2012 year of the Decree of the President of the Russian Federation. It analyses the main elements of the cash income-wages, social benefits-pensions, benefits, scholarships, State social guarantees, their relationship to the cost of living. Keywords: monetary income, wages, pensions, benefits, consumer basket, social guarantee a scholarship.

Выбор редакции
1.1 Отчет о движении продуктов и тары на производстве Акт о реализации и отпуске изделий кухни составляется ежед­невно на основании...

, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое...

Индивидуальные предприниматели вправе выбрать общую систему налогообложения. Как правило, ОСНО выбирается, когда ИП нужно работать с НДС...

Теория и практика бухгалтерского учета исходит из принципа соответствия. Его суть сводится к фразе: «доходы должны соответствовать тем...
Развитие национальной экономики не является равномерным. Оно подвержено макроэкономической нестабильности , которая зависит от...
Приветствую вас, дорогие друзья! У меня для вас прекрасная новость – собственному жилью быть ! Да-да, вы не ослышались. В нашей стране...
Современные представления об особенностях экономической мысли средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира,...
Продажа товаров оформляется в программе документом Реализация товаров и услуг. Документ можно провести, только если есть определенное...
Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки Ольшевская Наталья 24. Классификация хозяйственных средств организацииСостав хозяйственных...